Аннотация: Литературный обзор произведений Владимира Мусатова, Заслуженного тренера России, дважды Мастера спорта СССР( вольная борьба, самбо, дзюдо),
Лауреата России - танцы(латина)
"Мы поднимемся на скалу Окжетпес и ты будешь танцевать на спине слона, лежащего на вершине, в твоих раскосых глазах отразятся все горы, весь природный мир нашего чудесного края. А я буду счастлив от того, что передал тебе мастерство, которое мне подарили прекрасные люди."
Владимир Мусатов
Cолнце все еще щедро бросало целые снопы лучей, они взбирались на храмовые кресты близлежащей церкви, перескакивали на крутые крыши новых домов, вспыхивали пламенем в окнах, на стеклянных витринах, то тут, то там озаряли городской парк и гасли где-то в облаках далеко-далеко за окраиной города.
Где-то оттуда им навстречу задул ветер, примчался тем же путем, миновал здания, зашелестел в кронах деревьев и, словно, испугавшись шума листьев, спрыгнул на землю, воровато подхватил все, что поддалось его дуновениям, и помчался дальше, упрямо продолжая свой полет.
Ощущение прохладного воздуха заставило застегнуть куртку.
- Как, как о нем написать?- ни о чем другом не думалось. - Ведь у него не просто творчество на сайте Проза.ру опубликовано. А что? По существу, облаченная в рамки художественных выразительных средств, картина всей его жизни... Что главное в ней?
Рекорды? Звания? Нет и нет. Его жизнь - это служение, это верность. И именно этот лейтмотив проходит через все его произведения. Служение Родине, России и любимому делу - спорту, прежде всего. Сыновняя верность корням своим, роду, родителям и мужская преданность любимой женщине - Вере Коровиной.
Возвратившись домой после прогулки парком с такими мыслями, принялась писать эти строки.
=====================
Была уверена, что выводы верны. Только в этом ключе и можно понять мотивы cоздания Владимиром Мусатовым его многих произведений.
Если все работы сгруппировать в циклы, то тематическая палитра сфокусирует три основные темы: Родина-род; спорт-танцы; любовь-Вера. Каждая имеет свое наполнение
различными смысловыми аспектами, подходами и соответственно им - жанрами литературной подачи.
В работах, посвященных долгу и служению Родине, преобладает не патриотическая риторика или демагогическая "лозунговость",
а документалистика в обрамлении художественного прозаического или поэтического полотна. Такими есть, например, "Скелет войны - то мать моя в военную годину" или "Дневник маленького партизана, война 1941-1945гг",
"Был словно камушек сосок", "Дети Великой Отечественной" и т.п.
Хроника военных и послевоенных лет подается в стиле воспоминаний жизненно и правдиво:
"Отец пришел с войны, дома хлеба ни крошки, нужно что-то делать. Предложили фронтовику ехать в деревню, помогать женщине-председателю поднимать колхозное хозяйство, и районный маслозавод обеспечивать молочными продуктами.
Дали отцу два дня на размышление. Взвесил отец все за и против и сказал маме:
- Поедем, Марусь, в деревню, детей поднимать надо, больно смотреть на них.
- А я что, куда ты туда и мы. Слава Богу, живой да здоровый с войны вернулся.
Главное, чтоб не было войны!".
Или, к примеру, такое видение Родины в годину лихолетья:
" Вижу Крест Твой, вижу Храмы, золотые купола,-
Взрывы, огненные смерчи - всюду белые саваны-рвы,
могильные курганы, - рожь, пшеница полегли,- стон исходит от земли."
К своеобразию авторского почерка относится использование стилистики прозы и поэзии в одном произведении одновременно, что зачастую позволяет выделить тот или иной фактаж, одухотворить его поэтическим словом.
Патриотический цикл работ Владимира Мусатова прославляет Родину, которая у него органично ассоциируется с обликом родной Матери, миллионов матерей, вынесших на своих плечах все тяготы военных и послевоенных лет.
"Какое горе, слез уж нет, война Священная пылает!
Прочти и помяни, Душа ее, быть может, воссияет!
Зачтется, непременно, доброте твоей!
Я ж помолюсь за слезы женщин-матерей!"
Сыновнее сердце благоговейно диктует автору и эти строки:
"Великая Отечественная война, мама одна бьется с четырьмя оставшимися из семи детей мальчишками.
Какая она у меня хорошая. Холодно, темно, ночь, мне холодно.
- Спи, сыночек, - мама прижала меня к груди, подоткнула одеяло, - спи, а то придет серенький волчок Вову схватит за бочок."
Верен-верен сын своим корням, роду своему, именно об этом его многие воспоминания, в них сквозит невысказанная мысль о том, что при всех жизненных невзгодах именно благодаря им он состоялся как личность, как гражданин своей страны.
===============
В цикле произведений, посвященном спорту и танцам , истории их развития, спортсменам, находим много интересной информации, немало ярких воспоминаний, педагогических тренерских раздумий, литературных портретов близких, друзей и коллег.
Мы здесь видим Мусатова не только как автора работ, а еще и как вдумчивого тренера, талантливого педагога, воспитавшего тридцать три Мастера спорта СССР, многих выдающихся спортсменов, в том числе и призера Олимпийских игр 1976 года, Чемпиона СССР, Европы, Мира, Заслуженного мастера спорта СССР Валерия Васильевича Двойникова.
"Я в нем Окано увидал!
Еще Поддубного Ивана.
Он ярко мне напоминал.
Бог словно перстом указал
На Европейский пъедестал.
На первых наших Олимпийцев,
На русских Самбодзюдоистов.
Они ведь в Токио взошли
На неприступный пьедестал.
