Аннотация: Обзор творчества писателя, драматурга и публициста Флорида Булякова
"Одни просто живут. Живут, как живется, как можется.
Другие описывают и изображают их жизнь. Своей у них нет.
Третьи указывают и учат, как жить. Сами же имитируют жизнь и люто ненавидят всех, кто живет своей жизнью, пусть и бековой.
Есть еще те, кто накапливает на жизнь. Накопление завершается лишь на исходе оной, когда вдруг выясняется, что на накопленное не купишь даже собачью жизнь, не говоря уже об ишачьей.
И, наконец, есть те, кто посвящает свою жизнь. Чему угодно, кому угодно, но только не себе. Эти странные люди и живут-то не своей жизнью, а жизнью дела или близких, детей и внуков. Они наиболее симпатичны мне по духу".
Флорид Буляков
===============================
Это и не удивительно. Ибо вся сознательная жизнь Флорида Булякова посвящена служению: семье, роду, любимому делу, Родине, народу.
Это не громкие слова. В них его энергия, воля, дух, устремления.
Литературный мир Булякова един в высоком душевном настрое, верен суровой, иногда жестокой, правде жизни.
В своей прозе писатель смело ставит нерешенные проблемы человеческого общежития, стремится даже один на один с собой беседовать по душам. Этакая "самотерапия".
Он, на первый взгляд, мягок в оценках, но не заметить его бунтарства, бескромпромиссной позиции в неприятии "волчьих законов" и инстинктов, просто нельзя. Чувствуется, прочитывается в междустрочье, что эти оценки не случайные, а глубоко осмысленные, просчитанные мудростью и знаниями. В этом ему помогают и юмор, и легкая улыбка, порой едкая ирония( "Москва-Васютки", "Виходили бабки заміж", "Байки моего аула" и т.п.).
Флорид Буляков нередко переносит действие, своих героев из житейского плана в иное измерение: повествование его переходит в сказку и притчу, становится философски и психологически насыщенным, даже детали наполняются метафорическим смыслом.
("Божий дар", "Овечья нога"; "Шмель в конуре" и "Счастье" из "Дедушкиного дневника" и др.)
Картины жизни, запечатленные часто гротескно и экспрессионистски, выразительны, многие, как правило, трогательны и очень человечны ( "Слабеем" из "Дедушкиного дневника" или рассказы "Караидель", "Соловушка").
Писатель интересно экспериментирует в жанрах реально-психологической прозы, ее социальной, исторической и камерной драматургии.
Многие произведения разные по типологии, но одинаково насыщенные социальной и этической проблематикой. Это и все его пьесы, и многие миниатюры и рассказы.
Художественная концепция Буляковских героев не всегда укладывается в понятие компромисса, она позволяет показать и объяснить их сложные характеры и поступки цепью обстоятельств, даже случайностей, раскрывающихся порою в существенных деталях.
Надо сказать, что творческие интересы писателя больше сосредоточены на житейской мудрости, притчевой иносказательности, драматургии чувствования и ощущения жизни.
" Вслед за ней ( матерью- С.Д.) я тоже устремлял взор на небо. Ничего я там не находил. Звезды как звезды, тусклые, холодные, они в эти минуты не несли ни утешения, ни радости. Что в них хорошего? Я недоуменно переводил взгляд на маму и замирал - в бездонных, осветленных слезами глазах мамы были живыми и небо, и звезды. Я заворожено смотрел в глаза мамы. В них, кроме неба и звезд, была еще и тихая, неведомая мне печаль, и такая же тихая мольба. Много позже я прочитал в какой-то мудрой книге, что смысл звезд, их красота не в самих светилах, а в глазах, смотрящих на них. Не помню точно, как-то так. Вернее, точно знаю - это так!" ( "Смысл звезд").
Заметно стремление автора разобраться в сложных процессах духовного становления и, по возможности, говоря словами шведского писателя Августа Стриндберга, "дать резюме" поступка или целой жизни.
"У бабушки была одна страсть, если можно назвать это страстью. Она просила приносить ей с речки камушки. Каждую гальку она брала на месяц-другой себе - читала, ритмично крутя в руке, долгие молитвы. На каждый камушек - по тысяче молитв. Галька начинала блестеть в ее руках. К концу ее жизни этих блестящих, разного причудливого узора камней набралось целый ящик. "Покроете ими мою могилку", - часто напоминала она нам. Впитавшие тепло ее рук и долгие молитвы, они должны были охранять покой и память усопшей. Да, и память, она это особо подчеркивала.
Умерла бабушка, когда я был в армии. Приехав в родной аул, я поспешил к могилке бабушки. Я думал, увижу могилу, покрытую знакомыми мне камушками, но увидел накрытой светлой зеленью. Какая-то незнакомая благородная травка покрывала ее могилу сплошным светло-зеленым ковром. Забыли о ее просьбе, не положили камушки? Пригляделся. Нет, камушки были на месте, они покрывали могилу толстым плотным слоем. Но откуда эта зелень? Неужели, камни сами проросли? И что это означает?"("Камушки").
