Емельянова Надежда Михайловна
Арабские наемники в контексте конфликтов на постсоветском пространстве

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 25/09/2008.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Размещен: 27/02/2006, изменен: 27/02/2006. 31k. Статистика.
  • Статья: Политика
  • Скачать FB2
  • Оценка: 4.28*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На рубеже XX-XXI вв. в некоторых государствах СНГ, в то числе в Российской Федерации, особую актуальность приобрела проблема иностранного военного наемничества. Причиной ее возникновения стали многочисленные очаги конфликтогенности, появившиеся на постсоветском пространстве, фактическая размытость границ, отсутствие полноценной концепции национальной безопасности, продолжающееся переустройство общества.

  • Наемничество как социальный институт


    История формирования института наемничества уходит в далекие времена. Впервые это явление возникает в древнем Египте (656 г. до н.э.) (1). В Греции, древнем Риме также встречаются следы наемничества, причем активное использование чужестранцев в военных целях в большей степени характерно для эпох упадка. Общий упадок культуры, девальвация духовных и нравственных ценностей привели к постепенному разрушению государственного устройства. "То, что в войске гражданина заменяет наемник, является лишь симптомом", - указывал немецкий исследователь истории искусств Кон-Винер (2).
    Первыми правильно организованными отрядами наемников в Западной Европе стали альмогавары - легкая пехота в Испании, предназначавшаяся в первую очередь для борьбы с арабами (3). В Италии XIV-XVI вв. предводители наемных отрядов - кондотьеры, вербовавшиеся первоначально из иноземных рыцарей, а затем самих итальянцев, зачастую обращали оружие против "работодателей", захватывали власть в городах и становились вершителями судеб страны (4). Во Франции наемники также начали набирать силу на рубеже XIV-XV вв. При поражении французской армии в Столетней войне с англичанами (1346 г.) наемники, объединяясь с городской беднотой, превратились в настоящее бедствие Франции. Не получая жалованья, они выступали главными участниками мятежных движений. На протяжении нескольких последующих веков наемничество получило свое развитие во многих европейских государствах.
    В XVIII в. в Швейцарии возникают движения, оппозиционные наемничеству. В июле 1859 г. союзный совет Франции, Швейцарии и Италии издал закон, согласно которому наемники наказывались заключением в тюрьму, подвергались штрафу и лишались гражданских прав (5).
    В дореволюционной России, согласно существующим данным, организованного наемничества не существовало. По формулировкам советских энциклопедических изданий, приглашавшиеся из-за границы военные специалисты не были соладатами и представляли незначительную часть русских вооруженных сил (6). В Советском Союзе термин "наемник" практически не употреблялся. Научные исследования в первую очередь касались функционирования наемных армий; проблема наемничества индивидуального характера советскими учеными фактически не поднималась. Некоторые трактовки наемничества советского периода выглядят парадоксально по отношению к сегодняшнему дню. Например, составители Военной советской энциклопедии считали, что "привлечение в Вооруженные силы ряда современных капиталистических государств лиц по контрактам, по существу, является наемничеством" (7). В современной России контрактная служба стала одной из основных форм комплектования Вооруженных Сил.
    В постсоветских энциклопедических изданиях слово "наемник" отсутствует. Изучая нововведения, возникшие в русском языке за период 1985-1997 гг., авторы-составители Толкового словаря русского языка конца XX в. отобрали из 2 млн. карточек 5,5 тыс. наиболее часто используемых словоупотреблений. Термин "иностранные наемники" в их число не вошел (8). Таким образом, до последнего десятилетия XX в. проблема иностранного наемничества в России фактически не поднималась.

    Проблема наемничества в Средней Азии на примере Таджикистана


    Интенсивность реисламизации мусульманских регионов бывшего СССР привела к тому, что под наемничеством в первую очередь стали подразумевать наемничество мусульманское и особенно арабское. Однако, на практике за последнее десятилетие ни одному арабу официального обвинения в наемничестве не было предъявлено. Поэтому, используя термин "арабское наемничество", автор заключает его в кавычки.
