Часть 1
Хронология противостояния МАОЗа генеральной линии в борьбе
за алию и абсорбцию советских евреев в период 1958-2000
Маоз, крепость, могучая твердыня, оплот спасения моего.
Тебя подобает восхвалять. Да будет воздвигнут Дом молитвы моей,
и там мы принесем благодарственную жертву"
(из молитвы на праздник Ханука - песня,
которую поют после зажигания ханукальных свечей
в честь победы маккавеев в борьбе за свободу
и независимость, за национальное достоинство
и национальный характер государства)
I. C высоты сорока лет
Свобода, независимость, национальное достоинство и национальный характер еврейского государства - так понимали сионизм люди, создавшие в 1958 году организацию МАОЗ. Организация была утверждена 24.02.59 г. (?2298). Основатель МАОЗа Шабтай-Бецалель Бейт-Цви (1906 - 1994) провел несколько лет в советских тюрьмах за сионистскую деятельность. Основную задачу сионизма в конце 50-х годов он видел в том, чтобы добиться свободного выезда евреев из СССР в Израиль.
Как известно, Советский Союз не разрешал своим гражданам покидать пределы СССР. В Советском Союзе желание уехать в Израиль считалось изменой родине, т.е., самым страшным преступлением, которое жестоко наказывалось. Создатели МАОЗа считали, что надо изменить это положение, что оно является нарушением прав человека и что борьба с таким беззаконием по отношению к евреям в СССР должна быть главной задачей еврейского государства. Но вот тут-то и оказалось, что израильское правительство не хочет вступать в эту борьбу, не хочет портить отношения с Советским Союзом, что судьба советских евреев не очень его заботит. Но оно не говорило об этом прямо, оно использовало демагогию и прямую ложь для того, чтобы остановить деятельность общественных организаций в пользу советских евреев. При этом оно настолько хорошо скрывало правду о положении в СССР, что даже после доклада Хрущева на 20 съезде большинство израильтян считало СССР социалистическим раем.
Правительство призывало к тихой дипломатии, призывало молчать и полагаться на государственные структуры, не действовать самостоятельно, не действовать открыто, не раздражать советских властителей, утверждая, что это только повредит советским евреям. Оно прямо призывало "сидеть и ничего не делать". Общество МАОЗ первым заявило, что "никакие подлаживания и ходатайства не помогут разрешить проблему русского еврейства: Единственный путь - это открытая борьба за свободную массовую алию советского еврейства в Израиль" - так написал журналист Йоси Ахимеир1 в 1971 г. За сорок с лишним лет, прошедших с начала деятельности МАОЗа, ситуация в мире изменилась кардинальным образом: советские евреи получили право свободного выезда в Израиль, а СССР развалился. Произошедшие изменения показали насколько прав был МАОЗ в своих заявления и действиях и насколько преступна была политика сдерживания борьбы за советских евреев. Эта преступная политика включала сокрытие правды о жизни в СССР и замалчивание борьбы, которую вели сами евреи в СССР за свои права. Глядя с высоты прошедших сорока лет, интересно проанализировать исходные установки МАОЗа на фоне израильской действительности того времени.
Представляется целесообразным привести здесь полностью статью основателя МАОЗа Шабтая Бейт-Цви (Б. Швиви) "Чего хочет МАОЗ?"2, которая была опубликована в январе 1959 г., а также статью Герцля Розенблюма 1965 года "Смелость МАОЗа"3. В этой статье говорится о том, что они (МАОЗ) "пошатнули все основные установки политики Израиля". Статья д-ра Розенблюма важна не только как справедливая похвала МАОЗу. Восхищаясь самостоятельностью и независимостью МАОЗа, Герцль Розенблюм (вольно или невольно) показывает насколько необычны были эти качества в Израиле конца 50-х - начала 60-х годов.
Для понимания обстановки в Израиле в те годы надо иметь в виду, что несмотря на противодействие правительства и враждебную официальную прессу огромное количество израильтян поддержало действия МАОЗа. Под "Петицией в пользу евреев в Советской России от граждан Израиля" подписалось 100 000 (сто тысяч!) человек. Петиция в пользу советских евреев от граждан Израиля была подана в Кнессет в январе 1965 г. (на иврите). Русский перевод петиции был дан в сборнике "Путь МАОЗа"4.
Также охотно был принят призыв МАОЗа оставлять во время пасхального седера свободный стул для потенциального "оле ме руссия" (Кес "Ал-Доми" = Cтул "Неумолчания"). В апреле 1967 г было распространено 40 тысяч таких плакатов в еврейских общинах всего мира. Этот обычай широко распространился не только в Израиле, но и в других странах. Настолько широко, что мало кто помнит, что это была идея МАОЗа.
С высоты 2001 года, после рассекречивания и опубликования в Израиле материалов советско-израильского сотрудничества5, мы видим, что те официальные лица, которые называли действия МАОЗа антиизраильскими, регулярно посещали советское посольство и информировали Старшего Брата о решениях и деятельности израильского правительства. В чьих интересах они действовали? Небезынтересно узнать, что цитируемый сборник был издан по-русски и по-английски. Издания на иврите не существует. Израильтян до сих пор оберегают от неприятной правды.
Следуя традиции оправдываться, когда уделяется много внимания делам давно минувших дней, сошлемся на авторитеты. Повторим здесь классическую декларацию Д. Оруэлла из романа "1984": "Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим; тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым" и мнение Ф. Ницше о том, что "человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память".
Те, кто владеют нашим настоящим сейчас, всеми силами стараются исказить наше прошлое. Восстанавливая правду об Израиле середины 20 века, мы исходим из того, что без знания правды о нашем прошлом у нас нет будущего.
"Печать Вс-вышнего - истина. Почему мы говорим "истина", а не "доброта", "милость или "смирение"? Ответ заключается в том, что там, где нет истины, доброта - это не доброта, милость - это не милость и смирение - это не смирение". Так говорил Рав Меир Кахане, и он был глубоко прав.
ЧЕГО ХОЧЕТ "МАОЗ"?
Краткий обзор положений, на которых основывается деятельность
"МАОЗ"а - общества помощи еврейству в СССР.
Швиви (Бецалель-Шабтай Бейт-Цви), статья на иврите, январь 1959.
Перевод на русский язык дан по сборнику "Путь МАОЗа"4}.
Возможно ли что-то сделать?
Основное, что отличает МАОЗ - это полный отказ от фаталистического подхода к проблеме евреев в СССР. Согласно этому подходу, который глубоко укоренился в широких кругах Израиля, невозможно ничего сделать для спасения русских евреев обычным путем политической деятельности. На протяжении 40 лет все привыкли видеть во власти, управляющей советскими евреями, высшую силу, которая не поддается никакому влиянию извне: нечто подобное вулканам и силам, вызывающим землетрясения. Народ Израиля, который в Войне за Независимость боролся с Британской империей и победил ее, вот уже целое поколение бездействует и не проявляет никакой инициативы в отношении правителей Кремля. Согласно принятому у нас фаталистическому подходу, нет никакого смысла даже пытаться активно воздействовать на судьбу наших братьев по ту сторону Железного Занавеса. Можно только ходатайствовать, время от времени использовать подходящие случаи для того, чтобы облег-чить их жизнь отправкой посылок и т.п. Можно просить друзей, посещающих Кремль, чтобы они сказали там доброе слово в пользу советских евреев. Можно даже иногда вслух жаловаться на несправедливость по отношению к советским евреям и можно выражать пожелание, чтобы это положение было исправлено. Но главная установка - надеяться и ждать. Может быть, Кремль смилостивится...
