Добрускина Инна Андреевна
И.А.Добрускина "Маоз - кто помнит? кто знает? "

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 21k. Статистика.
  • Эссе: История
  • Аннотация:
    Статья о МАОЗе и Голде Елин для газеты "Вести" 2001. Без искаженний, которые
    позволила себе редакция газеты

  •   
      Р Р"Р№Р"СЊ РѕРЎСЂРІРєСЃ
      Р"РёРґРІРЎ РґРґРІРҐ - РІРёРґРІРЎ РЈР№РїРёСЃСЊ Рё РїСЂРЎРґСЋСЃСЃРІСЂС‹
      Р Р№С"РІ-рвстСрйХ Р"РЎСЂРЎС...РЎРІ 88
      
      Большой Санкт-Петербургский государственный Цирк на Фонтанке - Новогодние представления
      Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера - Новогодняя сказка "Снежная королева"
      Московский Театр Юного Зрителя - Новогодний бал Золушки
      Балет - Тани Перес де Салас
      Петр Красилов, Нелли Уварова, Евгений Редько и другие в спектакле по роману Бориса Акунина "Эраст Фандорин"
      
      На главную " Публицистика " мнение
      
      версия для печати
      "МАОЗ... Кто помнит, кто знает?"
      Проф. И. А. Добрускина
      3 Декабря 2001
      "МАОЗ... Кто помнит, кто знает?"
      Под таким названием Голда Елин опубликовала в 1992 году брошюру о деятельности МАОЗа.
      
      25 ноября 2001 года исполнился год, как ушла от нас Голда Елин, бессменный руководитель общества защиты советского еврейства "МАОЗ", движения национального сионизма. Слово "МАОЗ" на иврите означает крепость, твердыня. Слово "МАОЗ" - название той организации, которой Голда Елин посвятила свою жизнь - взято из ханукальной песенки, которую поют после зажигания ханукальных свечей в честь победы маккавеев в борьбе за независимость, свободу, достоинство и национальный характер еврейского государства.
      
      Голда говорила, что именно с Ханукой связаны важнейшие события ее жизни. На Хануку 1948 г она приехала в Израиль. На Хануку у нее родился сын. На Хануку 1958 она - после десятилетних поисков - нашла организацию, людей, которые были озабочены ее заботой - как помочь советским евреям покинуть советскую империю. Она на своем опыте знала, как это трудно. На Хануку попадает Международный день прав человека и проводившиеся МАОЗом дни солидарности с евреями СССР. Голда чуть-чуть не дожила до Хануки прошлого года, а вечер ее памяти в этом году мы провели за несколько дней до начала Хануки.
      
      Самое главное, самое характерное, отличающее именно Голду, - это ее глубокая вовлеченность в национальные интересы и безмерная боль за все ошибки и неудачи нашей национальной жизни. Боль, не оставлявшая ее ни на минуту, не оставлявшая места для других желаний и интересов. "Одна, но пламенная страсть". Каждая удача жила в ней, как неотъемлемая часть ее самой, каждая боль отзывалась в ее сердце.
      
      Голда терпеть не могла ложь и фальшь, не выносила приспособленчество. Она всегда называла вещи своими именами, открыто говорила о своих взглядах и целях, не шла на компромиссы, не испытывала пиетета перед высоким положением оппонентов, не поддавалась демагогии, не боялась угроз и преследований. А все это было. Материалы на эту тему и образцы враждебной прессы Голда собрала в сборнике "Путь МАОЗа", который выпустила на иврите и по-русски в 1976 году. Одна из первых акций против Голды была в 60-х годах, когда она была арестована вместе с теми, кто раздавал листовки против московского цирка. Одна из последних произошла год или два назад: "Прогрессивная молодежь" из Шалом Ахшав собрались на ул. Мельчет, под окнами МАОЗа, где в это время проходил семинар Ури Мильштейна с Барри Хамишем. Молодые люди шумели, мешали собравшимся и сорвали со здания вывеску "МАОЗ - сионистское национальное движение".
      
