| |
ПОПУТНЫЕ МЫСЛИ
Опыт исследования о писательском труде
Гильберт Адэр.
Закрытая книга.
"Иностранная литература", N 6, 2001, с. 48
Глава 1.
Писатель: личность и образ жизни
ФАМИЛИЯ
Юрий Кувалдин (1995)1
СЛАВА
Анатолий Найман (1998)2
ПИСАТЕЛЬ -- ГЛАС НАРОДА
Чарльз П. Сноу (1967)3
ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ХУДОЖНИКА
Варлам Шаламов4
ПИСАТЕЛЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Андрей Воронцов (1995)5
Писатель пишет легко и свободно?
Гилберт Адэр6
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гете (1828)7
ВОЛЯ И ТВЕРДОСТЬ
Георгий Иванов8
МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА
Олег Сосин (1995)9
ХУДОЖНИК. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Томас Манн (1947)10
ЧЕЛОВЕК ГАРМОНИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ МИРА
Георгий Адамович11
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Александр Чудаков (1994)12
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Василий Розанов13
БЫТ ПИСАТЕЛЕЙ В РОССИИ И В АМЕРИКЕ
Джон Стейнбек14
НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
(Мы готовы обласкать в беде, простить всё, кроме слова.
Здесь ты меня не смей переплюнуть.)
Юрий Нагибин (1995)15
ТАЛАНТ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Георгий Иванов16
НЕНАВИСТЬ
(Помню его выступление по "Свободе".
Рассказывал о буржуазной, мелкой своей жизни.
Что у сына есть машина...)
Корней Чуковский17
ДРУЖБА...
Гете18
...И "ДРУЖБА"
Корней Чуковский19
ЕЩЕ О БЫТЕ
Лидия Гинзбург20
Писатель, Не надувай щеки!
Икэн Макъюэн21
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ
Корней Чуковский22
СТРАДАНИЕ --
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Юрий Нагибин23
КОНФОРМИЗМ
Корней Чуковский24
РЕВНОСТЬ К КОЛЛЕГАМ
Владимир Войнович (1996)25
МУЖЕСТВО
Юрий Казаков (1966)26
ОСОБЫЙ ФЕНОМЕН: СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
Василий Аксёнов (1993)27
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ И РОДИНА
Михаил Булгаков28
Глава 2.
Старый писатель
ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ
Молодость стиля --
чисто технический вопрос
Андре Моруа1
НЕТ СТАРОГО ПИСАТЕЛЯ! ЕСТЬ --
ИСПИСАВШЙСЯ СМОЛОДУ
Георгий Адамович2
Когда из книг исчезает
некая "бархатистость"
Марсель Пруст3
МУДРОСТЬ -- ЭТО СВОЙСТВО МОЛОДЫХ
Гете4
ЛИЧНОСТЬ АВТОРА
Оноре Бальзак5
ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ -- КАК ПОСЛЕДНЕЕ
Надежда Мандельштам6
ПИСАТЕЛЬ -- ЭТО БЕГУН
НА ДАЛЬНИЕ ДИСТАНЦИИ
Лидия Гинзбург7
КНИГА ПЕРВАЯ, КНИГА ПОСЛЕДНЯЯ
Георгий Адамович8
Глава 3.
Мастерская. Приемы и методы
О сомнительном удовольствии
водить пером по бумаге
Лидия Гинзбург1
Монолог,
который привычно гудит в голове
Александр Генис (1997)2
Долг человека вообще
и писателя в частности
Василий Розанов3
Как познать мир и как его описать
Гете (1823)4
Еще раз об известном и надоевшем
Юрий Кувалдин (1995)5
И еще раз, но с акцентом
на внутреннюю сущность
Гете (1826)6
Тем не менее насколько хорошо писатель
должен знать жизнь?
Юрий Нагибин (1994)7
Первое усилие творческий человек
совершает в душе
А. В. Волынский(1992)8
Импульс. С чего это (все) начинается.
Классический пример
Томас Манн (1947)9
Искусство оплодотворяет литературу
Гете (1825)10
Когда писатель работает,
чтение для него опасно
Монтень11
Начать работу --
это наполовину ее сделать
Генри Миллер12
Наблюдательность --
профессиональная особенность
Василий Розанов13
Об умении сократить написанный текст
Гилберт Адэр14
Писатель похож на чернорабочего...
...А когда останавливается конвейер...
(Продолжение цитаты)
Юрий Казаков (1966)15
Кофе, курево -- как элемент процесса
Георгий Иванов16
Писатель за работой никогда не пьет
(Так ли это?)
Гилберт Адэр17
Об опасности работать
со слишком личностным материалом
Ричард Эллман18
Время работы
Вениамин Каверин19
Особые приемы технологии
(ставшие повседневными)
Олег Павлов (1996)20
Должен ли писатель знать материал?
(Скорее, да...)
Андре Моруа21
(...А, возможно, нет)
Юрий Тынянов22
Сбор материала
Юрий Нагибин23
Мы собираем материал
или постоянно придумываем персонажи?
