Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
АНГЕЛ МИЛОСЕРДНОЙ ЛУНЫ
рассказы и стихи
Мельхиседек
Луна родится буквой «Р», а буквой «С» — стареет. Так нас учили деревенские поселяне. Тонкий ноготок новой луны движется, подобие парусу, в сторону севера. Если соединить кончики полумесяца воображаемой палочкой и получится буква «Р» — это значит, Луна народилась и наступило новолуние. В этом состоянии Луна пребывает всего лишь неделю, и в это время всё живое заметно подрастает; строятся кристаллы хрусталя, вытягиваются молоденькие растения, крепнут животные, веселятся и ликуют дети. А деревенские бабушки-знахари принимаются за исцеление больных. Так было всегда.
Три тысячи лет назад иудейский царь Давид так призывал своих подданных в псалме N 80: «Радостно пойте Богу Якова, возьмите псалом, дайте тимпан и сладкозвучные гусли с псалтырью, трубите в новомесячье трубою в определённое время, в день праздника нашего, ибо это закон для Израиля, устав от Бога Яковлева». Кроме того, Давид сообщает, что «Бог создал луну для указания времён».
Новомесячье — новолуние — закон для Израиля, но и закон для мусульман, их календарь. С этим смешно не считаться. Энциклопедии сообщают, что прекрасная древняя виноградная Иудея — дитя лунной цивилизации. Нуква — главный принцип женского организма — прямо связан с влиянием луны на появление драгоценных человеческих младенцев. При желании это можно сосчитать.
Вот тут-то и появляется Мельхиседек.
На иврите это звучит как «Малкицадек». Лично я перевела это имя как Ангел милосердной Луны.
Значит, древние знали, что Луна бывает милосердной. И нечего её обвинять в том, в чём она не виновата.
А дело было так: в неведомые послепотопные времена глава племени Авраам возвращался из боевого похода, бряцая оружием и трофеями, влача на носилках покалеченных раненых. Дорога проходит мимо деревеньки Салим. Его с поклоном встречает некто Мельхиседек. Он приветствует Авраама и его войско от имени божества по имени Элион. В отряде были раненые. Мельхиседек склоняется над каждым из них. Омывает их раны живой водой из серебряного сосуда. Лунной водой (Моим олам нуква) — живородящей водой. Это было в новолуние, и Авраам видел въявь истечение лунной энергии, которая зализывала раны воинов...
В самом деле, человек жесток, а тут вдруг откуда-то сверху, от Луны опускается на него вечная волна небесного милосердия, и он, плача, опускает камень, дубину, меч, топор... и проводник этой врачующей милости вот этот якобы царь Салима Мельхиседек.
И Авраам назвал Мельхиседека не только царём, но и первосвященником божества Луны Эль-Элион.
Иные источники сообщают, что прошлое Мельхиседека темно, что мать его блудница, а отец вообще неизвестен. Непонятно только, как же он смог стать царём Салима, подзаборник этакий и совершенно бесполезный сирота. Но имя! На иврите его называли Малкицадек. Малах — это ангел милосердия. Цаде — это сама Луна. Цадек — это святой, чей образ отражает свет Божий, как Луна отражает свет солнца. Получается, что Малкицадек — Ангел милосердной Луны. И Авраам в уплату за божественное врачевание своих воинов оставляет Мельхиседеку одну десятую часть своих боевых трофеев. Заметим, что врачевание при помощи новолуния было божественным даром и Мельхиседек, по признанию Авраама, был не только царь Салима, но уполномоченный первосвященник божества Эль-Элион.
И принялись с той далёкой поры древние иудеи почитать этого чуждого им царя. Не будем забывать, за какие раны оплатил Авраам десятину Мельхиседеку. Традиция эта протянулась до наших дней — приносить десятину от урожая храму для содержания священников.
Прошли неисчислимые времена, и вот уже царь Давид, вершина совершенства царства иудеев и святой псалмопевец христианства, прямо заявляет в очередном псалме, что он — царь идёт всё-таки «по чину Мельхиседека». Забытое и незабываемое. Тайное и всем известное. Ведь народу нет дела до царя. Но народу есть дело до Божественного врачевания.
Божественный врачеватель выше царя. И Давид присоединяет к своей царской власти «чин Мельхиседека». Дескать, я тоже Ангел милосердной Луны, под моим лунным сиянием тоже зарастают раны воинов. Наверное, так и было, иначе за что же народ полюбил царя Давида?
