Трёхкнижие. Книга перемен
Александр Ерофеев
Магнитогорск: Алкион, 2014.
Оформление автора.
ISBN 978-5-7114-0474-3
100 с.
Из книги 'МЕЖСЕЗОНЬЕ'
ВЕСНА-ЛЕТО
* * *
грядёт со сменой бытия и смена смысла
перерастает жизнь моя -
в простые числа
и прорастает сквозь разор и дней движенье -
тончайший времени узор
преображенья
* * *
эта ясная
долгая
детская память -
камень
трогаю пальцами
камень
ни о чём
не задумываясь
как будто -
утро
пальцами трогаю
утро
избегая
касаться тебя
как тверди
не от жизни
бегу -
убегаю смерти
камень
трогаю пальцами
камень -
не любовь
во мне
умирает память
умирает
всё что тебя
касалось
имя -
только-то
и осталось...
эта ясная
долгая
детская память -
камень
трогаю пальцами
камень
НАГОВОР
Н...
ни трудов ни денег
ни иных забот
(в белый понедельник -
завершится год
в белый понедельник -
будем все чисты)
ни трудов ни денег
только я и ты -
светлые надежды
ясные умы
(в белые одежды -
облачимся мы
в белые одежды -
радостно дышать)
светлые надежды
чистая душа
будем жить но чтобы -
видеть наперед
(пустоты и злобы
и - наоборот
пустоты и злобы -
да не будет в нас)
будем жить но чтобы
помнить каждый час -
только-то бездельник
и не знает что
в белый понедельник
не умрёт никто
МАНТРА ПРИМИРЕНИЯ
заблудиться так, что уже не вернуться из не-
определяемой даже компасом стороны света,
из подпространства нетривиальных множеств
выбирать одно - наиболее близкое векторной кривизне
собственного бытия, разбавленного клеретом,
уж в этом-то, согласись, мы с тобою донельзя схожи...
впрочем, лучше не говори того, о чём бы потом
пришлось сожалеть, задыхаясь от валерьяны -
отвернись к стене, выпей вина, погляди в окно...
прости мне зло, которое я не сделал тебе, повторю за Кокто,
и что-то ещё, не очень внятное - про изъяны,
которых у каждого, кем бы он ни был, полным-полно.
набери как можно больше воздуха в грудь,
закрой глаза, расслабься и задержи дыханье -
день, облачённый в чёрное, был так уж плох ли,
что его невозможно ни позабыть, ни пережить как-нибудь? -
переступая границу сознания с тмутараканью,
выдохни и ощути, что крылья к спине ещё не присохли.
вот и пора уже их расправить чего-то для -
обеспокоясь загодя, как не свернуть бы шею,
вряд ли когда-то сможешь подняться ввысь...
около да вокруг своих обид и амбиций выписывая кругаля,
попробуем стать хотя бы чуток совершенней,
мизинец скрестив с мизинцем, как дети: 'мирись-мирись...'
мир укрывается белоснежной узорною маской,
прячется в долгих ночах за пургой и порошей,
где-то в холодных просторах под Ялуторовском
солнечный ветер расцвечивает небо немыслимой краской,
и остывает пустяшное в необратимом прошлом -
малопонятным росчерком, незавершённым наброском.
* * *
в Новосибирске, Кургане или Челябинске -
за чужим столом, за обильной водкою
говорить абы о чём или абы с кем,
и при этом - быть жёлтой подводной лодкою,
исчезающей вдруг при всяком удобном случае,
пугающей всех видом своим и звуками.
быть жёлтой подводной лодкою - это лучшее,
что со мною случалась в жизни... такая штука.
кто-то, наверное, скажет, что я безумствую -
это-де следствие длительных возлияний.
на самом же деле, пристально и без устали
я вглядываюсь в глубины тайных моих желаний -
туда, где никто ничего разглядеть не сможет
кроме меня, да это, собственно, никому и не нужно.
быть жёлтой подводной лодкою - это похоже
на чудо, которое обезоруживает.
в Санкт-Петербурге, Липецке или Майнце -
где бы однажды мне не пришлось оказаться,
что бы ни делать, какою бы дурью ни маяться,
от одного я б ни за что не хотел отказаться -
права быть тем, кто, если кого и дурачит,
делает это искренне и с любовью...
быть жёлтой подводной лодкою - это значит
всегда и везде оставаться самим собою.
СОНЕТ СОМНЕНИЯ
всю жизнь вершить бесплодные труды,
чтобы когда-нибудь на склоне лет
порадоваться - радостью скупца -
возможности не делать ничего,
все дни лежать беспечно в гамаке
в тени платанов, тополей и лип
и млея от безделья, засыпать,
и вновь проснувшись, скучно говорить -
о символах и знаках бытия,
о бренности и скудости мирской,
о неизбежности расплаты в свой черёд...
и словно муху, одуревшую в жару,
гнать от себя назойливый вопрос:
вот ради этого и стоило прожить?
БОЛЕЗНЬ
день начинается субботней тишиной
а календарь - показывает вторник
...и этой странной вольности виной -
какой-то тайный времени поборник,
которому плевать на календарь,
на дни недели, месяцы и годы,
он всё кладёт на жертвенный алтарь -
одной лишь высшей истине в угоду.
