Аннотация: Афиша@Mail.Ru
Рецензия на роман Ефима Курганова "Бриллиантовый скандал"
Рецензент портала Афиша.Mail.Ru
ЕФИМ КУРГАНОВ. "БРИЛЛИАНТОВЫЙ СКАНДАЛ. СЛУЧАЙ ГРАФИНИ ДЕ ЛА МОТТ"
Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante , 2007.
Среди исторических скандалов и казусов один из самых ярких, примечательных, будоражащих воображение - так называемая "история с ожерельем", имевшая место незадолго до Французской буржуазной революции. Если вкратце, то суть скандала вокруг астрономически дорогого бриллиантового ожерелья сводилась к следующему.
Ушлая дама по имени Жанна де ла Мотт уговорила кардинала де Рогана приобрести ювелирное изделие - якобы для королевы. Де Роган тщился заслужить расположение Марии Антуанетты, а Жанна, выдававшая себя за ее подругу, обещала передать ожерелье по адресу и тем самым поспособствовать сближению кардинала и королевы. Уговорить де Рогана мошеннице помогли фальшивые письма Марии Антуанетты и модистка, переодетая и загримированная под супругу Людовика Шестнадцатого. В итоге ожерелье было выкуплено, но ни королева, ни кардинал его не увидели - украшение распилил, вывез в Англию. и распродал по частям муж Жанны де ла Мотт. А виновницей всего этого безобразия, пол иронии судьбы, выставили злосчастную Марию Антуанетту и отрубили ей голову, не смотря на то, что она была тут не при чем.
Лакомый сюжет, изобилующий интригами, подменами, невероятными стечениями обстоятельств, колоритными деталями, яркими персонажами, историческими и политическими последствиями, впору назвать "бриллиантовым" не только в буквальном, но и в переносном смысле.
Тема настолько эффектная, что пройти мимо нее попросту невозможно. Кто не читал роман Александра Дюма-отца "Ожерелье королевы", тот смотрел голливудское кино "История с ожерельем". Более того, ожерельный скандал и его фигуранты, в числе которых - небезызвестный граф Калиостро, уже изрядно обросли мифами и легендами.
Был ли на самом деле замешан в краже знаменитый гипнотизер и мистифактор? По одной из версий не был, а по другой Калиостро и есть настоящий вдохновитель, дирижер аферы.
Действительно ли Жанна де ла Мотт происходила из рода Валуа, как она утверждала? Одни пишут, что и графскую фамилию ла Мотт, он а с мужем, простым жандармом, просто себе присвоила, а другие сообщают, что хотя семья Жанны и была нищей, она все-таки была потомком одного из побочных отпрысков короля Генриха Второго де Валуа.
Куда делась Жанна после бегства из женской тюрьмы Сельпатриер, куда ее посадили, уличив в краже знаменитого королевского ожерелья? Согласно одним источникам, она выбросилась из окна дома в Англии, где скрывалась, поскольку испугалась повторного ареста и возвращения в застенок, другие же уверяют, что свою гибель авантюристка ловко инсценировала, а сама укрылась чуть ли не в Санкт-Петербурге, при дворе Александра Первого.
Сейчас уже не так важно, что произошло "на самом деле" - миф уже обрел совершенно самостоятельную жизнь, а потому являет собой факт, с которым нельзя не считаться.
Именно мифы и легенды, связанные сбриллиантовой аферой, как раз и легли в основу книги парижского филолога и романиста Ефима Курганова.
При этом, чтобы не следовать исхоженным путем, основное внимание он уделяет не самому мошенничеству, и без того много раз и очень подробно описанному, а тому, что приключилось после того, как обман был раскрыт: процессу над Жанной де ла Мотт, Калиостро и кардиналом де Роганом, наказанию преступницы - публичному клеймению и помещению ее в тюрьму, бегству и дальнейшей жизни, полной самых невероятных приключений.
Среди легенд о Жанне де ла Мотт имеется одна весьма любопытная, связанная с Россией. Эта легенда помещает авантюристку доживать свои дни в Крым, в реально существующее сооружение под названием "Чертов домик", которое нахолится на территории лагеря "Артек".
Более того, легенда делает Жанну де ла Мотт при жизни - предводительницей местных контрабандистов, а после смерти - привидением Миледи, являющемся по ночам пионерам, поскольку, по одной из версий, именно образ Жанны послужил протипом злодейки из "Трех мушкетеров".
Как раз эта мифическая история и привлекла Ефима Курганова более всего. Повествование стилизовано автором под сборник исторических документов, якобы полученных (вместе с последними остаткмми ожерелья) от Жанны де ла Мотт другой авантюристской, полькой Каролиной Собаньской.Обеих будто бы привечела в Крыму княгиня Анна Сергеевна Голицына, тоже персонаж весьма колоритный.
При этом все письма, судебные протоколы и отрывки из мемуаров от начала и до конца вымышлены, однако производят впечатление вполне достоверных. Эффект создается благодаря тому, что не находится никаких противоречий гипотетическому существованию подобных документов, и усиливается внешним видом книги. Она напечатана (издатель Михаил Евзлин) в подлинной стилистике скандальных брошюрок восемнадцатого столетия. Шрифт, плотная желтоватая бумага горчичного оттенка, старинные эротические гравюры, изысканные виньетки и переплет - все в точности соответствует описываемой эпохе.
Не последнее место в книге занимают поиски ответа на вопрос: куда же все-таки делись те самые бриллианты? По версии автора романа, наиболее сладкие остатки ожерелья путешествовали по миру вместе с Жанной и Калиостро. Более того, их приключения вместе со смертью графини де ла Мотт отнюдь не завершились. Неспроста же в Артеке ходит привидение - не иначе, как Миледи волнует судьба ее камешков.
В финале книги бриллианты предположительно оказываются у Собаньской и с нею переезжают обратно в Париж, но что с ними случилось далее автор обещает поведать в продолжениях своего романа, которые последуют в ближайшее время.