Трёхкнижие. Книга памяти
Aлександр Ерофеев
Магнитогорск: Алкион, 2016.
Оформление автора.
ISBN 978-5-7114-0566-5
104 с.
Из книги 'ЧЕЛОВЕК ВРЕМЁН ИМПЕРИИ'
стихи разных лет
* * *
раннее утро март на дворе туман
глухо звякает цепь у собачьей будки
дед разводит огонь в печи и такой дурман
наполняет дом берёзовым духом что побудка -
мне уже не страшна... в три с половиной года
начинается утро удивительными чудесами -
хлеб посыпанный сахаром гудок завода
улица наполненная лаем и голосами
в три с половиной года мир не велик
зато и скроен из неоднородной материи...
PRESENT PERFECT
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПАРСУНЫ
1. ОСТРОВ МЕЧТЫ
в бедном платьице прореха в голове - шурум-бурум
никогда ей не уехать жить на остров Итурун
никуда уже не деться от родительских забот
будет вечно длиться детство - Ирка дурочкой слывёт...
в этом тихом городишке не водилось отродясь
ни оставленных ни лишних - здесь другая ипостась
для житейского успеха своенравный строй у струн -
кто удачлив тот уехал жить на остров Итурун
а у Ирки что ни слово то не в лад и невпопад
дети дразнятся 'коровой' 'белой дурой' - все подряд
дай-то бог ещё случится может быть когда-нибудь -
посодействует жар-птица злую долю повернуть
мамке старенькой со смехом дарит Ирка гриб-скрипун
так ей хочется уехать жить на остров Итурун
где её не будут люди 'белой дурою' бранить
попрекать ничем не будут - то-то славно станет жить
там повсюду вероятно лишь улыбки да любовь
ей никак нельзя обратно - Ирка хитро хмурит бровь
мамка старенькая плачет разве ж девке разъяснишь -
в жизни всё совсем иначе от себя не убежишь
как бы ни было обидно - всё останется как есть
сколько ждёт их очевидно лет потерянных - не счесть
сколько яростных отметин зимних солнц и летних лун...
а и есть ли он на свете - этот остров Итурун
2. ВОЗДУХ ВОСТОКА
О. Х.
как его ни разглядывай
он и в профиль хорош и в анфас -
записной весельчак балагур и лихач господин Ганджубас
всё ему по плечу
всё ему нипочём и в душе благодать -
свят во славе своей да пребудет Господь и небесная рать
он свернёт косячок
пыхнет дымом в лицо чтобы был начеку
нашинкует колбаски и сыра заварит крутого как дёготь чайку
и откинувшись в кресло
опять поведёт бесконечный рассказ
про удушливый воздух Востока про веру и дивный Шираз
а потом помолчит
и добавит с усмешкой - была бы война
а полковник найдётся... пускай за спиною - чужая страна
пусть один против всех -
не беда если знаешь за что умирать...
всё ему нипочём всё ему по плечу и на всё - наплевать
он не врал никогда
не лукавил и душу не рвал напоказ
и наверно ещё пригодится отчизне своей коли будет приказ
он готов хоть сейчас
на поверку готов - и на подвиг и в строй
господин Ганджубас настоящий полковник храбрец и герой
только вот ведь обидно -
такая уж вышла не к месту беда
что ни флага ни родины нет... а полковник - найдётся всегда
3. ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ
на лавке в сквере вечерком
феллини местного разлива
креплёное потягивает пиво
и потешает голубей райком
про то как скудоумные жлобы
великую охаивали фильму
порой и провидение бессильно
как говорится - абы да кабы...
а дома ждёт его унылая жена
детишки мал-мала и меньше
а в голове - хао́с полнейший
ну в чём помилуй бог его вина?
и не задался жизненный союз
и денег - только что на пиво...
меланхолически-тоскливо
плывёт над сквером соул-блюз
и стая корпулентных голубей
кружится в ожидании подачки
и сигарет оставшейся полпачки
ему не хватит на ночь хоть убей...
никто его ни словом не уважит
никто не успокоит - а зачем?
и солнце - опускается меж тем
за тёмные горбы многоэтажек
4. НЕОКОНЧЕННАЯ ПОЭМА
Ю. А.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
он начал свой рассказ с заоблачных высот:
'подвыпивший рыбак ступает гладью вод
и вслед за ним плывут со стороны Кариб
сверкая чешуёй двенадцать гордых рыб
двенадцать кораблей спешат ему вослед
и нет его смелей и безрассудней - нет
и глаз не отводя семи ветрам открыт...'
он громко хохотал он говорил навзрыд
как будто лишь ему известен адресат:
'без малого тому - две тыщи лет назад
никто забыть не мог безумства твоего
и если ты не сын то всё вокруг - мертво
и зря блистали вслед железной чешуёй
двенадцать белых рыб на день сороковой
а тот кто предавал - слезы не проронил...'
он замолчал на миг и вновь заговорил
глотая фраз концы - как истинный поэт:
'и нет его добрей и беспощадней - нет
пустых и долгих дней невыносимый звон
сквозь время отпусти его судьбе вдогон
и поспеши скорей - смешон блажен юрод
вослед за рыбаком бредущим гладью вод...'
