Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
"Золотое перо Руси - 2010"
УЧЕНЫЕ ТРУДЫ ПРОФЕССОРА ДОГАДАЙКИНА
Профессор Догадайкин, доктор гео-био-фило-было-фантас-мантас-параболических наук, знает почти всё почти обо всем. Открытия он делает чуть ли каждый день. У его лаборатории дежурят журналисты, и когда профессор выходит, они бросаются к нему и спрашивают, было ли что-то открыто сегодня, чем он снова удивит ученый - и не только ученый - мир?
-Да, - устало отвечает Догадайкин, - открытие было. Но удивляться тут совершенно нечему... - И будничным тоном сообщает очередную новость, о которой завтра будут шуметь все газеты.
Иные открытия профессор делает с помощью хитроумных приборов, но чаще всего он идет к разгадке умозрительным путем.
-Зрение Ума, - любит говорить Догадайкин, - самое зоркое, самое тонкое, самое гибкое средство научных открытий. Ни один из приборов не сравнится с ним! Оно способно заглянуть за любую перегородку, какой бы толщины она ни была, может проникнуть туда, куда не пройдет самая тонкая в мире игла. Зрение Ума еще тем хорошо, что оно может увидеть необычное в обычном...
ПЕСНИ ПАУКА
Совсем недавно профессор Догадайкин обнаружил любопытнейшие свойства паутины. Все, конечно, видели ее круги на кустах или в лесу - белесые от росы ранним утром и радужно сверкающие солнечным днем. Они служат паукам сетью, в которую попадают летящие мухи, запутываются в ней и оказываются потом завтраком или обедом насекомому-хищнику...
Но у паутины есть еще одно свойство - и удивительное!
Когда паук сидит в центре круга, потихоньку перебирая тонкие нити, он, по мнению большинства людей, просто-напросто поджидает жертву. Профессор, долго наблюдая за действиями охотника за мухами понял однажды, что это не совсем так. Он соорудил самый чувствительный в мире звукосниматель и приблизил крохотный микрофон к пауку, перебирающему всеми шестью лапками нити паутины. И... услышал то, что и ожидал - он услышал музыку!
Да, да - музыку.
Ибо упругие нити паутины для паука - все равно что для нас струны гитары или, скорее, арфы. Он наигрывает на них мелодии, на которые и слетаются мухи-меломанки, как люди собираются на концерт какой-нибудь знаменитости. И тут-то они попадают в сеть!
Что еще обнаружил профессор Догадайкин, продолжая свои наблюдения за пауком и паутиной. После обеда хищник чинит порванную сеть и снова воцаряется в ее центре. И опять перебирает лапками струны паутины. Но теперь он наигрывает совсем другие мелодии! Ученый не только смог услышать их все, но и записал на диск. Скоро он продемонстрирует их под названием "Песни Паука". Первый раздел - "Песни голодного паука", второй - "Песни паука сытого".
* * *
мысль, которая не давала профессору покоя
Главка для дотошного читателя
Профессора Догадайкина не проведешь. Ему подавай то, что скрывается за словом, где и кем бы оно ни было сказано
И однажды он обратил внимание на сказки.
"Сказка, было записано в Дневнике, - не только ложь, как говорит о ней русская пословица, она еще и намек: ну-ка, мол, подумай, поломай-ка голову - нет ли здесь чего-то такого, что:
ИЛИ БЫЛО,
ИЛИ МОГЛО БЫТЬ,
ИЛИ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ,
ИЛИ ГДЕ-ТО ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ,
ИЛИ ВСКОРОСТИ БУДЕТ И У НАС.
Хорошо.
А если БЫЛО, или МОГЛО БЫТЬ, или ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ, или ГДЕ-ТО ЕСТЬ, то...".
На "то" запись обрывается, но за ней следует другая.
"У природы, - была следующая записьученого, - не бывает прихотей - она не человек. И не бывает капризов - она не ребенок. У природы всё разумно, всё целесообразно, всё необходимо - и пятнышки на крыльях бабочки, и узоры на спине черепахи, и верблюжий горб, и длинные задние ноги кенгуру, и хвост павлина, похожий на фейерверк, и вращающиеся во все стороны глаза хамелеона, и красный гребень на голове петуха, и стойка в камышах птицы по имени выпь, когда она вытягивается в струну так, что ее не отличишь от стебля камыша.
