Аннотация: "Это просто Манифест фотографии!" Юрий Бродский
Не кажется ли уважаемому фотографическому сообществу и интересующимся его проблемами гражданам, что фотографы погрязли в фотографии?
Да, самым неприятным образом с головой погрузились в собственные эмбриональные воды, хотя давно уже и окрепли фотографией и даже возмужали с ней до состояния полноправного членства в обществе.
Сегодняшнее житье-бытье фотографии отчаянно зряшное. Крепостничество, рабство Нового света..., такие слова приходят на ум, когда размышляешь о ничтожности места, отведенного фотографии среди других важных дел человечества.
Авторы ощущают повсеместно, что фотография приносит пользу обществу. Заинтересованные круги общества взбудоражены мыслью, что фотография несет важную общественную функцию. Но сформулировать ее, вытащить на свет, связать фотографию со смыслам ее общественной необходимости... не получается.
Несмотря на мудрые увещевания философов и талантов, общество, в принципе не читающее эти многословные бредни, относится к фотографии, как к обслуживающему ремеслу. Фотография, в большинстве народа, забава, время препровождение, еще, мы все знаем такие картинки, потеха, дарованная физиологией. Она еще глашатай событий и, совсем немного, для некоторых отдельных, удовольствие от совершенного. Многие полагают, что фотографы - это натренированные для ловли мгновений шустрые особи, как в том же цирке или в спорте. И не без оснований, ведь среди фотографов таких большинство.
Книги о фотографии, в большинстве, посредственные. Прения дилетантов о художественности фотографии, которые в большинстве кроме инструкций и наставлений по фотосъемке почти ничего не читают, уважения к фотографии в общественном мнении не добавляют. Даже долетающие из-за границ восторги о немыслимых, ошарашивающих суммах в твердой валюте за какую-нибудь одну-единственную карточку, да еще и снятую обыкновенным "фотиком"из магазина, никак не уравнивает в общественном сознании фотографию с прочими искусствами, не говоря уж о таких важных вещах, как экономика, производство, наука, образование...
Да и все искусства, нужно откровенно говорить, в общественно-средней голове, какое уж по счету тысячелетие не сравниваются по необходимости для жизни с прочими важными человеческими занятиями. Канительно с искусством. Хлопот много, но непонятно оно в простоте поучений как жить.
На кухне, а мы все, в той или иной мере условности, проходим к серьезным темам, ублажая желудок, люди полагают художников сродни этакими балаганными актерами. Они, считается, пустяками развлекают народ, уставший от общественно-полезных трудов. Но отвязаться от искусств человечество не хочет. Не отодвигает далеко, держит при себе. Понимает, что пустое, но не бросает. Но и в важности искусств для своего человеческого не признается. И потому что не знает, и потому что и знать не желает...
Фотографии, среди искусств, борющихся за благосклонность человеческого рода, особенно тяжело. Ни тебе начальных фотографических школ, как в живописи и музыке. Ни никаких других возможностей системно продвигаться по ступенями к образованности и мастерству в учебных заведениях более высокого уровня... Не фотографии самой ради. Во имя только влияния ее на людей, которое потом непременно прирастет в их делах. Непременно.., но не осознаваемо. В этом-то и проблема искусств. Необходимость в них проявляется в притяжении к творениям искусств, но не сама по себе не выявляется в понимании их необходимости.
А про фотографию, забыли что ли вообще? Нет, не в том причина. Общество и про живописные, и про музыкальные, и некоторые прочие культурные жертвы экономики не может толком объяснить зачем при общей тяжести выживания, бюджетных дефицитах, коррупции и ужасающем долгожительстве пенсионеров содержать еще и такие бесполезные заведения... Пускай народ развлекается за свои деньги! И если еще не отказались учить, то ненадолго, следует понимать по ходу вещей.
Так выглядит формула общественного долга перед искусством.
Фотографией,в свете сказанного об отношении к искусствам, просто пренебрегают. Ее классики и достижения современников рецепторам народа недоступны. По гамбурскому счету, если так грубо выразиться, в сторону изобразительного, если бы не цены на исторические ценности художественного, то народ не слишком бы и церемонился с искусством. На фоне освоения космоса или проблем водоснабжения проблема определения целесообразности искусств и за дверью может подождать.
