Демченко Светлана Андреевна
Слово о верлибрах Александра Катина...И не только...

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Размещен: 19/01/2021, изменен: 19/01/2021. 18k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разговор о такой форме стихосложения как свободный стих или верлибр

  •  []
      "Мы не настаиваем на том, что верлибр - единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом". /1/
      Р.Олдингтон, основоположник европейского верлибра.
      Вспомнить и обновить статью о верлибре/2/ меня спровоцировало новаторское творчество одного из самобытных авторов журнала "Клаузура", воистину тайновидца Александра Катина. /3/
      "Капелька воды, капля крови, капля росы./ Кусочек жизни,/ глоток свободы,/ минута вдохновения.../ Смысл жизни. /А может - ну его?/ Может лучше ни о чем не думать и плыть по течению. /Общаться только с "нужниками", которые приведут к желанной кормушке?/ Но есть, есть люди, которые несут свет в души./ Не топчите их как в поле траву./ Дайте им возможность творить для Вас же./ Хотя бы не мешайте, не травите, не кусайте./ Подумайте, ведь скоро вас разопрет от добра и захочется чего-то чистого,/ не для себя, так для своих близких, детей и для внуков./ Или Вы их отправите куда-нибудь в "благополучие"? ("...Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил..." Сергей Есенин, 1923 год)./ А кто же тогда будет дома строить, лечить, защищать, учить, убирать, cоздавать.../Кто?.../Не сможете, нет? /Не хотите?/ Не желаете?.."
      Все свои короткие повествования он обозначает как эссе. Но текст тексту не равнозначен, по стилю и форме, в том числе. Конечно, во всех зарисовках много философии, смысловой и тематической многозначности, но их объединяет общая мировоззренческая направленность: это художественный гимн эмоции, чувству, ощущению мира и себя в нём.
      А вот по жанровой принадлежности работы разные, (не только эссе), - от литературной зарисовки, миниатюры до поэтической прозы, белого или свободного стиха, т.е. верлибра. Последние, эти, по меткому определению Н.Елисеева, "тени стихов", настолько искренни и прозрачны своей простотой, человечностью, поэтическим звучанием, что не оставляют места для сколько-нибудь безразличного отношения к ним./4/ Или, как те валуны, омываемые речной водой, в которых нет ни кокетства, ни надуманности: в каждом роится жизнь.
      "Повстречались нам и лежащие в прозрачной воде камни - громадины,/ веками омытые и водами так промытые, /что казалось, что у них есть норы с глубокими ходами, как будто уши./ И эти "уши", кем-то как - то припаянные к невероятно огромных размеров и форм/, лежащих на глубине каменным впадинам,/ слышали все, что происходит в воде,/ а возможно и над - естественный акустический агрегат./ Казалось, что вот-вот и еще что-то из ряда вон выходящее произойдет, как только проплывем за поворот...".
      Верлибры А.Катина не только анализировать, но и цитировать трудно (по внутреннему смыслу и тематике объёмны). Они, как камушки, кажущиеся под водой причудливыми, переливающимися, словно из другой реальности, не знающей земного созвучия и ритма. Встречаясь с ними, начинаешь понимать, что, их автор видит насквозь тот другой "камушковый" мир, и только ему ведомы его тайны.
      Читаем:
      "А я люблю нашу реку с лесом, с отмелями и плесами. /Она меня зовет.
      Скоро снег растает, и я обниму ее за талию,/ причешу водоросли, помою заводи, всплакну от эмоций,/ но никто посторонний не увидит моих грез. /Вода умоет лицо и унесет мои переживания,/ придав силы вновь улыбнуться от освежающих лицо хрустальных солнечных брызг...".
      Сказано о многом, укладывающемся в одну лишь тему любви к родным местам. Не случайно этот верлибр имеет название "Зов предков".
      Во многих свободных стихах автор с увлечением ведёт читателя по пути своего личного восприятия мира, разных впечатлений и эмоций.
