Емельянова Надежда Михайловна
О книге Фархада Дафтари "Краткая история исма'илизма"

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 13/12/2007.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Размещен: 28/02/2006, изменен: 28/02/2006. 26k. Статистика.
  • Статья: Религия
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.95*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Фархада Дафтари "История исма'илизма". Имя Фархада Дафтари, ведущего сотрудника Лондонского Института исмаилитских исследований, хорошо известно в мировых научных кругах. Он - один из немногих исследователей, занимающихся изучением истории исма'илизма.

  • Фархад Дафтари. "КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИСМА'ИЛИЗМА". Москва, "Ладомир" - 2003.

    Имя Фархада Дафтари, ведущего сотрудника Лондонского Института исмаилитских исследований, хорошо известно в мировых научных кругах. Он - один из немногих исследователей, занимающихся изучением истории исма'илизма.
    Ученые обратили свое внимание на этот таинственный орден в исламе лишь в начале ХХ века, причем первопроходцами здесь были русские исследователи - И.И. Зарубин, А.А. Семенов. Их начинания были обогащены трудами В.А. Иванова, имя которого стало популярным среди исма'илитов в Афганистане, Иране, Индии и других странах. Будучи студентом Калифорнийского университета, Фархад Дафтари начал переписываться с В.А. Ивановым, жившим в то время в Тегеране. "Именно В.А. Иванов побудил меня к выбору исма'илизма в качестве темы моего полевого исследования", - говорит автор [С. 9].
    В своей работе Фархад Дафтари рассматривает наиболее важные периоды в истории исма'илизма: разделение ислама на суннитскую и шиитские ветви; ранний период исма'илизма; Фатимидский период; разделение исма'илитов на низаритов и муста'литов; Аламутский период; новейшая история исма'илизма.

    I. Исмаилизм сквозь призму шиизма.

    Исма'илизм - ответвление шиитского ислама. Изначально шиизм развивался в русле двух основных ветвей - кайсанитов и имамитов, затем к ним добавилось течение Алидов - зайдитов. Существовали и гулат (крайние) - теоретики шиитского ислама с группами своих последователей, стоявшие особняком в больших шиитских движениях. Шииты-кайсаниты обвинили трех первых халифов (до 'Али) - Абу Бакра, Умара и Усмана - в узурпации власти и заявили, что община, управляемая ими, пошла по ложному пути. Эти догматические положения кайсанитов были подхвачены гулат, а все имамы, следовавшие по линии 'Али, наделялись ими сверхъестественными свойствами и признаками Божественной сущности. Наиболее важной обязанностью верующего мусульманина кайсаниты и гулат считали признание подлинного шиитского имама времени. Роль шариата они считали куда менее значимой [С. 41].
    Шииты-имамиты существенно расширили свое влияние в период правления имама-Хусейнида Джа'фара ас-Садика. Первые годы его имамата были омрачены началом оппозиционного движения его дяди Зайда б. 'Али. В теоретической части своей доктрины Зайд придерживался примиренческих взглядов и заявлял, что, несмотря на то, что 'Али был самым достойным (ал-афдал) наследником Пророка, мусульмане должны хранить уважение и к предыдущим халифам, хотя они были и менее достойными (ал-мафдул). Благодаря этому постулату, Зайд завоевал большое уважение многих мусульман-нешиитов.
    Джа'фар ас-Садик заложил основы мазхаба (правовой школы) в шиитском исламе, названного в честь него дж'афаридским. В шиитском исламе были созданы свои хадисы, которые опираются на авторитет имамов и в дополнение к самому рассказу пророка Мухаммада включают их изречения. Кроме теологической и правовой доктрин, Джа'фар ас-Садик и его сподвижники разработали четкий комплекс ритуалов для мусульман-шиитов. Основа доктрины имамата ас-Садика, которая фактически была сохранена поздними шиитами (исна'ашаритами и исма'илитами), базировалась на вере в необходимость для человечества постоянного Божественного руководства со стороны непогрешимого (ма'сум) имама, который станет авторитетным учителем после пророка Мухаммада, наставником и руководителем людей во всех их духовных начинаниях. То есть, мир не может существовать без имама, являющегося, по сути, представителем Аллаха (худжжат Аллах) на земле. Признание подлинного имама времени и подчинение ему являются абсолютной обязанностью каждого верующего.

