Черникова Елена Вячеславовна
Клеопатра как непризнанный гений

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черникова Елена Вячеславовна
  • Обновлено: 20/03/2017. 52k. Статистика.
  • Очерк: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 12 штук.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 8.43*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк о Клеопатре написан в 2009 году и в разных вариациях неоднократно опубликован в СМИ.


  •     Елена ЧЕРНИКОВА
         
          КЛЕОПАТРА
          КАК НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ
         
         
          "...Счастливей всех живущих в Египте"
         
         

    Клеопатра (имя царицы)
    в
     иероглифах

    0x01 graphic

         
         

    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic

         
         
         
         
         
         

    0x01 graphic

         
         
         
      
         
         
           Михаил Кузмин:
         

       "...И видел бы раз в год или два года
    золотой узор твоих сандалий,
    когда ты случайно мимо темниц проходишь"

         
          
         
          Она заворожила мир на две тысячи лет: символ красоты, "самая роковая", персонаж произведений всех искусств. Ни одна из античных богинь не упоминается в искусстве так часто, как Клеопатра, хотя она - земная женщина. Клеопатра VII Филопатор (69 - 30 гг. до н.э.) -- последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев. Прославилась в прямом смысле слова сверхъестественно. Почему?
          Думая о Клеопатре, я чуяла культурный подвох и мировой заговор. Странные ощущения мои подогрело знаменитое высказывание французского философа и учёного Блеза Паскаля (Blaise Pascal, 1623-1662): "Если бы нос Клеопатры был короче, мир был бы иным". У "роковой" Клеопатры - адвокат-математик? Или прокурор? Скорее, поэт. А сколько понаписано, дабы опровергнуть его мысль! Одни говорят: нет! роль личности в истории (здесь, конечно, нос - символ личности, а не "часть лица") ничтожна, и "всё решают массы". Другие возражают: царит рок, предназначение, или ландшафт и климат, и что угодно, только не люди. В результате вопрос о том, кто же творит историю человечества, остаётся открытым. И всё-таки, наверное, личность важна, иначе великий математик-афорист и не вспомнил бы о каком-то там носе какой-то египетской женщины, родившейся до нашей эры. Зачем она ему, если под рукой полно знаменитых французских дам, пригодных для любого теоретизирования? Однако мы учтём мнение Паскаля, ибо первым счетным устройством, которое работало, была машина, построенная им в 1642 году. Механический "компьютер" Паскаля мог складывать и вычитать. Не правда ли, плоды работы такого мозга должны интересовать нас?
          Русские читатели привыкли к образу Клеопатры из "Египетских ночей" Пушкина, где она, как обычно в искусстве, красивая и продажная душегубица. Вопрос: откуда обычай? Кто начал? Из того, что у женщины умерли два формальных мужа и двое настоящих возлюбленных, не вытекает ни её красота, ни распущенность. Послушаем поэта.
          Сюжет "Египетских ночей" Пушкина разворачивается в светском салоне. Герой, гастролирующий поэт-импровизатор, по жребию получает тему "Клеопатра и её любовники", воодушевляется (почуяв ни больше ни меньше - "приближение бога") и, обыгрывая молву, создаёт пред собравшимися поэму: царица-де проводила ночь со всеми желающими, а потом их убивали.
          Слова импровизатора perche la grande regina aveva molto...("потому что у великой царицы было много..." - то есть любовников), вызвали в публике не очень приличную реакцию. Некоторые мужчины громко засмеялись. Что так? А то, что вброшено Аврелием Виктором в IV веке н. э.: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".
          Откуда префект Рима Секст Аврелий Виктор (лат. Sextus Aurelius Victor), живший на четыреста лет позже Клеопатры, узнал о кровавых выходках царицы в Египте? До глянцевой прессы оставалось более полутора тысяч лет, понятий "тираж" и "массовая информация" ещё не было, а скандал хорош в мирные времена, когда нет другого пиара. А зачем скандал постоянно ведущей военные действия правительнице? Что же случилось? Почему человечество, как огромный попугай, вот уже почти двадцать веков повторяет одну и ту же чушь?
          Личную фантазию малоизвестного римского историка, как я сначала думала, подсаливала ревность к мировой славе, ещё при жизни доставшейся женщине, а Пушкин, упомянувший в "Египетских ночах" имя Аврелия Виктора, нечаянно сделал забытому историку и чиновнику незаслуженную рекламу. О Пушкине и великих персонажах надо сказать особо.
          В истории полно небыличек, и они далеко не всегда безобидны, но если за дело берётся гений - то хрустеть клеопатриным, и не только её, косточкам. Сальери, прекрасный музыкант и педагог (между прочим, учитель Бетховена), попал на перо к тому же Пушкину (поэт был гений, но не ангел) и - погиб репутационно. Кто хоть раз слышал о Моцарте, тот знает, что весёлого парня отравил негодяй и завистник Сальери... Все знают! А ведь не доказано. Как говорили древние, после того не значит вследствие того. И если настоящий Моцарт умер через несколько дней после банкета у Сальери, то есть совершенно неизвестно почему, то художественный Моцарт гибнет немедленно, на сцене, как и положено. Пьеса не может заканчиваться через несколько дней, за кулисами, значит, всё должно произойти здесь и сейчас. То же и с Клеопатрой. Не видевший её, не знавший её подлинной драмы Аврелий Виктор сочинил басенный сгусток, в котором её героическая жизнь превратилась в скабрёзный анекдот. Классный способ борьбы с врагом!
          Дыма без огня не бывает? Ещё как бывает. Сейчас это называется "информационная войны". Когда надо вбросить в читательские головы отвлекающую туфту, возникают "эксперты", "наблюдатели", "источники, близкие к высоким кругам" и прочие анонимы, после которых оправдывайся не оправдывайся, дело сделано. "Первое слово дороже второго", как известно даже детям. Аврелий Виктор не мог видеть расправ над мужчинами, вышедшими из опочивальни Клеопатры, поскольку до его рождения оставались сотни лет; не читал роковых документов, поскольку таковых нет и быть не может. Ему долг велел. Он выступил экспертом от... префектуры Рима.
      