      "...Вечерний освежающий ветерок после дневной жары, /полупустынные улицы после праздничной толпы, /степенно гуляющие прохожие по широкой улице после суеты./ На чуть пожелтевшем газоне маленькие желтые цветочки,/ среди только что увиденных фотографий прозрачных морских лагун, гротов, церквей, костелов.../ интересных и непривычных для нас сросшихся 2-5-этажных небольших зданий,/ выстроившихся в кривые узенькие улочки, прерываемые маленькими скверами и площадями./ Как огромен и многообразен мир,/ как в нем много места для всех, для воли и сказок, песен и перезвона колоколов,/ а где-то есть даже дикое стадо слонов...".
       Или:
      "...Стою на перекрестке,/ Куда же пойти? /Направо - киоски, налево - дворцы./ Назад пути нету, на месте - труба,/ Вперед, только к свету, ждать больше нельзя./ Я вижу цель, с пути не сверну,/ Пускай не дойду, пускай упаду, /Но я вижу цель, к которой иду,/ Которой живу./ Да, я вижу цель./ В руках держу лед, на солнце смотрю,/ Стираю флюгерное изображение,/ И опираясь рукой на траву,/ Ласкаю мечту и ее отражение. 2020, такой-то уж год".
      - Ну, какие же это стихи! - скажет иной знаток поэзии.
      Но это и не обычная проза: в ней, как видим, очень много "красивостей", взлелеянной поэтичности, воспарения чувств, что как раз и характерно для стихов. Другими словами, мы ведём речь о поэзии прозы. Как-то я написала: "Поэтом себя не считаю./ В мечтах озаренье ловлю./ Рифму не вижу, не знаю./Поэзию прозы люблю...". /5/
      Отношение читателей к верлибру, - то ли по незнанию, то ли всё же по приверженности к классическому поэтическому стилю,- неоднозначное, вплоть до неприятия. Одним словом, свободный стих - это не только странное, но и спорное явление в современной стихотворной культуре. Тем не менее, оно распространено очень широко и требует своего обоснования. Хотя бы потому, что владело умами классиков литературы в прошлом и продолжает и сегодня волновать пишущих людей, как любителей, так и профессионалов.
      ***
      Приходит на память один из двух знаменитых "верлибров" - тех же "свободных " стихов
      А. Блока:
      "Когда вы стоите на моем пути,/ Такая живая, такая красивая,
      Но такая измученная,/ Говорите все о печальном,/ Думаете о смерти,/
      Никого не любите / и презираете свою красоту -/Что же? Разве я обижу вас?/ О, нет! Ведь я не насильник, /Не обманщик и не гордец,/ Хотя много знаю,
      Слишком много думаю с детства /и слишком занят собой./Ведь я - сочинитель,
      Человек, называющий все по имени,/ Отнимающий аромат у живого цветка.
      Сколько ни говорите о печальном,/Сколько ни размышляйте о концах и началах,
      Все же, я смею думать,/Что вам только пятнадцать лет./ И потому я хотел бы,
      Чтобы вы влюбились в простого человека,/ Который любит землю и небо
      Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
      Право, я буду рад за вас,/ Так как - только влюбленный/ Имеет право на звание человека". /6/
      Как указывает классик современной венгерской литературы Лайош Кашшак, верлибр никогда не приходит априори, по его мнению, он рождается в результате психологического и физического концентрирования в одной точке того, что предстоит сказать. /7/
      У В.Солоухина:
      "Я убеждён, что Исаак Ньютон/ То яблоко, которое открыло/
      Ему закон земного тяготенья/ Что он его, /В конечном счёте,- съел.
