Аннотация: Может ли царь отремонтировать токоприемник в трамвае номер пять?
Четыре мифа или заблуждения начала 21-го века
Слово, предваряющее все последующие!
В русской традиции полагать, что цари по-настоящему не знают, как живется народу, что ближайшее окружение всячески ограждает царей от правдивой информации, выстраивая потемкинские деревни. Сам-то царь не в состоянии узнать никогда, конечно, как бьёт током на задней площадке пятого трамвая, идущего мимо Рижского вокзала. Невозможно знать всё, сколько бы прямых линий с народом ни проводить. Не может один человек успеть везде. А люди больше никому, кроме царя, не верят и не хотят верить. Круг замыкается: царь не в состоянии объять всего, а люди не верят, что чиновник рангом пониже без указа свыше может принять какое-то разумное решение. И до сих пор, объясняя причины неурядиц, хочется обманываться: царь не знает, его вводят в заблуждение.
И хочется развеять эти заблуждения.
Главное заблуждение: ЛЮДИ ХОТЯТ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТ И ОБЩИХ ДОХОДОВ СЕМЬИ
Это катастрофическое заблуждение, деформирующее сознание людей. Когда социологи спрашивают: "Хотите ли вы повышения зарплаты?", - а именно так формулируют подсказку, - вряд ли кто-то ответит, что он не хочет этого повышения. Но для истины, вопрос надо бы ставить по-другому: что для вас важнее - стабильность и предсказуемость жизни или высокая зарплата? По сути дела, это вопрос: "Жизнь или кошелек?". Подумайте на досуге!
Рожденные в СССР, помнят, что за десятилетия была создана уникальная по своей структуре система предсказуемости и надежности жизни от рождения человека и до пенсии: родовые отпуска, молочные кухни, бесплатные ясли, детские сады, школы, библиотеки, распределение выпускников, очередность на бесплатное жильё, движение по службе, турпоездки, лечение на курортах, гарантированность безопасности жизни...
Не было смысла производить, скажем, какой-нибудь там кефир, колбасу или рыбу по гаражам и подвалам, подделывать лекарства и детали самолетов... Прибыль имела значение, но она не была определяющей. Недоделки в жизни не приводили к катастрофам, сопоставления неравны: получить даже строгий выговор по итогам недовыполнения плана далеко не одно и то же, что быть уничтоженным за "его перевыполнение", за обгон конкурентов. А не быть застреленным, означает только одно - войти в сговор. Альтернативы-то тут нет совершенно никакой - встать в очередь на отстрел или в крайнем случае. влачить мерзопакостное существование под жутчайшей охраной и за высоченным, практически тюремным забором. Но последнее разве можно назвать жизнью, когда вылетаешь из-под дома на машине, мчишься, сломя голову в театр, и ждешь из какой ложи выстрелят?! Тьфу!
Даже бабушка на рынке не сможет продать репку со своего огорода дешевле, чем продают другие, а бизнесмен пошибом покрупнее - тем более. И незачем думать, что где-то в мире существует то, что называется конкуренцией. Чтобы законно осаждать радетелей справедливости и снижения цен, ушлые экономисты даже слово "демпинг" придумали - продажа товара по цене, якобы, ниже себестоимости. А кто-нибудь знает истинную себестоимость хоть какого-то товара?
Это попросту даже и теоретически-то невозможно знать, поскольку мы не создавали землю, из которой всё и черпаем. Не было у нас первоначальных затрат на сотворение мира... А если мы не знаем цену земли, воды и воздуха - базисного полуфабриката, все остальные глубокомысленные подсчеты и выводы - от лукавого.
Потому экономисты-то и зашли в тупик, наполняя рынок подчас не товаром, а виртуальными, так называемыми "ценными бумагами". Потому людей с этими бумагами зовут "игроками". Заметьте интересный момент - новый класс появился: класс не рабочих, не служащих и даже не буржуазии. Класс игроков! А, собственно говоря, как иначе назвать группу людей, играющих в бирюльки? Не работниками же.
Когда земля, реки, недра и то, что на земле произрастает, по лесам бегает и в реках плавает, принадлежит всем, как и записано в Писаниях, и системно управляется, (до поры пока ничего лучшего не придумано), институтом под названием "государство", земля, вода и воздух автоматически перестают быть объектом оценки, выводятся за рамки подсчетов себестоимости, и наступает та самая справедливость, которая ведет к стабильности и предсказуемости жизни. Это, кстати, не имеет ни малейшего отношения к политике.
Вытекающее из предыдущего заблуждение второе: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - ЭТО НАУКА.
Собственно это заблуждение и привело мир на грань катастрофы и новой революции. Ничего поделать нельзя теперь с регулированием жизни, пока не будет отменен этот экономический постулат. О том, что макроэкономика, это наука, у нас было заявлено на этапе придания рыночным преобразованиям видимости необратимого и объективного характера. На самом-то деле, давно известно, что наукой является только то, что можно неоднократно повторить на опыте. Но, однажды купив-продав "что-то нужное" или даже по-настоящему вложив деньги в производство, (скажем, галош на меху) и получив от этого прибыль в 200 процентов, далеко не факт, что повторно проделав ту же операцию, мы найдем снова столько же лохов, готовых вернуть нам наши затраты с такой же несуразной прибылью.