и странной этой вольности цена -
размолвки, сожаления, обиды
и оглушающая утром тишина,
и грозные грифоны Немесиды,
и всё, чему прийтись не суждено
на дней несчётных злое окаянство...
не лучше ль встать и распахнуть окно
и перейти - из времени в пространство
ВЕСЕННИЕ СТРОФЫ
1
у подъезда сварливая, вздорная, глупая, злая соседка -
всем входящим вдогонку бросает презрительно: кбло...
а хороших поэтов, увы, как и прежде, печатают мало и редко,
да и просто хорошие люди - встречаются редко и мало.
ничего не попишешь, мой друг, уж такая настала эпоха -
сам себя убеждаю, как будто бы в чём успокоить пытаясь...
мой приятель старинный, предпочитающий водке - риоху,
как-то грустно заметил: уж лучше б мы жили в Китае!
2
снегопад за окном - третьи сутки уже... и хотя на исходе
первый месяц весны, во дворе лепят снежную бабу мальчишки,
и сидит у подъезда соседка моя - целый день не уходит,
словно ждёт: кто поделится с нею душевным излишком?
но любви и тепла не осталось ни крохи и - нечем делиться.
кто в Рейкьявик уехал, кто в Мельбурн подался, кто в Хайфу...
что-то большее нас разлучает, чем просто судьба и граница.
ни вина тебе выпить, ни водки - хотя бы заочно, по скайпу.
3
голубиную стать придавило унылым, простуженным мартом,
и слезятся глаза - от обилия кипенно-белого цвета в палитре.
погляжу из окна на мальчишек в снегу и с таким же азартом
огурцов и колбаски копчёной нарежу - к початой пол-литре.
и по первой налью за весну, что блажит и дурит, как нимфетка,
а потом по второй за друзей... и уже никуда торопиться не надо.
и сидит у подъезда сварливая, вздорная, глупая, злая соседка -
в ожидании поздней весны, утопая в густой пелене снегопада.
ПОЭТ
низкорослый, бородатый, с папиросою в руке -
что-то яростно собрату говорил накоротке,
горячился, разливая злое зелье на троих,
и обида горловая перехватывала стих.
а ему по барабану - всех сопливых не утрёшь.
ну, чего не скажешь спьяну? это ж только выпендрёж.
губ белёсая облатка, глаза хитрый маячок -
не тушуйся, всё в порядке, всё нормально, старичок,
есть одно на свете дело, остальное - бара-бир!
и кидался оголтело потрясать подлунный мир,
и влюблённый без ответа, слыл недаром чудаком,
из конца в конец по свету мог - по снегу босиком.
не заботясь днём вчерашним, не считая жизни лет,
забубённо, бесшабашно - жил да был себе поэт,
неулыбчивого мира сердцем скрадывая страх,
не для понту и блезира - жил душою нараспах...
то ли трезвый, то ли датый - с батожком наперевес,
низкорослый, бородатый - то ли ангел, то ли бес.
МАНТРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
такая пришла эпоха - сплошная жесть,
ни Камю не читает никто, ни Сартра -
что, мол, проку в том, если другую жизнь
можно начать, просто сменив SIM-карту,
а заодно и поменять на крутой iPhone
древнюю, как сама печаль, Nokia-3310...
о чём это я? да, собственно, ни о чём -
только о времени и о себе, дескать,
не уживаемся мы друг с другом, а жаль.
что я Гекубе? что мне Гекуба? - едино.
вот выпить - не с кем, и некого - поддержать,
и не за что - выйти на площади середину.
такая пришла эпоха... и чёрт бы с ней,
если б умел, как прежде - радоваться весне.
может, оно и впрямь было бы проще жить
по расписанию, строго следуя плану -
даже и думать не хочется про такую жуть,
а время - само по себе между тем плавно
утекает, совсем иной придавая смысл
окружающему, делая мир вокруг - плоским...
горизонталь, в общем-то - как мысль,
собранная из разношёрстных полосок,
цепляющихся друг за друга изо всех сил.
вот и решай теперь, что тебе ближе - объём
или плоскость?.. но как бы ты ни просил
повременить - жизнь стоит на своём...
может, оно и впрямь, дождавшись марта,
просто плюнуть на всё и - поменять SIM-карту.
ДОРОЖНОЕ
хорошо бы ехать так-то,
но куда не погляди -
вдоль по Чуйскому по тракту
непрерывно льют дожди.
...и по сопкам - покрывалом
стылый стелется туман
за Семинским перевалом -
перевал Чике-Таман
от безбрежной панорамы -
перехватывает грудь
старых лиственниц джаламы
обещают добрый путь
обещать-то обещают
да куда ни погляди -
не уймёт в душе печали
серый сумрак впереди...
оттого и странно как-то
дня и ночи посреди -
вдоль по Чуйскому по тракту
всё дожди, дожди, дожди.
СОНЕТ НЕЛЮБВИ
когда бы я умел читать судьбу
по линиям и бугоркам руки,
гадать по зёрнам и помёту птиц,
провидеть будущее, разъясняя сны,
владел бы тайною уменья толковать
глубинный смысл символов таро,
соотносить с движением планет
движенья человеческой души -
я избежал бы многих неудач,
ошибок и болезненных потерь...
но, следуя начертанным путём,
среди глухих тропинок нелюбви -
я и тогда не смог бы отыскать
следов, идущих к сердцу твоему.
