В настоящее время совершается событие, практическое и нравственное значение которого выходит далеко за рамки его непосредственных результатов. Как сообщает печать, израильское правительcтво и Сионистская организация оказывают давление на организацию Хиас с тем, чтобы впредь она воздержалась от помощи советским евреям, отсеивающимся в Вене на пути в Израиль и желающим эмигрировать в другие страны. Автору этих строк есть, что сказать по данному вопросу; в течение многих лет я активно работал в пользу советского еврейства, а ныне занимаюсь изучением Катастрофы в годы второй мировой войны. Конкретной темой этого исследования служит поведение сионистского движенил в эпоху Катастрофы. Подробное изучение предмета привело меня к выводу, что действия сионистских учреждений порой противоречили тому, что требовалось для спасения евреев, если такая спасательная акция не согласовалась с алией в Эрец Исраэль. Соображения об отборе и чувства отчужденности не только останавливали меры, которые необходимо было принять, но нередко толкали на поступки, в результате которых десятки тысяч евреев лишились надежды на спасение. Я, например, узнал, что руководители сионистского движения употребили всю энергию на то, чтобы провалить конференцию в Эвьене и меры помощи, принятые в результате этой конференции. Выяснилось, что они вели необузданную борьбу против плана поселения ста тысяч еврейских беженцев в Домниканской республике, для чего имелись отличнейшие объективные условия.
Узнал я и об отчаянной борьбе, которую вели американские сионисты против сформирования "Совета помощи военным беженцам" в Америке в 1944 году - организации, спасшей очень многих евреев. Примеры можно умножить.
Эти вредные действия, в большинстве случаев, не были продиктованы злым умыслом, а наоборот - верой в то, что это меры правильные и необходимые с точки зрения "пользы для еврейского народа". Но, как известно, добрыми намерениями бывает вымощена дорога в ад.
Я выяснил, что основной причиной этого недостойного поведения был страх перед конкуренцией со стороны территориалистов. Фактически, сионизм на всех направлениях пытался воздвигать барьеры, рассчитывая, что, лишив европейское еврейство всякого другого выбора, он заставит его двинуться в Эрец-Исраэль. То был ущербный сионизм, терзаемый антитеррнториалистскнм комплексом, развившимся в движении после шока "угандийского" конгресса.
Нажим, оказываемый на Хяас, является повторением курса эпохи Катастрофы. Евреи хотят вырватьсл из России потому, что там им приходится плохо в очень многих отношениях. Они страдают,как одиночки и как национальная община.
на. Им плохо в настоящем, а перспективы еще хуже. Молодежь живет в состоянии духовного удушья и не видит шансов продвинуться из-за своей национальности. Взрослые помнят, как из сталинского мрака, одновременно с делом врачей, вынырнула угроза тотального уничтожения, помнят они и процессы над евреями по обвинению в экономической контрреволюции во времена Хрущева. И те, и другие прекрасно понимают, что политическая структура советского общества не претерпела существенных изменений со сталинских времен. Как тогда, так и сегодня советские правители не зависят от тех, кто тянет их ярмо. Нынешаий период относительной либерализации (но отнюдь не демократизации) объясняется личными свойствами хозяев Кремля, и никто не может предсказать, как обернется дело, когда им на сиену придут другие правители. Таким образом, исход евреев из России во всех отношениях является исходом во имя спасения.
Бедствия советских евреев породили замечательное сионистское движение. Его застрельщики, которым удалось приехать в Израиль с первой тонкой струйкой алии в середине шестидесятых годов, пробили заслон равнодушия израяльского общества в одолели тенденцию отчуждения в израильском правительстве. Они мобилизовали мировое общественное мнение и превратили вопрос советских евреев в жгучую международную проблему. Благодаря их подвигу, в течение нескольких лет яз СССР выехало более ста тысяч евреев я большинство прибыло в Израиль. Советский Союз превратился в главный ресурс алин.
В последние годы этот замечательный процесс резко пошел на убыль. После войны Судного дня число эмигрантов с израильскими визами сократилось с 32 тысяч в 1973 году до 20 тысяч в 1974, 13 тысяч в 1975 и 3 тысяч в первом полугодии 1976 года. Одновременно сократилось число репатриантов, которые из Вены продолжают свой путь в Израиль. По сравнению с 95,5% в 1973 году, в последние три года их число составило соответственно 82,7%, 63% и 55%.
Я намеренно привел процент прибывающих в Израиль, вместо того, чтобы вести речь о проценте "прямиков", потому что с национальной точки зрения отсев - явление неоднозначное. Как сионист и израильтянин, я сознаю, что от алии зависит само наше существование и сокрушаюсь по каждой капле еврейских людских ресурсов, проливающейся мимо Израиля. Однако, "прямикн" не есть только кандидаты на алию, обманувшие наши ожидания. Они - спасающиеся беженцы, у которых хватило мудрости и инициативы вовремя бежать оттуда, где нет благополучия в настоящем и есть потенциальная
угроза существованию в будущем.
Поэтому радоваться надо за них и помогать им, как только возможно, даже если сейчас они не проявляют желания ехать в Израиль. Государство Израиль, одна из главных задач которого состоит в опасении евреев от опасности и вызволении их из бедствия, не так уж много делает ради этих евреев, когда дает им возможность выехать из России, предоставляя израильскую визу. Непозволительно рассматривать дело так, будто эта услуга, при всем ее значении, обязывает тех, кому она оказывается, ехать непременно в Израиль.
Попытка принудить "прямиков" прибывать в Израиль, лишив их помощи "Хиаса", - жестокая, безнравственная и неумная мера. Жестоко ставить подножку беспомощным людям, бросившим все в поисках свободы и личной безопасности. Аморально использовать влияние, которым располагает государство Израиль и сионистское движение, чтобы лишить их помощи организаций и фондов, созданных специально для них. Наконец. бездарна мысль, будто государству Израиль пойдет на пользу принудительный привоз репатриантов, не по доброй воле, сопротивляющихся этому н возмущенных подобной принудительной "алией".
Отсев в Вене - следствие многих факторов и, прежде всего, положения в стране и пагубных упущений в области абсорбции. Отсев этот можно и желательно сократить, но нечего ему приписывать несвойственную ему роль и вес в торможении алии. Абсолютные цифры отсева, в отличие от процентов, бесспорно указывают, что отсев является функцией уменьшения алии, а не наоборот. Отсев и впредь будет сопровождать алию из СССР, как неотъемлемая часть исхода оттуда, а процент "прямиков" будет сокращаться по мере того, как начнет возрастать прнтягательная сила нашей страны. Вот над чем нам следует работать, не покладая рук! И не дай нам Бог повторить фатальные ошибки эпохи Катастрофы!..