Демченко Светлана Андреевна
Акт человеческого благородства

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 07/10/2013. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, как мы почитаем современных писателей-классиков и их труд.

  •  [] Писатель В.Герасин. 2012год.
      Акт человеческого благородства
      
      "Получилось так, что сначала прочел вот эту статью, а затем и нашел в Прозе.ру и саму прозу Виктора Герасина.
      К сожалению, его почти не знают наши читатели. ... Теперь все стараются писать о писателях раскрученных. Все хотят петь хором.
      Думаю, надо обязательно опубликовать замечательную прозу В. Герасина на писательском сайте".
       Андрей Соколов. ( Из комментариев к статье "Философия "выживания" в творчестве Виктора Герасина в газете "Российский писатель")
      
      Именно этот комментарий серьезного читателя и натолкнул меня написать следующие строки.
      Ведь он на самом деле прав! Разве мало у нас писательских талантов в русской глубинке, забытых, лишенных внимания творческих союзов, не печатающихся в их изданиях?! И не потому, что они не хотят: писательские тусовки в центре не пропускают никого из тех, кто не вписывается в их круг. Но ведь Москва - это еще не вся Россия! Да и комфортно созидается, творится-то, например, курским писателям- соловьям не в столиц е, у себя на малой Родине!
      Спасибо Николаю Ивановичу Дорошенко- главному редактору газеты "Российский писатель", что порадовал читателя публикациями произведений Владимира Конорева, Андрея Фролова... И ведь скромняги все, влюбленные в свое дело.
      "Спасибо, друзья!,- ответил на комментарии поэт Фролов.- Но не нужно преувеличивать моих заслуг - как многие другие, я просто делаю свою работу"
       Линия газеты - фундаментальная: ориентация на качественную прозу и поэзию, чистоту писательского поля.
      Исследуя творчество Виктора Ивановича Герасина, задумалась: почему же он так недооценен в своей стране, служению которой отдал практически всю жизнь?!
      Когда мы в украинском городе Львове на заседании правления Русского общества имени А.С.Пушкина принимали решение о его награждении международным номерным Почетным знаком имени А.Пушкина по случаю 50-летия его творческой деятельности за вклад в развитие русской культуры и укрепление духовных уз между нашими братскими народами, мы поинтересовались, какие еще награды имеет писатель?
      Подумав, он ответил: "Значок ГТО. Я все эти годы то и делаю, что тружусь и обороняюсь".
      И нам стало как-то не по себе. Нас поразила не столько скромность писателя, сколько бездушие, безразличие к нему со стороны тех, кому по долгу службы положено заниматься культурой.
      Автор более 20 книг прозы и поэзии; его произведения издавались десятками тысяч, ( а журналы тогда, в которых печатался молодой автор, имели миллионные тиражи); автор энциклопедии о своем городе, в свое время руководитель Тамбовской областной писательской организации, депутат областной Думы и т.п. , - он не является даже Почетным гражданином своего города, не то, что края! А ведь мы, например, узнали о Тамбове, о Котовске, где он проживает уже полвека, исключительно благодаря его имени и его произведениям. Да, писатель для начальства, что кость в горле: все называет своими именами, открыт и честен, не подкупен, не заискивает, не лебезит перед власть придержащими...
      Обратились с ходатайством о присвоении этого звания в Тамбовскую областную администрацию, лично к ее руководителю О.Бетину.
      Увы! Натолкнулись на твердолобую стену чиновничьей бюрократии. В результате неоднократных обращений, наконец, было принято решение о награждении писателя... Почетной Грамотой Тамбовской области.
      Меньше всего нам бы хотелось, чтобы эти строки расценивались, как жалоба, какой-то непотребный скулеж. По-моему, в этом вопросе есть серьезнейшая насущная проблема: повсеместное не уважение властью писательского труда.