Общество "МАОЗ" не согласно с таким подходом. Мы обращаем Ваше внимание на то, что СССР демонстративно игнорирует общественное мнение свободных стран в двух случаях:
1.Когда за общественным мнением стоит активная сила, способная помешать планам СССР;
2.Когда спорный вопрос представляется правителям Кремля жизненно важным для его интересов.
Вместе с тем, нет в мире другого государства, интересы которого за его пределами так велики. Нет в мире другого государства, которое так интересуется общественным мнением в любой точке мира, где у него есть свои интересы. СССР очень чувствителен к каждому действию, которое может оказать влияние на его пропагандистскую деятельность. Демократические правительства, зависящие от общественного мнения в своих странах, могут оказать давление на СССР. Исходя из многочисленных деклараций Хрущева в последние годы, можно предполагать, что правительство СССР чувствительно к мировому общественному мнению в отношении положения евреев в СССР.
Итак, наши требования не противоречат жизненно важным интересам СССР. Мы считаем, что наши усилия увенчаются успехом, если нам удастся мобилизовать серьезные политические и общественные силы, которые будут постоянно оказывать давление на СССР, требуя освобождения советских евреев.
Несчастье евреев России
Положение еврейства России плохо. В конце 1952 - начале 1953 года над ним нависла реальная опасность уничтожения путем высылки масс евреев в отдаленные районы СССР - в концлагеря с убийственными условиями жизни.
Причина преследования евреев в 1953 г не только в характере Сталина и, конечно, не в свойствах советских евреев. Причина несчастья - в природе советского общества, которое не терпит в себе чуждых тел, не поддающихся быстрой ассимиляции. Чуждым телом является каждое национальное меньшинство, лишенное территории и своего советского государственного аппарата. Меньшинство, которое поддерживает связи между своими членами, неподвластно контролю советской власти.
Особенно нежелательны для советской власти связи - личные или духовные - членов такого национального меньшинства с их собратьями за границей. По этой причине перед второй мировой войной были уничтожены все значительные меньшинства (кроме евреев): греки на Украине, поляки на Украине и в Белоруссии, корейцы в Сибири и т.д.
Чуждость еврейской группы особенно возросла после восстановления государства Израиль, когда особенно ясно проявилась духовная связь между еврейством СССР и государством Израиль.
Указ Сталина о преследовании евреев потерял силу с его смертью. Но переходный период, который начался после этого, не изменил природы советского общества. Нет признаков того, что сегодняшний правитель СССР больше любит евреев, чем Сталин, но он отличается активностью и действенностью. Причины, которые привели в 1953 к возможности уничтожения евреев, продолжают существовать. Нынешние правители Кремля возла-гают на евреев ответственность за грехи государства Израиль даже в большей степени, чем при жизни Сталина.
Предпогромная атмосфера, которая была в России в дни Синайской кампании, служит ярким примером и знаком предупреждения. Нынешняя кампания в советской прессе - обвинение религиозных евреев в солидарности с государством Израиль и предательстве советской Родины - представляет собой беспокоящее продолжение клеветы 1956 г.
Если не придет сильное и имеющее влияние вмешательство извне, решение еврейской проблемы в СССР может произойти в любой момент в той форме, которая будет угодна советской власти. Это может произойти в момент международной напряженности, в момент чистки, не обязательно во время войны. Тогда уже будет поздно для вмешательства извне.
Советское еврейство находится в постоянной потенциальной опасности. Когда эта опасность может перейти в несчастье, никто не может знать.
Евреи России не могут спасти себя своими силами. Их желание жизни и сильное желание быть вместе со своим народом демонстрировалось ими несколько раз, когда у них была для этого возможность. Но их избавление не придет без помощи извне. Их спасение - долг их братьев в свободном мире и, в первую очередь, в государстве Израиль, которое было создано специально для этой цели. Если государство Израиль откажется от этого своего долга, оно может, не дай Бог, потерять свое право на существование. Израиль обязан быть преданным евреям России не менее, чем они преданы Израилю. С чисто эгоистической и материальной точки зрения Израиль нуждается в евреях России не менее, чем они нуждаются в Израиле. Поэтому нет у государства Израиль в настоящий момент более важной и неотложной задачи, чем спасение евреев из СССР.
Кампания спасения
Спасение евреев России возможно только на сионистской основе - путем их репатриации в Израиль. Главное препятствие - нежелание советских властей разрешить их выезд. Значит, первая задача - устранить это препятствие. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не обыкновенная алия, а ИСХОД, т.е. очень большая алия, которая в течение нескольких лет приведет большую часть евреев Россси в Израиль. Разрешение выезда единиц, сотен и даже тысяч евреев в год не разрешит проблемы евреев России.
Получение согласия правительства СССР на массовый ИСХОД евреев из этой страны - задача очень трудная, но не недостижиая. Вообще, как правило, границы СССР закрыты для выезда его граждан. Но все же были случаи в разные периоды советского режима, когда большие группы, десятки и сотни тысяч, получали разрешение на выезд: немцы - марониты, евреи и поляки в 1945-46 гг., 1957-59 гг. Эти случаи указывают на то, что при особых условиях власти СССР готовы открыть ворота ИСХОДА перед гражданами, если имеют свой интерес, или, если это пред-отвращает неприятности для власти (как это было с маронитами). Действительно, еврейский вопрос составляет проблему для советской власти, и, разрешив выезд евреев, советская власть не только не проиграет, но даже выиграет. Однако, трудности, связанные с рутиной, политикой и престижем, велики.
Для того чтобы добиться ИСХОДА миллионов советских граждан, требуется очень сильное давление в течение долгого периода, длительность которого трудно предсказать. Требуется провести НЕ АКЦИЮ спасения, а КАМПАНИЮ СПАСЕНИЯ. Кам-панию, которая должна охватить весь еврейский народ и целое его поколение. Тот, кто считает, что можно достичь ИСХОДА евреев из России без больших и продолжительных усилий, обманывает себя. Тот, кто видит в словечках и намеках советского вождя признаки "изменения" и "облегчения", якобы отменяющие необходимость давления извне, ошибается и вводит в заблуждение других. Тот, кто надеется, что вся эта работа будет проделана отдельными группами и единичными праведниками или дружественными государствами, живет в мире иллюзий.
Нам требуется помощь других стран и дружественных народов, нам требуется помощь отдельных людей-праведников, но основная работа должна быть проделана нашими руками, руками еврейского народа. Чтобы преуспеть, необходимо, чтобы весь народ увидел в спасении евреев России судьбоносный вопрос для народа и государства Израиль, чтобы эта цель стала во главе всех проблем государства и общества, чтобы ее достижение стало естественной потребностью в Израиле, чтобы не было жаль никаких усилий для ее достижения.
Мы добьемся ИСХОДА евреев из СССР путем непрерывного политического давления во всем мире, с помощью всех средств, имеющихся в распоряжении еврейского народа.
