Аннотация: Новая книга русских и украинских короленковедов " В мире Короленко" из серии изданий "Украина-Россия".
В ноябре этого года литературная и научная общественность Галичины на Украине имела возможность ознакомиться с новой книгой "В мире Короленко" - научным изданием трех авторов из двух стран - России и Украины - Наталии Закировой(канд.филол.наук, профессор; го. Глазов), Светланы Скопкаревой (канд.филол.наук, доцент; гор.Ижевск) и Александра Труханенко ( канд.филол.наук, доцент; гор. Львов).
Презентацию книги организовало Русское общество имени А.С.Пушкина, работающее на Украине в рамках Международного Совета Российских Соотечественников.
Книга вышла тиражом в 400 экз. во Львовском издательстве "Сполом".( УДК 82ю09 ; ББК 83.3(4 рос.);Т80; ISBN 978-966-665-716-2).
Книга представляет собой своеобразный трехтомник вформате "три в одном"; подготовлена современными исследователями творчества В.Г.Короленко к предстоящему в 2013 году 160-летию со дня рождения писателя и пиурочена к 100-летию уникального короленковеда А.В.Храбровицкого (1912-1989). Публикуются материалы теоретического, аналитического, документального и методического характера.Составитель и редактор издания А.В.Труханенко. Рассчитана на филологов-русистов, студентов, всех почитателей наследия выдающегося мастера русского слова.
Прочитав книгу и приняв участие в ее обсуждении на упомянутой презентации, считаю целесообразным познакомить читателя с заключительной статьей из книги львовского доцента А.Труханенко.
Светлана Демченко
Герострат из Ижевска
Безумец - тот, кто живёт в небольшом мирке и считает его большим; тот, кто живёт малой частью истины и считает её Истиной в целом. Он не может представить себе ничего за пределами своей концепции, замысла или видения.
Г.К.Честертон. "Чарльз Диккенс".
В 356 году до н.э. в малоазийском городе Эфесе, спустя сто лет после постройки, сгорел великолепный Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира. Его сжёг некто Герострат, жаждавший бессмертия своего имени. Больше ничего об этом честолюбце неизвестно.
О Герострате наших дней, напротив, известно почти всё. Это профессор Российской академии естествознания, как сам формулирует, автор девятнадцати рецензированных книг, подводный археолог из удмуртского города Ижевска Алексей Коробейников. Ему 51 год. Чтобы сохранить о себе память, он взялся опорочить выдающегося писателя Владимира Галактионовича Короленко. Теперь его, конечно, не забудут, поскольку присутствие Короленко в русской культуре и в удмуртской истории - это навсегда.
Своего античного предшественника А.Коробейников даже своеобразно превзошёл. Уничтожить "объект" он не сумел, а позорной, как у Герострата, славы тем не менее тоже добился.
Рассмотрим его действия.
В Ижевске профессор издаёт научный журнал "Иднакар", который освещает "методы историко-культурной реконструкции". В этом году здесь была размещена статья заслуженного деятеля науки Удмуртской Республики Н.Закировой под названием "Глазовский период жизни В.Короленко: опыт биографической реконструкции" (1, с. 37-51). Статья опубликована, разумеется, с согласия А.Коробейникова. Неожиданно он сопроводил её своим "Послесловием издателя" (2). Уникальный, надо признать, текст. Нигде больше его не напечатали бы. Он целиком основан на абсурде, отмечен хамственностью тона и неряшливостью аргументации предвзятых положений автора.
Начинает своё рассуждение издатель так:
Судьба и творчество В.Г.Короленко вот уже почти столетие не только занимают умы, но и дают пищу (вполне материальную) многим поколениям историков и литераторов. Но современниками Короленко были и другие, не менее яркие публицисты, ныне почти забытые. Многим авторам предреволюционной эпохи не так повезло, а именем Короленко названы и населённые пункты, и драмтеатр в Ижевске, и педуниверситет в Глазове, и развилась целая отрасль исследований - "короленковедение". Но развивается эта отрасль как-то однобоко, лишь в сторону возвеличивания Короленко, из которого делают едва ли не святого и бескорыстного борца за революционную идею... (там же, с. 51).
