Демченко Светлана Андреевна
"Белое гнездо вороны" и не только

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 24/10/2012.
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Размещен: 23/10/2012, изменен: 23/10/2012. 17k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отзыв на миниатюру психотерапевта, ученого,писателя, художника Дмитрия Плынова "Белое гнездо вороны", впервые опубликованного в журнале "Клаузура".

  •  []
      Уверена, что принялась за незавидное дело: в этом отзыве на миниатюру Дмитрия Плынова "Белое гнездо вороны" публикую полный рассматриваемый текст произведения. Предвижу недоумения и критиков, и литературоведов, и, возможно, специалистов. Почему последнее ставлю с оговоркой "возможно"? Те исследователи, которые занимаются проблемами веры, внушения, внимания, восприятия текста ли или картины, особенно, подсознательным его фоном, меня поймут.
      
      Говорить об этом тексте не ознакомленному с ним человеку, самое малое - неосмотрительно. Будет не понятно, о чем же я веду речь.
      
      Поэтому, на что в первую очередь обратит внимание читатель? На оригинал текста или на отклик? Двух мнений здесь нет. Конечно, прочитает оригинал. И, слава Богу, что миниатюра небольшого формата. А мне только этого и надо! То, что она заинтересует читателя, не сомневаюсь. И, конечно, простите за такую самоуверенность, захочет познакомиться с последующими выводами.
      
      Ведь не зря же лучше читаются те литературоведческие работы, в которых теоретические выкладки подкрепляются цитатами из анализируемого текста оригинала. И чем их больше, тем весомее становится общая картина.
      
      _
      
      Дмитрий Плынов. "Белое гнездо вороны"
      
      - Доктор, вы, наверное, любите рисовать?
      
      - Конечно, люблю, разве вы не видите? Это мой последний рисунок. Перед встречей с вами изобразил. Красиво?
      
      - Я ничего не вижу, Доктор.
      
      
      - Ну как же! Вот, смотрите! Это - наша клиника, это - наша палата: окно, кровать, тумбочка.
      
      - Странно, Доктор, может, у меня что-то со зрением? Это - просто чистый лист бумаги.
      
      - Совсем не так. Включите воображение.
      
      - Доктор, вы мне вчера показывали тот же лист и говорили, что это роман.
      
      - Всё верно. Это - и роман, и картина. А если свернуть как-нибудь, то и оригами, и скульптура. А вот если порвать на кусочки, а потом сложить, получится мозаика или витраж.
      
      - Доктор, вы точно это знаете? Или вы хотите, чтобы я в это поверил?
      
      - А это вам решать!
      
      - В таком случае, для достоверности, как это произведение называется? Вы знаете, Доктор, что у любого творения должно быть название.
      
      - А вам в каком виде искусства? То есть, вы спрашиваете про название картины или романа?
      
      - Сегодня, Доктор, у нас что?
      
      - Сегодня, картина!
      
      - Ну тогда, как называется эта картина?
      
      - А вы читали "Над гнездом кукушки"?
      
      - Нет, Доктор, не читал. А вы?
      
      - Я тоже.
      
      - Значит, эта картина называется "Над гнездом кукушки"? Так, Доктор?
      
      - Странный вы человек. Я творец, а не плагиатор. Если уже есть такое название, зачем же мне его повторять?
      
      - Доктор, вас трудно понять!
      
      - Ага, а вы хотите, чтобы я вас понял!
      
      - Я ничего не хочу, Доктор. Я просто живу.
      
      - Ну, хорошо. Ни я, ни вы не читали этого произведения, но мы прекрасно знаем, о чем оно? Так?
      
      - Да, так. Если в двух словах.
      
      - Тогда, откуда мы знаем? А?
      
      - Доктор, вы задаете слишком сложные вопросы. На них не ответишь коротко. Скорее всего, слышали от кого-то, может, фильм смотрели?
      
      - Вот как. Не читая, не видя, мы прекрасно с вами знаем, что это существует, что кто-то этим интересуется. И мы даже не сомневаемся, что это - литературное произведение и художественный фильм! Мы доверяем мнению других! Хотя, этих "других", возможно первый раз в жизни видели!
      
      - И что, Доктор?
      
      - Так почему же вы мне не верите? Я вам сегодня показываю картину. Вчера приносил роман. Завтра продемонстрирую витраж.
      
      - Что вы от меня хотите, Доктор? Что бы я поверил, что этот лист бумаги - произведение искусства?
      
      - Не просто произведение искусства, а шедевр, созданный мной!
      
      - Это чересчур, Доктор! Зачем же я вам буду врать?
      
      - А что от этого изменится, если вы соврете? Только к лучшему! Даже больше Вам скажу: соврав мне, потом другому, потом третий посчитает, что это так, а четвертый и пятый не будет сомневаться, что я - талант! Всем только хорошо будет.
      
      - Особенно вам, Доктор!
      
      - И это неплохо. Ведь говорят же, если называть человека свиньей, то он вскоре захрюкает. Почему бы не называть человека гением? Глядишь, через месяц он реально им станет!
      