Повествовательному искусству Булякова, будь то пьеса или рассказ, как "силе не совсем обыкновенной"(А.П.Чехов), характерны реальные жизненные ситуации, лиризм, умелое построение интриги, смелое введение монологов и диалогов, приемы косвенных характеристик, авторские комментарии, словом, все то, что насыщает и украшает литературное полотно или пьесу.
Для большинства произведений, посвященных проблемам семьи, брака, воспитания, характерна концепция нравственного роста и возмужания, сыновней любви и долга.
Причем, воспитания не только детей, но и взрослых.
"В голодный 21-й год она похоронила пятерых своих сыновей. В войну потеряла и мужа. Бабушка жила с нами. Я был у нее поводырем - в гости к старушкам, в магазин - везде я с ней. У нее на устах всегда было одно пожелание: "Будь счастливым, сынок. Не меня ты водил сегодня - себя вел по жизни". Эту замысловатую формулу, звучащую на башкирском очень складно, в рифму, как некое заклинание, я часто вспоминал в минуты, когда чем-либо ослепленный, доходил до края пропасти и всякий раз, пройдя по самому краю, выходил за пропасть, в новую жизнь"("Камушки").
Жестокости, бессердечию писатель противопоставляет чуткость, ранимость, великое чувство любви. Иначе и быть не могло.
Ибо,так называемая, "малая проза" Булякова сообразуется с "правдой жизни", выбирает из нее характерные нюансы и черты ( "Караидель", "Камушки", "Шаль" и т.д.).
==========================
Существенной особенностью стиля писателя является, на наш взгляд, и тяга к циклическому построению творчества.
Таковы, например, циклы миниатюр и рассказов, юмористических произведений, притч, пьес для провинции, пьес на языках разных народов.
В циклы объединены и публицистические статьи, небольшие заметки "Предметы, приметы", литература для детей.
Многие циклы, как правило, имеют исповедальный, зачастую откровенно мемуарный, а то и дневниковый характер.
Отметим в этой связи, что в разветвленной цепи литературных жанров достойное место занимают жанры, функциональное назначение которых - служить прямым проводником памяти, ее непосредственным выражением. К таким жанрам в литературоведении принято относить и дневники.
По существу, у Флорида Булякова большинство миниатюр, коротких рассказов сродни дневниковым записям.
Писатель весьма активно и оригинально использует этот стиль.
Взять хотя бы для примера тот же "Дедушкин дневник".
Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности. Не останавливаясь подробно на истории вопроса, заметим лишь, что в России начало дневника, как жанра мемуарной литературы, связано с
временем принятия христианства на Руси и начала путешествий русских людей по святым местам: в Палестину, Афон и Константинополь.
Эти путешествия и нашли отражение в особой литературе - паломнической, а именно - в хождениях ("Хождение" игумена Даниила, 1106-1108 гг.; "Книга паломник" Добрыни Ядрейковича, 1200-1204гг.; "Хождение" Стефана Новгородца; "Хождение на Ферраро-Флорентийский собор", 1438-1439гг.; "Хождение" Василия Позднякова, 1558-1561гг.; "Хождение" Трифона Коробейникова, 1593-1594гг.; "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и др.).
Как известно, в форме дневника писались целые произведения. Так, "Записки сумасшедшего" Н.В.Гоголя являются таким подтверждением, когда именно в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора.
Одними из самых ярких реальных дневников 19-го - начала 20-го веков, стали дневники Льва Николаевича Толстого.
Писатель вел дневники в течение всей своей жизни с некоторым перерывом. Начал в 1847 году восемнадцатилетним юношей-студентом и закончил в 1910 году восьмидесятилетним всемирно известным писателем.
ХХ век вносит новое в содержание жанра дневника. К этому периоду уже окончательно сформировались основные три разновидности дневника как жанра: реальные дневники, дневник как форма художественного повествования, дневники частных лиц.
У Флорида Булякова как раз и используется дневник как форма художественного повествования.
Буляковский дневник - это не дневник как жанр публицистики или как средство создания портретов современников.
Его дневник всецело демонстрирует оригинальные особенности художественного отображения действительности. В них много психологизма и образности.
Из его работ мы имеем возможность извлекать сведения, касающиеся даже устройства человеческого сознания: механизмов работы памяти, рефлексии, оценки, эмоций, мышления, вербализации опыта, творческой деятельности и т.д.
"Дедушкин дневник" Булякова бесперецедентен в смысле человеческого документа, свидетельствующего о непрестанной работе души, самовоспитании, самосовершенствовании,"созидании себя" уже с раннего возраста.
"Лерка, внучка моя любимая, налетела сегодня на стул, ушиблась. Прибежала ко мне с ревом. Я подхватил ее, посадил на колени, утешаю, как могу. Она плачет. И неожиданно переходит на тихий шепот:
- Ну, не должно же быть так, деда! Я же не заслужила! Почему так больно? Не должно быть так, не должно же. Почему? А, деда? Почему?