      
      
           Клеопатра красавицей не была
         
         
       О Клеопатре сделаны десятки фильмов и спектаклей, что понятно, но и косметические салоны названы её именем, что, с одной стороны, комично: современным красавицам было бы трудно выйти замуж, будь у них внешность Клеопатры. Но с другой стороны, всё точно: царица написала руководство "О лекарствах для лица". У неё была своя парфюмерная фабрика в районе Мёртвого моря.
          "В центр механизма вставляем оставшийся медальон... Так судьба Клеопатры была предрешена..." (из сопровождения к компьютерной игре). Окажись в Москве, печально взглянула бы царица на монитор умными очами, мощно подведёнными чёрной тушью с порошком кохоль, и прикрыла веки, подкрашенные мелкотёртым сернистым свинцом. Усмехнулась. А доморощенным астрологам двадцать первого века посоветовала бы "малахитовую зелень от глазных болезней". С царской точки зрения, не плебейское это дело: вертеть судьбами царей. Ими управляют небеса.
          Но до дрожи пьянит её биографический коктейль, смешанный мужчинами! Круче всех отличился, как я уже сказала, Аврелий Виктор.
          К чести мужчин, были другие высказывания. Великий историк Плутарх, тоже никогда не видевший Клеопатру, написал восхищённые строки о голосе царицы!
          ... красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, -- на любое наречие...
          Плутарх тоже не очевидец и не ухослышец. (Это как вышел бы на сцену пародист Галкин и выдал стихиры голосом Ивана Грозного.) Но слова его о ласковом голосе Клеопатры - это достовернее, чем о легендарной вампирической развратности.
          Звук для египтян был священен, на нём держалась магия, обрядность, полная смыслов. Звук - эзотерическая субстанция. Голос невозможно подделать, он как свидетельство о подлинности души. Царица с голосом, радующим слух, - дар небес, избранная, за нею пойдут и армии целиком, и полководцы лично, потому что выросшие в обстановке непрерывного богослужения люди знали цену звуку. Клеопатре никогда бы не взять ни трон на двадцать лет, ни Гая Юлия Цезаря, ни Марка Антония, если б у неё был обычный голос жеманницы, не представляющей, куда девать свои мнимые прелести.
          Она была небольшого роста, с длинным носом. В профиль - вылитый Буратино из советского фильма для детей. И на монетах, и на сохранившейся скульптурке сия особенность её интересного, но не очень красивого лица видна превосходно. Впрочем, не ясно, чьё именно лицо мы принимаем за её, поскольку не с чем сличать. Тот длинный нос, о котором Паскаль сложил афоризм, тоже часть легенды.
          Почему же императоры за нею в очередь стояли? Обаяние - субстанция живая, разворачивающаяся здесь и сейчас, как пение. В записи обаяние не греет. Значит, было в Клеопатре что-то, отчего сдвигались эпохи, государственные границы. Что-то чему нет названия в современном лексиконе.
          Если Клеопатра не красавица, то кто?
      