    Чтобы наглядно проследить проблему (мифологему?) "арабского наемничества", остановимся на примере двух конфликтогенных зон. В обоих случаях речь пойдет о мусульманских регионах СНГ - Республике Таджикистан и субъекте Российской Федерации - Чеченской Республике Ичкерия. В 1992 г. в Таджикистане развернулась полномасштабная гражданская война. Формирования таджикской оппозиции, ушедшие через таджикско-афганскую границу, создали на территории сопредельного Исламского Государства Афганистан собственное "Правительство в изгнании". Представители Исламской Партии возрождения Таджикистана (ИПВТ) составили основу Движения исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ). Кроме Афганистана филиалы ИПВТ открылись в Пакистане (Пешавар), Иране (Тегеран), Объединенных Арабских Эмиратах (Дубай, Шаджер) и некоторых других мусульманских государствах. Нелегальные структуры ИПВТ функционировали и на территории СНГ в местах компактного проживания таджикских беженцев. Центральным органом ДИВТ стал Совет джихада. На него возлагались координация действий нелегальных структур в Таджикистане и за его пределами, а также взаимодействие с другими оппозиционными силами в борьбе против официального душанбинского режима. Кроме осуществления регулярных боестолкновений на границе, вооруженные подразделения просачивались на территорию республики, где совместно с подпольными оппозиционными формированиями участвовали в различных диверсионных и вооруженных акциях против правительственных структур.
    С этого момента в средствах массовой информации появились сообщения о поддержке таджикской оппозиции в мусульманских странах. В 1994 г. в российской печати начинает актуализироваться вопрос об иностранных наемниках. В начале года появляются сообщения о присутствии на территории РТ "арабских наемников", к завершению года их деятельности придаются едва ли не мифические очертания. При этом ни журналисты, ни военные, ни дипломаты не приводят конкретных имен и фамилий. Даются только общие сведения: предполагаемая численность, методы ведения партизанских действий, акцентирование на факте угрозы интересам национальной безопасности России.
    В конце 1994 - начале 1995 г. автор статьи задался целью найти конкретных людей - граждан арабских государств, так называемых "наемников", принимающих участие в боевых действиях на стороне таджикской оппозиции непосредственно на территории Республики Таджикистан. Для чего были совершены поездки в г. Душанбе и непосредственно на участок таджикско-афганской границы (Московский и Пянджский погранотряды). В ходе командировок были проведены сбор документального материала, многочисленные встречи и интервьюирование высокопоставленных лиц из числа представителей миссии наблюдателей ООН в РТ, Группы пограничных войск РФ в РТ (ГПВ РФ в РТ), Министерств: Иностранных дел, Внутренних дел и Безопасности Республики Таджикистан. При дальнейшей работе над изучением проблемы, большую помощь автору оказали сотрудники ряда заинтересованных министерств и ведомств России и Таджикистана, предоставившие в личное пользование исследователя разнообразные документы и материалы.
    Согласно существующей официальной информации, против правительства Республики Таджикистан и российских пограничников, находящихся в Таджикистане в соответствии с межправительственным Соглашением, вели боевые действия "не только таджикские оппозиционеры, но и афганские моджахеды, граждане арабских государств" (9). При этом отмечалось, что в сентябре 1994 г. в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) в составе сил оппозиции находились 25 граждан арабских государств. В следующем месяце на участке Хорогского погранотряда все той же ГБАО нелегально пересекли границу 11 вооруженных арабов. Дислоцируясь в районе Ванча, они объясняли свое присутствие здесь тем, что бывшие у них когда-то в роду таджики завещали своим внукам отвоевать родину (10).
    В органах государственной безопасности РТ удалось ознакомиться с документами (дневниковыми записями, учебными тетрадями, примитивными топографическими картами и т.п.) таджикских боевиков. Сотрудники МБ акцентировали внимание на том, что на трофейных военных картах отдельными знаками обозначены дислокации арабских подразделений: взвода бойцов из Саудовской Аравии (в составе 30 чел.), сирийская рота (120 чел.). В правительственных кругах Республики Таджикистан были убеждены, что оппозиция не смогла бы проводить столь активно подпольную подрывную работу без помощи "третьих государств". Об этом говорилось в официальном заявлении Министерства безопасности республики, переданном в представительство Миссии наблюдателей ООН в РТ.
