Аннотация: Обзор творчества самодеятельного поэта и писателя Петра Полынина
"Учусь любить на собственных ошибках.
И различать, где правда, а что ложь.
Встречать рассветы в солнечных улыбках.
Слагать стихи под золотой осенний дождь".
Петр Полынин
- Господь Бог, видя мою жизнь, подарил мне ТЕБЯ!!! Я это прекрасно осознаю и очень этому верю! Ты у меня один. И я у тебя одна! Ты это помни всегда!!! - шептала она ему.
- Я с тобой! Спи, моя хорошая!
...С тех пор они думали друг о друге больше, чем обо всем остальном в мире. Их любовь явилась для них гармонией такой силы и нежности, которая уничтожила все расстояния".
Эти строки из рассказа Петра Полынина "Жили-были мужчина и женщина" выражают лейтмотив почти всех произведений автора.
Его художественный мир тот, где понятия о любви стали физической реальностью, где живут два влюбленных человека - он и она, - где нет обыденности, ни единой прозаической вещи, которая не выражала бы высоких чувств и их поэтики, где слово о любви магически превращается в нее саму, где чувства влюбленного питают поэтическое безумство стихов и прозы и тем самым одерживают верх над трезвой логичностью.
Все умозрительное в его поэзии и прозе приобретает резкие очертания, становится реальным, видимым, объемным, и в то же время необыкновенно сказочным. Вот, к примеру,- колыска....
"О, как я любил ту колыску! И мог колыхаться в ней ещё и ещё. Она казалась мне волшебным реющим ковчегом, который уносил меня в блаженную даль невесомости. А в той дали мир был воздушен и светел, лёгок и радостен. И в моей детской душе оживали желанные сны, возникали чудодейственные сказки. И, засыпая, я всматривался в те живые сказки, наслаждался ими и забывал мои пустяшные детские огорчения..."
Любовь у Полынина нежная, порой страстная, то полыхает в сердце костром, то застенчиво горит на протяжении всей жизни.
"Когда твои уста к моим устам -
Всё станет ясно по глазам.
Разбудишь пламенем своих долонь
Во мне большой любви огонь."
( "Огонь" )
Или:
"когда пожар любви святой,
всё на своем пути сметая,
подобию свистящему в бешеных руках мечу,
в сознании все оковы рушит...
И две любви,
пылая страстным жаром,
слилися вместе,
как малая река лесная
и та, река большая!!!
( "Для тех, кто уже счастлив")
Любви без боли не бывает, но как важно это осознавать и уметь прощать ее ошибки!
"Мне больно оттого,
что на тебя обижен.
И больно мне вдвойне -
тебя обидел я.
Который день стучит
холодный дождь по крыше,
Который день болит,
болит душа моя.
Что делать мне теперь? -
я этого не знаю.
Какие же помогут
слова здесь, доктора?
И в мыслях по ночам
к тебе я прилетаю,
Прощения молю
до самого утра. "
( "Прощения молю")
Волнение, тревога, напряженное ожидание любви превращаются в драму для одного из литературных Полынинских героев- Лухманова, и тем не менее счастье его не минует.
" Весенняя природа волновалась страстью размножения и жаждала забвения жизни и любви. Вишнёвый сад оделся в белый неописуемый трогательный наряд. Просыпающееся раннее утро сияло так безмятежно и счастливо, как будто оно было утром всемирного блаженствия людей. Лухманов, обращаясь мысленным взором к самому себе, ощущал своё воскресшее сердце, всё более наполнявшееся смыслом бытия, - как в детстве юное тело наполняется зреющей энергией жизни. И он так заботливо и ласково обнимал округлившийся от женственности стан cвоей единственной подруги, уже копивший запасы для будущего материнства, - что его любовь доходила к ней до самого сердца. От этого её доброе лицо было счастливо, и блестевшие радостью в свете солнца глаза открыты, - как рассвет, как утреннее пространство."
( " Ratio Vivendi от Лухманова")
Используемый язык, метафоры у Петра Полынина не рассказывают о жизни, а фактически являются непосредственной действительностью.
Творчество Полынина свидетельствует о том, что он является поэтом напряженной духовной жизни, многообразных психологических переходов.
Но все эти внутренние движения переведены в зримые сцены, эпизоды, которые изысканно развернуты в метафорические картины.
"И крылья ангелов возносят меня надо всем сущим... в мою детскую беззаботность - в ту тишину, в то спокойствие, в ту дивную благодать - в самое счастливое место во всём свете!..
И вот я, точно в детстве, созерцаю то, - ясное безоблачное небо. Ощущаю аромат того, - настоянного на травах, деревенского воздуха. Слышу звук того, - благозвучного напева колоколов... Это звук моего детства, способный пробудить во мне некогда знаемую, а ныне утерянную светлую радость. Он вибрирует у меня внутри, в каждой моей клеточке, в каждом нерве... И в какой-то момент, возможно на долю мгновения, я становлюсь этим звуком - чистым, вибрирующим, не знающим границ..."