ПРОЩАНИЕ С ЛУ
1
Никто так хорошо и так дурно,
как я, не думает о вас...
Фридрих Ницше
'Из писем Лу Саломэ'
похоже, тебе понравилось притворяться дрянью -
ведь вашего брата это почти никогда не портит...
можно кем хочешь быть - чучелом в натюрморте,
шалавою плечевой, фото-пустышкою на билборде
или просто весёлой пьянью -
это уже не важно, когда тебя принимают - любою.
и кстати, Лу, ты не права - любви не бывает много...
пора прощаться - месяца утреннего плывёт пирога -
хотя, признаться, я так и не понял из твоего аполога,
что - ты называешь любовью?
как в геометрии, определить наших дней апертуру
вряд ли получится, тут и не стоит особо стараться...
мне уже за пятьдесят, да и тебе далеко не двадцать.
наипрекраснейшая из Лу, не перестаю удивляться
тому, что всё у тебя - литература!
вот и оставим на откуп летнему солнцестоянью
пепел сожжённых страниц и воробьиный гомон,
и разговоры про то, что быть могло по-другому...
себя не обманешь, Лу, сердца незримый гномон
чуток - к природному обаянью.
последнее слово - скрипит заезженною пластинкой.
моей отваги, скорее всего, на твою отвагу не хватит -
расстаться, чтобы не узнавать при встрече... и кстати,
моя ненаглядная Лу, и в уклоняющейся от объятий
есть в тебе некая чертовщинка.
нужно прощаться... а впрочем, расставь фигуры -
сыграем ещё одну партию, чтобы потом, в разлуке,
было о чём подумать, не предаваясь хандре и скуке,
и над собой посмеяться и, может быть, на досуге -
Гая Луцилия перечитать сатуры.
2
..ни единой вещью ты не можешь
говорить со мной издалека.
Райнер Мария Рильке
'Из писем к Лу'
пунктуация расставания, Лу, очень похожа на пунктуацию
окружающего пейзажа, начинающего пробуждаться
после трудной зимы -
едва лишь акация
зацветёт, как приходится с нового всё начинать абзаца
и наново свежею краской раскрашивать небо, людей, холмы.
странное время, когда с небрежно расставленными запятыми
нужно проститься и безвозвратно поставить точку -
там, где её не стояло...
без перевода с латыни -
amorem canat aetas prima* - понятно: о нас-то точно
теперь такого не скажешь, как бы грустно это ни прозвучало.
расставание, Лу, это когда уже не хватает ни солнца, ни лета,
и ничего невозможно поделать с тем, что невозможно
просто так примириться -
с оставшимся без ответа,
это когда без особой причины и суетно, и тревожно,
и день последний всё не проходит, а только длится и длится.
впрочем, нам-то не привыкать ставить скобки или кавычки,
расставаясь с тем, чего не было и отродясь, в помине.
словом, как у Горация -
не возводи в привычку
то, чего не хотел бы терять, чтоб не впадать в унынье,
когда настанет время прощаться... такая вот - пунктуация!
лучше, конечно, Лу, обойтись без вопросов и восклицаний,
пускай всё само собою улаживается и проистекает -
по гегелевскому закону
отрицания отрицания...
ну, согласись, легче дышится воздухом вертикальным
и дальше гораздо видится - когда не мешает проём оконный.
да в том и беда - от пустяшной докуки со знаками препинания
при расставании не уйти, как не списывай всё на весну.
и не найти знаков иных,
кроме как - на убывание...
только вот тень твоя день ото дня вытягивается в длину
и уплывает невесть куда, в бесконечное многоточие мостовых.
______
* amorem canat aetas prima - (лат., Проперций, 'Элегии', II, 10, 7) пусть юность поёт о любви
3
Луна пришла нас торопит она
У кровавой судьбы дорога длинна
Гийом Аполлинер
'Из посланий к Лу'
не оставляй меня в твоём саду -
плутать бесцельно
тропами любви,
уж лучше засуши промеж страниц,
в тетради девичьей,
среди своих стихов.
не забывай меня, когда уйду,
когда утихнут
плачи данаид
и превратится в уксус на столе
вино оставленное -
вспомни обо всём.
не покидай меня, когда умру,
когда наполнит
сладкий запах роз
пространство, разделяющее нас -
ещё хоть малость,
но побудь собой...
и больше - ни о чём не попрошу,
но буду всякий раз
благодарить
за то неясное, что тихо, как свирель,
в душе моей
звучало иногда.
* * *
...и вот теперь, когда я не дышу
былою прежде страстью и уже
не стану больше жертвовать своим
покоем - ради нескольких минут
сомнительного счастья наблюдать
за беззаботным лепетом любви;
теперь, когда и ты - уже давно
не придаёшь значения словам,
поскольку понимаешь - им цена
невелика в сравнении с ценой
утраченных иллюзий - потому
не всякий и поддержишь разговор;
теперь - могу признаться, что любил
изящно-ломаную линию руки,
повадку лисью и с прищуром взгляд,
как будто исподлобья - вот и всё
что, собственно, таилось между строк...
но это то, что остаётся - навсегда.
* * *
всё когда-нибудь проходит -
это всякому известно
и о том, что дальше будет -
не расспросишь наперёд...
но пока, мой друг любезный,
мы плывём на пароходе -
в порт, к которому приписан
этот славный пароход.