      Голду можно сравнить с ребенком из сказки Андерсена о голом короле. Она, как и все, видела, что король - голый. Но она говорила об этом вслух, без обиняков. Она говорила о том, что нас нарочно дурачат. Остальные или поддавались внушению, или просто притворялись. Одни притворялись из страха, другие, потому что извлекали из этого выгоду. И они снисходительно посмеивались над Голдой, над ее искренностью и непрактичностью. Но Голда сознательно отказывалась быть практичной. И это прекрасно, что постоянно звучал этот голос, голос Голды, голос совести, который позволял остальным не сойти с ума в этом театре абсурда, в этом разгуле безнравственности.
      
      В сборнике 1998 года, посвященном сорокалетию МАОЗа, Ефим Майданик выразил свое отношение к Голде такими словами: "Мы все виноваты перед Голдой, потому что мало помогали ей. Но кто же из нас может работать так, как она?". Арье Вудка написал там же, что Голда - это ангел, а не человек, что она - наша совесть. Элеонора Шифрин вспоминает, что Авраам говорил ей о Голде: "Она - святая". Это все так. Я думаю, что она - праведник в нашем поколении, один из тех праведников, благодаря которым мы продолжаем существовать.
      
      До последних дней Голда с тревогой и болью следила за тем, что происходит сейчас (ноябрь 2000) в государстве Израиль. Она не могла этого пережить. Давид Бен-Дор сказал в связи со смертью Голды: "Б-г забирает к себе праведников, чтобы они не должны были пережить то, что приходит". Так говорили наши мудрецы.
      
      
      ******
      
      
      МАОЗ - общество помощи еврейству СССР - был основан в 1958 г Шабтаем Бейт-Цви. В январе 1959 г. он опубликовал программную статью "Чего хочет МАОЗ?": "Основное, что отличает МАОЗ - это полный отказ от фаталистического подхода к проблеме евреев СССР. Согласно этому подходу, который глубоко укоренился в широких кругах Израиля, невозможно ничего сделать для спасения русских евреев обычным путем политической деятельности. На протяжении 40 лет все привыкли видеть во власти, управляющей советскими евреями, высшую силу, которая не поддается никакому влиянию извне: нечто подобное вулканам и силам, вызывающим землетрясения...
      
      Общество "МАОЗ" не согласно с таким подходом.
      
      Мы считаем, что наши усилия увенчаются успехом, если нам удастся мобилизовать серьезные политические и общественные силы, которые будут постоянно оказывать давление на СССР, требуя освобождения советских евреев.
      
      Евреи России не могут спасти себя своими силами. Их спасение - долг их братьев в свободном мире и, в первую очередь, в государстве Израиль, которое было создано специально для этой цели. Если государство Израиль откажется от этого своего долга, оно может, не дай Б-г, потерять свое право на существование. Мы добьемся ИСХОДА евреев из СССР путем непрерывного политического давления во всем мире, с помощью всех средств, имеющихся в распоряжении еврейского народа".
      
      МАОЗ провозгласил необходимость открыто требовать от СССР свободы выезда евреев и рассказывать израильтянам правду о коммунистическом строе и положении евреев в СССР. Правду, которая от них тщательно скрывалась.
      
      Когда выяснилось, что первым препятствием в борьбе за алию из СССР яыляется израильское правительство, МАОЗ открыто разоблачал лицемерие правительства, призывавшего к "тихой дипломатии" даже тогда, когда приехавшие в Израиль первые отказники от своего имени и от имени тех, кто оставался там, в СССР требовали не молчать, а кричать во весь голос.
      
      В Израиле и других странах существовало много организаций, которые хотели помочь советским евреям. Люди стремились что-то делать. Неполный перечень названий таких организаций занял у меня больше страницы машинописного текста. Но большинство организаций финансировалось правительством или партиями и было зависимо от них. Посмотрите хотя бы книгу "Слабость к России. Израильские левые и русское еврейство", в которой подробно описывается деятельность других - зависимых - организаций, также создававшихся для помощи евреям СССР.
      
      Голда Елин писала в 1976 году: "Еще в 1967 г "товарищ" из мапамского "ХОТАМа" сказал с показательным для них презрением ко всему сионистскому и национальному: - Нет у него (МАОЗа) бюро, и даже нет телефона... Общество МАОЗ - это только безымянный почтовый ящик в Тель-Авиве...
      