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
он опустил глаза прервавшись сел на стул
накрыл лицо платком и тотчас же - уснул
* * *
прошлое не меняется вместе с нами
но мягче делаются его черты...
начало семидесятых Стас Намин
'Цветы'
занятия музыкой - соло на бас-гитаре
пальцы на левой руке в кровь
Ручьёв Кондратковская и Люгарин
любовь
славные годы студенческих странствий
палатка гитара друзья костёр
неугомонный спорщик и страстный
бретёр
есть что вспомнить на что подивиться
но главное - понял наверняка
как ни кажется что долго длится -
жизнь коротка...
прошлое не меняется с нами вместе
оно - остаётся в душе навек
и так это просто и страшно - если
прерывается бег
УХОДЯЩЕЕ
памяти И. Холина
1
фронтовики уркаганы блокадники
как по ранжиру - шинели да ватники
строгий надзор да барак в Лианозово
воздух звенящий стихами и прозою
голь перекатная пьянь и развратники
лучших себе выбирали в соратники
каждый второй баламут и смутьян -
Гробман Некрасов Сапгир Бахчанян...
неугомонные вечные страдники
первыми ставшие - шестидесятники
2
время бесстрастно и многим по совести
не воздаёт ни во славе ни в горести
всё чем гордились на что ни надеялись -
ветром эпохи нещадно развеялось
и ничего не останется вскорости
кроме обыденных дней бестолковости
кроме стихов да разрозненной памяти -
не разобрать письмена на пергаменте...
всё разбазарят лихие наследники -
первыми бывшие станут последними
3
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
не торопясь как в кино чёрно-белом
слово утихнет последним пределом
неугомонные вечные страдники
фронтовики уркаганы блокадники
всё у них было - по-настоящему...
лишь и осталось вослед уходящему
выкликнуть имя да буквой заглавною
жизнь помянуть - и шальную и славную
СМЫСЛ ПАМЯТИ
1.
из клятвы юного пионера
я запомнил всего лишь три слова -
какучит коммунистическая партия
всё что мне говорили я готов был принять на веру
и потому повторял без устали снова и снова -
какучит коммунистическая партия
я думал тогда что какучит
означает гремит всею своею мощью
как оркестр - какучит коммунистическая партия
и казалось что мне никогда не наскучит
даже если твердить неустанно и днём и ночью
как молитву - какучит коммунистическая партия
в детстве всё представляется
совсем иначе чем оно есть на самом-то деле...
всё лучшее детям! - так говорили в Советском Союзе
и учили никогда не отчаиваться
дабы здоровый дух пребывал в здоровом теле
ибо нет ничего на свете глупее бесплодных иллюзий...
всё лучшее детям! - нам говорили
и обещая бороться за счастье будущих поколений
мы в большинстве своём просто не знали слова апатия
пели смеялись играли любили
и повторяли как завещал нам дедушка Ленин
странную мантру - какучит коммунистическая партия
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
и вот мы выросли повзрослели
слова обрели свой истый смысл и как будто
детство советское было совсем даже неплохой закалкой -
многие в жизни добились чего хотели
и терзаться вроде бы не о чем... но почему-то
детских иллюзий - пускай и бесплодных - всё-таки жалко
2.
огромный остроугольный колпак
с прорезью для лица и рук
и оперением по бокам -
так в первом классе меня нарядили родители
в школу на новогодний костюмированный бал
им казалось неважным что я ничуть не мечтал
стать космонавтом или лётчиком как мой отец
а хотел быть - ну что за дикость! - простым шофёром...
старославянский язык и историческая грамматика
неизъяснимые прелести морфологической
и синтаксической систем -
вот от чего меня неизменно клонило в сон
все те годы что я учился в педагогическом
но после школы мне сказали - практически
ты можешь быть металлургом или учителем
а я-то мнил себя - экая чушь! - историком-архивистом...
когда у меня родился первенец - сын
я был счастлив как бывает счастлив человек
которому и самому-то недавно исполнился двадцать один
друзья и родные наперебой поздравляли меня
и говорили уверенно - теперь не прервётся род
я искренне радовался хотя и думал наоборот
что несмотря ни на какие традиции всё-таки
первой в семье - такая вот блажь! - должна рождаться дочь
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
меня всегда окружали красивые люди
внимательные и заботливые
и за это им - исполать...
много случалось всякого и хорошего и не очень
но я ничего не стал бы в прошлом своём менять
человеку не на кого - кроме как на себя пенять
хотя временами одно и то же мне приходит на ум:
должна ведь начаться - а как же иначе! - и настоящая жизнь
3.
став частью речи - слово умирает
и сделавшись как мумия сухим
бесцветным
распадается на звуки
и даже иногда теряет смысл
первоначальный...
чувственная страсть
найдя ответный отклик - затухает
хиреет на глазах
лишаясь красок
и незаметно превращаясь в бред
становится помехою в пути
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
и так - во всём
на что ни кинешь взгляд
нет в мире совершенства
и ни в чём
не может быть уверен человек
сегодняшним живущий днём...