      - Ну, хорошо, Доктор, давайте попробуем.
      
      - Давайте.
      
      - Прежде чем я стану восторгаться этим произведением, мне все же хотелось бы знать, как оно называется. В противном случае, Доктор, я не смогу рассказывать о нем другим людям.
      
      - Совершенно справедливо! Я назвал его "Белое гнездо вороны".
      
      - Может, вы, Доктор, хотели сказать "Гнездо белой вороны"?
      
      - Где же вы видите на этом полотне ворону? Здесь только гнездо! А потом, про белую ворону уже много чего написано. Я хочу быть оригинальным! Вы читали, что-нибудь про гнездо? Только про гнездо, а не про ворону?
      
      - Нет, Доктор, не читал.... А ведь, действительно, оригинально получается!
      
      - Видите, вы уже верите, что я - талант. Чуточку, один шажок. Я смотрю, вы даже удивлены!
      
      - Признаться, да!
      
      - Представьте себе, если на этом листе, появятся еще и линии, буквы, знаки! Практически готовый шедевр!
      
      - Вполне вероятно, Доктор!
      
      - Я очень рад этому!
      
      - Тогда, меня интересует, как будут называться остальные произведения? Доктор, я же должен буду говорить о многогранности вашего таланта? Так?
      
      - Да, так. Я и художник, и писатель, и скульптор!
      
      - Вот-вот! С картиной мы определились! Теперь, как будет называться роман?
      
      - А может, я стану называть свои произведения одним и тем же названием?
      
      - Нет, Доктор, так не пойдет. Теперь я начинаю в вас разочаровываться! Вам нужно подумать! Идите, Доктор, к себе в палату. Завтра, после процедур, зайдете ко мне. В 11 часов ко мне на прием записан Критик, а в 12 я буду ждать вас.
      
      _
      
      И все же, целесообразно ли писать отдельный развернутый отзыв на столь небольшую миниатюру? Оправдано ли это?
      
      Решила, что да. В свое время, предоставив к защите диссертацию объемом меньше 100 страниц, уже на предварительных стадиях обсуждения, слышала немало упреков, де, мол, какая это диссертация, курсовая работа по количеству страниц, не иначе. И покойная ныне профессор Е.Веремеева как-то резко отпарировала оппоненту по этому поводу:
      
      - Посмотрите на выводы в заключении. И не важно, сколько текста им предшествовало, они новы, оригинальны, имеют прикладной характер. Или вам нужны пространный бред и вода в ступе?! Если бы защита состоялась сегодня, соискательница уже бы защитилась.
      
      Эту ситуацию я вспомнила и сейчас, решив откликнуться на, по существу, крохотный литературный текст.
      
      Чем он привлек мое внимание? По стилю сжат, лаконичен, особой художественностью не выделяется.
      
      Подкупает, правда, неожиданная развязка, которая расставляет все акценты и героев на свои места.
      
      А также сам образ "белого гнезда вороны" - этого чистого листа, почти "tabula rasa"; именно в нем и сфокусирована вся художественность миниатюры.
      
      Сюжет прост, завязан на диалоге врача и пациента, других действующих лиц в нем нет. Только "доктор" здесь никто иной, как больной какого-нибудь медицинского психоневрологического диспансера или клиники, соответственно пациент в реальности - врач, поддерживающий ложный, иллюзорный мир больного.
      
      Ведь ему важно проследить наличие хоть каких-то элементов логики и элементарного здравого смысла в этой болезненной иллюзии, в котором живет такой пациент.
      
      Автор, показывает нам больного, который верит в невероятное, обращая наше внимание на сложнейшие загадки психики, отклонения ее от нормы. "Доктор" уверен, что чистый лист бумаги - это и роман, и картина... Кстати, уместно заметить, если на поверку, что люди всегда быстрее верят тому, во что они сами хотят верить. Важно не травмировать, не убивать это желание. Причем, в миниатюре делается это от противного, в поддержке веры пациента.
      
      Ведь известно, что при внушении целесообразно представить внушаемому желаемое состояние, то есть то состояние, которого вы добиваетесь, с помощью слов и с помощью собственного мысленного представления.
      
      (Внушение. http://www.toptrening.ru/articles/905/)
      
      Среди наиболее талантливых мастеров словесного внушения выделяется Владимир Леви - знаменитый психотерапевт и автор многих книг по проблемам самосовершенствования.
      
       Благодаря сеансам словесного внушения по телевидению не менее знаменитым стал киевский психотерапевт Анатолий Кашпировский.
      
      В. М. Бехтерев писал, что иногда слова "вторгаются в психическую сферу, как тать, и производят в ней роковые последствия".
      
      По его мнению, мы все находимся в "психическом контагии" - духовном контакте людей друг с другом, непрерывном и длящемся с рождения до смерти.
      
      Не скупясь на образы, Бехтерев в одном из выступлений говорил о взаимной психической заражаемости при посредстве микробов, которые, "хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц..."
      
