Казалось бы, все уже сказано о творчестве русского писателя и поэта Виктора Герасина. И все же мне, исследователю его писательского арсенала, чего-то не хватало, не было ощущения целостности, полноты в этом анализе. Должна была быть поставлена некая смысловая точка, акцент, вбирающий в себя все написанное в предыдущей книге "Люди вы мои хорошие" и в новых дополнениях к ней - пяти обзорных тематических статьях.
Еще и еще раз возвращаясь к текстам повестей и рассказов, вникая в подстрочное содержание сюжетов, осознала, что главным-то действующим лицом у В.Герасина является скорее... земля, одухотворенная знаниями и чувствами писателя.
На протяжении всей истории русской литературы земля, как природная форма духовной культуры, органически входила в ткань многих художественных произведений. В этом смысле творчество В.Герасина находится в русле имеющихся литературных традиций.
Земля - поэтически и содержательно многозначный образ.
Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство крестьянина, родившееся вместе с человеком, образное представление о ее величии и мощи, источнике жизни, хранительнице времени и ушедших поколений.
Вполне понятно, что связанные с этим образом ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, об истинных духовных связях и переживаниях.
"Несказанен дух весенней земли, ни с чем несравним. Это дух новой жизни. Он кружит голову, будоражит застоявшуюся за долгую зиму кровь, омолаживает ее.
Перекапываешь не спеша уже степлившуюся, но еще влажноватую землю, и хорошо на душе делается, благостно, томительно даже - ведь впереди такое большое обновление. И мысли идут неспешные и совсем правильные, такие мирные, такие любовные. Так и взял бы весь этот весенний мир в огромные объятья, сделал его своим и сделал бы себя весомой частью этого не придуманного, справедливого, ласкового и светлого мира".
( "Люблю...". Из дневниковых записей писателя)
Образ Земли является важной составляющей почти всех прозаических и многих поэтических произведений В. Герасина и тесным образом связан с формированием философско-эстетической концепции писателя, понятия Родины.
Земля, природа у В.Герасина - не столько средство художественной выразительности, сколько одна из тех нравственных категорий, которые образуют суть понимания человека и его мира.
Земля неотделима от образа работающего на ней человека.
Поэтому не удивительно, что
сложный и противоречивый образ русской деревни с ее проблемами, моральными основами, этическими нормами подан именно через акцент власти земли над крестьянином.
Земля - его повелительница от рождения до его смерти. Кто родился и жил в сельской местности это прекрасно знает и понимает.
В рассказах "Веселое утро", "Обо всех нас", "Изба с краю", "Взойди заря", "Маленький", повестях "Васильки",
"Алена большая" и других сельчане кровно объединены с землей.
Автор убеждает нас, что именно эта кровная взаимосвязь и определяет их духовный мир.
Хотим мы того или нет, а земля - это ничто иное, как подсознательное представление человека о рождении и смерти, вечности и небытии.
Видя в земле свое родное и живое существо, человек, работающий на ней, влюбляется в ее дух и суть. Она пленяет его мечты, мысли, чувства.
"И дух земли становится твоим созидательным духом.
Какое же это удовольствие - сбросить обувь и пройтись босым по вскопанной земле! Ноги тонут, обволакиваются нежностью и теплом земли. И тут же ощущается еще весенняя прохлада. Осторожная такая прохлада. Она еще не успела выйти из земли.
И, кажется, что ты сам прорастаешь корнями в землю, и в то же время соки земли бегут по тебе, тянут тебя вверх, к солнышку, к чистому, как глаза ребенка, небу. Вместе с деревьями, кустами, былинками так же тянешься вверх, растешь, радуешься теплу и свету. И растешь ощутимо. И невозможно остановить этот рост.
А вьющийся в чистом небе жаворонок зовет, зовет к себе, помогает пением своим расти, тянуться к нему.
Нет, ничего на свете нет милей весенней парной землицы, ее жизнетворного духа и чистого солнышка в бескрайнем глубоком небе. Люблю..."
( "Люблю..." Из дневниковых записей писателя)
Свое личное отношение к земле В.Герасин преломляет в поступках и действиях своих литературных персонажей.
"Любит вот он поля, да и все тут,- читаем в рассказе "Свидание с Волгой".- Даже любит - это не то слово...
Из-за осеннего марева выбралось солнце. То пепельно-серая, то глинисто-серая земля совсем не походила на ту, жирную, черную, на которой привык работать Толя.
"Э-э-э, бедновата! Совсем даже бедная!" - жалел Толя землю и представлял, что те, кто обрабатывает ее, в несколько раз больше труда закладывают, чем он, Толя".
И человек этот, видя бедноватую, по его разумению, волгоградскую землю, весь исстрадался, обеспокоенный ее состоянием. Это чувства далеко не временного пользователя, а настоящего хозяина земли.
И это понятно, ибо только земля делает крестьянина земледельцем, полноценным человеком и придает целеустремленности и смысла его жизнедеятельности.
На наш взгляд, практически все герасинские сельские персонажи показаны через призму духовности земли, проблема нравственности тесно связана именно с ней.
Все это позволяет говорить о целостности авторского представления о роли земли в жизни простого сельского труженика.
В.Герасин духовным наитием, как бы исподволь, улавливает особые иноприродные смыслы, невместимые в обычное понятие "земля", она у него "Родина", "кормилица", и "мать", и "подруга"...
"И тут пашут, - подумал Толя и представил братьев-трактористов в столь раннее время. - И хорошо. Сколько же ее, землицы-то - кормилицы? Много! И всю обработать надо. Всю надо в порядок привести".