Пронесся в мыслях город Питер,
Мои учителя - друзья.
Замятин - тренер мой великий
И Иваницкий знаменитый.
Колесник, Албул, Кимельфелд,
Тиньков и ректор наш Ионов,
Самбист великий Чумаков!
Наш тренер касты фараонов.
Минуту я в полете был,
Очнулся и заговорил.
Ответь на мой вопрос Ахилл.
Кто твой герой, кто твой кумир?
Свой фильм любимый назови.
Каков в душе ты, что внутри?
Ахилл достойно отвечал,
Подвиг Фархада, он назвал.
Я понял: он готов на подвиг.
Мое предвиденье он оправдал."
Это ему, своему воспитаннику Двойникову, Владимир Мусатов посвящает свой "Сказ" о русском богатыре.
Надо заметить, что в этом произведении мастерски, раздольно, былинно отражена вся мощь народной силы, ее могущество и непреклонность.
================
И , наконец, третий цикл - о Любви.
Любовная лирика и поэтическая проза на эту тему, хотя и адресная, но несет в себе элементы посвящения Женщине вообще как объекту красоты и поклонения.
"Дарил я сотни диких роз любимой женщине, не раздирая руки в кровь.
- Как это можно, Сэр?
- Природа руки мне хранила за верность, благородство и любовь.
- Да ладно! Просто вы в любви слабак, да с вашими - то баксами, да я бы та-а-к...
- Молчите, юноша, любовь за деньги - это мрак.
Делить с любимой кров, дарить ей розы дикие, не раздирая руки в кровь, по скалам ползать, спать в палатке, мне позволяет Бог - природа и верная любовь.
- Простите, Сэр! А кто ваши друзья? Одни лишь конкуренты, вижу я.
- Каков глупец! Иль вы любви не знающий делец. Я повторю для "самых умных", наконец.
Мои друзья: озера, степи, рощи, реки, палатка, музыка, ночной костер, скалЫ суровые, сосновый бор, лесные ягоды и белые грибы, сольются на природе с милой наши души и мечты,
бессильны будут наши конкуренты. Оставьте при себе дурацкие комменты.
- Ну, хорошо, молчу, молчу....
- Давно бы так, а я вот покричу....О, Консуэллло-о-о-о....где ты-ы......я лечу-у-у..."
Когда читаешь посвящения Владимира Мусатова своей любимой жене Вере, на память приходят лишь два слова: мужская верность. Она у него действенная, наполненная чистотой и светом.
"Тонкий стан, словно стебель цветка
И Вуаль разметалась таинственно
Только вздох ! -
Не придумал пока
Как дотронуться к милой единственной!"
Очень много прекрасных строк любви написаны необычайно трогательно, с нежностью любящего сердца.
"Там кони, ржание, любовь!
Там кобылицы нежный зов.
Костер, палатка и луна.
И я с тобой, ты не одна.
То наш природный кров."
А какие прекрасные строки Владимир Мусатов посвятил своему увлечению бальными танцами !
"Пламень и Лед! - Первое Танго! - Она совершенство! - Мачо, как манго! - Пламя крутилось его обжигало! - То плавило нежно, то вдруг полыхало! - О, мама мия! - Грусть, ностальгия! - Я танго, свое вспоминаю! - Устало! - ДралИсь мы за танго! - но нас было мало! - Полвека назад!"
Я далека от того, чтобы идеализировать стихи Владимира Мусатова, подвергать анализу их размер, ритм, рифму и пр. Поражает их глубокий нравственный накал, эстетика чувствования и ощущения.
Их содержание лирично, человечно, сюжеты плодотворны и содержат многие эстетические понятия и возможности, которые находят свое выражение в художественном творчестве.
===================
Вообще о гражданском пафосе и гуманистической направленности творчества этого самобытного автора следует сказать особо. Они не показушные, не назидательные; ощущается, что и тревога за судьбу своих подрастающих воспитанников, и противостояние "подонкам", с которыми его сталкивает жизнь, и все житейские неурядицы пропускаются через душу, в ней нет безразличия к тому, что происходит вокруг него и в стране в целом. Это прочитывается в каждой строке многих репортажей, новелл, миниатюр.
Приведем для примера лишь небольшой отрывок из рассказа:
"Он остановился, широко расставил костыли, в моем мозгу мгновенно и навсегда запечатлелся этот несчастный. Он был изможден, худ и абсолютно беспомощен, его тело, казалось, безвольно повисло на двух опорах, ноги, похоже, не слушались его.
Наши взгляды встретились. Боже, его глаза поразили меня. Это был взгляд моей умирающей любимой собаки, в нем отразилась боль и тоска немощного инвалида, голод, холод, тоска человека, которому хочется, есть, извинение за доставленные неудобства здоровому человеку.
Вместе с тем это были красивые глаза, красивого человека. На плече висела сумка, напомнившая мне сумку нищего, из моего послевоенного детства...
Я стоял и думал о судьбе этого человека, мне было бесконечно жаль его, как же он живет, чем, какими радостями поддерживается его жизнь, я не находил ответа."
==============
Почему-то сейчас вспоминается звон колоколов. Вначале пробьет один, вторит каким-то надтреснутым дискантом второй, следом за ними - басят другие, и тогда все вокруг оживает, вибрирует от этого звона, а когда они один за другим умолкают, еще долго издалека доносится голос последнего, как бы допевающего начатую песнь. И вдруг прекращается этот чарующий волнительный звон, но ты не веришь в это, ибо еще долго его звуки звучат в тебе, в твоем сердце, словно свидетельствуют о своей верности.
Так и творчество Владимира Мусатова остается с нами, находит ответные движения души, едва мы к нему прикасаемся.