хотя порой
так хочется насытить глубиною
преобразить - и чувства и слова
но силой новой уходящий миг
наполнить могут только -
память и любовь
ПЕЙЗАЖ
И. Лосееву
1
у входа два гипсовых в бронзу окрашенных пионера
слева - с горном и с барабаном - справа
футбольное поле и забор измазанный чем-то серым
просвечивающий старой надписью 'Слава
юным строителям коммунизма!' за забором
пруд с дощатой кабинкой на берегу заросшем травою
время своего не упустит - возьмёт измором
так или иначе завершая начатое отметкою нулевою...
2
здесь никто теперь не бывает - эпоха остановилась
как останавливается игрушка без батарейки
а то немногое что местами ещё сохранилось
больше походит на декорации для дрянного ремейка
на тему детства - незапятнанного и незамутнённого
без социальных сетей без сотовых и айподов
со звонкими песнями про Щорса и Будённого
про друга отца учителя и гения всех времён и народов
3
отсутствие человека не может обезобразить пейзажа
скорее наоборот - он выглядит лучше гораздо
без лишних и чуждых ему деталей - сиречь стаффажа
всецело заслуживающего 'Похвалы' Эразма
человек в пейзаже - хорош лишь в литературе
которая от лукавого... и чего не напишешь ради успеха
а пафос эпохи в гипсовой запечатлённый фигуре
неизбежно ветшает и разрушается становясь потехой
4
до конца невозможно вспомнить как выглядела когда-то
местность знакомая с детства - всё изменилось
с трудом узнавая глядишь с улыбкою туповатой
на то немногое что от прежней жизни ещё сохранилось
и понимаешь что окунуться в минувшее как выпить водки
со старым другом - упоительно до сердечной боли
говорить взахлёб перебирая чёрно-белые фотки
с пацанами на лодочной станции и на футбольном поле
5
время своего не упустит и бессмысленно с ним тягаться
там где нельзя иначе - просто возьмёт измором
а человек в пейзаже - весьма убедительная иллюстрация
'мужественного отчаяния' Сёрена Кьеркегора
неспособность осилить собственную конечность
лишь усиливает трагическую самонадеянность человека
в своих упованиях рассчитывающего на вечность
но увы - не всегда доживающего даже до половины века...
6
лишь в провинции и мог ещё сохраниться такой пейзаж
к которому трудно что-то добавить или убавить
оглядываясь на прошлое словно впадаешь в раж
где не работает беспристрастная логика - только память
о шалопутной юности за которую право не грех бы выпить
да жаль вот некуда за 'Солнцедаром' сгонзать...
на ветру развевается рваный пожухлый вымпел
и на крашеных пионерах фальшивая шелушится бронза
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТРОФЫ
ну кто теперь разгадает
тёмные смыслы рассыпавшейся эпохи?..
история как лукавый слуга выбирает того кто щедрей заплатит
а свидетельства
живых современников предубеждённо плохи
сплошь субъективны и потому - топорщатся как чужое платье
на нищенке
взбирающейся на паперть ранним субботним утром
которая что-то бормочет вслух - да трудно что-либо разобрать
история
как тот проныра слуга если и прислуживает кому-то -
на то есть причины... и никакими свидетельствами не переиграть
совершённого
в неопределённом прошлом да это и невозможно
ибо капризная Клио - не признаёт сослагательного наклонения
но современники
тем не менее почти поголовно врут безбожно
прикрывая отсутствие аргументов - правом на личное мнение...
как говорит
почитатель истории Ирек Равильевич Атнагулов -
никто никогда ни о чём не знает что впрочем ещё ничего не значит!
и это гораздо честнее
самых высокопарных слов и пустых похулов
поскольку время всё по своим местам расставит - так или иначе...
и нет никакого смысла
разгадывать тайны рассыпавшейся эпохи
если из прошлого - хорошего ли плохого - не извлекать уроков
да только -
воздуха не хватает и дыхание перехватывает на вдохе
когда у Матфея читаешь о том что в своём отечестве нет пророка
* * *
Не славь высокую породу,
Коль нет рассудка, ни наук;
Какая польза в том народу,
Что ты мужей великих внук?
М. Херасков
...уж лучше право же Херасков - с его 'любезну строить лиру'
чем Лепс Киркоров или Басков!
сродни клистиру
пиитов доморощенных потуги - у миннезингеров и менестрелей
в башке одно бабло и буги-вуги
до дрожи в теле
не выскочить из замкнутого круга - как ни хрипи и ни криви лица
в заветном поле ни жены ни друга
одна попса
как будто одинаковой огранки - перетасуй не сможешь разобрать
глотну 'снотворного' полбанки
и лягу спать
глядишь поутру - прояснилось! - и на сердце легко и в голове
и что бы дальше ни случилось
на это мне
с высокой самой колокольни теперь плевать - такой уж я мудак
души кремень краеугольный
стоит ништяк
давно пора засесть за Дхаммападу и Батюшкова снова перечесть
и выбирать - не то что 'надо'
а то что есть
и не скакать другим в угоду не есть с руки и чтить простой завет -
не славь высокую породу
коль ты поэт
не льстись бездарной похвальбою - каким бы ни был славы звук
а просто будь самим собою
великих внук
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
...тако и аз,
по многим книгам избирая
сладость словесную и разум,
и совокупих аки умех воды морския.
