Денисов Виктор Леонович
От издателя

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Денисов Виктор Леонович (info@gretaproject.com)
  • Размещен: 26/03/2018, изменен: 04/05/2023. 16k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Оригинальные пьесы
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предисловие ОТ ИЗДАТЕЛЯ Дмитрия Родионова, генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина к книге: Ю. А. Бахрушин. Воспоминания. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Москва, 2012.

  • Доп. информация о Денисове Викторе Леоновиче:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Денисов,_Виктор_Леонович
    http://en.wikipedia.org/wiki/Victor_Denisov
    http://vk.com/id226758349
    http://vk.com/public59589955
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100007789813447
    http://www.proza.ru/avtor/elenastepanova/
    https://www.youtube.com/user/denisovvictor/videos
    Palitra Zhanrov V. Denisova
    Teatralnye eskizy treh pjes V. Denisova


    Контакты:
    mobile: +79037158791
    mobile: +9720532734175
    e-mail: info@gretaproject.com

    БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Все авторские права на данную пьесу защищены законами РФ, международным законодательством и принадлежат автору. Запрещается cамовольно издавать и переиздавать пьесу, размножать ее, публично исполнять, переводить на иностранные языки, а также вносить при постановке изменения в текст пьесы без письменного разрешения автора.



    ОТ ИЗДАТЕЛЯ

    "Воспоминания" Юрия Алексеевича Бахрушина - книга уникальная. Работа над ней началась в 1941 году и завершилась только в 1955 году, автор дал рукописи название "Из мрака времён". Впервые "Воспоминания" были опубликованы в 1994 году стараниями сотрудников ГЦТМ, и прежде всего Н.И. Сочинской. Настоящее издание, подготовленное к 100-летию со дня передачи А.А. Бахрушиным своего музея в дар российскому народу и к 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского, искренне надеюсь, станет значительным вкладом в сохранение исторической памяти и ярким подтверждением важности личного участия в этом деле каждого человека, любящего свою страну, свой народ и его культуру. Представляя книгу читателю, кажется важным рассказать об авторе - Юрии Алексеевиче Бахрушине, который был и останется для нас образцом служения культуре и Отечеству.

    Юрий (Георгий) Алексеевич Бахрушин (15(27) января 1896 - 4 августа 1973) - сын Алексея Александровича Бахрушина, промышленника и мецената, общественного деятеля, основавшего в 1894 году первый в России литературно-театральный музей, который впоследствии стал Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина.

    К концу XIX века Бахрушины входили в число самых почитаемых московских купеческих семейств и были широко известны своей благотворительной деятельностью, а Василий Алексеевич и Александр Алексеевич (отец Алексея Александровича и дед Юрия Алексеевича) были удостоены звания "Почётный гражданин города Москвы". Мать Юрия Алексеевича - Вера Васильевна Носова - происходила из семьи крупных московских текстильных фабрикантов, она всячески поддерживала мужа в музейных делах, имела пожизненное членство в Русском театральном обществе, принимала самое активное участие в устройстве благотворительных базаров и изготовлении подарков для действующей армии. Традиции семьи не могли не оказать сильного и благотворного влияния на жизненные устремления молодого человека, а поездки с родителями в Берлин, Париж, Вену, Мадрид, Геную, Милан, Венецию, Ниццу позволили ему непосредственно познакомиться с европейской культурой и укрепить владение английским и французским языками.

    Юрий Алексеевич с детских лет полюбил театр, а история русского балета со временем стала главным делом его научно-исследовательской деятельности. Страстный интерес к отечественной культуре, стремление сохранить её исторические свидетельства мы сегодня смело назовем определяющей чертой русского интеллигента.

    Ю.А. Бахрушин окончил Московское реальное училище К.Ф. Воскресенского (1914)1, затем учился в Московском коммерческом институте, директор которого 28 ноября 1915 года выдал своему слушателю следующую справку: "Юрий Алексеевич Бахрушин уполномочен мною для сбора пожертвований "солдату на праздник". Означенные пожертвования будут разложены по кисетам слушателями института и отправлены на передовые позиции через посредство Московского городского самоуправления"2. В это же время Юрий Алексеевич серьёзно занимался живописью в классах рисования и живописи И.О. Дудина и К.Ф. Юона. Обстоятельства военной поры не позволили Бахрушину завершить высшее образование: вместо института он закончил Александровское военное училище и с декабря 1916 года по февраль 1918 года служил в Петроградском Измайловском полку, где ему было присвоено звание подпоручика. После демобилизации с февраля 1918 года по июль 1919 года работал в постановочной части Большого театра. Затем был мобилизован в Красную армию, но прослужил в Особом конном и 1-ом Московском полках пять месяцев: последствия ранее полученной контузии в голову "вернули" его в мирную профессию.