Проходит ещё тысяча лет. Наступило время Иисуса Христа. Сам он впервые обратил на себя внимание врачеванием. Врачеванием при помощи высших духовных сил и при помощи даров природы: слепые, хромые, бесноватые, слабые плотью... Примечательно свидетельство Евангелия, что дети бежали за Иисусом и кричали: «Иисус, помилуй меня». Помилуй означало — поцелуй. Видимо, и поцелуй его был благотворен. Люди любили прежде его страданий именно его врачующее шествие. Поэтому апостол Павел в своём послании иудеям прямо напоминает примерно следующее: «Как же вы, многомудрые иудеи, законники, ветхозаветники, не увидели и не узнали, что Иисус из Назарета идёт по чину Мельхиседека!» Что он Божественный Врачеватель! И если бы не распятие...
Все апостолы научились у Иисуса врачеванию. Известно, что самый сложный и поздний у них — Павел — врачевал Своей Тенью и Платом со своей головы, и даже ложился на умершего всем своим телом, как сообщают «Деяния апостолов». Всё это продолжение творческой силы, которую явил царь Салима, первосвященник бога Эль-Элион Мельхиседек, Малкицадек...
Но если он — Ангел милосердной Луны, значит, он всегда с нами и первую неделю новолуния. Испокон веков и народ, и его художники рисовали полумесяц в небе с человеческим и полным благого привета лицом. Простые люди и люди сложные беседуют с полумесяцем, просят у него здоровья, как и тысячу лет назад:
— Месяц, месяц, ты за морем бывал?
— Бывал.
— А Бога видал?
— Видал.
— А у Бога зубы болят?
— Не болят.
— Так сделай так, чтобы и у рабы Божьей зубы не болели...
Мельхиседек
Есть бесконечный человек.
Он длится, будто Божий Век.
Царь Правды и дитя Луны,
Молочный луч иной страны,
Текучий, как Небесный Хлеб,
Мельхиседек. Малкицадек.
И допотопный бедуин
В пустыне был окормлен им.
И Иудейский царь Давид
Его сияние хранит.
Апостол Павел произрек,
Что сам Христос — Мельхиседек
Есть бесконечный человек.
Его знал ангел Херувим,
И Мелахим, и Серафим,
И я давно любуюсь им:
Ты рядом в мой короткий век,
Мельхиседек. Малкицадек.
Мой бесконечный человек.
май 2002
Новолуние
У Луны с самоцветами
Тоже Ветхий завет.
Наполняет кристаллы
Лунный свет.
Первый день. Ночь хрусталя
Ещё безлунная Земля,
И в небе царствует Геката.
Но светит друза хрусталя,
Как одинокая лампада.
Во тьме лучами шевеля,
Луну зовёт, сигналы ловит,
Вся друза светится любовью.
Любовью лунной хрусталя.
Второй день. Агат
Переливчатый агат —
День второй Луны.
Изобилием грозят
Сумрачные сны.
Изобилию не быть,
Скромен лунный вклад,
Как желание любить —
Сумрачный агат.
День третий. Рубин
Вышел месяц в путь-дорогу,
Будто рог Единорога.
Новый месяц, новый счёт —
Новолуние идёт.
Вся планета молодеет,
Всё растущее растёт.
Прорубился из глубин
Вещий камушек рубин.
Посоветуюсь с рубином:
Будет дочка или сын.
Четвёртый день младой Луны
Светило лунное взошло
И приоткрыло веки,
И тотчас же проснулось зло
В невинном человеке.
Уйду от левой стороны,
Держаться буду правой.
Сардоникс — дар младой Луны,
Чтоб зло не возрастало.
Пятый день. Бирюза
Только чистые глаза
Да колечко — бирюза,
Да плывёт Единорог
Выше пройденных дорог.
Только в пятый день Луны
Веют ангельские сны.
Только в этот звёздный срок
Видит нас Единорог.
День шестой. Ивиковы журавли
Ивиковы журавли —
Стрелы утренней зари,
Гиацинты пролетают
Свысока и издали.
Ангелы природных сил —
Гиацинты-пилигримы.
Злом уже неуловимы
Ивиковы журавли.
Посылаю журавлю
Дальние мои приметы,
Поддержите Горним светом
Душу бедную мою.
День седьмой. Сапфир — роза ветров
Духи природы, розы ветров,
Властные зовы ночных петухов
Создали камень сапфир.
Семиконечные звёзды Луны,
Эти сапфиры слышать должны
Голос звезды Альфаир.
Аль-сапфир,
Аль-фаир,
Рафаил,
Врач Луны от Луны излечил.
Сад плавных линий
Сад плавных линий гласно и согласно
объединяет кроны и поляны,
курчавые кустарники, купавы,
спирали папоротника, можжевельник...
