Открытое письмо
Угробим Дом-музей М. С. Щепкина
Мэру Москвы Ю. М. Лужкову, префекту ЦАО А. И. Музыкантскому, директору НИ и ПИ Генплана г. Москвы Р. В. Горбаневу, начальнику Управления Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы В. А. Булочникову.
Правление Общества изучения русской усадьбы считает недопустимым строительство административно-инженерных корпусов метрополитена на территории и в охранной зоне памятника истории и культуры XVIII-XIX веков - дома-музея М. С. Щепкина.
Мемориальный дом М. С. Щепкина является последним сохранившимся в России домом великого русского артиста, почетного гражданина г. Москвы. Пожар 1812 г., захвативший Мещанскую слободу, обошел территорию памятника. Таким образом мы имеем в Москве еще один редкий памятник деревянного зодчества допожарной Москвы.
Процесс разрушения исторической градостроительной среды района, где расположен дом М. С. Щепкина, наглядно демонстрирует безжалостное отношение не только к архитектурному наследию Москвы, но и к истории нашей культуры. От всей исторической застройки сохранились лишь дом Щепкина и церковь Филиппа Митрополита. Однако представляется вполне возможной реабилитация исторической градостроительной среды района. На территории усадьбы М. С. Щепкина располагался сад, который должен быть восстановлен. Могут быть восстановлены отдельные хозяйственные постройки усадьбы.
Согласно историко-архитектурному исследованию и проекту зон охраны памятника федерального значения - дома-музея М. С. Щепкина, на территории памятника запрещаются все виды земляных, инженерных, благоустроительных и других работ, не связанных с охраной и использованием памятника.
Территория музею должна быть оформлена Москомземом в ее исторических границах (0,26 га), согласно проекту зон охраны памятника. Просим срочно отозвать ошибочно выданное Управлением Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы согласование метрополитену для разработки ТЭО на строительство административных зданий метрополитена на территории памятника.
Председатель правления Общества изучения русской усадьбы В. П. Выголов, доктор искусствоведения; члены правления: Ю. А. Веденин, доктор геогр. наук, директор Института культурного и природного наследия, Л. В. Иванова, доктор исторических наук, Т. П. Каждан, канд. искусствоведения, член ЭКОС, Е. П. Щукина, канд. архитектуры, член президиума ЭКОС, В. С. Турчин, доктор искусствоведения, профессор МГУ.
* * *
Корпуса метрополитена на территории дома-музея великого артиста. Абсурд? Увы, почти реальность. Наша сегодняшняя реальность. То, что у хозяйственных структур нет и не может быть понятия не только об искусстве, но и порядочности, - это, извините за тавтологию, в порядке вещей. А вот куда городские власти смотрят? Ведь есть закон по охране памятников. Казалось бы, проблем-то: блюсти его - и все в ажуре. Вот они и блюдут. Наблюдают. Сторонние наблюдатели.
Впрочем, я преувеличил. Вот бумага за подписью первого заместителя премьера правительства Москвы В. И. Ресина. Цитирую: 'Представляется... недопустимым планируемое использование значительной части усадьбы под строительство коммерческого центра с гостиницей Метростроя'. А у заместителя префекта Центрального административного округа Юрия Кузьмича Абрамейцева другая точка зрения. Он якобы тоже ратует за сохранение дома-музея, но его подписи под документом - планом земельного участка, который находится в Москомземе, - а она-то и дала бы коммерсантам от ворот музея поворот - нет. И в этом вся загвоздка.
А Управление Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы и его начальник В. А. Булочников? Управление просто отмахнулось от проблемы, как от назойливой мухи. Отделалось обычной отпиской. Посторонние музею люди, но душой болеющие за русскую культуру, Никита Михалков и Михаил Ульянов, вступились за музей, написали письма, где требуют не трогать уникальный памятник.
Конечно, маленькому домику трудно устоять против Большой Коммерции: шансов уцелеть на сегодня не слишком много. И все же есть те, кто будет, по-видимому, стоять до последнего - несмотря на грядущие экскаваторы. И это не только работники музея во главе с энтузиасткой-подвижницей Антониной Кучиной. Думаю, что шестерку ученых мужей, подписавших вышеприведенное письмо, тоже можно отнести к их числу. Не герои - просто нормальные люди, видящие явный абсурд ситуации.
Драматург Виктор Денисов
"Вечерняя Москва", декабрь 1994