вы читаете эти строки - значит, интересуетесь журналистикой. Иначе эта "Азбука" не попала бы к вам в руки. Вы собираетесь посвятить время, мысли, чувства самой трудной на свете профессии. Возможно, вы намерены посвятить ей всю жизнь. Это серьёзное намерение. Надеюсь, вы уже знаете, что журналист и блогер - это разные состояния ума, сердца и творчества. Знаете? Знаете. Тогда заметьте: книга моя - о журналистике. О самой интересной профессии на свете.
Чистая правда: если вы настроены на журналистику, вам будет очень интересно жить. Однако требуются навыки. Умения. Знания. Без них в современном журнализме можно голову сломать. Постараемся предотвратить профессиональный травматизм и подготовимся к нашему весьма специфическому творчеству заблаговременно.
Я помогу вам самыми необходимыми подсказками, а как вы ими воспользуетесь, зависит от вашего характера, здоровья и удачливости.
Да-да, удачливости. Успех - это результат, а удача - спутница. Её нужно любить, уважать, ублажать, и тогда она поможет вам дойти до цели, которую вы себе поставите.
Если вы видите себя главным редактором, то вам придётся прочитать ещё много книг, в частности, по хозяйственной деятельности и управлению коллективами. А в этой "Азбуке" содержатся советы сугубо творческого характера. Она создана для тех, кто хочет быть, прежде всего, корреспондентом. Репортёром, который всё хочет видеть сам и рассказать другим.
Для тех, кто и создаёт главный медиапродукт: контент.
Кто прошёл корреспондентскую школу, набегал тысячи километров репортёром, тот уже, считай, наполовину журналист. Почему только наполовину? Потому что для высшего пилотажа, для мастерства нужна ещё и мудрость, а это сокровище не зависит от набеганного километража.
Что значит быть журналистом? Законными способами искать, обрабатывать и распространять правдивую, общественно значимую информацию, - вот, собственно, и всё. Но каждое слово в этом определении отсылает нас к невообразимо громадному массиву сведений о профессии. Об одной только правдивости написаны целые библиотеки.
Каждая глава "Азбуки" - маленький шаг. По ходу вы можете выполнять небольшие задания, тогда каждый следующий шаг будет крепче и увереннее. А если у вас возникнут вопросы - пишите автору:
"Что я намерен делать?" - это вопрос по сути. Самый важный. Зачем я иду? Куда? Чего я хочу на самом деле?
Студенты-первокурсники всех факультетов журналистики часто говорят, что в ходе будущей работы
а) надеются постоянно встречаться с интересными людьми,
б) много ездить,
в) выступать по телевидению.
Чего только не воображают себе начинающие!..
Они путают причину со следствием, а профессию с туризмом. Хотеть надо совсем другого. Много ездить теперь могут все желающие. Каждый из вас может хоть сейчас открыть личное телевидение в Интернете, а также радио, газету, журнал. Технически всё это реально, а что ещё будет! Что же главное, без чего журналист - не журналист?
Главное - любовь. Внимание: неинтересных людей нет. Каждый интересен. Каждый.
Первозданное, горячее, порой заполошное влечение в кадр есть обыкновеннейшее желание покрасоваться, и журналистика для этого так же пригодна, как балет. Вы не стремитесь в Большой театр? А, надо уметь танцевать... Да, и на пальцах стоять, и вообще думать день и ночь только о движении, о музыке, образе... Трудно, да.
Настоящая журналистика - это тысячекилометровые уши, это фасетчатые глаза, как у стрекозы, это настойчивое любопытство, не знающее границ. Муха на стене: сидит тихо и всё слышит. Журналист умеет из всего вычитать информацию. Некоторые владеют этим искусством от природы, некоторые обучаются, некоторые никогда.
Проверим?
Посмотрите в окно. Что вы видите? Если ничего особенного, а только старый тополь, бабушек на скамейке, кошку на соседском балконе, облака на небе, - всё привычно и писать совершенно не о чем, тогда закройте эту книгу немедленно.
Эта книга для тех, кто
а) всегда найдёт повод к творчеству,
б) всегда хочет рассказать о новых событиях другим людям,
в) никогда не ждёт благодарности за свой труд.
Теперь пойдём ещё раз посмотрим в окно. Старый тополь давно пора привести в порядок, убрать сухие ветки, заодно придав кроне форму. Это заметка или корреспонденция для местной газеты. Возможно, для городской, а дальше посмотрим, как отреагируют коммунальщики.
Бабушки на скамейке выглядят необычайно довольными (или встревоженными). Им прибавили пенсию? Наоборот, задержали выплату? А тут дело пахнет социальным репортажем. Возможно, аналитической статьёй.
Кошка на балконе может указать вам на состояние балконов. И вообще: как обстоят в районе (городе, стране) дела с содержанием жилого фонда? Аналитическая статья как минимум. Не исключено эссе. А повезёт с самоигральным фактом, то и фельетон. У нас ЖКХ, увы, достойно всех жанров.
Облака на небе какие-то серо-зелёные: экологические проблемы обострились? Надо сходить к специалистам и взять актуальное интервью.
