Чирков Вадим Алексеевич
Как дети спасают взрослых

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чирков Вадим Алексеевич (vchirkov@netzero.net)
  • Размещен: 28/03/2025, изменен: 28/03/2025. 16k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как дети спасают взрослых

  •   
      
       КАК ДЕТИ СПАСАЮТ ВХРОСЛЫХ
      
       ПОКЛОНИТЬСЯ ДЕРЕВУ
      
       Как-то раз случилось странное, непонятное, невиданное и, может быть, таинственное событие. Сидели на скамейке трое второклассников и один третьеклассник. Сидели и о чем-то разговаривали. И подошел к ним Взрослый - бородатый, усатый, при галстуке, грустный-грустный. Подошел и сказал:
       -Давайте защищать друг дружку: мы - вас, а вы - нас.
       -Давайте! - обрадовались и закричали дети дружно, - Давайте! А как? - Мальчишки подумали, что Взрослый предлагает им какую-то новую игру.
       Они со скамейки повскакали, Взрослого окружили и думали, что он сейчас улыбнется, но тот как был грустным, так и оставался.
       -Как? - тормошили его мальчишки. - Ну как? Скажите! Кто первый будет защищать? Мы или вы?
       -Мы, - ответил Взрослый. - Мы будем защищать вас от войн, болезней, от голода-холода, от всяких там бандитов-хулиганов, от... - тут он запнулся, - от бармалеев...
       -От бармалеев не надо! - снова дружно закричали дети. - Они игрушечные, без них нам скучно будет!
       -Ну тогда от диких зверей, - вспомнил еще одно зло Взрослый.
       -Это их надо от всех защищать, - сказали дети, - диких зверей скоро совсем может не остаться!
       -От кого же тогда еще? - озадачился Взрослый.
       -От вредных и злопамятных! - закричали дети. - Главное - от злопамятных!
       -Хорошо, это мы учтем, - пообещал бородатый и усатый, - мы подумаем, как защищать вас от злопамятных.
       -А от чего мы вас будем защищать? - спросили дети. - Вы ведь большие!
       -О-хо-хо! - сказал Взрослый. - Хоть мы и большие, нас тоже надо защищать. Может быть, не меньше, чем вас.
       -От чего? От чего? От чего?
       -Ну вот например: вы верите во все хорошее? Что всё всегда будет хорошо?
       -Конечно! - ответили дети. - Ну да! А как же иначе!
       -Верим, - добавил третьеклассник, - потому что у нас есть взрослые.
       -Вот-вот. А мы в это - что всё и всегда будет хорошо, не очень верим. Потому что у нас взрослых нет. Мы сами взрослые, и все на нас. Мы же, если признаться, если сказать о нас правду, умеем только делать вид, что все знаем и все можем. А на самом деле... - бородатый махнул рукой и понурился.
       Дети переглянулись и задумались. Такое они слышали впервые. В таком детям еще ни разу не признавались. Мальчишки помолчали минуту-другую и кто-то из них все же спросил:
       -А от чего мы еще будем вас защищать?
       Взрослый поднял голову.
       -От нашей грусти-печали. Вы со своей умеете справляться, раз-два-три - и она у вас прошла. А вот случись это со мной - считай, что пропал. Для нашей грусти даже особое слово придумано - тоска. - И, произнеся это слово, бородатый и усатый закручинился так, словно как раз сию минуту на него тоска и нашла.
       -А как мы можем вас от всего этого защищать? - спросил кто-то из детей. - Мы не знаем. А, ребята? Кто-нибудь знает как?
