А. Т. Сапронов
А. Т. Сапронов "Сержантский корпус-становой хребет армии Сша"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 24/03/2008.
  • © Copyright А. Т. Сапронов (kostinsky@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 29k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Оценка: 6.83*20  Ваша оценка:


       Военная мысль, N11, 1990, сс.70-76
      

    Сержантский корпус-становой хребет армии США

      

    (По материалам иностранной печати)

    В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

      

    Полковник в отставке А. Т. САПРОНОВ,

    кандидат исторических наук

      
       Для заглавия статьи избрана фундаментальная кон­цепция американской военно-теоретической мысли. Наделение сержантов функциями станового хребта военного организма главной капиталистической дер­жавы -- это не только результат глубоких и длитель­ных творческих изысканий, но и повседневная прак­тика современной жизни сухопутных войск. По этой причине публикация о сержантском корпусе армии США представляет несомненный познавательный ин­терес как для теории, так и для практики.
      
       ИСТОРИЯ армии США достоверно свидетельствует о том, что сер­жантский состав неизменно играл важную роль в поддержании постоянной боеготовности соединений, частей и подразделений. В пер­вом армейском наставлении, которое под названием "Голубая книга" появилось в 1778 году, в разгар войны за независимость США, значе­ние сержантского состава определялось так: "Порядок и дисциплина в полку в столь значительной степени зависят от сержантов, что не представляется возможным оценить весомость заслуг, которые ими до­стигнуты примерным поведением" [1]. Американское командование счи­тает это положение вполне современным, хотя в последних уставных документах оно выражено в несколько иной редакции. В связи с этим уместно отметить, что истины, проверенные веками, вполне обоснован­но могут быть введены в повседневный обиход.
       Когда представители американской военной науки стремятся про­демонстрировать значимость сержантского состава для армии, они обычно приводят следующие статистические данные: "Примерно 66 проц. офицеров, воевавших в годы второй мировой войны в сухопут­ных войсках, были ранее сержантами". Это, безусловно, высокий про­цент, наглядное тому подтверждение -- 650593 военнослужащих про­изведены в офицеры из сержантского состава за годы участия США во второй мировой войне [2].
       Сержанты формируют не только важную, но и весьма многочис­ленную прослойку армии США. По свидетельству газеты "Арми таймс" за 16 января 1989 года, личный состав регулярной армии на начало 1989 года насчитывал 772 тыс. военнослужащих. К концу года сержантский корпус планировалось довести до 273 тыс. человек с даль­нейшим увеличением его численности,
       ---------------------------------------------------------
       [1]Army Times -- 1989. -- January 16.
       [2]The Noncom's Guide, Harrisburg. -- P. 74.
       {70}
       В военных кругах США столь неумеренно восторгаются высокими достоинствами сержантского состава своей армии, что порой впадают в крайности. Причиной служит факт, что сержанты-инструкторы обу­чают не только солдат, но и, что весьма необычно, вторых лейтенан­тов -- выпускников военных училищ, которые до поступления на учебу не проходили действительной армейской службы. В течение трех-четы­рех недель они подчиняются сержантам, которые передают молодым офицерам основные навыки работы с личным составом. Профессиона­лизм сержантского состава настолько высок, что офицеры не считают для себя зазорным выполнять их приказания. Такая необычная прак­тика позволила считать, что без лейтенантов "армия обойтись может, а вот лиши ее сержантского состава, моментально наступит, как говорят в Голливуде, "конец фильма".
       Младший командный состав американской армии делится на две деловые категории: строевых сержантов и технических специали­стов. Выделив строевых сержантов из общей массы младшего командного состава, американское командование наделило эту катего­рию военнослужащих особыми правами. Только строевые коман­диры получают сержантские звания: капрал, сержант, штаб-сержант, сержант первого класса, первый сержант, главный сержант. Техникам присваиваются звания специалиста соответствующего класса. Денеж­ное содержание равных категорий одинаково. Однако сержант при равном звании со специалистом считается старше его. Различают их по знакам на форме одежды.
       В июле 1966 года в сухопутных войсках была учреждена сержант­ская должность советника начальника штаба армии США [3]. Назначае­мый на этот высокий пост младший командир в звании главного сер­жанта призван давать советы министру и начальнику штаба армии.
