Фельдман Александр Васильевич
Пейзаж про дождичек в четверг

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Размещен: 11/08/2018, изменен: 11/08/2018. 37k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      
      "Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником."
      Анатоль Франс
      
      Только и нужно, что честно ответить на никем не поставленный вопрос: "Что мешает мне (ему, ей, им) достойно комментировать художественные произведения?..
      
      Коллега или случайный прохожий с недоумением пожмут плечами: "Ну, вот еще проблема... Подумаешь. Одни болтают чепуху, другие насуплено поучают, третьи веселятся..." Да, это так... Но, есть и другие.
      
      Слова влияют на умонастроения. Мы так общаемся. Словами просвещают. Критика словами обогащает культуру. Мудрость передает опыт словами... Может быть, скажете, что в любительской среде одни только развлечения да пустяки?.. Ошибаетесь. В нашей исторически обособленной фотографической культуре фотолюбительство и есть просвещение. Такое вот просвещение!
      
      Конечно, слова влияют, а что же еще. Ну, фотографии должны бы еще... Ведь в других искусствах учат на классических примерах. Но кроме слов больше никакого просвещения в фотографии по большому счету и нет. Соответственно, в среде фотолюбительства и мудрость такая же. И критика... И, не к ночи будь упомянуто, искусствоведение такое же ...
      
      До чего же занудно, снова и снова, увещевать фотографическую общественность в том, что комментарии к произведениям нужны вовсе не для того, чтобы раскланяться с автором или слать ему приветы. И уж точно не для того, чтобы покрасоваться перед публикой. Критика, когда она еще изредка встречается на фотосайтах, исследует главный вопрос нашего общего дела - что у автора получилось и как это соотносится с мировым процессом фотографической культуры. Можно предположить, что критикам на сервере тогда бы и места не хватило. Но иной талантливый критик умудряется все это показать и в коротенькой заметке. Вот Гоголь, например, исполняя просьбу издателя, об одной книжке написал: "Сия книжка написана, стало быть, где-то сидит и читатель ея". Значит, можно коротко, емко и исчерпывающе. Да, если это Гоголь, то может...
      
      По большому счету вот-вот наступит пора говорить о критиках в прошедшем времени... Критик сегодня не в цене. Среднестатистические комментарии, которые по простодушию многие все еще считают критикой, упрощаются изо дня в день до уровня междометий... А уж, сколько наговорено общих слов, "хорошо" и "плохо". О них только кроха и знает, "что такое хорошо и что такое плохо"...
      
      В наши просвещенные и информативные времена, чтобы разузнать, что к чему и до чего, достаточно прошвырнуться по сайтам... Комментируют все!
      
      Но в фотографии народ комментирует "приближенно к боевой обстановке". На автора комментатор наседает как на "предполагаемого противника". Не останавливаются ни перед чем. Комментаторы считают своим безусловным и ничем не ограниченным правом бить автора словом "на поражение". Но за что?!! - может спросить удивленный читатель. Причина поразительная: автору ставят в вину его собственное произведение!
      
      Фотолюбительство за многие годы советской власти создало свой особенный мир. Этот мир замкнут в себе и функционирует для себя. В нем даже есть эстетические взгляды, выработанные классическим искусством. Классическое наследие в фотолюбительстве отстаивают консерваторы. По общему невежеству, фотолюбительские новаторы зачастую пренебрегают классикой. Она им мешает продвигать новаторские идеи. Хотя вся классика, в свое время была новаторской, и уж точно она никому не мешает видеть и представлять мир иначе. Но особенно напористы другие. У них еще нет своих взглядов и новых идей. У них есть желание сокрушать старое и громогласно заявлять о себе любой чепухой. Пролеткульт, одним словом.
      
      Из комментаторской лексики и этика выветривается сквозняками лжедемократии. Язвительно хлестнуть автора почитается нередко за доблесть! Вычурное унижение достоинства автора, неважно за какого качества фотографию, может вызвать даже одобрение коллег. А уж, покрасоваться перед публикой, высмеивая автора, стало чуть ли не потребностью некоторых мелких людишек...
      