СССР чувствителен к давлению со стороны мирового общественного мнения, когда это может помешать его интересам в раз-ных частях мира. "Дружественные" декларации вождя СССР, которые звучат в последнее время в ответ на робкие ходатайства из США и Западной Европы, свидетельствуют об особой чувствительности советского правительства к общественному мнению по еврейскому вопросу. Когда вместо отдельных единичных ходатайств появится политическое движение, знающее свою цель и задачи, правительство СССР не сможет бесконечно прятаться за туманными намеками и обещаниями. Когда каждый день и в каждом месте советские представители и агенты будут наталкиваться на активные акции, требующие все время одного и того же: ШАЛАХ ЭТ АМИ! - ОТПУСТИ НАРОД МОЙ! правители Кремля увидят в ИСХОДЕ евреев меньшее зло и не пожалеют об этом.
Первое препятствие
Несмотря на все трудности достижения соглашения об ИСХОДЕ с правителями СССР, не это является первым препятствием, стоящим на пути к успеху. Если бы еврейский народ несколько лет тому назад был объединен в решительной борьбе за спасение евреев России, это можно было бы осуществить с гораздо меньшей затратой времени и сил, чем во времена Сталина или в ны-нешнее время. Кто знает, какие возможности для алии были упу-щены в годы перемены руководства в СССР из-за нашего бездействия.
Для того, чтобы выиграть в борьбе за спасение евреев России, необходимо, чтобы мы захотели его с новой силой. Для успеха требуется, чтобы еврейский народ в Израиле и во всем мире хотел репатриации евреев из СССР с неменьшей силой, чем он хотел в свое время становления государства. Нужна та же мера желания к действию и жертвенность. Необходимо также, чтобы беспокойство о евреях России и сознание судьбоносности этой проблемы были бы общими для всех евреев без различия страны рождения, общины или возраста. Необходимо, чтобы каждый из нас ставил спасение братьев из России во главе всех забот: необходимо возрождение сионизма!
К сожалению, пока это не так. Израильское общество проявляет сочувствие к возможности алии из России, но не более того. Возможно, что если бы была разрешена массовая алия из России, это вызвало бы волну пробуждения сионизма и халуцианства в помощь абсорбции. Пока что оно не выходит за рамки пассивной симпатии без желания активно действовать. Обычно интерес к евреям России проявляют пожилые граждане, приехавшие из России. Многие из израильтян не знакомы с проблемой, с опасностями, которым подвергаются евреи России, с судьбоносным влиянием алии из России на будущее народа и государства. Фаталистический подход к проблеме евреев России не только лишает израильтян веры в свою способность спасти их, он освобождает их от чувства ответственности за судьбу своих братьев. Целое поколение израильтян ничего не слышало о еврействе России ни от своих родителей, ни от своих воспитателей. Воспитание молодежи было запущено. И разве удивительно, что в этих условиях "сионизм" теперь берется в кавычки как идея, время которой давно прошло, в час, когда самая главная задача сионизма только ожидает своего решения?
Возбуждение общественного мнения в Израиле в помощь евреям России представляет собой, таким образом, первую акцию в кампании спасения, которую необходимо провести.
МАОЗ
Общество МАОЗ было создано с целью стать первым инструментом в этой кампании. МАОЗ стремится собрать в своих рядах широкие круги населения, обеспокоенные судьбой алии. МАОЗ не ограничивает свою деятельность только выходцами из России или Восточной Европы. В его рядах - репатрианты из Западной Европы, Азии, Африки, Америки, а также израильтяне, родившиеся здесь. Право и обязанность спасти, освободить евреев СССР касается всех евреев. Цель может быть достигнута только напряжением сил всего народа.
МАОЗ проводит в устной и письменной форме разъясни-тельную работу о положении евреев в России и о срочной необ-ходимости их алии в Израиль. Путем выпуска в свет брошюр, листовок и разных других изданий, путем докладов, лекций и бесед МАОЗ будет поднимать вопрос о спасении евреев СССР до тех пор, пока это не станет всеобщим достоянием.
МАОЗ будет сотрудничать с общественными организациями в Израиле и в странах рассеяния в деле мобилизации всех сил для достижения цели.
МАОЗ - организация сионистская и патриотическая. Она будет действовать, исходя из понимания политической ответственности и заботы о безопасности государства. При помощи всех средств, находящихся в его распоряжении, МАОЗ будет помогать правительству Израиля добиваться алии евреев из СССР. В соответствии с израильской демократией МАОЗ приведет в действие общественное давление на Кнессет и правительство для поощрения кампании спасения.
Специальное внимание уделяет МАОЗ молодому поколению. МАОЗ будет сотрудничать с учебными заведениями и молодежными движениями в целях ликвидации вопиющей запущенности в воспитательной работе по вопросам, касающимся евреев России. Посредством докладов, лекций, бесед, "дней изучения" в кругах молодежи и посредством методов, специально подхо-дящих для воспитания молодого поколения, МАОЗ приблизит проблему евреев России к сердцу каждого молодого человека в Израиле. Мы верим, что забота о евреях России и участие в их судьбе заполнит жизнь молодежи живым содержанием сионизма без кавычек.
Вместе с мобилизованным общественным мнением в Израиле и за границей, вместе с Кнессетом, который исполнит свое назначение, вместе с правительством Израиля, которое встанет во главе кампании спасения, вместе с сионистской организацией и еврейским народом во всем мире, когда на нашей стороне будут стоять дружественные страны и свободные силы мира, мы будем неустанно действовать, пока не вернутся домой наши братья!"
СМЕЛОСТЬ МАОЗА
Д-р Г. Розенблюм. Cтатья на иврите в газете "Йедиот Ахронот" 8 января 1965.
Русский перевод дается по сборнику "Путь МАОЗа"4)
"Имя у них большое - МАОЗ (КРЕПОСТЬ): общество борьбы за освобождение евреев из СССР. И когда ты представляешь себе их, перед глазами встает что-то необыкновенно большое - Дви-жение. Во главе - Управление и Совет. Исполнительный Комитет (Большой и Малый). Председатель. Заместители Председа-теля. Секретари. Кассиры. А также конференции, меморандумы, а за всем этим большое здание с вывеской; и в здании комнаты, аппарат, шум и движение.
Что же в действительности представляет собой МАОЗ? Не поверите: в действительности это не более чем дюжина евреев. Без аппарата, без денег, без зданий, без съездов. Но посмотрите: дюжина этих евреев побила все рекорды в Израиле. Они пошатнули все основные установки политики Израиля.
Первая установка всегда была такой: право на инициативу в политике принадлежит только официальным вождям, только они знают, что следует делать и каким путем добиваться этого, так как все секреты мира в их руках и нет подобных им в знании положения вещей. Ну а в отношении предвидения будущего уж, конечно, первенство за ними. И этому канону подчинились у нас все, кто больше, кто меньше, ибо мы, в общем-то, народ конформистов.
И вот пришла эта дюжина евреев из МАОЗа и говорит: НЕТ! В обращении к нашим официальным руководителям они заявили: "предвидение" ваше неполноценно. И 85000 евреев (Примечание. Позже выяснилось, что их было более 97 тысяч, а в 1966 году - более 100 тысяч) подписались под этим обращением и сказали: действительно, ваш подход неверен!