Давно заметили живые люди,
что мир подобен саду плавных линий:
из семени, задолго до ростка,
бьёт тихий свет, и стройный звук, и волны.
И, следуя светящимся волнам,
живое образует, умножаясь,
сад плавных линий,
видный в новолунье.
Когда исполнят люди песнопенье
на облаках из трелей соловьиных,
сад плавных линий — пальчики соцветий,
овальчики молоденькой листвы, —
выласкивают музыку названий,
певучие лучистые созвучия, —
летучие мерцают оперенья
щебечущих вращающихся слов.
По лестнице из плавных линий сад
подъемлет нас из видимого мира
в невидимые райские сады.
И это миллионы лет подряд
возносит к небесам
живое семя...
Благочестивые сказы
Собаку благодарите!
Сенокос, жара, хочется из копытца воды напиться. Мы с мамой остались вдвоем на делянке, кругом лес да горы. Отец, намахавшись косой с раннего утра, умчался на попутной машине на завод. Такова участь маленьких городов, они сами и кирпич прессуют, и сталь варят, и скотину многочисленную содержат, и между сменами и в выходные дни запасается народ сеном, ягодами, грибами.
К вечеру скошенная трава подсохла, мы собрали ее в копну и укладываемся спать. Мама устала, она ведь тоже косила и после отъезда отца.
Укладывая постель на копну, она перевязывает мне рот платком, чтобы змейка-горлянка не заползла. И начинает свой полуночный рассказ:
— Ты видишь, колосок держится на высоком стебельке? А так не всегда было. Давным-давно колос, полный зерна, от самой земли рос. Хлеба много было. Но люди впали в такой грех, что Бога разгневали.
— В какой грех? — спрашиваю я, разглядывая с копны далекую луну.
— Ох, в подлость впали, воровали, обманывали, обхохатывали друг друга и убивали. Беда. Господь терпел-терпел это безобразие и говорит: «Огнем все спалю!» И послал огонь на хлеба. Пар с земли пошел, колос горит, огонь уже к верхушке подбирается. Люди-то знают, за что их Бог наказал. А вот собака бросилась перед Богом на живот и восплакала: «Господь, пожалей моих деток малых, чем я их накормлю?» и взвыла — по-матерински.
Мама вытирает платком глаза, наш отечественный голод вспомнила.
— Вот Бог и пожалел собаку и ее детей и остановил огонь. Осталось колоса на стебле высотой с безымянный палец. Утих гнев Господень, а людям было сказано: «Собаку благодарите, это она вас от голода спасла!»
Моя приемная мама Анна Николаевна Черепанова родилась в 1908 году, ушла в лучшие миры в 1983 году.
Природная крестьянка, мама имела лицо святолепное, терпеливое, характер нутряной, то есть гнула свою линию. Невидимая эта линия образовалась из далеких родовых преданий, и она сказывала их во всякую свободную минуту, как будто делала важное дело, — духовно окармливала нас, детей, или гостей, или своих сестер. Однако, подобно черепашке, мама скрывала свои религиозные предания от постороннего глаза атеистов целых семьдесят лет.
Таким образом, она подарила мне чудо незабываемого устного сказа, где мало слов, но есть все сведения об устройстве мира. Если такими рассказами полна народная жизнь, тогда понятно, что глас народа — глас Божий.
Дерзкий мальчик
Будто бы в одной деревне рос очень дерзкий мальчик. Однажды он с друзьями пошел на охоту пострелять белок. Ничего не добывши в лесных дебрях, он решил еще пострелять у себя во дворе. Видимо, бес его попутал, решил подросток покрасоваться перед друзьями — снял он икону Богородицы со стены в избушке, поставил на забор и прицелился в нее. Мальчишки, затаив дыхание, ждали. И вот в тот момент, когда он уже нажимал на курок и выстрела было не остановить, мальчик увидел, что вместо иконы стоит его мать.
— И что, выстрелил?
— В мать, конечно, не попал, но язык у него Господь отнял, — крестится перед сном мама.
Хлеба ни крошки
В разное время разные люди, особенно в пору кризиса, видели, и видят Богородицу, кто видит её в небесах, кто в родном доме, иные во сне или в грезах.