нам с тобой не много надо,
нет у нас иной заботы -
кроме как любить друг друга,
тихо радуясь тому,
что весёлая команда
нас почти не беспокоит -
кроме пьяного стюарда
мы не видим никого.
а и то, сказать по правде,
что известно нам о жизни
той, которую однажды
выбираем для себя? -
кроме боли и сомнений,
кроме радости и счастья
посмотреть в глаза друг другу
и - поверить до конца...
всё когда-нибудь проходит -
это каждому понятно
и про нас, пожалуй, тоже
всё известно наперёд -
скоро он причалит к пирсу
этот странный пароходик
как-то названный нелепо -
'Безнадёжная Любовь'.
* * *
молчание
красноречивей всяких слов,
на языке любом - оно звучит
понятно.
ДВЕ СТРОФЫ
I
пахнет ветер моей невзгоды -
пьяной ягодою смороды,
травянистою горечью тминной,
лунной ночью, золой каминной.
II
переменчивою судьбою
пахнет время моё - с тобою
наполняются дни и годы
сладким воздухом несвободы.
УСПОКОЕНИЕ
(вместо колыбельной)
не бесчинствуй натужно, помолчи невпопад.
это всё, что мне нужно - я и малому рад.
хлопну на ночь рюмашку и - айда на бочок.
пожалеет бедняжку городской дурачок -
злую сказку расскажет да стишок пропоёт...
плачет ангел бумажный всюю ночь напролёт.
взор, опущенный долу, по крылу - письмена.
жжёт, подобно глаголу, божья музыка сна
и струится по венам тварной горечи свет.
от Урала до Сены каждый третий - поэт,
но едва ли не каждый сладку водочку пьёт...
бедный ангел бумажный слёзы гордые льёт.
он не стал бы без нужды горевань горевать -
если б ангел недужный мог по небу летать:
от угла до кровати - вот и вся недолга...
он и плачет некстати, и глядит с потолка,
и тревожит бессонно, и несвязно поёт.
тает мрак заоконный, новый день настаёт.
а ему, бедолаге, всё не то, да не так,
словно знак на бумаге - божьей милости знак
и единственный повод до рассвета не спать...
стынет неба осколок, начинает светать
и вздыхает протяжно бедный мой визави,
тихий ангел бумажный - белый ангел любви.
* * *
пропадает человек,
пропадает -
сторонится сам себя,
избегает...
опускает ли глаза - видит
пропасть,
поднимает ли глаза - видит
бездну.
словно кто его навек
проклял,
отнял душу и забрал
веру.
словно кто ему сказал -
бездарь!
ни прожить, ни умереть -
рохля!
всё, на что ни поглядит -
бездна.
и коснется ли чего -
пропасть...
пропадает человек,
пропадает -
сторонится сам себя,
избегает.
так и жить ему, бедняге,
до веку...
просто - не дал Бог любви
человеку.
ОСЕНЬ-ЗИМА
* * *
любить - такой же труд,
иных трудов не слаще
и не напрасен он,
когда хоть кто-нибудь
старанием твоим -
не радостей обрящет,
а только малый след,
что лишь укажет путь.
* * *
Полине
я почти не заметил, как прожил уже сорок девять
лет - как-то вдруг из отца превратившись в деда.
(никогда не задумывался чем бы таким измерить
даже не след а всего лишь малость
остающуюся от следа)
кроны осенних деревьев на белоснежном фасаде -
красными пятнами овеществляют границы дома...
(многое из того
что кажется важным при беглом взгляде
если вглядеться пристально оказывается невесомо)
так - и ещё сколько лет пролетит, оставляя в осадке
запах венецианского терпентина с примесью брома...
(где-то на западных склонах Урала в далёкой Сатке
что-то случается без меня каждый день -
хоть беги из дома)
может, не стоит особо раздумывать и огорчаться тоже,
а следует - просто принять случившееся за данность?
(только вот странно
себя ощущать - то случайным прохожим
то школьником не выполнившим домашнее задание)
будто коростой какой покрываются души... гордыня
и нетерпимость - не лучшие из человеческих качеств.
(как-то нежданно само по себе получилось - отныне
всё обращается болью и страхом сердечным
обидой и плачем)
день исчезает в конце перегона - вагоном товарным.
ветер на круги своя возвращается, делаясь тише и тише...
(и растекается время - невидимым воздухом тварным
по закоулкам вечерним по кронам деревьев
по плоским крышам)
* * *
вроде, всё идёт, как водится - кто на службу, кто в запой.
лишь у нас с тобой не сходится, ненаглядный ангел мой...
знаю-знаю про сомнения - спрячь подальше кулачок,
тяжело тебе с не гением, мой крылатый дурачок.
а вокруг-то всё события - кто с похмелья, кто в загул:
славно в божьем общежитии... кто-то свечечку задул -
словно лапою трёхпалою медный грошик бросил в рот,
кто-то - свет зажёг опаловый, кто-то - песенки поёт,
кто-то - вверх идёт по радуге, кто-то - в омут головой...
только нас ничто не радует, бедный-бедный ангел мой.
в сердце марево кромешное, руки сложены крестом,
усмиряем души грешные - то молитвой, то постом.
да, видать, не переделаешь этот странный жизни крой...
быть нам вместе - за пределами, долгожданный ангел мой.
