Емельянова Надежда Михайловна
Террорист: анфас и в профиль

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 14/09/2006.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/06/2006. 8k. Статистика.
  • Интервью: Религия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью Н.М. Емельяновой корреспонденту газеты "Гудок" Елене Новоселовой от 29.09.2001

  • ТЕРРОРИСТ: АНФАС И В ПРОФИЛЬ

    Елена Новоселова, Гудок, 29.09.2001, с. 1

    Госсекретарь США Колин Пауэлл пообещал в самом ближайшем будущем предоставить мировому сообществу конкретные доказательства причастности Усамы бен Ладена к недавним терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне. Вместе с тем почти шестьдесят процентов американцев, как следует из опроса, проведенного журналом "Ньюсуик", считают нанесение ударов возмездия оправданным, даже если администрация Джорджа Буша не будет располагать вескими аргументами, подтверждающими вину мусульманских экстремистов. Заверения Пауэлла, таким образом, преследуют цель развеять сомнения среди потенциальных союзников. А так называемый "мусульманский след" вызывает сомнения не только у них.
    Мы беседуем со старшим научным сотрудником отдела Ближнего и Среднего Востока сектора Афганистана Института востоковедения Российской академии наук Надеждой Емельяновой. Она специалист по мусульманскому миру. В "послужном списке" - командировки в воюющий Таджикистан, исследование причин роста числа наемников в арабском мире, изучение религии, традиций и быта северокавказских горцев. Владеет несколькими восточными языками, в том числе арабским. Один из аспектов последней работы Надежды - составление исторического портрета кавказского боевика.

    - Происходящие события могут повлиять на отношения внутри исламского мира?

    - Безусловно, но не так, как кажется некоторым аналитикам. Насколько можно судить, ни о каком расколе мусульманского мира в связи с американской угрозой речь не идет. Скорее, наоборот. Когда в 1919 году эмир Афганистана Аманулла-Хан начал боевые действия против англичан, это маленькое государство стало настоящей Меккой для всего исламского мира. Туда стекались мусульмане из Индии, Средней Азии, стран Ближнего Востока. Причем рейтинг эмира сильно поднялся и внутри страны. Ведь до войны, после убийства его отца Хабибуллы-Хана, положение Амануллы было, мягко говоря, шатким. Мусульманское духовенство на первых порах выступало против эмира, опасаясь того, что светская власть возобладает над духовной. Изменение настроений объясняется просто, В исламе нет понятия отдельного народа. Существует единая мусульманская умма. Национальность и вера в этой религии отождествляются. И, хотим мы того или нет, действия Америки во всем мусульманском мире будут восприняты как нападение не просто на единоверцев, а на единоплеменников. Любая агрессивная акция скорее повысит популярность талибов, чем негативно скажется на их образе. В этом случае проблема Афганистана станет проблемой всего мусульманского мира.

    - Как же тогда понять готовность соседнего Пакистана предоставить американцам свои военные базы? Или это пресловутая восточная мудрость, если не сказать, хитрость?

    - Как вы видите, в этом вопросе многие пакистанцы не поддерживают госчиновников. Однако позиция правительства продиктована прежде всего опасениями за свой народ. Исламабад понимает, что, поступи он иначе, и американцы поспешат поставить их в один ряд с бен Ладеном. Понятно всем, что против НАТО Пакистан не потянет. Мы видим, что это осознали и в Ираке: Саддам Хусейн поспешил дистанцироваться от заказчиков и исполнителей атаки на США. Однако в Америке сразу же поставили знак равенства между террористом и мусульманином. А это, справедливости ради заметим, пока не доказано, Ведь именно для проведения разбирательства американцы сейчас так добиваются выдачи бен Ладена.

    - У вас есть на этот счет собственные соображения?