Бабушка Валя была убеждена, что Богородица приходила к ней наяву. Её рассказ стал семейным преданием:
— Это было в самый голодный год войны, весной в распутицу. Зато корова отелилась. А хлеба нет ни крошки. Дети хнычут, а самый младший совсем больной, ослаб от простуды и недоедания. Бабушка детишек молочком поит, а сама плачет и Богородицу молит помочь, хлебушка просит — детей сохранить. К вечеру пошла корову доить. Дверь в стойло коровье открыта. Вдруг от дверей тень упала, и видит бабушка, что в дверном проеме стоит женщина. Да такая чисто одетая, что свет от нее льется. Духа святого человек. Подает эта женщина бабушке две булки хлеба и говорит: «Подайте мне вместо хлеба немного молока» — и молчит. Бабушка, перекрестившись, приняла хлеб и отдала той женщине все ведро с молоком. Пока стояла, оцепенев, с этим хлебом, женщина исчезла.
— Это Богородица была, — утверждает бабушка, — пришла ниоткуда и спасла нас в самую распутицу и бескормицу. И окаменелое сердце мое умягчила...
— Главное, сил добавила — жить дальше...
Дело не в этом
Девяностые годы двадцатого века освободили религиозное сознание от крепостных объятий атеизма, в церковь дорога ещё не освоена, зато видений Богородицы стало очень много.
Знакомая художница, человек сколько мистический, столь же и богемный, считает себя грешницей, поскольку курит. И видит она сон, который поразил ее в самое сердце: «Меньше всего я думаю о Богородице, хотя икона ее, конечно, висит в мастерской. Но не дома. И вот вижу я себя сидящей на скамеечке у какого-то забора и покуриваю. Мимо меня идет именно Богородица в коричневом одеянии, голова повязана белым платом и покрыта капюшоном. Проходит мимо меня и молчит. А у меня муки совести сразу к горлу подкатили. Я показываю Богородице свою сигарету и виновато говорю: «У меня беда — я вот курю». А Богородица в ответ рукой повела и коротко так сказала: «Не в этом дело». И дальше пошла». Проснулась художница и решила: видимо, настала пора бросить курить. Да многое после этого сна изменилось в ее жизни, материнством вычистилось, а не богемой...
Вот и сонник, еще один свидетель народной тончайшей культуры, сообщает: «Богоматерь во сне видеть — счастливое событие, которое должно произойти в течение полугода».
Светлая риза
Очень поразил рассказ доктора наук из Оренбурга Светланы Сальцевой. Взрослая, сильная, энергичная, на мой вопрос она откликнулась стремительно, без всякого сомнения: «О! Я с Богородицей не расстаюсь. Мне мама дала молитву к Богородице, я ее десять раз прочту перед сном и в полусне обязательно увижу Ее образ. Лет пять назад в Москве мы с сотрудницей поселились в гостинице. А рядом в соседях оказались активные и шумные кавказцы, приставали, конечно. Мы испугались, и перед сном я стала читать мамину молитву именно десять раз. И вот, видимо в полусне, вижу: от балкона к моей постели идёт Богородица. Она подходит к моим ногам, снимает с себя голубой плат, очень большой. И, начиная с моих ног, укрывает меня этим голубым покрывалом. Когда она приблизилась к моему лицу, я провалилась в сон». Вот эта молитва мамы Анастасии:
Мать Пресвятая Богородица!
Укрой покрывалом своим,
Светлой ризою,
Господней пеленою
Рабу Божью Светлану.
От злых людей, от свирепых зверей
Храни нас, Бог!
Как видите, молитва совсем не каноническая, а прямо сказать, семейная и, может быть, наследственная, бесконечная во времени, может быть, уральская, или смоленская, или казанская. Главное, что молитва эта держит в силах и в родстве с Богородицей.
Кому пишет письма Богородица
В день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, 14 октября 2003 года, я прочитала наизусть десять раз молитву про светлую ризу и покрывало и, задремав, увидела Богородицу, именно Владычицу и Царицу. Это был средневековый дворец, а в нем комната-зал, как рабочий кабинет, с обширным столом в центре. За столом в парчовом царском одеянии сидела женщина, я поняла, что это Богородица и есть. Она писала письма, много писем. А я подглядываю за ней, как маленькая девочка, тайком с уровня пола и думаю про себя: «Это Богородица пишет письма тем, кто думает о ней».
Тогда Она поворачивается ко мне «вся в смарагдах и топазионах», «вся в ризах позлащенных и преиспещренных» и светлейше и согласно отвечает на мою мысль: «Я много писем пишу».
Видение это глубоко взволновало меня. Дело в том, что слова, которые звучат во сне, имеют для меня указующее значение. «Она пишет письма тем, кто думает о ней!» — вот в чем дело. Нас миллионы, думающих о Богородице совсем особенным образом. Так мы ни о ком не думаем: ни о соседях, ни о правителях, ни о пастырях, ни даже о детях. Иной мир, иная вселенная, милая и милостивая, одно только удивление, очищение и тихая радость, вижу Благо и Благодать, и что оно есть, и совсем рядом. Возможно ли это?
