| |
ПОПУТНЫЕ МЫСЛИ
Опыт исследования о писательском труде
Гильберт Адэр.
Закрытая книга.
"Иностранная литература", N 6, 2001, с. 48
Глава 1.
Писатель: личность и образ жизни
ФАМИЛИЯ
Юрий Кувалдин (1995)1
СЛАВА
Анатолий Найман (1998)2
ПИСАТЕЛЬ -- ГЛАС НАРОДА
Чарльз П. Сноу (1967)3
ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ХУДОЖНИКА
Варлам Шаламов4
ПИСАТЕЛЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Андрей Воронцов (1995)5
Писатель пишет легко и свободно?
Гилберт Адэр6
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гете (1828)7
ВОЛЯ И ТВЕРДОСТЬ
Георгий Иванов8
МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА
Олег Сосин (1995)9
ХУДОЖНИК. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Томас Манн (1947)10
ЧЕЛОВЕК ГАРМОНИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ МИРА
Георгий Адамович11
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Александр Чудаков (1994)12
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Василий Розанов13
БЫТ ПИСАТЕЛЕЙ В РОССИИ И В АМЕРИКЕ
Джон Стейнбек14
НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
(Мы готовы обласкать в беде, простить всё, кроме слова.
Здесь ты меня не смей переплюнуть.)
Юрий Нагибин (1995)15
ТАЛАНТ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Георгий Иванов16
НЕНАВИСТЬ
(Помню его выступление по "Свободе".
Рассказывал о буржуазной, мелкой своей жизни.
Что у сына есть машина...)
Корней Чуковский17
ДРУЖБА...
Гете18
...И "ДРУЖБА"
Корней Чуковский19
ЕЩЕ О БЫТЕ
Лидия Гинзбург20
Писатель, Не надувай щеки!
Икэн Макъюэн21
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ
Корней Чуковский22
СТРАДАНИЕ --
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Юрий Нагибин23
КОНФОРМИЗМ
Корней Чуковский24
РЕВНОСТЬ К КОЛЛЕГАМ
Владимир Войнович (1996)25
МУЖЕСТВО
Юрий Казаков (1966)26
ОСОБЫЙ ФЕНОМЕН: СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
Василий Аксёнов (1993)27
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ И РОДИНА
Михаил Булгаков28
Глава 2.
Старый писатель
ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ
Молодость стиля --
чисто технический вопрос
Андре Моруа1
НЕТ СТАРОГО ПИСАТЕЛЯ! ЕСТЬ --
ИСПИСАВШЙСЯ СМОЛОДУ
Георгий Адамович2
Когда из книг исчезает
некая "бархатистость"
Марсель Пруст3
МУДРОСТЬ -- ЭТО СВОЙСТВО МОЛОДЫХ
Гете4
ЛИЧНОСТЬ АВТОРА
Оноре Бальзак5
ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ -- КАК ПОСЛЕДНЕЕ
Надежда Мандельштам6
ПИСАТЕЛЬ -- ЭТО БЕГУН
НА ДАЛЬНИЕ ДИСТАНЦИИ
Лидия Гинзбург7
КНИГА ПЕРВАЯ, КНИГА ПОСЛЕДНЯЯ
Георгий Адамович8
Глава 3.
Мастерская. Приемы и методы
О сомнительном удовольствии
водить пером по бумаге
Лидия Гинзбург1
Монолог,
который привычно гудит в голове
Александр Генис (1997)2
Долг человека вообще
и писателя в частности
Василий Розанов3
Как познать мир и как его описать
Гете (1823)4
Еще раз об известном и надоевшем
Юрий Кувалдин (1995)5
И еще раз, но с акцентом
на внутреннюю сущность
Гете (1826)6
Тем не менее насколько хорошо писатель
должен знать жизнь?
Юрий Нагибин (1994)7
Первое усилие творческий человек
совершает в душе
А. В. Волынский(1992)8
Импульс. С чего это (все) начинается.