И всё же природа "любит" эксперимент - то одно попробует, то другое: это, глядишь, и приживается (хоть и похоже на причуду), то, глядишь, отмирает, а то - сначала похожее на опытный образец - понадобится только через время.
Понадобится?
Через время?
Что именно?!.."
Рассуждая так, професор заглядывал мыслью наперед - так осьминог протягивает щупальце в незнакомую пещерку в поисках чего-то съедобного, - но он еще не знал, что за открытие впереди его ожидает. Только , волнуясь, догадывался о новизне...
Но пока "щупальце", а за ним и другое шарят по стенам пещерки, скажем несколько слов и от себя.
Интересны не только сами ученые достижения профессора Догадайкина, а и то, как он к тому или иному достижению пришел. Открытия ведь не падают на голову исследователя, как, скажем, камешек с чьего-то балкона и уж никак не сыплютяся градом. У них, открытий, всегда есть Начало (пусть даже сперва похожее на камешек), есть Путь, есть Развитие ("труд, не устают повторять ученые, труд и еще раз труд!), и, если вдобавок случится Удача, есть и Результат.
Раз уж так много препятствий стоит перед каждым успехом доктора гео-био-фило-было-фантас-мантас-параболических наук профессора Догадайкина, приоткроем тайну хотя бы одного его открытия. Тайна эта лежит в следующей дневниковой записи ученого, сделанной 24 апреля 201... года.
Она, во-первых, продолжает развивать мысль ученого, а во-вторых ("на ловца и зверь бежит" ) господин Случай оказывается тут как тут!
Полюбопытсвуем.
"С тех пор, как первобытный человек догадался впервые метнуть в зайца камень (и попал), большие и малые открытия и изобретения делаются чуть ли не каждый день. Их теперь не сосчитать, их миллионы, миллиарды. Я не рискну назвать последнее, потому что пока я произношу нужное слово, в чьей-то голове уже блеснула очередная идея, а может, о новинке уже набираются строки в газете или интернете. Но кое-какие открытия, даже будучи известными в свое время, для нас закрыты. Почему? Потому что не исследованы нами все тайники прошлого - пирамиды, потайные подвалы старинных замков, где до сих пор дожидаются человеческих рук тяжелые сундуки, окованные медью, глубины пещер, трюмы потонувших кораблей, не найдены в песках пустынь и не распечатаны глиняные и медные кувшины, в которых, может быть, таится, как сказочный джинн, ценнейшая иноформация... Потому что не все древние тексты на камнях, плитах, глиняных (и других!) дощечках расшифрованы, не все развернуты хрупкие папирусы... Потому что мы мало роемся в бумагах, оставшихся нам от далеких предков, а их тонны и тонны...
И все же время от времени кто-то из дотошных архивистов находит желтый листок, заложенный в полуистлевшую книгу или рукопись - и его потрясают прочитанные строки!
Так оно и случилось однажды. Мой сосед архивист пришел ко мне вечером взволнованный донельзя - он еле дождался моего прихода из университета - и с порога объявил:
-Профессор, это что-то невероятное! Включайте компьютер, вставляйте этот диск и покрепче держитесь за стол!
Через три минуты на экране моего компьютера возникла желтая страница с истрепанными в бахрому краями. Старославянский текст от времени выцвел, был еле заметен, местами он исчезал совсем, лучше всего сохранились почему-то росчерки над улетучившимися строчками. Видные еще слова мы читали хором:
-"Чтый (читающий. - В.Ч.) да разумеет..."
-"И аз ему малое писанейце послал..."
-"Виждь, человече, каково лепко бесовское действо.."...
-Как вы думаете, кому это письмо? - спрашиваю я.
-А вы не догадываетесь? - отвечает архивист. - Да ведь нам же, нам с вами! Больше - вам!
-Нам? Мне? Вы так считаете?
-А вы читайте дальше.
-"Сороки троскоташа... - было на второй странице. - Врани граахуть...".
-Какие глаголы, - не выдерживал я, - какой язык!
-"Дятлове тектом путь к горе кажуть..."
Теперь видите? "Дятлы указывают путь"! Дятлы! Тектом! Да ведь это прямая дорога к очередному вашему изысканию! Читайте, читайте же дальше! - торопил меня сосед.
Я подчинился. Мной всё больше завладевал интерес.