      Ученый утверждал о постоянном воздействии и влиянии людей друг на друга - "факторе, полном глубокого значения, как в повседневной жизни отдельных лиц, так и в социальной жизни народов". О сцепленности и перевитости убеждения и внушения, их неотличимости порой друг от друга, об их согласной поддержке при взятии обществом индивидуального разума то штурмом доводов, то троянским конем внушения.
      
      (См.: Бехтерев В.М. Страницы жизни. http://guberman.lib.ru/bsj/9.htm)
      
      Возможно, корни для понимания диалога врача и пациента нужно искать именно в этих посылах ученого?
      
      Что собой представляет измененное сознание, о котором так много говорят эзотерики, люди, впадающие в транс, занимающиеся медитацией, йоги, наконец?
      
      Сознательно избегаю слова "шизофреник", ибо феномен этот до конца так и не изучен. И каждый человек в какой-то мере часто или редко, сознательно или нет, поступает и рассуждает, мягко говоря, алогично, не привычно, выходя за рамки общепризнанного.
      
      Таким образом, этот текст может читать практикующий психотерапевт и делать для себя выводы, заимствовать методику лечения словом, т.е. "вербального лечения" и т.п. В этом как раз, по-моему, и состоит прикладной характер Плыновской миниатюры.
      
      Хотя, если честно, моментами суждения пациента выглядели более убедительными, чем провокационные вопросы врача. Парадокс...
      
      Не подготовленный читатель воспримет предложенный текст, как очередную легкую смешную историю из жизни "психов", мало ли их ныне рассказывается среди любителей анекдотов?!
      
      Дмитрий Плынов, как психолог и практикующий специалист, несомненно об этом знал, передавая этот диалог в литературном стиле. Он вывел оригинальный образ врача, способного на "ролевую игру", на не традиционный подход к лечению "заблудившегося в собственном сознании" пациента.
      
      Но меня, как читателя, "зацепил" еще и подтекст разговора, его психологические составные с точки зрения особенностей творческого процесса, в котором восприятие, воображение, как феномены сознания, играют не последнюю роль.
      
      Думаю, что это также не случайно, поскольку миниатюра написана еще и профессиональным художником, творцом, писателем Дмитрием Плыновым, знающим и понимающим толк в творчестве.
      
      Да, художник на чистом листе бумаги - на этом "белом гнезде" может изобразить, что угодно, ибо сила воображения велика настолько, насколько человеку позволяют его знания, опыт, способности.
      
      Мы знаем, что "мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла".
      
      (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. http://azps.ru/hrest/28/4846617.html)
      
      "Прежде чем я стану восторгаться этим произведением, мне все же хотелось бы знать, как оно называется. В противном случае, Доктор, я не смогу рассказывать о нем другим людям". - Так провоцирует врач своего пациента-"доктора" обозначить содержанием чистый лист бумаги.
      
      - Совершенно справедливо! Я назвал его "Белое гнездо вороны".
      
      - Может, вы, Доктор, хотели сказать "Гнездо белой вороны"?
      
      - Где же вы видите на этом полотне ворону? Здесь только гнездо! А потом, про белую ворону уже много чего написано. Я хочу быть оригинальным! Вы читали, что-нибудь про гнездо? Только про гнездо, а не про ворону?
      
      - Нет, Доктор, не читал.... А ведь, действительно, оригинально получается!
      
      - Видите, вы уже верите, что я - талант. Чуточку, один шажок. Я смотрю, вы даже удивлены!"
      
      Так уж не праведны эти слова?! Внушить человеку можно все! На этом сегодня паразитирует очень много шарлатанов, это широко используется в агитационной и пропагандистской практике. И в этом смысле для манипуляторов нашим сознанием мы и предстаем теми самыми пациентами психоневрологических клиник.
      
      "Что вы от меня хотите, Доктор? Что бы я поверил, что этот лист бумаги - произведение искусства?
      
      - Не просто произведение искусства, а шедевр, созданный мной!
      
      - Это чересчур, Доктор! Зачем же я вам буду врать?
      
      - А что от этого изменится, если вы соврете? Только к лучшему! Даже больше Вам скажу: соврав мне, потом другому, потом третий посчитает, что это так, а четвертый и пятый не будет сомневаться, что я - талант! Всем только хорошо будет.
      
      - Особенно вам, Доктор!
      
      - И это неплохо. Ведь говорят же, если называть человека свиньей, то он вскоре захрюкает. Почему бы не называть человека гением? Глядишь, через месяц он реально им станет!".
      
      Да, ведь многое зависит от того, во что мы с Вами верим! Психика впитывает энергетику как добра, так и зла. Лучше и надобно питать ее позитивом.
      
      Гениями все не станем, но здоровыми добрыми людьми будем обязательно!
      
      Вот такое оно непростое "Белое гнездо вороны" Дмитрия Плынова.
      

  • Комментарии: 2, последний от 24/10/2012.
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 23/10/2012. 17k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.