Классический пример
Томас Манн (1947)9
Искусство оплодотворяет литературу
Гете (1825)10
Когда писатель работает,
чтение для него опасно
Монтень11
Начать работу --
это наполовину ее сделать
Генри Миллер12
Наблюдательность --
профессиональная особенность
Василий Розанов13
Об умении сократить написанный текст
Гилберт Адэр14
Писатель похож на чернорабочего...
...А когда останавливается конвейер...
(Продолжение цитаты)
Юрий Казаков (1966)15
Кофе, курево -- как элемент процесса
Георгий Иванов16
Писатель за работой никогда не пьет
(Так ли это?)
Гилберт Адэр17
Об опасности работать
со слишком личностным материалом
Ричард Эллман18
Время работы
Вениамин Каверин19
Особые приемы технологии
(ставшие повседневными)
Олег Павлов (1996)20
Должен ли писатель знать материал?
(Скорее, да...)
Андре Моруа21
(...А, возможно, нет)
Юрий Тынянов22
Сбор материала
Юрий Нагибин23
Мы собираем материал
или постоянно придумываем персонажи?
Ольга Славникова (1999)24
План, Черновые наброски,
скорость письма
Вениамин Каверин25
Записная книжка
Юрий Нагибин26
Натура и воображение
Дарио де Мадрид (1799)27
Два определения, имеющие отношения к теме:
писатель на ловле теней...
...А здесь акцент -- на нехоженые тропы
Владимир Набоков (1937)28
Писатель иногда пишет быстро
и без четкого плана
Андрей Воронцов (1995)29
Стоит ли писать медленно
и долго править свои тексты?
Георгий Адамович30
Возле темы можно высказаться точнее
Владимир Набоков31
Писатель пишет всегда. Не так ли?
Эдуард Лимонов (2000)32
У писателя, как правило,
патологическая любовь
к письменным принадлежностям
Корней Чуковский33
Писатель-профессионал --
это наблюдатель
(но объективный)
Надежда Мандельштам34
Оказывается, есть оселок,
по которому профессионал
выверяет дарование
Георгий Адамович35
Профессионал должен все знать
об особенности своего видения
Владимир Набоков (1937)36
Обзор действительности
начинается с приятия жизни
(Профессионал знает -- так виднее)
Сомерсет Моэм37
Глава 4.
Писатель как психолог
Не злоупотреблять психологией
(Это скучно и опасно)
Сомерсет Моэм1
Все наши склонности,
пристрастия и грехи -- из детства
Андре Моруа2
О психологических переливах
(а также правде и вымысле)
Алексей Слаповский (1997)3
Психология как изобретение литературы
Варлам Шаламов4
О некоторых дурных приемах передачи
внутреннего состояния персонажей
Владимир Орлов (2001)5
Совет в стиле заповеди
или категорического императива
С. М. Бонди (1958)6
Очень важное соображение,
оставляющее за писателем
последнее слово
Сергей Аверинцев (2000)7
Глава 5.
Писатель и литература
Литература --
вымысел нервного мальчика.
Как она появилась
Владимир Набоков1
Литература оперирует
духовными ценностями
Василий Розанов2
Значение литературы --
в факте ее существования
Андрей Немзер (2000)3
Литератор --
тот же созидатель государства
Василий Розанов4
Литература никого не воспитывает?
Тимур Кибиров (1997)5
Еще один поворот,
который невозможно осмыслить
Мишель Фуко6
Через литературу видна и капля, и океан
Иоганн Эккерман (1835)7
Объект литературы
(Может быть, кто-либо предложит другой?)
Сомерсет Моэм8
Инструментарий пока не известен?