    - Я уверена, что в последних событиях в Америке нет исламского следа. Поведение террористов нетипично для мусульманина, Холодный расчет, грандиозный масштаб операции: отключить компьютерные сети, захватить несколько самолетов и т.д. Нет, те, кто много общался с восточными людьми, скажут вам, что они менее собраны, более импульсивны и философичны. К тому же давно уже кто-нибудь, как бы это помягче сказать, позвонил куда надо и указал на преступников.
    Если учитывать психологию мусульман, на террористический акт их скорее толкнет недавно пережитая обида, нежели глубинные, назревавшие годами причины. Случившееся в Америке, с этой точки зрения, абсолютно непонятно, ведь, как мне кажется, у мусульман в данный момент не было явных причин крушить небоскребы. Да к тому же неужели талибы, если к терактам причастны именно они, не понимали, чем это все обернется? Иное дело - когда американцы начнут уничтожать Афганистан: серия терактов последует сразу же, "по свежим следам".

    - Гегелевская историко-культурологическая формула "Восток - Запад" разводит мусульманский и христианский мир на противоборствующие полюсы. А где место России?

    - Начну издалека. Крест, как символ христианства, имеет и другое, более древнее значение. Это знак равновесия. Без него мир существовать не может. Так вот, пока существовало противостояние двух великих держав, была относительная устойчивость, террористических актов подобного масштаба тоже не наблюдалось. Если бы в начале 90-х годов мы не пошли по пути, предложенному России американскими советологами, и не стали разрушать свои дружеские отношения с мусульманским миром, человечество в целом бы больше выиграло. Теперь Восток видит в нас если не врага, то ненадежного партнера.
    Тем не менее, у России огромный опыт отношений с мусульманами как внутри страны, так и за ее пределами. К сожалению, не весь он положительный. Американцам, собравшимся воевать с Афганистаном, не грех обратить внимание на то, как развивался сюжет в Чечне. Мы не использовали все возможные механизмы урегулирования и вот теперь настолько втянуты в эту ужасную кампанию, что я лично быстрого решения чеченской проблемы не вижу. Учитывая законы кровной мести, а от них на Кавказе никуда не денешься, подозреваю, что практически весь народ сейчас враждебен к русским. Мне приходилось общаться с чеченскими учеными-беженцами. Они с болью констатируют, что этот малочисленный народ исчерпан энергетически, находится на грани вымирания.

    - Недавно вы вернулись из научной экспедиции по Северной Осетии. Муфтий этой республики благословил вас на написание книги об осетинских мусульманах. Но ведь до сих пор считалось, что Осетия - традиционная православная страна.

    - Это не вполне верно. До революции почти 40 процентов осетин были мусульманами. Эта цифра относится ко времени создания северокавказского епархиального управления, а до этого исповедующих ислам было еще больше, У нас принято замалчивать тот факт, что в этой республике есть благоприятная почва не только для усиления исламизации, но и для радикализации ислама.
    В Осетии сейчас происходят опасные процессы. К примеру, я познакомилась с молодыми людьми, для которых после общения со сверстниками из Чечни утратили смысл значимые для любого мусульманина понятия, в частности почитание старших. Идет разрушение норм морали народов Северного Кавказа, Чем это чревато, известно давно. Осетинский политический деятель начала прошлого века Ахмед Цаликов напрямую связывал разрушение традиций с преступным перерождением горца. Приведу только один пример.
    Домашний очаг на Кавказе - понятие священное. Без того, чтобы прикоснуться к цепи под очагом, люди не покидали дома. В 80-х годах XIX века с заселением этих земель казаками в быт горцев пришла русская печь. Семья перестала собираться вокруг очага, а печь не заняла в кругу основных ценностных понятий кавказца того места, которое ей отведено у русских. Горец начал терять ориентиры, из человека благородного, который соблюдает дарованные ему предками традиции, превращается в изгоя. Он не знает своего места в обществе, утрачивает волю, жизненную энергию, готов пойти на любую работу, даже на ту, которая в его кругу раньше осуждалась. Чем вам не портрет современного боевика?

  • Комментарии: 1, последний от 14/09/2006.
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/06/2006. 8k. Статистика.
  • Интервью: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.