Демченко Светлана Андреевна
Барометр души

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Размещен: 18/10/2015, изменен: 18/10/2015. 14k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор книги Сагидаш Зулкарнаевой[1] "Выпив ночь из синей чашки".

  •  []
      БАРОМЕТР ДУШИ
      Обзор книги Сагидаш Зулкарнаевой[1] "Выпив ночь из синей чашки". [2]
      
      "... Она родилась с поэтической отметиной в сердце, и если есть поэтический Олимп, то место ей Всевышний уже там зарезервировал. Думаю, Сагидаш Зулкарнаева - национальное достояние России и Казахстана, с этой меркой и надо подходить к ней, к ее непростой жизни, ее проблемам".
      Мир-Хайдаров Рауль, Заслуженный деятель искусств (гор. Москва) [3]
      *
      Имя самарской поэтессы Сагидаш Зулкарнаевой мало кому известно, кроме её почитателей и земляков.
      И вполне закономерно, что для широкой международной аудитории первым его представляет один из ведущих виртуальных искателей талантов - ОИА Афиша "ПроАртИнфо".
      *
      О чём эта книга, спросите вы. О том, о чём люди думают всегда и во все времена. Особенно - в самые напряжённые и ответственные периоды своей жизни.
      Это вечные вопросы о смысле жизни, её цели, о Боге, о личности, о смерти, о любви, о природе.
      Самое существенное и ценное порой ускользает от человека. Только, кажется, родился, учился, работал, - и жизни нет. Время ушло. Это, как езда с горки на санках, вначале тащишь их, бежишь вдогонку за теми, кто уже взобрался на гору жизни, взойдя, вдруг открываешь для себя: бежал не вверх совсем, скорее - вниз. И вот полозья санок - на спусковой дорожке, их не остановить.. Не тормозят ... Приходит время, - санки не нужны... Их прячем...до зимы, где холод вечный, откуда нет возврата!
      
      Вот об этих, вечных жгучих вопросах и размышляет поэтесса в своей пока ещё первой книге.
      *
      Спешу сообщить читателям, что творчество Сагидаш Зулкарнаевой чистое и загадочное, как тот ковыль, колышущийся под неугомонными степными ветрами.
      Известно, что это растение является природным барометром. Его ость, как часовая пружина, при изменении влажности воздуха то скручивается, то раскручивается. Говорят, что по ковылю, казаки предсказывали погоду, причём, круглый год.
      Поэзия С.Зулкарнаевой в основе своей "корневая", "глыбистая", в значительной степени, философская.
      Она и есть её душевный барометр , с её же слов: "поэзия всегда была способом выживания, отдушиной, каналом получения жизненных сил: "Переплавлю боль в слова, / а слова - в стихотворенье"... Через стихи пытаюсь выразить своё мироощущение. Долгое время писала "в стол" - я критически отношусь к своему творчеству. Однажды взяла и отослала стихи на областной конкурс "Горжусь тобой, губерния моя!" и после того, как заняла первое место, взялась за продвижение своего творчества. Несколько лет назад открыла для себя мир Интернета - появилась возможность публиковать и совершенствовать свои стихи.
      Поначалу публиковалась на одном из литсайтов, где первые уроки литературоведения мне преподал Николай Бурмистров, в сетевом альманахе "Литературная Губерния" - Владимир Клименко. Там же я познакомилась с Михаилом Анищенко - он отправил мою первую подборку в литжурнал Александра Громова "Русское эхо". Весной 2013-го, после заседания Самарской областной писательской организации, поэт из Сызрани Александр Карякин познакомил меня с поэтессой Дианой Кан. Также в прошлом году познакомилась с необыкновенными людьми - Раулем Мир-Хайдаровым, Сергеем Ивановичем Алихановым, Ролланом Сейсенбаевым... Я благодарна Всевышнему за то, что мне встречаются талантливые, бескорыстные, неравнодушные люди - у всех учусь понемногу, всем безмерно благодарна!"
      Процитировала столь пространно сказанное Сагидаш Зулкарнаевой сознательно, чтобы читатель имел представление о её личности.
      
      Надо заметить, что она, пожалуй, за исключением статьи Мир-Хайдарова Рауля "На все четыре стороны - простор...", [4] особо не обласкана критиками и литературоведами, находится в "нетях" фактической тишины. Может и хорошо это: её ещё не обвешали никакими надуманными не объективными эпитетами, как это частенько случается с творчеством людей необычайного дарования.
      Я же решила опубликовать этот обзор с одной целью: талант должен быть оценён, узнаваем, он призван стать известным, люди должны обогащать свои души истинным поэтическим словом .
      А то, что стихи Сагидаш Зулкарнаевой действительно заслуживают внимания, свидетельствует и рассматриваемый здесь её первый сборник.
      *
      Обращает на себя внимание свежая живая образность ( "выбритый лес", "странник - дождь", "немые зонты", "сладкий яд" "нитка ночи", "ноздреватый сугроб", "пастух, хмельной от зноя и полыни" и т.д.), выразительные, обволакивающие душу, словосочетания ("качаю грусть в небесной колыбели", "стихотворит вьюга белыми снегами", "снег забинтовал округу на заре","зимой дорога, словно ветка в жизнь", "спит бокал на столе без вина", "когда луна клонируется в лужах", "и на кромке Света есть соломка света" и т.д.) .
      Слог разный: от решительно-чёткого -
      