    С декабря 1924 года начинается новый этап в жизни - работа по приглашению К.С. Станиславского в его Оперном театре3, выросшем из Оперной студии при Большом театре (ныне Музыкальный академический театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), сначала в качестве заведующего постановочной, а затем литературной частью. К тому времени Ю.А. Бахрушин знаком с К.С. уже давно: Станиславский был дружен с отцом и присутствовал в их доме как член попечительского совета по торжественной передаче литературно-театрального музея в ведение Императорской академии наук, состоявшейся 25 ноября 1913 г. Работу под руководством Станиславского Юрий Алексеевич назовёт в воспоминаниях счастливым временем. Немалая заслуга принадлежит Юрию Алексеевичу в сохранении и пополнении фондов ГЦТМ материалами о творческой деятельности К.С. Станиславского, благодаря которым эту коллекцию можно отнести к одной из самых значительных в России. Именно К.С. Станиславский спас музей от закрытия и перевода фондов в другие музеи, обратившись письмом к Сталину, и ретивые чиновники на время оставили музей в покое. Параллельно с работой у К.С. Станиславского Ю.А. Бахрушин принимает активное участие в создании Государственного литературного музея в Москве, выполняя поручения В.Д. Бонч-Бруевича по сбору материалов для музея в разных регионах страны.

    После смерти К.С. Станиславского Ю.А. Бахрушин почти сразу покинул Оперный театр (1939 г.) и около четырех лет как "свободный художник" зарабатывал на жизнь литературным трудом4. Он был скромным человеком и стойко переносил житейские невзгоды социалистического общежития, всегда оставаясь достойным примером подлинного интеллигента.

    Значительный этап в жизни Ю.А. Бахрушина был связан с педагогической деятельностью в Московском хореографическом училище, ГИТИСе, Глазуновском музыкальном училище, школе при Ансамбле народного танца под руководством И.А. Моисеева. Им восхищались ученики, он обладал талантом увлечь слушателей любовью к искусству, развивал умение творчески мыслить. Народная артистка СССР, прима-балерина музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко М.С. Дроздова вспоминает "юную энергию" Ю.А. Бахрушина, притягательную силу личности, называет его "кладезем знаний, кладезем понимания не только балета, но и вообще искусства". Он говорил: "Нельзя быть очередным исполнителем, надо быть индивидуальностью"5.

    Литературный талант Бахрушина бесспорен. "Воспоминания" написаны легким и ясным языком и читаются на одном дыхании. Нельзя не попасть под обаяние его рассказов о "путешествиях" верхом по окрестностям близ Верино, где семья проводила летнее время. (Усадьба названа А.А. Бахрушиным по имени жены.) В один из таких выездов Юрий попадает в сельцо Жодочи и обнаруживает заброшенный усадебный дом, зорко сохраняемый управляющим и его женой. Внешность дома, его убранство, а главное - "застекленные шкафы красного дерева, сплошь набитые книгами, стоявшими в идеальном порядке", а также связки писем и рукописей - семейный архив хозяев, пленили воображение юноши возможностью "проникнуть в жизнь давно ушедших людей, узнать их заботы, радости и печали, пожить их мыслями, волнениями и переживаниями". Разработан план "знакомства с библиотекой и с архивом", который и позволил узнать из первоисточников историю дома и его владельцев. Одни лишь письма Н.С. Кологривова, чиновника особых поручений канцелярии московского генерал-губернатора Закревского, содержали удивительно разнообразную панораму культурной жизни столицы 40-х годов XIX века. Открытия приводят автора в восторг, но и погружают в "смутное состояние духа": "Я прекрасно понимал, что всё это обречено на гибель, но как спасти хотя бы часть?" И далее: "Выход был найден, и я смело вступил на путь воровства. Да! Я крал и не стыжусь этого, так как будущее меня оправдало. От всего того, что было в Жодочах, впоследствии не осталось ничего, за исключением того, что украл и спас я. Ныне всё это находится в государственных хранилищах, в которые я это передал...". Начавшаяся война 1914 года и мобилизация в армию не дали возможности молодому человеку завершить "операцию" по спасению жодочского архива. Юрий Алексеевич заканчивает мемуары сообщением прессы об убийстве австрийского наследника Франца-Фердинанда, ставшем "спусковым крючком" первой мировой войны, и своим признанием: "... я был далёк от мысли, что стою в преддверии величайшей политической и социальной катаклизмы, которая перевернёт весь мир вверх дном". К сожалению, нет достоверных сведений были ли написаны Юрием Алексеевичем мемуары о времени после "катаклизмы". Описание этих времён не только потребовало бы от автора мужества, но и могло дорого обойтись его близким. Каким был бы рассказ Ю.А. Бахрушина о "другой" России - советской, можно только предполагать. Один из редких моментов, когда автор позволяет себе в "Воспоминаниях" перенестись во времени и заглянуть в "будущее", - рассказ о посещение церкви в Старо-Никольском после революции, - даёт основание думать, что "ура-коммунистическими" эти воспоминания вряд ли могли быть: "То, что я увидел, придя на место, превзошло все мои ожидания. В храме, двери которого были распахнуты настежь, творилась в полной мере мерзость запустения: свечные ящики были опрокинуты, на полу были рассыпаны медные деньги царской чеканки, в углах было нагажено и всюду валялись щепки, опилки и куски отбитого золотого левкаса. По-видимому, иконостас - творение безвестных русских мастеров - был варварски распилен и расколот на дрова. Фигуры святых в куполе были сорваны и также уничтожены. И во всей церкви не осталось ни одной иконы - они все куда-то бесследно исчезли".