("Свидание с Волгой")
Мы наблюдаем, что земля у В.Герасина многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами, живая, да и только!
Преимущественно она уподоблена образу матери, а труженик - ее дитя.
Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение или рассказ, - о земле или о человеке.
"Путь к земле в России долог,
много слез и крови в нем,
потому мне мил и дорог
этот тучный чернозем.
Я его тихонько глажу:
-Здравствуй долго, это я,
велика печаль твоя,
но о ней ты не расскажешь.
И не надо о печали,
радость- это наш удел,
главное, мне землю дали,
как я сам того хотел".
(Стихотворение "Русская сердцевинка")
Подобное стирание граней между природой и человеком наблюдаем в рассказах "Черемуховые холода", "Углы", "По краю", "Родные души", "Мы с зятем", "Мать моя" и других.
Главный герой Толя из упомянутого рассказа "Свидание с Волгой", работая в поле,
" представляет себя продолжением, что ли, тех полей. И он, и они, поля - это какой-то единый организм, выше того, обширней того, какой есть непосредственно в Толе.
Сманивало, было время, по молодости ранней, бросить все хотел к чертям. Бросил было уже. Да вроде того, что ополовинился, напополам разорвался. И опять вернулся к полям. Хорошо, когда созревшего зерна наберешь полную пригорошню да вдохнешь в себя этот слитный дух земли, дождя и солнца. На душе вольготно сделается, надежно как-то. Спокойно.
Теплое оно, зерно. Даже зимой теплым кажется. А жаворонки? Заглушишь трактор, уши отойдут от шума, уляжется он, и так отчетливо жаворонков слышно, что кажется - вот они, над ухом вьются. Добрая птичка. Неброская, незаметная, а для души пользительная..."
В этих строках бьется трепет сердца, влюбленного в русскую природу, труженика, способного ощутить вожделение от того, что он может босиком пробежаться по траве, погладить свежескошенную стерню, прислониться щекой к хлебному колосу.
Почти, как в Бунинских рассказах, - здесь слышится гимн природе, земле, наполненный неудержимой радостью жизни.
Вслед за Пришвиным, который был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам, Виктор Герасин также развивает эту тему весьма убедительно.
Его герои-земледельцы не расточительны, стремятся засеять каждый плодородный клочок земли, сохранить каждое выращенное на ней зернышко, обрабатывают свои участки тщательно и бережно.
В текстах звучит осуждение опустошенности, заброшенности отдельных земельных участков, нежелания современной молодежи работать на земле. Урбанизация, по мнению герасинских персонажей, ничего доброго селу не приносит.
"Давно известно: там, где появился человек, - там наступает погибель для всего прочего живого, для всей природы. Это ведь не только сейчас, это ведь с момента появления человека так повелось. А всё потому, что очень уж много нам ненужного надо. Напридумывали себе и тешимся. Во вред себе же тешимся.
("Волки")
В повести "Черный омут" писатель рассказывает о встрече главного героя с завораживающими своей степенностью животными - семейством лосей. Внутренний голос говорил: "Сиди смирно!
И любуйся. Мгновение это неповторимо".
Природа, земля для писателя - неповторимы в своем проявлении, это не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.
В его представлениях земля связывается с истинной человечностью (которая ведь неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
Как убежденный ценитель подлинной красоты, писатель доказывает, что влияние человека на землю не должно быть губительным для нее, ведь каждая встреча с ней- это особая встреча с ее силой и мощью, это прикосновение к величайшей тайне жизненного целомудрия.
"Если с детства на такое приволье глядеть да подумывать, то волей-неволей воспримешь в себя всю эту ширину. Всю глубину эту. Могущество! ...Я вот на поля свои сколько ни гляжу - все никак не нагляжусь. Я им постоянно удивляюсь. Вроде они всегда такие и в то же время каждый раз не такие. А тут Во-о~олга! Во-о-оля! Да, брат Ваня... Владычествующая высота, короче говоря".
Рассказ "Свидание с Волгой", как видно из этого обзора, показателен в раскрытии образа земли и ее роли в жизни крестьянина.
Он глубоко гуманистический, ведь в нем опоэтизировано благородство крестьянина-земледельца, его душа, открытое искреннее сердце.
В заключение следует подчеркнуть, что
всеобъемлющий образ родной земли становится центром воссоздания основных картин и коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики писателя.
Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо.
Вот тут на помощь и приходят нехитрые диалоги, просторечие, характеры и привычки.
Такое открытое движение к простоте, если хотите, к своеобразной обнаженности быта, культуры, нрава сельского труженика - также в традициях русской литературы.
Видимо, здесь можно говорить не просто о прозе, это уже выход за ее пределы, когда душа, все естество кричат о своей боли, взывают к вниманию, целесообразным действиям.
У В.Герасина природная боль, невзгоды и трудности физические преисполнены боли душевной, какой-то нравственной сверхъестественности.
У него вообще феномен боли за судьбу России, земли русской настолько осязаемый,
глубокий, что, как выразился на презентации книги "Люди вы мои хорошие" в Тамбовской библиотеке им. Пушкина диктор областного радио Константин Денисов, " у него боль и в волчьей норе боль".
( "Суть зверя")
Роль образа Земли в реализации идейно-философского замысла произведений В.Герасина трудно переоценить.
Примечательно, что образ земли, природных явлений в любом тексте его произведений оказывается включенным, как правило, либо в субъектный план автора, либо - персонажа, либо в оба эти плана одновременно.
"До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то - своя"
Так писал А.Твардовский.
Именно "своя" она и у Виктора Герасина. Роднее ее у него нет. Потому и говорит о ней: "Люблю..."