      Неси свой крест, храни любовь и дом,
      Когда-нибудь ты станешь в ряд прощённых.
      И в час беды не говори о том,
      Что крест - не плюс, два минуса скрещённых. -
      
      до певучего, мягкого -
      Никого не слышу - мир закрыла кляпом,
      Ничего не вижу - небо сыплет соль...
      Старый ель мне машет еле-еле лапой,
      Стала горше, старше прободная боль...
      Провода замкнули от зимы на сердце.
      Мамочка, мамуля, малое дитя...
      Половица смолкла и заснула дверца,
      Оголились окна в доме без тебя.
      Не хожу на речку, не смотрю на небо,
      Хлеб не ставлю в печку в выцветшем краю.
      Мама золотая, мне попасть к тебе бы,
      Где душа летает, ангелы поют...
      .
      Порой создаётся впечатление, что пишутся строки легко, размашисто, в ежечасье. Но это, оказывается, не совсем так. Вот, что об этом рассказывает сама поэтесса.
      "Мне, если честно, стихи даются нелегко. Может быть, из-за нехватки образования: десять классов советской школы да степь-матушка - всё моё образование. Помню, жили в степи, пасли скот. Мама нас, четверых детей, воспитывала одна. Росли, можно сказать, в спартанских условиях; впервые посадили меня на лошадь в шесть лет. Там, посреди разноцветья и разнозвучья поволжской степи, рождались мои первые стихи. Ни капли не выдумываю, когда пишу: "Вся соль степей живёт в моей крови / И на губах моих вся горечь жизни". После школы сразу вышла замуж. К стихам вернулась после того, как у меня появилась дочь. Так случилось, что наша боль и радость, дочка Аселя, родилась инвалидом детства. Сейчас она учится в колледже, муж работает механизатором. Я никого не хочу разжалобить своим откровением - отнюдь, у всех в жизни свои трудности и испытания".
      Как видим, на формирование поэтического характера Сагидаш Зулкарнаевой
      оказала влияние сама жизнь, её природный дар.
      Всё западает в душу, в память, чтобы потом с помощью пылающего воображения увиденное запечатлевалось в красках слов, поэтических звуках и ритмах.
      Сагидаш - хозяйка и носительница того яркого и счастливого воображения , без которого не бывает большой поэзии. Её строки не украшены банальными красивостями, не опрысканы дешёвыми легко запоминающимися в ущерб смыслу ароматами.
      Они глубоки в своём изначальном посыле, точном психологизме образов, естественны и полны природного изящества, необыкновенной свежести определений ("буханки хлеба - сенные стога", "перекошенные двери в небеса", "луна на тарелке ночи", "не распутанные ветви тишины", "оцинкованный мир цинизмом" и т.д.).
      
      Наблюдается какая-то стихийная сила благосклонности вселенского духа к этому несомненному таланту в каждой метафоре, возьмите хотя бы само название сборника - " Выпив ночь из синей чашки" или этот стих.
      
      Сдаёшься невзгодам метельным,
      Как листьев увядшая рать.
      Серебряный крестик нательный
      Не пропуск в неведомый рай.
      Живи не с пустыми глазами
      Убитых морозом синиц.
      Пусть маятник времени замер,
      Нет пробных у жизни страниц.
      Пусть время твоё так нелепо
      Уплыло прогнившей доской.
      Вода пахнет кровью и небом,
      А воздух кислотной тоской...
      И всё же, чтоб выстоять, в ракурс
      Берёшь не окно - небеса.
      И климат душевный на градус
      Поднимется, вспыхнут глаза.
      Глядишь: бесконечна дорога
      И вечен рассветный пожар,
      Пока на мизинце у Бога
      Раскрученный вертится шар
      
      Литературное чутьё, которым одарена Сагидаш, заявляет о себе во всём: в энергетике синтаксиса строки, в обаятельных по тональности и легкозвонности сравнениях и эпитетах, в композиционной строгости стиха. Всё это свидетельство повелевающей силы растущего, развивающегося Мастера "чудотворства" русского слова. Не иначе.
      