         
          Женщина в золотых сандалиях
      
         
          Многие тайны Древнего Египта не разгаданы, поскольку их не вмещает современный ум. Нелегко понять магический мир, где всё было живое: от буквы до звезды. И любовь была иная. Египетские мужчины и женщины прекрасно жили вместе, условно, тысячелетиями. Но если мы узнаем их семейные секреты, то не сможем ни принять, ни применить: иное положение женщины, другая мистика отношений.
          Почему прижился вброшенный недоброжелателем страшный миф о невинных плейбоях, умерщвляемых после одной-единственной ночи с Клеопатрой? Картинно, ужас, ужас, ужас. Но почему так негуманно? Откуда могла взяться сплетня?
          По тем временам, которых мы отсюда не видим и не понимаем, обладавший царицей становился царём. Сначала - метафизически. К половым отношениям в те времена относились как сакральным, и у дерзкого, попавшего в царскую постель, выбор действительно резко сужался: либо трон, либо смерть. Позволить кому-либо воцариться лишь по сексуальным обстоятельствам легитимная царица, замужняя женщина Клеопатра не имела права. И если бы кто-то даже пробрался к ней в опочивальню, она как государственный деятель была бы обязана его уничтожить.
          С другой стороны: чем бы вдохновлялись бежавшие на ложе смерти мужчины? Чем бы их прельщали кровавые секс-турниры? Назвать царицу красавицей могла только слепая молва. А как насчёт умницы? Согласно Пушкину, художественная Клеопатра (в "Египетских ночах") произнесла:
      

    Скажите: кто меж вами купит 
    Ценою жизни ночь мою?