-"Горы высокие... Дебри непроходимые... Утес каменный яко стена стоит... и поглядеть заломя голову... В горах тех витают гуси и утицы перие красное, тамо же орлы и соколы. И обретаются змеи великие..."
-Змеи, - повторил я, - великие...
-"А во иную су пору и боялись, человецы бо есны, да где же стало детца, однако смерть!"*..
-Читайте, читайте - здесь целый рассказ!..
Мы прочитали страницы до конца, потом оба, чуть дыша, отъехали в своих креслах от компьютера и поглядели друг на друга.
-Не может быть! - сказал наконец я.
-Это документ, - возразил архивист.
-Это? - Я оглянулся на желтую страницу на экране. И тут же согласился: - Да, документ. О том, что...
-Да, да! О том, о чем мы не догадывались. И не только мы - несколько поколений! А ведь мысль была так проста, так естественна! Ай-яй-яй! Так бездарно думать о Природе! - Архивист качал лысой головой .
Мы говорили, может быть, загадками, нас никто бы не понял, но мы-то понимали друг друга прекрасно.
Я поднял руку и растопырил пальцы.
-Пять... И у каждой свое назначение.
-У каждой! - с жаром подтвердил сосед. - А что они могут вместе!
-Что будем делать? - спросил я.
-Ну, здесь-то, как говорится, вам карты в руки. Я думаю, что вы должны изложить идею, как вы привыкли, то есть правдиво, доходчиво и убедительно. Информации здесь,- архивист кивнул на экран компьютера. - достаточно для научного сообщения профессора Догадайкина.
-Вы правы: достаточно. Что ж...
Сосед ушел, а я в тот же вечер, поглядывая на желтую страницу на экрне компьютера, на затейливые росчерки над еле видными строчками, изложил древний рассказ привычным для себя слогом".
*Из текстов протопопа Аввакума.
НЕДОТЯПУШКА И ЗМЕЙ ПЯТИГЛАВ
Жил давным-давно один царь. Был он стар, и плотники рубили уже из большого дерева ладью, в которой царь поднимется в скорбный день в пламени и дыме огромного костра в синий океан неба и начнёт там бесконечное странствие над землей в виде меняющего свой облик облака.
Зная, что скоро умрёт, царь изо всех последних сил готовил старшего сына, Василия на свое место. Учился тот и военной науке, искусству управлять, и вести одинаково хитрую беседу что с врагом, что с другом, и прочим делам, нужным царям. Считал накопленные отцом богатства, мерил конским скоком отцовы земли.
А средний сын, Алексей, которому нечего было расчитывать на трон, увлёкся охотой. С утра до ночи разъезжал он с охотничьей ватагой и сворой собак по степи, бил меткой стрелой зайца и птицу, в лесу гонялся за оленем, а то и поднимал на пику медведя.
Был и третий сын у царя, но так как тому и вовсе не на что было надеяться, да и охота ему не нравилась, он пил, пел, гулял, играл во все игры, какие были, - в общем, валял дурака. И звали его Иван.
И вот однажды снова собрался средний сын на охоту. На этот раз он уговорил младшего брата поехать с собой. И зря. Потому что тот позвал с собой всех, с кем он каждый раз пил-гулял.
Едут охотники по степи - шум, гам, песни. Всякая дичь, издали услыхав веселье, улепётывает прочь И в лесу они не угомонились, а ещё пуще раздурачились. Дуда вовсю дудит, кто кричит, кто аукает. Понял царевич Алексей, что не получится охоты, и незаметно для шумной гурьбы свернул в сторону, а там припустил по старой лесной дороге. Скакал, скакал, остановил коня, прислушался. Ни голоса сзади, ни звука.
Тронул коня царевич, тот пошел по старой дороге, заросшей где кустами, где бледными лесными цветами.
Лес, лес, лес - а вот и просвет меж деревьями. Выехал охотник на солнечный свет, под синее небо, видит - перед ним высокая гора. Он о ней слыхал, да все недосуг было посмотреть. Тишина вокруг стоит - неслыханная. Вот где должно быть зверья непуганого!
Поехал охотник поближе к горе. Гора кажется ему всё выше и выше. На отвесных склонах её деревья, кусты. Вон орёл с кручи сорвался, крыльями взмахнул, полетел куда-то. Царевич тронул лук за спиной - при нём. И колчан со стрелами тут. И меч на боку.