      Изучение произведений В.Герасина на протяжении двух лет позволило нам вникнуть не только в их особенности, но и познакомиться более детально с жизнью, обстановкой вокруг личности писателя, особенно на Тамбовщине, в Котовске, в частности. Видимо его публицистика, как и многих других писателей, нетерпимость и неприятие лжи,
      социальной несправедливости, лицемерия, которые процветают в российских провинциях, и создают вакуум вокруг них. И тут бы столичным изданиям, Союзам впору проявлять участие в творческих судьбах писателей, но в столице забыли, видимо, что кроме нее, еще есть Россия.
      Наверное, поэтому так несуразно выглядит поведение редакций журналов, в которых в свое время начинал свой творческий путь молодой писатель и поэт Виктор Герасин. Издав во Львове книгу о творчестве В.Герасина на том материале, который был на тот период, я специально в январе этого года приехала в Москву, чтобы ознакомить с ней те редакции, которые активно сотрудничали с автором, и попросить каким-то образом его поздравить, отметить творческий полувековой юбилей.
       И что же? Редакция "Литературной России" до сих пор не сочла нужным даже формально ответить, а в журнале "Наш современник" вообще произошли прямо-таки детективные события.
       Именно в этом издании в рубрике "Новое имя" появился рассказ Виктора Герасина "Свидание с Волгой". Молодого автора заметили. В 1986 году, на выездном заседании Совета по прозе Союза писателей России, проходившем в Тамбове, творчество Виктора Герасина получило высокую оценку. Писатели Иван Иванович Евсеенко, Владимир Николаевич Крупин, Сергей Николаевич Есин говорили о Викторе Герасине как новом имени в русской литературе.Председатель Совета по прозе Сергей Павлович Залыгин назвал его "мастером сюжета".
      Помня об этом, мы и обратились в журнал "Наш современник". Понимания не нашли.
      На протяжении полугода дважды об этом писали Главному редактору издания Станиславу Куняеву. Львовские книги у них неизвестным образом пропали. Смысл обращения забыли напрочь.
       И что же дальше? Из предоставленного редакции нашим обществом текста был изъят раздел именно о писателе. На наш запрос, почему это произошло, мы получили такой ответ сотрудника С.Зотова:.. "...Читал Ваше разгневанное письмо по поводу публикации в ?6 нашего журнала за этот год материала "Форпост русской культуры на Западе Украины", где Вы обижаетесь, что Ваш текст был помещён в урезанном виде, и обвиняете (и совершенно напрасно) в этом меня, называя всякими нехорошими словами. Должен Вам сообщить, что мной был подготовлен текст в полном объёме, его я высылаю Вам, чтобы Вы убедились в этом. Но, также должен сообщить Вам, что я лишён права сразу сдавать подготовленные мною материалы в печать. Я сначала должен представлять их на рассмотрение руководства журнала, которое и утверждает их в печать, часто со своими поправками. Так, при рассмотрении этого материала, по воле руководства редакции журнала был сокращён текст Вашей статьи в той его части, которая касалась творчества В. Герасина. И тут я ничего уже сделать не мог. .." . (Прим. Статья шла за подписью Председателя Русского общества им.А.С.Пушкина О.Лютикова). Уровень квалификации сотрудника говорит сам за себя.. Но не о нем сейчас речь.
      Чем же так не угодил нынешнему руководству журнала писатель В.Герасин? Откуда растут корни этого явно субъективного отрицательного жеста коллег по перу?
      Не менее показательно в этой связи и отношение редакции журнала "Подъем" к нашим ходатайствам, в котором не раз В.Герасин признавался лучшим автором года.
       Пять!!! наших писем так и остались без ответа. И обращение в Воронежскую областную администрацию также не принесло желаемых результатов: чиновники просто отмолчались.
      Но, как говорится, не так все плохо в нашем королевстве.
      Редакции журналов "Великоросс","Клаузура", "Новлит", "Топос", газеты "Российский писатель" оказались на высоте. И не потому, что публиковали наши материалы, писали о В.Герасине, а потому, что помнили о своем предназначении: нести людям образцы настоящего художественного слова. Особых слов благодарности заслуживает редакция литературных передач Тамбовского областного радио, и особенно ее диктор Константин Денисов, который озвучил целую книгу герасинских рассказов и повестей. Аудиокнигу В.Герасина "Здравствуй, это я!" сегодня может скачать и прослушать каждый пользователь интернета.