Попробуйте пожить недельку в таком режиме. Поприкладывайте всё, что увидите, к бумаге. Для начала мысленно. Увидел - приложил. Соберите впечатления, сделайте из них свою коллекцию. Сохранится - пригодится.
Конечно, я несколько упростила схему поиска материала, но примерно так и устроен мозг нормального журналиста; он всегда работает, всегда в тонусе. Видя мир полнее и подробнее, чем другие люди, журналист непрерывно хочет о нём рассказать. Кому? Этому же самому миру, который громаден и сам себя со всех сторон рассмотреть не в состоянии, а журналист всегда готов усилить оптику, очистить краски, уточнить детали. Особая организация психики.
Почему я написала, что журналист не должен ждать от мира благодарности за свой труд? Это чрезвычайно важная часть теста на профессиональную пригодность. Вознаграждение за труд в виде зарплаты и гонорара - это да, оно должно быть, поскольку журналистика есть профессия, значит, должна давать средства к существованию.
Но ждатьблагодарности нельзя потому, что таковое ожидание, во-первых, отвлекает от творчества, а во-вторых, искажает, уродует мотивацию к труду.
Правильная мотивация журналиста - стремление обеспечить общество правдой; общество имеет право на знание правды и по умолчанию доверяет журналисту её поиск;
неправильная мотивация - ожидание лавров и фимиама (и прочих подарков) за выполнение своих служебных обязанностей и должностных инструкций.
Путаница в мотивах ведёт к чудовищным последствиям вплоть до уголовных. Тому, кто хочет просто денег, надо идти в бизнес и повседневно беспокоиться о долгосрочном получении прибыли. В журналистику надо идти с любовью к людям и жгучей любознательностью, а о деньгах вообще не думать. Как пошутил однажды очень знаменитый советский журналист, "Пишите бескорыстно: за это больше платят". Парадокс: деньги приходят к тому, кто работает за удовольствие.
Теперь о характере и здоровье. Умеете ли вы вставать рано и приступать к творческой работе без раскачки? Вас ежедневно тянет поспать подольше, а соображать вы начинаете только к вечеру, а пишете вообще ночью?
Если схема под условным названием выброшенное утро - ваша, то вы недостаточно приспособлены к журналистскому труду. Попробуйте изменить график своей бытовой жизни. Получится - значит, вы умеете менять график, а значит и себя. Не получится - это сигнал. Может, всё-таки вы не журналист? Борьба с самим собой хлопотна. В журналистской деятельности и без неё хватает стрессов, так что постарайтесь победить в названной борьбе до того, как придёте работать в какую-нибудь редакцию.
Вас пугает перспектива каждый день думать о других людях? Писать о том, что произошло с другими? Не с вами. Подумайте хорошенько. Журналист - сколь угодно внимательный наблюдатель, летописец, очевидец, но всё это для других. И это есть первая жертва, которую честный журналист приносит обществу и, если хотите, Богу. Первый акт работы - самоотречение. Кого из вас устраивает такой разворот личного сюжета, тот вернее всего уцелеет в профессии.
Не менее важна и настройка рабочего инструмента и регулярная его чистка, смазка, увеличение его возможностей. Я говорю о русском языке. Это больное место современной журналистики, и это стыдно. По-моему, неумение журналиста пользоваться родным языком - твёрдый показатель его неумения пользоваться фактами.
Проведём маленький безобидный эксперимент.
Один миллион двести девяносто четыре тысячи пятьсот восемьдесят три. Запишите число. Представьте, что вы у микрофона и не имеете времени подумать. Выговорите его, пожалуйста, числительное во всех падежах русского языка. Начните с творительного. Прямо сейчас. Получается? Ладно. Тогда, будьте любезны, просклоняйте полторы бочки варенья. Кто готов? Хорошо. Составьте пять коротких предложений с деепричастными оборотами. Перепроверьте себя. Кстати, а где ударение в слове обеспечение?
В Интернете есть хорошие сайты, помогающие лентяям доучивать русский язык, с правилами и примерами, но после драки кулаками не машут. Всё надо делать своевременно.
Наконец, ещё одно проверочное задание. Вы любите себя? Уважаете? Вы уверены, что доброе имя - лучший капитал? Если на все вопросы дан положительный ответ, тогда что ж, делаем следующий шаг.
Второй шаг. Намереваешься - делай. Пиши...
Бывают странные люди, которые останавливаются на принятии решения, а потом надеются, что всё остальное произойдёт само собой. Странная надежда. Ведь если ты сам не сделаешь новый шаг, то в чём я смогу тебе помочь? После первого шага надо сделать второй. Слишком очевидно? Ничего подобного. Кому интересен решительный монумент, который стоит и чего-то ждёт? Бывает такой студент: поступит на факультет журналистики, а потом безучастно ждёт, когда его научат, направят на практику, дадут членский билет Союза журналистов, - и не понимает, почему ничего этого не происходит. Обижается!