Как водится, есть государством официально признанные культурные достояния. В них попадают те из искусств, в которых, кроме изображения, есть еще и слова. В них слово органически связано с изображением. Как в кинематографе, скажем, телевидении, музыке,.. да мало ли... Слово несет смысл. Есть что понимать! Страсть к песне позволяет снисходительно относиться к камерной музыке. Пусть будет, отмахивается человеческий ресурс экономики.
Трудно зрителю бывает понять, почему иной фотограф пытается приспособить к изображениям то стихи, то пространные философствования, то художественные тексты, то лозунги, то пояснение смыслов в виде названий, а то и без прикрас, прокламации...
Названия, как ни пытайся определить их надобность в изобразительном, к фотографии не относятся. Но причины прилепления слов ясны. Это все работа подсознания авторов, прочувствованная необходимость добавить понимания народу и тем ввести прилепленными словами фотографию в число общественно важных.
Авторы хотят сказать, нашептать, прокричать обществу о важной полезности изобразительных искусств. По другому сказать не умеют, но чувствуют, что так и есть. Бессловесные виды искусств лишены прав на вхождение в святая святых - вербальное вместилище общественных идей, понятий, многозначностей, метафор и просто объяснений что к чему и для чего, если непонятно...
Если нет в произведении слов, то нет и осознаваемого в "широких массах" (угнетающее понятие, заметим, обобщения общественного невежества)понимания авторского посыла. Нет слов для понимания - нет отклика в мыслях пустующих зрителей, нет подсказки о месте в иерархии коммуникативной значимости... Потому литература и занимает особое место среди искусств. Литературе учат и в школе. Одну только ее изучают, при том, что человек визуально потребляет информации больше в разы, не странно ли? Пропаганда укрепляет литературу. Она же, при правильных подписях к произведениям, делает изобразительные произведения и даже стили соратниками или врагами по вкусу правителей.
"Немые" произведения молча и покорно отдают себя единственно доступной им для передачи информации эмоциональной сфере человечества. Наша техногенная эпоха все еще раскручивает оборотистый маховик прогресса, запущенный эллинами. В этой культуре чувства постепенно, но основательно сместили на место второстепенное, вспомогательное... И этим еще далее отодвинули искусства к балагану. Просвещение государства оттесняет искусства в области вспомогательно-развлекательные, рекреационные,как бы сонно-внимающие...
Не древние назначили место "немым" искусствам. Нет. Но именно они заложили основы современной экономики, общества потребления. Кумир полезности был воздвигнут в те времена, несмотря на прорывы философии. Ее уважали и ценили не в пример нынешним временам, но, кажется, не все.
Полезность может быть только понимаемой, а бесполезное в понимании не нуждается. Современники доработали эту идею до логического совершенства. Интеллект производственных единиц, чем ближе к конвейеру, тем больше очищен от всего эмоционального. Художественная культура, что путалась веками между ногами исследователей и производственников, поставлена на свое место вне материального производства. Освобожденный от смятения чувств интеллект выделил чистую, почти физиологически выверенную линию цикла: проектирование-производство-овладение товаром-потребление. Но производстве ведь не все материально. Кто-то все это придумывает, проектирует, облекает в форму, приятную для восхищения...Художник? Нет. Но инженер, который подвергает свой интеллект влиянию художественного. Бесполезное искусство притягательно сознанию, поскольку оказывает влияние на способности создавать полезные вещи. Только по причине бессознательного влечения к этому ресурсу искусство все еще существует в человечестве.
Общество испытывает счастье в потреблении предметов как симптом эпидемии пользы. Некоторые слои культуры почти вчистую избавлены от отвлекающего мудрствования, почитания поэзии, риторики и от множества других проявлений чувственности в отношениях и в отношении... Не все, но в основной своей массе.
О тонкостях чувственного общество все больше и больше предпочитает судить исключительно по выражению лиц, по отклонениям поведения, по обводам концепткаров и по рекламам новинок бытовой техники.
Разумеется, разумеется, разумеется,...есть специалисты, которые и так, и этак понимают, что фистула для сбора слюны, вставленная в пасть собаки Павлова, показывает не работу эмоций на уровне производства жидкости. Этот великий опыт показывает влияние эмоций на это производство. Вот только не всем показывает...