      Не все так считают, разумеется.... Пока еще, к счастью, не все.... Но интернетовское большинство давно уже не приглашает авторов к разговору при обсуждении его произведения. Сами авторы изредка вступают в перепалки, отбиваются, непонятно чего добиваясь, уважения, что ли... Поругание стало традицией! При этом не участвующие в обсуждении коллеги поощряют активистов молчанием. Впрочем, все авторы те же комментаторы. В иные времена, они тоже судят и произведения, и авторов.
      
      Никому это не напоминает демократию пролетариев из истории культуры страны советов? Вспомнили? Вот именно! Эта все оттуда, из времени, когда сила воцарила над духом. Тогда это можно было объяснить. Не принять, но объяснить.... Ведь освобождаясь из рабства, невозможно было в одночасье освободиться от невежества.
      
      Времена уж не те, конечно. И пролетарий нынче уже не в свитке и не в онучах.... У наследника дедов теперь в кармане диплом! И праправнук уже не дышит с презрением на интеллигенцию чесноком и перегаром... Он давно на их стороне! А как же! Науки познал, с телевизором вырос и готов снова клеймить все, что не отвечает его возросшей культуре...
      
      Нынче вызвали б смех лозунги начала прошлого века: "Я Зимний брал!", "Долой буржуйскую культуру" или что-то там еще про ГОЭЛРО и вождей... Пролетариев нынче нет! Только наследники. Ну, и наследие... Да и какие из фотолюбителей пролетарии! Прибарахлились они не хуже почти мифического нынче того мелкого буржуа столетнего прошлого. За цену одного "фотика", даже не из самых дорогих, иным современникам год жить. Скажут, попрекаю аппаратурой и достатком? Тьфу, тьфу... Отнюдь. Достаток - это хорошо. Но в прямой ли связи с ним богатство духа?
      
      Все дело в том, что многие наследники, все так же не решаются в мыслях своих переступать те границы, которые не переступать в реальности их пролетарские предки. Это в голове, продукт социального наследия, переходящее из поколения в поколение культурологическое сознание. В комментаторстве живет пролеткульт! Левой! Левой! - подергиваются указывать они, подчиняясь импульсам подсознания. Они не желают ничем себя ограничивать в праве указывать на... Да, на все! На все то, на что им пожелается указать. Как желалось в свое время и пролеткультовцу...
      
      Ни этика, ни страницы из истории гуманитарных катастроф, ни право автора на самовыражение комментаторов не сдерживают. Некоторые коллеги иногда выступают с протестами. Мягко, толерантно "подают голос" в защиту авторов... Но на каждого из защитников человеческого непременно найдется этакий шпынт... Не знаю, как помягче и объяснить, что это... Можно сказать и иначе. Найдется этакий "уважаемый член творческого коллектива", который... Но точнее, все же, назвать его шпынтом. Кто он... Он свой. По правилам регистрировался на сайте. Со всем согласен!
      
      Но большинство сайтов старается прошмыгнуть под ником. А то, как же! Назовись им! Вот вам! Этаким инкогнито швырнет камень в того, кто не понравился.... Случится, народ не поймет, не в того или не так бросил, легко сбежит. С чистой биографией в новый сайт под новым ником...
      
      Из ничего и ниоткуда возникает этакий сброд, которому грязно высказаться. что... Нееееет, не подумайте чего "такого"... Эти не какие-то там борцы за какие-то идеи. Им на идеи плевать. Как, впрочем, и на всех. У него все "просто так". Мимоходом... Мельком, позевывая и не вникая,... Брякнет потехи ради нечистое, что первое на ум придет... Вежливое общение в обычаях нашей культуры означает усилие. Некоторые вежливостью как бы оказывают особую честь собеседнику, порой даже одолжение.... Ведь за проявленную к нам вежливость мы порой и благодарим! А уж к дерзости, больше того, к хамству, кажется, уже притерпелись.... Впрочем, мы все из прошлого. Правда, в том, насколько каждый из нас выдавил из себя сброд.
      