    II. Период раннего исмаилизма

    Начало движения исма'илизма связано с именем старшего сына Джа'фара ас-Садика Исма'ила и расколом среди шиитов, часть которых признали своим седьмым имамом другого сына Джа'фара - Мусу ал-Казима. Впоследствии они стали называться имамитами, а те, кто признал наследником имамата Исма'ила - исма'илитами. Главные принципы исма'илизма, сохраняемые на протяжении многих веков, заключаются в признании "непосредственного руководства Пророка Мухаммада и его наследников, имамов, олицетворяющих... высший авторитет" [С. 100].
    Опираясь на доктринальные положения, оппоненты исма'илитов создали систему опровержений легитимности их учения и обвинения в ереси. Создавались многочисленные мифы о "недостойных целях, аморальных взглядах и распутных практиках исма'илитов" [С. 25]. Имамов исма'илитов обвиняли в неалидском происхождении. Говорили даже, что это секта, основанная еврейскими магами, которая прикрывается маской ислама, а на самом деле направлена на подрыв ислама изнутри.
    Противниками исма'илитов было написано немало текстов, которые выдавались за исмаилитскую ересь. В результате исма'илизм был представлен как сверхъересь в исламе - илхад. Мусульманские противники исма'илизма с самого начала пытались представить это учение, как антиисламское, имеющее в своей основе доисламские традиции. Некоторые даже рассматривали исма'илизм в качестве заговора, основанного на доисламских верованиях и преследующего цель разрушить ислам изнутри [С. 72].
    Таких работ было довольно много. Автору рецензии приходилось и сегодня сталкиваться с аналогичными взглядами на исма'илизм в период работы в соседних с исма'илитскими суннитских районах афганского и таджикского Бадахшана. Нередко нелепые слухи и вымыслы распространяют средства массовой информации и интернет-сайты как в России, так и государствах СНГ (1). Думается, что еще одной из причин этого становится тот факт, что исма'илиты, преследуемые и вынужденные скрывать свою веру, зачастую не могли издавать свою литературу и знакомить с нею широкий круг читателей. Оценки исма'илизма в европейской средневековой историографии являются, по сути дела, оценками их оппонентов, дошедшими в Европу из стран ислама через европейских путешественников. Поэтому представляется очень важным, что доктор Дафтари сумел выйти за пределы этих, установленных веками, рамок. Его работа - одна из первых на Западе написана на основе источников самих исм'илитов и дает возможность читателю познакомиться с альтернативной точкой зрения на историю развития ислама.
    Ранние исма'илиты считали, что Коран и законы, на нем основанные, это - открытые тексты, которые, вместе с явным или экзотерическим значением (захир), имеют внутреннюю или духовную реальность (хакика), которая не лежит на поверхности, являясь по сути скрытой, эзотерической (батин). И если захир - религиозные законы, провозглашенные пророками, подвержены периодическим изменениям, то батин - духовные истины хакаик, остаются вечными и непреложными. Скрытая правда может стать доступной посредством применения метода та'вил - выведения батин из захир, внутреннего из внешнего. Отсюда - широко распространенное еще одно название исма'илитов - "батинийя".
    Для учения ранних исма'илитов концепция та'вил стала центральной - практически весь корпус их текстов был составлен из сочинений этого жанра, целью которой было найти подтверждение исмаилитской доктрины в Коране.
    Исследуя доступные исма'илитские источники, автор пришел к выводу, что ранние исма'илиты "ни в коей мере не были освобождены от соблюдения правил и предписаний шари'а" [С. 66]. Фархад Дафтари считает, что сунниты безосновательно, а может быть, даже умышленно, приписывали ранним исма'илитам суждения, которые были более характерны для шиитов гулат, открыто учивших, что предписания шари'а не должны распространяться на мусульман, следующих за правомочным имамом времени.
    Исма'илиты учили, что вечные истины - хака'ик, скрытые в батин, представляют собой истинное послание, общее для всех монотеистических религий. К концу IX века у исма'илитов было создано представление о цикличности времени и религиозной истории человечества как эпохе пророков, признанных в Коране. Синкретичность и экуменистическая направленность исма'илитского мировосприятия позволили создать им особую религиозную доктрину, обращенную не только к мусульманам, но и различным неисламским сообществам. В своей цикличной схеме исторического развития, исма'илиты аккумулировали не только ветхо- и новозаветные традиции, но и разнообразные доисламские верования, особенно маздеизм и зороастризм, занимавшие в то время еще достаточно сильные позиции в иранском мире. Это стало немаловажным фактором, способствовавшим принятию исма'илизма значительным числом групп хуррамийа от Азербайдажана до Хорасана и Центральной Азии, которые объединили учение ислама с иранскими религиозными традициями и философией.

