Добрускина Инна Андреевна
И.А.Добрускина "Чук и Гек в Израиле"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 6k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Аннотация:
    Реакция на искажение моей статьи в газете "Вести"

  •   
      
      
      "ЧУК И ГЕК В ИЗРАИЛЕ"
      
      В рассказе Аркадия Гайдара два маленьких мальчика Чук и Гек скрыли от родителей присланную им телеграмму. Они убедили друг друга, что это не ложь: ведь они же не сказали, что телеграммы не было. Они просто ничего не сказали о телеграмме.
      Похожая история произошла с моей статьей о МАОЗе в газете "Вести" от 29 ноября 2001 г. Потребовалось статью сократить, и странным образом все купюры были выбраны так, что полностью выпало несколько тем, без которых характеристика МАОЗа оказалась не просто неполной, но искаженной. "Моя" статья дала также искаженный образ Голды Елин. Вот эти выпавшие темы:
      1. МАОЗ открыто противостоял генеральной линии правительств Израиля в борьбе за освобождение советских евреев. Будущее показало, что прав был МАОЗ. МАОЗ выступал против правительственной политики "тихой дипломатии". МАОЗ провозгласил необходимость постоянно и открыто оказывать давление на СССР, открыто требовать от СССР свободного выезда евреев. Мало того, что вся информация об этом была "сокращена", рядом со словами "тихая дипломатия" появилась новая фраза: "которой придерживались некоторые круги Израиля". А суть-то в том, что это была государственная политика.
      2. МАОЗ считал необходимым (и активно действовал в этом направлении) рассказывать израильтянам правду о коммунистическом строе и положении евреев в СССР. Правду, которая от них тщательно скрывалась. Из моего текста выпали все упоминания об этом направлении деятельности МАОЗа.
      3. Из моего текста выпали также все упоминания о том, что деятельность МАОЗа была сознательно и открыто антикоммунистической.
      4. Выпали все упоминания об идеологах МАОЗа - Шабтае Бейт-Цви и Юлии Марголине. А без них образ МАОЗа, мягко говоря, не полон. И образ Голды - тоже.
      Образ Голды - идеолога и борца, каковым она была и чем гордилась, исчез. Получилась эдакая добренькая богатенькая старушенция, которая помогала бедным литераторам и всем, кому не попадя.
      ххх
       Изменения и вставки есть, но их немного. Например, в моей фразе "МАОЗ был основан в 1958 г Шабтаем Бейт-Цви" имя последнего было убрано. А в другом месте зачем-то вставлено "в СССР", хотя речь шла, главным образом, о процессах в Израиле. Слово "борьба" в разных местах заменено словами деятельность, роль и т.д. Но главное - это КУПЮРЫ, то, что не было сказано читателю, то, чего читатель не узнал.
      Ниже приводятся некоторые из них. Помните, как были отдельно изданы купюры к роману Булгакова "Мастер и Маргарита"?
      "Самое главное, самое характерное, отличающее именно Голду, - это ее глубокая вовлеченность в национальные интересы и безмерная боль за все ошибки и неудачи нашей национальной жизни. Боль, не оставлявшая ее ни на минуту, не оставлявшая места для других желаний и интересов. "Одна, но пламенная страсть". Каждая удача жила в ней, как неотъемлемая часть ее самой, каждая боль отзывалась в ее сердце.
      Голда терпеть не могла ложь и фальшь, не выносила приспособленчество. Она всегда называла вещи своими именами, открыто говорила о своих взглядах и целях, не шла на компромиссы, не испытывала пиетета перед высоким положением оппонентов, не поддавалась демагогии, не боялась угроз и преследований. А все это было. Материалы на эту тему и образцы враждебной прессы Голда собрала в сборнике "Путь МАОЗа", который выпустила на иврите и по-русски в 1976 году. Одна из первых акций против Голды была в 60-х годах, когда она была арестована вместе с теми, кто раздавал маозовские листовки. Одна из последних произошла года два назад: "Прогрессивная молодежь" из Шалом Ахшав собрались на ул. Мельчет, под окнами МАОЗа, где в это время проходил семинар Ури Мильштейна с Барри Хамишем. Молодые люди шумели, мешали собравшимся и сорвали со здания вывеску "МАОЗ - сионистское национальное движение".
      Голду можно сравнить с ребенком из сказки Андерсена о голом короле. Она, как и все, видела, что король - голый. Но она говорила об этом вслух, без обиняков. Она говорила о том, что нас нарочно дурачат. Остальные или поддавались внушению, или просто притворялись. Одни притворялись из страха, другие, потому что извлекали из этого выгоду. И они снисходительно посмеивались над Голдой, над ее искренностью и непрактичностью. Но Голда сознательно отказывалась быть практичной. И это прекрасно, что постоянно звучал этот голос, голос Голды, голос совести, который позволял остальным не сойти с ума в этом театре абсурда, в этом разгуле безнравственности".
      "МАОЗ провозгласил необходимость открыто требовать от СССР свободы выезда евреев и рассказывать израильтянам правду о коммунистическом строе и положении евреев в СССР. Правду, которая от них тщательно скрывалась.
      Когда выяснилось, что первым препятствием в борьбе за алию из СССР яыляется израильское правительство, МАОЗ открыто разоблачал лицемерие правительства, призывавшего к "тихой дипломатии" даже тогда, когда приехавшие в Израиль первые отказники от своего имени и от имени тех, кто оставался там, в СССР требовали не молчать, а кричать во весь голос".
      "Что же в действительности представляет собой МАОЗ? - писал в 1965 году Г. Розенблюм в статье Смелость МАОЗа - Не поверите: в действительности это не более чем дюжина евреев. Без аппарата, без денег, без зданий, без съездов. Но посмотрите: дюжина этих евреев побила все рекорды в Израиле. Они пошатнули все основные установки политики Израиля..." (Йедиот Ахронот). В блестящем описании д-ра Розенблюма МАОЗ предстает как совершенно исключительное явление в израильской истории"
      "... была борьба МАОЗа против искажения понятий, против искажения реальности... И Голда была вынуждена бороться с теми, кто владеет сейчас нашим настоящим, ради нашего будущего. Ибо без знания и правильного понимания нашего прошлого у нас нет будущего".
      "Библиотека Голды - это не то, чтобы запрещенная литература, но так сказать, нежелательная, "непопулярная". Так или иначе, это литература антикоммунистическая, потому что рассказывает правду об СССР. А эта правда в Израиле всегда была нежелательной".
      
      ххх
      Полностью - без купюр и вставок - статья помещена в интернете по адресу
      http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=525
      Проф. И. А. Добрускина
      
      P.S. Мораль Чука и Гека газета "Вести" распространяет и на финансовые дела. "Не спросите - не заплатят", - так сказали мне опытные знакомые. Я спросила у Топоровского. Через три часа он ответил, что гонорар мне выписан.
      

  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 6k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.