Я вот все думаю: почему проходят столетия, тысячелетия, а об отдельных личностях мы продолжаем помнить? Более того, не только помним: такое впечатление, что они неотступно живут с нами. Среди них даже те, кто не оставил после себя ни изобретений, ни гениальных открытий, ни книг, ни строчки?! Возьмите, например, древнейшего из греков Сократа. Странствовал себе человек, бродил по городам, находил слушателей и размышлял. А вошел в историю философской мысли на многие века.
От Сократа не осталось никаких сочинений, его мысли фактически были записаны Платоном и Ксенофонтом.
Кроме их сочинений имеются также: фрагменты и свидетельства о содержании "сократических диалогов" других сократиков - Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа; пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана "Облака" (поставлена в 423 до н. э.) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколением после его казни. (См.: http://piplz.ru/page-id-233.html)
Его биография скромна и вместе с тем показательна. Ибо он явил своей жизнью и смертью редчайший пример единства слова и дела. Только один небольшой штрих.
Сократ настаивал на систематическом умственном образовании молодежи, но отказывался брать деньги за свои услуги. Лучше любого из современников Сократ осознавал основное направление, в котором двигалась эпоха, и обозначил его в виде двух положений: степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к "идее как таковой"; в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила - псюхэ. С чего начинается познание?
Псюхэ чувствует притяжение ("эрос") к другой псюхэ и "совокупляется" с ней посредством "логоса" (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики.
Учение Сократа, выраженное в терминах любовной символики, воплощалось в личности самого Сократа, и, быть может, именно это обеспечило ему неувядаемую славу. Так считают исследователи. (http://to-name.ru/biography/sokrat.htm)
А нам представляется, что дело не только в философских постулатах Сократа, ведь были и другие тогда философы, о которых редко да редко упоминается в философской литературе. Дело, нам кажется, еще и в самой личности мудреца от природы, от Бога, в его харизме вся суть. Ибо мысли такой личности феноменально энергетичны, если хотите, закодированы силой разумного доброго духа. Его "псюхэ" ведь не было абстракцией, Сократ лишь обозначил им свое реальное состояние, вложил в него мощь разума и ощущения, которыми, несомненно, был наделен от рождения.
***
Более доказательно это видно на житии мудрых Старцев Оптиной пустыни.
6 декабря 2012 года отмечалось 200-летие Амвросия Оптинского. Старцы Оптинские, как правило, специальных трудов также не писали, книг не издавали, а сколько мудрости привнесли в жизнь последующих поколений?! И опять этот же вопрос: почему?
Обозначаю: магия духа животворящая, и этот круговорот, как пишет после посещения родных мест Старца в своем художественно-публицистическом очерке об Амвросии Оптинском "Круговорот мысли и духа" писатель Виктор Герасин, вечен.(См.: http://www.rospisatel.ru/gerasin-ao.htm)
Скажете: мистика?! Возможно. Но энергетика духа человеческого не исчезает, она остается на той земле, которая вскармливает гениев. И, органично впитываясь в память земляков, родной местности, будоражит умы, отвечающие на это своей непреходящей мудростью.
Что мог знать о душе, о духе мальчишка-весельчак Сашка Гренков, резвящийся на лугу вблизи своего дома?
Но нет и нет, а все же порою, лежа на спине и вглядываясь в звездное небо, он задавал себе те самые вечные вопросы: "Кто я? Зачем явился на этот свет?"
И уже тогда, бывая в храме, слушая рассказы деда о вере, о Боге, наблюдая за страстями будней, слышал еще неосознанный, но уже присутствующий в установочной мотивации, ответ: "В смирении и служении Господу твоя земная участь".
Балагур и весельчак от природы, заводила молодежи, как же он мог оказаться в монашеской келии? Внешне, как бы подвигла его к этому шагу болезнь и данный Богу обет в случае выздоровления пойти на услужение в храм.
Но это, на наш взгляд, только повод, сократовское "псюхэ" в единении с логосом, а внутренний разговор его земной сущности с небом был непрекращающимся с рождения.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, преподобный Амвросий, этот, как его называют, яркий светильник русской святости, был первым из собора преподобных отцов и старцев Оптинских причислен к лику святых для всероссийского почитания.
