Емельянова Надежда Михайловна
Один В Поле Воин: Иван Беляев

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 05/01/2019. 8k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 4 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "ОДИН В ПОЛЕ ВОИН. Белый генерал - вождь краснокожих. ИВАН БЕЛЯЕВ. - Москва - Асунсьон - Санкт-Петербург, 2019. - Издательский дом "Питер". Опубликовано в журнале "Наука и религия", 12-2018.

  •   "Индия!"
      
      Беляев связал свою судьбу с лесными индейскими племенами и попытался сделать все, чтобы обеспечить их необходимым прожиточным минимумом. Подводя итог, он написал, что, к сожалению, последнее, что осталось возможным сделать, это просто описать их, "представить такими, какие они есть на самом деле, прежде, чем их оклевещут негодяи и ради своих корыстных интересов уничтожат истинных представителей самой благородной расы в мире" . И эта работа развернуласи через несколько лет, в 1941 году.
      С 1936 года Иван Беляев активно работал над созданием программы спасения индейских народов. Он перевез в Асунсьон индейцев мака, которые в ходе войны были лишены собственных земель. В деле спасения народа мака ему оказывали поддержку люди из прогрессивных и творческих кругов страны. Иван Беляев стал партнером-учредителем Ассоциации индейских народов Парагвая, а с 1951 и до последних дней своей жизни - главой этой организации. Ее создатель Андрес Барберо родился в Асунсьоне в семье итальянцев в 1877 году и был на два года старше Ивана Тимофеевича. Получив медицинское образование, он посвятил свою жизнь служению делу парагвайских народов. Занимался вакцинацией, осуществлял противочумные мероприятия, внес немалый вклад в создание технических и промышленных учебных заведений Парагвая. В сферу его интересов входили и здравоохранение, и сельское хозяйство. Он основал национальную противотуберкулезную лигу, а затем "Парагвайский Красный Крест" .
      
      В 1937 году Иван Беляев решил поставить с индейцами спектакль-фантазию "Индия", посвященный участию индейских народов в защите от врагов своей родной земли, Чако, для чего привез в Асунсьон около 40 человек Мака. Представление состоялось в театре "Националь" в апреле 1938 года, в нем приняли участие более 70 человек. Режиссером-постановщиком и автором декораций стал известный парагвайский художник и драматург Роберто Олден Хара. Хореографическая постановка сопровождалась музыкальной композицией "Индия", написанной знаменитым Асунсьоном Флоресом на стихи Мануэля Ортеса Герреро.
      
      Хосе Аугустино Флорес был больше известен под своим сценическим именем Хосе Асунсьон, иногда его называли Хосе Парагвай. Он родился в 1904 году в бедной семье в маленьком домике центрального района бедняков Ла Чакарита, с которого открывался прекрасный вид на берега полноводной Рио Парагвай. Денег для обучения талантливого мальчика, с детства питающего любовь к музыке, у отца не было, и в 11 лет он отдал сына в подмастерья в оркестр Муниципальной полиции Асунсьона. Отсюда пошли его многочисленные связи в мире музыки. Знакомство в 1928 году с уроженцем региона Гуайра Ортесом Герреро, писавшем свои стихи на двух языках, испанском и гуарани, оказало мощное влияние на Флореса. Он начал вводить в свои композиции традиционные национальные мотивы и создал новый жанр парагвайской музыки - гуаранию. Война в Чако повлияла на мировоззрение композитора, который стал убежденным коммунистом. Он уехал в Аргентину, но в феврале 1936 года вернулся на родину в ожидании перемен в политической жизни страны. Через полтора года он окончательно покинул Парагвай. С 1960-х годов как член Коммунистической партии Парагвая Асунсьон Флорес неоднократно посещал СССР, в том числе для записи своих концертов на Гостелерадио СССР. В Парагвае творчество Асунсьона находилось запретом, но его музыка проникала в страну тайно. Спектакль-фантазия "Индия", в котором главную роль сыграли актеры Мака, был поставлен именно в этот короткий период пребывания Флореса в родной стране в 1936-1937 годах. Возникает закономерный вопрос: почему Мануэль Ортез Геррера сочинил поэму "Индия", а Иван Беляев, Асунсьон Флорес и Олден Хара дали своей постановкетакое название фантазия "Индия"? Почему сами жители называли свой край Индия? Потому ли, что пройдя "Морем Мрака" (так называли в средние века Атлантический океан) , испанцы по чистой случайности, желая попасть в загадочную Ост-Индию, попали в Вест-Индию - Центральную и Южную Америку? Или за этим кроется нечто большее? Для коренного жителя этих мест понятие Индия - всегда загадка и тайна :
      
      Индия - чудесная смесь Богини и Пантеры,
      Девственница, обнаженная как обитательница Гуайра ,
      Пугливой заводью изогнуты твои бедра,
      Повторяя излучины голубой Парана́.
      