      Сагидаш Зулкарнаева полна психологического любопытства и уверенности. Она хорошо усвоила, борясь с жизненными невзгодами, что всё равно, минуя преграды, всегда поет ковыль, извещая о раздолье и грусти степей, и радует глаз своим летним пылающим морем. Всё есть в жизни: и плохое , и хорошее. Главное - устоять!
      Кровь степная в жилах - степи от порога,
      Сердцем принимаю соль и боль села.
      Не сойти с дороги, если ты - дорога,
      Не попасть под стрелы, если ты - стрела.
      Мне не надо моря и не надо лета,
      Здесь живу открыто, душу не тая.
      И на кромке Света есть соломка света,
      На которой можно твёрдо устоять.
      
      Отсюда - места безысходности в её поэзии нет. Обо всём пишет с надеждой, верой и любовью, искренне и нежно. Она, словно искусный ткач, сплетает из тончайших паутинок своего настроения, беря наиболее прозрачные, невесомые его части, бытийный узор грусти и радости, боли и оптимизма, всего того, чем живёт человек на земле.
      Читая её строки не раз и не два, чувствуешь в них звон душевных струн, однажды задетых, нечаянно или целенаправленно, наподобие колокольному, исповедальному. Вот прислушайтесь:
      Выпив ночь из синей чашки, жду, когда нальют рассвет.
      Тень в смирительной рубашке мой обкрадывает след.
      Обернувшись тёплым пледом, обойду притихший сад.
      Пахнет горько бабье лето неизбежностью утрат.
      Звёзды светят маяками. Может, в небо за буйки?
      Где цветные сны руками ловят божьи рыбаки.
      И по лунам, как по рунам выйти в космос напрямик.
      По дороге самой трудной, где полёт - последний миг...
      Только в доме спит ребёнок. Захожу, скрипят полы.
      Не скрипите: сон так тонок! В степь пойду, сорву полынь,
      И травою горькой, дикой окурю себя и дом:
      Блажь полёта, уходи-ка! Полечу потом, потом...
      
      Такие благоговеющие слова может сказать душа только в мгновенья высвобождения духа творчества. Как бережно прикосновение её воображаемой художественной кисти! И целомудрию в выборе слов также никак не откажешь.
      Сагидаш создаёт свою , ни на какую другую, несхожую лирику. Не все стихи в ней равнозначны. К самым сильным, пожалуй, можно отнести те, где с читателем разговаривает "разорванная" душа, мечущаяся между светом и тенью, между днём и ночью, между небом и землёй. Они сильны какой-то особой безбоязненностью мироощущения, понимания себя и людей, своеобразием в подборе деталей и характеристик образов.
      Оцинкован целый мир цинизмом,
      Обесценен рубль, как стихи.
      Блеет бес, болеет век нацизмом,
      Лица улиц хмуры. Дни глухи.
      Не робей...Смешай питьё от страха -
      Молоко и чай, как день и ночь.
      На краю безудержного краха
      Постояв, пойди от грани прочь
      В глушь деревни, где на дали глядя,
      Вмиг отвыкнешь плакать и болеть.
      Где тебя - поэта ждут тетради,
      Старый стул и лампа на столе.
      На печи, на самой верхотуре
      Отлежишься, крыльями шурша -
      При такой живой температуре
      От всего врачуется душа.
      И, вобрав тепло и тишь селенья,
      Светлячком вернёшься в город тьмы,
      Чтобы светом и стихотвореньем
      Разогнать уныния дымы.
      
      Спасибо Поэтессе Сагидаш Зулкарнаевой за мудрое врачевание наших читательских душ!
      
      *
      Стихи С.Зулкарнаевой здесь:
      http://www.rospisatel.ru/zulkarnajeva.htm ; http://samaralit.ru/?cat=189
      
      Литература
      
      1. Из автобиографии: "Родилась и живу в Самарской области. Публиковалась в таких изданиях, как "Литературная газета", "Русское эхо", "Татарский мир", "Наша Молодёжь, "Аргамак", "Аманат", "Настоящее время", "Отчий Дом", "Арина", "Невский альманах", "Бег", "Татарский мир", "Союз писателей", "Второй Петербург", "Парус", "Великоросс", "Берега", "Подъём" , "Гостиный Двор", "Дальний Восток", "Российский писатель", "Волга", "День и ночь" и др. Лауреат газеты "Российский писатель"(номинация Дебют), нескольких сетевых конкурсов".
      
      2. Здесь и далее все ссылки и цитаты даны по этому изданию. Зулкарнаева Сагидаш. Выпив ночь из синей чашки [Текст] : стихи / Сагидаш Зулкарнаева . - Самара : Русское эхо , 2014. - 79 с.; ISBN 978-5-904319-00-7
      
      3. Мир-Хайдаров Рауль. "На все четыре стороны - простор...". http://samaralit.ru/?p=33264
      
      4. Мир-Хайдаров Рауль. Там же.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 18/10/2015. 14k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.