    Глава военных наблюдателей этой миротворческой организации бригадный генерал Хасан Абаза (по происхождению - иорданец) прокомментировал факт присутствия "арабских наемников" на территории Таджикистана довольно пространно. При этом он подчеркнул, что выражает только свою личную точку зрения, поскольку желает помочь в исследовании данной проблемы. При этом Хасан Абаза сказал, что об "арабском наемничестве" он узнает, как правило, из газет, но точных данных на этот счет у него нет. "Мы, иорданцы, - подчеркнул генерал, - не имеем к этому абсолютно никакого отношения. Наших граждан в Таджикистане нет... Это позиция Иордании, что же касается других государств, то мы не можем запретить что-либо делать ливийцам или саудовцам" (11). При этом господин Абаза выразил глубокое убеждение, что пребывание ливийских или саудовских граждан на территории Таджикистана не санкционировано на государственном уровне. Он также не исключал что некоторые из арабов не находят работы у себя на родине и едут в Таджикистан, "чтобы подзаработать".
    В то же время для признания этих людей наемниками отсутствовала юридическая база. Но даже если бы она и существовала, доказать "желание получить личную выгоду" (т.е. основу, двигательную силу наемничества) было бы чрезвычайно сложно. Для представителей мусульманского вероисповедания на первый план, как правило, выступают идеологические мотивы. Бригадный генерал Хасан Абаза подтвердил это, сказав: "Возможно,... что какие-то государства, например, Саудовская Аравия, помогают силам оппозиции по той причине, что это мусульманский регион, и потому, что оппозиция выступает за объединение мусульман. Но они делают это не для подрыва устоев Содружества Независимых Государств" (12).
    Во время одной из командировок автору удалось найти так называемого "арабского наемника", отбывающего срок наказания в колонии усиленного режима. Гражданин Ирака Абу Исхак ибн Мухаммад, 1971 г.р., был остановлен российскими пограничниками при переходе границы из Таджикистана в Афганистан. Пограничники передали его в правоохранительные органы Таджикистана, и Верховный суд РТ приговорил Абу Исхака к 7 годам лишения свободы. Но не за наемничество (поскольку до сих пор такой статьи в УК РТ не имеется), а по статьям 81 - "нарушение государственной границы", 234 - "незаконное ношение огнестрельного оружия", 76, ч.2 - "контрабанда оружия" (13).
    Других осужденных арабов в Таджикистане мне так и не удалось найти. В официальных СМИ другие имена также не фигурировали (14). Несмотря на приводимые мифические цифры огромного количества "арабских наемников" на территории республики. Возможно, они были убиты во время ведения боевых действий. Но к суду на территории Таджикистана, по имеющимся у автора данным, другие арабы не привлекались. Возможно, в большей степени можно говорить об участии не наемников, но арабских военных инструкторов на зарубежных базах подготовки таджикских оппозиционеров (в Афганистане, Пакистане, Иране) (15). В таком случае проблема "арабских наемников", принимающих участие в вооруженных конфликтах на территории СНГ, представляется опять же во многом надуманной, не имеющей под собой веского обоснования.
    Можно предположить, что объясняя собственную беспомощность и могущество деструктивных сил, политики извлекают на поверхность проверенный многолетней практикой образ врага. К этой категории в силу разных обстоятельств (под влиянием политического момента, приверженности той или иной идее и т.п.) могут быть отнесены кавказцы, сионисты, американцы и др. Несмотря на то, что проблема международного терроризма и наемничества существует реально (16), в интерпретации ряда военных, журналистов и политиков она настолько обрастает ничем не подтверждаемыми мифами и зачастую переходит в разряд фобий.
    Высокопоставленные лица из аппарата министерства безопасности РТ подтверждали, что большинство боевиков, пересекающих границу, прошли широкопрофильное обучение на территории Ирана (провинции Басра, Мешхед и др.). Из предоставленных в распоряжение автора материалов следовало, что на базах Саудовской Аравии проводилось обучение летного состава из числа таджикской оппозиции, в Пакистане - полномасштабная подготовка для ведения войны партизанскими методами.
    Об этом же говорил и "арабский наемник" Абу Исхак ибн Мухаммад. Уроженец юга Ирака, он рос и учился в Багдаде. Получив среднее образование, начал заниматься коммерцией, по делам, связанным с торговлей, бывал в Иране, Пакистане и Афганистане. Но в душе он всегда оставался ревностным мусульманином. В 1991 г., увлеченный идеей служения Аллаху, он отправился в Иран, где в течение восьми месяцев проходил специальную подготовку в военном лагере "Самондодж".