Надежда Мандельштам9
Квинтэссенция литературы
Георгий Адамович10
В тему "вплывает" новое определение:
содержание
Гете (1823)11
Чрезвычайно важное соображение
Георгий Адамович12
Громоздя, как муравей,
свой муравейник произведений,
профессионал знает,
сколь низок показатель бессмертия
Петр Вайль, Александр Генис (1994)13
Духовно мощное творчество
не ищет игры в полуслова
Георгий Адамович14
О том же самом,
но на сто с лишним лет раньше
Гете (1828)15
В эпоху упадка всех обуревает
страсть перетолковывать
Мишель Фуко16
Но ой как трудно в литературе
что-нибудь доказать
Надежда Мандельштам17
Время зрелости. Писатель рисует план
своих будущих приключений
в литературе
(Рано начать или поздно закончить?)
Анатолий Найман (1998)18
Литература, конечно, выдерживает все.
Но выдерживает ли все
репутация писателя?
Андрей Воронцов (1995)19
Писатель (здесь композитор)
всегда выбирает творчество
и предает жизнь
Икэн Макъюэн20
Сложные отношения
между писателем и литературой:
поденщина или судьба?
Владимир Бондаренко (1997)21
Литература получается,
когда писатель метит дальше цели
Лидия Гинзбург22
Глава 6.
Реализм и модернизм?
К началу главы -- о современных
экстравагантных течениях
Александр Мелихов (1997)1
Конечно, хочется сразу прослыть гением
Лидия Гинзбург2
Вразумление признанного классика
Владимир Набоков (1937)3
Классик с "другого берега"
подтверждает традиционную
точку зрения
Пабло Пикассо4
Подытожим: чтобы писать просто,
нужно определенное мужество
Лабрюйер5
Но литература хочет не только
описывать погоду
Томас Манн (1947)6
Вот при каких условиях
возник русский авангард
Петр Вайль, Александр Генис (1994)7
Из истории вопроса. Наши дни
Дмитрий Быков (2001)8
Не следует путать
художественный реализм
и банальную похожесть
Лидия Гинзбург9
Спорное утверждение,
к которому все же следует прислушаться
Георгий Адамович10
Еще одно суждение о реализме
Ролан Барт (1992)11
Но, с другой стороны,
вспомним о читателе
Рашид Шиниязов12
Одно из толкований термина
"постмодернизм"
Виктория Фролова13
Глава 7.
Литература и общество
Писатель и политика
Ещё раз: писатель и политика
Григорий Климов (1974)1
Писатель -- всегда в оппозиции?
Чарльз П. Сноу (1967)2
Нет пророка в своем отечестве?
Эдвин Полянский (1993)3
Власть и литература
Чарльз П. Сноу4
Писатель -- лицо примкнувшее
Корней Чуковский5
Николай Афанасьев6
Профессионал сознает тщетность усилий
возвеличить свой талант,
примкнув к какой-либо
политической клике
Иоганн Эккерман7
Полемический взгляд
на башню из слоновой кости
Владимир Максимов (1995)8
Писатель --
это определенно не человек политики
Еще раз
о политических убеждениях писателя
(Тот же автор, профессиональный цензор)
Е. Феоктистов9
Глава 8.
О таланте
Вышедший из моды критик и публицист
начинает тему
Виссарион Белинский1
Талант писателя -- явление особого рода
Лидия Гинзбург2
Важно иметь собственный голос
(Но, может быть, это и есть талант?)
Георгий Адамович3
Чисто французское определение
(но справедливое по сути)
Жан Жене4
Талант -- он всегда талант
(Некое извлечение из области балета)
А. В. Волынский (1992)5
А, может быть, "талант" это лишь термин
и все объясняется как-то по-другому?
Георгий Адамович6
Материалистическое,
но объективное объяснение:
корни и крона
Гете (1827)7
Но вот частный случай:
говоруны и люди пера
Василий Розанов8
Направленность таланта --
от социальной почвы?
Сомерсет Моэм9
Талантливый человек,
вопреки расхожему мнению,
талантлив не во всем
Гете (1824)10
Еще одна точка зрения
на специфику таланта писателя
Дэйвид Г. Лоренс (1928)11
Но есть, оказывается, критерий,
которым поверяется и талант писателя,
и "сила художественного гения"
М.О. Гершензон12
Грустные итоги талантливого человека
Василий Розанов13
Глава 9.