       Этот необычный пост был задуман как прямое связующее звено между командованием сухопутных войск США и широкими массами рядового и сержантского состава. Самое важное в деятель­ности главного сержанта армии связано с вопросами повышения боеготовности и улучшения условий жизни рядового и сер­жантского состава. В сферу его многогранной служебной деятельно­сти входит поддержание прямых контактов с солдатами, сержантами v и членами их семей, чтобы выполнить роль представителя министер­ства армии, отстаивая их интересы в министерстве армии, министерст­ве обороны и даже Конгрессе США, если возникнет такая необходи­мость. Рекомендации главного сержанта армии США в силу его особо­го положения всегда достигают высшего руководящего эшелона аме­риканской армии.
       Главный сержант армии США координирует и контролирует дея­тельность главных сержантов нижестоящих штабов. Он вырабатывает рекомендации по кадровой политике в отношении сержантского кор­пуса, организации увольнения личного состава в городской и очеред­ной отпуска, по вопросам взысканий и поощрений, награждений рядо­вого и сержантского состава, по проблемам, касающимся организации занятий по боевой подготовке, по вопросам воинского этикета, дис­циплинарной практики, гигиены военнослужащих и многим другим вопросам. Главный сержант сопровождает своего начальника в его выездах в войска и во время церемониальных мероприятий.
       Таким образом, по званию, должности и функциональным обязан­ностям главный сержант является ключевой фигурой штабов американской армии. На главного сержанта возложены высокие обя­занности, он наделен доверием, выполняет ответственную работу, за­нимает в армии авторитетную позицию. Опыт работы советника на-
       -----------------------------------
       [3] The Noncom's Guide, Harrisburg. -- 1968. -- P. 59.
       -----------------------------------
       {71}
       чальника штаба армии США признан поучительным и получил широкое распространение. Аналогичные должности учреждены во всех объединениях, соединениях и частях до батальона включительно.
       В армии США возникло новое явление -- сложился институт сержантов-советников командного состава.
       Заслуживает внимания деятельность первого сержанта. Младший командир в этом звании является главным помощником командира роты по линии сержантского состава. На него возлагается контроль за деятельностью остальных сержантов роты. В отсутствие офицеров первый сержант командует ротой, осуществляет ротные построения.
       На первого сержанта возложено решение многих мелких вопросов повседневной жизни подразделения. Каждый солдат имеет право об­ратиться к командиру роты, но обязан получить на это предваритель­ное разрешение первого сержанта, чтобы не тратить время ротного командира на вопросы, которые можно решить без его участия.
       Все донесения, исходящие из роты, готовит первый сержант. Свои распоряжения он передает через помощников командиров взводов. В боевой обстановке первый сержант выполняет возлагаемые на него задачи по обеспечению роты всеми видами снабжения, а также решает вопросы административно-хозяйственной службы. Он обязан быть го­товым принять командование взводом, если этого потребует боевая об­становка. В отсутствие офицеров первый сержант является старшим на командном пункте роты.
       Сержантская должность помощника командира взвода квалифи­цируется как важная. Этот сержант считается вторым лицом во взводе. Он несет непосредственную ответственность за состояние дис­циплины, боевую выучку личного состава взвода, его моральное со­стояние. Он обеспечивает проведение в жизнь всех распоряжений командира взвода.
       В наставлениях и руководствах, определяющих служебные обя­занности командира отделения, настоятельно подчеркивается, что его работа осуществляется при постоянном общении с личным составом вверенного ему подразделения. По этой причине к командирам отде­лений предъявляются повышенные требования в руководстве подчиненными. Главной чертой командира отделения счи­тается способность быть лидером.
       Командир отделения непосредственно отвечает за состояние дис­циплины своих солдат, за их боевую выучку, за умение подчиненных обслуживать вверенное им оружие и сберегать его. Он является на­ставником подчиненных при прохождении так называемой школы сол­дата. Сюда относятся: первая медицинская помощь, личная гигиена военнослужащего, воинская вежливость, несение караульной службы, тактика отделения, уход за оружием и его боевое применение.
       Наставлениями и руководствами предусмотрено много других обя­занностей командира отделения. Командиры отделений несут ответст­венность за опрятность и привлекательность внешнего вида своих сол­дат. Личный состав должен всегда быть тщательно выбрит, носить чистое, хорошо отглаженное и безукоризненно подогнанное обмунди­рование, начищенную обувь, чистое нательное белье. Металлическая фурнитура обмундирования подлежит постоянной чистке, волосы долж­ны быть подстрижены и тщательно причесаны. Командир отделения обязан предъявлять особые требования к чистоте одежды отправляе­мого на кухню. Как начальник, он несет полную ответ­ственность за все, что делает его отделение, и за то, что оно не умеет делать. Он отвечает за здоровье каждо­го солдата, за благополучие всего личного состава, находящегося под его командованием.
