Аннотация: Литературные заметки о поэзии Владимира Клименко
"Слова поэта суть уже его дела". [1]
А.С.Пушкин.
"Горжусь российскою пропиской...". "Храм правды возводи в себе!". "А вы способны/ Видеть себя до дна?..".[2]
Решалась: какая строка из стихотворений поэта подошла бы к названию этой статьи? Однозначно: любая из них. Такое сложилось впечатление после знакомства с поэзией Владимира Клименко. И всё же выбрала образное, "одетое" в народную мудрость: "Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно просто зажечь в ней свою свечу". [3]
*
Но прежде предлагаю познакомиться c Поэтом.
Короткая автобиографическая справка.[4]
Владимир Александрович Клименко - самарский поэт, автор шести поэтических сборников - "Полигон" (1995), "Энергия слов" (1998), "Исповедь" (1999), "Пора отвечать" (2002), "Русская речь" (2006), "Сокровенное" (2011). Родился 4 августа 1953 года в совхозе имени Масленникова Хворостянского района Куйбышевской (ныне Самарской) области в многодетной крестьянской семье. Окончил Куйбышевское областное культурно-просветительное училище (оркестровое отделение), Куйбышевский государственный институт культуры (режиссерское отделение), учился на курсах повышения квалификации политсостава МВД СССР в Ленинградском высшем политическом училище имени 50-летия ВЛКСМ, служил во Внутренних войсках МВД СССР, в органах внутренних дел, офицер запаса. С 1989 года - журналист. Работал литсотрудником газеты "Рабочий" Металлургического завода имени Ленина, обозревателем газеты "Волжская заря", обозревателем межрегионального издания "Большая Волга", редактором газет "Алекс-информ", "Будни", заместителем директора Регионального информационного агентства "Самара", в администрации городского округа Самара. В настоящее время - руководитель проекта и главный редактор Международного альманаха "Литературная губерния" [5]
*
Заинтересовалась творчеством Владимира Клименко после того, как получила вот такую реакцию на отправленный в редакцию "Литературной губернии" обзор творчества удмуртского поэта Василия Глушкова. ( Читатели "Великоросса", возможно, знакомы с этой статьёй) [6]: "Это частица души России! И сколько таких (поэтов - С.Д.)- не испорченных литературным образованием, не открытых, зачастую отвергнутых всякого рода литературными элитами, союзами...".
Да уж: бальзаковское "все мы умираем неизвестными" [7] весьма примечательно для многих скромных творцов, художников, в том числе и в поэзии. Порой мы сетуем: "Ах, как много "развелось" поэтов". Но поэтов ли?
"Поэт - величина неизменная, - говорил А.С.Пушкин.- Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить его с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично. Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт". [8]
*
Владимир Клименко так точно уловил главное в стихотворениях Василия Глушкова - "частица души России", что засвидетельствовало его талант и редактора, и "духовной движимости поэта" (В.Белинский)[9], понимающего толк в русском художественном слове.
Перефразируя слова В.Белинского, одного такого предложения хватило, чтобы принять в его авторе профессиональную компетентность, выходящую за черту обыкновенности, и продолжить: "даровита земля русская: почва ее не оскудевает, талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния, -- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос, -- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов...". [10]
Как же прозорливо сказано о "штукмейстерстве", самовлюблённой посредственности, и, словно, списано с дневника сегодняшнего дня.
После прочтения упомянутых слов Владимира Александровича подумалось: "Интересно, а какие стихи он сам сочиняет?"
*
Найдя их подборку на одном из сайтов, удивилась их настроению, той патриотической "первозданности", которая изначально присуща русскому характеру, и поняла, что не смогу не высказаться. Вот так и свела меня творческая судьба ещё с одним талантливым мастером слова. Случайно ли?
Приходит на ум великий К.С.Станиславский:"жизнь сводит людей в искусстве не по случайным обстоятельствам, но потому, что в одном сердце горит желание поделиться своим опытом, а другие хотят двигаться вперед и не могут оставаться в своем прежнем состоянии, потому что их внутренние силы крепнут, развиваются и ищут себе новых путей, чтобы пролиться в действие творчеством". [11] Конечно, задача была не из простых.
Ведь, если по Нерону, театр - это море сил человеческих, и эта мысль, преодолев разделяющие нас тысячелетия, верна до сих пор,[12] то поэзия - океан таких усилий?! Не иначе. И вычленить в стихах основную эмоцию, не нарушив их гармонию с авторским замыслом, не просто.
Пишу эти строки и понимаю: вряд ли автор рассчитывал на подобный обзор, это будет для него полной неожиданностью. "Висят" себе его стихи в интернете и "висят", даже песни есть на тексты его стихотворений; небось, и сам на сайты давненько не заглядывал, а стихи-то читают, и мне они показались знаковыми!
