Соломонова Ирина
Дюма не знал, что Миледи бежала в Россию

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Соломонова Ирина (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 02/02/2010. 12k. Статистика.
  • Интервью: Литкритика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью для еженедельника "Окна" (приложение к газете "Вести"). Август 2008-го года.


  •   
      
      
      
      
      
       ДЮМА НЕ ЗНАЛ, ЧТО МИЛЕДИ БЕЖАЛА В РОССИЮ
      
       Интервью у Ефима Курганова взяла Екатерина Соломонова
      
      
      
      
      
       В нашей редакции побывал заграничный гость - ныне живущий в Париже Ефим Курганов, доцент русской литературы Хельсинкского университета, автор 11-ти историко-литературных книг ("Русский литературный анекдот пушкинской эпохи", Анекдот как жанр", "Похвальное слово анекдоту", "Анекдот.Символ.Миф", "Роман Достоевского "Идиот". Опыт прочтения", "Лолита и Ада" и др.) и ряда исторических романов: "Бриллиантовый скандал", "Завоеватель Парижа", "Стависский: аферист века", "Шпион Его Величества".
       Естественно, говорили главным образом о книгах, написанных моим собеседником, который, по собственному признанию, предпочитает отныне писательство филологии, хотя и не видит особенного противоречия между этими двумя занятиями.
       - Вы написали несколько книг по истории и теории анекдота, и, насколько я знаю, выдвинули идею анекдотизации современных литературных жанров.
       - Да, у меня вышла небольшая книжка "Анекдот.Символ.Миф", в которой, в частности, говорится, что анекдот ныне по-настоящему входит в литературу. Мое исследование основано в первую очередь на книгах Сергея Довлатова, в качестве примеров анекдотизации современной литературы приводятся также сочинения Гандлевского, Евгения Попова и других. Вообще говоря, анекдот - жанр устный, печатание анекдота означает его смерть, точнее говоря, он переходит в новое качество, в литературу и уходит из настоящего функционирования в жизни.
       - Вы не только теоретик, но и практик, вы успешно применили на практике свои теорнии, написав серию шпионских романов. Насколько я понимаю, речь идет о литературном проекте наподобие акунинского?
       - Акунин от начала и до конца выдумал блистательного своего Фандорина (у него нет никакого прототипа), а я - нет. Я обнаружил один потрясающий сюжет и замечательного героя, совершенно реального. Это - Яков де Санглен. Собрав о нем материалы, я понял, что писать научную работу тут просто грех: все пропадет. Зато может получиться серия романов. Санглен был романистом, переводчиком, военным историком, издателем, профессором Московского университета. Потом он вдруг ушел в министерство полиции. Собственно, Александр Первый впервые в России образовал, по примеру Наполеона, министерство полиции, и его начальником поставил генерал-адъютанта Александра Балашова, а Санглена взяли заведовать Особой канцелярией министерства полиции (шпионы, цензцра и т.д.). Иногда Санглен вместо Балашова делал доклады царю, а потом царь попросил его следить за Балашовым. Когда возникло дело госуларственного секретаря Михаила Сперанского, которого решили уволить, арестовать и высдать из Петербурга, то царь предложил Балашову следить за Сперанским, а Санглену - следить за Сперанским и одновременно за Балашовым. После этого отношения Балашова и Санлена стали ужасными, невозможными. Санглен ушел из министерства полиции, и мператор тут же назначил его директором вновь образованной Высшей воинской полиции, и отправил его под начало военного министра и командующего Барклая де Толли. И стал Санглен бороться с разведкой Наполеона. Произошло это в апреле 1812-го года. Я написал серию романов и повестей в форме шпионских дневников де Санглена, проиписав каждый день этого знаменательного года вплоть до самого его конца. Сами дневники придуманы, но в целом это совершенно реальная шпионская летопись 1812-го года. Серия называется "Шпион Его Величества".
       - Иными словами, вам захотелось настоящей славы?