      Правильно! И сегодня нет у нас бюро, а телефон - это только личные телефоны наших членов. Но мы не протягивали руку, как это принято в Израиле, и мы не имели своей доли в государственном пироге. Мы существовали на собственные деньги, на небольшие пожертвования, и, в основном, благодаря исполняемой бесплатно добровольной работе. Мы не стыдимся того, что не преуспели материально. Зато в нашем поведении мы не потеряли чувство собственного достоинства и чести".
      
      "Что же в действительности представляет собой МАОЗ? - писал в 1965 году Г. Розенблюм в статье Смелость МАОЗа - Не поверите: в действительности это не более чем дюжина евреев. Без аппарата, без денег, без зданий, без съездов. Но посмотрите: дюжина этих евреев побила все рекорды в Израиле. Они пошатнули все основные установки политики Израиля..." (Йедиот Ахронот).
      
      В блестящем описании д-ра Розенблюма МАОЗ предстает как совершенно исключительное явление в израильской истории. Но так оно и было! Восхищаясь самостоятельностью и независимостью МАОЗа, Герцль Розенблюм показывает, насколько необычны были эти качества в Израиле конца 50-х - начала 60-х годов. Вольно или невольно, он в почти гротескной форме описывает тот фон, на котором действовал МАОЗ: общественные и партийные организации Израиля и принятые ими установки. Но так оно и было!
      
      С высоты 2001 года, после распада СССР, мы имеем право сказать: БУДУЩЕЕ ПОКАЗАЛО, насколько правильны были установки МАОЗа и насколько преступна была политика "тихой дипломатии.
      
      В 2000 г. были опубликованы рассекреченные материалы советско-израильского сотрудничества - совместная работа Израиля и России. Опубликованные документы рассказывают о том, что те официальные лица, которые называли действия МАОЗа антиизраильскими, регулярно посещали советское посольство и информировали Старшего Брата о решениях и деятельности израильского правительства. В чьих интересах они действовали? Небезынтересно отметить, что цитируемый сборник был издан по-русски и по-английски. Издания на иврите не существует. Израильтян до сих пор оберегают от неприятной правды.
      
      Но надо иметь в виду и другое: несмотря на противодействие правительства и враждебную официальную прессу огромное количество израильтян поддержало действия МАОЗа. Под "Петицией в пользу евреев в Советской России от граждан Израиля" подписалось 100 000 (сто тысяч!) человек. Петиция в пользу советских евреев от граждан Израиля была подана в Кнессет в январе 1965 г. (и похоронена там).
      
      Также охотно был принят призыв МАОЗа в 1967 г. оставлять во время пасхального седера свободный стул для потенциального оле ме руссия (Кес "Ал-Доми" = Cтул "Неумолчания"). Этот обычай широко распространился не только в Израиле, но и в других странах. О кампании Кес "Ал-Доми" помнят почти все израильтяне, с которыми мне пришлось разговаривать на эту тему. Но почти никто не помнит, что это была идея МАОЗа.
      
      Равнодушие еврейского государства к судьбе советских евреев было неожиданным для Шабтая Бейт-Цви, сиониста чуть ли не с пеленок. Пытаясь понять причины такого поведения правительств Израиля, он оставил созданную им организацию в 1968 году, чтобы заняться изучением истории и сущности сионизма.
      
      Книга Шабтая Бейт-Цви "Постугандийский сионизм в кризисе Катастрофы. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг." вышла в свет на иврите в 1977 г и по-английски - в 1989 г.
      
      Шабтай Бейт-Цви видел параллель между поведением руководства Ишува в 40-е годы (неучастие в спасении евреев Европы) и бездеятельностью правительств Израиля в деле спасения советских евреев в 50-70-е годы.
      
      
      ******
      
      
      Голда Елин сказала в интервью автору настоящей статьи: "В 1968 году МАОЗ остался без руководителя. И я осталась, так сказать, со всей этой бедой, которую я знала достаточно, чтобы она не оставила у меня желания заниматься чем-то другим. Пришлось продолжать без соответствующих способностей и средств".
      
      Все последующие годы "МАОЗ - это Голда", как сказала Элеонора Шифрин. Новые люди, главным образом, новые олим, приходили и уходили, внеся свой вклад в борьбу или получив что-то от МАОЗа, а Голда оставалась на своем посту до самой смерти.
      