* * *
рассыпаются мысли
слова времена и поступки
забываются тексты
стареют стираются рифмы
распадаются фразы
на скрипы и шелест фонем
и тогда - прорастает
внезапная жажда иного
жажда вечного
преодоления смысла
и жажда -
ощутить на губах
белостишья горячую соль
* * *
этот не может молчать
а тот - не желает слушать
только среди ненормальных
и встретишь приличных людей
* * *
странные они
эти люди
приходят и говорят -
почитай нам
свои стихи
отстаньте! - отвечаю -
с какой стати?
не отстают
почитай! - просят -
жалко тебе что ли?
ты ведь поэт
подите прочь! - гоню их -
что я вам на смех дался?
не уходят -
стоят и стоят
просят и просят -
достали
делать нечего -
прочитал им стишок
потом ещё один
и ещё
послушали они послушали
и уходя сказали -
что ты за человек такой?
всё-то у тебя ни как у людей!
а ну тебя в самом деле...
* * *
Станиславский творил чудеса
Вахтангов творил чудеса
Мейерхольд творил чудеса
а потом - Товстоногов
Ефремов Любимов
и - другие
другие
другие...
и люди приходят в театр
надеясь увидеть чудо
в которое
больше никто не верит
МАНТРА СОЗЕРЦАНИЯ
толстый домовладелец, сидящий в кофейне на берегу залива,
разглядывает девицу напротив, раскладывающую лениво
на столике перед собою - из мангостана и сливы -
фигуру, похожую издали на английское go*.
чибисы и турухтаны, один изысканнее другого,
вдоль кромки береговой вышагивают неторопливо.
редкое солнце проглядывает сквозь туч дырявую бумазею,
немного ветрено и прохладно - обычная осень на Зёйдерзее.
так бы вот здесь и жить, без никаких вестей из родного дома,
слушая крики птиц, листать бесконечно альбом Прюдона
или же на девиц приезжих пялиться беспардонно -
мир состоит, как будто, из видимых нам вещей,
да только чаще наоборот - возлюбленное вотще
много дороже того, чем владеешь... звуки аккордеона
плывут над побережьем провинции Северная Голландия -
когда хозяин кофейни в полдень включает Candle Light Radio.
кажется, что глаза девицы мерцают каким-то особым блеском -
в свете осеннем всё предстаёт таинственным и нерезким.
волны о волнолом ударяют с негромким плеском -
всякая жизнь только в саму себя и погружена.
ни подруга домовладельца и - ни по гроб жена,
девица готова пойти с кем угодно, да видно, не с кем...
фигура из мангостана и сливы складывается в слово goon**
и завершается день пейзажем - с одинокой фигурою на берегу.
______
* go - (англ., гл.) иди
** goon - (англ., сущ., разг.) болван, тупица, жлоб
* * *
на берегу сидит дурачок,
прилаживает к леске крючок.
с губы его стекает слюна,
а за спиной его - большая страна.
но что ему до этой страны,
когда над морем - чайки видны
и дует бриз, и солнце печёт.
а дурачок, так он и есть дурачок.
неподалёку от него человек,
как будто бы - сидит целый век.
ослабил на штанах поясок,
сквозь пальцы пропускает песок,
задумчиво глядит на волну,
переживает за большую страну.
и замирает времени бег -
пока сидит на берегу человек...
и больше никого - человек
и чуть поодаль от него дурачок.
у одного - шезлонг и хетчбек,
а у другого - хлыст, да крючок.
у одного - безбрежная даль,
а у другого беспрестанная боль.
и одному другого не жаль.
и никого не греет - сердца огонь.
и вроде бы, оно ни к чему -
размежеванье на своих и чужих,
но то, что хорошо одному,
почти не делиться никак на двоих.
так и сидят на берегу - дурачок,
а чуть поодаль от него человек...
и небо, словно божий зрачок,
глядит на них из-под опущенных век.
DECADENCE
(попытка романса)
чего ты тщишься, ангел бедный? кого пытаешься завлечь
в мои объятия? и медный мне в руки вкладываешь меч -
зачем?.. я избегаю драки уже давно - с тех самых пор,
как страсти водяные знаки переменили свой узор
и ревности смешные муки переросли в унылый звук
объятий дружеских, и руки - не ищут поцелуя рук...
оставь старанья, бедный ангел... теперь, когда я не живу
былым радением о ранге, что проку грезить наяву?
не лучше ль быть как все иные: работа-дом, работа-дом?
и чтобы радости земные - не оставались на потом,
чтоб в ожидании субботы грамм сто анисовой махнуть
и в телевизор до зевоты - глядеть бездумно, и - уснуть...
ну, что ещё для счастья нужно? чего юродивому ждать?..
обут-одет и не простужен, и слава богу, так сказать,
что хоть пока способен всё же от логаэда отличить
стопу двудольную и - может держать повествованья нить,
а в остальном, какой уж, право, с убогого поэта спрос?..
sic transit - и любовь, и слава, и жизни сладостный наркоз.
* * *
памяти Е. Добролюбовой
- что-то ноет и ноет в груди с утра.
ты куда, скажи, собралась, сестра?
что за блажь тебе? погоди, ответь...
- холодны ветра, невесома твердь
в октябре у нас... а бежать утрат
я помочь тебе - не сумею, брат...
холодны ветра, холодна рука,
холодны в глазах - облака.
и всего, что есть - череда имён
посреди людей, посреди времён.