      Таких верных и надежных любителей русской словесности должно быть гораздо больше, а то ведь с началом гуманитарной "перестрелки" все пишущие разбрелись по разным творческим квартирам, подминая под себя и деля, кто первый захватит, имущес тво бывшего СП СССР, и каждый, давай гнуть собственную политику. Причем, от имени России. Что это за конкурсы разные там - золотые, серебренные, бриллиантовые и пр. перья России?! Имеет ли право определенный оргкомитет, тусовочка под конкретные проворные бизнесовые личности, пользоваться этим именем по своему усмотрению? Вот и разлетается "золотой пушок", то бишь, перья, российские, по всему миру, и кто только нашу литературу там не представляет?!
      Зато, не Герасины, а они,- золотые перьеносцы! Боже упаси, Вас подумать, что мы всех причесываем под одну гребенку. Бывает, попадаются и талантливые носители различных наград , и мы рады за них! Но в большинстве своем в этом присутствует много конъюнктуры, спекуляции, моральных злоупотреблений, субьективизма и ловкачества. Не пора ли нашему Союзу писателей России заняться этим вопросом? И взять под свое крыло все литературные процессы в стране? В том числе и в виртуале?!
      Вот тогда о Герасиных, истинно народных писателях из русской глубинки, будет известно широко и повсеместно.
      И последнее, коль начала, с ответа Андрею Соколову. Не на Прозе.ру надо искать труды писателя.
       Спасибо Максиму Мошкову, который получив книгу о В.Герасине, ни на минуту не усомнился в ее важности и нужности и разместил ее в своей виртуальной библиотеке. Человек имеет техническое образование. А насколько провидец в гуманитарных проблемах! Сейчас все произведения Виктора Герасина, как и многих других классиков современной русской литературы, находятся в этой библиотеке, и они пользуются активным читательским спросом.Значительная их часть опубликована на страницах журнала "Новлит".
      Виктор Труханенко, автор известной книги о Пушкине и Галичине, о чем я писала на страницах РП, в беседе со мной как-то сказал, что в нашей жизни очень мало совершается актов человеческого благородства. В том числе и в писательской среде. Хотелось бы, чтобы это стало закономерностью нашей литературной повседневности. Достойный писатель, кроме читателей, должен быть достойно оценен прежде всего его коллегами, властью.
       Мы умеем красиво говорить на похоронах или устраивать по делу и без него разносы, а вот при жизни сказать человеку все доброе, то, чего он достоин, нам зачастую не удается. Не благородно это!
      Тамбовским чиновникам, наверное, и невдомек, что Виктор Иванович Герасин уже давно и бесповоротно имеет звание Почетного гражданина края у своих земляков, читателей, всех почитателей его художественной мудрости. И это звание ему уготовила судьба, искра Божья таланта, которую он с честью нес и сегодня так же с достоинством проносит по жизни.
      Это ему принадлежат слова о том, что где-нибудь в глубине России пописывает в курной избе парнишка то, что всех нас приведет в шок, всем нам стыдно станет за то, что мы утеряли веру в Русскую литературу. Как и эти:
      "Кое-кому, даже в писательской среде, в середине прошлого столетия определение "деревенского" направления литературы казалось слишком узким и даже обидным.
      "Для меня это не звучит неучтиво,- читаем в дневниковых записях Виктора Герасина,- это полвека прекрасной русской литературы. В ней Русский дух, в ней Русью пахнет. Интересно, а И. Бунина к какому бы направлению отнесли? Он же "деревенщик" до мозга костей. Что стоит только одна его повесть - ДЕРЕВНЯ. Да, то, что в середине прошлого века стали называть "деревенской" прозой, - оно имеет мощные корни в русской классике.