    III. Фатимидский период

    Новой вехой и большим успехом в развитии исма'илизма стало образование Фатимидского халифата в Северной Африке в 909 году (297 год хиджры). "Овладев политической властью и превратив свое молодое государство в обширную цветущую империю, исмаилитский имам бросил от имени шиизма вызов аббасидской гегемонии и суннитской исламской традиции", - пишет Фархад Дафтари [С. 73]. В результате исма'илитский халиф-имам смог выступать в качестве духовного представителя шиитского ислама, подобно аббасидскому халифу, олицетворяющему духовную и светскую власть у мусульман-суннитов.
    При Фатимидах исма'илиты смогли создать свою собственную правовую религиозную школу (мазхаб), подобную суннитской юридической системе и шиитской джа'фаритской системе. Особым этапом фатимидской "стратегии экспансии на восток" [С. 74] стало завоевание Египта в 969 году (358 год хиджры). Каир - город, основанный как столица Фатимидов, стал центром для подготовки сети религиозно-политических миссионеров - да'и. С 973 года (362 года хиджры) Каир стал центром организации исма'илитского призыва (да'ва), который распространялся как в фатимидских владениях, так и за их пределами. Фатимидские да'и (2), активно действовавшие в центральных и восточных областях (от Сирии до Центральной Азии), достигли значительных успехов в распространении ислама. Они нашли отклик среди большого числа верующих на территориях, подконтрольных Аббасидам, Буидам, Сельджукам, Газневидам и другим суннитским династиям. Увлеченные исма'илитским да'ва, эти неофиты признавали фатимидского халифа своим имамом времени.
    Исма'илитские да'и, назначаемые только с разрешения имама, в своей основе были учителями; они стремились показать притягательность исма'илизма, стать личным примером для подражания. Но в то же время, вне пределов своего государства, как правило, да'и испытывали враждебное отношение со стороны правителей неисма'илитских территорий и поэтому работали втайне, стараясь не разглашать подробностей своей деятельности. Как говорит Фархад Дафтари, "в период правления Фатимидов да'и играл роль и неофициального агента государства, тайно содействуя распространению фатимидской миссии за пределами владений Фатимидов..." [С. 101-102].
    Для успешного выполнения своей миссии да'и должен был обладать высоким уровнем знаний, знать как религиозные, так и светские науки, такие как история и философия, знать основные положения немусульманских религий, язык и традиции того региона, в котором проходила его деятельность. Но, прежде всего, да'и должен был обладать знанием захир, батин и шари'а (как исма'илитской - та'вил, так и неисма'илитской интерпретацией).
    Не входившие в состав Фатимидского халифата регионы, в которых распространялась пропаганда исма'илизма, носили название джазаир ("острова"). Идеализированная схема представлялась в виде двенадцати джазаир, на которые должен быть разбит весь мир, и где, после провозглашения дава', установится власть имама исма'илитов. Эти "острова" включали Рум (Византию); Дайлам (синоним Персии); Синд и Хинд (Индию); Син (Китай); регионы, населенные арабами, нубийцами, зинджами, хазарами и славянами. Население многих из этих джазаир уже было знакомо с шиизмом, включая исмаилизм, и поэтому позитивно восприняли проповедь образованных и хорошо подготовленных фатимидских да'и.
    В это время исма'илизм распространился в Индии, где сохранился и по настоящее время. В 958 году (347 год хиджры) фатимидский да'и Систана обратил в свою веру местного правителя. В результате было образовано исма'илитское княжество в Синде со столицей в Мультане (территория современного Пакистана), многие индусы приняли исма'илизм. Правление исма'илитов в Синде было прервано в 1005 году (396 год хиджры), в связи с захватом Мультана Махмудом Газневи.
    При Фатимидах (примерно с XI века) Египет стал основной морской державой, соперничающей с Византией от северных берегов Сирии до Сицилии. Фатимиды покровительствовали творчеству и научным изысканиям, при них Каир приобрел славу не только крупнейшего узла международной торговли, но и центра исламской богословской мысли, науки, искусства и культуры. Автор делает, на наш взгляд, абсолютно точный вывод, что "фатимидский период - это не только славное время исма'илитской истории, но также одна из величайших страниц в египетской и в целом исламской истории" и "ключевая веха в развитии исламской цивилизации" [С. 76-77].
    В Египте Фатимиды смогли создать сложную административно-финансовую систему, которая была построена по Аббасидской централизованной модели. Толерантность исма'илитов Фатимидов проявлялась и в том, что фатимидские чиновники, включая министров-везиров, подбирались на основе личных достоинств и профессиональных качеств, невзирая на этническое происхождение и религиозную принадлежность.
    Автор пишет о том, что достаточно часто судебную систему Фатимидов возглавляли юристы-сунниты, которые избирались на должность верховного судьи (кади ал-кудат) [С. 75]. Но при этом нельзя не сказать, что, скорее всего, даже будучи неисма'илитами, они должны были стать их сторонниками и проводниками идей исма'илизма. В то же время автор отмечает, что именно либеральная кадровая политика в отношении берберов, суданцев, тюрков, арабов и других этнических групп привела к их соперничеству и созданию различных оппозиционных группировок в армии и администрации и послужила причиной смут в фатимидском Египте [С. 75].
    На заключительном этапе (1094-1171 год / 487-567 год хиджры) государство Фатимидов сотрясали политические и экономические катаклизмы, его территория сократилась до границ Египта. Окончательное завершение правления Фатимидов пришлось на 1117 год (567 год хиджры), когда Салах ад-Дин б. Аййуб (Саладдин) прочел в Каире хутбу от имени правившего аббасидского халифа, что символизировало возвращение Египта к суннитскому исламу. В целом фатимидское государство просуществовало 262 года.