    Тетради моджахедов, захваченные у переходящих границу боевиков, раскрывают суть этого обучения (характерного и для подготовки мусульманских боевиков для ведения боевых действий на территории Республика Ичкерия). Как правило, оно идет по двум направлениям: военная и религиозная подготовка. В военной части осуществляется изучение автоматического оружия, взрывчатых устройств, порядка и способов оказания неотложной медицинской помощи, военной топографии, разведдела, способов маскировки - применительно к условиям местности, времени года и суток. В части религиозной делается акцент на укреплении морального духа моджахедов, идее служения единому делу - распространению и укреплению ислама. Дневниковые записи моджахедов пестрят своеобразными заклинательными формулами типа: "Да не осядет пыль на идущего в джихад. Аллах отстранит и пыль, и дым ада от него на расстояние, равное тысячедневной скачке. Тот, кто получит ранение, будет принят в рай. И цвет лица его будет прекрасен. и запах тела имбирным, и тот, кто воевал во имя Аллаха, - рай для него открыт" (17).
    Здесь же усваиваются правила разделения военной добычи. Все, что берется в результате войны, говорится в учебных тетрадях боевиков, считается нашим законным богатством. Аллах приказывает: берите и ешьте то, что взяли, - оно честно заработанное вами богатство. "Занятые земли безбожников делятся между моджахедами. Эти земли могут быть отданы рабочему люду, который будет их засеивать, урожай же должно делить между моджахедами. Одна часть урожая отдается родственникам Пророка" (18).
    Нельзя не заметить, что военная подготовка моджахедов не отличалась высоким уровнем профессионализма. Но как говорили автору неоднократно таджикские боевики: "За нами победа, потому что у нас есть объединительная идея - ислам. У русских на сегодня такой идеи нет". Тем не менее, ислам в постсоветских государствах коренным образом отличается от классического ислама ближневостных стран. Кроме резких региональных различий, свои наслоения были привнесены и почти вековым господством социалистического материализма. Перейдя границу в районе столицы ГБАО РТ г.Хорога, Абу Исхак был потрясен полным отсутствием здесь мечетей и не соответствующей его взглядам "псевдорелигиозностью" населения: "В городе Хорог, куда я сперва пришел, нет не только мечетей, но и клочка земли, на котором бы человек мог сказать: "Аллах акбар!"(19)... В суннитском анклаве Памира (Сагирдашт) "основным местом нашего пребывания были две мечети... За свою короткую жизнь я не видел такого осквернения Дома Бога. Мечеть превратили в место курения анаши.., в место драк и матерных слов" (20)... "В Таджикистане я увидел две группировки - правительственные войска и вооруженные формирования оппозиции. Они воюют друг против друга, не думая даже, не вспоминая о джихаде. Они убивают друг друга ради личной выгоды"(21).
    Существование "арабского наемничества" на территории РТ оказывается фактически неподтвержденным вследствие:
    - отсутствия законодательной базы, невозможности установить факт самого наемничества;
    - недоказанности проникновения большого числа граждан арабских государств на территорию РТ и их участия в боевых действиях на территории республики;
    - идейных, а не корыстных мотивов, доминирующих в редких случаях инцидентов подобного плана (на примере Абу Исхака ибн Мухаммада;
    - юридической недоказанности, лишь зафиксированной в оперативных документах спецслужб возможности подготовки таджикских оппозиционеров на зарубежных базах арабскими инструкторами;
    - исчезновения проблемы как таковой в результате подписания Межтаджикского соглашения (июнь 1997 г.) , возвращения представителей таджикской оппозиции на родину, их официального признания и включения в общеполитическую жизнь страны.

    "Мусульманские наемники" и российско-кавказское противостояние


    Проблема иностранного наемничества в России возникла в связи с российско-чеченской войной 1994-1996 гг. и продолжением боевых действий в Чечне в 1999-2001 гг. Непримиримость граждан Чеченской Республики Ичкерия, длительное время противостоящих государственной военной машине, средства массовой информации усиленно списывают на разнообразную гуманитарную помощь ЧРИ (в том числе и наемниками) со стороны зарубежных мусульманских государств. В период российско-чеченского конфликта 1994-1996 гг. официальные источники сообщали о десятках тысяч иностранных наемников, которым выплачивается большое денежное вознаграждение чеченским командованием (по 800 долл. в день). Заместитель директора Московского Центра Кавказских исследований Александр Искандарян заметил по этому поводу, что обнародование столь явных нелепостей привело к тому, что правительственная информация стала восприниматься только как дезинформация (22).