      Из племён цветов Твоих
      Лесные гуайаки́
      Вышли, пугая любовью
      Рая Гуарани́!
       Устрашающе на висках - гордость его, плюмаж.
      Его говоры - соты дикой пчелы Эйрусу ,
      Ожерелье - ягуаров клыки и пум,
      Филигрань вдохновенья - на вершинах Ывытырусу .
      
      Она - дикая женщина,
      Которой сельва - очаг,
      Она умеет любить,
      Она умеет мечтать!
      
      
      На эти стихи Мануэля Ортеса Герреро положил свою музыку Хосе Аугустино (Парагвай, Асунсьон) Флорес. Он сам дирижировал оркестром. В основу представления была положена история героической гибели "капитана Франсиско". Эта история случилась в 1928 году, когда на парагвайский форт Марискаль Лопес напали боливийцы. На посту несли дежурство индейцы, которые стали активно привлекаться на охранную службу накануне Чакской войны. Атака была внезапной, парагвайы мужественно защищали форт, но силы были неравны. На поле боя остался лежать парагвайский солдат и несколько индейцев Мака рядом со своим вождем - касиком Сикнококо. В форте его все называли "Капитан Франсиско". Он лежал среди мертвых, но еще дышал. Боливийский солдат подошел, и чтобы удостовериться в его смерти, перевернул на спину, а потом выстрелил. Победители ушли, унося своих раненых и убитых. Сикнококо очнулся от холода ночи и пополз, пытаясь добраться до колодца. Он сумел зачерпнуть воды и встать. Сломанная рука висела как плеть, пуля прошла через бедро. Падая и вновь поднимаясь, он шел по тропе к индейскому лагерю. Он пришел на рассвете. Все племя было в сборе, здесь и не подозревали о случившемся. Первой, кто его увидел, была жена. Бездыханный он упал ей на руки. Такова фабула фантазии "Индия", представленной в театре "Националь" .
      
      Финальная сцена смерти "Капитана Франсиско" вызвала бурю эмоций у зрителей. Выступление принесло труппе колоссальный успех и доход в размере 80 тысяч парагвайских песо . В 1939 году индейский театр был приглашен с концертами в Буэнос-Айрес. Участники труппы вместе с Иваном Беляевым отправились в Аргентину. Здесь они выступали в Парке Палермо. Кроме театральных представлений, Мака позволили ученым провести среди них серию многоплановых обследований. "Можно представить, какой бум произвело зрелище индейцев из "джунглей", перенесенных в современную цивилизацию. Это событие с интересом обсуждали не только ученые в области социальных и естественных наук, но и всё население в целом", - пишут в своей работе, посвященной Мака, современные антропологи Ева Эрреро Гальяно и Давид Берна Серна . В Аргентине коллектив заработал 5500 аргентинских песо. Конечно, после войны с Боливией произошла девальвация парагвайского песо: если до 1932 года 1 аргентинский песо стоил 18,7, то к концу войны уже 70-72 парагвайских песо, а в 1937 году стоимость 1 аргентинского песо возросла до 90-92 парагвайских . Но все равно общая выручка за фантазию "Индия" составила более полумиллиона парагвайских песо. На эти средства были закуплены лошади, оружие для охоты, а также промышленные товары.
      
      После представления театральная труппа Мака разместилась в Ботаническом саду Асунсьона, откуда они выходили ежедневно в своих нарядах, с баннерами, рекламирующими новый спектакль. На пляже перед парком Кабальеро-де-Асунсьон индейский театр дал представление о прибытии трех каравелл Христофора Колумба - Санта-Мария, Ла Пинта и Ла Нинья - к берегам Южной Америки. Шоу было по-настоящему грандиозным, в его подготовке было задействовано 500 человек. На этот раз выручка составила более миллиона песо. Половина денег ушла на покрытие затрат, включая вознаграждение художникам-декораторам, а оставшаяся часть была вложена в создание колонии-школы: были закуплены орудия производства, инструментарий, оборудование для молочной фермы, лодки-каноэ и т. д. Кроме того, организовали подарочную лотерею для частных лиц, что позволило заработать средства на покупку первых предметов для школы, рассчитанной на 35 учеников .
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Емельянова Надежда Михайловна (coordinator2006@yandex.ru)
  • Обновлено: 05/01/2019. 8k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.