      То яблоко - дитя Земли и Солнца -/ Родилось, / Выросло из завязи,/ Созрело /
      (А перед этим пчёлы прилетели,/ И дождь прошёл, и тёплый ветер дул)/
      Не столько для того, чтобы упасть/ И доказать движеньем по прямой,
      Что тяготенье вправду существует, но главным образом, чтоб стать красивым, сладким,/ И сочным и прохладным , и большим,/
      Чтобы его, любуясь, разломили/ И аромиат услышали/
      И сладость/ Вкусили чутким человеческим ртом".
      Верлибр - это такая форма метрической композиции, в которой строки не упорядочены по длине, одна качественно не зависит от предыдущей и может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, тонических и тембровых структур. Зачастую эти строки объединены в группы, называемые "лессами", каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха. Кстати, именно лессы чаще цитируются, чем полный текст.
      Пример лессы у А.Катина:
      "Такси пройдет, и вновь молчание,/ лист упадет и ожидание,/ в домах горят, но гаснут уж огни./ Вот отражение в лужах звезд/ и притяжение к сказке грез,/ заснувший город спит во мгле./ Свет или тьма,/ мед или лед,/ гадает луна,/гадаю и я/, что меня ждет, /кто меня ждет,/ а, может, никто".
      Или:
      "...Нырнуть в мечты и выплыть на свет звезды?/ Но отраженный луч на водной глади обманчив,/ колюч и не греет - урок/ - не расслабляться и не открывать душу,/ чтоб не трясли ее ... как грушу... /И в результате пропеть, прокричать... - а все-таки все хорошо, /и я судьбу благодарю за восход,/ за небо над головою,/ за землю под ногами,/ за ветер в лицо,/ за предоставленную возможность Прекрасно. /Правда же?"
      Близок к "свободному " стиху, так называемый, "белый " стих, различие между
      ними лишь в том, что последний имеет размер, как-то: "белый ямб", "белый дольник", "белый анапест", и т.п.
      Но эта разновидность стихосложения широко культивировалась в ХУIII-ХIХ вв., а в ХХ ст. ею мало кто пользовался. Сейчас она почти не привечается. Нет её и в произведениях А.Катина.
      Выйдя корнями из народного фольклора, даже от Моисея и П.Сумарокова, в ХIХ-ХХ веках "свободный" стих получил свое развитие в поэзии многих известных авторов.
      Широко распространены верлибры И.Тургенева, К.Бальмонта, В.Брюсова, В.Хлебникова, Н.Гумилева, А.Фета, А.Блока, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Ф.Сологуба; из значительно более поздних авторов - К.Симонова, В.Солоухина, А.Вознесенского, А.Галича, Б.Окуджавы, Г.Алексеева, К.Некрасовой и сотен других наших современников. /8/ В этот же ряд можно поставить теперь уже и верлибры А.Катина.
      Считается, что если написанный текст выглядит целостно и создан вокруг главной выпукло поданной мысли, то вопрос о форме приводит к "свободному" стиху. Он может варьировать образы и ритмику до бесконечности. Примеры:
      у М.Цветаевой :
      "Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, /Где вечные сумерки, и вечные колокола. /И в маленькой деревенской гостинице/Тонкий звон старинных часов - словно капельки времени./И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды - /Флейта,/И сам флейтист в окне, /И большие тюльпаны на окнах. /И, может быть, Вы бы даже меня не любили";
       у К.Некрасовой:
      "Очень вкусен горный чеснок в мае./ И я пошла за ним в горы.
      На склонах лежали / Знаменами маки/. Навстречу бежали широколунные киргизята
      с охапками красных тюльпанов./ Шли чинно, рукой подперев на плечах горизонты,
      за водой к роднику молодые киргизки./ Из-под шелковых шалей на длинные косы
      сыпали блики пунцовые маки./ А на самой высокой вершине, стоял длинноухий,
      стоял черноокий осел, упираясь копытцами в камни" и т.д.;/9/
      у А.Катина:
      "Искры из глаз. Свет от автомобильных фар погас./ Стучу по металлическому корпусу, никто не отзывается./ Ищу сам не знаю, что, но оно есть и манит, шепчет в уши/, неотвратимо формирует пока неясный и расплывчатый образ из тумана,/ образовавшегося из воды, который окутывает все вокруг. /В тумане уже по уши блуждаю, хруст под ногами подтверждает, что движение есть,/ но куда непонятно./ Туман застыл как бы в одном измерении./ А вот уже слышу, что где-то еще чей-то хруст/ и справа... и слева, и впереди много хруста - возможно, пробивается толпа страждущих истины.