Стал царевич гору оглядывать - кто ещё, кроме орла, на ней живёт? Может, козла круторогого увидит? Надумал крикнуть:
-Ого-го-о-о!
Гора загрохотала в ответ - будто громом с неё в молодца ударило.
А когда эхо смолкло, услышал царевич чьё-то сердитое:
-Это кто в моих владениях разорался, будто хозяин?
Наш охотник головой вертит, ищет, кто на него голос поднял. И видит: высунулась из пещеры-норы большущая змеиная голова - тоже осматривается, ищет незваного гостя. Схватился молодец за меч, а сам думает: зря он от товарищей сбежал, в них сейчас как раз нужда - кажись, сам Змей Горыныч здесь живёт.
Но страх свой упрятал подальше, голову вздёрнул.
-Ну я, - крикнул в ответ, - а что, нельзя?
-Нельзя! - отвечает змеиная голова. - Потому что мы только-только после обеда вздремнуть вздумали, а тут такие вопли. Придётся тебя, человече, наказать!
А царевич наш к наказаниям не привык, да и покоряться кому бы то ни было не приучен. Он меч на треть вытащил и храбрится:
-Это мы ещё посмотрим, кто кого наказывать будет! Ты чего меня, царского сына, стращаешь?
И вдруг замечает: из другой пещеры-норы рядом с первой показалась ещё одна змеиная голова.
-А-а, - говорит она, - так ты из высокородных? А почему тогда один? Где люди твои?
-За мной поспешают. Вот-вот здесь будут... - А сам беспокоится: как он с двумя такими змеями справится?
И видит: в горе, где две головы на него смотрят, третья высунулась.
-О-хо-хо! - зевает она. - Такой хороший сон мне снился! Будто... Ой! - вскрикивает, - Это кто к нам пожаловал? Не он ли меня разбудил, сон мой нарушил?
А охотник, хоть и струхнул, как всякий живой человек при виде трех огромных змей, в ответ только приосанился - не полагается ему по чину труса праздновать. И меч ещё на вершок вытащил.
-Хоть вас и трое, - говорит, - а я всё равно ни шагу назад не ступлю. Чем вы собираетесь со мной драться - огнём, водой или мечом?
Первая голова - вот где была неожиданность! - улыбнулась.
-Ты, витязь, видать, сказок наслушался. А сказки-то не все правду говорят. Сказки...
И тут молодец опять вздрогнул, а конь его попятился, потому что оба увидели четвёртую змеиную голову, что высунулась из четвёртой норы. Она-то, четвёртая голова, и подхватила слова первой:
-...сказки ведь, - сказала она, - из уст в уста передаются, и вот эту, про Змея, кто-то однажды переврал, так она, перевранная, и ходит меж людьми!
-А вот и я! - и молодец увидел пятую голову, вылезшую из пятой норы. - Кто здесь про огонь, воду и меч заговорил?
Пять змеиных голов - целый ряд! - смотрели на витязя.
Вдруг все они спрятались в норах, а потом показались - все вместе - в самом большом проеме, который был, видимо, входом в пещеру. И наш молодец увидел перед собой чудище, страшнее которого не бывает, - громадного пятиглавого Змея!
Конь его заржал, встал на дыбы - еле царевич удержал его.
А змеиные головы как рявкнут хором:
-Уноси ноги, человече, пока жив, ты ведь вот с кем повстречался!
Охотнику бы, конечно, повернуть назад да и удрать со всех четырёх конских ног от пятиглавого Горыныча, но он и на этот раз с места не сдвинулся - ну не привык царский сын, когда на него кричат. И к тому же упрямый был...
-Тоже мне невидаль, - сказал он, собрав все силы, какие у него ещё оставались, - да мы таких, как ты...
Головы переглянулись; лапы у чудища подогнулись, прилегло страшилище и шеи для удобства разговора опустило.
-Как ты думаешь, витязь, - спросил Змей, - для чего мне, такому большому, пять голов?
-Как для чего? Рубить-то, когда их пять, дольше! Запас...
-Тебе бы только рубить... - говорящая голова поморщилась. - Ты о головах, как о дровах, говоришь. Может, природа еще для чего-то их приспособила?
-А зачем ещё супостату головы? - недоумевал царевич. - Для живучести!