Слово
Слово подчас становится над жизнью
(и обладает мистическим свойством)
Дэйвид Г. Лоренс (1928)3
Слово как самостоятельная сила
Николай Бердяев4
Слово не порхающий,
как бабочка, феномен
(оно накрепко прикреплено к явлению или предмету)
Жан Поль Сартр5
У слова есть вкус, --
утверждает один классик
Корней Чуковский6
У слова есть запах, -- уверяет другой
Осип Мандельштам (1921)7
Одни и те же слова
у разных писателей имеют другой вес
Владимир Фролов (1993)8
На весах литературы слово означает
совсем не то, что магазинная гирька
Руслан Киреев (1992)9
О латинских фразах, но высказывание это справедливо и для русских
Монтень10
Как в XVI-XVIII веках, Опять сближаются
по политическим реакциям
"слово" и "дело"
Михаил Айзенберг (1994)11
Несколько слов, связанных
между собой на бумаге, -- и сразу видно,
что собой представляет писатель
Андре Моруа12
Не брать ни одного слова напрокат
(иначе не станете классиком)
Александр Твардовский (1963)13
В стыке слов, в их "изнанке"
таится порой сокровенный смысл
Сергей Федякин (1996)14
Об интуиции художника
в сохранении целого
и о "чистопородной русской речи"
(Слово "вправо", слово "влево" --
означает побег)
Тимур Зульфикаров (1993)15
О казуальном слове
Игорь Волгин (1993)16
Так чтоv пропалывать: слова или людей?
Лидия Гинзбург17
Опасность и непредсказуемость слова --
в том, что оно способно
черт те что вытащить
из человеческой памяти
Джеймс Джойс (1922)18
Искусство слова
Игорь Волгин (1993)19
Глава 10.
Стиль
Вводная цитата о стиле, которая почти отменяет все остальное на эту тему
Александр Генис (1997)2
Требование простоты
всегда выше понятия стиля
Игорь Дедков3
Была бы простота и точность --
остальное приложится
Владимир Лакшин (1963)4
Об искусстве писать просто
Игорь Дедков5
Да что же, сговорились они, что ли:
все простота, да простота.
А что означает "писать просто"?
Георгий Адамович6
Наряду с простотой надо не забывать
и о полноте художественной правды
Юрий Нагибин7
Удовольствия "стилистического рода"
(Критик вроде бы начинает себе противоречить)
Игорь Дедков8
Многословие -- это тоже вид неправды
Юрий Нагибин9
Это в том случае,
когда тропы не украшают текст,
а несут в себе основной смысл
А. С. Пушкин (1834)10
Значение имеет не только эпитет,
но и место, где он стоит
Владимир Набоков11
Писать просто и избегать метафор
Георгий Адамович12
Ну, отчего же, есть и другая точка зрения
Михаил Айзенберг (1994)13
В дискуссию вступает молодой автор
Олег Павлов (1995)14
Модернизм модернизму рознь
(Что-то всегда сближает разную,
но хорошую литературу)
Владимир Лакшин (1964)15
Два современных афоризма:
Стиль как возможность
распознать неправду...
Игорь Волгин (1993)16
...и как возможность
самого существования литературы
Готфрид Бенн (1998)17
Еще один поворот:
не рождают ли термины
нескромность?
Надежда Мандельштам18
Современные стилистические приемы,
чтобы писать плохо
Лев Скворцов (1998)19
Проблема стиля
и проблема заимствования
Сомерсет Моэм20
Стиль --
это выбор единственного из многого
Олег Стрижак (1991)21
Личность художника, а не выбор слов
Владимир Набоков22
Глава 11.