          Неумная реплика, отдающая плебейской кровью, отнюдь не царской. Но Клеопатра была дочерью царя, внучкой царя и так далее в тайну и глубину веков. Торговля ночами ей не по статусу. Поэт погорячился.
          В Древнем Египте вопросы жизни и смерти фараонов были самыми насущными, поскольку в ином мире они становились богами. Подлинная Клеопатра, хотя это уже не Древний Египет, а эллинистический, не могла бы зазывать простачков на плаху. Эта "вдова" не из поэмы Баркова. Следует понимать, что её самоубийство, сам сюжет гибели, воспоследовавшей от укуса египетской кобры, говорит о высочайшей поступи: издревле символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение змейки. То есть Клеопатра, одна из умнейших женщин в истории, попрощалась с жизнью как богиня. По второй версии, она отравилась ядом из полой шпильки, вместе со своими служанками, но данная версия возникла лишь потому, что кобру не нашли. В обоих вариантах Клеопатра была одета в царский, то есть божественный, убор, вся в золоте, и смерть свою предъявила как символ абсолютной независимости.
          Так откуда сексуальные дровишки-то? В "Истории Востока" классик египтологии Г. Масперо пишет: "Египтянки из лучших семейств, дочери жрецов и знатных военачальников, достигнув зрелости - отдавались кому хотели и сколько хотели, и так проводили много лет, что не вредило будущему их замужеству, так как по миновении этой свободной жизни их охотно брали в мужья лучшие и знатные из воинов и священников". Русский философ В. Розанов, понимая, что речь идёт о "священной проституции", смысл и форма которой ничего общего с панельной не имеет, вторит исследователю: "Почему не взять, если она "sainte"? Как не прельститься, если она "religieuse et sainte"? Как не надеяться, что она будет верною женою и преданной материнству матерью, если она уже испила всё и насытилась всем, ни мало однако не истощившись - ибо истощаются торопясь, например, "наши", а этим куда же было спешить?.." В обоих пассажах, и Масперо, и Розанова, всё настолько чуждо христианству, что понять Аврелия Виктора, жившего в Риме IV века, уже проще. Историк-префект обязан был дать как можно более чеканную оценку языческим временам и нравам, не входя ни в психологию, ни в этнографию, ни в иные науки. "Развратница" и всё тут.
          Словом, обычаи одной эпохи, не понятые историками другой эпохи, плюс фантазии литераторов и режиссёров, плюс зависть к славе и невероятному интеллекту, - вот и готов светлый образ, чтоб детей пугать. Однако и тут у обидчиков Клеопатры не сходится: если бы она провела юность "по Масперо", как иные "знатные девушки", занимаясь священной проституцией, то историки всё равно не узнали бы: она родилась на троне. Надо совершенно не представлять себе древний царский церемониал, расписанный в посекундных деталях, чтобы допустить идею, будто подробности бытовой жизни могли быть известные простолюдинам.
          Чем же могла безумно привлекать к себе эта женщина на самом деле? Что поразило Цезаря? Что свело с ума Антония? Один современный скульптор будто подслушал мои мысли: пронзив мысленным взором двадцать веков, он заявил, что дело было в невероятном государственном уме Клеопатры, а также... в научно поставленном голосе! Опять голос. Она могла двигать им хоть камни, а не то что полководцев, обученных командным крикам. Но главное, сказал художник, женский ум международного масштаба, выраженный в мощных деяниях (двадцать лет удерживать на своих плечах Египет, в который ломится чуть не весь мир) - это непредставимо для современного мужского сознания. "Её не оклеветали, сказал скульптор, а оболгали. Клеветник заведомо искажает правду. А все, кто писали о Клеопатре, правды не знали. Даже представить боялись".