Даниил Заточник
1.
старея тиран превращается - и сам не заметив того - в шута
ему мешает вставная челюсть одолевает подагра
и человеческая тщета
его тяготит такая желанная прежде - безраздельная власть
и хорошо если тирану удастся - до своего успения -
в маразм не впасть
старея тиран становится - не сознавая этого - сентиментален
вдруг с умилением подмечает что сапоги изношены
и мундир засален
а горничная довольна мила́ будто раньше её и не видел вовсе
как много чего ещё - властелину всегда приходится
делить на восемь
старея тиран перестаёт - не давая себе отчёта - быть тираном
и как простой человек не любит поздно засиживаться
и просыпаться рано
и пенку на киселе и плохо растёртых комочков в манной каше
и государственных разговоров которых нет ничего
отвратительнее и гаже
старея тиран стареет - не постепенно а как-то внезапно разом
волочит правую ногу всё чаще сам говорит с собою
и левым косится глазом
только одно ему и осталось - в самом конце - научиться жить
впрочем на это всегда не хватает времени да и кто
может этому кого научить...
старея тиран уходит - и ожидает что вслед ему пропоют осанна
но как бы ни были человечны люди а всё равно никто
не станет жалеть тирана
2.
за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
её подданным не страшны - ни инфляция
ни война
им не приходится думать о том - как из рубля можно сделать два
и как быть оптимистом несмотря на то что
жив едва
старый Борух бормочет себе под нос бесконечное - мазаль тов! -
и не глядя на рваную обувь и прохудившееся
пальто
он выходит на рынок каждое утро - нужно же чем-то кормить детей
этим здесь озабочен всякий достопочтенный
еврей...
за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
где тому кто не чтит себя патриотом - всегда
хана
где на многие вёрсты одни леса озёра реки и не встретишь людей
такие просторы не в силах осмыслить праведный
иудей
красавице Голде хотя бы одним глазочком на те чудеса взглянуть
но дочери балагулы не выбраться за черту -
этот путь
одолеть можно только если готов принять проклятье своей семьи
вкусив от истины православной и прелестей
ектеньи...
за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
быть единственной и непохожей на прочие она
обречена
здесь совсем иначе воспринимаются каждая полночь или рассвет
и несмотря на то что как будто видимой разницы
вовсе нет
юный Мотл вряд ли когда-нибудь станет генералом от инфантерии
хотя как и все считается - гражданином великой
империи...
но Господь - милосерд и каждый получит то что снискал сполна
неважно за или в черте оседлости - ведь это одна
страна
3.
жизнь прекрасна -
если смотреть вокруг не очень пристально
не занимать на пузырь у соседа не бегать от судебного пристава
не возвращаться поздней ночью оглядываясь по тёмным улочкам
и ничего никому не обещать - чтоб не попасть
как кур в ощип
но это в целом
тогда как в частностях - жизнь отвратительна
поскольку обычно приходится от чего-то отказываться мучительно
и соглашаться с чем-то о чём потом будешь жалеть неоднократно
и бесконечно надеяться что всё завершится -
благоприятно...
так и живёшь -
выбирая между необходимостью и желанием
поселиться у озера Эри - неважно в Онтарио или же Пенсильвании
между возможностью скататься в Германию и неподвижностью
чтением и бездельем - себя самого удивляя порою
своею наивностью
так и живёшь -
перемогаясь с трудом от воздержания до соблазна
и принимая за данность что жизнь - и отвратительна и прекрасна
ОДНАЖДЫ
(идиллическое)
Н.
1
и наверное всё у нас будет ещё -
я надеюсь что будет!
так устроено в мире что всё происходит когда-то
рано поздно ли но - происходит...
однажды
ты проснёшься под утро в Венеции в день карнавала
от негромкого пенья и скрипа весла гондольера
ты услышишь как плещется сонная рыба в каналах
и напротив Палаццо Дукале на Пьяцца-Сан-Марко
выпьешь кофе любуясь фигурой крылатого льва
2
всё у нас ещё будет я знаю наверно -
конечно же будет!
невозможное прежде - когда-нибудь станет
обычнейшим делом...
однажды
я пройдусь по Арденнским горам - до долины Мааса
где с приятелем старым отведаю сент-эмильон
и конечно ещё побываю в музее Винсента Ван Гога
и потом буду долго бродить по кривым переулкам
по старинным - глухим мостовым Амстердама
3
уж поверь мне что всё ещё будет у нас -
обязательно будет!..
