Добрускина Инна Андреевна
Наследие Голды Елин 26 ноября 2008

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 01/04/2009. 14k. Статистика.
  • Эссе:
  • Аннотация:
    Я послала статью "Наследие Голды Елин" на 7 канал 23 ноября 2008, но на сайте
    7 канала она была опубликована только 26 ноября -
    после появления статьи на моем сайте в библиотеке Мошкова 25 ноября

  •   Наследие Голды Елин
      Проф. И. А. Добрускина
      26 Ноября 2008
      25 ноября исполняется 9 лет со дня смерти Голды Елин. Тем, кому незнакомо это имя, я предлагаю прочесть брошюру "МАОЗ: общество помощи еврейству в СССР" Издание амуты "Мишмерет Шалом" к сорокалетию общества. Иерусалим, 1998. Брошюру можно найти на сайте 7-го канала.
      
      Голда Елин умерла 25 ноября 2000 г в 16:30 в Петах-Тикве.
      
      Похоронена в Петах Тикве 26 ноября 2000 г.
      
      За пять дней до смерти 20 ноября 2000 г Голда пригласила меня к себе. Она познакомила меня с сыном Дуби и попросила помочь привести в порядок ее наследие - арахив и библиотеку. В моем присутствии она взяла клятву с сына, что он сохранит ее архив и библиотеку.
      
      Сегодня я хочу отчитаться перед Голдой о проделанной работе, рассказать, что эта работа встретила неожиданно много препятствий, что я боролась с препятствиями, хотя не со всеми из них мне удалось справиться. Но все, что я могла, я сделала.
      
      I
      
      Дуби Елин с помощью своего партнера депутата Кнессета Мики Эйтана ("Ликуд") нашел место для архива Голды в Центральном Сионистском Архиве в Иерусалиме.
      
      8 декабря 2000 я начала разбирать архив Голды в ее доме в Петах-Тикве, в офисе на ул. Мельчет в Т-А, а также в доме Дуби в Т-А.. Я начала складывать архивные папки в коробки по темам, чтобы можно перевезти весь материал в ЦСА. Основную часть этой работы я закончила в апреле 2001 г.
      
      Первый раз мы были в ЦСА с Дуби и Элеонорой Шифрин 22 апреля 2001 г.
      
      В ЦСА выяснилось, что они не могут взять библиотеку Голды полностью, т.к. тематика выходит за рамки темы "Сионизм". Но Голда просила, чтобы все ее книги хранились в одном шкафу, как одно целое. Следуя просьбе Голды я не хотела делить ее книги, но не уследила, часть книг все же была закаталогизированна в ЦСА и поставлена там на полки. Обратно нам их не вернули.
      
      Архивный материал из дома Голды в Петах Тикве и ее офиса на ул. Мельчет был перевезен в ЦСА 22 мая 2001 г. К этому времени помещение на ул. Мельчет Дуби уже кому-то сдал. Книги и публикации МАОЗа остались в его доме в Тель-Авиве.
      
      II
      
      18 июня 2001 я начала работать над архивом Голды в ЦСА. В ЦСА я работала над ним три года до 27 октября 2003, в результате чего составила каталог архива по-английски (редактировала мой английский Рахель, заведующая отделом в ЦСА). Я сдала английский текст Рахели 27 октября 2003. Английский вариант был опубликован в 2004,. ивритский - в 2006 г. Из-за конфликта с Дуби и Рахель 27 октября 2003 г я не участвовала в завершении работы. Без меня из каталога была выброшена справочная часть, что затрудняет пользование каталогом.
      
      На основе обработанного архивного материала я опубликовала по-русски (с помощью Эдуарда Усоскина) три брошюры и статью о Голде, МАОЗе и Марголине. Михаил Гринберг обещал напечатать Марголина в своем издательстве "Гешер", но раздумал. Тогда я поместила полный текст "Путешествия в страну зе-ка" Марголина на сайте Tripod в интернете в 2005 г. Все ссылки можно найти в моем разделе библиотеки Мошкова.
      
      
      III
      
      Помимо архивных материалов и книг в голдино наследие входит ее САМИЗДАТ, публикации МАОЗа - самый потрясающий результат ее многогранной деятельности. Этот результат совсем не отражен в экспозиции Израильской городской русской библиотеки, куда были переданы книги и публикации Голды из "Маханаима". Мне удалось только наклеить список публикаций МАОЗа за стеклом голдиного шкафа.
      
      Голдин самиздат- это книги, изданные лично Голдой на ее деньги и без какой-либо помощи. Самиздат - это значит, что Голда сама стояла за станком, сама подбирала и покупала бумагу и чернила, сама обрезала брошюры. Она купила новый станок, и качество книжек постепенно улучшалось. Список книг по-русски и на иврите насчитывает более 120 названий, не считая нескольких серий документов МАОЗа.
      