Язык
Удивительное свойство
великого русского языка
Ян Сатуновский (1992)1
Язык как выражение воли и действия
Мишель Фуко2
Раз мы заговорили о языке,
необходимо вернуться
к предыдущей главе
Георгий Адамович3
Писатель -- датчик показаний языка
(если к поэту "подлатать" еще и прозаика)
Михаил Айзенберг (1994)4
Штамп --
свидетельство упадка литературы
Корней Чуковский5
Язык изящной словесности
как нечто неестественное
Абрам Терц (1994)6
Выразительность языка и правда
Варлам Шаламов7
Правда языка и народная жизнь
Георгий Адамович8
Еще раз о народной жизни
(и о преимуществах неумелого письма)
Сомерсет Моэм9
Что значит говорить на языке
сегодняшнего дня?
Надежда Мандельштам10
Ненормативная лексика
как признак буржуазности
Игорь Волгин (1993)11
Точка зрения
другого профессора Литинститута
(которую он высказал устами одного из героев)
Владимир Орлов (2001)12
Удивительная особенность
русской письменности
(в той же форме)
Анатолий Королев13
Иная судьба языка
Мишель Фуко14
Глава 12.
Сюжет (конструкция произведения)
О построении сюжета
(хотя речь и идет о шахматном этюде)
Владимир Набоков (1937)1
Бухгалтерия сюжетов и конструкций
Гете (1830)2
Если как следует разобраться,
подлинная жизнь и есть сюжет
Ален3
Почему
сложные конструкции раздражают?
Сомерсет Моэм4
Хорошая композиция произведения
всегда с изъяном
Андре Моруа5
Глава 13.
Рассказ
Повторяю: рассказ это всегда история
Сомерсет Моэм1
Нужна ли в рассказе крепкая фабула?
Георгий Адамович2
Одно определение
(хотя существует их десятки)
Сомерсет Моэм3
Имеет ли значение,
как рассказана история?
Жан Поль Сартр (1989)4
Но есть, кажется, тенденция
безнадежности жанра
Василий Розанов5
Короткий рассказ --
это оформление спектакля
Сомерсет Моэм6
о "прозрении" литературного героя
Ольга Славникова (1999)7
Собственные переживания
как основа для рассказа
Поглощенность собственным делом.
Терапевтический эффект от работы
Знание своих
возможностей и диапазона --
в этом тоже профессионализм писателя
Писатель не должен
бояться воровать у коллег
(Об осмотрительности среднего писателя)
Самое трудное
в работе писателя -- это думать
(В сознании гудят два потока. Как совместить?)
Жестокий диктат деталей в литературе
(и вера читателя во всепоглощающий обман)
Случайное - это не добыча автора
(Лишь жизнь может преподносить сюрпризы)
Рассказчик как портретист.
Портрет сегодня
"Техника речи"8
Еще одна точка зрения
на Портрет и автопортрет
Гилберт Адэр9
Глава 14.
Роман
Отличие романа от рассказа
(Абзац с двумя цитатами из теоретика)
Петр Вайль, Александр Генис (1994)1
Роман Как мировоззренческий феномен...
Наталья Решетовская (1996)2
...Как показатель
общественной значимости литературы
Петр Вайль, Александр Генис (1994)3
...как социальное мерило
Герберт Уэллс4
Романисты превратились в политиков
Сомерсет Моэм5
Что нужно, чтобы написать роман
Надежда Мандельштам6
Роман умер?
Варлам Шаламов7
Как возникает замысел. Созревание его
Генри Миллер8
Признаки и свойства романа.
Канонические
Сомерсет Моэм9
Некие подозрительные свойства
при строительстве романа
Абрам Терц (1994)10
Несколько слов о романном видении
(Или его не существует?)
Варлам Шаламов11
Когда наступает время
становиться автором романа?
Гете (1823)12
Быстрое письмо.
Роман писать надо медленно
(Искусство торможения)
Корней Чуковский13
Не следует приводить причин,
почему ты плохо пишешь
Лидия Гинзбург14
Романист -- это все его герои
Альбер Камю15
Основной персонаж
Сомерсет Моэм16
Главный герой
не должен быть посредственным
Андре Моруа17
Об искусстве писать в романе человека
Георгий Адамович18
Нужен ли "отрицательному" герою
характер?