       - Это тоже научная работа, но, конечно, я хочу, чтобы мои книги прочли не десять человек, а несколько больше, да и материал столь хорош, что жалко было его засушивать научным исследованием. Сама идея такова, что с Наполеоном в некоторых отношениях боролись сами же французы: не только Санглен был французом, но, к примеру, секретарь его канцелярии носил фамилию Валуа. И еще я хотел показать, что Лев Толстой. всемерно подымая образ Кутузова, делая этого придворного интригана "народным маршалом", фактически фальсифицировал историю. Сделать это как бы через Санглена, мне кажется, это логично и корректно. Санглен был в прямом смысле слова человеком Барклая де Толли, котоый как раз и придумал тактику занманивания Наполеона вглубь России. Более того, русская военная разведка (Высшая воинская полиция, возглавлявшаяся Сангленом) была подлинным детищем Барклая.
       Конечно, то, что я делаю, можно назвать литературным проектом, хотя меня интересует совсем не стилизация. а факты. Я предпочитаю ничего не выдумывать. Мне более всего интересно, как новый подбор фактов может изменить взгляд на известные события.
       Потом я начал делать еще одну серию, которая называется "Старая уголовная хроника": речь идет о самых громких и пикантных уголовных скандалах разных эпох.
       Первая книга серии - "Бриллиантовый скандал". Это история об ожерелье королевы, о котором писал Дюма, но только у Дюма рассказано все, что было до уголовного процесса, а у меня в центре именно сам этот потрясающий процесс, который фактически привел к общественной дискредитации королевы Марии-Антуанетты.
       По сути я и тут не выдумываю ничего, а по форме это связка старых бумаг: вырезки и старых газет, альбомные записи, тайные письма, протоколы допросов в Бастилии. Опять же я придумал все, но только не факты.
       Расскажу поподробнее, о чем все-таки идет речь. В эпицентре этой уголовной истории - графиня-авантюристка де ла Мотт, из побочной ветви королевского рода Валуа, которую ко двору и близко не подпускали, потому что она была нищенкой и воровкой. И эту де ла Мотт пригрел замечательно богатый и доверчивый человек кардинал де Роган, которого страшно не любила королева и который сам не был допущен ко двору.
       Здесь необходимо отступление. Дело в том. что еще раньше король Людовик Пятнадцатый заказал дя своей фаворитки уникальный подарок - ожерелье из 620-ти бриллиантов. А камешки для Его Величества собирали о всему миру. А когда собрали, тут король и помер. Королевские ювелиры не знали, что делать с ожерельем, его никто не мог купить - только коронованная особа, ни у кого более не было таких денег. Десять лет ювелиры держали ожерелье, а потом решились предложить королеве Марии-Антуанетте, но она отказалась - слишком дорого. Тогда графиня де ла Мотт, давно мечтавшая и разбогатеть и отомстить королевской чете, сказала своему покровителю и любовнику кардиналу де Рогану: "Вы хотите завоевать благосклонность королевы, так выкупите для нее ожерелье. Потом она будет сама платить, но вы просто сделайте первый взнос, потому что королева этого сделать не может - будет страшный скандал, ежели она самолично его выкупит".
       Королевские ювелиры поверили кардиналу (он был принцем крови) и дали ему уникальное ожерелье, а он его тут же вручил графине де ла Мотт, чтобы она передала его королеве от его, кардинала, имени (де ла Мотт еще ранее внушила де Рогану, что Мария Антуанетта ее подруга).
       Получив ожерелье, графиня срочно вызвала своего мужа, они разломали ожерелье на части, и граф повез его в Лондон продавать, правда, самые лучшие камни забрал себе Калиостро (он был членом и даже шефом этой шайки).
       Пропажа уникального ожерелья не могла не обнаружиться (кардинал не заплатил и первого взноса - и у него не было такх денег). Все члены шайки попали в Бастилию. Был процесс и суд. Однако виновной признана была лишь графиня де ла Мотт. ее клеймили и заключили она навечно в тюрьму, но какие-то покровители помогли ей бежать, и она добралась до Англии. А когда ее в Лондоне пришли арестовывать, по одной версии, она выбрасилась из окна и она насмерть разбилась, а по другой, она инсценировала самоубийство и бежала в Россию.