"Ныне, обретенные в 1998 году мощи старца Амвросия покоятся во Введенском соборе возрожденной Оптиной Пустыни. Рядом расположен образ Божией Матери "Спорительница хлебов", написанный по благословению старца Амвросия в последний год его земной жизни.
Здесь, в этой святой обители, 52 года "духом любви неотступно пребывал" старец Амвросий, являясь "наставником монашествующих, всем же людям учителем ревностным. Поток верующих, чтущих великого старца и прибегающих к его благодатным молитвам, не удалось остановить ни лихим годам безверия, ни годам поругания и разорения Оптиной пустыни.
О. Амвросий старчествовать начал рано, с 1848 года, но еще как бы прикровенно. А вот 8 мая 1852 года старец о. Макарий, уезжая из скита в Москву, поручает духовное назидание братии о. Амвросию. И до конца земного пути старца о. Макария отец Амвросий оставался помощником ему по старчеству. После кончины старца о. Макария, последовавшей 7 сентября 1860 года, о. Амвросий будет нести бремя старческого служения до конца своей земной жизни.
На фото: строящийся храм на родине Амвросия Оптинского. Фото из личного архива писателя В.Герасина
Почти 30 лет, до последнего отъезда старца о. Амвросия в июле 1890 года в Шамординскую женскую общину, двери его хибарки, расположенной вблизи скитской ограды, справа от колокольни, будут открыты. Живое общение с народом Божиим, общие благословения, и уединенные беседы. (См.: http://www.optina.ru/pub/p12/)
Духовное Наследие преподобного Амвросия Оптинского по сведениям указанного источника включает в себя:
"1. Письма, написанные им в течение его пастырской деятельности как ответы на вопросы монашествующих - 432 письма, из них 41 письмо - это общие праздничные приветствия, написанные к праздникам Рождества и Пасхи с 1870 по апрель 1891 года; и ответы на вопросы мирян - 236 письма...
2. Изречения старца Амвросия, записанные его духовными детьми, которые помещались в его различных жизнеописаниях.
Жизнеописание старца Амвросия, написанное о. Агапитом, по замечанию о. Сергия (Сидорова), отличается особой духовной ясностью, передает дух учения великого старца, сохраняет звуки его речи и его внешний облик, заставляя почитать его не только как мужа мудрого, но преисполненного любовью к грешникам, как святого".
***
Да, до нас дошли мудрые высказывания о.Амвросия. Совсем не случайно. Ибо зерна его мудрости были сохранены в памяти поколений. Изначально запав в сердце при реальной встрече, это слово влекло и питало сущность слушающего, который делился своим душевным волнением с детьми, те - со своими наследниками, и так из поколения в поколение нить этого неиссякаемого духа дошла до наших дней. Как хотите, но это таинственная магия духа тех, кого мы чтим и помним.
Читаешь рассказы, жизнеописания, воспоминания об о.Амвросии, и видишь, ощущаешь его зримо:
"Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. "Всем бых вся, да всяко некия спасу" ...Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором:
"Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем".
"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного". "Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь - сам лопнешь".
"Отчего человек бывает плох? - Оттого, что забывает, что над ним Бог".
"Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет". "Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет - как случится, - это и есть жить проще".
"Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение".
"Жить - не тужить - всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего".
"Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви".(См.: http://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_short/http://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_short/ )
***
Об Амвросии Оптинском написано много. Примечательно, что его духовное слово питало сердца многих выдающихся творцов: Н. Гоголя, И. Киреевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, С. Дурылина, К. Леонтьева... Им повезло услышать живое слово Оптинских Старцев. Но их дух настолько силен, что и ныне влечет к себе всех нас.
Писатель Владимир Солоухин, как и Виктор Герасин, как и многие другие писатели, также неоднократно посещал родные места святого Старца Амвросия Оптинского и написал о своем восприятии увиденного и услышанного повесть "Время собирать камни". Отдавая дань величию и святости Оптинских мудрецов, он подтвердил наши мысли о присутствии особого духа на их земле, и именно она, эта духовная аура, и питает феномен их Родины.
"Родина это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но, может быть, скорее это береза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников... Да: из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это будет культура" (См.: http://www.optina.ru/pub/p30/)
Такую культуру и привносит в нашу жизнь магия духа наших великих предков, в том числе и животворящее эхо мудрости Амвросия Оптинского.