          А вот мнение современной женщины: она виртуозно предлагала своим великим возлюбленным настоящую мужскую работу, наилучшую роль - быть защитниками. Её защитниками. И Цезарь, и Антоний оставались воинами, побеждали в войнах, выигрывали царства, - ни в чём не ущемлялось их самолюбие. И ценой любви действительно была жизнь. Но никак не по схеме "одна ночь - пошёл прочь", то есть на плаху, а через великую страсть - в мировую историю.
      
      
          Цезарь
      
      
          После смерти Птолемея XII остались двое сыновей и две дочери. Клеопатра была старшей. Замуж, по завещанию отца, вышла формально, за старшего из сыновей, Птолемея XIII, которому было тогда девять лет. По закону, женщина не могла править одна, а братья-мужья в Египте и с древних времён, и в традициях Птолемеев (период, начавшийся с завоеваний Александра Македонского) были обычным делом. 
       Вскоре сторонники мальчика подняли восстание, и Клеопатра была изгнана. Вместе с сестрой Арсиноей она отплыла в Сирию, где собрала войско и пошла на Египет, чтобы вернуть себе трон.
          Она была от природы гениальным руководителем, а братец - юный истеричный неумёха. Когда между ними уже должна была начаться война, открылась первая серия исторической саги о знаменитых мужчинах в биографии Клеопатры.
          Гай Юлий Цезарь расширил римскую империю до берегов северной Атлантики. Его деятельность изменила культурный и политический облик Западной Европы, оставив неизгладимый след в жизни всех следующих поколений европейцев. С этим великим человеком Клеопатра познакомилась по его инициативе и по политическим мотивам: обоим требовался Египет. Цезарь знал, что вправе решить конфликт между братом и сестрой как представитель Рима. Пункт о римских гарантиях был и в завещании Птолемея. Когда Цезарь прибыл в Александрию, он тайно вызвал Клеопатру из изгнания. Взяв с собой друга Аполлодора Сицилийского, она села в лодку, ночью пристала у царского дворца, забралась в мешок для постели, а Аполлодор обвязал мешок ремнем, прошёл через двор и внес к Цезарю, сказав охране, что несёт подарок. Хитрость заинтриговала императора-полководца. А расслышав и разглядев гостью, он, суровый воин, зрелый муж пятидесяти двух лет, мгновенно перестроил планы. Прежде он намеревался вертеть Клеопатрой, как марионеткой, чтобы на свой лад утвердить власть Рима в Египте, но теперь стал защитником царицы. Ей же требовалось обезвредить мужа-брата, изгнавшего её из Египта. Удалось вполне. Римский диктатор с помощью войны возвёл её на египетский трон. Цезарь просил народного трибуна Гая Гельвия Цинну вынести на рассмотрение сената закон, который позволил бы ему жениться на Клеопатре и сделать своим наследником их сына Цезариона. В 46 до н.э. Клеопатра вместе с юным Птолемеем (братом и формальным мужем), Цезарионом и свитой прибыла в Рим и поселилась на вилле Цезаря. Это не понравилось римлянам, опасавшимся зависимости от Египта. Римляне разнервничались.
          Влюблённый Цезарь велел поместить в Риме статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы. Как выглядела и как была одета статуя, мы доподлинно не знаем, но выводы делать приходится на фоне факта, что Цезаря вскоре убили (44 год до н.э.). Видимо, слишком сильно любил чужестранку.
          Спустя много лет римский император Октавиан Август, главный враг царицы, казнил их сына, Цезариона, чтоб избавиться от соперника. Но Клеопатра, будучи уже в ином мире, смогла глубоко унизить Октавиана: он был вынужден везти на свой "парад победы"... её статую. Вместо живой царицы. Ту самую. Представляете? Клеопатра ускользнула от триумфатора в смерть, и он, бедолага, покорно повёз по Риму её изображение. Потрясающе. В этом сюжете у историков лишь одно расхождение: золотая статуя была или позолоченная?.. Тот же Октавиан мстительно приказал историкам создать ей такую биографию, чтобы долго помнилось. Ну, это у него получилось...
      