Наша вторая установка была: всякую политическую инициативу общенародного значения включать в партийные рамки, в проценты партии, т.е. использовать любую инициативу по улучшению положения народа в интересах официальных партийных руководителей. И дело не только в том, что мы все привыкли к этому, но и в том, что всякий другой подход считается признаком "менахем-менделизма".
И вот пришла эта дюжина евреев из МАОЗа и говорит: считайте нас "менахем-менделями", но мы утверждаем, что соединение партийных интересов с вопросами, от которых зависит будущее - это преступление. И поэтому такая важная проблема, как спасение евреев из России, не должна быть связана с коалициями и процентами. Эта проблема важна сама по себе! И 85000 евреев повторили за ними: это проблема всего народа!
И еще одна установка действовала и действует у нас: никакая акция невозможна без утверждения специального бюджета из кассы Еврейского Агентства или правительства. Эта установка не только наших официальных кругов, но и нашей оппозиции, которая получает средства, пусть частично, из народной кассы. И даже молодежь, которая у других народов независима, у нас получает поддержку из кассы стоящих над ними
И вот опять приходит эта дюжина евреев и говорит, что можно обойтись и без этого. Они субсидируют свои действия из собственных карманов. И если этого не хватает, они закатывают рукава, включаются в черную работу, И еще говорят: официальный бюджет связывает! И 85000 человек услышали это и подписались под этим: правильно, бюджет "сверху" связывает!
И еще одна установка владела нами: хорош человек, который всегда боится. Говорили у нас: отношение Советского Союза к нам плохое, и это некрасиво и даже грешно с их стороны. Но на этот их грех мы можем только намекнуть, а восставать открыто не стоит, чтобы не заслужить имени "врагов Советов", чтобы не войти в конфликт с ними, чтобы не внести разлад в принятую линию наших официальных руководителей. Все это вещи, которых нам надо сторониться, как эпидемии.
И снова пришла эта дюжина евреев и сказала: страх - нехороший советчик, тем более, для руководителей народа. Это во-первых, а, во-вторых, неверно думать, что опасность больше грозит рискующему, чем таящемуся. И десятки тысяч других евреев подписались под петицией МАОЗа: правильно!
Наша следующая установка для политиков была всегда изображать из себя невинных овечек. Д-р Гольдман говорил, что лучше не нам, а кому-нибудь другому жаловаться на преследования евреев в России. Он организовывал съезды, на которых эти "другие" выступали с протестами. Израильские журналисты говорили: все зависит от стиля, от редакции. Если мы обратимся к России с текстом, смазанным оливковым маслом, мы получим ответ.
На это МАОЗ ответил: ваша наивность принесет нам новые беды.
Была еще установка "толаат исраэл": "мы сами ничто". Так учили нас.
"Ложь!" - сказала дюжина из МАОЗа. И добавила: если мы, дюжина, смогли привести в движение 85000 мужчин и женщин - евреев, которые решились подписать свое имя и дать свой адрес на требовании к правителям Кремля освободить закабаленных евреев, и это все без указания свыше, скольких могли бы привести в движение руководители народа, если бы посмели! И сказали 85000: "Правда!"
85 000 подписей - это успех, которого, как мне кажется, еще не достигал у нас ни один человек. Ведь 85000 - это 10 мандатов в Кнессете. А 10 мандатов - это живое движение. Это движение-чудо МАОЗ создал десятью пальцами.
И сделал это МАОЗ не только во имя евреев в России, но и во имя евреев в Израиле, которым был преподан урок демократии.
Вот такие единичные люди призвали однажды массы Нью-Йорка голосовать вместе с демократами за их представителя на пост мэра города против представителя богатых и уверенных в себе республиканцев. И они победили! И мы восторгались возможностью такой благословенной личной инициативы, воз-можной для каждого американского гражданина.
И теперь ваши глаза видят: то, что возможно в Америке, возможно и у нас, если только находятся такие люди. И это вдохновляет.
Дюжина смелых евреев и десятки тысяч свободных евреев, поддерживающих их - это бесценный капитал, особенно в таком разобщенном обществе, как наше".
Статья д-ра Розенблюма в почти гротескной форме описывает общественные и партийные организации Израиля. Но так оно и было. Несколько лет назад в телевизионной передаче Ариэль Шарон (давка, Шарон!) объяснял, почему он вступил когда-то в партию "Авода". Он сказал, что в Израиле ничего нельзя было добиться, не будучи членом Партии (именно той, единственной). В блестящем описании д-ра Розенблюма МАОЗ предстает как совершенно исключительное явление в израильской истории. Но так оно и было. Посмотрите хотя бы книгу "Слабость к России. Израильские левые и русское еврейство"7, в которой подробно описывается деятельность других - зависимых - организаций, также создававшихся для помощи евреям СССР.
II. МАОЗ 1958 - 1968
Итак, основная стратегическая установка МАОЗа - открытый протест против беззакония в СССР. Цель - добиваться сво-бодного выезда советских евреев в Израиль. Первая тактическая задача - возбуждение общественного мнения в Израиле в помощь евреям России. МАОЗ проводит в устной и письменной форме разъяснительную работу о положении евреев в России и о не-обходимости их срочной алии в Израиль.
МАОЗ призывает к тому, чтобы каждый еврей в Израиле ставил спасение братьев из России во главе всех забот - необходимо возрождение сионизма! Мы видим, что уже в 1959 г шла речь о возрождении сионизма о том, что слово "сионизм" берется в кавычки как идея, время которой давно прошло. Юлий Марголин говорил в 1957 году: "В нашей стране молодежь насмешливо улыбается, когда слышит слово ционут. Виноваты в этом старшие, которые несерьезно относятся к сионизму". А в 1960 г он уже писал о необходимости восстановления доверия еврейской массы во всем мире к еврейскому государству. Когда оно было утеряно?
МАОЗ лелеет мечту о сотрудничестве с общественными орга-низациями в Израиле и в странах рассеяния в деле мобилизации всех сил для достижения цели. МАОЗ, как организация сионис-тская и патриотическая, проявляющая заботу о безопасности го-сударства, мечтает всеми силами помогать Кнессету и прави-тельству Израиля, которые встанут во главе кампании спасения, вместе с сионистской организацией и еврейским народом во всем мире.
Декабрь 1958 - создание общества МАОЗ
Январь 1959 - "Чего хочет МАОЗ?"
Март 1959 - первое публичное собрание МАОЗа
1 марта 1960 - открытое собрание на тему "Еврейство России в свете Малаховки"
27 апреля 1960 - обращение в Социалистический Интернаци-онал, проводивший заседание в Хайфе
Август 1960 - вечер памяти писателей-евреев, расстрелянных в СССР в 1952 г. В Израиле эта тема впервые обсуждается открыто.
Декабрь 1960 - меморандум 25-му Сионистскому Конгрессу о евреях СССР
16 июля 1964 - митинг в Тель-Авиве, посвященный судьбе ев-реев в России. Присутствовало около тысячи человек
Весна 1964 - начало кампании "Кес Ал-Доми" "Не молчите!": призыв оставлять свободный стул у пасхального стола для потенциального оле из России
12 апреля 1965 - Газеты "Шеарим", "Херут", "Хабокер", "Давар", "Йедиот Ахронот", "Лемерхав", "Хаарец" и т.д.