      Некоторые формы невежливости давно уже стали нормой. Например, комментаторы повсеместно указывают авторам как его "фотку" или статью следует обкромсать, чтобы получилось "как надо". А как надо, лучше и не спрашивать. У них в кустах на роль рояля всегда найдется оглобля. О ее происхождении из советского искусствоведения они и не догадываются порой. Бывает даже тычут цитаты от Дыко, Лапина и иже с ними. Впрочем, другой литературы они и не знают. А уж как они уверены в истинности своего чутья! Автору не сметь иначе! Да кто он такой, чтобы...
      
      Каждому комментатору кажется, что его собственного вкуса довольно на всех и на все времена. А ведь это все мы и есть! ...К сожалению. Признаемся хотя бы тайком и только себе, что желание высказаться иногда опережает наши познания и способность ясно сформулировать мысль. Конечно, никто не хочет выглядеть глупо. Вот и заполняют корявую речь междометиями, шутками, пускают пыль в глаза "олбанским" жаргоном, переходят на необъятные "хорошо" - "плохо"... А язык, язык-то каков! Лирика подворотен, поэтика жаргона: "мля", "блин", "типа"...
      
      Чего удивляться? Кто он, наш типичный комментатор интернета? Пролетариат основательно вычистили от интеллигенции, не говоря об аристократии, в предыдущие исторические периоды. "Партия наш рулевой" всей мощью институтов воспитания "нового человека" формировали вкус комментатора, среднестатистического типичного дипломированного инженера. Разумеется, к его воспитанию приложились мимоходом соседи, дворовая ватага, друзья и, конечно, окончательно долепила мировоззрение славная наша очень средняя школа... Естественно, что и мировоззрение этакого комментатора, скомстряченного из этого общественного замеса, обычно средне уличное...
      
      У нас, конечно, уже далеко не каждый может запросто плюнуть в другого каждого, чтобы пресечь некультурное поведение. Демократия, говорят.... Каждый теперь скажет любую из правд, что придет ему в голову! Но, будем справедливы.... Не каждый поддакивает демократическому большинству. Есть и такие, что преодолевают стадное чувство. Но все же с комментаторовым племенем осторожность не повредит.
      
      Средний комментатор по постсоветскому пространству обладает, в большинстве, технократическим мышлением. Многим может даже показаться, что это уже само по себе достаточное извинение за серость в гуманитарной области. Типичного потомка пролетариев, как не учили, так и не учат еще ни эстетике, ни художественной культуре. Средний комментатор в этом своем естественном состоянии как бы и не виноват. Это "они" должны бы беспокоиться, а он здесь не причем! Что мы, если даже японцы специально художественных фотоаппаратов не делают. А были бы такие, то народ ознакомился бы с инструкцией и тут же стал бы...
      
      Не секрет, что фотолюбитель начальное образование в области фотографии получает по руководствам к аппаратам или приравненным к ним. Не все. Но в среднем. Но больше всего учатся на форумах. Черпают знания у таких же, как они сами.
      
      И что тут такого?! - могут спросить. Ничего... Здравого смысла на ваше художественное, да с нашим образованием, и так должно хватить.... Но откуда технократам знать, что здравый смысл ничто иное, как форма обыденного сознания. Для простых поясняю, что здравый смысл - это примитивная форма мышления. Примерно на таком уровне сложности: если молотком, то по гвоздю. Хотя, откровенно говоря, философия фотолюбителю, что мертвому припарка. И вообще, философ, пусть даже и гений, но без фоток с проходным рейтингом нынешнему комментатору не указ. Да, еще.... Если статья размером больше страницы, если она, конечно, не о "железе", то средний фотолюбитель ее не потянет. Может, но не станет. "Много букав" - сплевывают по такому поводу комментаторы мимо плевательниц.
      