Фотография - это не фистула в пасти собаки. Фотография вообще не участвует в производстве общественного "слюноотделения", производства, то есть, предметов потребления. Напрочь! Фотография влияет на то, что потом уже влияет на мышление и на создание необходимых для производства полезных вещей.
Это влияние существует. Оно опосредовано. И не только фотография влияет... Все "немые" изобразительные искусства принимают участие в формирования того, что потом непременно влияет на производство. И не только влияет. Без него производство обойтись не может. Да что там обойтись, не в состоянии существовать.
Изобразительное человек воспринимает с помощью зрения. Зрение в системе восприятия занимает примерно 70% от потребления всего объема информации, поставляемой мозгу всеми органами чувств. Есть ли сомнения в важности визуального канала восприятия?
Сама природа показывает степень влияния визуального на человеческое мышление. Эта информация, несмотря на ее неясность и неопределенность, следует делать вывод, является определяющей для поведения, познания и мировоззрения. Нужно ли снова повторять известное о том, что мировоззрение, в свою очередь, определяет направленность творчества и стремление к достижению совершенства? Все наши общечеловеческие системы: жизнеобеспечение, познание, коммуникативное единство для непрерывного выбора общественных целей,- базируются на мировоззрении индивидов. Из этой не арифметической суммы складывается условное общественное сознание.
Мировоззрение - это ощущение мира (70% через зрительное восприятие), это опыт индивидуального практического познания (опять же чувственная переработка информации, в котором 70%...), это познание мира и формирование наук (а в них также 70%...), овладение общественным опытом (а в нем также те же 70%...)
Куда ни кинь, всюду важнейший клин зрительского восприятия.
Природа "немых" изобразительных искусств несомненно связана с реализацией себя человечеством. Мышление индивида нуждается в развивающих, совершенствующих, тренирующих системах визуального восприятия. Произведения изобразительного искусства потребляются мышлением по необходимости. Форма мышления - искусство важна мышлению для развития собственно самого мышления. Искусство формируюет и развивает такие качества мышления, как воображение, фантазия и интуиция. И это для развлечения и время препровождения?..
Нужно ли сомневаться в огромном влиянии искусства как формы мышления на способности к созиданию?! Доказательства этого еще и в том, что они существуют в сфере активного общественного употребления тысячи лет. Человечество,хотя и создает время от времени бесполезное, но быстро теряет его без употребления, остается только необходимое.
Изобразительные искусства древни. Нет сомнений, что и фотография родилась и утвердилась исключительно по необходимости мышления в недостающих системах изобразительного. Вместе им назначено совершенствовать зрительское восприятия, фантазийный аппарат мышления вместе с интуицией. Это главная причина для чего человечеству и оказалось потребным искусство.
Изобразительные искусства проявились (это только то, что мы смогли заметить и оценить!) во времена, когда проблема пищевого жизнеобеспечения стояла не только на первом месте, но и занимала первые десятка два, если не больше, номеров в списке проблем. И в это время находилось место искусству. По-видимому, человеку, тогда еще более животному, прислушивающемуся к позывам своего естества и отвечающего им, творить орнаменты и рисунки было важно для производства систем производства и потребления "товаров первой необходимости".
Изобразительные, несомненно, влияют на все сферы производства общества. Но как? Через мировоззрение, соответственное обучение и развитие когнитивных способностей, в чем принимает участие вот те самые70% чувств, которые, в свою очередь, развивают интуицию и воображение.
Нам известны многие места непосредственного влияния изобразительных искусств на производство, такие как эргономика, промышленная эстетика, архитектурное проектирование, конструирование... Есть примеры, подтверждающие строгую корреляцию развития восприятия занятиями с изобразительным. В Японии, например, школьников развивают в этом направлении. Исследования показали, что японские школьники различают более ста тысяч цветов и оттенков, что в три раза больше того, что могут европейские школьники. Нужно ли сомневаться, что достижения в области техники и технологии производства выходят на первые места в мире в том числе и по указанным причинам.
Цель этого эмоционального эссе, в том, чтобы указать место и влияние изобразительных искусств в подготовке кадров производственной, научной и научно-технической сфер.
Хочется, чтобы читатели прониклись не только инструментальными возможностями фотографии, которые позволяют талантливым создавать великие произведения. Мы должны осознавать, что влияние фотографии на наш мир более глубоко и основательно, чем только обслуживание потребностей отраслей и чувственных капризов.