"МАОЗ призывает оставить свободный стул в пасхальный ве-чер в знак солидарности с евреями в СССР". - МАОЗ требует возбуждения общественного мнения в странах рассеяния. Плакат "Кес Ал-Доми" был послан в 5000 еврейских общин".
Коммунисты и социалисты с яростью и привычной демагогией выступили против этого начинания (цитируется по брошюре "Путь МАОЗа"4 ).
Дан Закс писал в приложении "Хотем" к газете "Ал-Хамиш-мар" по следам распространения плаката "Кес-Ал-Доми" в шко-лах: "Мы пытались выяснить, какое учреждение разрешило сот-ням директоров школ провести такую кампанию? Что случилось бы, если бы, например, нашелся какой-нибудь директор школы, который потребовал бы собрать деньги у детей в пользу медицинской помощи для Вьетнама? Или в пользу лиги против религиозного принуждения? Тогда вся страна была бы возму-щена таким скандалом..."
24 марта 1965 - Газета Кол-Хаам, редактор д-р Моше Снэ:
В статье под названием Антисоветское подстрекательство со стороны "МАОЗа в государственных школах газета писала:
"Тель-Авив (от собств. корр.). Сильное возмущение среди вос-питателей вызвала антисоветская деятельность подстрекатель-ства, подобно которой не было до сих пор, проводимой в эти дни обществом "Маоз" среди учеников государственных школ. Ди-ректора школ получили на-днях красочный плакат, на котором изображены испанские мораны, с надписью: "Кес Ал-Доми" ев-реям из России...
По мнению "МАОЗа", этот плакат должен быть прикреплен на свободном стуле, который будет поставлен в каждом еврейском доме в вечер седера в знак солидарности с евреями в России.
К плакату приложено обращение общества МАОЗ, где сказано, между прочим: "Трудно преувеличить национально-воспитатель-ное значение распространения этого плаката между учениками школ. Ученик будет заботиться, чтобы за Пасхальным столом был обязательно поставлен свободный стул. Ученик будет ак-тивным носителем ахават Исраэль (любви к Израилю) и бес-покойства за судьбу братьев в беде. Наша деятельность оставит след в душе ребенка и подготовит его к восприятию разъяснений учителя по этому судьбоносному вопросу".
Нашему корреспонденту стало известно, что во многих шко-лах начались сборы денег на приобретение этих плакатов. Как сказано выше, эта деятельность, которая не натолкнулась на про-тиводействие Министерства Воспитания (так в тексте4) и, очевидно, поддерживается им, вызвала удивление и горечь у мно-гих воспитателей и родителей, которые требуют от Министерства Воспитания прекратить эту деятельность, чтобы предотвратить отрицательное влияние распространения яда антисоветского подстрекательства среди учеников, яда, направленного на саботаж улучшения отношений с СССР"
31 марта 1965 - Газета "Кол-Хаам", редактор д-р Моше Снэ:
Д. Патир заявил на заседании Центра Профсоюза Учителей: Нельзя допустить, чтобы общество "МАОЗ" занималось под-стрекательством израильских детей против СССР.
"Подняв на заседании Центра Профсоюза Учителей в поне-дельник вопрос о вредной антисоветской деятельности общества "МАОЗ", представитель демократической фракции Дан Патир рассказал об обращении, которое было разослано от имени этого общества к директорам школ с приложенной картиной, изобра-жающей испанскую инквизицию, издевающуюся над евреями Испании. Обращение содержало просьбу распространить эту кар-тину среди учеников в знак солидарности с евреями России. "Ми-нистерство Образования, как мне известно, - заявил предста-витель демократической фракции, - не дало своего разрешения на проведение акции "Кес-Ал-Доми", но также и не запретило ее".
Он (Дан Патир) призвал профсоюз учителей воспротивиться деятельности МАОЗа, этой вредной политической пропаганде среди учеников и молодежи в таком чувствительном вопросе, пропаганде, могущей повредить усилиям многих, действующих в сторону улучшения отношений между Израилем и СССР".
Он выразил свое сожаление, что вместо того, чтобы выступить против "МАОЗа". Шалом Левин (председатель профсоюза учи-телей) обещал обществу МАОЗ обратиться к учителям в духе разосланного обществом обращения.
Предложение Дана Патира принять решение о выступлении против деятельности МАОЗа было снято большинством голосов. Представитель МАПАМа бросил при этом реплику: "МАОЗ проводит политику против Израиля!".
12 апреля 1967 - Министерство Образования и Культуры. Уважаемому ваад "Маоз"
Уважаемые господа, по просьбе Министра Образования и Культуры я отвечаю на ваше письмо.
Очевидно, Вам известно, что наше Министерство посвящает много внимания проблемам наших братьев в СССР. Во время "Недели советского еврейства" мы провели большую деятель-ность во всех школах и воспитательных учреждениях - началь-ных и высших, и наша деятельность еще продолжается.
Мы не нашли возможным рекомендовать директорам школ ва-шу кампанию "Кес-Ал-Доми".
С уважением - И. Фришман, зам. директора
4 апреля 1967 - член Кнессета из фракции Мапай, Моше Эрем. Обществу "Маоз": Уважаемые господа!
Получил ваше обращение в связи с кампанией "Кес-Ал-Доми" в праздник Песах в знак солидарности с евреями СССР, с при-ложенным плакатом.
Я считаю своим долгом откровенно сказать вам: не нравится мне ваша деятельность вообще, а тем более в этом году.
Наоборот, я вижу ее как вредную, которая может только саботировать эту маленькую алию, которая началась из СССР. Я не знаю, известно ли вам, что в последний год она достигла первого места в общих рамках алии. Конечно, это маленький ручеек. Но можно ли нам эмоциональными и невзвешенными действиями угрожать тому немногому, что уже есть? Я очень сожалею, что вы не понимаете серьезность положения и продол-жаете вашу деятельность, от которой лучше было бы от-казаться...
С уважением, М. Эрем
МАОЗ не отказался от борьбы.
8 января 1965 - подана в Кнессет "Петиция в пользу евреев в Советской России от граждан Израиля"4, выражавшая озабоченность положением советских евреев. Петиция собрала более 97 тысяч подписей (а в 1966 году - более 100 тысяч). Петиция предлагала правительству Израиля потребовать от советского правительства открыть ворота исхода советским евреям. Меморандум к петиции призывал Кнессет провести открытое обсуждение проблемы. Меморандум подписали Шаб-тай-Бецалель Бейт-Цви, Шалом Вайнштейн, Голда Елина, Ицхак Любич, Михаил Финкель.
Вопрос о петиции был поднят в Кнессете членом Херута Арье Бен-Элиэзером, который в соответствии с Меморандумом пред-лагал провести открытое обсуждение на пленуме Кнессета. Но Голда Меир, тогдашний министр иностранных дел, добилась того, что вопрос был перенесен в Комиссию по Иностранным делам и Безопасности, где он и был похоронен. Рассекреченные в 2000 г. документы5 рассказывают о том, что именно члены Комиссии Кнессета по Иностранным Делам систематически пе-редавали секретную информацию советским дипломатам высо-кого ранга (см. Приложение ? 1 на стр.73 настоящего издания). Представители партии "Херут" в этой комисси снова требовали перенести обсуждение на пленарное заседание Кнессета, но их предложение было отвергнуто.