         
          Антоний
      
      
          Он появился в её жизни после гибели Цезаря. Мощный сюжет, и тоже римский. Бурные годы любви Клеопатры и полководца Марка Антония (Marcus Antonius, 83 до н. э., Рим -- 30 до н. э., Египет) дали мировому искусству ещё больше материала, чем её роман с Цезарем.
          Когда они познакомилась, Клеопатре было двадцать девять лет. Были слухи (естественно), что Антоний видел её и раньше, но не мог приблизиться: то девочка была ещё мала, то работа ратная отвлекала, и вообще он был женат. Но вот наступил суровый 41 год до н. э. Встретились.
          В тот день благосостояние Голливуда, до создания которого оставалось две тысячи лет, уже, считай, подросло, а Шекспир выждет, родится, выучится грамоте и обзовёт покойную распоследними словами, из которых "кобыла" - самое мягкое. Нехорошо.
          Мужчины-летописцы (под покровительством крепко хозяйствующего заказчика, обычно государя) никогда, по-моему, не задумывались о женской психологии. Женщина чаще всего играет в их творениях пикантную роль. А зря. Объяснить успех и славу Клеопатры пробовали с разных сторон: она была-де очень хорошим товарищем своим великим возлюбленным. На рыбалку, например, с ними ходила. Просто Душечка.
          Познакомившись с Клеопатрой близко, полководец оставил армию и последовал в Александрию, где провёл зиму, предаваясь наслаждениям. Клеопатра старалась для Антония как могла. А как? По Плутарху, вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своим шутками хозяев -- людей простого звания, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать.
          Учитывая, что "платье раба" по-египетски - это отсутствие обуви и почти отсутствие одежды, мы должны вообразить себе невообразимое. И так десять лет! Ещё раз напомню, что Плутарх всего этого не видел, как и все прочие историки, биографы Клеопатры.
          Передаётся идиллическая сцена, как пошли однажды Антоний с Клеопатрой всё на ту же излюбленную летописцами рыбалку, и возжелал мужчина поразить женщину рыболовецкими талантами, будто иные средства обольщения закончились. Подговорил ныряльщиков, и они стали исподтишка насаживать ему на крючок бешеный "улов". Клеопатра разгадала хитрость, послала ныряльщика со своей стороны, и тот насадил Антонию вяленую рыбу. Могло быть такое? По-моему, мелковато. И технически трудновыполнимо: вяленую рыбу надо было бы готовить заранее, будто зная, что Антоний примется блефовать. Конечно, рыбу можно трактовать иначе: Клеопатра входила со своими возлюбленными в состязательные отношения и бесстрашно переигрывала их, обладая серьёзным мужским ресурсом личности. Они ей это почему-то легко прощали. (Представим себе - в наши дни - насмешку над каким-нибудь маршалом, не вылезающим из горячих точек. Вы возьмётесь едко подшутить над полководцем? Даже если он влюблён...) А ведь Клеопатра не просто любила Антония и родила от него троих детей. Они с Антонием поклялись умереть вместе.
          Незадолго до трагического финала Антоний стал раздавать египтянам римские территории, вследствие чего в 32 до н. э. император Октавиан Август выступил в сенате с обличительной речью против Антония и от имени сената объявил войну Клеопатре. В сентябре 31 до н. э. армии встретились у Акция. Флот Антония и Клеопатры потерпел поражение. Антоний присоединился к своим легионам в Кирене, а Клеопатра вернулась в Александрию, чтобы набрать дополнительные войска и снарядить новый флот. Она намеревалась отказаться от трона в пользу своего сына Цезариона, но Октавиан пообещал ей свою благосклонность лишь при условии, что она убьет Антония. Клеопатра отказалась. Антоний вновь потерпел поражение близ Александрии, а флот Клеопатры перешел на сторону Октавиана. Измена! Клеопатра укрылась - говорят, что в усыпальнице, возведенной ею для себя. Пытаясь умереть, отказывалась от еды. Октавиан пригрозил, что в случае ее смерти убьет детей. Антоний, решив, что она погибла, бросился на меч. Узнав, что Октавиан приказал отправить ее в Рим, Клеопатра покончила с собой. Была похоронена рядом с Антонием, о чем и просила Октавиана в предсмертном письме.
          Человек-профессия - уникум, во все времена вызывавший у зрителей священную оторопь, иногда на грани ужаса. От рождения Клеопатра профессиональная царица, хранительница, воительница. Мужчины - инструмент овладения единоличной властью и удержания трона. И это не извращённые капризы, а задача: страна должна была уцелеть, не поддаться завоевателям, лезущим в богатую древнюю землю со всех сторон. Мужчины её семьи, молодые Птолемеи, её формальные мужья, не годились на роль царей-защитников. Египту последних десятилетий прошлой эры была нужна именно Клеопатра. Но, подозреваю, так и останется неразгаданной фигурой, несмотря на её очевидную высшую квалификацию (или благодаря ей): умение вооружать и возглавлять армии, снаряжать флотилии, говорить божественным голосом на десятке языков, управлять народом, императорами, полководцами, по ходу дела рождая принцев и принцесс. Количество окаменелых легенд уже две тысячи лет мешает установить истину. Мой вывод: её беззастенчиво оболгали - кто по незнанию исторических реалий, кто по простой шапкозакидательской удали молодецкой, а кто с умыслом. Чем глубже я вникаю в судьбу этой царицы, тем отчётливее вижу какие-то злобные физиономии. Историки "сделали вброс", а писатели подхватили, будто "информационный слив". Главное-то налицо: она долго удерживала независимость Египта. Даже став римской провинцией, Египет обрёл особый статус - благодаря погибшей царице.
      