      МАОЗ устраивал демонстрации, собирал подписи под петициями, обращениями, воззваниями в помощь евреям Советского Союза. Голда давала объявления в газеты (платные объявления, сама платила за них), чтобы привлечь внимание общественности к самым насущным, самым главным вопросам, самым больным вопросам.. В последние годы Голда в своих обращениях и письмах правительству призывала к "Восстановлению чести и доброго имени сионизма". Иногда Голде удавалось влиять на государственные решения. Одним из ярких примеров является борьба роль Голды в назначении Ариэля Шарона министром безопасности в 1982 году.
      
      Первая тема борьбы МАОЗа и Голды - это борьба за алию и абсорбцию, борьба за национальную идею.
      
      Вторая тема - это борьба за конкретных людей, помощь конкретным людям на фоне национальной идеи. Голда приносила на демонстрации портреты отказников и узников Сиона с подробными данными о них, показывая израильтянам истинную картину жизни в коммунистической России. Это тоже было оппозицией генеральной линии. Правительство не хотело, чтобы израильтяне знали правду об СССР.
      
      Голда публиковала брошюры о конкретных отказниках и узниках Сиона, привлекая внимание к их судьбам. Устраивала демонстрации в защиту конкретных людей. Интересно сосчитать, сколько людей вырвались в Израиль благодаря МАОЗу, благодаря Голде. Она помогала этим людям и тогда, когда они приехали в Израиль и имели тут новые проблемы. Голда приходила на заседания судов, писала отчеты о судебных заседаниях, о несправедливости, а в некоторых случаях даже оплачивала работу адвокатов.
      
      И когда люди в Израиле получали письма с описанием трудностей у своих близких и друзей, они несли эти письма Голде с просьбой о помощи. Помощь Голды другой группе людей состояла в том, что она печатала их книги, которые бы не были напечатаны в другом месте. Разумеется, бесплатно. Она не брала плату за собрания, семинары, концерты в помещении МАОЗ на ул. Мельчет в Тель-Авиве. Она предоставляла помещение тем, кто испытывал материальные трудности или трудности по идейным соображениям.
      
      Следующее направление борьбы МАОЗа - это борьба за правду, против искажения понятий, против искажения реальности, против искажения истории, за честное описание нашего прошлого. "Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим: тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым" (Оруэлл, "1984"). И Голда была вынуждена бороться с теми, кто владеет сейчас нашим настоящим, ради нашего будущего. Ибо без знания и правильного понимания нашего прошлого у нас нет будущего.
      
      Публикации МАОЗа отражают все направления деятельности МАОЗа. Их можно разделить по темам примерно следующим образом:
      --Статьи и книги Юлия Марголина, идеолога МАОЗа
      --Публикации о Юлии Марголине
      --"Личные дела" - публикации о конкретных людях и судьбах
      --Алия и абсорбция
      --О праве еврейского народа на Эрец Исраэль
      --Сионизм и коммунизм
      --Из истории евреев в СССР
      --Мир вокруг нас
      --Документы МАОЗа, в том числе несколько интервью с Голдой Елин в брошюре "МАОЗ? Кто помнит? Кто знает?..", 1992
      
      Если вы посмотрите на список публикаций МАОЗа, вас поразит широта охвата тем, объединенных одной идеей. Вы не поверите, что выпустить в свет все эти брошюры мог один человек. Но она это сделала и эти брошюры выпустил в свет один человек - Голда Елин. Она печатала эти книги сама, в своем доме, почти без всякой помощи, без технической или финансовой помощи. Самиздат - так Голда называла свои издания по аналогии с подпольными изданиями в СССР. Это, действительно, САМ-издат, как в том смысле, к которому мы привыкли в СССР, так и в самом буквальном смысле этого слова.
      
      Архив Голды Елиной состоит из самиздатовских книг, брошюр, плакатов и лозунгов и большого количества рукописных материалов. Это обширная переписка Голды, подлинные документы судебных процессов, рукописи к опубликованным работам и рукописи, готовившиеся к печати. Письма Голде - это большей частью рассказы о конкретных человеческих трагедиях и просьбы о помощи. Многие из них легли в основу специальных публикаций МАОЗа или демонстрировались в политических акциях протеста, воззваниях и петициях, обращениях в официальные инстанции.
      