И как здесь не вспомнить немецкого философа Артура Шопенгауэра?! "Если ты намерен написать стихотворение, поэт, и при этом ничего не имеешь в виду, кроме рецензентов, гонорара, книгоиздателя и популярности, то у тебя ничего не выйдет, потому что в твоем творении нет правды! Хотя бы оно было напечатано, прошло через массу рецензий, заслужило похвалу, продано в двадцати изданиях, -- что с того? Твое произведение, на философском и на коммерческом языке, все еще ничто, чаще всего лишь призрак, обман зрения; благодетельное забвение безостановочно грызет его и не успокоится до тех пор, пока хаос, создавший его, не поглотит его снова".[13]
В данном случае мы имеем дело с творческой личностью, для которой общего света в жизни явно недостаточно, он усиливает его накал по своему нравственному выбору и таланту, от того его свеча горит ярко, противясь различным ветрам и веяниям в литературе, культуре, да и вообще в житии-бытии. Об этом клименковском огне и пойдёт здесь речь.
*
Прежде всего заметим, что философская и гражданская лирика В.Клименко созвучна духу нашего времени, она современна и по смыслам, и по формам, и по чувствам, по симпатиям и антипатиям, по скорбям и радостям, надеждам и желаниям. В ней особенно ярко сказываются гуманистические и патриотические идеи.
Играть восторженность не стану.
Своей любовью я люблю
России Ясные Поляны
И гимны старому Кремлю.
Горжусь Российскою пропиской!
И нет по мне земли родней -
Её холмов и обелисков,
И неба синего над ней,
Её суровой древней были,
Её неистовой мольбы,
Её дорожной хрусткой пыли,
Её теперешней судьбы.
При всей, казалось бы, скромности слога, ощущается слияние мысли и чувства, своеобразие и чистота художественного вкуса. Поэт проявляет чутье художника как в самом выборе тематики, так и в её поэтической интерпретации. Его мысль не болеет страхом за не всё или не так "выговоренное", он просто высказывает однажды прожитую и прочувствованную им правду, и оттого его стихи живые, не "горбатые" ни словом, ни мыслью, ни ощущением.
Мой последний порыв,/Мой последний разрыв -/Непременно им быть/в одночасье./И, навеки, горячею лавой застыв,/Я уйду со всеми в согласье.../ И останется с вами/моя маята, /В каждой строчке/стихотворений -/И любовь, и тоска, и восторг,/и мечта,/И картинки минувших мгновений./Всё случится потом,/а пока среди вас/ Я живу - почти вольный художник,/И пишу этот мир почти без/ прикрас,/Как влюблённый в природу/безбожник...
В стилистическом отношении некоторые стихи могут показаться не целостными, но в этом как раз и заключена их оригинальность: в них видятся незаконченные миниатюры, характеризующиеся, тем не менее, художественной зрелостью и логикой, а, порой, - и смелостью вложенных в их основание острых общественно-политических мыслей.
Буду ждать, когда дожди грибные
Окропят за яром старый бор.
Здесь слова услышу коренные,
Чтобы ими замолить позор -
Родину предавших поколений,
Родину продавших, как товар!
Кончен трёп о плюрализме мнений-
"Деньги-товар-деньги" и... "навар"!
Задавая читателю вопросы, автор, вследствие своей художественной натуры, создаёт абрис того узора, по которому лепит мозаику сложных проблем современности, стремясь к начертанию более полной и живой картины жизни. "А вы хоть раз голодали?/Презренье к себе ощущали?/А были ли вы на войне/Хотя бы в кошмарном сне?/А вы гробы открывали/С останками сыновей?/А вы их не узнавали/ По останкам чьих-то костей?А вы не обмануты властью?..".
Эти строки придают мыслям читателя достаточное возбуждение именно благодаря "нанизыванию" на оселок гражданской ответственности этих тревожных вопросов. Порой они сплошь общественно-политические - о власти, о нерадивых вождях, о народных бунтах, революциях и т.п..
Ещё не раз прольётся кровь
За власть, безвластье, властолюбье.
Ещё не раз - и в глаз, и в бровь -
Враньём о человеколюбье -
Заманят нас, как глупый скот,
В поля для жертвоприношенья...
Бунт, революция, переворот -
Кровавые приметы воскрешенья!
Для выражения гражданской тревоги автор находит множество смысловых оттенков. Заботясь о построении фразы, он взвешивает мучающие его вопросы на своих человечных нравственных весах. "Вам не опостылело жить/С предощущеньем несчастья,/От которого хочется выть?/А вы стояли на паперти/С протянутой к людям рукой?/А вы прочтёте по памяти/Молитву "за упокой"?".
*
Практически все патриотические стихи В.Клименко исповедальны, строгие, иногда скупые по слогу, но хранящие глубину мыслеформ. Они не прилизаны рифмой и ритмом, техникой стихосложения, но дарят читателю эмоциональный всплеск сыновней тревоги за судьбу матери, края, Родины, всех нас. О чём бы поэт ни писал,- о любви, о душе, о вере, о природе, - всё обрамляется патриотической каймой.
Поволжский край люблю как человека,
Как преданного друга почитаю.