Второй шаг на пути к журнализму - именно делание. Надо сразу начать писать. Лучше всего - регулярно записывать в специальную книжку свои мысли. Незаписанная мысль - утраченный клад. Очень многие мысли, детали, тонкие наблюдения, образы пропали для мира безвозвратно, поскольку авторы полагали, что никогда не забудут. Забыли! Естественно. Самонадеянность наказуема. Запомните это накрепко.
Заведите книжку и носите её с собой. Структуру книжки придумайте сами: можно записывать по хронологии, а можно по ключевым фразам и словам, располагая их в алфавитном порядке (но рядом обязательно ставьте дату, когда именно пришла эта мысль).
Мысли нужны любые. Те, которые с первого взгляда могут показаться смешными, незначительными, бредовыми, слишком личными, словом, какими-то некачественными, - могут впоследствии дать жизнь наилучшим вашим сочинениям и озарениям. И наоборот: то, что вы запишете с трепетным присловьем ну какой же я умный, может оказаться банальностью, изжёванной всем белым светом. Поэтому не бойтесь себя и записывайте, записывайте всё, и никому не показывайте. Это ваше
Записная книжка журналиста - это не блог. На дневник немного похожа, но существенно отличается. Блогеры работают на публику, даже если дневник закрыт для чтения или пишется-де только для друзей: наивный самообман. Все на свете тайные дневники пишутся с тайной мыслью: вот бы это прочитал он (она, они)...
Записная книжка журналиста - это его переносная кухня. Ведь мы в походе. Путешествуем по жизни. Записная книжка должна быть доступна в любое время, поэтому не полагайтесь на электронику. Попробуйте бумажную, облачённую в крепкую, лучше кожаную, обложку. Пусть ваша книжка будет красивой, приятной на ощупь, небольшого формата. Ручка для записей - отличного качества. Комфорт нужен максимальный, ведь книжка - интимная часть журналистской жизни. А показывать это нельзя, повторю, даже родным людям. Книжка, повторю, не блог на бумаге. Хотя уже есть печатные книги, составленные из блогерских записей, но это другая тема.
Как вести записи? Спонтанно, регулярно и аккуратно.
Не допускайте чрезмерной серьёзности. Всё чрезмерное, включая желание стать журналистом, - плохо. Чуть-чуть играючи. Но чуть-чуть.
Увидели красивую девушку - быстренько записали, в одёжках какой фирмы она сегодня щеголяет. Не разглядели ярлычки - опишите её наряд метафорой, дайте сильный образ, броское сравнение. Пригодится. Двойная польза: и эстетическое впечатление, и привязка девушки к истории. И когда через пять лет для солидной журнальной статьи (обзора, эссе, очерка) вам понадобится вспомнить, в чём расхаживали тогда модницы, у вас под рукой будет свой личный материал, и не надо будет искать информацию в Интернете, не надо спрашивать у коллег. Своя память лучше, чем чужая, а в случае с девушкой она ещё и крепче, поскольку информация окрашена эмоциями.
Кроме красивых девушек, в мире есть пожарные, учёные, министры, президенты... У всех есть не только костюмы, но и мнения, которые нередко высказываются в интересной форме. Услышите - немедленно записывайте. Я даю рецепты для начинающих, но, поверьте, многие состоявшиеся журналисты занимаются тем же: записывают! Удобно. Весело.
В 90-х годах ХХ века тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин, характеризуя инициативы ряда чиновников и результаты их работы, сказал, случайно цитируя Салтыкова-Щедрина: "Хотели как лучше, а получилось... как всегда". Время стёрло отточие перед историческим вздохом "как всегда", и теперь мало кто помнит, что это была авторская фраза министра, а вовсе не афоризм, известный всем. У Черномырдина вырвалось так искренне, что вошло в народную речь.
Представляете, как изящно смотрелась бы фраза молодого журналиста уже нашего века, который начал бы свою историческую статью о социальных проблемах (села, города, деревни на Луне...) со следующего пассажа: "Далёкого 1993 года, 8 марта, в 10 часов 26 минут утра, распекая нерадивых подчинённых на праздничном заседании правительства, премьер-министр Имяреков обогатил русскую речь афористичным высказыванием..."
Но чтобы создать броский, безусловно запоминающийся пассаж, надо постоянно прислушиваться к миру. Кто там сегодня произнёс (ляпнул) что-нибудь великое (смешное)? Вы немедленно заносите фразу в вашу книжку и ставите дату. Всё. Афорист попался. Зачем? А пригодится. А не этот, так другой; вон их сколько, говорливых.
Что если внести эту же находку в блог? Ведь считают же некоторые, что блогеры заменят журналистов. Прежде всего, так думают сами блогеры.
Отличие журналиста от блогера неизмеримо больше, чем кажется на первый взгляд. Отличие записной книжки от блога - тоже.
Блог - транжира, там всё разбазаривается. А книжка, заведённая для себя, - накопитель. Шкатулка с фамильными драгоценностями.
Блогер может писать что угодно, а журналист может писать только то, что угодно целевой аудитории его СМИ. То, что соответствует концепции данного СМИ.
