| |
Действуют:
Н А Н Т А Т А Й - первочеловек.
Б Л А Г О У Х А Н Н А Я - первая женщина.
Индейцы - полулюди:
Я Г У А Р
П Я Т Н И С Т Ы Й К О Т
Д О Ч Ь Я Г У А Р А
Г Р И Ф
О Р Л А Н
Б Е Р К У Т
Б Е ЛО Ш Е Й К А
К А Й М А Н
А Н А К О Н Д А
Д В Е
И Н Д И А Н К И
В Е Л И К И Й
Ш А М А Н - кукла, которую водят те же две актрисы.
Посвящается Анатолию Бадареу.
Д Е Й С Т В И Е
П Е Р В О Е
КАРТИНА
ПЕРВАЯ
На сцене поляна среди буйных зарослей.
Хижина, изгородь, кострище.
Выпроваживает Ягуара.
Идет в хижину, выносит фигурку, бросает, бросает ещё раз, бросает в другую сторону, затем бросает в хижину. Раздаётся вскрик. Выносит её, рассматривает.
Стук топора, летят обрубленные ветки. Из кустов появляется мужчина-индеец, украшенный перьями. Перебегая с места на место, добирается до хижины, выходит оттуда с фигуркой, садится у кострища, рассматривает её.
Треща кустарником, появляется Нантатай. Он тащит обрубок дерева в рост человека, ствол которого от середины раздваивается как ноги. Увидев непрошеного гостя, садится на бревно, воткнув топор.
Появляются Орлан и Беркут.
За его спиной появляется Беркут, подкрадывается к кострищу, берет деревянную фигурку, швыряет её выглянувшему из кустов Орлану и быстро скрывается.
Затемнение под яростный стук топора.
КАРТИНА
ВТОРАЯ
Та же поляна. Сумерки. Жуткое уханье птиц. Из кустов появляется женщина в обтягивающей тело одежде. Подкрадывается к хижине, заглядывает в неё, делает два хлопка в ладоши. Появляется грузный мужчина в одежде из панцирной кожи.
Из хижины выскакивает с дротиком Нантатай.
Кайман и Анаконда уходят.
Затемнение.
КАРТИНА
ТРЕТЬЯ
Та же поляна. Солнечный день.
У хижины стоят с деревянными барабанами Ягуар и Пятнистый Кот, а три женщины-индианки утаптывают место для танца.
Входят Гриф, Орлан, Беркут и Белошейка.
Сначала танцуют женщины хищников под бешеный ритм барабанов. Затем под рёв горнов исполняет танец Белошейка. Сменяя друг друга, женщины соревнуются под мужские возгласы. Из хижины валит дым.
Со стороны реки доносятся всплески.
Хищники убегают вслед за Нантатаем.
Со стороны реки доносят всплески, затем рев восторга.
Входят и идут к барабанам плачущая Дочь Ягуара и две её соплеменницы.
Входят Ягуар и Пятнистый Кот.
Музыка стервятников усиливается выкриками и хлопками. Входит танцевальная процессия. Вокруг Благоуханной подпрыгивает и кружится Нантатай, а Кайман и Анаконда задают ритм.
Пауза.
Уходят хищники.
Собрав атрибуты, уходят стервятники.
Затемнение под перестук барабанов.
КАРТИНА
ЧЕТВЕРТАЯ
Та же декорация.
Утро. Щебет птиц.
Благоуханная слоняется по двору, слушает щебет, перебирает утварь. Выносит из хижины циновку, начинает выбивать её. Раздаётся курлыканье, не совсем похожее на птичье. Благоуханная отвечает раз, другой, третий, подходит к зарослям за оградой.
Звучат флейты и горны, Орлан и Беркут танцуют вокруг Благоуханной, та заводится, но партнёры вдруг прерывают танец.
Орлан и Беркут подхватывают её под руки и с разбега подбрасывают за ограду. Визг. Прыгают вслед за ней. Крики птиц.
Затемнение под смех попугая.
КАРТИНА
ПЯТАЯ
Освещается авансцена.
Белошейка совершает ритуал омовения.
КАРТИНА
ШЕСТАЯ
Хижина Нантатая.
Входят Кайман и Анаконда.
Нантатай хватает лук со стрелой и прыгает через ограду. Оттуда выскакивает Пятнистый Кот с поднятыми вверх руками.
Пятнистый Кот убегает.
Кайман, Анаконда и Нантатай уходят.
Из-за хижины выглядывает Ягуар.
Ягуар оборачивает её в шкуру, подхватывает и уносит.
Появляется Дочь Ягуара. Осматривает двор, хижину, снимает с ограды циновку, заносит в жилище.
Появляется Нантатай.
Затемнение под истошные вопли ночных птиц.
КАРТИНА
СЕДЬМАЯ
Утро. Нантатай сидит у входа в хижину. Благоуханная стоит перед ним.
Благоуханная уходит, понурив голову.
Нантатай выводит Дочь Ягуара.
Дочь Ягуара исчезает.
Всплески доносятся всё громче, с женским смехом.
Нантатай с тревогой подходит к ограде.
Появляется Анаконда.
Анаконда скрывается.
Появляется сияющая Благоуханная.
Доносятся всплески.
Нантатай уходит.
Благоуханная заходит в хижину, выносит циновку, обнюхивает её.
Благоуханная достаёт из кострища свёрток. Прислушивается к храпу из хижины. И на цыпочках уходит со двора.
Затемнение под шелест от порывов ветра.
КАРТИНА
ВОСЬМАЯ
Благоуханная на авансцене. Полумрак.
За её спиной появляется Нантатай, подкрадывается ближе, замахивается поленом. Зажмурившись, издаёт рёв, и наносит звучный удар. Всплеск, полено летит вверх, Нантатай падает, на него летят брызги
Затемнение под хохот и всплески.
Конец первого действия
Д Е Й С Т В И Е
В Т О Р О Е
КАРТИНА
ДЕВЯТАЯ
На сцене большая поляна среди джунглей, место судилища. На помосте восседает Великий Шаман, разодетый так, что похож на куклу шириной в два человека. Слева от него в индивидуальном кресле развалился Ягуар. Справа на лавке-насесте расположились Гриф, Орлан и еле заметный Беркут. Отдельное место, огороженное кусками плетня, занимает Нантатай.
Благоуханная входит под вопли: "Она вернулась!.. Достояние!.. Какой запах, ура!"
Все: "Он послал суд на компромисс! Наказать! Приговорить! Высшую меру!"
Под бой барабанов две индианки конвоируют Нантатая.
Уходят Гриф и Ягуар.
Затемнение.
КАРТИНА
ДЕСЯТАЯ
Под бой барабанов на авансцене выгораживают место для содержания заключенного. Две индианки вводят Нантатая. Привязывают его и отходят в сторону. Крадучись появляется Кайман.
К ним подкрадываются Гриф, Орлан и Ягуар.
Пауза. Появляется Пятнистый Кот.
Пауза. Появляется Беркут.
Под бой барабанов появляются Благоуханная с Анакондой. Дочь Ягуара и Белошейка вносят корзину.
Дочь Ягуара, Белошейка и две индианки окружают мужчин, наставив дротики.
Дочь Ягуара и Белошейка швыряют мужчинам дротики, забирают младенцев и убегают.
Благоуханная подходит к Нантатаю и отдаёт пальму.
Музыка. Две индианки и Беркут танцуют.
Мужчины замерли.
Женщины танцуют.
КОНЕЦ
Лето 2006 года, Санкт-Петербург.
|