    Официальные выступления по проблеме наемничества в период "второй чеченской кампании" порой переходят ту грань, за которой опять начинается поток "явных нелепостей" и некорректных формулировок. Например, избранный в Государственную Думу от Чеченской Республики Ибрагим Сулейменов, выступая в сентябре 1999 г. на радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что в течение трех последних лет Чечня "активно заполнялась мерзавцами и уголовниками со всей России, а из-за рубежа, особенно из арабских стран, туда прибывали наемники" (23). Невольно напрашивается вопрос, куда же столь продолжительное время смотрели силовые структуры и правоохранительные органы РФ, позволившие создать на собственной территории плацдарм для террористов?
    Министр иностранных дел Игорь Иванов, выступая на очередной сессии ПАСЕ в январе 2000 г., оценил численность иностранных наемников в Чечне общей сложностью в 2000 чел.(24). Почему же в таком случае достоянием гласности не стал факт хотя бы одного судебного процесса в отношении иностранного наемника, задержанного на российской территории? Попытки автора выяснить число осужденных за наемничество, начиная с 1997 г. - момента включения в УК РФ статьи о наемничестве, в Генпрокуратуре и МВД РФ не увенчались успехом. И лишь в конце мая 2000 г. для телезрителей канала НТВ было показано интервью с иорданцем Халидом аль-Хайятом, выпускником Киевского политехнического института, прибывшим в Чечню по идеологическим соображениям (для борьбы во имя ислама) и находящемся некоторое время на инженерных (налаживание связи), а затем подсобных (в качестве грузчика) работах у чеченцев. Поскольку в боевых действиях Халид не участвовал, то после проведенного расследования сразу же (по сообщению НТВ) "попал под амнистию" и был выпущен на свободу (25). По мнению автора, данный пример очень напоминает историю (конечно, более трагичную) иракского "наемника" в Таджикистане Абу Исхака ибн Мухаммада и служит еще одним подтверждением мифологизации проблемы "арабских наемников".
    Как бы в унисон И.Иванову, но опережая его, на этот счет высказываются американские аналитики. В ежегодном докладе о глобальном терроризме, подготовленном Госдепартаментом США и направляемом им в американский конгресс в сентябре 1999 г., утверждалось, что чеченские боевики проходят обучение и получают вооружение у исламских моджахедов, имеющих "широкие связи с террористами на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии" (26). Это сообщение, переданное Российским Информационным Агентством, не было подтверждено реальной фактурой. Существует ли у чеченских боевиков необходимость получать вооружение от моджахедов? Доставка его через несколько границ на территорию ЧРИ была бы сопряжена с большими трудностями. Давно уже нет никакого секрета в том, что в период прихода к власти Дудаева ему было передано огромное количество техники и вооружения не только из Северокавказского, но и из других военных округов РФ.
    Что касается обучения чеченцев зарубежной инструкторами, то это вполне вероятно. По сообщению конфиденциального источника в ФСБ РФ, подобная подготовка проводилась в Пакистане. Некоторые же страны заняли жесткую позицию в данном вопросе: в Иране были арестованы и депортированы в Россию эмиссары, направленных для покупки средств связи и специального оборудования. В то же время до начала боевых действий в Чечне (1994 г.) консультантами по спецоперациям у чеченских боевиков выступали сотрудники ближневосточного отделения ЦРУ, прибывающие в Чечню по обмену религиозными миссиями (27). После смерти генерала Д.Дудаева в его личном архиве была найдена визитная карточка бывшего сотрудника ЦРУ, в которой указывалось, что он был поощрен своим руководством "За деятельность на Кавказе".
    Находясь на посту председателя правительства, будущий президент России Владимир Путин на совещании министров обороны государств-участников Договора о коллективной безопасности высказал мнение, что зона "агрессивных интересов международных наемников простирается от Северного Кавказа до Памира", и что у них "нет и не может быть ни веры, ни национальности" (28). Исходя из сказанного, можно предположить, что недостаточная изученность темы вводит в заблуждение высокопоставленных должностных лиц.
    В разряд "арабских наемников" обычно зачисляют и прибывающих в Чечню потомков мухаджиров - переселенцев из Северного Кавказа в страны Ближнего Востока в результате кавказских войн XVIII- XIX вв. Их ошибочно именуют арабами, хотя сами они себя никогда не переставали считать чеченцами, аварцами, черкесами, продолжая сохранять и вдали от родины язык, традиции и культуру. С началом боевых действий в Чечне многие из потомков мухаджиров сочли священным долгом откликнуться либо посредством финансовой помощи, либо личным участием в трагедии своей исконной Родины.