      
          Клеопатра, Бонапарт, Россия, времена и нравы
         
      
          Причудливо рифмуются времена, высвобождающие женственность. Дамы, наши современницы, опять очерчивают глаза тёмной подводкой. Не задумываясь, что рисуют на себе главный символ жертвоприношения - Око Гора. Ну да ладно, главное, чтобы шло, а не пугало. Но символы бывают сильнее людей, и неплохо бы знать их. В начале ХХ века тоже подводили глаза! Помните, чем дело кончилось?
          Некоторые детали - будто сами, но циклично - возвращаются в обиход как намёк политикам: не стройте великих планов, если не разбираетесь... в женской одежде и косметике. В XXI веке женщина почему-то опять жаждет понимания. И чего ей не хватает? Дарю примету: если древнеегипетская подводка для глаз опять входит в моду, значит, женщины что-то затаили против политики мужчин. Возможно, это всего лишь мольба об уважении. Не упустите момент, господа, расшифруйте. Подсказка: в текущем сезоне египетский вырез платья "лодочкой" - от плеча до плеча - беззащитно предъявляет взорам не столько шею и грудь, сколько ключицы, будто перила невидимой лестнички, по прозрачным ступенькам которой мужчина может подняться к женскому сердцу и поцеловать... Как божество. Одним словом, сначала женщина - потом демография.
          Мы, думая о моде, почему-то всегда вспоминаем Клеопатру, даже нечаянно, без видимых причин. Как старинный тест: часть лица (нос), поэт (Пушкин), фрукт (яблоко)... Всё так же. Знаменитая царица? Красота? Мода? Конечно. Кто же ещё. Хотя мировая живопись писала Клеопатру в практически невидимых одеяниях, подчёркивая телесность. Есть объяснение. Сама Клеопатра однажды повелела изобразить её на рельефе в наряде "жены бога", а в атрибутах этого наряда были, согласно традиции Древнего царства, украшение из перьев, солнечный диск, головная повязка, ожерелье, анх (крест, символизирующий жизненную силу), скипетр с навершием в виде лотоса. Одеянием служило длинное платье с бретелями, оставляющее открытой грудь. Платье плотно прилегало к телу и расширялось от колен. "Женой бога" Амона издревле считалась царица, жена фараона. Поскольку Клеопатра была и царица, и жена царя, то изобразить себя именно так имела полное право. Традиции она чтила.
          Агентства на каждом углу предлагают туризм в Египет. Всё просто, и "проклятия фараонов" никто уже не боится, и летят отпускники -потрогать древние пирамиды, закупить папирусы, фигурки священных кошек, бутылочки с картинками из хитро насыпанного цветного песка. И море, и всё без визы. Некий начинающий буржуа (видимо, кальяна хватил через край) недавно умудрился привёзти в Москву двух верблюжат, но испугался, передумал и выпустил на улицу. Бедные животные бродили по снегу, голодали, пока не нашёлся добрый человек, который поверил своим глазам и вызвал подмогу.
          Где бурлили мировые страсти, ныне гуляют. Сама таинственность древнейшей цивилизации кажется упакованной, завязанной на сувенирный бантик и безопасной. Всё, конечно, не так просто: есть скрытый, но жгучий интерес к египетской "Книге мёртвых". Духовно-погребальное руководство, основанное на абсолютной уверенности древних египтян в загробной жизни. Будто на египетской оси вращается стрелка компаса, указывающего дорогу в бессмертие. Путешественники в этом почти не признаются, но за тайнами вечной жизни туда едут многие, даже образованные. Кто их соблазнил?
          Самые ранние сохранившиеся записи о путешествиях европейцев в Египет датируются XIV веком, а нынешним буйством древнеегипетского духа  человечество обязано  Наполеону Бонапарту. "Завоевание Египта может принести нам большую пользу", - соглашался он с Талейраном, министром иностранных дел Франции. Кроме войска, Наполеон взял в Египетский поход 1798-1801 гг.мирных специалистов: 15 инженеров-географов, 18 инженеров по мостам и дорогам, 5 инженеров-судостроителей, 8 инженеров других профилей, 21 механика, 15 геометров, 4 астрономов, 4 архитекторов, 4 специалистов в области минералогии, 5 ботаников, 8 физиков и химиков, 5 зоологов, 3 фармацевтов, 15 литераторов, экономистов и антикваров, 10 ориенталистов, 6 печатников, 9 художников и композиторов, 12 врачей и хирургов. С них он, сколько мог, сдувал пылинки, помня, что "великие судьбы делаются на Востоке". В итоге привез в Европу не только моду на Египет, он создал научный интерес, а учёные, выжившие после экспедиции, опубликовали девятитомное "Описание Египта". Спортивно говоря, это был шах. Сокрушительный мат рассудку землян сделал Шампольон, к 1824 году расшифровавший иероглифы с чёрного Розеттского камня, привезённого Наполеоном.
