Демченко Светлана Андреевна
Ностальгия по прошлому или поэма о будущем?

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 21/10/2018. 20k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читая "Плач о потерянной Родине. Жестокий час" Сэды Вермишевой

  •  []
    
    "Труд духа потаён. Работа души не публична. И плоды писательства
    
    - настоящие плоды настоящего писательства - не крикливы, не эпатаж-
    ны, не рыночны, не политичны. "Настоящие" - это вдохновенные".
    
    Василий Дворцов [1]
    В этих заметках речь как раз и пойдёт о произведении, которое рождено тем самым потаённым
    духом. Создала его известная русско-армянская поэтесса Сэда Константиновна Вермишева.[2]
    По Н.А.Бердяеву, как известно, бытие есть жизнь и дух. Дух - огонь, вечно разгорающееся и
    движущееся пламя жизни. Он не определяется внешними факторами, а идет из глубины особого,
    читай: неземного мироощущения.[3]
    Сэда Константиновна, несомненно, является его носителем. Поэтому неудивительно, что из-под
    её "пера" появляются такие вдохновенные труды. Именно труды, подобные новой поэме "Плач о
    
    потерянной Родине. Жестокий час". Она недавно опубликована и довольно глубоко обсуждена чита-
    телями на сайте "Российский писатель".[4]
    
    Все сошлись на том, что это знаковое для современной русской поэзии произведение. Казалось
    бы, всё сказано, но остались мировоззренческие нюансы, которые во время обсуждения, если и были
    замечены, то обозначены лишь пунктирно, в то время, как они заслуживают большего внимания.
    
    * * *
    
    При первом же прочтении поэмы была поражена каким-то "вселенским" смысловым кругом,
    
    внутри которого активно заявляла о себе целая система внутренних для автора художественно-
    исторических ценностей и воззрений. Их широта рождала не только положительные эмоции: и по-
    тому, что сквозь название и понятие "плача" просачивались пессимистические нотки, и потому, что
    
    они усиливались остротой авторского восприятия трагизма и "невозврата" потерянной страны.
    Помогла мне разобраться в этом сама Сэда Константиновна:
    "Наше с Вами понимание ситуации, людей русской культуры, отрезанных от неё физически и
    духовно, острее, чем у остальных. Сложившаяся ситуация проходится по нашим судьбам подобно
    гусеницам танков".
    Это на самом деле так: тут завоешь от того, что с нами происходит. Себя имею в виду прежде
    всего: живём в страхе, пребывая под "колпаком"; слово "Россия" без негатива нельзя произнести;
    Центр русской культуры ликвидирован; журнал "Русская культура Западных областей Украины"
    
    много лет, как не выходит; Русское общество имени А.С.Пушкина по понятным причинам не функ-
    ционирует; из нескольких десятков русских школ остались единицы; радио-, телевещание на рус-
    ском языке сокращено до минимума; русская православная церковь Московского патриархата пере-
    
    167
    Критика. Светлана Демченко
    живает гонения... Одним словом, всё русское, как, якобы, "враждебное, угрожающее национальной
    безопасности", вымывается из сознания людей целенаправленными антироссийскими действиями
    современной украинской власти.
    Вот так мы теряли и теряем братские связи.
    Но, справедливости ради, надо сказать, что и Россия допустила потерю Украины. Хотя... было
    по-разному.
    
    Что бы там ни говорили о Ю.М.Лужкове, к примеру, но в его бытность мэром столицы админи-
    страция поначалу помогала нам, пыталась сохранять связующие нити, активно содействовала этому.
    
    Затем новые чиновники постепенно их рвали из Москвы одну за другой. Тот же МСРС (Между-
    народный Совет Российских Соотечественников) то и дело сворачивал действующие почти во всех
    
    регионах Украины русские общественные структуры.
    
    На нашем примере скажу, что в последние годы перед майданом российское спонсорское фи-
    нансирование вдруг оказывалось в руках одиозных фигур или лукавых идейных манипуляторов и
    
    прохиндеев, а консульская работа в этих регионах вместо серьёзной деятельности по умолчанию
    считалась "ссылкой" для провинившихся на других дипломатических участках сотрудников.
    За последние десятилетия с развалом СССР недостатков и негатива накопилось столько, что кто
    
    только не пишет о них. Они, подобно бусинам на разорванной нитке, враз рассыпались в раскат, за-
    биваясь во все видимые и невидимые щели нового общественного обустройства.
    