    Гиперболизация проблемы наемничества порой переводит ее в разряд комического жанра. В декабре 1999 г. популярная московская газета объяснила россиянам, кто на самом деле является иностранными наемниками, и как они проникают на суверенную российскую территорию.
    "С началом новой войны в Чечне, - сообщал корреспондент, - на Северный Кавказ устремились тысячи наемников из числа идейных борцов за исламскую веру и обычных "солдат удачи" (29). По всей видимости, корреспондент считает, что "солдаты удачи" - это те, кто воюет за деньги, а "идейные борцы", соответственно - за идею. В таком случае насколько применим к ним термин "наемник", если УК РФ (ст.359 "Наемничество") гласит, что "Наемником признается лицо. действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющегося гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте...". Об этом же говорится и в одном из пунктов Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1989 г.: "наемник... принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны" (30).
    Согласно приводимым корреспондентом данным, за последние три месяца 1999 г. российские пограничники отправили "по обратному маршруту" 1500 наемников. Все они - граждане мусульманских государств, прибывшие в нашу страну по туристическим визам. При этом отмечается, что документы у большинства из них были в порядке. По каким же критериям в таком случае их могли классифицировать как наемников? Как сообщил корреспонденту начальник отдельного отряда пограничного контроля "Шереметьево" генерал-майор Александр Шайкин, существует несколько параметров, по которым это можно сделать:
    - по внешним признакам: "существует так называемый психологический портрет террориста", по которому пограничники могут определить его "специальность";
    - по совокупности признаков: если, например, из какой-либо мусульманской страны прибывает группа туристов численностью до пяти человек в возрасте 25-30 лет, все они имеют туристическую визу на 30 суток, а "гостиница в Москве забронирована на одну ночь"...
    Оправдания типа: "Хотим познакомиться с страной" в таком случае не срабатывают, во въезде на территорию РФ этим "потенциальным наемникам" отказывают... При этом генерал Шайкин признал, что "поводов для задержания или возбуждения уголовных дел в отношении "солдат удачи" у нас нет. Но второй раз проскочить незамеченными в страну они уже не смогут - электронная база данных навсегда сохранит "приметы наемника" (31).
    Когда знакомишься со способами выявления "арабских" или "мусульманских наемников", а также методами борьбы с ними, то поневоле задумываешься, что не случайно отношения России не только с арабским, но и мусульманским миром в целом, стали напряженными. По некоторым прогнозам, в ближайшее время "Россия окончательно вылетит из [ближневосточного] региона. Ее место уже начинают потихоньку делить европейцы и японцы" (32). Любое необдуманное заявление или выступление в печати вносят все более ощутимый холод в отношения России с ее бывшими друзьями и союзниками.

    Подводя итоги, можно сказать, что на постсоветском пространстве феномен "арабского наемничества" стал частью более широкой проблемы наемничества иностранного. Особую актуальность проблема приобрела в силу того, что это - новое явление, не имевшее аналогов в истории Российской империи. Необходимо отметить, что иностранное наемничество стало носить "мусульманскую окраску", что еще раз свидетельствует об увеличении роли исламского фактора на постсоветском пространстве.
    На территории России эта проблема является более актуальной, нежели в СНГ, где четко разграничены мусульманские и немусульманские республики. В то же время в Российской Федерации факт присутствия огромного числа наемников (по официальным данным от нескольких тысяч до десятков тысяч) остается недоказанным; механизм реализации статьи УК, карающей за наемничество, по существу неотработан. К 2000 г. Россия так и не присоединилась к международным конвенциям и соглашениям по вопросам борьбы с наемничеством. Не сделали этого и большинство государств СНГ, а во многих из них (в отличие от РФ) так и не были приняты законы, карающие за наемничество.

    ПРИМЕЧАНИЯ:

    1.Новый энциклопедический словарь. Издание Акционерного общества "Издательское дело бывшее Брокгаузъ-Евфронъ". Т.27. Петроград, б/г. С.800
    2.Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. Перев. с нем. М., 1998. С.50.
    3. Новый энциклопедический словарь. Издание Акционерного общества "Издательское дело бывшее Брокгаузъ-Евфронъ". Т.27. Петроград, б/г. С.800.