но пока не приспела пора воплощения давних
и самых заветных
желаний
будем жить как и прежде довольствуясь каждой минутой
каждой каплей дождя каждым солнечным днём
лунным светом в окне и дорожкой на глади речной
нам всего-то и нужно от жизни - друг друга любить
повторяя как мантру чудесное слово 'однажды'
* * *
я купался в трёх заливах - Кольском Финском и Персидском
и всю жизнь мечтал - однажды в Гималаях побывать
не надеялся на Бога забывал о самом близком
как ребёнок верил в чудо даже после сорока
и всегда платил по счёту - кем бы ни был он предъявлен
мне казалось - очень важно по своим платить счетам
да не всякому по вкусу жить среди цветущих яблонь
и не каждый уцелеет среди глупости и лжи
словно в трёх различных жизнях - я купался в трёх заливах
но морей куда выводят Кольский Финский и Персидский
не увидел - так случилось... иногда проходит мимо
что-то важное - оставив на поверку пустяки
словно в трёх мирах различных я сумел пожить - и в каждом
мне хотелось плыть как птице над пустынной гладью моря
не метаться не яриться а скользить чтобы однажды
долететь до Гималаев - поглазеть на Чогори
я совсем не прочь увидеть и быть может - был бы случай -
прогуляться по Монмартру заглянуть в Кафе де Флор
на губах своих почуять - соль Атлантики шипучей
погрузиться с головою утром в Тихий океан...
впрочем что напрасно грезить? пусть всё будет так как будет
я купался в трёх заливах - что выводят к трём морям
видит Бог как я старался но увы! - не вышел в люди
потому-то мне неважно кто за кем и что почём
* * *
О. Чванову
огурчик солёный
картошка колбаска и старка
и можно всю ночь размышлять о 'Беседах' Плутарха
и звёздное небо -
разглядывать над головою
и спящей и тихо сопящей во сне - любоваться женою...
да всё бесполезно
когда закрома - опустели
когда ни порыва в душе не осталось ни радости в теле
ничто не насытит
того кто сквозит пустотою
того кто по самому краю скользит по-над тёмной водою...
и всё-таки - всё
повторяется вновь неизменно
нежданная смерть и рождение жизни из праха и тлена
неспешно клубится
над лампою дым папиросы
и можешь себе задавать бесконечно простые вопросы
но правду искать -
всё равно что скрести по сусеку...
а собственно что ещё нужно от жизни своей человеку?
бездонное небо -
разглядывать над головою
и спящей и тихо сопящей во сне - любоваться женою
огурчик солёный
картошка колбаска и старка -
до утренней ранней звезды что сияет пронзительно ярко
ПЕСЕНКА
(17 октября)
1
фиолетово-синие полосы
распушил на лугах шалфей
с ранней осени ходит по лесу
беспокойный мужик Ерофей
ничего-то его не радует -
заблудился день в чигирях
вот и листья на землю падают
вот и ветер свистит в полях
2
на зверей и прохожих пялится
укрываясь среди ветвей
фанфаронится дурью мается
беспокойный мужик Ерофей
редким дождичком осыпается -
осень долгая по утру
спелым колосом стынет ярица
всё наладится всё - к добру
3
первым снегом земля укроется
разыграется снеговей
и до самой весны успокоится -
беспокойный мужик Ерофей
чтоб весною - с иною запевкою
хоть минуточку улучить -
в догонялки побегать за девками
да берёзовый сок посочить
* * *
мир безнадёжно печален
и даже когда распускается вишня...
прав был поэт написавший об этом в ночи беспросветной
следом за буйством весенним и лето пройдёт незаметно
вспомнит ли кто о судьбе лепестков
бесконечно-унылой зимою
СОЗЕРЦАНИЕ
А. Макарову
1
обозревая пространство со стороны
скорее сумеешь заметить то -
как тихо движется вдоль стены
человек одетый в гороховое пальто
и как поглядывают из-за плеча
такие милые и дружелюбные лица
а всё что однажды сказано сгоряча -
идёт на заметку ан пригодится
неважно кому да и неизвестно когда
здесь ничего не пропадает зря
здесь если и выбиваются в господа -
то это не вопреки а благодаря
2
так уж оно повелось испокон -
тут никто не признает ничьей вины
это несложно прозреть глубоко
когда видишь минувшее со стороны
но до этого нужно ещё дожить -
и дерево посадить и воспитать детей
и построить дом и в себе убить
раба который сильнее семи смертей
но до этого - нужно ещё успеть
осознать насколько ты слаб или силён
и Галича 'Песню о счастье' спеть
в не самое добродетельное из времён
3
на смену вчерашнему новый день
приходит неспешно - как дважды два
и лезет в голову всяческая дребедень
и пухнет от разных забот голова
и кто придёт первым и кто споткнётся -
возьмётся ли кто-нибудь прорицать?
а то что не пишется и давно не поётся
так в тишине - отраднее созерцать
вот и глядишь на империю со стороны
а небо над ней - искрасна-желто...
не все одинаково в смерти равны
и в жизни - друг другу не равен никто
ЧЕЛОВЕК НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Уж эта мне Азия!
что люди, что речки -
никак нельзя положиться!..
М. Лермонтов
Куда мы шли,
что с нами приключилось?