    IV. Разделение на низаритов и муста'литов: Важная веха в истории исма'илизма.

    В 1094 году (487 год хиджры), после смерти восьмого халифа и восемнадцатого исмаилитского имама Абу Тамима Ма'адда ал-Мустансира Би'ллаха, начался раскол в Фатимидском халифате: исма'илиты распались на фракции низаритов и муста'литов (названы по именам сыновей ал-Мустансира, претендовавших стать его наследниками). С этого времени исма'илиты этих двух ветвей следуют разным линиям имамов. Далее доктор Дафтари в большей степени концентрирует внимание на истории развития низаритской общины.
    Исма'илитский да'ва успешно осуществлялся во многих частях Ирана, входившего в Сельджукский султанат. Все возрастающим успехом да'ва пользовался в Хорасане, Бадахшане и прилегающих к ним районах Центральной Азии. Причем исма'илитский призыв осуществлялся здесь вопреки усиливающемуся давлению со стороны тюркских династий Караханидов и Газневидов, в 1005 году (395 году хиджры) сменивших правление династии Саманидов. Наиболее известный да'и этого периода -Насир-и Хусрав, завершил свою проповедь на Памире, где написал большое число исма'илитских произведений, почти полностью сохранившихся до наших дней.

    V. Аламутский период.

    В 1094 году (487 год хиджры) во главе исма'илитов Ирана встал Хасан ас-Саббах, фактически основав новый низаритский дав'а, разорвав связи с Фатимидами и штаб-квартирой дав'а в Каире. Еще ранее (в 1090 году / 487 год хиджры) Хасан ас-Саббах захватил горную крепость Аламут в северном Иране, и фактически возглавил восстание против правящей тюркской династии Сельджуков. Автор констатирует: "Условия существования низаритов в аламутский период кардинально отличаются от тех, с которыми столкнулись исма'илиты Фатимидского государства. С самого начала главной целью исма'илитов низаритов являлось проведение революционных кампаний и выживание в исключительно враждебном окружении" [С. 127]. Именно поэтому, несмотря на то, что науке в аламутском государстве уделялось достаточно внимания, приоритетом все же стала "подготовка командиров отдельных воинских подразделений, а вовсе не ученых теологов и юристов" [С. 127].
    Ответом Хасана ас-Саббаха на преследования и политическую мощь Сельджукидов стало решение превратить убийство в инструмент для достижения военных и политических целей. Приговоры, выносившиеся исмаилитами, приводились в исполнение молодыми фида'и - добровольцами, приносящими себя в жертву. Техника проведения актов возмездия напоминает современные террористические акции - убийства совершались в местах большого скопления народа, с дополнительным эффектом устрашения. Эти теракты провоцировали репрессии против целых групп исмаилитов, что влекло за собой ответные жертвы. Практика политических убийств исмаилитскими фида'и послужила питательной почвой для создания многочисленных, нередко приукрашенных легенд, распространяемых крестоносцами на Ближнем Востоке и в Европе. В этих легендах впервые главный да'и Сирии, назначенный Хасаном ас-Саббахом, Рашид ад-Дин Синан назван Старцем горы. Это название стало применяться европейскими авторами и по отношению к владетелям Аламута.