      Пытаюсь руками на ощупь проложить путь,/ машу лишь по туманному воздуху,/ как в турецкой бане, однако зябко./ Сажусь на корточки, трогаю пальцами землю. Ползу на четвереньках, вот дерево на земле,/ ищу пень от него, вот и он, пень свежий, новый пень.
      Человек прошел и опять новый пень./
      Сажусь на пень, достаю спички, зажигаю дерево, огонь загорается./ Туман, который из воды, расступается.
      Нет, плохо, пробую иначе./ Прохладно./ Беру металлическую пилу, спиливаю большое дерево, оно падает на землю, /разжигаю огонь, случайно опрокидываю ведро с водой на костер, /огонь гаснет, и опять становиться холодно и туманно.
      Все не так. /А если... Собираю сухие ветки от дерева, складываю их для костра на земле,/ разжигаю огонь, ставлю на огонь металлическое ведро с водой. /Будет и пища, и дерево дальше расти, и сады цвести.
      Уже лучше, теперь Ваш ход, Ваш вариант. /И не нужен новый пень, если думать Вам не лень".
      ***
      Верлибр может содержать и рифму, построчные размеры, (по усмотрению автора), укладываться в какую-то явно слышимую музыку.
      Как, например, у А.Катина:
      "Ярко светит луна, разливая свой свет, /На камыш и поля, и на лес, и на лес,/ Между белых берез, серый филин сидит, /Вот крылом он взмахнул, и летит, вот - летит./ Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь./ Но пора, но пора, уже нам уходить, Пусть проснется наш лес, без людской суеты, /Без машин, без гудков, торопиться пора, /Ну, скорей, вот уж солнце встает, ну скорей. /Мы идем по росе, и в туманный ковер,/ Погружаемся мы, словно в сон, будто в сон,/ Мы приходим сюда, чтоб душой отдохнуть, /А потом, продолжаем, свой жизненный путь... Такой-то уж год".
      Но эта музыка состоит во внутренней сопряжённости смысла, а не в тех или иных внешних качествах.
      И у А.Катина это проявляется очень выразительно:
      "Я брел по бульвару ночь и день,/ Я искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад./ А ветер пел и звенел в ушах,/ Завывал и звал, но куда я не знал,/ Но чувствовал оттиск из ветра Твой, /Свет луча, обогревший, руки Твои, когда шла со мной. /Это мистика, чудо, верь и не верь, /Ощутил случайно звездную дверь,/ Открыл с трудом, открывая хрипел,/ Рычал и сопел, как загнанный зверь, увидел тебя и запел. /Как я брел по бульвару ночь и день, /Как искал Твою тень, вчерашний день, /Хмель Твоих волос, шептание губ, /Таинственный взгляд и эмоций град, но все невпопад".
      Совсем не случайно многие подобные тексты у А.Катина положены на музыку, и они часто звучат в авторском исполнении. Как, например, эта:
      "Я уверен, уверен, уверен,/ Что живем мы для любви,/ Для нее растем и сеем, /И строим мечты. /Без любви ничего хорошо не сделать,/ Не зажечь огней,/ Без нее можно только сжечь свою веру,/ И роботами сделать людей./ А только главное, главное, главное, /Я не успел сказать Тебе, Пробежала по мне лишь взглядом, /И опять ушла к себе. /Золотая, золотая, золотая, моя звезда, /Что в глазах твоих не понимаю, но жду тебя, /Проникаю, проникаю, проникаю, в бездонные глаза твои,/ Все равно ничего не понимаю, ждут ли меня они ...".