-Ну вот, уже и супостатом обозвал. Грубишь, ссоришься... Пятью-то головами природа Змея наградила не ради красоты и не для рубки их, а... ну-ка ещё раз помозгуй - для чего? Тебе, например, голова для каких надобностей? Разве только для того, чтобы шапку твою нарядную носить? Отвечай, отвечай, недодумушка!
-Ну... мне-то... - Царевич переводил глаза с одной головы на другую, не зная, с которой ему разговаривать. - Мне-то... вроде... для ума...
-А мне для чего!!! - гаркнул Змей. - Разве не для того же самого?!
-Да не может этого быть! - не поверил царевич. - Пять голов?!
-С такой-то смекалкой, как у тебя, недотяпушка, да в дорогу пускаться? Приключения искать? Да тебе на крылечке сидеть, на балалайке тренькать да в небо зевать!
-Ты не очень! - обиделся молодец. - Сам вот уже обзываешься. Думаешь, если у тебя пять голов, так ты уже всех умнее?
-Ты губы понапрасну не дуй, - сказал Змей, - а лучше послушай. Одноголовые, видать, себя уже не оправдывают, выходят, так сказать, из моды. Вот природа-матушка и пробует многоглавие. А как иначе? Одна голова чего-то не додумает, другие ей помогут. Одна зарвётся, сразу четверо её остановят. Кто-то из нас ошибется - тут же поправят. Ну и - одна тем занята, другая - этим, третьей тоже дело найдется, как и четвёртой, да и пятой... - забот-то всяких у думающих существ не счесть, да и их всё больше...
-Я таких сказок, какие ты рассказываешь, ещё не слыхивал, - упрямился царевич. - Про змеев у нас, у людей, все известно. Все истории наперечёт.
-Ну-ка, ну-ка раскажи хоть одну. Я последних не знаю.
-В общем, так, - начал Алексей, - украл-унес один Змей царёву дочь...
-Женщину? - изумился Змей. - Да на что она ему?!
-Как на что? А Забава Путятична? А Марья Дивовна? А Марфа Дмитревна?
-Ну, придумали! - завопил Змей. - Они же все некрасивые! Одноголовые! Бесхвостые! Голокожие - чешуи на них блестящей нашей нет!.. Знаешь ли, - откровенничал Змей, - как хороши змеихи? Сколько у них шей - гладких, изгибчивых! Как трутся они о наши, как сплетаются! А сколько голов! И все пять с нашими целуются! А если запоют - хор! Разве твоя одноголовая Забава Путятична со змеихой сравнится? Вот уж напраслину возвели на змеев! Никогда мы ваших невест не крали!
-Ну, не знаю, - ответил царевич. - Наши говорят: украл. Дальше рассказывать?
-Рассказывай, - тяжко вздохнул Змей.
-Вот и едет, значит, добрый молодец Змея-злодея искать. И у Калинового моста встречает сперва Треглавого. Он меч достаёт и давай со Змеем рубиться.
-Как - рубиться? - ужаснулся Змей. - С безоружным? Даже и не поговорил ни о чем? Ни на одном языке слова не сказал? Змей-то ведь все понимает.
-А о чём ему со Змеем тары-бары разводить? Он ему три башки смахнул и едет дальше...
Змей как закачал всеми своими головами, да так и не мог остановиться.
-А у следующего моста, - рассказывал царевич, - повстречался ему, как ты - Пятиглавый...
-И с ним тоже не пытался поговорить? - ахнул Змей. - С Пятиглавым?!
Витязь чуть смутился. Даже коню это передалось - тот опустил голову и начал переступать ногами.
-Нет... Змей ведь перед ним был. Да и царёва дочь в самом деле куда-то пропала. Он меч вынул...
-И?..
-Все пять оттяпал.
Змей поёжился, чешуя его засверкала. Даже сделало чудище было шаг-другой назад, в пещеру, словно желая спрятаться от этого разговора. Через силу заговорило:
-Твоему молодцу мясником быть, а вы его, наверно, героем считаете. Знаешь ли, что он с плеч того бедолаги, как ты говоришь, смахивал?
-Головы змеиные, что же ещё?
-Голова-то всегда голова, недотумкалка ты этакий! - Змей рассердился, зашевелился, дёрнул хвостом. - У пятиглавого они не для счёта привешены, а для жизненной необходимости! Ведомо ль тебе, что мы, - говорящая голова показала на все остальные, - каждая в каком-то деле знатель?
-Да ты что, Змей? - опять не поверил царевич.