      Редко кто из классиков обошел вниманием русскую деревенскую действительность. Даже А.Пушкин и М.Лермонтов. А Н. Некрасов вообще махровый "деревенщик". Даже эстет И. Тургенев немало места в своем творчестве уделил русской деревенской действительности. И Л. Толстой, и Ф. Достоевский были знатоками деревенского быта...
      Никто из классиков не был рафинированным урбанистом. Да, темы звучали разные, и соответствовали они своему времени. Презрительное отношение к писателям - "деревенщикам" - это чистоплюйство, а, если более точно, - то неприятие русской действительности, русской нации определенными лицами ненавистников. Пусть урбанисты попробуют написать так, как писали "деревенщики".
      
      Украинские почитатели герасинских произведений от всего сердца поздравляют его с 50-летием творческого пути. Мы призываем его беречь себя, свое здоровье, ибо такие люди нужны не только близким, но и всем нам, нашим детям и внукам, наконец, стране и народу.
      Подобные личности, в противовес временным вождям и вождикам, рождаются редко, и наша задача всячески их оберегать от лжи и лицемерия, предметно содействовать, а не создавать им ненужные преграды в творчестве. Это как раз и является актом нашего человеческого благородства. *** 'Бартерное мышление' и благородство Среди тех СМИ, к которым я обратилась отметить полувековой юбилей творчества писателя В.Герасина, был и журнал 'Сура'. Уж очень хотелось, чтобы его земляки прочитали и узнали о нём больше. Он родом из Пензенской области, из села Земетчино. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%E0%F1%E8%ED,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7 Надо отдать должное руководству этого района, которое, в отличие от коллег-писателей, нашло возможность прислать приветственный адрес своему именитому земляку. Но моим надеждам не суждено было сбыться. Вначале проволынили, потом запросили прислать тексты произведений, затем опять замолчали. На напоминание, что время уходит, из редакции ответили, что они ни о чём не забывают, но прошли месяцы, и появилась в журнале публикация... М.Кудимовой. Юбилейный год истёк. Наша просьба о поздравлении потеряла свою актуальность. Очевидно, Главному редактору выгодней было опубликовать московского автора, тем более, что она - заведующая отделом литературы всем известной 'Литературной газеты'. А с Герасина что возьмёшь?! Бартер во всех сферах, тем более, издательских, процветает. Факт общеизвестный. Говорим о бартере не случайно. Когда 'Литературная газета', якобы, обеспокоенная судьбой СПР, опубликовала лживую информацию, а М.Кудимова начала рассылать обращение к членам СПР с соответствующей агитацией (сама при этом, не являясь членом СПР), на сайте 'Росписателя' началось бурное обсуждение этих событий. См. http://www.rospisatel.ru/doroshenko-szenarii.htm Я, как и многие коллеги, приняла участие в этом обсуждении, осудив позицию 'поляковцев' ( Ю.Поляков - ныне главный редактор ' ЛГ'). На что мне на Фейсбуке в личку пришло письмо с упрёком М.Кудимовой, мол, вы забыли, что 'поляковцы' опубликовали вас. Да, полтора года назад была в 'ЛГ' статья о работе нашего Русского общества им. А.Пушкина, работающего в структуре Международного Совета Российских Соотечественников на Украине, за подписью его председателя Олега Лютикова. Казалось бы , при чём здесь она?! Читай: мы - вам, а вы нам что?. И кто говорит?! Должностное лицо. Несолидно и возмутительно. Получается, что законным правом каждого человека опубликоваться в издании просто-напросто торгуют? Примерно таким был мой ответ чиновнице, правда, с примечанием, что, если бы мы на тот момент знали, что М.Кудимова стояла у истоков развала СПР, мы бы никогда не согласились в этой газете публиковаться. Обвинив меня в некомпетентности и непрофессионализме, чиновница не успокоилась. ( А уровень её профессионализма как руководителя отдела, когда комментарии к статьям в издании не обсуждаются, а 'препарируются' и выносятся на обсуждение на другие страницы в интернете, комментировать не станем, вынесем за скобки, предупредив читателей помнить о таком стиле работающих здесь журналистов). Свидетельством тому вот этот её пост на Фейсбуке. 