       {72}
       Американские сержанты хорошо усвоили то, что высокие требова­ния к подчиненным может предъявлять только командир, отличаю­щийся безупречностью своего внешнего вида и высокими организатор­скими способностями.
       Американские военные эксперты особо разграничивают такие близкие понятия, как командование и руководство. По их мнению, командование -- это официальный статус, в который может быть возведен каждый военнослужащий. Приказ делает военнослужа­щего начальником. Сержант, назначенный на командную должность, становится командиром своего подразделения. Вместе с тем справед­ливо считается, что право отдавать приказы не означа­ет умения руководить подчиненными. Показательно, что даже это вполне очевидное положение подтверждается наглядным примером. В монархических государствах нередкими были случаи, когда ребенок-король отдавал приказы убеленным сединой генералам. В уставных документах настоятельно подчеркивается, что в армии нет человека, способного издавать приказы, которые бы превращали воен­нослужащего в руководителя, в лидера, по американской терминоло­гии. В природе не существует закона, документа, титула, звезды или шеврона, которые бы могли производить руководителей. Считается, что руководитель формируется внутри человека. Уме­ние руководить -- это врожденное или приобретенное качество, кото­рое можно обнаружить у рекрута, равно как и у генерала.
       В американских вооруженных силах полноценными командирами считают людей, способных вести конструктивную организаторскую ра­боту и осуществлять эффективный контроль. В "Руководстве для сер­жантского состава" армии США говорится, что отдельные сражения выигрывались войсками, которыми умело командовали, хотя и плохо руководили. Однако ни одна плохо руководимая армия не выигрывала войны. Утверждается, что военная история не знает победоносной армии, в рядах которой не было бы достаточного коли­чества хорошо подготовленных и смелых сержантов. Независимо, от качества офицерского состава любая армия потерпит поражение, если солдат ведут в бой сержанты, не подготовленные быть лидерами. В американских военно-исторических трудах отмечается, что в победных реляциях имена сержантов упоминаются крайне редко. Слава от побе­ды достается генералам. Между тем, как свидетельствует "Руководст­во для сержантского состава", сами генералы дань высокого уважения стремятся в первую очередь принести сержантам и капралам, ко­торые являются лидерами на поле боя. Наполеон стал императором, однако предметом его высшей гордости являлся титул "маленький капрал", которым удостоил его личный состав французской армии.
       Проблемы совершенствования военного руководства занимают центральное место в процессе обучения командного состава. Все виды вооруженных сил США сформировали систему подготовки военнослу­жащих-профессионалов, обеспеченную широкой сетью стационарных учебных заведений, готовящих кадры сержантского состава. Всего в армии США насчитывается 27 таких училищ [4].
       Главенствующее место в этой системе принадлежит учебному заведению, готовящему главных сержантов. Это училище дислоцируется в форте Блисс штата Техас. В течение года обучения здесь проходят два набора по 470 слушателей в каждом. Из этого числа 50 сержантов являются представителями организованного резерва и национальной гвардии армии США. Курс обучения включает: проблемы руководства и человеческих взаимоотношений, сбережение ресурсов, доктрину воз­душно-наземного боя, тактику, принципы национальной безопасности.
       --------------------------------------------------
       [4] Army Times. -- 1989. - July 24.
       --------------------------------------------------
       {73}
       В зависимости от потребностей училище в форте Блисс ведет три дополнительные учебные программы: по подготовке младших команди­ров в звании первый сержант, специалистов по вопросам войсковой разведки, специалистов по кадровой работе и материально-техническо­му обеспечению. Училище разрабатывает и контролирует программы совершенствования военно-образовательного уровня младших коман­диров, предназначенных для учебных центров и военных баз на терри­ториях других стран. Эти программы включают: основы руководства военным коллективом, основной и повышенный курсы подготовки сер­жантского состава [5].
       По мнению американских военных специалистов, чтобы стать пол­ноценным сержантом, военнослужащий должен достигнуть необходи­мого уровня военного образования, накопить практический опыт в сфе­ре своей военной специальности, постоянно заниматься самообразова­нием путем чтения и прохождения различных курсов в системе заоч­ного обучения. Начальник штаба армии США генерал К.Вауно гово­рил, что, в его представлении, "хорошим сержантом является военно­служащий, подготовленный в тактическом и техническом отношении. Это лидер, который знает высокие стандарты и способен превосходить их. Сержант -- это живой образец для подчиненных" [6]. К американ­ским сержантам предъявляют требования, которые порой кажутся фантастическими. Считается, что лица без специальной подготовки чи­тают медленно. Хороший чтец обязан читать со скоростью от 400 до 600 слов в минуту, американский сержант должен стремиться к скоро­сти чтения, достигающей 800 слов в минуту.