    Хасана, выбравшего низаритский путь развития, поддержала не только вся иранская община, но и исма'илиты Ирака. Аламутские да'и создали общину низаритов в Сирии, где в это время преобладало муста'литское течение исма'илизма. Исма'илиты Бадахшана и Центральной Азии долгое время оставались в стороне от этого процесса, на них не распространялось да'ва из аламутской штаб-квартиры. Но позднее они также сделали свой выбор в пользу низаризма, а исмаилитский низаритский да'ва распространился на обширные территории, включающие современный Афганистан и государства Закавказья. Каждая низаритская община находилась под руководством главного да'и, назначаемого Аламутом.
    Низаритские исма'илиты в Иране начали новый призыв (ад-да'ва ал-джадида), что было по сути новой трактовкой старой шиитской доктрины та'лим, или авторитетного обучения имамом. Эта доктрина базировалась на идее абсолютной верности имаму своего времени, а в его отсутствие - полноправному представителю имама (худжжа). Первым из таких худжжа был признан Хасан ас-Саббах.
    34 года Хасан провел в Аламуте, никогда не спускаясь из крепости вниз. Все свое время он отдавал разработке принципов проведения да'ва, изучая для этого многие богословские дисциплины, в том числе и шари'а. Во время его правления в Аламуте было запрещено употребление вина, игра на музыкальных инструментах. Даже сын Хасан ас-Саббаха не нашел пощады, и был казнен своим отцом за употребление вина. Сам он скончался в 1124 году (518 год хиджры) и был похоронен вблизи крепости Аламут. Мавзолей Хасана ас-Саббаха в 1256 году (654 год хиджры) разрушили монголы, после того, как захватили эту горную цитадель исмаилитов-низаритов.
    Особый период в истории исма'илизма связан с именем шестого правителя Аламута Джалал ад-Дина Хасана, внука Хасан ас-Саббаха. Он публично отверг доктрину кийяма, разработанную его дедом, которая фактически отменяла шари'а. Напротив, Джалал ад-Дин обязал следовать шариату в его суннитской форме, после чего началось сближение низаритских лидеров с суннитским исламом, и аббасидский халиф официально признал права низаритского имама на свои территории.
    Взаимоотношения между исмаилитами и суннитами настолько улучшились, что даже когда началось нашествие монгольских войск на Хорасан и другие восточные районы, многие мусульмане сунниты находили прибежище в городах и крепостях низаритов.
    Но исма'илиты Ирана не избежали трагических событий: против них во главе огромного войска выступил Хулагу-хан. Для покорения исма'илитских территорий хан Мункэ передал своему брату Хулагу все войска, находящиеся в Кашмире, Балхе и Бадахшане. Причем, фициальным поводом для военного похода монголов послужила жалоба жителей Казвина и горных районов Ирана на вред, причиняемый им исма'илитами, а также их доминирующую роль в горных районах Персии (3). 9 марта 1257 года (1-го раби' 655 года хиджры) монголы убили захваченного в плен последнего правителя Аламута имама Рукн ад-Дина Хуршаха. Тысячи низаритов были истреблены монголами в разных местностях Ирана. Подводя черту, Фархад Дафтари констатирует: "Этим трагическим аккордом завершилась история государства персидских исма'илитов низаритов аламутского периода" [С. 161], "с гибелью государства низаритов в Персии... низариты навсегда утратили независимость и политический вес" [С. 162]. Многие исмаилитские да'и со своими последователями вынуждены были переселиться из Ирана в Индию и страны Центральной Азии.
    Несколько столетий после падения Аламута исмаилиты не проявляли себя явно, их имамы оставались скрытыми и недоступными для своих последователей, а изолированные друг от друга территориально исмаилитские общества развивались независимо друг от друга, создавая свои собственные традиции.