* * *
памяти А. Павлова
мелко-мелко сыплет дождик на задворках октября...
ни границы, ни таможни там уже не будет - зря,
может, где б и задержали за хмельной, лукавый взгляд,
порядили-погадали, да отправили б назад -
доживать, чего не дожил, допивать, что не допил.
Боже правый, истый Боже, дай нам, Боже, в меру сил...
быстро-быстро сохнут слёзы - забывается беда.
ярко - в первые морозы - светит ранняя звезда.
от застолья до застолья - только-то и жив поэт,
преломив чужою болью боли собственной хребет,
то рыдает, то смеётся - проклиная свет и тьму...
но хоть слово - остаётся доброй памятью ему.
* * *
памяти Ю. Ильясова
стелется по небу горечь мирская -
трудно дышать...
душу навек от себя отпуская -
стынет душа.
стонет и стонет - ставнями окон
дом на юру.
слякотно, холодно и одиноко -
жить на ветру...
только-то вот повернуть невозможно
прошлое вспять,
слово, что вырвалось неосторожно -
не поменять,
не убежать от сомнений и боли,
и - от беды...
перемешались в земныя юдоли
наши следы,
и неизбежно, как гарь заводскую,
в тине пруда -
ложь и обиды, и глупость людскую
скроет вода...
снова за звуками марша ли, вальса -
следом бреду.
кровью даётся, как ни старайся -
жизнь на виду.
дай же покоя, царь всемогущий -
други мои...
сердцем стремится следом идущий -
в круге любви.
ПОМИНКИ
памяти Н. Якшина
1
пахнут мухами стаканы, ну и ладно, и - плевать...
а хозяину-то спьяну только б мыша целовать,
а ему бы улыбаться, или плакать - всё одно;
вспоминать: за рубль двадцать - ах, что было за вино!
говорить, перебирая, словно камешки во рту:
карта кармы, кир у края, курвы курят, порт-артур...
а и то - ничуть не хуже, чем стаканы отмывать.
жизнь - внутри, а не снаружи... это надо понимать.
2
пахнет прописью забвенье, тело старое смердит...
не без слёз и сожалений - горький пьяница зарыт.
так-то так, а всё неладно, всё не то и всё не так.
ни обидно, ни досадно - жил да был себе дурак,
по ночам негромко с Богом о неважном говорил,
никого вокруг не трогал, кроме тех, кого любил,
кроме тех, кого когда-то принял - раз и навсегда...
то ли память виновата, то ли - пьяная вода.
3
пахнет день поминовенья влажной рыжею землёй.
ни любви, ни вдохновенья, ни стихов, ни... боже мой! -
ничего не будет больше, только память... так, давай,
на помин души, за Кольшу - по единой наливай,
а уж он за нас попросит у архангела с трубой...
бабы воют - ветер носит, воздух - дышит лебедой.
и у тёмного предела непослушным жизни ртом
вырывается из тела - то ли выдох, то ли стон.
* * *
памяти Ю. Кузнецова
вчера он ходил по земле, а сегодня
навеки, на вечные веки - свободен.
от страха и смерти, от жизни и скуки,
от страсти придумывать новые звуки -
свободен отныне... но то-то и больно -
он не был бы этой свободой доволен,
как не был доволен при жизни свободой -
ступать по земле, как ступают по водам,
как был ненасытен желанием слова,
которое нужно - выдумывать снова,
затем, чтобы жизнь оправдалась высоко.
и мы не забудем об этом до срока...
вчера он ходил по земле, а сегодня -
лишь память людская, да воля Господня.
* * *
ноябрь,
вечер,
гололедица -
бездарный
городской стаффаж...
здесь разве только
бомж и встретится -
лицом
напоминающий
пейзаж.
КОЕ-ЧТО О...
(не оправдание)
Ю. Жулину
поэты пьянствуют, художники бичуют.
и тех, и этих обыватели линчуют
при встречах - хорошо ещё, что редких,
поскольку недостатка в табуретах
Россия не испытывает... кстати,
на табурете и полуторной кровати
незыблемая зиждется культура
и в смысле секса, и - по части гарнитура.
поэты пьянствуют, художники бичуют.
всё, вроде, есть, а дома - не ночуют,
чтоб ни на миг не прерывать священнодейство...
тут и святое вряд ли выдержит семейство,
когда живёшь до случая - покуда
не стукнет в темечко: не пей вина, Гертруда!
никто не рвётся, несмотря на чувства,
быть неумышленною жертвою искусства.
поэты пьянствуют, художники бичуют.
чьё мясо съела - кошка сразу чует,
едва завидя тапочки хозяйки...
а эта сволота и без фуфайки,
и без штанов легко обходится - искусство
всего важнее!.. экое паскудство,
то славя бога, то впадая в ересь,
твердить без устали: ars longa, vita brevis!*
поэты пьянствуют, художники бичуют
и это - даже время не врачует:
не так-то просто взять, да измениться...
как падший с неба - сын зари Денница,
глядишь на мир и хмуро, и тревожно,
и знаешь, что поправить невозможно
того, что было глупо и беспечно...
жизнь коротка, одно искусство - вечно!
. . . . . . . . . . . . . . . . .
поэты пьянствуют, художники бичуют.
______
* ars longa, vita brevis - (лат.) искусство вечно, жизнь коротка
* * *
Я хотел бы жить и умереть в Париже...