       Постоянно выделяя и подчеркивая конструктивную роль сержан­тов в жизни и деятельности войск, командование сухопутных войск проявляет уникальную изобретательность в выборе форм и методов работы с сержантским составом. Наиболее интересным примером мо­жет служить 1989 год. Специальным постановлением, которое подпи­сали министр армии, начальник штаба армии и главный сержант ар­мии, он был объявлен "годом сержанта армии США". Начальник шта­ба американской армии генерал К. Вауно объясняет это решение так: "Мы выбираем тему для каждого года... Нам казалось, что необходи­мо воздать должное высокому профессионализму нашего сержантско го корпуса. (Кроме того, нам хотелось бросить взгляд на историю нашей армии, чтобы полнее уяснить величие наследия сержантского кор­пуса". "Вся история армии США, -- продолжал К. Вауно, -- свидетель­ствует о том, что в мирное время и в годы войны сержантский состав играл выдающуюся роль". Именуя младших командиров "сержант­ским корпусом армии США", ее "становым хребтом", называя их "про­водниками воинской дисциплины", министр армии США отметил, что руководителей иностранных военных делегаций поражает уровень под­готовки выпускников сержантских училищ, высокий профессионализм курсантов и постоянная готовность принять ответственность на себя [7]. По своей учебной направленности "год сержанта" явился продол­жением предыдущего "года боевой подготовки". Впечатляют мероп­риятия, сопутствующие профессиональной выучке сержантов. В 1989 году армейским центром военной истории завершена работа над книгой по истории американского сержантского корпуса. Переработа­но и введено в действие Наставление 22--100 (Руководство личным со­ставом), которое считается настольной книгой сержанта. Новым изда­нием вышло Наставление 25--100 (Боевая подготовка войск), име­нуемое в вооруженных силах США "Библией сержанта". В этом же
       -------------------------------------------------------------------
       [5] Supplement to "Army Times". -- 1989, -- April 3.
       [6] Army Times. -- 1989. -- July 24.
       [7 ]Army Times. -- 1989. -- July 24.
       -------------------------------------------------------------------
       {74}
       году завершила свою работу всеармейская комиссия, изучавшая систе­му совершенствования профессиональной подготовки сержантского со­става. В ней работали военнослужащие с сержантскими званиями. Вы­воды и рекомендации комиссии одобрены начальником штаба армии США и опубликованы в армейской печати. Судя по американской прессе, документ обрел директивный характер.
       Искусство в практической работе, теоретические знания и ревност­ное отношение к воинской службе учреждены в качестве главных критериев, определяющих профессиональный уро­вень сержанта. Эти три категории подвижны. Предусмотрено их ус­ложнение на каждой более высокой ступени служебной деятельности сержанта. В связи с этим особый упор делается на систематическое по­вышение квалификации военнослужащего на армейских заочных кур­сах и в гражданских учебных заведениях. Еще прочнее закрепляется зависимость получения очередного воинского звания от образователь­ного уровня. Полное вступление в силу новой системы было намечено на середину 1990 года. С этого времени первоначальный курс совершенствования навыков руководства стал необходимым для по­лучения воинского звания сержант; основной курс -- для получе­ния звания штаб-сержант; повышенный курс -- для присвоения звания сержант первого класса и курс главного сержанта -- для полу­чения высшего сержантского звания -- главный сержант. Цена во­инского звания в армии США чрезвычайно высока и по выслуге лет. Для получения звания сержант необходимо прослужить четыре года. Что­бы стать штаб-сержантом потребуется семь лет. Добиться права на­шить знаки различия сержанта 1-го класса можно через 12 лет. 21 год службы в армии необходим для получения высшего сержантского зва­ния-- главный сержант [8].
       Начиная со второго полугодия 1990 года более сложные задачи поставлены перед сержантами в овладении искусством планирования боевой подготовки. Штаб-сержант обязан иметь навыки планирования одиночной подготовки бойца и отделения; сержант 1-го класса должен уметь планировать одиночную подготовку бойца, учебный процесс от­деления и взвода; первый сержант обязан владеть искусством плани­рования боевой подготовки в роте.