Иоганн Эккерман (1830)19
В романе все должно быть оправдано
(Частное наблюдение, связанное с технологией)
Гилберт Адэр20
Схема повторяется,
а получается очередной шедевр
Андре Моруа21
Иные схемы тоже очень неплохи
Лидия Гинзбург22
Жанровые особенности
русской литературы
Петр Вайль, Александр Генис (1994)23
Психологизм романа.
Классический пример
Лидия Гинзбург24
Еще точка зрения
на вольности психологизма
Александр Гаврилов (2000)25
Чрезвычайно важно замечание,
находящееся в последней фразе
Лидия Гинзбург26
Вполне современный критик
о том же самом
К. Г. Юнг (1994)27
Мир Бальзака -- его эпоха
и все эпохи вообще
Андре Моруа28
Для каждого романа --
своя стилистическая манера
Сомерсет Моэм29
Роман-шедевр.
Это реалистично и очень просто
Андре Моруа30
К вопросу о практической технологии
Валентин Пикуль31
Литература --
фундаментальный вид искусства
(по сравнению с кино)
Сюжет и фабула
(Решающие ли это компоненты в создании произведения?)
"Техника речи"32
как писатель, наоборот, ограничивает
читательское внимание
(Жесткая, даже безжалостная точка зрения)
Гилберт Адэр33
Два способа написания романа
Сомерсет Моэм34
Исчерпанность темы
(Когда заканчивать роман?)
Владимир Набоков (1937)35
Смерть романиста
Сомерсет Моэм36
Об авторской ответственности
Георгий Адамович37
Несколько слов
о порнографической беллетристике
Руслан Киреев (1995)38
Частное мнение немолодого писателя
(Искренне ли оно?)
Корней Чуковский39
Чем сердце успокоится?
(Эпилог в стихах)
Любовь Ветрова (2000)40
Глава 15.
Пьеса
Соображение, с которым приходится
согласиться тому, кто пытался переделать
в пьесу собственную повесть
Гете (1826)1
Романистом можно стать,
но драматургом -- только родиться
Андре Моруа2
Необходимое условие,
чтобы написать хорошую пьесу
Иоганн Эккерман (1830)3
Плохая пьеса
и, в частности, инсценировка
Томас Манн (1947)4
Кое-что о специфике драматургии
(Мнение не только прославленного автора,
но и директора театра)
Гете5
Театр -- искусство настоящего
Петр Вайль, Александр Генис (1994)6
Почему надо ходить на плохие пьесы?
(А следовательно, их писать)
Иоганн Эккерман (1823)7
О театре как самом условном из искусств
Драматургия --
это искусство потакать зрителю
(Если говорить по большому счету, имеет значение,
кто потакает)
Айрис Мэрдок8
Еще кое-что о драматургии
Тот же автор о другом великом авторе
(Не возникает ли здесь ассоциаций
со знаменитым высказыванием М.А. Булгакова?)
Гете (1827)9
Глава 16.
Дневники и мемуары
Важны не события,
а ход собственной мысли?
Александр Дружинин (1843)1
Беллетристика обречена на гибель
Юрий Олеша (1930)2
Читателю, видевшему войну,
оскорбителен вымысел
Варлам Шаламов3
Собственная жизнь, как роман?
Айрис Мэрдок4
Дневник как пульс
Михаил Пришвин (1920)5
Что такое "хорошие мемуары"?
Сен-Симон6
Ничего подобного!
Факты не имеют никакого значения
Надежда Мандельштам7
Нанизывая факты,
мы подчас провоцируем ложь
Андрей Немзер (2000)8
Факты в сознании клубятся,
изменяются, превращаются
в свою противоположность
Надежда Мандельштам9
Об одной грустной особенности мемуаров
(и о знаменитом романе)
Марсель Пруст10
Воспоминания о прошлом
как повод понять настоящее...