Есть же Богородица
Вся культура народа порой упакована в устном слове. Есть такое слово: сподобилось. Вот так же сподобилось увидеть во сне Богородицу архитектору Оле Пономаревой. Будто бы в ясный день в чистом зеленом поле стоит Оля на мостике ажурном, руки к небу подняла, а с неба ясно и прекрасно глядит на нее лик Богородицы, подвижный, живой и, конечно, приветливый.
Оля же, вместо того чтобы общаться с Богородицей, по комсомольской своей натуре стала людей созывать, дескать, поглядите: вот есть же Богородица! А людей в округе не оказалось, нет в чистом поле ни души. И Оля проснулась с горестной мыслью: «И опять все будут думать, что Бога нет...»
Если болит сердце
А у меня болит сердце, и я молюсь. Молюсь канонически по молитвослову и читаю псалтырь. И вот на Рождество Богородицы, 21 сентября, вижу я во сне родного сына, он вообще-то уже взрослый и сам отец двух детей. И он мне так строго, как приказ, говорит: «Мам, ты должна слушать больше музыки».
Я просыпаюсь и думаю: «Это ведь от Богородицы, через моего сына приказ пришел: сына-то я не посмею ослушаться». Тогда возникает вопрос, какую музыку слушать? Нужна музыка небес, голос души? Голос Богородицы? Говорят, что музыка сердце исцеляет. Молитва — тоже музыка.
— Матушка небесная Царица, исцели от страха и сиротства, пусть покроет землю Материнство, пусть пребудет вечное Отцовство, — шепчу я собственную молитву. Если эти высокие состояния создаются нашей душой, то из этого следует, что мы совсем не знаем своей души. Не знаем, что она и высока и чиста. Не знаем, в каких пространствах она пребывает, с кем беседует, не знаем ее спокойствия и уверенности в себе и в том, что где-то рядом царствуют и владычествуют и Благо и Благодать, и Пресвятая помощница наша Богородица.
Нечистое рядом
У нас через речку Сатку новый пешеходный мост построили, а старые пеньки, сваи деревянные от моста из воды торчат. Я гляжу на эти чёрные обрубки, на воду, кипящую вокруг, и вспоминаю мамину историю. Рассуждали мы о чертях. Кто они? И как это понимать? Мама и говорит: если хочешь знать, то чёрт — это смерть и есть. Самое страшное ругательство — это послать человека к чёрту, то же самое, что на смерть послать.
У нас в соседках Варвара жила, крепкая, сильная, и детей у неё было четверо, тоже боевые, оторви голову. Один из них, Гришенька, ну такой лихой. То по деревьям скачет, то костры возле домов разжигает, то огороды зорит, и все соседи стучат в окно к Варваре и жалуются на Гришеньку. А ему лет двенадцать, ножевой мальчишка.
Однажды вечером Варвара возится у печи, еду на утро готовит, а Гришенька и сунулся ей под руку, хлеб, что ли, стащил со стола. Мать родная со всего гнева как рявкнет на сына: «Пошёл вон! Убирайся к чёрту! Чтоб тебя черти взяли!» Гришенька сперва остолбенел, потом понурил головушку и тихо-тихо из дому вышел. И пропал. Нет его день, и два, и три. Видать, слово матери обратилось в дело.
Варвара была женщина верующая, догадалась, куда сына отправила: знать, его черти забрали. Кинулись мы все в церковь к священнику, решили сорокоуст служить. Дня три всем миром молились и к Богу, и к Богородице, и ко всем святым. И ведь нашли мальчонку. Вот тут, посредине реки, сидит под мостом, весь чёрный, и уже шерстью покрылся. Мать-то у него прощения просила, на коленях перед ним стояла, слезами своими утирала. А он молчит.
Тоже мы, взрослые, должны уметь прощения просить у детей, и браниться-то надо с оглядкой — нечистое рядом.
* * *
«Воззрением матерниим утеши мя...»
Псалом N 30
Научает Богородица
Быть женой Скоропослушницей,
Приносить скорбящим радости,
Исцелять любимым немощи,
Быть молочницей-кормилицей,
Быть нечаянною радостью,
Купиной неопалимою,
Матерью незаменимою,
Неприступною защитницей
Научает Богородица.
Есть покровы материнские,
Есть Вселенское девичество:
Сестры есть, подруги, дочери —
Это Божье милосердие,
Берегини светозарные,
Неусыпные работницы,
Ученицы и невестушки
Под покровом Богородицы