Конечно, в принципе, однажды надурив людей на ваучерах, можно ту же махинацию проводить каждые 10-15 лет, выпуская какие-нибудь фьючерсы, бумаги ипотек или, как в США, повязав всех дешевыми кредитами на весь подряд движимый и недвижимый товар: люди-то подрастают, они не помнят предыдущий опыт родителей. Тех же американцев понять и извинить можно: они никогда не знали нормальной комфортной и безопасной жизни, но мы-то почему не может никак убедить, прожив столько лет в условиях безмятежно отлаженного государства перераспределения сверхприбылей на стариков, детей и отдых. Мы-то, почему детям не можем передать информацию, что деньги - это величайшее зло на земле, и заработать много денег, не воруя, попросту невозможно.
Обманывать можно бесконечно людей - это правда. Но никто научно не смог еще доказать теоретически и неоднократно проверить на практике, что вложив во что-то рубль вы получите гарантированно "рупь с полтиной". Это означает, что рыночная экономика, в лучшем случае - искусство, а не наука. И, скорее всего, - искусство надувательства одного человека другим, ибо невозможно получить прибыль из воздуха: разница между расходом и доходом, называемая прибылью, (даже чистой, не криминальной) получается ТОЛЬКО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ВСЕГДА и В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ за счет другого человека.
Заработать вдесятеро больше, чем зарабатывает уборщица, а тем более в сто или тысячу раз больше, просто физиологически невозможно, даже если вы семи, восьми и более пядей во всех приличных местах тела. Это - невозможно! Разница в три-четыре раза, которая сохранялась в прошлом, это - предельно допустимое соотношение между самым низким и самым высоком доходом. Этот перепад составлял от минимальных 80-ти до 330-ти рублей. При этом система постоянно старалась сократить разрыв.
Если вы гениальный деятель, открыли, разработали и внедрили новейшую технологию чего-то и получаете не пять, как уборщица, а 500 тысяч, значит, вы не выплачиваете часть дохода потомкам Фарадея, Менделеева, Софокла и проч. и проч., на основе которых наверняка построена ваша глубокомысленная идея. Начните хотя бы с потомков Кирилла и Мефодия, буквы которых вы бесплатно использовали, чтобы донести свою идею до масс и высокого гонорара. А поскольку одному человеку отследить всех потомков невозможно, история выдумала институт ГОСУДАРСТВА, которое и должно бы за вас заботиться об этом справедливом перераспределении дохода, то бишь, "вашей" сверхприбыли.
Из этой посылки и надо бы исходить: получение любой прибыли ВСЕГДА аморально в лучшем случае, а в худшем - преступно. Но без прибыли невозможно строить производство и развиваться, - и это правда. В том-то всё и дело. Вот эту проблему, этот кажущийся парадокс феномена прибыли всего-то и надо решить политикам, юристам и экономистам.
Когда прибыль достается всем, посредством государственной машины - эта прибыль как бы перестает быть аморальным делом. Человеку становится не так обидно, что кто-то выворачивает его карманы, а в дни острых приступов меценатства и благотворительности на твои же деньги тебе же еще и подарки приносит.
Меценатство и благотворительность по своей сути еще более омерзительны, чем грабеж средь бела дня: тебя не только изощренно и грубо обирают, но и заставляют при этом спасибо сказать грабителю. Благотворительность переводит преступление в ранг добродетели, и это обстоятельство особенно разрушительно.
Заблуждение четвертое: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ПОРОКОВ.
Всё как раз ровно наоборот. Приведу один пример. Вы приходите в кассу и говорите, что вам нужен один билет до Москвы. Кассир: "Пожалуйста, 440 рублей".
Вы даете 500 рублей. Кассир кладет ваши 500 р. в карман и говорит: "С вас 440 рублей". Вы делаете глаза и утверждаете, что уже отдали деньги, кассир тоже глаза делает и невозмутимо говорит, что ничего не видел. После нервотрепки, вы бросаете еще одну купюру кассиру, тот так же спокойно отправляет её вслед за первой и вновь утверждает, что никаких денег он в глаза не видел...
И так до изнеможения и преступления, поскольку, чтобы правовым методом доказать оплату, вам нужны два свидетеля в правовом государстве. Так ведь, и продавец не находится тут в безопасности: вы с таким же успехом можете взять арбуз в магазине и сказать, что уже заплатили. Пример этот мелочный, на первый взгляд даже абсурдный, но эта ситуация уже в обиходе, а скоро, похоже, последует цепная реакция. Это - результат веры в законы. Закон действует, как говорится, только на людях и в светлое время суток, а мораль и здравый смысл - всегда, но их планомерно или злонамеренно сейчас пытаются поменять местами.