И. Заморский
1
глаз не способен вместить имперский пейзаж... его размах
пышность и в то же время убогость не разделить на части
долго его разглядывать - всё равно что блуждать впотьмах
не узнавая того что находится рядом и прикасаясь пястью
к пыльной поверхности навеки оставленных забытых вещей
удивляться тому что можешь ещё чему-нибудь удивляться
а вспоминая пору первых свиданий и юношеских прыщей
вдруг осознать что со многим попросту не готов расстаться
такая уж это забавная штука время - прошлого не вернёшь
главное не упускать из виду что с ног отрясая былого прах
рискуешь однажды в себе не узнать себя... так - и живёшь
2
глаз не способен вместить имперский пейзаж... в его ветрах
и равнинах кроется странная сила которую никак не одолеть
она разъедает плоть твою и разжижает в венах густую кровь
не потому ли всё время хочется одного и того же - пить и петь
а спозаранку как правило пробивает на жажду или любовь
и в этом нет ничего необычного для имперского человека
всякий раз открывая глаза - видишь мир как будто по-новому
хотя окружающее тебя почти не меняется от века до века
и рад бы выйти на следующий уровень - да игра-то сломана
и её уже не исправишь... престольный град на семи холмах
строго следит за тем чтобы провинция особо не выделялась
3
глаз не способен вместить имперский пейзаж... увы и ах! -
любоваться его неизменностью это всё что тебе осталось
впрочем возможен ещё и другой вариант например сбежать
в девственных скрыться лесах Амазонки или в горах Перу
это конечно если сумеешь осилить Великого океана гладь
что нисколько не проще чем жить на пронизывающем ветру
вот и выходит - что ничего другого тебе не дано кроме того
что замечает глаз твой привычный к самым простым вещам
беспроводная мышь клавиатура и монитор - вот божество
от которого ты никуда не сбежишь что бы и кому ни обещал...
к счастью или несчастью но мы не в силах что-нибудь изменить
4
глаз не способен вместить имперский пейзаж... нелепый страх
перед пространством - не одолеть и остаётся как прежде жить
не обращая внимания на сквозняки гуляющие в пустых домах
ветер ветер ветер один только ветер вокруг... ну да и что с того
время отпущенное с лихвою ещё остаётся - пускай и немного
но достаточно чтобы дожить как и подавляющее большинство
покорно-бесстрастно не снимая уютных тапочек и шлафрока...
в глубинке куда спокойнее чем в метрополии у прохожих лица
а люди - добросердечнее и сострадательнее и гораздо проще
добиться всего того чего бы хотел от жизни своей добиться -
даже если в графе об образовании ставишь короткий прочерк
5
глаз не способен вместить имперский пейзаж... в полутонах
и мерцании - мир предстаёт не такой уж мёртвой природой
что же до остального так из праха вышедшие и уйдём во прах
лучшие как обычно первыми - с чистой совестью на свободу
где нет ни долгов ни обязанностей одна ослепительная пустота
которую не осмыслить - так же как и не разглядеть из столицы
того что в каждом имперском пейзаже есть особенная черта -
ни на людей ни на речки здесь совершенно нельзя положиться
да и героев уже не осталось - вымерли при Евпаторе Митридате
и чтобы найти хоть одного нужно по-настоящему исхитриться...
антропологии почти не известен этот вид - homo nostrae aetatis*
* homo nostrae aetatis (лат.)- человек нашего времени.
Ф Р А Г М Е Н Т
...и получается что человек - всего лишьТворения промах досадный
как выпавший в майские праздники снег
и ветер прохладный
такой бы безделкой гордиться не вправе - нелепая глупая малость
погрешность которую взять да исправить
всего и осталось...
ARS MORIENDI*
(строки по поводу)
imperium - означает 'власть' и тому кто глядит на мир с её высот
наплевать на всех кто погряз в домострое
и косности
тем паче в провинции где - как заметил поэт - никто никому не даёт
поскольку здесь все далеки друг от друга
как в космосе
но рано ли поздно и от могущественных держав не остаётся следа
всё когда-нибудь поглощает первоначальная
пустота
лишь человек научившийся умирать понимает что всё это лабуда -
и стремление к превосходству и жизни самой
тщета...
высокомерие заносчивость и гордыня не единственные искушения
которые душой человеческой безраздельно
овладевают
смерть следует по твоим стопам - и не радует горькое утешение
что другие умирают первыми... однажды -
все умирают
но лишь человек научившийся умирать осознаёт насколько он мал
и у него совсем не остаётся времени для
бесполезных дел
и чем бы он впредь ни занимался и на что бы отныне ни уповал -
человек научившийся умирать отодвигает
смерти предел...
imperium - означает 'власть' которая в свою очередь - означает
как глупо стремиться к тому в чём нет
радости и тепла
впрочем каждый делает выбор и каждый по делам его получает -
и за благие намерения и за ошибки коим
несть числа
пока ещё полон сил - не помнишь о встрече которой не избежать
уверенный в том что многое можешь вскоре
переменить
смерть упорно идёт по пятам и лишь человек научившийся умирать
научается самому сложному и чарующему -
искусству жить
* ars moriendi (лат.)- искусство умирания.