Мир сейчас сверхактивно занимается подобием журналистики, то есть блогерствует. Все что-то сообщают друг другу. Дети и подростки порой даже не догадываются, что массовый Интернет в нашей стране завёлся в середине 90-х годов. (Они думают, что Интернет был всегда, как Солнце.) Никто не может сказать, сколь долго продержится блогерство в мировом коммуникативном пространстве. Вы, наверное, думаете, что блогеры - это навсегда? О, скольких вещей и явлений, казавшихся вечными, уже нет и в помине! Но философствовать будем в другой главе, а пока посмотрим, что дано в задаче сейчас.
Переход из уютного блога в легитимную (то есть законную, подчиняющуюся Закону России "О СМИ") взрослую журналистику психологически сложен. Юный блогер с пелёнок привыкает нести в Сеть что попало, и поэтому, придя в официальную редакцию, смущается рамок, теряется перед концепцией. Творческая мысль юного свободолюбца парализуется, сталкиваясь с необходимостью соблюдения внутрицеховых приличий. При слове формат молодой журналист каменеет. А ведь ничего страшного в формате нет. Это умение работать здесь, в этом СМИ, соблюдая местные правила.
Молодой журналист недоумевает: откуда строгости (идейные, тематические, стилистические, орфографические и так до бесконечности) в принципе, если доселе была разудалая воля, включая все преведы грамматике? А как быть с окружающими, которые тут, в редакции, окружают тебя как-то совсем по-другому, не так, как в блоге, где, как правило, многочисленные френды реагировали быстро и доброжелательно. Даже если ругались почём зря, всё равно хорошо-то как было! Сморозил - и сразу лайки. Красота.
А в настоящих СМИ? Рассмотрим типичную ситуацию.
"Что я написал?" - озадачен юный журналист, произведение которого почему-то опубликовано. Может, шедевр? Завтра проснусь знаменитым?
Не будем лукавить перед собой: каждая публикация, а первая особенно, вызывает озноб чудесного предвкушения. Волнение, испытанное всеми без исключения литераторами, однажды увидевшими свою фамилию тиражированной, незабываемо.
Назавтра мы приходим, переполненные эмоциями, в редакцию, свершившую волшебное превращение домашнего гения в признанного мэтра, а там - ну, как бы это помягче... ничего не происходит. Ни френдов, ни комментов, ни даже лайков. И мир не перевернулся. Коллеги сосредоточенно молотят по клавишам, беседуя по телефонам. Всё так же, как вчера. Ужас. Может, самый добрый оторвётся на миг от своего монитора и, буркнув привет, скажет, что прочитал, понравилось. И тишина. Особенно это безразличие впечатляет в крупных СМИ, где принято всех корреспондентов высаживать в общий зал - newsroom (новостной зал, "скотобаза" и даже "где сидят бандерлоги"). У каждого журналиста свой прозрачный закуток с компьютером, видный всем с любых сторон, и дай Бог им всем здоровья, чтоб успевать делать новости, не обращая внимания на окрестности.
А вот блогеру набросали б уже радостей! Он бы уже знал, что его выступление замечено! Уже можно было бы беспечно жить дальше! Тема была б отброшена, возникла следующая - какая разница! Вот это жизнь!
Внутри редакции легитимного, взрослого СМИ сюжеты "первая публикация" ("ценные мысли, то есть мои") и/или "любимая публикация" развиваются, подчеркну ещё раз, абсолютно по другой схеме.
Оставшись наедине со своим горьким счастьем, молодой журналист чуть не плача вглядывается в свежую полосу, в любимую фамилию на ней и убеждается, что все окружающие суть болваны, раз не понимают, как прекрасен его материал, какая правда жизни в нём заключена и каких титанических усилий стоило так складно изложить её. "Наверное, завидуют..."
Конечно, бывает, что и целовать будут, и хвалить до небес, но крайне редко, и рассчитывать на это не стоит. Лучше заблаговременно усвоить, что вы идёте на конвейер, где не принято радоваться каждой удачно подкрученной гайке. Именно так: на конвейер. Вступив на территорию гигантского завода, вы стали просто одним из авторов мирового информационного потока, и по этому поводу никто не обязан прыгать антилопой.
Доктор филологических наук Л. Г. Свитич написала интересное и познавательное учебное пособие "Профессия: журналист". Достаточно бегло перелистать страницы, относящиеся к профессиограмме журнализма, чтобы даже бешеное честолюбие призадумалось.
Оцените, например, главу "Интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе". Привожу в сокращении.
Творческие способности: литературные, журналистские, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение "надеть" на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский "нюх" на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию, учитывая особенности её восприятия и т. п.
Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, её функций и целей, знание аудитории, её особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.
Гражданские качества и социальная ответственность: высокое чувство социальной, гражданской ответственности перед обществом, стремление при помощи информации содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность.
Гуманность, моральные качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, чуткость и отзывчивость, способность к сочувствию, честность и порядочность, неподкупность...
Это далеко не всё, но и так ясно, что не всем следует браться за журналистику, а берутся многие, особенно часто те, кто, поблогерствовав, отыскивают в себе большие таланты в области воздействия на нервы людей.