-А как же, недомыслюшка! - Сейчас говорила средняя голова. - Вот крайняя справа у нас - географ. Про что на земле ни спроси - где какие горы, моря-океаны, степи, пустыни, низменности, озёра, реки - всё знает. Ориноко, Замбези, Килиманджаро, Хуанхе, Попокатопетль - слыхивал ли ты ты про них?
Охотник на эти слова только глаза выкатил.
-А вот эта, рядом со мной, - соседняя голова чуть поклонилась царевичу, - математик. Светило! Цифр навали перед ним целую гору, не успеешь до семи досчитать, как он со всеми разберётся. Логарифмы, дифференциалы, интегралы (ты таких слов и не слыхивал, должно быть) - это для него, как для тебя семечки.
А по левую мою, так сказать, руку - дока по живой природе: звери, люди, птицы, рыбы, всякие там земноводные, пресмыкающиеся и так далее. Бациллы, микробы, вирусы...
-Что-что? - не понял царевич. - Что еще за микробы-вирусы?
-Это, недотяпушка, не видные глазу организмы. От которых ты чихаешь, сморкаешься и вообще болеешь.
-Я от простуды болею, - буркнул царевич, - а не от невидимок твоих. И чего ты всё время обзываешься! То я у тебя недодумушка, то недотяпушка.
-Ладно, не буду, одноголовенький... Крайняя слева голова - она специалист по деревьям-травам. Рододендрон, баобаб, эвкалипт, криптомерия - слыхал про такие?
-Таких на свете нет, - уверенно ответил молодец, - раз я, царский сын, о них не знаю. Да и слова какие-то, наверно, змеиные - для раздвоенного языка. Человек никогда их не выговорит. А ты, пятая, для чего?
-А как ты думаешь? Ну-ка поломай головушку свою махонькую, кудрявенькую... - А рыцарь к этому времени уже и шапку снял - так ему жарко стало от разговора. - Одинешенькую, сиротку, - продолжал насмехаться Змей, - пошевели мозгами...
-Должно быть, для военной науки?
-Ха-ха! Хо-хо! Хы-хы! - загрохотали все пять голов. - Для военной науки! Да на что она нам! Война-то ведь глупость! Только одноголовые на неё способны! И трёх голов хватит понять, что без войны можно обойтись! Как это можно - при пяти умах хотеть воевать?!
Я, витязь, у нас - поэт, а в стихах у каждой разумной головы такая же нужда, как у всякого живого существа в глотке воды, да не простой, а родниковой.
-Ишь, как запел, когда о себе, - проворчал царевич. - А ты хоть одно стихотворение своё можешь мне прочесть?
-А как же! - гордо ответила голова-стихотворец. - Вот, слушай:
Природе одинаково родные
И слон, и мышь, и носорог, и рак,
Но всё гадает, бедная, поныне -
Кем ей приходится дурак?
-Ну, как? - спросила тут же голова. - Нравятся? Я и ещё...
Но не успела она вымолвить хоть ещё одно слово, как чуть не два десятка копий и стрел обрушились на Змея. Они пронзили головы и шеи, впились в грудь и бока.
Змей взревел - гора ответила ему страшным эхом, словно и её ранили, - но копья и стрелы сделали свое дело: лапы чудища подогнулись, а шеи, истекая кровью, стали никнуть, теряя упругость, как цветок без воды; головы опускались, падали одна за другой наземь, мертвые.
-Что вы натворили? - обернувшись, в отчаянии закричал царевич. - Он же говорящий! Он умный!
-Слишком умный, - сказал царевич Иван, выходя из-за деревьев. За ним показались и другие охотники. - Змей он Змей и есть. Сколько я о них слыхал всяких баек - везде их побивали. Вот ещё - всякую нечисть на земле терпеть! Чуть он не заговорил тебя - я всё слышал. Он говорит, а я себе думаю: постой, постой, уж я тебе языки-то укорочу!
-Кто тебя просил! - царевич Алексей швырнул шапку оземь.
-А меня и просить не надо, я и сам с усами. Знаю: раз Змей - тащи меч из ножён и руби не задумываясь. Все наши предки так делали. А ты что ж - подмоги ждал? Вишь, как мы вовремя подоспели!
-Хоть бы вы заблудились!!
-Наши собаки тебя по следам отыскали. Ты разве жалеешь его? - царевич Иван подошел к лежащему неподвижно Змею и пнул одну из его голов. - Такого да не убить?!