       Армейское командование расчетливо организует и умело исполь­зует состязательность в работе сержантского состава. В армии США утвердилась традиция ежегодного проведения всеармейского конкурса на очень престижное звание "Сержант года". В состязания вовлека­ются все сержанты армии США. Борьба проходит в несколько этапов. На заключительной фазе выявляются победители крупных формиро­ваний: объединенных командований, армий, больших гарнизонов. По­бедители местных состязаний собираются в Вашингтоне, где встречают­ся между собой в очной борьбе, по результатам которой определяется всеармейский "Сержант года". Общеармейский конкурс определяет двух победителей: одного -- по национальной гвардии и второго -- по войскам регулярной армии. В 1989 году победителем по националь­ной гвардии стал штаб-сержант Кристофер Баер, а по регулярной ар­мии--штаб-сержант Мерл Эдингтон. Оба победителя -- люди, у кото­рых служба стала делом их жизни. Кристофер Баер увлекается худо­жественной литературой. Чтобы его хобби не наносило ущерба делу, Баер, по его словам, "считает себя солдатом 365 дней в году". Анало­гично отношение к воинской службе другого победителя -- Мерла Эдингтона. "Люди, которых мы обучаем в настоящее время,-- говорит М. Эдингтон,-- станут через 15 лет руководить армией. Они примут ответственность за ее состояние. Сержанты-инструкторы должны слу-
       -----------------------------------------------------
       [8] Army Times. -- 1989. -- October 9.
       -----------------------------------------------------
       {75}
       жить для них первым примером компетентного руководства подчинен­ными. В противном случае мы будем наносить ущерб себе и будущему своей армии" [9]. Государственный подход к делу звучит в этих словах.
       Победители сержантского состязания щедро поощряются. Их ус­пех широко отражается в военной прессе многополосными статьями, обилием цветных фотографий. "Сержант 1989 года" по американским войскам в Европе Байрон Бэррон получил из рук командующего госу­дарственную награду -- "Медаль за безупречную службу". Кроме то­го, по свидетельству газеты "Арми таймc" за 11 сентября 1989 года, он был удостоен денежной премии в размере 1700 долларов и семейной путевкой в центр отдыха. Всеармейских победителей принимает и поощряет командование вооруженных сил США. Всю эту шумную торжественную процедуру венчает, однако, сугубо деловое мероприятие -- поездка победителей по войскам для проведения показных занятий.
       Вместе с достижениями в подготовке младших командиров в ар­мии США проявились негативные стороны деятельности американско­го сержантского корпуса. Поэтому есть основания коснуться и этой проблемы. Еще в 70-х годах в армии США наблюдались явления, олицетворявшие необузданную жестокость, цинизм и изощренное глум­ление над человеческой личностью, творимые сержантами в отноше­нии рядового состава. Эти явления носили массовый характер.
       Самодурство во взаимоотношениях с подчиненными решительно осуждено. Настойчиво ведется его вытеснение из практического обихо­да. Запрещено употреблять нецензурные слова, проклинать кого-либо или что-либо. За нарушение этого требования сержантов и офицеров подвергают чувствительным денежным штрафам. Однако укоренив­шееся тиранство неизбежно бросает длинную тень на будущее. В армии закрепилось и существует по сей день унизительное наказание, которое американские солдаты называют "битьем мордой об ас­фальт". Провинившегося молодого солдата заставляют в быстром темпе сделать пятьдесят отжимов на руках, что посильно не каждому даже натренированному спортсмену.
       Наконец, нельзя не отметить, что новое мышление медленно про­никает в американскую военную среду. В военных городках США еще висят плакаты, содержащие зловещий призыв: "Убей Ивана!", от ко­торого советских журналистов, как признала газета "Арми таймс" за 6 ноября 1989 года, "бросает в озноб". На занятиях по штыковому бою американские сержанты внушают своим солдатам, что они долж­ны испытывать восторг, насаживая на свой штык "бьющееся сердце врага". Пластмассовый манекен, на котором отрабатываются смер­тельные штыковые удары, имеет на своей каске выпуклую пятико­нечную звезду. Такова одна из нравственных сторон воспитательной работы, которую ведут среди подчиненных сержанты армии США.
       Сержантский корпус действительно является "становым хребтом армии США". Американцы склонны утверждать, что их сержанты ре­шают проблемы, которыми в Советской Армии занимаются младшие офицеры. Наличие в армии США большого количества компетентных младших командиров дает реальную возможность безболезненно ре­шать сложную кадровую проблему сочетания молодого офицерского пополнения с профессионально подготовленными сержантами без ущерба для боеготовности американских войск.
       -------------------------
       [9] Ssgts. Baer and Edington the 1989 Drill Sergeants of the Year. Army/ - 1989. - June. - P. 32-33.
       -------------------------
       {76}
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 24/03/2008.
  • © Copyright А. Т. Сапронов (kostinsky@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 29k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Оценка: 6.83*20  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.