Мария Ремизова (2000)11
...или как орудие
переконструирования действительности
Андре Моруа12
Синдром мемуара,
где присутствует уже не нравственный,
а политический аспект
Александр Генис (1999)13
Писать мемуары должны
лишь умные люди
Лидия Гинзбург14
Еще одно условие для того,
чтобы стать автором воспоминаний
Игорь Дедков15
О преимуществе перед другими жанрами
Маргарита Алигер (1978)16
Это так,
но есть еще и эстетический аспект
Мария Ремизова (2000)17
О настойчивом и упорном мемуаристе
Варлам Шаламов18
Классик жанра все же настаивает
на главном свойстве воспоминателя -- быть правдивым
Сен-Симон19
Воспоминания обогащают
Юрий Анненков20
Мемуарам нужны комментарии
Сен-Симон21
Глава 17.
Цензура и писатель
Веймарский министр полагает,
что сладость общения --
в предварительном сопротивлении
Гете (1827)1
Неожиданное открытие в проблеме
(Появляется новый герой)
Надежда Мандельштам2
Сравнительно молодой писатель
вторит вдове
(едкой, как соляная кислота)
Эдуард Лимонов (2000)3
Совершенно не обязательно
сажать в цензоры взрослых дядей
(Детское это дело)
Корней Чуковский4
Детские эти игры очень любили взрослые
(За простоту?)
Инна Вишневская (1993)5
Писатель пописывает,
редактор редактирует
(Портрет оскопительницы)
Эдуард Лимонов (2000)6
Старый Мойдодыр в разговоре
с Солженицыным отстаивает
государственные интересы цензуры
(Если только он не для цензуры писал свои дневники)
Корней Чуковский7
Частное соображение
солнца русской поэзии
(демонстрирующее вызывающую глупость цензуры)
А. С. Пушкин (1823)8
Как с этим обстоит
на просвещенном Западе?
Владимир Максимов (1994)9
Суждение, которое лучше всего объясняет
и существование цензуры,
и ее ненужность
Никита Елисеев (1999)10
Глава 18.
Писатель и критика
Критика как феномен искусства
(И кое-что о плетении словес)
Анатолий Смелянский (1992)1
Откуда возникают хорошие критики
Тенесси Уильямс2
Иная точка зрения
Григорий Климов (1974)3
Критик в роли Кабирии
Дмитрий Быков (1993)4
Конкретная инвектива в адрес критика
Корней Чуковский 5
То есть критика бывает филологией?
Владимир Бондаренко (1997)6
Критик должен светить
(загораясь от чужого огня)
О. Коростелев (1996)7
Судить С честностью и широтой взгляда
Сомерсет Моэм8
Несправедливая критика
как залог истинности
Михаил Еремин (1994)9
Совет знаменитого
?практикующего критика коллегам
Георгий Адамович10
"...и не оспоривай глупца"
Владимир Гусев (1996)11
Об итогах
(или Почему легче судить через столетие)
Георгий Адамович12
И тем не менее
еще раз о критике современной
Мишель Фуко13
Глава 19.
Учителя и ученики
В процессе обучения искусству
есть "во-первых", "во-вторых",
но главное -- наивысшее сосредоточение
Эрих Фромм1
Главный предмет в искусстве
не прием, правило и закон, а -- люди
(Пояснение для снобов и почитателей башни
из слоновой кости)
Андре Моруа2
Гением, конечно, рождаются,
но и гению нужен учитель и наставник
Сен-Симон3
Еще раз о гениальности писателя
(которая, как ни странно, отражается
в вещи наживной -- в писательской технике)
Андре Моруа4
Об искусстве писателя
жить в своей среде и в обществе
(О вещах, в наше время и в нашей стране
почти несбыточных)
Гете (1829)5
Профессионал осознает
исход своего времени
и в собственном творчестве, и в учениках
Александр Михайлов (1994)6
Гений и труд всю жизнь нерасторжимы
(Огранка таланта)
Гете (1826)7
Заключительная цитата
(с элементом самоиронии по отношению
ко всей книге)
Бернард Шоу8
Библиография
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
|