ПОСОШОК
В. Хорхолюку
1
помолчим на дорожку... давай помолчим на дорожку
мы такого за жизнь наплели что не грех - помолчать
представлялось что это - пустяк ерунда понарошку
всё ещё впереди... только время-то наше - прошло
и осталось одно - помолчать на дорожку осталось
да по сто пятьдесят замахнуть и опять - помолчать
принимая минувшее за немудрёную милую шалость
над собой посмеёмся - ведь правда же это смешно
2
а и то хорошо что не всё что случалось - напрасно
из реки выходили - семь тучных семь тощих коров
и невзгоды менялись везеньем - судьбе сообразно
до седин доживали не все... нам с тобой - повезло
и к тому же ещё мы смогли что-то важное сделать
разглядеть в облаках удивительный блеск куполов
насладиться любовью земной и цветеньем омелы
и довольно недурно сумели освоить своё ремесло
3
помолчим на дорожку... пора помолчать на дорожку
чем болтать не смолкая давай подставляй стакашок
приближается время дождей не спеша - понемножку
но едва наступает пора расставаться у росстани -
то ли в горле першит то ли ветер промозглый горчит
провожая весёлые дни - на дорожку нальём посошок
и по сто пятьдесят замахнём... и опять - помолчим
о понятном любому без слов: хорошо-то как Господи!
PAST INDEFINITE
ПОИСК ФОРМЫ
(однословья)
(1981-1982)
* * *
Пост
прост -
в рост
звёзд.
* * *
Круг
рук.
Крюк
ровн.
Хряк
хрипл -
крик,
кровь.
* * *
Гимн,
гонг,
лоск
лиц.
Ринг
громк.
Рук
плеск,
ламп
блиц...
* * *
Блеск
глаз,
вин
брызг.
Всплек
ласк...
Сын.
Иск.
* * *
В стык
склок...
Вскрик -
с ног!
* * *
Поиск
формы -
спор,
ссоры.
Скрип
хрома -
страх
реформы...
Смерть
вскоре
всё
скроет -
слёз
кроме.
* * *
Лог
долог -
снег
лёг.
Поверх
слов -
слог
лёгок.
* * *
Страсть -
всласть...
Власть -
страсть!
REMINISCENtIA*
(1987)
1.
'Как мальчик вечером песок
вытряхивает из сандалий...'
Перепроверив каждый слог,
перепоймёшь - хотя едва ли
постигнешь подлинную суть
того, как производят слово -
как будто вспарывают грудь
у от рождения немого...
И всё равно - ещё живёшь,
наивно всматриваясь в дали,
как мальчик, вытрясая ложь -
песком вечерним из сандалий.
2.
'Когда сквозь иней на окне
не видно света божья...'
Иная жизнь взрастёт во мне,
которая - дороже
всего, что значило с тех пор -
до скрипа ненавистных,
когда я выглянул во двор
и удивился мысли,
что все мы убегаем вспять
от мира коим - не
умеем божий свет познать
сквозь иней на окне.
3.
'Есть рифмы в мире сём:
разъединишь - и дрогнет...'
и полыхнёт огнём,
и обернётся догмой,
и будет жить в тебе
единственной заботой -
о невозможном дне,
когда блеснёт киотой
последний слог небес,
немая благодать
той рифмы, коей - без
дрожи не разъять.
4.
'В темноте у окна,
на краю темноты...'
где ни верха ни дна -
только небо и ты,
только слово и Бог,
только тьма и вода...
Остужаешь висок,
чтобы так - навсегда,
на одной высоте
оставаться - в строю.
У окна в темноте -
темноты на краю.
* reminiscentia (лат.) - воспоминание; отражение чьего-либо влияния в худо-
жественном произведении.
ПОБАСЕНКА
(1982)
- Чего, дурак, рот раззявил? -
громыхнул в небе Илья-пророк. -
Страха не чуешь,
анчутка беспятый?
- Вот ещё! - усмехнулся я. -
Выдумал тоже грома бояться.
- А верёвку тебе на шею?
А клюкой по башке да в трясину?
То-то храбрости, поди, поубавится? -
заурчала, вступилась Кика Белая.
- Ладно, ладно, - отмахнулся я. -
Помолчала бы, существо ты мифическое,
пустотелая ты фантазия...
- А-а-а!.. - заревели лешаки.
- Фанта-а-зия?.. - взъярились оборотни.
- Бойся нас! - затряслись кащуны с игошами.
Разозлили меня -
не на шутку.
- Надоели! - ору. -
Отвяжитесь, припадочные!
Чать, не дитятко малое,
чтоб пугаться детских побасенок!..
И плюнул в сердцах,
и ногами застучал...
И так-то тихо вдруг сделалось.
Оглянулся вокруг - пусто.
Только молнии полыхают,
ливень хлещет, деревья гудят,
да старый пруд рябью пенится.
И никого рядом нет.
Никого...
Как же мне теперь одному-то?
Страшно.
НАДПИСЬ К ОФОРТУ
(1988)
А. Польских
- Вот это дерево своей ветвистой кроной
подобно к солнцу развернувшейся ладони,
в которой, верно, вить себе гнездовье
птенцы сегодняшних птенцов ещё могли бы?
- Но разве дом без дерева поставишь
и зимними согреешься ночами? -
задумчиво ответил дровосек...
- А этот вол? Ещё в нём хватит силы,
чтобы тянуть по девственному полю
за бороздою борозду, не уставая,
предугадаешь ли, на сколько долгих лет?