Блогер - он как писатель: всё про себя да про себя, даже если про других. А настоящему журналисту писать про себя - последнее дело. Ему надо рассказывать про других, и не себе, а им же, другим. Неблагодарная участь, правда? Может, лучше всё-таки в блогерах пересидеть? Шепнул что-то под псевдонимом - и в кусты. Можно взять крутое имя, хоть Чарли Чаплин, и никто не схватит за руку. Ну, конечно, не схватит до поры: пока не нарушишь Конституцию каким-нибудь совсем уж оголтелым образом.
Итак, что делать, если в журналистику тянет неодолимо, а рамки Закона о СМИ (кстати, совершенно справедливые!) жмут. Самолюбие играет, и графоманский зуд покоя не даёт, как его ни ублажай полумерами блогерства, - как быть?
Надо очень крепко подумать, почитать нашу "Азбуку", подумать ещё и... Идти. Делать. Учиться. Дерзать. Ошибаться и вновь учиться. Только запомните накрепко, что блогерство и журналистика вовсе не близнецы. Непременно прочитайте Закон РФ "О средствах массовой информации". Поинтересуйтесь всеми поправками, которые появились в этом законе за годы его существования. Как ни странно, есть журналисты, которые не читали Закон "О СМИ" и (что вообще никуда не годится) даже не знают, что журналистика регулируется законодательно. Не знать закона - это непрофессионально.
Итак, главная мысль этой главы: намереваешься - делай. Не бойся!
А, кстати, почему молодому журналисту бывает так страшно постучаться в дверь обычной редакции, даже если это местная газета, и вокруг своё родное поселение? "Вдруг не примут!" "Вдруг я им не нужен!" "У них и своих там хватает!.."
На деле это типичные отговорки человека, страдающего обострённым самолюбием и самомнением. "То есть я, конечно, оч-ч-ень талантлив, но вдруг меня не заметят, а мне будет жутко больно!.." Уловки! Тот, кто так думает, не работать пришёл, а покрасоваться. Тот, кто намерен нести людям правдивую информацию, тот, кто жадно любит новости, тот откроет любую дверь, войдёт в любую редакцию, получит аккредитацию на любое самое высокое и заманчивое мероприятие. Он журналист.
Не надо бояться. Лучше сделать глубокий вдох, открыть дверь и на выдохе сказать очень вежливым тоном, что вы хотели бы поработать в редакции местной газеты (или радиостанции, или даже телевидения) внештатным корреспондентом. Для начала это хороший шаг. Конечно, если открыть дверь ногой и с порога потребовать зачисления сразу в штат и большой зарплаты, можно в ответ услышать о себе много неприятного. Но если вести себя по-человечески, с пониманием, что у редакции каждый день много хлопот, и предложить свою помощь, то вам непременно найдут какое-нибудь задание. Надо обратиться или к ответственному секретарю редакции, или к шеф-редактору, а если редакция маленькая, то и сразу к главному: важно, как обратиться. Можно заодно принести свои заметки по уже заинтересовавшим вас темам, показать написанную концепцию собственной рубрики, обозначить, чем именно вы намерены отличаться от остальных. Тогда и люди в ответ найдут чем заинтересовать вас.
Я понимаю: легче разместить свою заметку в блоге. Психологически комфортнее. Безопаснее. Но уж лучше давайте договоримся: вести свой блог вы будете потом. Когда станете уверенным, настоящим, работающим журналистом. Подчёркиваю: настоящим, то есть работающим в легитимной (законной, официальной) прессе.
Редакция печатного СМИ всегда нуждается в лёгких на подъём молодых корреспондентах; радио- и телестудии всегда ищут сообразительных и подвижных репортёров. Это самые дефицитные люди: быстрые, любознательные, смекалистые, энергичные репортёры. Без них нет журналистики. Кто бы ни говорил, что вот, дескать, журналистика умирает, потому что есть Интернет. Никогда! Интернет не заменит живого человека, умеющего пойти и своими глазами рассмотреть, что там на самом деле случилось, а потом рассказать об этом людям. Даже в конвергентных редакциях (есть такой тренд) нужен репортёр. Нового типа журналист-универсал.
Журналистика как социальный институт бессмертна: добывать и распространять сведения о происходящем с людьми всегда кто-нибудь да возьмётся. Хоронят её, похоже, от испуга: ведь почти всем наличным землянам даны технические средства рано или поздно познакомиться друг с другом без посредников. Теоретически, конечно. Высокие технологии будто сдёрнули с легитимной журналистики флёр сакральности. Ничего страшного. Под одним флёром всегда найдётся ещё один.
Страх перед техникой и любовь к технике соседствуют сейчас очень тесно: взрослые "чайники" с лёгким ужасом поглядывают на дошколят, легко овладевающих любыми новинками прогресса. Поколения отцов и детей далеко разошлись по уровням коммуникационной свободы.
Увлечение тотальной оцифровкой всего на свете принимает формы, до которых можно дофантазироваться только в бреду. Однако...