       Все в ответ посмотрели друг на друга и пожали плечами. А один из второклассников вдруг что-то, видимо, придумал, он отозвал ребят в сторонку и стал шептать им на ухо. Те послушались и согласились. И старший предложил Взрослому:
       -Хотите, мы вас сейчас от грусти спасем?
       -Хочу, разумеется...
       Старший тогда махнул рукой и мальчишки - ну давай прыгать и скакать, кричать и вопить! Кто валился на спину и дрыгал ногами, кто корчил рожи, кто кувыркался, кто вставал на голову, кто бросал вверх песок! В общем, все будто с ума посходили! Взрослый, глядя на эту кутерьму, ералаш и тарарам, конечно, улыбался, но чуть-чуть.
       Мальчишки напрыгались, наскакались, накричались, устали и спросили у бородатого:
       -Ну как? Помогли мы вам?
       -Немножко, - ответил тот, - малость полегче стало. Большое спасибо.
       -А теперь вы нам помогите, - сказал третьекласник.
       -С удовольствием, - согласился усатый. - От чего вас нужно сегодня спасать?
       -Вы нам советом помогите, - рассказывал третьеклассник. - Вот мы, все четверо, хотим стать баскетболистами и играть за нашу страну на первенстве мира. Мы уже начали тренироваться...
       -Замечательно, - поддержал четверку Взрослый.
       -Но чтобы войти в эту команду, надо быть высокого роста...
       -Это так, - согласился бородатый, - хотя турок Султан Козен, у которого рост два с половиной метра...
       -Надо быть высокого роста, - повторил старший, - а мы не знаем, будем мы высокие, когда вырастем, или нет. А знаете, как хочется играть в одной команде!
       -Как же я вам помогу, ребята? - от желания помочь Взрослый даже привстал.
       -Вот Вовке, - продолжал старший, - один мальчишка рассказывал, что смотрел по телеку одну передачу, про природу, так там говорилось, что у деревьев есть особая сила, ну, такое биополе, и если этому дереву помолиться, не просто, а по-особому, он показал, как, и подержаться потом за него руками, то станешь и здоровее, и сильнее. И еще он говорил, тот мальчишка, - торопился досказать третьеклассник, - что если хочешь стать сильным, то нужно за дуб держаться, а если хочешь вырасти - за тополь... Вот вы - как вы думаете - это точно? Это правильно?
       В эту минуту со Взрослым что-то произошло. Лоб его разгладился, а спина выпрямилась, словно он сбросил с плеч какую-то тяжесть.
       -Я и сам смотрел эту передачу, - сказал он, улыбаясь, - только недосмотрел. Конечно, кто хочет быть сильным, должен поклоняться дубу, кто высоким - тополю. А как же иначе! Чем человек ближе к деревьям, было сказано в той передаче, тем для него лучше. Вот опять же клен...
       -Слыхали? - перебил Взрослого старший из мальчишек. - Значит, все правда! Теперь мы будем тренироваться, а в перерывах - держаться за тополя. Их у школы целый ряд. Спасибо, дядя!
       -И вам спасибо.
       -А нам за что?
       -За то, что вы напомнили мне о деревьях.
       -А вы тоже за какое-то дерево будете держаться?
       -Я? - по-мальчишечьи переспросил Взрослый. - Я, наверно, ребята, буду ходить к одному каштану. Он как-то два раза в году цвел. Первый раз весной, а второй - осенью, когда уже весь был желтый. Представляете - желтые листья, уже осыпаются, уже вот-вот опадут - а на одной ветке цветы! И даже пчела кружит возле...
       Но последнего будущие чемпионы мира уже не слышали. Они спешили - то ли к баскетбольной площадке, то ли к тополям.
      