      Среди материалов, привезенных нами в ЦСА, было много самиздатовских брошюр. Разобрав их по комплектам, я раздавала их тем, кто интересовался, так как в ЦСА не было достаточно места для хранения.. Для архива ЦСА я отложила два полных комплекта самиздатовских книг, два полных комплекта собрала и отдала Дуби, один храню у себя дома. Где остальные книги Самиздата, не знаю. Долгое время значительная их часть находилась в Офисе Элеоноры Шифрин "Емин Исраэль" и на складе в ее доме. Узнать, есть ли они в библиотеке на ул.Ха-Ор, мне не удалось. С этим препятствием мне не удалось справиться По крайней мере, на виду их нет. В Голдин шкаф не был положен ни один экземпляр.
      
      IV
      
      24 августа 2001 мы с Дуби первый раз поехали в эту самую русскую библиотеку на ул. Ха-Ор, 2. Директор библиотеки Клара Эльберт не захотела иметь в библиотеке персональный шкаф Голды Елин. Она хотела принять книги на общих основаниях, т.е. рассеять их по библиотеке. Дуби, как хозяин книг, отказался нарушить волю матери и передать книги Кларе на ее условиях. Мы вели с Кларой безуспешные переговоры почти год. На последнюю назначенную встречу Клара просто не пришла. Позиция Клары Эльберт - это одно из препятствий, которое мне не удалось преодолеть.
      
      Согласиться с условиями Клары Эльберт было бы несправедливо не только по отношению к памяти Голды, но и ошибочно по сути. Тематика голдиной библиотеки специфическая, и в любом случае эти книги должны были бы быть выделены в отдельный раздел.
      
      Заполучить избранные книги, не сохраняя библиотеку Голды как самостоятельную единицу хранения, хотела Национальная Библиотека в Гиват Раме, Михаил Занд, Владимир Гершович и Майя Улановская. Улановская предлагала вообще не оформлять передачу книг, чтобы распоряжаться ими, как своими собственными.
      
      V
      
      Не помню, в каком году была достигнута договоренность с "Маханаимом", что они возьмут голдины книги и будут сохранять голдину библиотеку в отдельном шкафу. В моих записях первый контакт с "Маханаимом" относится к декабрю 2001 г.
      
      Дуби должен был привезти книги в "Маханаим" 28 октября 2003. Накануне он позвонил мне в ЦСА, чтобы договориться о встрече в "Маханаиме". Как раз в это время Рахель увидела несколько коробок необработанных рукописей, которые я приготовила, чтобы вернуть Дуби. Не спросив и не разобравшись, она сочла невозможным вывезти эти коробки из архива и распорядилась обработать их для ЦСА. Я отказалась, пытаясь объяснить, что это дубли, не имеющие своей ценности. Не слушая меня, она поручила эту работу Мише Гончароку. Он должен был не только добавить описание четырех коробок, но и найти им место в структуре каталога. В результате последняя часть каталога была переработана и испорчена. Из каталога был почти полностью выброшен справочный отдел, что затрудняет знакомство и работу с каталогом.
      
      Дуби понял, что решение Рахели влечет за собой продолжение работы в архиве, которую он уже считал законченной. Он счел меня виноватой за решение Рахели, не стал разговаривать со мной, бросил трубку, а на следующий день, не предупредив меня, не приехал в "Маханаим" с книгами Голды. Позвонил он только через месяц 26 ноября 2003. Тут уж я отказалась с ним разговаривать. Так передача книг в "Маханаим" задержалась на полтора года.
      
      5 мая 2004 г Дуби привез в "Маханаим" шкаф, специально заказанный им для хранения библиотеки Голды. При перевозке шкафа сломалась одна дверца, которую чинили несколько месяцев.
      
      3 февраля 2005 г Дуби передал в "Маханаим" тщательно упакованные и надписанные коробки с рассортированными книгами Голды.
      
      Начиная с июля 2001 я не раз приезжала к Дуби в Т-А и разбирала оставшиеся там материалы Голды. Вдвоем с Дуби мы наклеили на каждую книгу заказанные им экслибрисы и разложили книги по алфавиту авторов. С помощью Дуби я записала от руки (не было компьютера) этот список и сложила книги в коробки в алфавитном порядке Коробки я тоже пронумеровала и написала на каждой коробке, какие книги в ней находятся
      
      Дома я перенесла этот список в компьютер и ввела его в прекрасную компьютерную программу "Access", которая позволяет найти каждую книгу по любому признаку - по автору, названию, теме, году издания и т.д.
      
      Я говорила с библиографом "Маханаима" по имени Мирьям о книгах Голды и передала ей дискету, на которой были записаны все книги Голдиной библиотеки в программе Access. Библиограф Мирьям заверила меня, что книги переходят в хорошие руки.
      