-Эта голова, - грустно сказал царевич Алексей, - математику знала. Как, может, никто на свете..."
И вот последння запись ученого на эту тему. "Многоглавый (треглавый, пятиглавый и так далее) Змей был в сказках самых разных народов. Но, кто знает, вдруг он существовал в действительности? Был, жил... очередной замысел искусницы Природы, но оказался, как часто бывало в истории человечества, не ко времени. Змеев - "чудище! чудовище! Бей их!.." - истребили...
Но, может быть, через сотни (или уже через десятки?) лет многоглавого Змея снова обнаружат в каком-нибудь труднодотупном горном ущелье и на этот раз расстелят перед ним красную дорожку?
* * *
Третье (а может быть, сто третье) открытие профессора Догадайкина, которое стало нам известным, - не менее интересно и тоже сделано с помощью Зрения Ума. На этот раз ученый наблюдал за известными хищниками - тигром и пантерой. Ему достаточно было видеть их в зоопарке.
Что может открыть обыкновенный человек, подолгу глядя на большого зверя, что безустали ходит по клетке или камнем лежит в ее углу и лишь изредка поднимает мрачные глаза на людей за железной решеткой? Что он могуч, красив, свиреп, коварен и смертельно опасен - при встрече с ним в лесу... Что еще? Да ничего, пожалуй.
Другое дело профессор Дагадайкин. Умозрительный путь помог ему установить, что пантера - черный, как уголь, если помните, зверь - была когда-то... была когда-то... была когда-то... И вот оно, открытие! Профессор, набросав в блокноте пяток поспешных слов, - так, наверно, композитор записывает несколькими крючками-нотами тему будущего, предположим, концерта, а то и симфонии - профессор поспешил домой. И там, расшифровав закорючки в блокноте, описал научное открытие подробно, озаглавив его:
ТИГР ПРИДИРА
Давным-давно, когда тени были просто тенями, а не кем-нибудь еще, жил в наших краях тигр - огромный, оранжевый, полосатый. Он занимался тем же, чем занимаются все тигры - ловил оплошавших и пожирал их. Всем-всем он походил на остальных тигров, кроме одного - был жуткий придира. Поймает, например, оленя и говорит ему:
-Я тебя давно заприметил, голубчик! И губами ты как-то шлепаешь по-особому, и ходишь не так, как все - переваливаясь. Видно, много о себе думаешь! Опять же и пятно у тебя на боку - понял, за что я тебя невзлюбил?
Или прихлопнет между делом зайца. Прихлопнет и поворчит над ним:
-Сам махонький, на один мой зуб, а уши больше, чем у меня! Да еще прыгает! Ты что - лягушка? Как было не осерчать!
А однажды тигр точно так же разворчался на... собственную тень. Было это в жаркий день, когда тигра донимали блохи. Чесался он, чесался и вдруг что-то заметил... Заметил, да как рявкнет:
-А ты-то, тень, отчего чешешься?! Скажешь, что и тебя заели блохи? Уж не передразниваешь ли ты меня?
Тень, понятно, ничего ему не ответила.
А тигр не успокаивался:
-И еще ответь мне - почему ты не полосатая, как я? Что ты этим хочешь сказать? Что, может, лучше меня?
Дальше - больше.
-А на кого ты похожа в полдень? Разве тень тигра может стать такой маленькой? Такой жалкой? Словно ты тень шакала или еще какой-то другой ничтожной твари.
Тень и тут промолчала. А тигр не успокаивался:
-И вот на что я еще обратил внимание. Когда заходит Солнце, ты, сдается мне, пытаешься убежать. Однажды чуть не оторвалась от меня, так далеко ты уже была...
Тень - ни словечка в ответ, будто не с ней и говорят.
Тигр не унимался.
-А куда ты исчезаешь безлунными ночами? Где бродишь, что делаешь, бросив хозяина на произвол судьбы? Не слишком ли много ты себе позволяешь? ТЕБЯ СЛЕДУЕТ НАКАЗАТЬ!
Тигр, конечно, не думал, что тень может ответить ему. Он только, что называется, отводил душу. Каково же было его удивление, когда он услыхал голос тени.
- Интересно - как ты это сделаешь? - довольно таки ехидно спросила она. - Поцарапаешь меня когтями? Или сломаешь собственной тени хребет?