      Те, кто интересуется историей фотолюбительства в СССР, знает, что коллективные обсуждения фотографий начинались на собраниях рабкоров советских многотиражек. Тогда было время исканий, ликбеза, противопоставления традиционной культуре новой, пролетарской, общественных покаяний в проступках и общественных обсуждений творческих планов... Выбирали собранием трудового коллектива дирижеров оркестров, режиссеров театров, давали задания на энное число талантливых работ... Смешно.... Но десятилетиями позже, в горбачевскую перестройку, теми, же демократическими методами выбирали руководителей творческих коллективов. Так что все это осталось. "Это было бы смешно, если бы не было так грустно..."
      
      Поскольку автор один, а комментаторов над ним много, то по законам демократии (термин переводится как власть народа, большинства, между прочим...) автор ничто, а многоголосый комментатор все. Коллектив ему и укажет, и поставит в вину, и пожурит, и унизит,... под настроение товарищей. За что? Да за свое авторское. И особенно за то, что делает свои произведения не по-ихнему, не по правилам такого себе только вылупившегося комментатора, а по-авторскому.
      
      Комментатор напыщенно и велеречиво режет советами по исправлению фотографий автора по живому. Впечатления от какого-нибудь раздувшегося от важности поучающего нахала такое, что он, по меньшей мере, обвешан дипломами подлых степеней, которыми ему присвоено право указывать и пресекать. Он выставляет себя мастером эталонных чувств и знатоком всего, чему он сам пожелал быть знатоком...
      
      По правде говоря, и с авторами не все гладко. Ведь все комментаторы те же авторы и есть! Не каждый автор достиг вершин в деле создания произведений. Новость, конечно, не ахти какая. Иной автор и не достигнет никогда. И таких "иных" в фотолюбительстве поболее числом от прочих. Но, позвольте, - хочется возразить, - когда комментатор переодевается в автора, он же не указывает собратьям по перу, как правильно писать комментарии и как ему оценки выставлять. Это было бы справедливо... в пику комментаторства. Хотя и не нужно. Нет, традиция сильна,... Может ну их? Пусть цапаются, ругаются, хамят, "чай не бары", как говаривали пролетарии, чтоб "пажалусты" говорить...
      
      Кухаркина этика...
      
      Процесс коллективной пошлости глубоко укоренился. Критики от бога замолкают. А чаще уходят из демократической тусовки фотолюбительства. А вот среди остающихся наглецов даже авторитеты заводятся. С ними уже порой опасаются связываться. Прощают им больше, чем другим. Прочуяв добычу, они преследует и изводит авторов. Самых отъявленных из них метко прозвали в сети "троллями". Банить бы их следует беспощадно! Да робко все это делается.
      
      Общая культура управления сайтами низка. Администрация терпима ко всякой швали. Отступление перед пошлостью и хамством, по естественному недостатку этического воспитания, принимают за вежливость и толерантность. А припомним из истории, по каким причинам на дуэлях дрались, перчаткой по сусалам били?... "Народ безмолвствует". Все угрюмо затаились, как бы им чего не сказали.
      
      Но и модерация, если ею не заниматься, так же склонна к вырождению. Мы видим, как сникают некогда активные сайты от засилья серости. Демократия и самоуправление способствует тому, что управление сообществами (модераторий) постепенно приобретает нечувствительную толстокожесть ко всякому непотребству. По естественным причинам средних всегда и везде больше. Но в демократии управляет большинство! Вот средние и правят бал...
      
      Все же, справедливости ради, следует сказать и о критике, еще пробивающейся в комментариях. Это творчество отдельное и особенное. Аристотель ставил критика выше художника. Можно и поспорить с классиком. Но роль критики (не бормотаний и брюзжаний...) в поиске истины бесспорно велика. В культуре критика - явление отдельное от предметного производства. Знать, как строить мост и строить мост, разные умения. Критик фотографии может фотографией никогда и не заниматься. Кажется, я даже видел одного на сайте ХЭ в былые времена. Но и он иссяк...
      