28 июня 1965 - Газета "Херут":
"Руководители общества МАОЗ выступили на пресс-конфе-ренции в Тель-Авиве с требованием отставки д-ра Нахума Гольд-мана с поста президента Сионистского Гистадрута, так как проблема еврейства России представляет собой основную про-блему Сионизма в наши дни - и человек с мировоззрением д-ра Гольдмана не имеет права представлять интересы Сионизма и евреев России".
7 августа 1966 - митинг в Тель-Авиве "Правда о евреях в России" принял решение о повторной подаче в Кнессет Мемо-рандума со всеми пунктами петиции. Присутствовало 800 че-ловек.
Но и это не помогло
Мало того, партийная пресса продолжала выступать с осуждением деятельности МАОЗа. Й. Ахимеир приводит в цитированной выше статье призыв Движения за дружбу с СССР: "Отбросить провокацию МАОЗа" и заголовок статьи раввина Цви Гаркави: "Пропаганда МАОЗа - историческая фальсификация". О том, как руководили советские дипломаты израильским движением за дружбу с СССР, можно почитать в том же неисчерпаемом сборнике "Советско-Изра-ильские отношения"5.
Исэр Харель, создатель и руководитель Шабака и Мосада, в книге "Советский шпионаж и коммунистическое движение в Из-раиле"8, рассказывает об угрызениях совести, которые мучили Моше Снэ перед смертью (со слов его сына Эфраима Снэ) из-за того, что, следуя сталинской коммунистической линии, он цинич-но поддерживал линию, отрицающую сионизм. В 1969-1973 г.г. он не раз говорил Исэру Харелю, что главную опасность физи-ческому существованию Израиля он видит не со стороны арабов, а со стороны СССР. Он неожиданно признался своему собеседнику: "Я там был. Я видел злой умысел в их глазах". Он знал все это, когда писал свои статьи против МАОЗа!
Исэр Харель дает однозначную оценку еврейскому коммунис-тическому движению в Эрец-Исраэль: "оно проводило враждеб-ную, разрушительную и агрессивную политику против сиониз-ма, репатриации и заселения страны". Он пишет, что руково-дитель израильских коммунистов Меир Вильнер получал инст-рукции в советском представительстве в Израиле и что Москва безраздельно властвовала во всех областях деятельности израиль-ской коммунистической партии. Несколько лет назад была об-народована информация о том, что этот самый Меир Вильнер ежемесячно получал зарплату из Москвы - 3 тысячи долларов. Вот какие люди порочили МАОЗ и дурили израильтян
Израильские коммунисты работали на СССР - и явно, и тай-но5. Они ждали торжественного вступления воинов советской ар-мии в Израиль.
На первом месте в критике МАОЗа оказались газета партии Мапам "Ал-Хамишмар" и коммунистическая газета "Кол-Хаам" (партия Маки). Редактором газеты "Кол-Хаам" был тогда д-р Моше Снэ. Стиль и содержание его статей просто неотличимы от разгромных статей в советских газетах сталинского времени.
Ниже следует "лучшая" из таких статей (цитируется по сбор-нику "Путь МАОЗа"4):
10 августа 1966 - Газета "Кол-Хаам", редактор д-р Моше Снэ.
Передовая статья: Клевета:
"Уже много времени как общество МАОЗ распространяет резкую антисоветскую пропаганду, якобы из-за заботы о судьбе евреев СССР. Какие только выдумки не были предъявлены против первой социалистической державы, которая объявила антисеми-тизм вне закона, которая спасала евреев от погромов белогвардейцев во время гражданской войны, спасла от тотального унич-тожения со стороны гитлеровцев во время второй мировой войны. Известна также положительная роль СССР в восстановлении Израиля. Руководство МАОЗа отличилось в извращении фактов: они скрывают развитие идишской культуры в последнее время - выпуск журнала "Советише Аймланд" и издание множества книг на идиш; выступления еврейских народных ансамблей по всей советской стране. Кроме того, руководство этой антисоветской организации скрывает от израильского общества то почетное место, которое занимают еврейские ученые и работники культуры в советском обществе. Факт, что они занимают третье место после русских и украинцев среди ученых в СССР. МАОЗ скрывает факт большого числа (82 тысячи!) еврейских студентов в университетах советского государства...
Руководители общества МАОЗ созвали собрание, на котором сообщили, не более и не менее, что над евреями "России" висит опасность физического уничтожения, а один из руководителей этой организации сказал даже, что антисемитизм в России управляется правительством СССР.
Даже по мнению "Лемерхав" (газета социалистической партии "Ахдут авода"), деятельность МАОЗа достигает цели, противоположной той, которую они себе поставили. Их ложь так ясна и открыта, что нечего бояться, что она будет тут принята.
Вместе с тем, следует отметить тот большой вред, который на-носится обществом МАОЗ, постоянно распространяющим клеве-ту и ложь о Советском Союзе и о положении советского еврей-ства".
В статье Якова Хаэльсона Распространители листовок против московского цирка были задержаны дается объективное описание одной из акций МАОЗа против дружбы с СССР.
21 августа 1966 - Газета "Маарив":
"Пять членов общества МАОЗ были вчера задержаны полицией Рамат-Гана в то время, когда они распространяли листовки против выступления русского цирка в четырнадцатую годовщину убийства еврейских писателей и артистов в СССР.
Г-жа Голда Елина из общества МАОЗ сообщила сегодня утром, что МАОЗ планировал распространение листовок без демонстрации. Маозовцы соблюдали это решение, распространяя листовки на далеком расстоянии от цирка. В восемь часов вечера прибыла полицейская машина, и распространителям листовок, председателю МАОЗа г-ну Ш. Бейт-Цви вместе с остальными маозовцами было предложено войти в машину. Отказавшиеся были внесены в машину насильно, а листовки были вырваны из их рук.
Также было сообщено о грубом обращении полицейских, которые не обратились с предварительным предупреждением о пре-кращении распространения листовок и даже не выслушали объ-яснения распространителей. Пятеро задержанных находились в полиции три часа, им было предъявлено обвинение в распространении материала, пятнающего Советский Союз, и они были освобождены на поруки только после подписки.
Представители МАОЗа разъяснили журналисту Маарива, что в листовках были приведены только факты без малейшего оскорбительного намека.
В листовках под названием "Приятного времяпрепровождения!" сказано, что представления московского цирка приурочены к 14 годовщине со дня убийства еврейских писателей: Переца Маркиша, Лейба Квитко, Давида Гофштейна, Ицика Фефера, Давида Бергельсона. Также было указано на преследование ев-рейской религии, закрытие сотен синагог, существование процентной нормы для евреев, поступающих в высшие учебные заведения, и непомерно большой процент евреев, приговоренных за экономические "преступления к смертной казни и к тяжелым мерам на длительные сроки".