Читаю интервью московского учёного, работающего над избавлением будущих поколений от мук медленного и не всегда-де объективного познания мира. Он изобретает цифровую колыбельку-кокон, куда будет закачиваться всё, что накопилось у нас за тысячелетия, а также новости. Прямо в мозг младенцу. В результате, обещает мозговед, выпускник цифровой люльки выйдет не в туманное будущее, а в сознательное, понимаешь, творчество. Говорит, скоро мы вообще всю мировую информацию оцифруем. Страшно, конечно, и жаль остаться без индивидуального опыта и всё знание о мире получить от учёного дядечки прямо в голову, однако узнала-то я про грядущий "кокон познания" из качественной газеты. Именно журналистика донесла до меня сведения о том, как романтично хотят упростить нашим потомкам получение жизненного опыта и значимой информации. Экстремальный (невыдуманный!) пример своеобразно доказывает нам, что бессмертие журналистики будет обеспечено любой ценой. Как угодно, но вкачать в человека информацию! (Спасибо учёным, что предупредили, над чем работают.) Не знаю, как сложится судьба зацифрованных младенцев, но что изобретение этого учёного, случись автору пробиться к власти, преобразило бы первым делом именно журналистику, несомненно. Пофантазируйте. Великие возможности управления толпами! То есть оболванивания. И никаких тебе журналистов с их индивидуальной нравственностью, человеческой моралью и обветшалыми принципами... Раз - и готово, и все одинаковые, как кирпичи.
Полагаю, что последняя роскошь и последнее удовольствие, с которыми расстанется человечество, если ему вдруг предложат осознанный выбор, это обычная, легитимная, наземная, реальная журналистика. Без профессии, смыслом которой является своевременное обеспечение людей достоверной информацией, на основании которой они могут принимать адекватные поведенческие решения, без неё мы, люди, не проживём. Нам жизненно важно знать от ответственных людей, какая завтра погода - во всех смыслах слова. Интернет для этого слишком, простите за тавтологию, виртуален, хотя прогнозов там уйма. Виртуальный мир (основное значение слова) - есть мнимый мир, возможный. Но - не реальный.
Способы текстопорождения и доставки информационных грузов будут меняться всё быстрее, вплоть до, возможно, полной демассификации СМИ (хоть до телепатической журналистики, если найдутся законные носители), но профессия останется. Сейчас изобретены очень тонкие носители, которые в ближайшем будущем начнут менять весь облик коммуникационного пространства: бумажная газета и книга перельются в пластиковые лепестки. Отдалённо они похожи на мягкие телевизоры толщиной в лист картона. Свернул и положил в карман. Лист пополнится контентом, пока вы перейдёте улицу.
Все эти милые достижения техники давным-давно были предсказаны (под псевдонимом "миниатюризация"). Но контент кто-то должен делать. Агрегатор новостей штука замечательная, но всю жизнь охватить не сможет. Будет время - загляните сюда: http://www.siliconrus.com/2013/02/komu-nuzhnyi-novostnyie-agregatoryi/
О гибели журналистики толкуют ещё и потому, что из "четвёртой власти" она в мировом масштабе превращается в первую и всё чаще используется как оружие массового одурачивания. Увы. (Надеюсь, читатели этой "Азбуки" будут людьми высокой профессиональной морали.)
Отдельного журналиста можно уволить, но избавиться от власти опубликованного слова никак невозможно. Ни в одном обществе нельзя провести, так сказать, всенародные выборы журналистов. Вроде бы всех выбирают: президентов, депутатов, судей, супругов... А журналисты, негодники, будто самоназначенные. Самовольные диктаторы, которых не сбросишь никакой цензурой. И даже если где-нибудь выключат всё электричество, хитроумцы найдутся: на воде, на воздухе напишут и передадут. Мы бесповоротно избалованы с ХV века, когда изобретатель печатного станка с разборными литерами Гутенберг, желая всем добра (распространить побольше Библий), подарил человечеству машинный тираж.
Пока не было тиража, не было журналистики, а только пражурналистские явления. Появился тираж - всё. Обратной дороги нет. Информация стала товаром массового спроса и предложения.
Тем не менее честный, высоконравственный журналист ещё возможен и не всё оцифровано до уровня глобальной стандартизации. Да и оцифруют, то ради чего? Всё опять же ради распространения информационных продуктов. Так что продолжим чтение "Азбуки". Всё хорошо.
Третий шаг. Получаем информацию. Откуда?
Мы говорили о записной книжке, сберегающей ваши мысли, наблюдения и впечатления: такого рода сбербанк необходим, как воздух.
Но есть и второе хранилище, не менее ценное: люди, их телефоны и адреса. База данных, плавно превращающаяся в коллекцию ньюсмейкеров.
Ньюсмейкер - в переводе с английского буквально делатель новостей. Журналисты употребляют это слово в значении "важный источник": тот, кто лучше всех знает, что происходит в данной теме. Все ньюсмейкеры мира сейчас построены по некоторому воображаемому ранжиру. Первые лица государств - ньюсмейкеры номер один. Вторые, третьи и так далее определяются по иерархии, сверху вниз. Для местных СМИ работает тот же принцип. Запомните: сейчас правит бал ньюсмейкерская журналистика. Будущее неизвестно, а сейчас так.