      Но когда я приехала в "Маханаим" на следующий день после получения ими наших коробок, все коробки оказались раскрытыми, книги перемешаны, и библиограф Мирьям при благословении руководителя отдела Мирьям Китросски начала составление нового каталога книг, заполняя карточки от руки, полностью игнорируя всякий смысл и ранее проделанную мною работу. Мои списки и диск с программой "Access" затерялись в недрах "Маханаима". Безграмотность двух Мирьям создала второе, абсолютно непреодолимое препятствие для выполнения предсмертной воли Голды.
      
      Тем не мене, книги были поставлены в дубин шкаф. 21 июня 2005 состоялось формальное открытие библиотеки, очень небрежное, практически в отсутствии руководства "Маханаима". Коробки с периодикой даже не были открыты, и их сортировкой никто не занимался. Где они теперь, никто не знает. Самое ужасное было то, что в новый каталог как единое целое были включены не только книги Голды, но все то, что в "Маханаиме" до этого времени не имело своего места. Теперь отличить голдины книги можно только по экслибрисам, т.е. на полках. В новом маханаимском каталоге их найти стало невозможным.
      
      Дашевский обещал на Хануку 2005 организовать большое собрание, посвященное МАОЗу, Голде и совместной работе организаций в Израиле и России. Но ни разу об этом не вспомнил
      
      VI
      
      Через несколько месяцев работники "Маханаима" уговорили Клару Эльберт перевезти книги в ее библиотеку, не согласовывая ничего ни с Дуби, ни со мной. Больше всех старалась избавиться от Голдиной библиотеки секретарь "Маханаима" Женя. Как сказала мне Клара, не был составлен ни акт передачи, ни список передаваемых материалов. Отсутствие документов стало еще одним препятствием для выполнения воли Голды, которое я не сумела преодолеть. Препятствие, созданное руководством "Маханаима" и руководством Библиотеки.
      
      На сайте Иерусалимской городской русской библиотеки написано, что в 2000 г библиотека, единственная в Израиле, получила статус городской библиотеки. Это автоматически определяло принадлежность библиотеки иерусалимскому муниципалитету. В результате грандиозного ремонта библиотека получила 4 этажа в здании на ул.Ха-Ор, 2 что позволило перевезти туда книги из общинного дома на ул.Яфо и голдины материалы из "Маханаима".
      
      Я впервые увидела библиотеку после ремонта и голдин шкаф в ней в июле 2007.
      
      В голдином шкафу не было ни одной публикации голдиного самиздата, а из книг голдиной библиотеки стояли только дубли. В шкафу или на шкафу нет никаких указаний на то, где находится основная часть голдиных книг. Больше того, я обнаружила в голдином шкафу маханаимские книжки из маханаимского каталога. Я удалила их из голдиного шкафа, так же, как и все остальное, не относящееся к Голде и сваленное туда "временно"...
      
      Отношение Клары Эльберт к наследию Голды и к ее памяти не изменилось с 24 августа 2001 г. Клара распределяет голдины материалы в библиотеке по своему усмотрению, не считаясь с волей Голды, высказанной перед смертью. К этому времени кларина библиотека перешла с программы каталогизции "Access" на новую программу, в которую они не умеют переводить данные с моего компъютера. Хуже того, в эту новую программу библиограф Ира Додина вводит подряд весь каталог "Маханаима", не выделяя даже в компьютере голдины книги, несмотря на мои настойчивые просьбы.
      
      Мне не удалось ни в чем убедить Клару. И это главное препятствие для выполнения воли Голды, в борьбе с которым я потерпела поражение - позиция Клары Эльберт.
      
      Трудно представить себе, что библиотека будет заниматься наведением порядка в голдином наследии. Если библиотека вообще будет существовать. Предвыборные обещания нового мэра в отношении библиотеки не заслуживают доверия. Он уже несколько раз сознательно обманывал нас...
      
      VII
      
      Сайт Иерусалимской городской русской библиотеки совсем не участвует в борьбе за сохранение библиотеки. Клара не стремится с помощью этого сайта хотя бы информировать своих читателей о положении дел в библиотеке, об изменениях в ее работе, о предложениях по спасению библиотеки, даже о том, когда собираются быть демонстрации ее защитников. Наоборот, этот сайт дезинформирует читателя, рассказывая о сотрудниках библиотеки, которые работают со дня основания библиотеки, о часах работы библиотеки, которая на самом деле не работает. Когда входишь на этот сайт, создается впечатление, что это совсем другая библиотека, у которой нет никаких проблем. Что это не та самая библиотека, за сохранение которой мы боремся, и которая практически уже перестала существовать.

  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 01/04/2009. 14k. Статистика.
  • Эссе:

  • Связаться с программистом сайта.