Я молча обнял ее. Вон, оказывается, с какого возраста начинают терзать человека эти вечные безответные вопросы"(" Не должно быть так" из "Дедушкиного дневника").
Импонирует то, что за небольшими зарисовками общения дедушки с внуками мы, в том числе, знакомимся с фактами биографии пишущего: особенностями его личности, хотя бы частично, с его внешней и внутренней жизнью, отношениями в семье и т.п.
Такими есть дневниковые зарисовки "Не печалься", "Любовь", "Слабеем", "Улыбка из прошлого".
Радуясь улыбке внука, еще совсем младенца, автор замечает:
"Его улыбка - это улыбка из давно, казалось бы, забытого, из моего детства, когда были живы и здоровы все, кого он сейчас напоминает, когда смеялись и шутили за большим столом, за мамиными пирогами. Прошлое смеется мне так весело и бескорыстно, так чисто и открыто. Прошлое улыбается мне одобряющей улыбкой - ты молодец, ты все сделал так, как надо, пусть будет спокойно в твоем сердце, пусть будет тихо на душе! И я беру на руки этот смеющийся приветик из детства и бесконечно целую его, пока не отберут, целую благодарно, любя особой любовью, как любят только себя маленького в редких снах-воспоминаниях.
Придет время и я, наверное, буду также улыбаться из прошлого. Но это уже будет улыбка будущего. Дай Бог, всем здоровья и радости, растите, а улыбнуться вам я не забуду, мои милые детки! Вы прочтете, детки мои, эти строки, когда-нибудь да прочтете, и знайте, я любил каждого из вас одинаковой любовью, не измеряйте, не делите, не раскладывайте, не примеривайте ее, она была безмерна, и я ее всю, не расплескав ни капли, оставил с вами. Пусть она поможет вам жить в дружбе и любви" ("Улыбка из прошлого"").
А какие трогательные возвышенные строки о любви к Матери с мудрыми наставлениями мы читаем в "Сегодня, сейчас...":
"Я хотел поведать вам о своей любви к маме. Все думал, как это сделать красиво, необычно, убедительно. И вот каюсь, не смог, растерялся. Мне кажется, нет таких слов, которыми можно было бы выразить это всеобъемлющее чувство, а если и есть, то все они пустые. Но так кажется только мне, потерявшему. У вас, у счастливых, у кого живы-здравствуют родители, слова должны найтись, пусть даже самые простые. Только не нужно жалеть их. Поэтому умоляю вас, если жива ваша мама, поспешите обнять ее, сказать ласковое слово, поцеловать, положить голову на ее колени, закрыть глаза и слушать, затаив свое, теплое, ровное, вселяющее покой и защиту ЕЕ ДЫХАНИЕ. Не бойтесь, не стесняйтесь делать это каждый день, каждый час и минуту!
Если ее нет рядом, позвоните! Вот прямо сейчас достаньте мобильник или поднимите трубку и наберите номер:
"Мамочка, здравствуй! Что звоню? Сказать просто - будь, пожалуйста. Избалованной, капризной, красивой - будь. Ты - самая надежная моя пристань. Я люблю тебя, мама, люблю!
Сегодня, сейчас... Ибо потом наступит долгое, очень долгое, очень и очень долгое раскаяние, что не успел, побоялся, постеснялся...
В этих заметках сознательно не анализируем драматургию писателя: к спектаклям привлечено немалое внимание искусствоведов и театральных критиков. Заметим лишь, что Флорид Буляков вновь подтвердил свой высокий статус талантливого драматурга, став победителем I Республиканского театрального фестиваля башкирской драматургии в номинации "Лучшая драматургия". Победа литератору присуждена за пьесы "Любовь окаянная" и "Москва - Васютки".
"Оказывается, если нет желаний, то и в раю тошно". Такую маленькую притчу приводит нам писатель. Сказать, что она мудра, значит, ничего не сказать. Круг духовных и творческих интересов писателя продолжает оставаться обширным и разнообразным. Его желания и мечты возвышенны.
Оптимизму Флорида Булякова, его жизненным устремлениям можно только позавидовать. Вот, что он сам говорит по этому поводу:
""Многие вещи, которые я совершаю в последнее время, которые кажутся со стороны нелепыми, сомнительными, вызывающими недоумение, я делаю из желания не отлепиться от жизни... Я молю своего Бога лишь о том, чтобы не умереть в тишине"( "Попутное").
"Нет, я еще посижу на вершине, попинаю облака, покидаюсь звездами", - пишет он.("Обратный путь к колыбели")
============================
У нас нет сомнения в том, что звезды вдохновения помогут Флориду Булякову еще долгое время создавать новые талантливые произведения.
И хотя он замечает в притче "Божий дар" :
"Я так и не понял, что дал мне Бог в красивой обертке с бантиком. Но тащил этот дар, как единственный крест, безропотно, без особой обиды, порой даже с благодарностью судьбе. И Ему, Господу Богу!) " , -