    Порой эти трагические разломы, включая и экономику, и общественное сознание, трудно по-
    стижимы, недоступны для понимания, цинично обнажены злом и предательством, пошлостью и
    
    нигилизмом.
    
    Всем держать отныне
    Ответ
    Пред Родиной,
    В жестокой правды
    Час.
    * * *
    
    Но, тем не менее, оправдано ли только скорбеть по этому поводу, плакать в прямом и переносном
    смысле этого слова? Сегодня нет в наших странах людей (если только, конечно, Бог их не обделил
    разумом и сердцем), не сожалеющих о коварном преступном развале Советского Союза.
    Есть такие слова в поэме:
    
    А я стою,
    Я здесь у края, стыну...
    
    Они для меня едва ли не самые важные.
    В жизни так много пессимизма, отчаянья. Люди ожесточаются, впадают в крайности, не видят
    выхода из создавшегося тупика. Но всё равно это ещё не пропасть. Да и "стынуть на краю" гораздо
    труднее, чем скатиться в эту самую пропасть, или исчезнуть навек из этого мира.
    Смелость жить и вопреки всему побеждать - невиданная людская дерзость, особая непреходящая
    ценность характера мужественного человека.
    Иногда кажется, что это конец, - всё, крах, бездна. Но эта кажущаяся безысходность не только
    провоцирует негодование, злость, но... и закаляет характер, укрепляет веру.
    В периоды смут, изломов, трансформаций, упадка и расцвета именно эти смыслы, связанные с
    волей, терпением, мужеством, как раз и востребованы. Потому так близко нам перекликающееся с
    ними вермишевское мироощущение.
    Мне представляется, как это ни странным может показаться, что новая поэма Сэды Вермишевой
    не столько говорит об авторской ностальгии по прошлому, сколько это произведение о будущем,
    таком его часе, который не будет поражён пережитыми трагедиями; извлечёт исторические уроки и
    создаст возможности для достижения новых высот.
    Душа поэта разрывается от мысли, что вдруг и новое время будет подавлено бессмыслицей и
    злом мировой жизни, повторением "жестокого часа".
    Видимо, не случайно пал авторский выбор на такое название поэмы, которое поначалу вызвало у
    меня некоторую настороженность, де-мол, опять "плач", а где же радость жизни?
    
    168
    Берега No 5 (29). 2018
    С одной стороны, тут же забрезжила ассоциация с известным "Плачем Ярославны из "Слова о
    Полку Игореве".[5]
    
    Однако, если в нём соединялись две традиции - народное причитание и заклинательные форму-
    лы, то у Сэды Вермишевой нет ни того, ни другого.
    
    Хотя не факт, что она творчески не использовала художественных средств народной поэзии в
    своей поэме, хотя бы тот же образ "плача" или обращение к Создателю мира.
    
    Скорей всего, звучание "плача" было продиктовано желанием подчеркнуть остроту потери Ро-
    дины, усилить эпичность поэмы, а не раствориться в пессимизме, роптании, тем более, безысход-
    ности.
    
    И углублённое проникновение в содержание поэмы подтвердило это, что не может не радовать.
    
    * * *
    
    Без прикосновения к мировоззрению С. Вермишевой не понять таинственной переклички смыс-
    лов семи частей поэмы, закольцованных "прологом" и "эпилогом", создающей богатую художе-
    ственную ткань и особую ритмику произведения. Кондовые стихи, ничего не скажешь. В них всё
    
    по- настоящему: и чувства, и мысли, эмоции, переживания, пропитанные любовью всей авторской
    жизни.
    
    И эта любовь далеко не беззаботное счастье, а, не удивляйтесь, бережно носимое бремя. Верми-
    шевская любовь всеохватная, она отражает эпоху, её "интеллектуальный консенсус", который несёт
    
    в себе сердце, бьющееся прошлым, настоящим и будущим, тем всечеловеческим, что непримиримо
    с суррогатами вечно-сущного миропонимания.
    Понятие "мировоззрение", как известно, - философский феномен.
    Он, в первую очередь, есть квинтэссенция отношения человека к Миру как целому. Изменение
    мироотношения корректирует наше мировоззрение.
    Древнегреческий мудрец Пифагор говорил о том, что "отдельные индивидуумы, занятые в сфере
    
    духовного производства, не удовлетворяющиеся образом жизни и мыслей большинства соотече-
    ственников, погрязших в рутине приватных интересов, добывательства и потребительства, гедо-
    низма (от греческого hedone - наслаждение) или безделья, стремились жить более совершенной - в
    