Ольга Славникова (1999)24
План, Черновые наброски,
скорость письма
Вениамин Каверин25
Записная книжка
Юрий Нагибин26
Натура и воображение
Дарио де Мадрид (1799)27
Два определения, имеющие отношения к теме:
писатель на ловле теней...
...А здесь акцент -- на нехоженые тропы
Владимир Набоков (1937)28
Писатель иногда пишет быстро
и без четкого плана
Андрей Воронцов (1995)29
Стоит ли писать медленно
и долго править свои тексты?
Георгий Адамович30
Возле темы можно высказаться точнее
Владимир Набоков31
Писатель пишет всегда. Не так ли?
Эдуард Лимонов (2000)32
У писателя, как правило,
патологическая любовь
к письменным принадлежностям
Корней Чуковский33
Писатель-профессионал --
это наблюдатель
(но объективный)
Надежда Мандельштам34
Оказывается, есть оселок,
по которому профессионал
выверяет дарование
Георгий Адамович35
Профессионал должен все знать
об особенности своего видения
Владимир Набоков (1937)36
Обзор действительности
начинается с приятия жизни
(Профессионал знает -- так виднее)
Сомерсет Моэм37
Глава 4.
Писатель как психолог
Не злоупотреблять психологией
(Это скучно и опасно)
Сомерсет Моэм1
Все наши склонности,
пристрастия и грехи -- из детства
Андре Моруа2
О психологических переливах
(а также правде и вымысле)
Алексей Слаповский (1997)3
Психология как изобретение литературы
Варлам Шаламов4
О некоторых дурных приемах передачи
внутреннего состояния персонажей
Владимир Орлов (2001)5
Совет в стиле заповеди
или категорического императива
С. М. Бонди (1958)6
Очень важное соображение,
оставляющее за писателем
последнее слово
Сергей Аверинцев (2000)7
Глава 5.
Писатель и литература
Литература --
вымысел нервного мальчика.
Как она появилась
Владимир Набоков1
Литература оперирует
духовными ценностями
Василий Розанов2
Значение литературы --
в факте ее существования
Андрей Немзер (2000)3
Литератор --
тот же созидатель государства
Василий Розанов4
Литература никого не воспитывает?
Тимур Кибиров (1997)5
Еще один поворот,
который невозможно осмыслить
Мишель Фуко6
Через литературу видна и капля, и океан
Иоганн Эккерман (1835)7
Объект литературы
(Может быть, кто-либо предложит другой?)
Сомерсет Моэм8
Инструментарий пока не известен?
Надежда Мандельштам9
Квинтэссенция литературы
Георгий Адамович10
В тему "вплывает" новое определение:
содержание
Гете (1823)11
Чрезвычайно важное соображение
Георгий Адамович12
Громоздя, как муравей,
свой муравейник произведений,
профессионал знает,
сколь низок показатель бессмертия
Петр Вайль, Александр Генис (1994)13
Духовно мощное творчество
не ищет игры в полуслова
Георгий Адамович14
О том же самом,
но на сто с лишним лет раньше
Гете (1828)15
В эпоху упадка всех обуревает
страсть перетолковывать
Мишель Фуко16
Но ой как трудно в литературе
что-нибудь доказать
Надежда Мандельштам17
Время зрелости. Писатель рисует план
своих будущих приключений
в литературе
(Рано начать или поздно закончить?)
Анатолий Найман (1998)18
Литература, конечно, выдерживает все.
Но выдерживает ли все
репутация писателя?
Андрей Воронцов (1995)19
Писатель (здесь композитор)
всегда выбирает творчество
и предает жизнь
Икэн Макъюэн20
Сложные отношения
между писателем и литературой:
поденщина или судьба?
Владимир Бондаренко (1997)21
Литература получается,
когда писатель метит дальше цели
Лидия Гинзбург22
Глава 6.
Реализм и модернизм?
К началу главы -- о современных
экстравагантных течениях
Александр Мелихов (1997)1
Конечно, хочется сразу прослыть гением
Лидия Гинзбург2
Вразумление признанного классика
Владимир Набоков (1937)3
Классик с "другого берега"
подтверждает традиционную
точку зрения
Пабло Пикассо4
Подытожим: чтобы писать просто,
нужно определенное мужество
Лабрюйер5
Но литература хочет не только
описывать погоду
Томас Манн (1947)6
Вот при каких условиях
возник русский авангард
Петр Вайль, Александр Генис (1994)7
Из истории вопроса. Наши дни
Дмитрий Быков (2001)8
Не следует путать
художественный реализм
и банальную похожесть
Лидия Гинзбург9
Спорное утверждение,
к которому все же следует прислушаться
Георгий Адамович10
Еще одно суждение о реализме
Ролан Барт (1992)11
Но, с другой стороны,
вспомним о читателе
Рашид Шиниязов12
Одно из толкований термина
"постмодернизм"
Виктория Фролова13
Глава 7.
Литература и общество
Писатель и политика