    VI. Исма'илизм на современном этапе.

    Первым н изаритским имамом, отказавшимся от практики сокрытия (такийа) стал сорок второй имам Хасан-'Али, начав в середине XVIII века (XII век хиджры) восстанавливать утраченный вес своей общины в Индии и Иране. Сорок шестой имам исмаилитов-низаритов Хасан-'Али-Шах сумел установить еще более прочные с династией каджаров, правящей в Иране. Каджарский монарх Фатх-'али-Шах назначил Хасан-'Али-Шаха губернатором города Кума и выдал за него замуж одну из своих дочерей, закрепив за ним почетный титул "Ага-Хан". В 1841 году (1257 году) под давлением обстоятельств Ага-Хан I с большим числом своих приближенных вынужден был перебраться сначала в Афганистан, а потом в Индию. Последние 30 лет своей жизни Ага-Хан I провел в Бомбее. Эти годы стали временем сбора и консолидации разрозненной исмаилитской общины.
    Рассматривая изменения, происходящие в исмаилитской общине под руководством имамов Ага-Ханов, автор постепенно переходит к описанию ее современного развития. В 5-й главе книги рассказывается о модернизации общины на современном этапе исторического развития, проходящей под руководством сорок девятого имама низаритов Мавлана Хазира Имама Шаха Карима ал-Хусайни - Ага-Хана IV. Говоря о "Конституции мусульман ши'итов имамитов исма'илитов" 1986-го года, автор подчеркивает, что она необходима для того, "чтобы вести общину по пути духовного просвещения, а также улучшения материальной стороны ее жизни" [С. 213]. На основе этого документа действует единая система советов исма'илитов с филиалами в 14 регионах мира (в том числе в Индии, Пакистане, Сирии, Кении, Танзании, Франции, Португалии, Великобритании, Канаде и США). А всего в начале XXI века исма'илизм низаритского толка исповедывают более 20 миллионов человек в 25 странах мира.
    Прочитав книгу, хочется сказать слова глубокой благодарности автору, а также тем, кто сделал доступным этот труд для российского читателя - переводчикам английского текста Л.Р. Додыхудоевой и Л.Н. Додхудоевой, научному редактору русского перевода О.Ф. Акимушкину.
    К сожалению, в связи с краткостью формата рецензии, в ней не удалось отразить многие интересные моменты, которые самым тщательным образом разбираются автором. Увлекательно описание положения женщины в исма'илитской общине, роль, которая отводилась ей и в большой политике, и в повседневной жизни. Не менее интересно описание трансформации и методов работы института да'и. Очень важным является то, что автор нашел возможность показать, что такое исма'илитское право, ритуальная обрядовая практика исма'илитов, взаимоотношения исма'изма и суфизма. Всем этим аспектам не посвящены отдельные главы - информация подобного рода присутствует во всей книге дисперсно. Тем интереснее становится читателю отыскивать в книге эти уникальные жемчужины истории исма'литской общины.
    Доктор Дафтари проделал колоссальную работу, собрав разрозненные источники по истории исма'илизма, анализ которых позволил ему создать четкую периодизацию развития исма'илитской общины. Автор наполнил эту строго выдержанную схему пульсом жизни, интересными и разнообразными деталями социального развития исма'илитов в наиболее важные моменты их истории.
    Книга рассчитана на подготовленного читателя, в достаточной мере знакомого с мусульманской культурной традицией. В то же время она читается легко - нужно отдать должное и переводчикам, и редактору русского текста. Но они как бы следуют за автором, который ведет читателя по увлекательным лабиринтам истории исма'илитов - их соперничества с правящим большинством и борьбы за право собственного взгляда на ислам; их жизни, отличной от жизни других мусульманских общин, но неизменно связанной с заветами Корана и именем Пророка Мухаммада.
    Работа Фархада Дафтари приоткрывает завесу над историей развития одного из самых таинственных орденов в исламе. Как известно, отсутствие достоверной научной информации порождает нелепые выдумки и слухи. Книга показывает, насколько разнообразен ислам в целом. Можно с полной уверенностью сказать, что "Краткая история исма'илизма" поможет найти ответы на многочисленные вопросы тем, кто интересуется историей ислама.
    Хотелось бы, чтобы российский читатель увидел в печати и другие работы доктора Дафтари, что, несомненно, принесет большую пользу российскому исламоведению.

    ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Шастик Н. "Опасные игры на Крыше Мира: над Центральной Азией нависла угроза новой агрессии - исмаилитской". // Евразия сегодня. # 4, 2002.
    2. Среди широко известных фатимидских да'и можно назвать Абу Йа'куба ас-Сиджистани, Хамид ад-Дина ал-Кирмани, Насир-и Хусрава. См.: Stern Samuel M. Studies in Early Ismailism. Jerusalem and Leiden, 1983.
    3. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды В. Тизенгаузена. Т.I. Извлечения из сочинений арабских. Спб., 1884. С. 246.

  • Комментарии: 9, последний от 13/12/2007.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 28/02/2006. 26k. Статистика.
  • Статья: Религия
  • Оценка: 6.95*17  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.