    пределе мудрой - жизнью. Мудрость же есть открытая трансцедентирующаяся целостность лич-
    ностного мира, основанная на началах Истины, Добра, Красоты и Святости (в широком, а не узко-
    религиозном смысле). Тот, кто живет в мудрости (sophia) есть мудрец (sophos, шэн жэнь)". "Мудрец
    
    живет с неугасаемым самоотчетом, он подвергает суду своей рефлексии свой образ жизни и мысли,
    
    а также образ жизни и мысли других людей и извлекает из этого мировоззренческие и мироотно-
    шенческие уроки, стремясь вспомоществовать другим в самосовершенствовании".[6]
    
    В этой связи анализ мировоззренческого контекста поэмы, безусловно, является одним из наи-
    более перспективных методологических направлений её литературоведческого исследования. Ведь
    
    речь идёт о мироощущении не просто поэтессы, а мудрого мыслителя современности.
    Взгляды Сэды Вермишевой, о чём бы она ни писала, в том числе и в поэме, закономерно отходят
    
    от всего сокровенно-личного, присущего живому человеку (а его немало в поэме), от односторон-
    ности, политической злобы дня в сторону универсального мировоззрения, основанного, говоря сло-
    вами М.Мамардашвили, на "музыке мироздания"[7] его всеобщности.
    
    При этом, как это и свойственно поэту-мыслителю, она оперирует не конкретикой, а, исходя из
    
    неё, создаёт художественную канву общих идей, проблем, философских символов и смыслов: "эпо-
    ха уходит на дно", "закрыла в пространство окно", "начало её и конец", "иных устоев стены", "день
    
    всем судный", "сходство с законом Солнца и других светил", "начало летящего круга земли", и т.п.
    
    Философия в поэме выступает как акт творческой мысли. И мировоззренческая рефлексия пред-
    ставлена как философское осмысление человека в мире и мира в человеке.
    
    Русской литературе издавна была свойственна насыщенность философским содержанием, при
    котором искусство берёт на себя решение не только художественных задач, но глубоких вопросов
    
    бытия: от показа духовного мира отдельной личности до постановки и решения проблем историче-
    ского развития общества.
    
    Конечно, рассматриваемая поэма - не философский трактат, но многие её строки насыщены раз-
    мышлениями над подлинно философскими проблемами.
    
    169
    Критика. Светлана Демченко
    
    Это не умозрительная философия. Она очень внутренняя, примечательна вермишевской непо-
    вторимостью её поэтической индивидуальности.
    
    Об этом трудно говорить, -
    Пустое дело....
    Старались жить.
    Старались быть.
    И вдруг - всё отлетело.
    Исчезло....
    Хоть и не сполна, -
    Оставило приметы...
    Но смело здесь взошли
    Дома,
    Иных устоев стены...
    А я, увы,
    Схожу с ума
    В стране сплошной измены...
    
    Известно, что времена не выбирают: в них живут и умирают. В этом смысле правомерны и лич-
    ное восприятие, и оценка эпохи, в которой прошла жизнь поэтессы. Не просто прошла, а пролетела,
    
    наполненная противоречиями, раздираемая страстями, случайностями и закономерностями разви-
    тия; окрашенная и благородными целями, завоеваниями и потерями, жестокостью по отношению к
    
    человеку. Она вправе говорить и о сломе эпох, и о том, что нас ожидает в будущем.
    Следует отметить высокую степень погружённости автора в историко-культурный контекст и
    мира и России, которая диктует смыслы и значения событий и действий, воплощения философем в
    плоть художественного материала, формирования его философско-мировоззренческого стержня.
    В поэме живёт самостоятельная философская мысль, отражающая социальные противоречия и
    трагизм народов бывшего СССР. Дана нелицеприятная для власти философско-мировоззренческая
    оценка действительности, когда "державы праведная твердь свернула себя в рог улиткой" и когда
    "не наступают над страной рассветы".
    В жестокий век
    Мне Бог ссудил родиться,-
    Мне негде жить,
    Мне негде приютиться....
    Хожу по городу
    С протянутой рукой.
    Гляжу на лик,
    На шик его лоскутный,
    ( Где столько дыр, -
    Да некому латать....)
    И каждый чин
    На диво пёс паскудный...
    И на кого нам,
    Боже,
    Уповать?
    