Не будем говорить о тональности этой речи - ведь явно бесполезно. Хотелось бы знать только: конкретно кто из ярких публицистов эпохи Короленко ныне забыт? когда и кто из короленковедов произвёл писателя в революционные идеологи? почему удмуртам, чьё национальное достоинство Короленко самоотверженно защищал, не хранить благодарную память о нём? Ответов нет. Не раскрывая своих намёков, А.Коробейников продолжает наступать на читателя:
Но можно смело утверждать, что Короленко никогда не был приверженцем идеи революционного освобождения угнетённых трудящихся масс, а феномен В.Г.Короленко в его теперешнем состоянии есть продукт культа личности. Несомненно, что он, как литератор, был личностью многогранной, притом личностью яркой и богато талантливой. Однако принцип историзма и объективности требует отделить личность писателя от его культа (там же, с. 52).
"Идея революционного освобождения", "угнетённые трудящиеся массы", "культ личности" - фразеология из советского прошлого, связанная с ещё более далёким прошлым. Она свидетельствует о догматическом мышлении автора, претендующего на историзм и объективность своих суждений. При этом выясняется, что революционный наряд короля не прикрывает его первозданной наготы:
Итак, братья Владимир и Илларион, - правит своё А.Коробейников, - готовились добровольно пойти "в народ", но отчего-то не торопились этого делать. И вот они волей вышних сил оказались в Глазове. По какой причине? Автор статьи (Н.Закирова. - А.Т.) вполне в духе пропагандистов Советского периода называет их ссыльными, причём делает это в контексте политической ссылки, неоднократно подчёркивая, что страдали они "без суда и следствия". Так как же они оказались в Глазове? Вопрос этот чуть более подробно был рассмотрен в монографии профессионального юриста, который жил и работал в Глазове (см. Буня М.И. В.Г.Короленко в Удмуртии. - Ижевск: Удмуртия, 1982. - 272 с.). Адресуем читателя к названной книге и напоминаем, что административная высылка социально опасных элементов являлась по действовавшему тогда Российскому законодательству (и является по законам других стран и периодов) обычной практикой... Иными словами, нет никаких оснований для того, чтобы считать В.Г.Короленко в Глазове "политическим ссыльным". Поэтому представляется весьма странным, что уважаемая Н.Н.Закирова то ли не знакома с публикацией своего земляка, то ли сознательно замалчивает документы, которые давно введены в научный оборот (там же).
В смущении раскрываем рекомендованную нашему вниманию книгу, в своё время отрецензированную авторитетнейшим короленковедом А.В.Храбровицким. В первом же её абзаце, в предисловии, говорится: "Вятская ссылка выдающегося русского писателя - демократа и публициста В.Г.Короленко, столетие которой исполнилось в 1979 году, сыграла большую роль в его жизни и творчестве. Сама по себе политическая ссылка свидетельствовала о социальной и гражданской оппозиции Короленко самодержавной власти" (3, с. 3). Это пишет профессиональный юрист. Манипулировать юридической терминологией при такой предпосылке все равно, что фокусничать на цирковой арене.
Поколебать высокую гражданскую и нравственную репутацию В.Г.Короленко невозможно. В его биографии нет соответствующих фактов. Поэтому у А.Коробейникова их заменяют намёки тонкие на то, чего не ведает никто:
... что уж греха таить, он вполне сознательно создавал себе репутацию "правдоруба". Именно на уголовных скандалах, которым мастерски придавалось политическое значение (уже гораздо позже Глазовского периода), накручивался и журналистский рейтинг, и тираж издания, которым владел Короленко (там же, с. 53).
На чём основано это убеждение издателя малотиражного "Иднакара"? Об этом можно судить по его предыдущим публикациям, где эта тема затрагивалась в менее вызывающей форме (напр., 4; 5). Научная общественность, правда, проигнорировала их. Три последующие года обойдённый вниманием правдоискатель ищет себе единомышленников. Одного, как ему представляется, находит и цитирует теперь с откровенным злорадством:
Короленко ведь лучший из "околокадетских", почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ даже 10 миллионов убитых на империалистической войне - дело, заслуживающее поддержки, а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики... Нет, таким талантам не грех посидеть недельку в тюрьме... Интеллектуальые силы рабочих и крестьян растут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитализма, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..о (2, с. 54).