7 сентября 1966 - председатель общества МАОЗ Шабтай Бейт-Цви получил следующее сообщение: "Я слышал, что советский посол (Чувахин) требовал ликвидировать МАОЗ, но Эшкол ответил: "Это невозможно: мы демократическое государство" ("Из письма ватика", цитируется по сборнику "Путь МАОЗа")
Йоси Ахимеир писал, что прибывшие в Израиль после Шестидневной Войны первые активисты алии (Яша Казаков, Дов Шперлинг и др.) обвиняли Министерство Иностранных Дел Израиля в замалчивании публикаций о возрождении национальной солидарности советского еврейства. Репатрианты настаивали на том, что Москва очень чувствительна к реакции общественного мнения, и поэтому любые публичные сообщения о борьбе евреев в СССР только помогают им, а не мешают (в точности то, что утверждал МАОЗ за 10 лет до того). Но и свидетельства людей, приехавших "оттуда", не изменили отношения властей к пробле-ме советского еврейства. Более того, израильские власти чинили препятствия выступлениям новых олим в Израиле и за границей, а Яша Казаков был даже объявлен агентом КГБ.
Такое странное поведение израильских властей перестает вызывать недоумение, когда вы узнаете из сборника "Советско-Израильские отношения"5 о тесных связях руководителей еврейского государст-ва с представителями СССР в Израиле. Становится ясно, чьим интересам они служили.
МАОЗ продолжал свою борьбу. Летом 1967 в газете "Давар" были опубликованы четыре статьи Шабтая Бейт-Цви на тему "Евреи России в настоящий момент".
В печати иногда появлялись публикации в поддержку МАОЗа.
Октябрь-ноябрь 1967 - Газета "АХАЗИТ", ?10, (идеологическая, политическая газета за объединение и целостность Родины): "Кол Хакавод!" - все уважение обществу МАОЗ, которое без устали обращается с призывами к общественному мнению о судьбе еврейства России и не устает возбуждать этот очень важный вопрос. Последнее воззвание, которое попало в наши руки, обсуждает советский антисемитизм и обновляет требование "Отпусти мой народ из России" во имя спасения еврейства Советского Союза от второй катастрофы! Еврейство России должно быть освобождено в нашем поколении - Аминь"
В эти годы в борьбу за свободный выезд евреев из СССР включились американские евреи. Раввин Меир Кахане с 1964 г издавал газету Jewish Press, а в 1968 г создал "Лигу защиты евреев", которая начала активную - независимую - борьбу против политики СССР.
21 ноября 1967 - Израильская коммунистическая партия, Центральный комитет: "Дружба с Советским Союзом в интересах Израиля.
Трудящиеся, молодежь, граждане Израиля!
В эти дни проводится в нашей стране антисоветская кампания, организованная Бней-Брит, Всемирным еврейским Конгрессом, обществом "Маоз", официальными и неофициальными органи-зациями.
Ведущим лозунгом в этой кампании является "спасение евреев России" и опять повторяются безосновательные обвинения в дискриминации евреев в СССР...
Граждане Израиля! Высший интерес Израиля требует прекратить возобновленную антисоветскую кампанию. Еврейский народ заинтересован не в подстрекательской кампании, а в кам-пании дружбы, которая увеличит шансы нормальных отношений с Советским Союзом, другом всех народов!"
В унисон с этими призывами звучат письма-угрозы, полученные МАОЗом по почте. Они написаны на идиш латинскими печатными буквами. Фотографии этих писем помещены в издании "Путь МАОЗа" га иврите.
24 августа 1966 - "Внимание, внимание, кулаки,
Мы предупреждаем вас в последний раз, что ваша организация МАОЗ будет уничтожена. Вы можете стыдиться за вашу антисоветскую пропаганду. Наши игроки из Израиля и футболисты и шахматисты дружественно и вежливо принимаются, а вы хотите показать все вашу кулацкую антисоветскую пропаганду. Русские евреи плюют на вас", и т.д.
"...и мы еще раз предупреждаем вас, что мы готовы пойти сидеть в тюрьму за вас, и мы вас уничтожим с вашим кулацким антисоветским МАОЗом... Черный год на вас..."
26 апреля 1966 - дата на почтовом штампе
"Агуда леезра [евреям] Бритамоацот Маоз
Мы группа евреев желаем вам, чтобы через год тут развева-лись красные флаги, а чтобы вы бывшие кулаки висели на балконах... Ваша антисоветская пропаганда, которую вы ведете будто бы для обеспечения советских евреев мацой. Почему вы не видите, что тысячи евреев из Болгарии и в Германском царстве едят хлеб-хомец. Благодаря вашему антисоветскому подстрекательству и интригам вы создаете еще больше страданий нашим братьям в Сов. Союзе. Но все до поры, до времени, мы отомстим вам за ваше бывшее кулачество. Мы вас вытащим из постелей и вышлем к белым медведям, в тайгу, на Камчатку, в Сибирь - все до времени. Должен прийти на вас черный конец с вашими ежегодными антисоветскими оскорблениями советского государства..."
III. Шабтай Бейт-Цви
Шабтай Бейт-Цви, убежденный сионист, был обескуражен такой реакцией. Не грубостью хулиганов или большевистской демагогией коммунистов. Для него оказалось неожиданным нежелание еврейского государства, сионистского государства заботиться о советских евреях. Посмотрите, с какой уверенностью он писал в последнем абзаце статьи "Чего хочет МАОЗ?" о руководящей роли Кнессета и правительства в борьбе с коммунистическим режимом за советских евреев.
По-видимому, ему (как и мне, например), прожившему много лет за железным занавесом, казалось, что силы зла господствуют только в коммунистическом мире, а весь остальной мир готов бороться с этими злыми силами. Он, по-видимому, никак не ожидал столкнуться с теми же силами зла в сионистском государстве. Будучи сионистом чуть ли не с рождения, он именно сейчас погрузился в изучение истории сионистского движения. В 1968 г он покинул МАОЗ, а в 1977 г опубликовал блестящее исследование "Постугандийский сионизм в кризисе катастрофы. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг."9; (английский перевод10 вышел в свет в 1989 г.).
Предисловие автора к первому изданию этой книги очень выразительно описывает его переживания и сомнения. Он пишет об "удручающих результатах своей деятельности в помощь евреям России". "После каждого доклада у меня было чувство, что растущая активность, моя и моих друзей, приведет к изменению общественного мнения - приведет к готовности действовать ради еврейства СССР... С течением времени надежда уступила место разочарованию и возмущению. Желанный результат не пришел... Болезненный опыт привел меня к мысли, что непонятные мне серьезные причины влияют на то, что израильское общество и сионистское движение не склонны по собственной инициативе встать на путь борьбы и жертвы ради спасения евреев Советского Союза. Эта мысль подтвердилась ходом событий,
происходящих вплоть до настоящего времени...
Возникла мысль: может быть, существует общая причина для бездействия в годы Катастрофы и для отсутствия готовности помочь евреям России сейчас, причина, которая вскрывает что-то, изначально присущее (если не коренное) сионизму?..
Возможно, что опыт моей деятельности в помощь евреям Рос-сии помог мне быстро воспринять и понять явление "глубокого молчания", а также сходные явления коллективной аномалии... Все годы я сталкивался с подобными аномалиями по отношению к евреям России"
Главный вывод Шабтая Бейт-Цви состоит в том, что во время Катастрофы деятельность сионистов во имя создания государства шла в ущерб спасению европейских евреев. Разумеется, этот вы-вод был принят в штыки израильским истеблишментом, а критика была выдержана в том же до боли знакомом стиле сталинских разгромных статей.