'Процентов на 80 в так называемом литературном сообществе царит далеко не интернетное, а ветхое стенгазетное мышление. Практически не важно, ЧТО опубликовано, но, как выражался Ильич, архиважно, ГДЕ и КЕМ опубликовано и какие последствия имеет публикация в глазах возмущенного ею. Это единственное свидетельство наличия в мозгах значительного большинства литераторов причинно-следственных связей. Напечатали мы в ?32 Открытое письмо писателям. Если бы его писала я, написала бы в 10 раз острее. Но в без того накаленной атмосфере важна была взвешенность каждого слова. И вот на сайте ЛГ читаю комментарий, подписанный С. Демченко: 'Ба! Кого я вижу среди подписантов! Борис Шигин! Дорогой Редактор! То-то Вы "радеете" за русскую глубинку и её представителей! Более полугода назад Вы получили статью о творчестве и подборку произведений известного русского писателя Виктора Герасина. Помните? Я ещё напоминала Вам об этом. И что? А воз и ныне там! Хотя обещали! А вот материалы М. Кудимовой у Вас не залежались: тут же были опубликованы!' Борис Шигин, чтоб было понятно, - главный редактор пензенского журнала 'Сура', где в ?3 действительно появились мои заметки о Лермонтове. Я их тут вывешивала, может, кто и глянул внутрь. Но дело не в этом. Перед нами пример стенгазетного мышления в чистом виде. Как бы ни относился автор ко мне, грешной, лично, произнося зловещее 'А ВОТ', он с головой выдает свой непрофессионализм, полное непонимание литературной технологии. С момента передачи моих заметок в журнал до их публикации как раз полгода и миновало. И уже два месяца прошло со дня выхода журнала. А газетный материал готовился максимум пару недель - пока собирались подписи и утрясались нюансы текста, который бы всех 'подписантов' устроил. Я уж не говорю о том, что главный редактор имеет неоспоримое право выбирать материал из многих, оценивать его качество и 'лепить' номер композиционно и тематически. Работа у него такая. Пензенский журнал открыл рубрику к юбилею Лермонтова, который прожил на этой земле ровно половину своей молниеносной жизни, и под этой рубрикой моя публикация - одна из нескольких. Стиль, согласитесь, классически стенгазетный: 'Ба'!', 'Кого я вижу...', 'А воз и ныне там!'... Жаль, что достойный писатель Герасин, мой земляк, приплетен для пущего уедания достойного редактора Шигина. Писано это не ради Герасина (о Лермонтове и помину нет! Какой там Лермонтов!), а ради того, чтобы связать несвязуемое - публикацию в журнале и подпись под коллективным письмом. В общем, жильцы возмущены: почему это в стенгазете нашего ТСЖ висит поздравление с 8 Марта известной прохиндейки Генриэтты Леопольдовны?! Что за безобразие! Срочно заменить поздравлением с Днем коммунальщика благодетеля нашего Искендера Худойназаровича!' Сам по себе текст знаковый вовсе не содержанием, а простейшим жестом, простите, элементарной непорядочности. Приплетая мне 'стенгазетный стиль мышления', выгораживая такого же 'бартерника', как и сама, пытается ещё внести разлад в наше сотрудничество с писателем, на что, к его чести, он ответил: 'Молодец Демченко. Вот так вот надо драться за друзей. А Борис Шигин не иначе иудеюшка, наобещал и прокинул землячка. Заставил женщину возмутиться. Да ладно, это не смертельно, и Писареву, знатоку Зорина, есть над чем в очередной раз позубоскалить'. Когда по просьбе В.Герасина в декабре прошлого года я встретилась с этой журналисткой, то меня поразило не столько бескультурье в приёме посетителей, когда тебе не предложат ни раздеться, ни присесть, а разговаривают с тобой ст оя, сколько вопрос хозяйки, знаю ли я, что писатель серьёзно болен? Что же вы, ближайшие друзья и коллеги, сидели столько лет и не замечали истинного достойника, настоящего талантливого писателя? Как так случилось, что автор более двадцати трёх книг в таком возрасте не имеет ни одной литературной премии, в то время, как та же Кудимова их имеет, как указано в Википедии, аж шесть...