      ***
      Можно подумать, что, верлибр создавать легче, чем стихи. Но это заблуждение. Ведь верлибр предполагает огромную смысловую, эмоциональную и художественную нагрузку, чтобы проза читалась, как поэзия.
      Фактически в "свободном " стихе важна не столько структура, рифма, сколько отношение к миру, ибо в нем частично или вообще отсутствуют все поэтические условности, что не нарушает нормального восприятия текста читателем. /9/
      Еще пример современного классического верлибра Г. Алексеева:
      "Протяни руку, /И на твою ладонь/Упадет дождевая капля.
      Протяни руку, И на твою ладонь /Сядет стрекоза.
      Только протяни руку /И к тебе на ладонь /Спустится райская птица!
      Протяни же руку. /Чего ты стесняешься -Ты же нищий.
      И кто-то положит /Тебе на ладонь /Свое пылкое /Восторженное сердце.
      А если положат камень, /не обижайся, /Будь великодушен". /10/
      ***
      В заключение ещё раз подчеркнём, что в "свободном" стихе ни размер, ни рифма, ни ритмика не являются определяющими критериями его совершенства, ибо допускается различное варьирование этими каноническими свойствами стиха.
      Самое важное в нем - единство мысли и чувства, глубокий смысл и эмоция. /11/
      "Кому-то дано летать, а кому-то - лишь пытаться это сделать. / Но и каждая попытка, если она имеет благородные цели, достойна уважения./ Особо ценно, когда транскрипции с широким регистровым порогом витают в голове, /когда они - образ жизни, когда без них не можешь с желанием жить и дышать./ Эти импровизации музыкальных взлетов и падений,/ с пронзительным смехом, с грустью высоких нот и рычанием басов,/ а также с беззвучной улыбкой от удачной трели/ и желанием познавать себя и мир, радуют окружающих/. Они наполнены стремлением к...., несмотря и ни на что,/ и ни на кого/. Такие транскрипции демонстрируют зрителям, близким, родным и себе силу духа и жизненные резервы, проявляющиеся бесконечными музыкальными транскрипциями с аккомпанементом всеми фибрами души и тела./Транскрипции - тонкие нежные ростки без кожуры,/ идущие из нутра тела творческого человека./ И их нельзя колоть иголкой или гладишь без согласия - они исчезнут, возможно, навсегда".
      ***
      Примечание. Эти небольшие заметки написаны также для тех, кто не знаком с этой формой поэтического сочинительства.
      Светлана Демченко
      На фото к статье: Александр Катин
      Литература
      1.Олдингтон Ричард. Ссылка на источник
      2.Слово о верлибре. В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать. М. Спутник+. 2011, стр.217-223.
      3.Катин Александр Яковлевич. Ссылка на источник
      4.Елисеев Н. Тени стихов. М. Ж. Новый мир. 2007. N 9.
      5.Поэтом себя не считаю... В кн.: Демченко С.А. Небо хочу удержать . М.Спутник+.2011. С.252.
      6.Верлибры А.Блока. Ссылка на источник
      7.Лайош Кашшак. Избранное. Переводы с венгерского. Составитель и автор предисловия Ю.П.Гусев. М., Молодая гвардия.1983. С.64.
      8.История верлибра: Свободный стих в русской литературе. Ссылка на источник
      9.Ксения Некрасова: классика русского верлибра. http://verlibr.blogspot.com/2011/02/blog-post_26.html
      10.Этот свободный, свободный стих. Ссылка на источник 11.Алексеев Г. Сборник верлибра. Вступительная статья И.Бродского. Л.1969. Геннадий Алексеев. Избранные стихотворения. СПб. "Геликон Плюс". 2006. С.576.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 19/01/2021. 18k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.