    3. Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд.3-е. М., 1985. С.617.
    4.Новый энциклопедический словарь. Петроград, б/г. С.801.
    5. Большая советская энциклопедия. Гл.ред. Б.А.Введенский. Изд.2-е. М., 1954. Т.29. С.52;
    6.И.С.Ляпунов. Наемные армии//Большая советская энциклопедия. Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд.3-е. М., 1974. Т.17. С.623; Ф.Энгельс. Избранные военные произведения. М., 1937. Т.1. С.137.
    7. Военный энциклопедический словарь. М., 1984. С.471.
    8. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения. Гл.ред. А.Прохоров. Изд.3. Спб, 1998.
    9. Емельянова Н. Наемники // Вестник границы России, # 2-1995. С. 48.
    10. Информация Министерства безопасности Республики Таджикистан. Декабрь 1994 г. // Архив автора.
    11. Хасан Абаза. Проблемы должны решаться только мирными средствами// Вестник границы России, # 1-1995. С. 50.
    12. Хасан Абаза. Проблемы должны решаться только мирными средствами//Вестник границы России. # 1-1995 г. С. 53.
    13.Н.Емельянова. Неужели это и есть путь Аллаха? // Вестник границы России, # 2-1995. С. 53.
    14. В.Струговец. По нам стреляют наемники: Межтаджикский конфликт // Красная звезда. 8 сент. 1994 г.; А.Петренко. Откуда у арабского хлопца таджикская грусть?: Участие арабских наемников в боевых действиях на территории Таджикистана // Комсомольская правда, 15 сент. 1994 г.
    15. Высокопоставленные лица из аппарата Министерства безопасности РТ сообщили автору статьи, что большинство боевиков, пересекающих границу, прошли широкопрофильное обучение на территории Ирана (провинции Басра, Мешхед и др.). По словам информаторов, на базах Саудовской Аравии идет обучение летного состава, а в Пакистане - полномасштабная подготовка для ведения войны партизанскими методами.
    16.На этот счет определенно высказались представители многих европейских и азиатских государств, присоединившихся в 1997 г. к Международной конвенции о борьбе с наемничеством. Однако Россия и большинство государств СНГ под ней еще не подписались.
    17.Из тетрадей моджахедов // Архив автора.
    18.Там же.
    19.Большая часть населения Памира, в отличие от остальных таджиков, исповедует не суннитский ислам, а шиитское течение - исмаилизм. При этом сохраняются отдельные элементы зороастризма, солнцепоклонства. Мечетей на территории ГБАО РТ нет. Культовые отправления совершаются в мазарах - местах поклонения исмаилитским святым - или специальных молельных домах.
    20. Джумъахон Хотами, Хумбахт Хайдаршо. Ман хафара хафратин, или Кто роет яму другому, попадет в нее сам // Газ. "Зов трудящихся" (на тадж.яз.). Душанбе, 8 янв.-3 февр. 1994 г.
    21. Н.Емельянова. Неужели это и есть путь Аллаха? // Вестник границы России, # 2, 1995. С. 56-57.
    22. Александр Искандарян. Чеченский кризис: провал российской политики на Кавказе // Научные доклады Московского Центра Карнеги. Вып.3. М., 1995. С.26, 39.
    23. Интерфакс. "Новости". 08.09.99 г.
    24. Василий Сафрончук. Европа поучает Россию//Советская Россия. 01.02.2000 г.
    25. НТВ. "Сегодня". 30.05.2000, 22:00.
    26. РИА. Выпуск "Горячая линия". 06.09.99 г.
    27. По сообщению информированного источника в ФСБ РФ.
    28. РИА. Выпуск "Горячая линия". 15.09.99 г.
    29. Виктор Сокирко. Транзит для террориста: В "Шереметьево" не пропустили 1500 наемников // Московский комсомолец. 02.12.1999.
    30. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Организация Объединенных Наций, 1990. Ст.1, п.1 "а"//Архив автора.
    31. Виктор Сокирко. Транзит для террориста...// Московский комсомолец. 02.12.1999.
    32. Александр Реутов. Ключевой игрок - Сирия: Отказ Дамаска участвовать в многосторонних переговорах может повредить Москве // Дипкурьер НГ. # 1, 20 января 2000 г.

  • Комментарии: 2, последний от 25/09/2008.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 27/02/2006. 31k. Статистика.
  • Статья: Политика
  • Оценка: 4.28*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.