С высоты 2001 г. очевидно, что в самой первой, программной, статье "Чего хочет МАОЗ?" был сделан совершенно правильный анализ обстановки в мире, дана совершенно правильная оценка СССР со всех точек зрения. И главное - совершенно правильный прогноз реакции СССР на требование свободного выезда евреев, требование, которое должно быть заявлено прямо, открыто, гром-ким голосом. Т.е. МАОЗом были предложены совершенно правильные пути борьбы с СССР за выезд евреев вопреки мнению о тихой дипломатии. Правильно была также оценена дезинфор-мированность израильтян в отношении СССР и их полное не-знание советской действительности. МАОЗом было начато распространение в Израиле правдивой информации о положении евреев в Советском Союзе и о коммунистическом строе вообще. В 2001 г мы имеем право сказать: БУДУЩЕЕ ПОКАЗАЛО, что все акции МАОЗа, проведенные на основе этих правильных посылок, были правильными и героическими.
Предсказания Шабтая Бейт-Цви относительно СССР оправдались полностью. Во время перестройки Советскому Союзу был особенно важен его имидж в мире, он только приобретал очки и ничего не терял, давая разрешения на выезд в 1987-1990 г.г. В точности так, как предсказывал основатель МАОЗа за 30 лет до этого. А потом СССР развалился. Этого, кажется, не предвидел даже основатель МАОЗа.
Врата исхода открылись, а СССР перестал существовать. Чья роль, чья деятельность сыграла тут главную роль? Или это была историческая неизбежность - результат внутреннего развития коммунистического режима - которая бы все равно совершилась рано или поздно? Может быть, она совершилась бы раньше, если бы идеи и предложения МАОЗа были приняты государственными структурами? А может быть, позднее, если бы не было незави-симых организаций и групп, которые вели открытую борьбу?
В Израиле и США существовало много организаций, которые хотели помочь советским евреям. Люди стремились что-то делать. Неполный перечень названий таких организаций занял у меня больше страницы машинописного текста. Но только МАОЗ и "Лига защиты евреев" раввина Меира Кахане имели свою независимую идеологию, которая была четко сформулирована и открыто провозглашена. И они последовательно проводили ее в жизнь. Д-р Джеффри Мартин и Натан Герцль подробно описывают судьбу группы борьбы за советское еврейство "Маген", которая неофициально существовала с 1928. Авторы цитируемой книги начинают свой рассказ со взятки, которую предложил Бен-Гурион "Магену" в октябре 1932 года. Бен-Гурион сам подписал следующий текст, сопровождавший небольшой денежный взнос: "Посылаем при условии, что вы полностью откажетесь от какой-либо враждебной деятельности против Советской России"7. Израильские социалисты не только ставили дружбу с СССР выше заботы о евреях, но они также беспокоились о том, чтобы из СССР поступал нужный "человеческий материал", которым можно управлять по своему усмотрению. Бен-Гурион этого не скрывал.
Организация "Маген" была официально признана Мапаем в 1940 и попала в полную зависимость от этой партии. В 1953 г "Маген" под ее давлением отказался от митингов под лозунгами "Шалах эт ами" и "Свободу узникам Сиона", т.е. от открытой борьбы. И это несмотря на то, что руководители этой организа-ции хорошо понимали, что действовать было необходимо: "Настанет день, когда политическим партиям Израиля придется да-вать отчет перед судом истории в том, что они сделали и чего не сделали для русского еврейства. Очень много важных вещей необходимо было сделать, но сделаны они не были". Так говорил Ицхак Табачник, один из лидеров группы "Маген", на ежегодной конференции в марте 1950. Провал большой алии показывает, что упрек израильским политическим партиям, сделанный в 1950 г, попрежнему актуален.
Но в 1959 г. Шабтай Бейт-Цви идеалистически оценивал намерения политических партий, Кнессета и правительства Израиля в отношении алии. Он не понял, что рассуждения о тихой дипло-матии не были убеждением или заблуждением. Это была специально выработанная демагогия, чтобы противодействовать алие. И сокрытие правды об СССР, которая им-то была ведома, было также продуманным действием и элементом воспитания граждан Израиля. Интересно, как бы он вел себя, если бы сразу знал то, что с болью открыл в результате своего исследования? Раньше опустились бы руки или наоборот, его борьба была бы более агрессивной?
Из первой неправильной посылки возникла вторая - ожидание от народа халуцианства по отношению к олим. Как мы знаем теперь, теплую помощь мы (олим ме руссия), получали от отдельных людей, а государственная политика была враждебна новым репатриантам. И эту враждебность хорошо усвоило огромное количество израильтян. Государственную политику по отношению к алие в Израиле можно определить как форму дедовщины. Она началась задолго до нашего приезда, до большой алии из СССР. Любимая фраза ватиков - "Кше ану бану..." Выражение, которое по смыслу следует перевести так: "Пусть и вам сначала будет плохо..."
Этого Шабтай Бейт-Цви не предвидел.
IV. МАОЗ 1968 - 1987
Итак, в 1968 Шабтай Бейт-Цви ушел из МАОЗа. Как сказала Голда Елин в интервью И.А. ДОБРУСКИНОЙ, "МАОЗ остался без руководителя. И я осталась, так сказать, со всей этой бедой, которую я знала достаточно, чтобы она не оставила у меня желания заниматься чем-то другим. Пришлось продолжать без соответствующих способностей и средств"11
Все последующие годы "МАОЗ - это Голда" (по определению Элеоноры Шифрин). Новые люди, главным образом, новые олим, приходили и уходили, внеся свой вклад в борьбу или получив что-то от МАОЗа, а Голда оставалась на своем посту до самой смерти.
К тому времени, когда Голда Елин взяла на себя руководство МАОЗом, проявились первые сдвиги в политике СССР в отношении евреев.
1965 - первые гости из Израиля поехали в Советский Союз
1966, осень - даны первые разрешения на выезд в Израиль,
1968 - получили разрешение на выезд старые сионисты,
янв-фев 1971 - выдано 5 000 разрешений на выезд в Израиль
Для МАОЗа начался новый этап борьбы с участием олим, людей "оттуда", которые вырвались из СССР и у которых там остались родные и друзья. Проводятся прессконференции, органи-зуются знакомства новых олим с израильтянами - студентами, журналистами, распространяются воззвания новых олим, прово-дятся голодовки и демонстрации в Израиле и за границей. Антикоммунистическая деятельность ведется более активно. Выступают с разоблачениями коммунизма люди, лично пережившие лагеря и тюрьмы в СССР и теперь присоединившиеся к МАОЗу. Они рассказывают правду об СССР в Израиле и других странах. Наиболее активными среди них были Авраам и Элеонора Шифрины, ставшие членами МАОЗа, а через несколько лет после приезда в Израиль создавшие "Институт изучения советских концлагерей, тюрем и психтюрем", составившие "Путеводитель" по тюрьмам и концлагерям в СССР, снявшие несколько фильмов о них. Авраам Шифрин выступал со свидетельскими показани-ями перед Конгрессом США и на слушаниях Сахарова в Копенгагене.
Но политика израильских властей не меняется.