От черемиса, русского и грека
Первоисточники я в памяти листаю.
Царёв курган, знать, что-то про Самару
Нашёптывает ветру, ковылю...
Про вольницу, веков минувших свару -
Всё помнится седому бобылю.
А я сижу и слушаю их байки
На мхом заросшем древнем валуне,
И слов забытых косяки и стайки
Слетаются откуда-то ко мне...
Приведённые строки характеризуются углублением психологизма, попыткой дополнить новыми средствами обычные способы изображения сложных душевных переживаний, прибегая, в частности, к не избитым образам и сравнениям.
Многим стихам гражданской тематики свойственны раскованность, соединение элементов возвышенного и низменного, трагического и комического, эпоса и лирики, что так типично для реалистического метода.
Об этом же свидетельствует и стремление автора расширить круг наблюдаемой действительности, изобразить многоликость бытия и разобраться, что собой представляет человек "в потоке вечности". Наиболее показательно в этом отношении одноимённое стихотворение. В нём, слово, словно, протягивается, подобно нити, через игольное ушко неба,- от земной тверди к необозримой таинственной Вселенной. Нам разум дан для выживанья,
Душа - для состраданья и любви,
И дар особый дан - воображенье,
Чтоб разум и душа не угасали
На протяженье жизни во плоти
Вселенской Вечности
С надеждой на бессмертье.
Здесьцитируются в основном отрывки из философской поэзии. Надо сказать, что подобного рода поэтических миниатюр читатель остерегается, де-мол, сложные, скучные рассуждения. Да, это не развлекательные строки. Но как же без них-то? Далеко не безупречный в художественном отношении, этот, к примеру, стих, обладает, тем не менее, существенными достоинствами. С одной стороны, автор отказался в нем от устоявшейся жанрово-стилевой системы стиха, выработанной русской поэзией в эпоху Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Кольцова. А, с другой,- поэт сохраняет верность смысловым и эстетическим нормам организации стихотворного полотна, не прекращает своих раздумий над волнующими темами, трансформируя их в сжатую психологическую эмоцию, построенную на смелых образах, метафорах, порой рискованных сравнениях ( " мы пыль живая...", "мы - существа, подобные предутренней росе...", "разум дан для выживанья", и т.д.).
*
В ряде стихотворений ощущается, что поэту не хватает воздуха, он своим сердцем производит морально- этический отбор в грудах человеческого шлака, стремясь при этом выйти на бездонные глубины русского духа. Поэтому даже в религиозном вопросе его мысли самостоятельны и рационально сконструированы насущной проблематичностью: "А вас храмострой не смущает?/А коммерческий пыл попов?..."
В этих строках поэт правдив, честен, не лицемерен. Он понимает, что вера требует чистоты, искренности, что надо любить её суть, а не прикрываться внешними атрибутами.
Кажется, что это он, а не Макарий Желтовский (преподобный Макарий, игумен Троицкой Желтоводской обители близ Нижнего Новгорода) наущает нас, своих читателей, быть искренними ("Покайся, грешник,/Легче станет/Твоя пожизненная ноша..."), "выбирать в своих молитвах такие слова, над которыми горит язык Божий..."[14]
*
Наряду с зарисовками разных примет жизни, претендующих на общественную значимость, в лирике поэта есть также и личные душевные, сыновние мотивы.
Как живётся тебе, мама?
Я, признаться, подустал
Средь общественного хлама
И копящих капитал.
Скоро я к тебе приеду -
На блины и на отсып,
Чтоб послушать твои веды,
Половиц родимых скрип.
На гармошке поиграю,
Песнь протяжную спою:
"Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою".
От Есенина охрипши,
Перейду на свой минор
И...потише, и потише
Заведём вдруг разговор...
*
Думаю, что на клименковское слово нынче есть спрос. Должен быть! Искала хотя бы одну-две его книги, переведённые, как говорится, "в цифру". Но не нашла. А зря они не созданы. Ведь, например, такие строки касаются каждого:
Душа моя, не плачь навзрыд.
Я чувствую, как ты устала
Как жжёт тебя нещадно стыд
За всех, кого ты отстрадала.
О, сколько раз тебя распяли
На мёртвом дереве креста,
В какую грязь тебя втоптали,
Уродуя твои уста!
А ты поёшь, в глаза смеёшься
Своим убийцам, Боже мой...
Душа моя, смотри, дождёшься, -
Не спел бы кто за упокой...
Смотрю!
*
Да, Владимир Клименко не теряет гражданской и поэтической зоркости, ему удаётся сохранять привлекательность и красоту своего творчества.. Хорошо об этом сказали его коллеги. Поэзия В.Клименко - "по-фатьяновски "солнечная поляночка" живого русского звука, родной нашей речи в их есенинской чистоте, шукшинской особливости и лермонтовской непокорности".[15]
Окончательную же оценку поэзии поэта пока скрывает паутина бесконечного времени. Она старательно ловит в свои сети всё лучшее на глубине поэтического океана и там же уверенно прядёт связующие нити времён.