Захаревич Елена
Бриллианты и мифология

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Захаревич Елена (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 02/02/2010. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе петербургского исследователя Елены Захаревич "Бриллианты и мифология"

  •   Бриллианты и мифология
      
      Елена Захаревич
      
      Ефим Курганов. Бриллиантовый скандал. Старая уголовная хроника: Случай графини де ла Мотт. - Ediciones del Hebreo Errante, 2007. - 172 с.
      "Новый исторический роман Ефима Курганова посвящен похищению королевского ожерелья, изготовленного по заказу Людовика XV, в котором был замешан знаменитый авантюрист граф Калиостро. Скандал, вызванный этим сенсационным похищением, стал одной из причин Великой Французской революции". Это уж очень коротко, если представлять чудесную вещицу автора, уже знакомого читателю по историко-полицейской саге "Шпион Его величества, или 1812 год".
      Итак, новая книга доктора философии Е.Курганова называется "Бриллиантовый скандал. Старая уголовная хроника: Случай графини де ла Мотт".
      Изящный томик. Издан в лучших традициях "золотого века" французского книжного искусства. С обложки томика XVIII века смотрит обнаженная Пандора. А внутри, между текстом, скрыты десять редких эротико-мифологических гравюр... Да, еще что волшебно в этом изысканном издании: пожелтевшая полотняная бумага - таких книг нынче совсем не издают! Такие книги с трепетом открывают, странички бережно гладят пальцами по причине редкости. И действительно, новую книгу Е.Курганова можно назвать подлинным раритетом. Экземпляры наперечет. Один был показан на Франкфуртской книжной ярмарке, где представило свои книги издательство "Hebreo errante".
      Это издательство Михаила Евзлина, литературоведа, мифосемиотика, ученика Вл.Топорова. В "Hebreo errante" до недавнего времени публиковались неизвестные тексты русских авангардистов (Бахтерева, Крученых и др.), а нынешним летом вышла книга, первая часть сериала в стиле галантного века - "Бриллиантовый скандал".
      О чем это произведение?
      Сразу скажем, читается на одном дыхании. Хотя по первому впечатлению воспринимается не более как обычная авантюрная беллетристика о королях, графах и маркизах. Но, пробежав первые десять страниц, возвращаясь к началу, чувствуешь себя несколько одураченным. Что-то тут не то. Явно против канона... Автор с удовольствием разоблачает главную тайну своего авантюрного романа: он и не собирается скрывать, что эстетику письма и даже отчасти элементы своего сюжета заимствовал у М.Кузмина. С не меньшей откровенностью заявляет о том, что целиком составил свое произведение из придуманных документов и не намерен биться над витийством их слога. Важна суть представленных бумаг, из которых и складывается повествование про бриллиантовый скандал. Таким образом, в замечательно удобный для чтения формат книги попадает новая форма изложения романа, вроде бы использующая технологию прессклипинга, коллажа из цитат. Но позвольте! Курганов в своем новом романе ничего не цитирует - в чистом виде сочиняет!
      Текст весь держится на сквозной метафоре: похищенное королевское ожерелье стоимостью 1 600 000 ливров шайка мошенников растащила на бриллианты. И автор вместе с читателем восстанавливает картину происшедшего - листая документ за документом из папки старинного архива, как будто рассматривает и собирает утраченные алмазы из ожерелья королевы. Известно, что их всего 629. И, может быть, столько же страниц или документов вместят все части сериала, призванного пролить истинный свет на события, предшествовавшие началу Великой Французской революции. Все остальное - тайна... несмотря на наличие чистосердечного признания участников шайки, попавших в застенки Бастилии...
      Шелестят протоколы допросов, тайные записки, выглядывают обрывки газетных полос из папки, хранящей историю бриллиантового скандала. Однако где же сцены кровавых пыток? Бастилия без них не Бастилия! Почему же шайку, умыкнувшую королевское ожерелье, хотя бы не изуродовали? Чары графа Калиостро?.. Или, может быть, среди осужденных нет истинно виновных? Где же истинный злодей? Мельком упоминается о лукавой улыбке Александра I при свидании с графиней де ла Мотт, и, "между прочим, императрица Екатерина чрезвычайно интересовалась делом о пропавшем королевском ожерелье". Что до королевы, то Мария-Антуанетта в числе первых подозреваемых... Где истина, покажет продолжение романа. Хотя его открытый финал весьма своеобразен.
      Первую часть "Бриллиантового скандала" - случай графини де ла Мотт - можно определенно считать законченной книгой по канону кольцевой композиции. Как будто две виньетки наложились друг на друга. Прямо в романе Автор встречается с Читателем, и происходит это в послесловии, насквозь ироническом, оформленном как мифологический комментарий. Похоже, что Читатель, надев мифологические очки для чтения романа, точно так же развлекается (играет), как и Автор! Один любит в своем стиле читать, другой - писать. Оба, встретившись в романе, вполне вероятно, заранее сговорились слегка "надуть" настоящего читателя. Тайну с исчезновением ожерелья оставить пока (или, может быть, вообще) нераскрываемой, погрузив ее в царство теней... и таким образом еще сильнее разжечь интригу.
      Несмотря на Зло, выпущенное из сосуда Пандоры, где-то на его дне - впереди, за послесловием Читателя - остается надежда, что бриллианты отыщут...
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Захаревич Елена (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 02/02/2010. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.