      В архиве сохранились "дела" отказников и узников Сиона в СССР, а также судебные процессы по конфликтам новых олим с государством Израиль. Они были вызваны как нарушением прав новых репатриантов, так и их "чрезмерной" сионистской деятельностью на исторической родине.
      
      Отдельный раздел - переписка Голды с зарубежными еврейскими, правозащитными и антикоммунистическими организациями.
      
      В архиве сохранились газетные вырезки, подобранные по определенным темам, волновавшим Голду Елин.
      
      И, наконец, документация о деятельности МАОЗа - хронология собраний, семинаров, демонстраций, голодовок со списками участников и текстами их выступлений.
      Значительную часть архива составляет архив Юлия Марголина, переданный ей вдовой писателя. Читая список публикаций МАОЗа, вы видите, сколько сделала Голда для публикации его рукописей.
      
      До самых последних дней своей жизни, тяжело больная, Голда была озабочена судьбой архива. Она взяла клятву с сына, что он сохранит ее архив: "Чтобы люди знали, чтобы продолжали борьбу". Она обсуждала эту проблему с ним и со мной за несколько дней до смерти.
      
      Мечтой Голды было создание музея Катастрофы советского еврейства, который должен продемонстрировать миру преступления коммунистического режима, так же, как "Яд-ва-шем" демонстрирует преступления нацистов. Архив МАОЗа будет серьезным вкладом в этот музей.
      
      Архив Голды Елин вместе с архивом Ю. Б. Марголина принят на хранение Центральным Сионистским Архивом (Иерусалим, просп. Залмана Шазара, 4),. Сейчас архив (Љ А536) находится в процессе разбора и каталогизации. Он будет доступен всем желающим после завершения этого процесса.
      
      Библиотека Голды содержит массу книг, которые практически невозможно найти в другом месте. Это не то, чтобы запрещенная литература, но так сказать, нежелательная, "непопулярная": Так или иначе, это литература антикоммунистическая, потому что рассказывает правду об СССР. А эта правда в Израиле всегда была нежелательной. В голдиной библиотеке и в голдином самиздате содержится огромный фактический материал по истории новейшего времени, рассказывающий правду об истории СССР и деятельности коммунистических вождей, о деятельности советских секретных служб, об истории Израиля и ее конкретных деятелях, роль которых в Израиле сознательно искажается до сих пор.
      
      Библиотека Голды Елин передается Иерусалимской Русской Городской Библиотеке. Она будет включена в качестве самостоятельной единицы в отдел "Материалы правозащитных организаций".
      
      К дню памяти Голды Елин несколько дней назад вышла из печати книга
      С. Н. Чижик "МАОЗ - общество помощи еврейству СССР" (80 стр.).
      
      Ее содержание:
      
      Введение: Голда Елин "Путь МАОЗа" Вступительное слово к сборнику 1976 г
      Часть 1. Хронология противостояния МАОЗа генеральной линии в борьбе за алию и абсорбцию советских евреев в период 1958-2000 гг.
      Часть 2. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг. Шабтаем Бейт-Цви, основателем МАОЗа
      Информация об архиве и библиотеке Голды Елин
      Приложение:
      I. Из аннотации к сборнику "Советско-Израильские отношения", 2000 г.
      II. Список публикаций МАОЗа
      
      Тех, кто интересуется этим изданием, просим обращаться в Иерусалимскую Русскую Городскую Библиотеку.
      
      Мы просим всех, кто был связан с МАОЗом, поделиться своими воспоминаниями о Голде Елин и Шабтае Бейт-Цви. Звоните, пожалуйста, в библиотеку Кларе Эльберт
      
      Адрес библиотеки: Иерусалим, ул. Ха-Ор, дом 2, телефон: 02-537 57 23.
       2 декабря 2001 г в Общинном доме на ул. Яффо в Иерусалиме состоялся Вечер памяти Голды Елдин, посвященный годовщине со дня ее смерти.

  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 21k. Статистика.
  • Эссе: История

  • Связаться с программистом сайта.