Например, для рубрики, описывающей работу коммунальных служб, ньюсмейкером будет не только начальник, знающий, сколько водопроводных труб надо заменить и когда, но и слесарь-сантехник, который, может быть, обругает качество привезённых труб или пожалуется репортёру на нерасторопность смежников. Полная картина события никогда не складывается из мнения одного ньюсмейкера. Например, начальник может сказать, что всё замечательно, а сантехник - что всё плохо. Или наоборот. А классный корреспондент должен знать обе точки зрения, потому что ему надо найти правду. Линия правды не может идти через одну точку. Только пропаганда ведёт одну прямую, через одну точку, утверждая свою единственность, истинность и несокрушимость.
В солидных газетах сейчас жёстко действует правило двух (бывает, что и трёх) подтверждений, то есть журналист не имеет права опубликовать факт, если его не подтвердили два (три) разных источника. Качественные новости - это верифицированные новости.
На местном уровне информацию верифицируют, скажем, начальник, сантехник и баба Клава, в квартире которой подозрительные трубы установлены. На уровне больших компаний - это основные участники договора, а если их всего два, то подтвердить, что затевается именно этот контракт, должно осведомлённое (третье) лицо. В ином случае (то есть если трёх подтверждений новости нет, или не удалось найти) редакторы не принимают материал от корреспондентов. В редакциях качественных СМИ, где главное правило оперативность и достоверность, без умения найти не только ньюсмейкера (который, например, поведает журналисту, что их фирма будет строить дом), но и его партнёров (которые подтвердят, что дом будет строить именно эта фирма), без этого умения не обойтись. А чтобы и поиск новости, и следование правилу трех подтверждений происходило ритмично и почти в автоматическом режиме, журналист должен быть сам лично знаком с огромным числом людей. Тут вам и пригодятся умения, о которых я говорила в начале "Азбуки".
Напомню важнейшее правило журналистской настройки: на свете нет неинтересных людей. Поговорить можно и нужно с каждым, с кем свела дорога.
Работающий в ежедневной прессе журналист каждый день кого-то видит (это хорошо), и лица сливаются в пёстрый поток (а вот это проблема). Чтобы не захлебнуться и в нужный момент извлечь из памяти необходимый адрес, фамилию, должность, надо, накапливая знакомства, фиксировать их удобным способом. Для этой коллекции необходим компьютер. Я всегда сохраняю имена-телефоны-прочее непременно на разных носителях, включая толстые бумажные ежегодники.
Вы будете вносить в базу координаты людей, с которыми вас свела судьба. Разумеется, поначалу ужаснётесь: как выбирать? Кого занести в свою базу, а на кого не стоит обращать внимания?
Это очень серьёзный вопрос, на который нет однозначного ответа. В моей журналистской практике часто бывало, что человек будто бы случайный (незнаменитый и т. п.) через годы оказывался чрезвычайно важным ньюсмейкером в своей сфере.
Я поняла, что качественный ньюсмейкер, при определённых обстоятельствах, - это любой человек. Позже я почувствовала, что за всеми журналистскими встречами, даже мимолётными, стоит сама жизнь и щедро предлагает варианты: изучай современников! Всматривайся: кто сейчас пришёл в эту жизнь? Тут недурно вспомнить старую журналистскую шутку, что новости - это всё одни и те же события, только случаются с разными людьми.
Короче говоря, как только начинаешь искренне заниматься журналистикой, судьба, вдруг изогнувшись, поворачивает некую избушку на курьих ножках всеми окнами прямо к тебе. Люди сами начинают случайновстречаться на пути. И очень быстро понимаешь, что неинтересных людей нет. Их не может быть.
Это не только мои наблюдения.
Если вы прочитаете мемуары известных журналистов, рассказывающих о своих встречах, поначалу показавшихся случайными (почтальон, рыбак, просто прохожий, кто угодно), но впоследствии приведших журналиста к славе (здесь под славой я понимаю удачный репортаж, актуальный сюжет, классный материал на редкую тему и прочее), вы поймёте, что все контакты были будто предначертаны. Срабатывали внимательность журналиста плюс установка на поиск.
В конце концов, вам лично в данную минуту хоть сколько-нибудь интересен новорождённый наследник одного из африканских правителей? Видимо, нет. Но попади вы вдруг в его страну, где от судьбы младенца зависят все и всё, вам он сразу понадобится как ньюсмейкер N 1. Помнить надо и повторять, словно буддист мантры: неинтересных людей нет. Все интересны. При определённых обстоятельствах интересный вообще окажется главным.
Построим простую таблицу.
1.
Фамилия, имя, отчество
2.
Профессия, должность ньюсмейкера
3.
Телефоны
4.
Адреса
5.