В. Маяковский
скучно вспоминать о том, что будет -
жизнь и коротка, и одинока,
и неймёт всего, что видит око...
впрочем, каждый волен выбирать,
что ему загадывать до срока,
с кем мечтать о жизни, как о чуде.
всяк своё грядущее избудет -
и за это, боже, исполать!
я и жить бы выбрал, где поглуше -
может быть, в горах, на Чулышмане,
если мог бы выбирать заране...
ну, да что об этом говорить -
мне и так в моей уютно глухомани:
и внутри уютно, и снаружи,
хоть и выглядит, как будто, неуклюже
этот выбор - не в столице жить.
но уж точно мне бы не хотелось
умереть когда-нибудь в Париже -
ничего прикольного не вижу
в том, чтобы лежать на Пер-Лашез,
мне лежать хотелось бы поближе
к тем местам, где мне пилось и пелось,
где для жизни требуется смелость,
а не куртуазный политес.
и пока сжимается аорта,
наполняя светом повседневность -
мне родней заштатная напевность,
чем столиц тусовочный мейнстрим,
не причём тут ни любовь, ни верность -
это просто физика!.. посмотрим,
что покажет вскрытие - post-mortem -
и тогда, даст бог, договорим...
* * *
на пейзаже чёрно-пегом оставляя ветра росчерк
заметает первым снегом - города холмы и рощи
прежней жизни отставляя неразобранные вещи, замутит покрепче чаю на меня похожий сменщик... помолчав, достанет шкалик, усмехнётся втихомолку: что насупился, очкарик? открывай пошире створку! - чем глядеть в пустые стены, полюбуемся на праздник... неизбежность перемены - неизвестной далью дразнит.
неторопко осторожно осмотрительно наощупь
пронизает белой дрожью - города холмы и рощи
так и движемся по кругу - соответственно погоде, озираясь близоруко: всё, как будто, ладно, вроде... забываясь дрёмой вещей, не вступая в пререканья, на меня похожий сменщик щурится из зазеркалья... волю дав воображенью, между тостами, попутно улыбаюсь отраженью - спи, приятель, скоро утро.
светит месяц вполнакала и чего уж было проще
спрятать как под одеяло - города холмы и рощи
ах, какая злая трата - выпивать с самим собою, ветра слушая стаккато, в такт кивая головою: и забот не станет меньше, и любви не прибывает... на меня похожий сменщик, кто он? я его не знаю!.. рюмка водки, кружка чая, ломтик сыра со слезою - словно времени начало, жизни новой межсезонье.
ЭЛЕГИЧЕСКОЕ
(настроение)
марш из второй си-бемольной минорной сонаты Шопена
пусть провожает того кто достоин печали и скорби
тех же кто к жизни легко относился скорее пристало
в путь отправлять бесконечный - без слёз и унынья
может быть даже с неловкою тенью улыбчивой грусти
вовсе без слов и надрывных прощальных стенаний -
просто глаза опустить и послушать иного Шопена:
я бы хотел чтоб звучал си-бемольный девятый ноктюрн
НА ОКРАИНЕ
(разрозненные строфы)
В. Мельникову
1
проснувшись поутру - в окне заиндевелом
как в детстве надышать неровное пятно
и заглянуть туда где - белое на белом -
полощет на ветру льняное полотно
туда где навсегда остались - в непонятном -
и радость и любовь и всё что нас вело
по этому пути - что поведёт обратно
туда где тишина и где белым-бело
...не так чтобы давно но всё-таки лет двадцать тому уже назад такою же порой с приятелем вдвоём сбежав от надоевшей компании друзей гулявших широко по поводу премьеры в драмтеатре которая как будто удалась мы - вышли на проспект... cтояла ночь глубокая и свет искрился возле фонарей и тишина казалась ощутимою на вкус - хрустящей стылой мякотью арбузной дразнила нёбо щекотала горло и воздух веял раннею зимой
ужасно спать хотелось - с головой укрыться одеялом видеть сны про детство и вот тут как на заказ подъехал жёлтый маленький трамвайчик с корявой чёрной надписью 'ремонт'... открылась дверь и кто-то за окном приветливо нам помахал рукой
'а хочешь знать где ангелы живут? - спросил приятель мой жуир и бонвиван любитель женщин и любимец муз - садись давай поедем покажу...'
и мы поехали под мерный стук колёс в тепле и окруженье работяг в оранжевых жилетах иногда вдруг останавливаясь где-то по пути чтобы проверить токосъёмники троллей - как объяснил нам рыжий мужичок усатый и весёлый бригадир ремонтников
приятель мой шутил и сыпал анекдотами в ответ а я сидел стараясь не уснуть и думал как-то путано о том что он имел в виду когда сказал про ангелов... ловил обрывки фраз сквозь дрёму не вникая ни во что: 'по соточке с прицепом... вот коза!.. я говорю ей - не кабейль а кабель...'
2
зима вокруг - зима... октябрь ли декабрь -
уральский календарь не знает перемен
в таком-то месяце в такую-то декаду
такого-то числа в такой-то день
очнувшийся в депо в заброшенном вагоне -
трамвая ли метро - прогорклым от вина
дыханием согрев прозябшие ладони -
я утешался тем что на дворе зима
и тем что не замёрз при всём притом и даже
в кармане есть табак и - несколько монет...