( "Колыска")
Любовь у Полынина всеобъемлюща, она неразрывно связана и с человеком, и с природой. Литературные пейзажные зарисовки - едва ли не главное достоинство авторского почерка. Они свежи, в них много воздуха, бытийного пространства, красочны и разнообразны.
"Утро наступает. Облака все в клочь.
Неба край пылает. Ночь уходит прочь.
Как это прекрасно Чудо созерцать!
Солнышко ты ясно, глаз не оторвать!
А оно лучами посылает Свет.
Босыми ногами ухожу в рассвет."
( "Утро")
Каждый раз, когда поэт рисует нам пейзажную картинку, в нем прочитывается сердце и душа.
Все, что населяет его произведения - звери, птицы, люди, - гнездится в его художественных приемах, сравнениях, эпитетах, метафорах..
Мы видим, что Природа- живое действующее лицо, именно она питает любовные чувства и ощущения героев.
"Вновь воротившаяся пташка
Всё пробудила ото сна,
Благую весть оповещая:
Весна, весна, идёт весна!
Чуть застеснявшееся солнце
Согрело мартовский снежок.
Он, всеми красками сверкая,
Потёк ручьями на лужок.
Моё воскреснувшее сердце,
Весны явленье ощутив,
Луч света дивный, излучая,
Поёт тебе любви мотив..."
( " Идет Весна!" )
Известно, что литература отражает мир, но в творчестве каждого настоящего художника, конечно, по-своему.
Помните, как у Марины Цветаевой: обыкновенный стол оказался многомерным, практически символом человека, чуть ли не божеством.
" А паперть? А край колодца?
А старой могилы - пласт?
Лишь только б мои два локтя
Всегда утверждали: - даст
Бог! Есть бог! Поэт - устойчив:
Все- стол ему, все - престол!
Но лучше всего, всех стойче -
Ты,- мой наколенный стол!"
К трем физическим измерениям прибавились новые - Цветаевские: быть помощником в поэтическом творчестве, в этом смысле и паперть, и край колодца, и пласт старой могилы - это тоже стол.
Превращая своим воображением стол в престол, поэт повелевает в своем воображаемом мире, в котором правят его собственные законы. И именно они отчетливее, рельефнее раскрываются больше всего в метафоре.
"А может всё очень просто?: - может в этой маленькой веточке Полыни и заключается ответ?! - надо жить и радоваться жизни, воспринимать её Любовь и отдавать ей свою, спать в постели из Полыни, укрываться Звёздным небом, просыпаться в лучах Солнца, и купаться, купаться, купаться в Море, сияющих ласкою, Глаз!!!"
( "Август не кончится никогда" )
Благодаря художественности своего миропонимания
автор весьма концентрированно выражает свои мысли и чувства, при этом не разрушая загадочности, непостижимости Красоты и Гармонии всего сущего.
"А снег идёт! Я подставляю руку ладонью к небу, и снежинка доверчиво ложится на неё. Откуда ты взялась, радостная невинность? Кто твой создатель? Что манит тебя на землю?... Она, ощущающая собственную невысказанность, молчаливо тает... Как же недолговечно всё прекрасное в нашем мире! Оно приходит подобно чуду и ускользает как счастье... Ещё одна робкая снежинка легла на ладонь... и ещё одна... Снег идёт! Радостный и чистый, как небесный подарок. Идёт, чтобы успокоить и облагородить мою душу. Только бы он так и остался лежать. Только бы не исчез так быстро, как чудный сон, который делает меня счастливым в ночи, чтобы затем почти бесследно рассеяться к утру... Снег идёт!"
( "Зимний лес")
Вихрь диковинных художественных образов Петра Полынина уносит читателя к его мечтам, его собственным представлениям о любви и счастье :
каждому хочется пребывать в состоянии благости, которой автор поделился в своих произведениях.
"И вдруг - сердце моё проснулось от своего сна, - оно исцелилось, - и раскрылось в радости и благодарности... ликующим пением! Оно пело!!!...
Пело не от влюбленности, - а от любви!!!... И становилось оно огромным...
И счастье моей жизни становилось полным,... и сердце отвечало на него ликующим пением,... и открывалось ему, поющему, всё самое главное и драгоценное..."
( "Отчего это я так счастлив?" )
"И музыка их Душ
звучала.
Они друг друга
в этом мире
отыскали.
И целовались,
целовались,
це-ло-ва-лись...
И засыпая,
в объятиях,
слова любви
шептали их сердца..."
( "Где любовь, там и рай" )
Кто из наших авторов не прикасался к теме любви?! Кого только она не привлекала! Но лишь некоторым удается передать трепетность этого чувства, не нарушая его внутренней органики и магичности.
По-моему, одним из таких авторов и является Петр Полынин.
"Что скажу я сейчас, не забудь ты об этом! -
Есть Любовь на земле, и всегда, и везде!
Её видели все прошлым солнечным летом,
Босиком она шла по душистой траве.
А затем листопадом кружила осенним,
И играла в снежкИ уже этой зимой.
По бегущим ручьям ранним утром весенним
Вновь вернётся она - ты ей сердце открой!"
( "Есть Любовь!")
Любите всегда, даже тогда,как призывает Петр Полынин, когда бывает больно!