Примечания
Полностью (не только инициалы) и правильно
На момент знакомства
Все возможные
Электропочта, служебный, домашний
Дата знакомства, краткое содержание первой беседы, свидетели встречи, общие знакомые
В эту таблицу можно добавить и шестую колонку (седьмую, восьмую) - содержание новой встречи с вашим ньюсмейкером, другие памятки, сразу разделив пятую графу на части: первая встреча, новая встреча, характер интереса, перспектива, прочее. Взрослые работающие люди, живущие в тесных городах, примерно так и оценивают мысленно все новые контакты. Искренние дружбы просто так чаще всего складываются в детстве и юности. Потом характер встреч меняется. Не все это записывают так тщательно и прагматично, как я вам тут предлагаю, но журналисту подобная таблица необходима. Рекламисты и пиарщики вообще не существуют без своей базы контактов. На работу не примут.
Всё это - взрослая деятельность, к тому же прагматическая.
Прагматический взгляд на людей не свойствен детям. Они умеют прозревать суть вещей и людей прямо и бескорыстно. Большинство взрослых утрачивают эту способность за время обучения в школе. Журналисту как уже взрослому человеку приходится подставлять себе определённые "костыли", искусственно определяя будущую ценность контакта. Поберегите в себе детское начало, и хотя бы пока вы учитесь, определять ценность не надо: ошибётесь! Просто учитесь знакомиться.
Естественно, не записывайте нового знакомого в таблицу прямо у него на глазах. Ни в коем случае. Структурировать свою базу данных надо в уединении, а в момент знакомства действуют обычные правила хорошего тона и делового этикета: например, обмен визитными карточками. И неизменно - вежливость.
В жёлтых (бульварных, массовых) изданиях, где печатаются, в основном, сплетни и слухи, правилу трёх подтверждений не следуют. Публика качественная, понимая это, делит всю почерпнутую оттуда информацию, как говорится, на восемнадцать. Публика массовая, для которой и выходят развлекательные СМИ, глотает без фильтрации. Потому и делятся все СМИ на качественные и массовые.
Повторим главную мысль: учитесь знакомиться, запоминать людей, записывать первые впечатления и по возможности координаты. Приступая к официальной работе, вы уже имеете навык систематизации подобных данных. Если вы, поступив в редакцию, будете бессистемно складывать вновь получаемые на различных встречах визитные карточки в какую-нибудь коробочку или даже в очень большой и респектабельный на вид кляссер, всё равно выйдет хаос, в котором через десять-пятнадцать встреч и визиток будет невозможно сориентироваться.
Если же у вас структурированная база ньюсмейкеров, в основу которой заложен приятный вам принцип классификации (по алфавиту, по хронологии, по темам, иначе), то вы быстро найдёте того, кто вам нужен, даже через годы, поскольку у работающего человека обязательно есть социальные координаты. Если они изменились (но вы помните обстоятельства первой встречи, то есть графа 5), вы без особого труда найдёте этого человека через общих знакомых, через Интернет, по ассоциациям, как-то иначе, но найдёте: все мы связаны со всеми. Если в первую встречу вы не получили всех адресов и телефонов нового знакомого (что вероятнее всего), ничего страшного: недостающее звено базы впишется через некоторое время. Запомните: любой выход в люди, где собралось много специалистов по какой-либо теме, любая пресс-конференция, любой фуршет - это место важных встреч. Там разговаривают, обмениваются впечатлениями, визитными карточками. Это серьёзно. Это всегда пригодится.
Зачем журналисту личная база ньюсмейкеров? Казалось бы, дали задание, взял адрес и телефон (у кого-то?) и пошёл выполнять. Ничего подобного. Так тоже, конечно, бывает, но всё реже. Больше ценится тот репортёр, кто, условно говоря, пошёл на задание раньше, чем получил распоряжение. Тот, кто предвидит событие и умеет сообщить о нём не просто первым, а раньше, чем это сделают конкуренты, такой журналист и становится звездой.
А предвидеть и первым найти значимую новость возможно только при условии личного знакомства с огромным числом людей, заметных в той или иной сфере. Чтобы с ними перезнакомиться и годами поддерживать отношения, молодому журналисту надо научиться вежливо и, если потребуется, компетентно разговаривать с любыми людьми. Выбейте это большими буквами на мраморе и повесьте на стену, чтобы всегда было видно: "С любыми!"
Кстати, если вы ещё не в силах компетентно поговорить на серьёзную тему с опытным специалистом (в любой сфере), просто расспрашивайте о его отрасли. Специалисты (даже на фуршетах) любят рассказывать о своих делах и, как показывает практика, чем выше уровень специалиста, тем проще и понятнее он рассказывает. Это один из вернейших признаков хорошего ньюсмейкера - умеет описать свои профессиональные занятия так, что и ребёнок поймёт.
Если на каком-либо многолюдном мероприятии вы разговорились с человеком, который здесь "всех знает" (эдакий сплетник), запоминайте этих самых всех! Какое-нибудь зерно в его изобильных речах всё равно содержится, даже если остальные 99 процентов - слухи и выдумки. Наматывайте на ус всё, а потом, когда дело дойдёт до творческого процесса, вспомните правило трёх подтверждений. Три сплетника - тоже ньюсмейкер: если трое говорят об одном и том же, значит, тут зарыта какая-то собака.