Аннотация: Литературные заметки о книге С.Коппел-Ковтун "Высекательница искр".
На фото: Светлана Коппел-Ковтун, руководитель Международного клуба православных литераторов "Омилия", ответственный редактор журнала "Мгарский колокол", редактор сайтов omiliya.org и mgarsky-monastery.org.
Литературные заметки о книге Светланы Коппел-Ковтун "Высекательница Искр"
Светочи - веточки,
Вечности весточки,
Лучики горнего,
Радуги дольнего,
Вы для меня -
Голоса Вездесущего,
Вы для Него -
Высекатели сущего.
Всюду, всегда
Вы дарители света
И возжигатели
Сердца в поэтах.
С.Коппел-Ковтун.[1]
Жизнь!
Как прожить её светло и радостно? Как съесть этот подаренный Небом "бублик" в согласии с миром и собой?! [2] Как прийти на встречу реальности и вечности с той чистотой, которая даётся нам при рождении?
Как не очутиться на "кривой стезе", превращаясь в её заложника, не одеться в облачения эгоиста, гордеца, из груди которого выползает "змея самости"?[3]
Наконец, как добиться умения зажигать сердца других людей словом, постичь науку "высечения искр" жизни из неё самой?
Как не стать писателем, который не в состоянии "выдуть собственную планету" или знающим, но не чувствующим, нарочито придумывающим жизнь?[4]
Обо всём этом идёт речь в книге православного литератора Светланы Коппел-Ковтун "Высекательница Искр".
После её прочтения в одночасье приходят на ум мудрые слова Амвросия Оптинского:
"Воли человека и сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет".[5]
Думаю, что творчество Светланы Коппел-Ковтун, как и эти строки о нём, также являются своего рода скромным "вразумлением", вбрасывающим "семя Евангелия" о добре и зле в людские сердца.
Возможно, потому, что, говоря словами Прп. Макария Египетского, "христианство не есть что-нибудь маловажное. Тайна христианства необычайна для мира сего".[6]
И ещё потому, что православие сильно неподдельной нравственностью, любовью к человеку и его творческим талантам.
Они не только не обошли Светлану Коппел-Ковтун стороной, но и являются свидетельством её действительно Божьего дара уметь, по Священному Писанию, "бездна бездну призывать" ("Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша")[7], то есть, безднами человеческой души призывать бездну Бога.
Это и есть философским лейтмотивом рассматриваемой книги "Высекательница Искр", в которой философствование, как замечал И.Ильин, как и всякая познавательная практика, есть проявление не внешнего умения или делания, а "внутреннего; то есть творческая жизнь души".[8]
Свидетельства этой "жизни души" автора и демонстрирует указанный сборник.
В него вошли семь повествований о приключениях мудрой старушки и взрослеющей, любопытной девочки. И "Высекательница Искр", и "Собирательница Миров", и "Город Кривых Дорог", "В Долине Драконов", "В Галерее Высекательницы", "Фантики" и "Фонарик", - все в отдельности - самодостаточные произведения, и вместе с тем едины, ибо их сюжеты построены на приключениях одних и тех же главных героев, а также на нравственной проблематике.
Православный психолог из Канады Татьяна Бобровских в своём профессиональном отзыве на книгу даже назвала эту работу повестью.[9]
Автор же обозначила её жанр как сказку-притчу.
Да, это произведение приближается к её классическому жанровому образцу, однако оно осовременено тем, что стратегия притчи здесь присутствует на уровне элементов содержательной формы (фабулы, системы персонажей, предметного мира).
Не удивительно и использование сказочного временно-пространственного фона. Ведь о своей любви к сказкам, этим организующим текст формам, автор уже давно сказала: " Люблю я сказки, притчи и всякие сюрные штучки, так оно само собой получается. Хочется ведь передать своё видение мира, своё понимание, а оно у меня довольно сложное и многослойное. Прямолинейность всё дальше и дальше отходит от меня, а я - от неё".[10]
С одной стороны, сказки, легенды заняли довольно значимое место в творчестве автора. Она осознаёт, что они - это дополнительные каналы информации, которые выбирают русло внерационального воздействия на её читателей и слушателей.
Мы привыкли считать, что сказки создаются в основном для детей.
Есть такие и у Светланы Коппел-Ковтун. Более того, она даже в таком же сказочном игривом духе раскрывает секреты их создания.