что он не является даже почётным гражданином области? Почему же не помогли ему в минуты горя, нездоровья? Почему первая книга о его творчества вышла на Украине, а не в Москве или Тамбове? Наконец,, при таком 'должностном друге' в 'ЛГ' за все последние годы был опубликован лишь один рассказ писателя, а полувековой юбилей его творческой деятельности был удостоен лишь нескольких информационных дежурных фраз. А ведь в портфеле редакции в это время почти год пролежал герасинский материал о друзьях-фронтовиках. М.Кудимова, как и Б.Шигин, обещала его опубликовать, но он так и не увидел свет. Даже на Фейсбуке подруга юности В.Герасина, о чём она всякий не забывает упомянуть, при обсуждении несолидного, по существу, базарного, поста в мой адрес, на вопрос читателя, чем же известен В.Герасин и его творчество , у неё не нашлось сказать ничего другого, кроме как: 'Знаете, Олег, все, кого мы не читали, кажутся нам не достойными прочтения. Но это не так'. Ссылаясь на решение самого Ю.Полякова что-т о 'не пущать' в газету, она тем самым подрывает не только его личный авторитет, но и лицо сам ой газеты, которое , к сожалению, в последнее время заметно теряет свою привлекательность. Уж лучше бы Ю.Поляков публиковал свои произведения. Это и не удивительно. Ведь на поверку интерес газетчицы в очередной раз не в литературе, а в корыстных интересах (здесь и дача в Переделкино, и надежда на будущие награды и звания по случаю грядущего в феврале 60-летнего юбилея...). Даже страница на Фейсбуке этому подчинена. Без стеснения : договорённости, запросы, слащавость, комплиментарность и ... демонстративная религиозность. Это было бы приемлемо для рядового пользователя, но не для должностного лица, сотрудничающего со многими из тех, кто рассыпается в комплиментах и просто заискивает в надежде на публикацию. Привожу лишь несколько абзацев из статьи Н.Дорошенко о неприглядном поведении журналистки, которой, по её словам , 'ни с того, ни с сего' вручают премии, издают книги то в Новосибирске, то в Нальчике, печатают хвалебные отзывы и рецензии в различных изданиях... 'А годы идут. И Кудимова зашевелилась. И мне даже лестно стало, когда она, проведав, о выдвижении моей книги на премию им. В.М. Шукшина, заставила молодого писателя, замеченного ею точно так же, как когда-то её саму заметил Евтушенко, написать на меня пасквиль. А вслед за этим пасквилем в поляковско-кудимовской "Литературной газете" был опубликован донос уже на наш писательский пленум, недавно прошедший в Алтайском крае. Вот, мол, губернатор Алтайского края замечен в связях с писателями-патриотами. Вот, мол, с какими крамольными речами на этом пленуме выступил Владимир Крупин. Хотя Владимир Крупин на Алтае не был и, значит, в пленуме участия не принимал. То есть, даме, "предающейся всеведенью греха", любая ложь - как подвиг'. ( Чит. полностью http://www.lgz.ru/article/-32-6426-07-08-2013/otkrytoe-pismo-chlenam-coyuza-pisateley-ros ). *** Горжусь и радуюсь тому, что, видимо, по провидению Божьему, в трудную минуту смогла быть рядом с гордым талантливым человеком, писателем- глыбой, действительно классиком русской 'деревенской' литературы, написать о нём и издать две книги ( одну - на Украине, вторую - в России), обратить внимание журналистов на то, что истинное благородство, человечность, участие в судьбе других людей далеки от низменности бартера, могут быть бескорыстными, открытыми и честными. И, если это у кудимовых, ассоциируется со 'стенгазетным мышлением', согласна, Бог им в помощь.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 07/10/2013. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.