    Характерным признаком философичности поэмы является антиномизм (метод философского по-
    знания, основанный на широком использовании противоречий между одинаково доказуемыми суж-
    дениями) и полифонизм (многозвучность, многоголосие) мышления Сэды Вермишевой. Её вполне
    
    положительные взгляды и оценки почти всегда отталкиваются то ли от отрицания негатива, то ли от
    попытки всестороннего взгляда на явление.
    Для этого она сопоставляет различные концептуальные идеи, понятия, символы и на этом фоне
    формулирует своё мировоззренческое кредо: не доверяя жестокому времени, "одарить доверием
    иную жизнь", в которой, возможно, ей "уже не жить".
    Вот это тонкое сквозное сожаление выступает ещё и свидетельством не подчинённости автора
    
    господствующим догматам. Её мировоззрение - не какая-то отдельная избирательная конструк-
    ция, существующая вне общего духовного мира страны. Её "я" - это органическая часть собира-
    тельного "мы".
    
    170
    Берега No 5 (29). 2018
    
    То, что нежданно с нами
    Случилось,
    Верно и Господу Богу
    Не снилось...
    Может негожие мы,
    Иль не те.
    Может, живём мы
    В дурной простоте? -
    Дом на обочине наш,
    В пустоте?
    Но по-иному
    Мне всё это видится
    Может,
    Слепа я,
    А может -
    Провидица...
    
    Скорее, - провидица.
    
    Как известно, истинный талант поэта проявляется не только и не столько в художественном изо-
    бражении действительности, сколько в умении дать ответ на труднейшие вопросы бытия, показать
    
    индивиду и обществу выход из исторического тупика, подсказать метод решения возникших про-
    блем.
    
    Есть ли этот ответ в поэме? По-моему, да. Хотя он не явный, не конкретен, больше метафоричен,
    
    мировоззренчески просторен и глубок. Ибо каждое скупое слово не отличается лёгкостью, оно пере-
    гружено смыслом; возле фраз лежит его гораздо больше, чем в прямом значении и понимании. И
    
    даже кажется, что здесь о главном речи не идёт. А это не так. Ибо оно "несказанное".
    
    Усталость снять.
    Приникнуть
    К жизни слухом,
    И снова сеять.
    Снова жать.
    * * *
    
    Не будет преувеличением сказать, что в этих строках, как и в других частях поэмы, её философ-
    ских умозаключениях о будущем сверкает искра гения. Она позволяет нам утвердиться в закономер-
    ности развития, в неизбежности замены уходящего во времени новым, более прогрессивным, или
    
    наоборот.
    В этой связи приходит на ум афористическое высказывание А.Шопенгауэра о том, что талант
    и гений в искусстве подобны лучникам: если талант своей меткостью превосходит соперников, то
    гений попадает в цель, которую его современники вообще не видят.[8]
    Так и вермишевский гений говорит о неотвратимости созидательного будущего, в котором не
    
    должно быть пагубных явлений и процессов, ложных методов и способов достижения цели. Изо-
    бличая пороки и зло, он тем самым утверждает добро.
    
    Воистину, поэту приоткрывается тайная логика истории: мистическое и рационалистическое дви-
    жение объединяются в деле понимания общественного устройства мира. Это происходит особенно
    
    тогда, когда С.Вермишева почти в отчаянье обращается к Творцу, как бы выводя его из небытия и на-
    деляя одухотворяющей силой, способной вести с ней диалог. Этому посвящена пятая часть поэмы.
    
    И на кого нам,
    Боже,
    Уповать?
    Ты обещал когда-то
    День всем судный -
    Не миловать, -
    Пришла пора карать
    Рукою праведной...
    
    171
    Критика. Светлана Демченко
    Вообще для всей поэмы характерны сквозные "филогемы", обобщающие образы и символы,
    
    темы личной и общественной жизни и культуры, то есть, переплетение философского и художе-
    ственного начал.
    
    Становится очевидным, что рассматриваемая поэма - пример той поэзии, в которой живет и пре-
    ображается интеллектуальное достояние русских поэтов и литераторов А.Блока, В.Маяковского,
    
    М.Горького. И для С.Вермишевой обозначение "мыслитель" - это далеко не метафора, а точное
    указание на философичный характер её творчества.
    * * *
    
    Своеобразие Сэды Вермишевой как мыслителя заключается не в том, что в поэме создана ат-
    мосфера не только реальных процессов, но и тех эпохальных разломов, свидетелем и участником
    
    которых она сама является.
    Повествование многопланово и насыщено множеством мировоззренческих доктрин. Одна из них
    
    горьковская: "Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут пер-
    вую, мужественные и щедрые - вторую".[9]
    
    Мужеству и гражданской ответственности С.Вермишевой можно только позавидовать.
    