          Шампольон открыл шлюз, которого не хватало: чтение текстов. Египтомания существовала и до Наполеона, и до Шампольона, но когда её подогрели войной и наукой, началось несусветное. Прежде всего, расширилась до вселенских размеров страсть к магии, по сей день остающаяся одной из главных причин любопытства толпы к Египту. А уж тогда!.. Знатные дамы тех горячих французских лет в целях омоложения принимали тонкодисперсные коктейли из тёртых мумий, стратегическое количество коих было завезено в Париж из Египта. Прикладывали к своим нежным лицам маски с кашицей из древних египтян. Кавалеры не отставали: такова была их, условно, виагра, и даже если зелье действовало только по принципу плацебо, то отложенный эффект психосоматического воздействия растянулся на века.
          Настоящие древние египтянки, вменяемые, мумий не портили. Они делали притирания на растительных маслах, с соком водяных лилий, лотоса, - тысячи естественных рецептов. Были мази питательные, увлажняющие, от солнца, - всё как у нас.
          В обуви сейчас тоже полно египетских мотивов. Никого не удивляет открытая, на плоской подошве обувь, шнурованная по щиколотке и выше - модные в 2009 году сандалии. А им вообще неведомо сколько тысяч лет.
          Свободные египтянки каждый век носили сандалии, показывая окружающим свои пальчики. Нога у древних, и не только египтян, была и вторым лицом, и символом уровня, и вместилищем души, и прочая. Они чувствовали, что скрывая только ножку, девушка как бы прячется вся, целиком. Сейчас метафизика утрачивается - как обувная, так и половая. Покупательницы редко понимают, откуда что растёт, а сандалии - знак свободы. Клеопатра тоже ходила в них.
          Босыми ходили рабы. Это важно. Внимание: самая первая в мировой мифологии золушка была древнеегипетской принцессой. Юный фараон, разыскивавший свою истинную жену (согласно предсказанию, конечно), нашёл её по шнуркам, завязанным особым, царским узлом.
          Древний Египет окружает нас, где бы мы ни жили, а мы порой и не догадываемся. Вещи древних египтян держим в своих шкафах. На зеркальных столиках в ванных, где стоят наши скляночки с кремом! Прошли тысячи лет, а всё египетское живо. Как в сказке. "Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались". Не напоминает "кладбище домашних животных" или "парикмахерские для питомцев"? Да что питомцы!..
          Климат позволял всем египтянам ходить хоть голыми, но социум - никогда. Половиной одежд и косметических уловок мы обязаны древним красавицам. Вы можете немедленно взглянуть на древнеегипетских рабынь: выйдите на любой современный пляж. Бикини, парео,  топлесс - именно так в повседневности выглядели невольницы. Названия этих степеней обнажённости звучали, конечно, иначе. И пусть; модные туники тоже не будем переназывать на их исконный египетский лад.
          Свободные и знатные египтянки носили передник и рубашку, которая, конечно, не рубаха, но платье, элегантное и достойное, в эпоху 19 династии (XIV в до н.э.) полупрозрачное, а потом, со следующей династии, с непрозрачной нижней юбкой. Высокородные дамы в Древнем царстве исповедовали в костюме недосказанность, вечное эротическое оружие.
          Что мы ещё знаем о Древнем Египте? Да всё. "Ну как же, как же, там было красиво, а фараоны становились богами, пройдя очистительную процедуру смерти в своих циклопических гробницах, то есть пирамидах..." Уже выяснено, что и Великая пирамида не гробница, но что-то загадочное, имеются сотни объяснений. И строители были не рабы, а свободные люди. Но - миф твёрже камня, и в учебниках всё рисуют толпы несчастных чернорабочих. "Ах, Клеопатра? Как же, как же... Такая роковая, с подведёнными, как у Элизабет Тейлор (в роли Клеопатры), глазами, с мужчинами много общалась... Всем известно!" В 1963 году только слепой не видел голливудский фильм "Антоний и Клеопатра", все читали о его невероятном бюджете, о разводах и свадьбах актёров, об Оскарах, а также о "самом длительном любовном акте в истории кинематографа".
          Миф твёрже алмаза. Но правды всё-таки хочется. Египет сейчас в несусветной моде, а последняя его царица, став брендом, приносит колоссальный доход чуть не каждому, кто напишет в прайсе её имя. И нос не мешает. И ухом не ведут, глаза бесстыжие!
          ...В её именах дважды звучит "отец" - и "славная отцом", и "любящая отца". Наверное, правы древние: имя - это судьба. Клеопатра выполнила завещание отца сберечь Египет. Хранила до последней капли крови. Своей крови.
         
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черникова Елена Вячеславовна
  • Обновлено: 20/03/2017. 52k. Статистика.
  • Очерк: Проза
  • Оценка: 8.43*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.