Тигр страшно удивился:
-Как ты смеешь мне отвечать?
-Ты сам этого хотел, - сказала тень. - Когда спрашивают, нужно отвечать, вот я и ответила.
-Но ты ведь только тень!
-Ты так ко мне придирался, что я вдруг почувствовала в себе незнакомую силу, - ответила тень. - И ее во мне все больше и больше. И я...
Тут тигр заметил, что тень его стала прямо на глазах чернеть, чернеть, чернеть...
И ВОТ ПЕРЕД ТИГРОМ СТОИТ НА ЧЕТЫРЕХ ЛАПАХ ЧЕРНЫЙ, КАК НОЧЬ, ГИБКИЙ, КАК ЗМЕЯ, ЗВЕРЬ СО СВЕРКАЮЩИМИ ГЛАЗАМИ!
-Эй, тень! - крикнул тигр, но в его голосе не было уже прежней уверенности, потому что черный зверь был никак не меньше его. - Эй, тень... - сказал он еще неувереннее и не смог добавить ни одного слова.
-Я больше не тень, - прорычал, подтвердив его опасения, зверь, Он потягивался и разминал могучие лапы. - Я больше не тень. Если хочешь обратиться ко мне, зови меня пантерой - такое я выбрала себе имя.
-А-а... как же я? Без тени?
-Заведешь себе другую. Посидишь на солнышке, может, она и появится.. А я пойду поохочусь. И напьюсь вволю воды. Ведь пока я была твоей тенью, в меня не попало ни кусочка мяса, ни капли воды, хотя живот мой после твоей еды безобразно раздувался...
И пантера ушла. А тигр остался там, где стоял.
И НА ЗЕМЛЕ СТАЛО НА ОДНОГО ХИЩНИКА БОЛЬШЕ.
За то время, когда пантера была тенью тигра, она ужасно проголодалась и теперь разрывает на части всякую четвероногую тварь, какая попадается ей на пути...
СПАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
О следующем своем открытии профессор рассказывал как-то на вечеринке... Да, два слова о вечеринках, на которых наш ученый бывал.
Больше всего профессор не любит скучных разговоров. Скучных или, как он говорит, "не содержащих никакой информации". Чуть такой начинается, ученый перебивает его, и ему это прощают, зная, что сейчас все если уж не рассмеются, то улыбнутся. Профессор ценит в рассказах разговорщиков краткость, изобретательность и, конечно, смешное, то есть то, где содержится энергия мысли (это опять его слова) и игра ума. Что поделаешь, у ученых ум всегда настороже, ум постоянно в работе - он всегда ищет, ждет, сцепляет одно с другим ради то ожидаемого, то неожиданного эффекта, ученый даже провоцирует собеседника на эксперимент... и с этим приходится считаться, если хочешь услышать что-то действительно интересное.
Еще скажем о профессоре: одним из лучших качеств любого человека Догадайкин считает любопытство, худшим - обратное, то есть не-любопытство, то бишь равнодушие...
На этой вечеринке кто-то завел разговор о путешествиях. Но так:
-Сутками качает, на палубе полно народу, громкая музыка, хоть уши затыкай...
Профессор перебил его. Так перебил:
-Однажды... - произнес он волшебное слово и все головы повернулись к нему. - Однажды... во время морского путешествия, мы с капитаном корабля стояли на мостике и беседовали о ночных светилах, по которым моряки определяют место судна в море. Их называют путеводными, путеводных звезд, должен вам сказать, ровно 99. Капитан говорил и говорил, а я ждал момента, когда смогу вставить хоть слово - ведь я тоже кое-что знаю о звездах.
А капитан увлекся. Он расхаживал по мостику, дымил трубкой, жестикулировал и, кажется, перестал даже меня замечать.
И вдруг синее небо качнулось у меня в глазах: я слишком перегнулся через планширь - и полетел за борт.
-Созвездие Стрельца имеет форму натянутого лука... - услышал я на лету.
Всплеск - и я начал погружаться в воду. Башмаки тянули меня на дно.
-Прощай, созвездие Стрельца, - сказал я горько, - прощай, профессор Догадайкин, прощай, моя аудитория, прощай всё...
И тут я заметил, что мои слова, заключенные в пузырьки воздуха, стремительно уносятся вверх. Я прикрыл рот. "В этом твое спасение, Кирилл, - мелькнула мысль, - думай скорее!"