осознавая жизнь фрагментами пейзажа
я поминал любовь которой больше нет
...холодный серый свет предутренней тревоги да редкие огни и больше ничего - я разглядеть не мог сквозь сеть густых морщинок разбитого стекла к которому щекой прижавшись пробудился ото сна
'какого чёрта? где я? почему? куда все делись? да и был ли кто?..' - бессмыслица какая-то и вздор полнейший промелькнули в голове покуда я определял себя как часть пространства - ту больную часть где затаился каменный птенец готовый отозваться каждый миг пульсирующим клёкотом в виске
за всё платить приходится... вдвойне - за искренность и веру в чудеса которых в жизни так недостаёт... но право же смешно предполагать что суть невыразимого - в словах к молчанью устремлённых... для иных вещей приличнее - игра воображенья видение иллюзия фантом и это вот как раз тот самый случай когда почти нельзя не согласиться с недоказуемой доктриной Витгенштейна по убеждению которого границы сознанья человеческого - будут всегда очерчены пределом языка
а впрочем что об этом говорить? рефлексия - эквивалент ума да только умствованьем не перешибёшь синдрома абсти-ненции сиречь - дрожанье рук метанье мысли и ещё неясное предчувствие беды
пора идти покуда длится ночь покуда силы есть и никого поблизости не видно перед кем пришлось стыдиться б вида своего... я встал держась за поручень но вдруг - услышал за спиною: 'только боль нас учит примиряться с неизбежным...'
3
что поперёк огня что вдоль него что между
души - не отогреть... зима вокруг - зима
и тело не спасти - количеством одежды
уральский календарь сведёт меня с ума
сочтя в единый слог - по числам ли по датам -
бесхитростных затей блаженный вертоград
но так уж повелось - что взято то и свято
а коли нет любви - никто не виноват
не виноват никто... да в том ли только дело
что даже подо льдом не слиться берегам
и страшно одному и - цепенеет тело
и голову мутит похмельная шуга
...как будто пустельга в трепещущем полёте застыло воздуха густое вещество и зыбкое пространство тишины наполнилось невнятною пока лишь сердцем уловимой - пустотой
все люди одиноки но не все - осознают насколько... только тот и может в полной мере ощутить пронзительную ясность бытия кто понимает - слову если это бог язык не нужен... язык не проясняет ничего а лишь сильней запутывает нас постичь мешая подлинную суть происходящего: нельзя - одновременно говорить и мыслить... потому - свой путь прокладывает каждый в тишине меж одиночеством и страхом пустоты
так - сам себя и разрушает человек мятущийся в мучительной и всё ж бессмысленной попытке осознать начало собственного первобытия... куда как проще всё перевести в иную плоскость - мистика любовь душа бессмертие монада красота: что не подвластно разуму тому скорее веришь это как вино - и вредно пить и трудно устоять
держась за поручень я замер: за спиной - пустой вагон разбитое стекло и никого... но как велик соблазн внезапно обернувшись пересечь иллюзии невидимую грань... хотя какого чёрта собственно к чему в который раз обманывать себя?
пора идти решительно - пора... и нужно-то всего лишь сделать шаг - единственный: пусть даже в неизвестность...
4
ни райской простоты ни ясности воскресной -
у выщербленных стен окраин городских...
и вроде всё при всём а человеку тесно
от первых дней до гробовой доски
и что ему с того - что выше всех пределов
душою воспарит над скверною мирской
покуда жив - летать не дозволяет тело
и полнятся глаза звериною тоской...
утишь свою печаль мой безобразный ангел -
пусть сирости людской крутится кутерьма
высокому уму - не до житейских алгебр
тем более когда зима вокруг - зима
...коль не дал бог ума так нечего и тщиться разгадывать судьбы неясные следы разглядывая мир сквозь сеть густых морщинок разбитого стекла - пытаться распознать в какой-то чепухе какой-то тайный смысл
напрасные труды пустая жизни трата... что проку ворошить минувшее когда давно уже приспело говорить с самим собой как разговаривают с богом о себе - без экивоков прямо от души... хоть впрочем говорить - ещё не значит видеть как и молчать - не значит быть слепым
и что тому судьба кто знает то что знает? - фантазия мечта иллюзия обман наивный симулякр нетрезвого бродяги бездарнейшего дня бездарнейший финал... пускай уж мудрецы изобретают смыслы которых нет в простых обыденных вещах - мне это ни к чему ведь в общем-то я сам и есть всему причина всех собственных невзгод - начало и конец...
холодный воздух жжёт и воскрешает душу и тени по углам становятся светлей и долгой ночи вздор уже не застит утра и отступает боль и дышится легко
пришла пора забыть про пьяное безделье бездолье многих лет и поспешать туда где можно просто жить - пускай и неумело...
5
проснувшись поутру - в окне заиндевелом
как в детстве надышать неровное пятно
и восхититься тем как белое на белом
полощет на ветру льняное полотно
и если нужно - всё сто раз начать по-новой
всем знакам вопреки и всем чертям назло
вслед поспешая за - мелодией альтовой
и радуясь тому что на душе светло
что целой жизни путь - куда как дальше цели
не проморгать бы вновь оставшуюся треть...
чтоб главное понять довольно нонпарели -
и есть кого любить и есть о чём жалеть
Связаться с программистом сайта.