Это выдержки из письма В.И.Ленина к А.М.Горькому от 19 сентября 1919 года. А.Коробейников цитирует его по позднейшей публикации (6, с. 47-49) и ставит свою победную точку.
Позволим себе разговор продолжить.
Ничего подобного о Короленко никто больше никогда не говорил. Однако и у Ленина, кроме приведённой, имеются две другие его характеристики, подтверждённые документально. В 1907 году Ленин, противопоставляя его реакционному чиновнику - однофамильцу, называет Короленко прогрессивным писателем (7, с. 132). В 1921 году, перечисляя ряд известных деятелей страны, нуждающихся в лечении за границей, Ленин особо выделяет фамилии Горького и Короленко, тем самым уравнивая значимость обоих в отечественной культуре (8, с. 95). Характеристика Короленко 1919 года является, таким образом, промежуточной. Увы, А.Коробейников слишком доверился своему тонкому обонянию. Он поспешил отнести к личности Короленко сочное ленинское словцо, в сердцах сказанное относительно идеологии писателя.
Кстати, эта идеология эволюционировала. В 1921 году Короленко писал Горькому уже так: "Я, как и Уэльс, думаю, что если нынешнее правительство не будет вследствие голода постигнуто каким-нибудь катаклизмом, то ему суждено вывести Россию из нынешнего тупика. Повторяю, всякий народ заслуживает то правительство, какое имеет: русский народ заслужил своим излишним долготерпением большевиков. Они довели народ на край пропасти. Но мы видели и деникинцев, и Врангеля. Они слишком тяготели к помещикам и к царизму. А это ещё хуже. Это значило бы ввергнуть страну в маразм" (9, с. 217). Тут имеем почти то же, что было у Ленина в цитированном А.Коробейниковым письме: "Вопль сотен интеллигентов по поводу "ужасного" ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские (и другие кадетские) заговорщики, этого голоса Вы не слышите и не слушаете" (6, с. 49).
Обо всём, что противоречит "концепции" ижевского профессора, он просто умалчивает. Например, о статье "Печать сердечности в эпоху схваток" в известном сборнике В.Логинова, изданном уже в постсоветское время (10, с. 68-98). Такая фигура умолчания - от лукавого. Примитизировать слова и взаимоотношения личностей, о каких идёт речь, недопустимо. В своём "Послесловии издателя" А.Коробейников без колебаний это сделал, руководствуясь целью, о которой догадаться очень легко, о которой и Ленин знал (11, с. 114) по аналогичным примерам: "Бывают литературные выступления, - говорил он, - всё значение которых состоит в их геростратовском характере"... Верно, бывают.
1. Закирова Н.Н. Глазовский период в жизни В.Короленко: опыт реконструкции страниц биографии писателя // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: Научный журнал. Ижевск, 2012. ? 1. С. 37-51.
2. Коробейников А.В. Послесловие издателя // Там же. С. 51-54.
3. Буня М.И. В.Г.Короленко в Удмуртии. Ижевск, 1982.
4. Коробейников А.В. Несколько слов о публикации трудов М.Г.Худякова // Иднакар ... Ижевск, 2009. ? 1.
5. Коробейников А.В. По кривой дороге, или к чему привело нашу науку забвение трудов о.Николая Блинова // Иднакар ... Ижевск, 2009. ? 3.
6. Ленин В.И. - А.М.Горькому, письмо от 15 сентября 1919 года // В.И.Ленин. ПСС. Т. 51.
7. Ленин В.И. Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе // В.И.Ленин. ПСС. Т. 15. С. 127-160.
8. Ленин В.И. - Н.А.Семашко // В.И.Ленин. ПСС. Т. 52. С. 95-96.
9. Цит. по: Негретов П.И. В.Г.Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917-1921 / Под ред. А.В.Храбровицкого. М., 1990.
10. Логинов В. О Короленко и литературе: Сборник статей. Москва, 1994.
11. Ленин В.И. Наши упразднители // В.И.Ленин. ПСС. Т. 20.