"Знаете ли, ребятки, откуда сказки берутся? Правильно, их расcказывают сказочники. А сами сказочники где берут сказки, знаете? Да на огороде, конечно!
У каждого сказочника есть такой чудо-огород: у кого побольше, у кого поменьше. На нем и растут сказки - как морковка или репка. А Сказочник только хвостики их видит поначалу, сам наверняка не знает, какой урожай собирать будет. Когда же приходит время появиться новой сказочке, Сказочник выходит в огород и выбирает самую вызревшую сказку. А бывает и так, что пошел за одной, да другую вытащил, как репку.
И вот ухватится Сказочник за хвостик сказки и давай тянуть ее: тянет - потянет, а вытащить не может. Но не сдается! Иногда всю ночь трудится, только бы к утру успеть, чтобы потом за день вычистить и приукрасить сказку да вечером деткам рассказать. Нелегкая это работа - сказки из огорода сказочного выдергивать".[11]
А вот в книге "Высекательница Искр" речь идёт о сказке все же для взрослых: уж слишком глубоки её философско-нравственная иносказательность и мировоззренческая наполненность.
Она, как и подобает, насыщена яркими, динамичными, не избитыми, ёмкими художественными образами, предметными и живыми, каждый из которых во многом аллегоричен. Такие сказки с притчевой много аспектной иносказательностью относятся к православной христианской традиции, они ценны тем, что воспитывают в людях самые главные качества: доброту, терпение, смирение и мудрость.
Стилистически изложение выглядит простым и доступным. Однако, это только на поверхности этот сказ - тот или иной литературный жанр. На самом же деле, внутри каждой сказочной истории содержится тайна постижения определенной жизненной истины.
Так что за лёгкостью и кажущейся простотой повествований ощутимо проступает правда о целях и смысле жизни, что, безусловно, негласно взывает читателя встать на путь спасения и благочестия, постижения христианской мудрости.
Ведь именно её людям очень часто не хватает, поэтому и Библия наставляет: "главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум".[12]
Создавая свои сюжеты, памятуя о народной мудрости, автора, конечно же, не устраивал только лишь сказочный жанр.[13} Используя такие его особенности как загадочность, таинственность, иносказательность, необычность ситуаций и явлений, С.Коппел-Ковтун позаботилась о смысловой нравственной нагрузке текстов, именно поэтому и использовала сказку в единении с притчей, понимая, что это также незримый путь к озарению.
С учётом христианской морально-этической направленности содержания такой подход к жанровому определению этого произведения методологически оказался оправданным.
Вместе с тем обращает на себя внимание ещё одна характерная особенность работы.
Во-первых, по словам автора, "сказки Высекательницы - не выдуманные, а самые настоящие".[14]
То есть, надо полагать реальные, в том смысле, что списаны, как бы с самой себя, не иначе. Тем более, что повествование ведётся от первого лица.
В нём предстаёт духовный мир предельной реальности и подлинного бытия.
Во-вторых, считает она, "именно сказка или притча даёт возможность выразить законы непостижимой уму духовной реальности, которую мы видим, согласно Евангелию, как сквозь тусклое стекло. Не зря же Христос говорил с людьми притчами".[15]
Не зря, ибо это мудрость многих поколений, хранящаяся в их памяти и сердце.
Именно оно, "этот малый сосуд", говоря словами Прп. Макария Египетского, эмоционально хранит очень многое, "там есть всё"...{16]
И это "всё", как проекция, в той или иной мере, присутствует в книге Светланы Коппел-Ковтун.
Для ее героинь важен сущностный бытийный мир человека, а в нём - свет Истины, свет Веры, свет Надежды и Любви.
Вот поэтому, говоря о жанре, рассматриваемую сказку можно обозначить как сказочную мировоззренческую притчу. Ибо в ней господствуют взгляды всеобщего характера на мир и человека, самобытные собирательные образы персонажей, поднимаются проблемы смысла бытия всего сущего на Земле. Персонажи у сказительницы - носители определённых мировоззренческих установок, отвлечённые от конкретики субъекты нравственно-религиозного выбора.
Мне могут возразить, мол, в тексте нет явных назидательных религиозных поучений. Так на то и использована многоплановость, многослойность мыслеформ, спрятанных в ёмких собирательных образах и метафорах, содержащих в себе самобытный нравственный магнетизм..