Вместо системного планомерного воспитания с детства у человека здравого смысла, укрепленного нравственными нормами, во главу жизни мы пытаемся поставить право, т.е. прописать все возможные ситуации, а это невозможно по определению. Хваленое английское право давно зашло в тупик, дойдя до абсурда системы прецедента. И только давние, еще феодальные традиции не позволяют и там пока праву разрушить по образцу США устои морали и разума в угоду дубинке и праву.
На примере раздачи грантов "лучшим" этот тупик хорошо виден. Денежные гранты надо раздавать "плохим", а не "хорошим". Посмотрите, что сегодня получается: школа заняла первое место, там 90 процентов учеников освоили компьютер и 20 человек прыгнули на 1 метр 45 см. Вы им даёте миллион рублей за эти достижения в труде и спорте. Они будут богаче? Нет. Те, кто недотягивал, просто, будут еще беднее. Выше 1 метр 45 см. все равно уже не прыгнешь, и 90 процентов охвата - предельный показатель, а у "плохих" мог бы появиться шанс, если бы им грант дать, а так они и вовсе руки опустили: а зачем нам теперь пыжиться, пусть сверхчеловеки из "хорошей" школы из кожи вон лезут. Но плохому дать абсурдно, хорошему - нельзя... еще один абсурд рыночного времени.
Хорошим надо бы раздавать медали, знамена и грамоты, но, опять же, как в предыдущих случаях, моральные стимулы полностью девальвированы и не работают. Вот и приходится лучшим раздавать деньги. Слегка отставшие становятся при этом полными изгоями.
Заблуждение третье: ЛЮДИ ХОТЯТ ДЕМОКРАТИИ, а ДЕМОКРАТИЯ - ЭТО БЛАГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
Чтобы определить, благо ли на самом деле для человека демократия, надо поставить человека в реальные бытовые условия. Пусть речь идет даже о самой "настоящей демократии" - подлинной власти народа, т.е. свободе каждого в отдельности и независимо от других принимать решения, чего вообще-то даже и теоретически быть не может, поскольку в народе это называется анархией или просто бардаком. Но - пусть! Предположим, что демократия при каких-то условиях все-таки может существовать.
И представьте как бы состоявшуюся демократию на примере своей семьи...
Что будет, когда все начнут поднимать крышку борща, принимать решение и кидать чего-то туда по своему разумению, опыту и возрасту? Есть это варево можно будет? Не больше проку и от демократических процедур обсуждения проблем борщеварения за круглым кухонным столом - все голодные в итоге останутся. Это сейчас очень хорошо видно по миллиону принятых законов, ни один из которых не работает. Американисты, пытаясь скрыть свои истоки, убеждают людей, что демократия - русское-де изобретение, дошло к нам от вече Новгорода Великого. Историки знают, что из того самого вече и в те далекие времена получилось.
Если внимательно посмотреть и проанализировать весь ход истории от появления человека до сегодняшнего дня, можно без особого образования и знаний увидеть, что развитие идет по цепочке от личного, частного через общинное, коллективное, государственное к общественному и, наконец, всеобщему.
Люди хотят на самом-то деле вовсе не демократии. Люди хотят порядка. А порядок не может устанавливаться экономистами или юристами, которые пишут законы, диссертации и заседают в думах. Порядок устанавливает система. Целостная стройная система. И когда такая система разрушена или не создана, пока одна звездочка механизма не задевает за другую, пока гайка резана с одним шагом, а резьба болта, оказывается, - с другим, не помогут, к сожалению, самые гениальные законотворцы и самые замечательные законы.
Продолжу сравнение с механизмом часов. Вначале, по-моему, должно было бы определить идеологию - вперед будут стрелки идти, назад или на месте стоять. Наметив идеологию, которой проникнутся все части, проверим: на месте ли детали и подходят ли они одна к другой. Нет ли случайно у какой-нибудь звездочки "демократически альтернативной" детали, которая будет страдать инакомыслием, и напортачит в самый ответственный момент боя?!
После этого можно сказать: всё, система собрана. Вот только тогда понадобятся законы. Понадобятся писаные правила о том, что каждый поворот этой звездочки должен быть на 40 градусов, а этой - на тридцать...
А что толку писать сегодня законы, когда у механизма нет ни малейшего понимания: в какую сторону вообще надо крутиться, сколько градусов вправо или влево когда подавать, и - главное: как здесь, в часах, оказалась, извините, рессора от телеги вместо маятника?!
...Объясняя причины неурядиц, надо полагать: царь не в состоянии узнать никогда, как бьёт током в пятом трамвае у Рижского вокзала. Но можно создать такую систему, - и опыт созидания её в прошлом мы уже имеем, - при которой и не потребуется вмешательство царя во все "мелочи жизни". Хочется обманываться, что царя вводят в заблуждение, и очень хочется развеять эти заблуждения. Ведь бессистемное насаждение права и денег вместо морали - тупиковый путь.
Если такая система не будет создана, неровён час, что царю денно и нощно придется по прямой линии передвигать самому вручную все стрелки на всех "ходиках" по всему миру.