- И долго ли протянешь ты, питаясь
одною чечевичною похлёбкой? -
ухмылкою отделался мясник...
- Но человек! Не прожив трети века,
что может знать он о своей природе,
о том, каких высот могла достигнуть
его душа - когда бы жить да жить?
- Уйди, глупец, и вспомни на досуге,
зачем и кто выдумывал законы? -
меня с презреньем оттолкнул палач...
И я подумал - в мире нет единства,
и понял я, что всех противоречий
исчислить и осмыслить невозможно,
а потому - не стоит удивляться,
что, внешне разные, мы так бываем схожи
в иных делах и помыслах своих.
* * *
(1983)
Процесс превращения мыслящих граждан
в жующих животных издревле отлажен -
немного елея и вкрадчивой лести,
и вот уже в ногу шагают все вместе,
и песню выводят старательно, хором
о светлом и ясном грядущем, в котором
не будет обиженных, жалких и сирых
при добрых и мудрых отцах-командирах,
а тем, кто шагает с другими не в ногу,
пожалуй что можно и в морду - ей богу,
от них не убудет - потерпят засранцы,
чать, наши, родные, а не иностранцы -
должны понимать, что для пользы и блага,
для славы отчизны и мирного флага...
В покорных и преданных родине граждан
процесс превращения - истинно важен,
без этого, как и в любви без коварства -
не может прожить ни одно государство.
РОДИНА
(1984)
Город угрюмый суровую нить
тянет и тянет,
жаждет изложницы душ напоить -
тоннами стали.
И, наполняя чугунной тоской
годы и годы,
пользуется темнотою людской
чёрный мой город.
И от него не дождаться вовек
чуткого слова -
накрепко связан простой человек
нитью суровой...
Как изрыгающий пламя дракон,
денно и нощно -
дышит тяжёлым, глухим шепотком
в час неурочный.
Город угрюмый суровую нить -
тянет и тянет,
здесь добровольно захочет пожить
кто-то - едва ли...
Мысли потоком чугунным текут -
как мы похожи!
И ничего не поделаешь тут -
родина всё же...
* * *
(1991)
Ни страны той давно уж в помине нет,
ни великих идей, ни иных примет,
ничего не осталось,
кроме глупых, дурацких, пустых забот -
обмануть бы кого и набить живот
да скопить на старость,
кроме разве что гордости - за балет,
за великих поэтов, которых нет...
Шаг держа триумфально,
время медленно катится - под уклон,
как глубокий и чуткий на выдох сон
посткоитальный...
* * *
(1981)
Чай китайский или индийский,
расплескавшийся на столе.
Рядом - перья и кисти,
рисовавшие пистолет
с боевым патроном
в воронёном стволе...
Я - последний ребёнок
на Тарпейской скале.
ВЕСНА
(1985)
1
В тени оврагов серый холод
ещё отлёживал бока,
ещё утрами солнца сколок
едва проглядывал сквозь полог,
что в небе ткали облака,
ещё будить не смели почек -
грачи, ещё не забродил
в берёзах сок - февраль окончен,
а март ещё не наступил...
И в это первое мгновенье
необъяснимого смятенья,
мгновенье силы и упадка,
разлада слаженных колец -
всё громче, громче стук сердец...
И страшно,
и легко,
и сладко.
2
Распадом солнечных петард,
огнём с немыслимых высот
он возвещает свой приход -
чернорабочий месяц март.
И, восходящим днём дыша,
ветрами шелестит - 'иду-у-у!..'
Готовься к долгому труду,
чернорабочая душа.
3
И гул, и звон, и кутерьма
весёлым катятся кольцом,
и осыпается зима -
хрустящим грязным леденцом...
А значит - время убирать
в подвалы зимний инвентарь,
со стёкол сняв мороза гарь,
наряды ветхие латать,
и новые наряды шить,
и заново учиться жить -
смеяться, петь,
любить, летать!
FORIS TEMPORIS
* * *
спроси у неба спроси у деревьев спроси у трав -
для жизни благой и ясной не нужно многого
каждой букве да будет дано утешение в месяц ав
земному как говорится земное а Богу - богово
просто живи свободно - люби жену и плоди детей
не забывай возжигать свечу на закате дня
ибо душа человека - светильник Господа и о ней
нужно радеть неустанно... не задувай огня -
перед скитальцем который на твой ступил порог
не отводи глаза от врагов не бросай друзей
да будет законом тебе и судьёй лишь единый Бог
следуй его путём не убегай от судьбы своей
живи легко и открыто - и не угаснет в твоих глазах
любовь которою всякая божья душа полна
в ночь на четырнадцатое нисана - Господь пасах
чтобы хранить в скрижалях избранных имена
ибо нет ничего на свете важней чем родимый дом
и ничто не связует крепче чем кровь и плоть
полнится день человеческий и радостью и стыдом
всем что тебе завещал и чем оделил Господь
вот и живи достойно - и смертию смерть поправ
оборотись однажды окрест с холма отлогого
спроси у неба спроси у деревьев спроси у трав -
для жизни благой и ясной не нужно многого
Связаться с программистом сайта.