       КОКА-ФОКА...
      
       Один взрослый с некоторых пор стал плохо спать. Он подолгу ворочался и засыпал только тогда, когда утыкался в подушку носом. Нос терпел-терпел, в конце концов это ему надоело и он как-то ночью уговорил ухо поменяться с ним местами.
       Проснулся этот взрослый утром, глянул на себя в зеркало, когда взялся за бритву, и чуть не упал - на месте носа у него было ухо! А нос торчал там, где полагалось быть правому уху.
       Он схватился за нос, чтобы вернуть его на место - но нос держался крепко.
       Он подергал за ухо - то же самое...
       Мужчина тут же решил бежать в поликлинику... но как выйти на улицу с таким лицом?
       Он хотел вызвать врача на дом - но у него как на зло отключился телефон.
       Что делать?!!!
       В это время в дверь позвонили.
       Наш взрослый прикрыл ухо на середине лица рукой и пошел открывать. К двери он стал левым боком.
       На пороге стоял его сосед, третьеклассник Вовка.
       -Здрасьте, дядя Витя, - сказал Вовка, - я в школу собираюсь, а у меня ручки нет. У вас не найдется лишней?
       -Кажется, есть, - ответил взрослый, - идем, я поищу.
       Они пошли в комнату, там дядя Витя стал искать в ящике стола ручку, случайно от лица руку отнял и Вовка увидел, что у него на месте носа - ухо! А то, что нос у него на месте уха, он сам догадался.
       Вовка увидел такое чудо, но не испугался и даже не удивился.
       -Дядя Витя. - сказал он, - а вы знаете, как нос вернуть на место? С ухом поменять местами?
       Бедняга взрослый ухо на середине лица снова прикрыл и из-под ладони признался:
       -Не знаю.
       -Хотите, я это за одну минуту сделаю?
       -Хочу, конечно.
       И тогда Вовка прочитал что-то похожее на считалку:
       Сел на место уха нос,
       Что тут делать - вот вопрос!
       Кока-фока-пока-тос-
       Рока-тока-тырды-вос!
       Вместо носа - знак вопроса,
       Вместо уха - чепуха!
       Хи-хи-хи и ха-ха-ха -
       Опа!
       Взрослый почувствовал, что на его лице что-то переменилось. Он подскочил к зеркалу, глянул на себя - все было как вчера, все вернулось на свои места! Нос снова торчал на середине лица, а ухо было там, где надо.
       -Ура-а! - закричал дядя Витя. - Ты прямо волшебник, Вова! Кто тебя этому научил?
       -Я уж и не помню, - ответил Вовка. - Я еще в детстве эти стихи выучил и столько раз носы на место возвращал, не сосчитать.
       -А разве эта беда часто теперь случается?
       -В последнее время часто. И все ко мне бегут, будто я один этот стишок знаю.
       -Вот что, - попросил взрослый, - ты мне его повтори, чтобы я в следующий раз тебя не беспокоил.
       И Вовка прочитал считалку еще раз, а дядя Витя ее тут же запомнил, хотя "Рока-тока-тырды-вос!" пришлось повторить.
       Благодарный взрослый дал Вовке и ручку, и набил карманы конфетами, в когда тот ушел, записал все-таки стишок на бумагу.
       Мы же публикуем эту правдивую историю (вместе со стишком) для тех, с кем случится такая же беда.
      