    Повторюсь: ошибочно однозначно и прямолинейно воспринимать "Плач..." Сэды Константи-
    новны как ностальгию по прошлому. Эта метафора лишена физики, наполнена духом любви. Она
    
    биполярна (двухполюсная): зовёт остановиться-оглянуться на пройденный путь и одновременно
    влечёт заглянуть в завтрашний день.
    Поэма концептуальна. В ней всё - от детали до обобщения, от конкретного до общего,- та же
    "русская берёза", тот же "обломок скалы",- дышит авторской концепцией патриотизма. Он у неё не
    этничен, не несёт на себе географических, национальных признаков, не созерцаем, ибо представлен
    этаким свёрнутым свитком мысли творца. Но смысл её один - любовь и боль за судьбу Родины,
    которой в понимании автора уже нет, но которая живёт в ней и поэтому желанна в будущем. Это,
    казалось бы, противоречие, оплодотворено, модифицировано личностным осмыслением прошлого,
    настоящего и будущего.
    
    * * *
    
    Сегодня мир опасно балансирует на грани, можно сказать, жизни и смерти. В нём происходят гло-
    бальные катаклизмы, удущающие прогресс, лишающие человека радостижизни. ПоФ.Достоевскому
    
    "слишком осознавая это", поэтесса, однако, не уповает на мщение, возмездие (хотя эти нотки и при-
    сутствуют напоминанием о "судном дне"); ей ближе ясность в понимании корней своего мироощу-
    щения.
    
    Человек всегда стремится к счастью, но реальная жизнь - это чередование трудной действитель-
    ности с представлениями о счастье, достижению которого всегда мешает некий фатум. Это надо
    
    иметь в виду всякий раз, когда мы говорим о христианской истине. Да, она открывается в творче-
    ском процессе. Но, как говорил Н.А.Бердяев, "этот процесс не закончен ещё в мире и не сможет
    
    быть закончен до конца мира".[10]
    Но не могу,
    Я не хочу поверить,
    Что музыка распалась
    Наших сфер,
    Что не с кем мне
    Часы и время сверить,
    На людной площади,
    Под небом смены
    Эр....
    Придёт новое время, а поэзия Сэды Вермишевой не перестанет быть высокой, духовной, той,
    которая будет вечно служить нескончаемой христианской истине.
    
    Берега No 5 (29). 2018
    
    Литература
    
    1. Дворцов В.В. Современного читателя лишают общения с настоящей книгой. Интервью./Родная
    Кубань.- 5.04.2018 / Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.rodnayakuban.com/ - Дата
    обращения: 18.04.2018.
    2..Вермишева, Сэда Константиновна. Википедия./ Электронный ресурс- Режим доступа: https://
    
    ru.wikipedia.org/wiki/ - Дата обращения 16.04.2018; Международный объединённый биографиче-
    ский центр / Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/17-
    
    society/1325-vermishevask - Дата обращения: 20.04.2018.
    3.Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Глава П. Признаки
    духа/ Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/_
    Duh_Real02.php - Дата обращения: 16.04.2018.
    
    4.Вермишева С.К.. Плач о потерянной Родине. Жестокий час. - Российский писатель/ Элек-
    тронный ресурс - Режим доступа: http://www. rospisatel.ru/vermisheva-plach.htm - Дата обращения:
    
    15.04.2018.
    5.Плач Ярославны. - Слово о Полку Игореве/ Электронный ресурс - Режим доступа: ttp://
    slovoopolku.ru/prokofi ev/ - Дата обращения: 15.04.2018.
    6. Философия в духовном развитии человека. Алматы: Институт философии и политологии МОН
    РК, 2003. - 184с.
    7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
    8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2 / М., "Наука", 1993.
    9.Горький М. Часы. Рассказ. / Электронный ресурс - Режим доступа: ttp://gorkiy-lit.ru/gorkiy/
    proza/rasskaz/chasy.htm - Дата обращения: 18.04.2018.
    10. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Глава III / Электронный ресурс - Режим доступа:
    http://www.vehi.net/berdyaev/fsduha/03.html - Дата обращения: 23.04.2018.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 21/10/2018. 20k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.