    Художественная деятельность Ю.А. Бахрушина разнообразна и, можно сказать, всеохватна, но всё же в первую очередь он балетовед, критик, историк театра. Основная область его научной и просветительской деятельности была связана с исследованиями истории русского балета, плодотворным результатом которых явилось множество публикаций, статей, книг: о балерине Е.А. Санковской, балетмейстерах А.А. Горском, К.Я. Голейзовском, основателе Воспитательного дома - предтече Московского хореографического училища И.И. Бецком; о балетах П.И. Чайковского и их сценической истории; о главном машинисте и декораторе Большого театра К.Ф. Вальце (мемуары К.Ф. Вальца были литературно обработаны Ю.А. Бахрушиным во второй половине 20-х годов и вышли в 1928 году в издательстве "Academia" с предисловием И.И. Соллертинского под названием "65 лет в театре"). Совместно с Ю.И. Слонимским Ю.А. Бахрушин подготовил к выходу в свет воспоминания балетмейстеров А.П. Глушковского и И.И. Вальберха. Все эти издания стали неотъемлемой частью российского балетоведения. Особо следует выделить изданную в 1965 году "Историю русского балета", над которой Ю.А. Бахрушин работал почти четверть века. Это выдающийся труд по истории возникновения и развития балетного искусства в России, от истоков и до революции 1917 года, одно из первых фундаментальных исследований этой темы в России. Книга была рекомендована Министерством культуры РСФСР в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных, хореографических учебных заведений, неоднократно переиздавалась и до настоящего времени представляет значительный интерес для всех любителей балета.

    Научно-исследовательская и литературно-критическая деятельность Ю.А. Бахрушина, его подвижническая деятельность по сохранению отечественного культурного наследия в качестве члена Комиссии "Старая Москва" и Общества по изучению русской усадьбы стали неоценимым вкладом в русскую культуру. Труды Ю.А. Бахрушина востребованы и сегодня критиками и историками театра.

    Настоящее издание "Воспоминаний" ставит перед научными сотрудниками музея крайне важную научно-исследовательскую и историческую задачу, которая в силу разных обстоятельств не была выполнена предыдущими поколениями хранителей. Предстоит создать объективную и полномасштабную летопись Государственного центрального театрального музея им.А.А. Бахрушина, написать биографию А.А. Бахрушина, издать его переписку, издать и рукопись Ю.А. Бахрушина по истории русского провинциального балета XVIII - начала XIX вв. и его переписку с выдающимися деятелями культуры. Всё это вместе станет бесценным сводом материалов по истории отечественной культуры.

    Дмитрий Родионов
    генеральный директор ГЦТМ им.А.А. Бахрушина
    20 Ноября 2012 г.

     

    Примечания

    1. ГЦТМ, ф.1, оп.2, КП 304171/2018

    2. ГЦТМ, ф.1, оп.2, КП 304171/2021

    3. ГЦТМ, ф.1, оп.2, КП 304171/2015

    4. ГЦТМ, ф.1, оп.2, КП 304171/2015

    5. Запись хранится в ГЦТМ


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Денисов Виктор Леонович (info@gretaproject.com)
  • Обновлено: 04/05/2023. 16k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.