Ими являются и сами названия рассказанных историй. Особо хочется отметить образ "Высекательницы Искр", являющийся безусловной авторской находкой, который со временем, по моему предположению, приобретёт элементы классики и непреходящую значимость.
Приключения Высекательницы и девочки хорошо запоминаются и благодаря необычным сюжетам, и неожиданным вопросам, и ещё более неожиданным ответам.
В каждой истории заложена своя определённая правда (в "Высекательнице Искр" - о "высечении" знаний жизни, бытия всего сущего), свой урок (в "Собирательнице миров" - о смирении и терпении в пользу единения миров, самопожервовании ради другого), маленький или большой закон мира, в котором мы живём ( в "Фантиках", "Фонарике", в "Долине Драконов"). У нас словно спрашивают, понимаем ли мы, что происходит с каждым из нас?
Такая особенность слова, обращённого к человеку, очень важна. Ведь прав был Свт. Григорий Богослов, утверждающий, что важно не столько понять, сколько покаяться, примерить прочитанное на себя, истолковать свою жизнь по-новому. Правда это касалось текстов Священного Писания.[17]
Но, вероятно, не предосудительно эти слова применить и к сказанию Светланы Коппел-Ковтун.
Есть в рассказанных сюжетах и немало порицаний, осуждений, неприятия мирской неряшливости, разных пороков, вроде пьянства или жадности, корысти, лени ; присутствует также и лёгкая, но заметная, ирония над человеческой гордыней и страстями.
На примере "змеечеловеков" ("Город Кривых Дорог") автор показывает, что люди, сбившиеся с правильного пути, как писал И.Ильин, "поддавшиеся этой стихии, теряют духовность, любовь и совесть; в них начинается разложение и разнуздание, они предаются сознательной порочности и жажде разрушения; кончают вызывающим кощунством и человекомучительством".[18]
И по словам автора, "сопряжённость с ними - для порядочного человека - настоящая пытка.... Это скучные, "торгующие" скучными вещами люди. Я имею в виду тщеславие, корыстолюбие, самолюбие, чванство и прочие "прелести" тщетного существования. То есть - люди без высоких устремлений и порывов, движущей силой которых является лишь нечто низменное".[19]
В этих заметках я сознательно избегала пересказа рассматриваемых сказок-притч. Где-то я читала, что такая интеллектуальная, тем более, духовного, нравственного наполнения литература, это не просто книги на полке, а зерно для посева, его нельзя дробить и веять, пускать на ветер, лишать индивидуального душевного поля, на которое рассчитывала сеятельница. Эти произведения требуют вдумчивого прочтения, причём, неоднократного.
Да и для того, чтобы постичь ядро притчи, необходимо прочтение всего контекста. В противном случае, как указывает диакон Андрей Кураев в "Притчах Христовых", главная мысль теряется, размывается, как бы, обесцвечивается.[20]
Поэтому каждому читателю, тем более, христианину, приступающему к прочтению такого сказочно-притчевого текста, совсем не лишне попросить у Бога благодати его разумения, чтобы извлечь не только какие-то для себя полезные знания, но и следовать им в своей жизни.
И, прислушиваясь к наставлениям Высекательницы Искр, тогда легче нам будет "просто жить, просто любить, просто высекать", смиряться и каяться в совершении грехов. Именно покаянная жизнь помогла Прп.Иоанну Лествичнику сказать:
"Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом".[21]
Душевной радостью, несмотря на противоречия (порой сложные, не лишенные антагонизма), внутреннего и внешнего мира человека пропитаны практически все сюжеты рассказанных автором приключенческих историй двух главных героинь, в облике которых показано значение нравственного Света, опыта "высекания" жизненных истин для духовного возмужания незрелой души.
13. А.Немцова. Светлана Коппел-Ковтун. Творчество - это форма послушания.
14.Интервью с руководителем Международного клуба православных литераторов "Омилия", ответственным редактором журнала "Мгарский колокол", редактором сайтов omiliya.org и mgarsky-monastery.org.
15. Там же.
16. Преподобный Макарий Египетский. "Духовные Беседы". Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г.
17. Святой Григорий Богослов. Творения. Т.2, с.132.
18. И. Ильин. Избранные статьи. Под ред. Н.Полторацкого. Изд.-ство Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джорданвилл, Н.-Й. США, 1991. //М.: Воениздат, 1993.