       В основе моего "Бриллиантового скандала" как раз и воссоздана эта история с русским концом.
       Будто государь Александр Павлович, знавший тайну графини де ла Мотт, повелел ей не задерживаться в столице Российской империи, и она отправилась в Крым, где у нее в Артеке был крошечный домик - он так и известен, как "домик Миледи".
       И в самом деле, в Крыму жила в это время какая-то старушка-француженка, у которой было клеймо на спине. Так что по легенде графиня де ла Мотт (Миледи из романа Дюма) завершила свой путь в России. Несколько последних бриллиантиков она подарила другой авантюристке - Каролине Сробаньской, и та вывезла их назад во Францию. Таков общий абрис моего романа "Бриллиантовый скандал".
       Книга моя об Александре Стависском - тоже из серии "Старая уголовная хроника". Вообще во Франции не было более грандиозных скандалов, чем брилиантовый скандал в 18-м веке и дело Стависского в веке 20-м. Причем, любопытно, что в двух этих историях имелась русская составляющая, и она-то как раз мне и интересна.
       То, что написано о Стависском на русском языке, - неправда, все переврано, перепутано, - ну, а во Франции тьма книг на эту тему, афера досконално изучена, ведь она чуть не привела к фашисткому перевороту.
       История такова. В начале 30-х годов эффектный, статный молодой человек Саша Стависский, сын киевского врача-дантиста, поначалу мелкий жулик, "смыватель чеков", пошел на крупные и даже свер-крупные аферы. Только на одной (самой последней своей махинации) он заработал не менее 650-ти миллионов франков. В Байонне испанские эмигранты сдавали в ломбард фамильные драгоценности. Саша открыл производство бижутерии, и испанцы назад получали не фамильные драгоценности, а искусно сработанные подделки. Драгоценности же уплывали за океан, в Америку. Но этого Стависскому было мало. Он получил мощную правительственную поддержку, и байоннский банк под под испанские драгоценности стал выпускать ценные бумаг, которые получили мощнейшую рекламу. Акций было выпущено не менее двухсот миллионов, но значительная часть их ничем не была поддержана: это была бумага, воздух. В дело были вовлечены министры, префект Парижа, генеральный прокурор и другие. Саша раздавал миллионы парламентариям, издателям, журналистам, судьям, комиссарам, членам правительства. Саша был уверен, что с ним ничего не произойдет, ибо в противном случае падет правительство, рухнут прокуратура и полиция. Но вышло иначе: его убил наемный полицейский агент. Наверху решили, что если Сашу арестуют и он раскроет рот, то падет республика.
       Согласно одной из версий, Стависский был не столько величайшим авантюристом, сколько маронеткой в руках фашиствующих политиков, пытавшихся использовать это коррупционное дело, в котором была замешана правящая верхушка, чтобы совершить переворот.
       В биографии Александра Стависского есит не мало непроявленных моментов. Об афере Стависского по сей день страшатся во Франции сказать всю правду, ибо живы еще дети тех, кто был замешан в афере. Я в своей книге попробовал поставить все точки над "i".
       - Насколько я понимаю, вы видите себя в первую очередь автором исторических романов?
       - Это мне действительно ужасно интересно. Серия "Старая уголовная хроника" будет продолжаться, у меня написано еще несколько частей. Пишу я и дополнительные эпизоды к "Шпиону Его Величества". Все опять же построено в форме вымышленных записок, дневников, мемуаров, но я практически никогда не выдумываю факты.
       По правде, я бы предпочел быть писателем, а не филологом, хотя, с другой стороны, я не вижу большой разницы между этими двумя родами занятий. Просто, не идя на принципиальные уступки, придерживаясь неизменно исторической точности, хочу писать не для не многих, а для многих. В этом и заключен главный смысл моего проекта, возможно утопического.

  • © Copyright Соломонова Ирина (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 02/02/2010. 12k. Статистика.
  • Интервью: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.