       ДОБРЫЕ ДЕЛА ОДНОЙ СМЕШНОЙ КАРТОШКИ
      
       У одной картошки, когда она была еще под землей, вырос нос. Отчего, для чего - никто бы не сказал, даже ученый.
       Осенью картошку выкопали и она вместе с другими попала в магазин. А там - на весы, с весов - в сумку, из сумки - на стол.
       Митин папа брал одну картошину за другой. Кожура змеей сползала в ведро, и голенькая картошина плюхалась в воду.
       Митин папа любил чистить картошку. Неторопливое и подробное это занятие, считал он, лучше всего лечит дневную лихорадку, от которой вечерами ноги выбивают дробь, дрожат руки, а мысли носятся в голове, как муравьи, в чей муравейник бросили горящую бумажку.
       И вдруг мужчина, занятый полезным этим делом, остановился. Это в его руки попала картошина со смешным круглым носом. Вдобавок на ее макушке остался длинный сухой корешок - точь-в-точь похожий на волосок. Он посмотрел на нее так и этак, этак и так, ковырнул ножом тут и там и громко позвал сына:
       -Ми-тя!
       Митя сидел над математикой и у него не получалась задача. На кухню он пришел хмурый и спросил строго:
       -Ну чего? - И еще упрекнул: - Я же задачу решаю!
       -Ты посмотри только! - сказал папа и показал картошину, которую держал за корешок-волосок. Картошка теперь улыбалась, у нее были глаза.
       -Ага, - только и молвил Митя и пошел к себе. Ему было не до смеха.
       Папа почесал ручкой ножа в затылке, глянул на картошину и хотел было почистить и ее, но передумал. Он сунул картошку в цветочный горшок на подоконнике - так чтобы была видна - и больше на нее внимания не обращал.
       Вернулась с работы Митина мама. Она пришла с подругой. Подруга была отчего-то грустная, чем-то сильно озабоченная. Обе поужинали и остались на кухне. На кухне - может быть потому, что на кухне был огонь.
       Подруга о чем-то все рассказывала и рассказывала маме - та кивала и кивала... Неожиданно подруга обернулась к окну, будто ее кто позвал.
       Увидела что-то, поморгала, не понимая, в чем дело, и вдруг как расхохочется! Это она увидела смешную картошину.
       Расхохоталась, еще немного посмеялась, улыбнулась, вытерла слезы, которые у нее появились на глазах то ли от смеха, то ли по другой причине, снова глянула на картошину и сказала непонятное:
       -А может, все это было чепуха, чепуха?.. Такая развеселая эта рожица!
       Несколько раз за вечер она оглядывалась на цветочный горшок, откуда не переставала ей улыбаться картошина Митиного папы.
       А в следующий вечер к ним пришел папин приятель. Приятель курил, и поэтому мужчины сидели на кухне. Они говорили никак не меньше женщин, но, разумеется, о более серьезных вещах.
       Приятель тоже заметил картошину в горшке.
       -Ты, что ли, сделал? - спросил он, протягивая руку к зажигалке.
       -Не для себя же, - застеснялся отец, - для Митьки. Да ему, видите ли, не до шуток: четвертый класс.
       Мужчины еще поговорили, и скоро приятель встал. И сказал, выходя из кухни:
       -А знаешь, между прочим, что мне твоя картошка подсказала? Что нельзя терять чувства юмора.
       -И то дело, - ответил Митин папа.
       Смешная картошина так и стояла, выглядывая из-под цветка на кухне, и каждый, кто сюда входил, - а гости в этом доме не переводились, - удивлялся, улыбался или прыскал, заметив ее.
       А кое-кто из гостей говорил, что ей даже хочется подмигнуть.
       Глянул повнимательнее на картошину в конце концов и Митя.
       Он посмотрел, посмотрел на нее и спросил у папы:
       -А для чего у картошки вырастают вот такие носы?
       Вопрос был трудный, на него не ответил бы даже ученый, но Митин папа ответил без промедления:
       -Разве ты еще не понял? Конечно, для того, чтобы люди не разучились смеяться!
      
       ТОЧНОЕ СЛОВО
      
       Точное слово для писателя - это его всегдашняя задача, поиск, муки, камланье... У детей же оно иногда получается легко, быстро - все равно, что взмахнуть ресницами.
       Дюнка, дочь, Наташка, соседка, обе первоклашки, и Взрослый пошли в лес "жечь костер и печь картошку". Так называется эта воскресная радость.
       Лес был рядышком. Лесопарк. Высокие ели, березы. Хвоя, сережки. Муравейник. Копошня на нем крупных рыжих муравьев. Трава белоус. Полынь. Суховатый чабрец, пахнущий, если растереть, душистым мылом. Кусты с черными ягодами.
       - Волчьи, - сказала Наташка.
       - Бирючина, - поправил Взрослый.
       Он развел костер. Чтобы испечь картошку, нужно накопить золы. Небо все больше синеет, костер становится ярче.
       Вот и вечер. Пламя утихло, улеглось, попряталось в прогоревшие сучки, огоньки теперь суетятся по ним... Взрослый разгребает золу, кладет картошку. Насыпает над ней холмик золы и тлеющих углей. Дюнка и Наташка стоят рядом, наблюдают.
       Получился некий купол, груда сияющая угольками.
       И вдруг все трое замолкают и замирают. Потому что то, что получилось под руками Взрослого, нуждается в названии. Этот купол в мигающих огоньках нуждается в немедленном и точном слове.
       Молчит, глядя на него, Дюнка, молчит Наташка, молчит Взрослый, не сводя глаз с огоньков.Ну-ка, ну-ка...
       - Огненный муравейник! - вдруг объявляетНаташка.
       Ох!
       Точное слово найдено.
       И все уже по-новому смотрят на сияющую огоньками груду.
       Все смотрят на "муравейник" и видят, как перебегают с места на место огненные муравьи, суетятся, прячутся, снова появляются на поверхности...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чирков Вадим Алексеевич (vchirkov@netzero.net)
  • Обновлено: 28/03/2025. 16k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.