      Разумеется, раз уж автор решился выставиться на публике, ему следует настроиться не только на позитивные реакции. В публичном месте предусмотрены публичные высказывания. Комментариев, стало быть, автору следует ожидает. Совсем плохо, если их не будет вовсе. Поэтому автор должен быть готов ко всякому. Ведь и смотреть его произведения будут всякие. Модератор обязан препятствовать троллям, агрессивным невежам и тому подобным.
      
      Справедливо ли упрекать автора допущенными ошибками? Или учить? Вполне....Но! Если автор того желает. Но если и желает, то не от любого и всякого, а.... И здесь возможны варианты.
      
      Советы давать - суть делиться мастерством. Но скажите на милость, кто бы осмелился давать советы Толстому, Твену, Ньютону, Судеку? Среди современных комментаторов немало найдется таких, что осмелились бы не задумываясь. А что не так?! Они обознаны в кучах всякого фактья, слышали про такое, что классикам, в свое время, и не снилось. Теперь всякий знает обо всем понемногу. Но полувежество не предохраняет от скудости духа... Они и того не понимают, что искусство не создается на добрых советах. Искусства не бывает наполовину. Дотянуть его невозможно. Искусство или есть, или его нет.
      
      Фотолюбительство сторонится полемики, оберегает ранимую натуру. Но в модели толерантного поведения есть и убогая сторона. Нередко, вполне добропорядочных критиков одергивают за их остроэмоциональные, но вполне вежливые высказывания. Почему? Почему же хамство при этом частенько остается без последствий? Те особи всем известны. Их обходят стороной, чтобы не нарваться на гадость.... На этом фоне эмоциональный тон уже пугает обывателя. Мещанское стремление к покою. Общество толерантно купеческому навалу на культуру и нетерпимо к нарушителям покоя.
      
      Не в этом ли причина тому, что в любительской фотографии идеалы красоты выглядят несколько странно, если судить по потоку фотографий на сайтах? Во всем мире сосуществуют местные пропорции красоты художественных сфер, красоты моды, красоты окраин и "красоты" китча. В обыденном окраинном сознании красота останавливается в развитии на стадии красивенького. В качестве примера хороши воспоминания о бытовой красоте начала-средины прошлого века со слониками на комоде, геранью в окне, открытками с кошечками и поговорками "Жду ответа, как соловей лета..." Сегодня их современные аналоги мы видим в фотолюбительстве. Есть большая группа любителей, которые не могут "ждать милости от природы" и потому демонстрирует себя провайдерами современного "искусства". Хотя, в принципе, они обыкновенные идейные наследники герани в ультрамодерновых кривляках.... Было бы ошибкой подозревать меня в том, что я пытаюсь унизить новаторство. Но пошлая новизна так и остается пошлостью.
      
      Что начинающему автору необходимо? Осваивать мастерство, набивать руку, оттачивать глазомер, изучать метод, общаться с толковыми людьми... Дело обыкновенное для начала пути. Так учат в творческих ВУЗах. Об этом пишут в старых книжках. Но много ли вы видывали в настоящее время таких среди новорожденных фотолюбителей? Большинство фотолюбителей готово к творческому отчету о пройденном пути с первого снятого кадра! Но хирурги, например, не тренируются на больных. Как правило...
      
      Новообращенным в творчество авторам, раз уж нет у нас просвещения, следовало бы самостоятельно обратиться к классике. В живописи, например, копирование классических образцов - часть учебного процесса. Этой практике тысячи лет. Фотолюбители ощущают себя готовыми к выставке с первого кадра. Не задумываются, что тысячи пересмотренных "фоток" застряли у них в подсознании. Не думают и о том, что в купленный ими фотоаппарат вложен опыт и гений мастеров фотографии. И то, что, им кажется, делают они, во многом, в подавляющем большинстве сделано задолго до них и повторено миллионами фотолюбителей не однажды. Но публикуют, требуют внимания, искренне полагая, что это их достижение. Подсознательно фотолюбители из года в год, из века в век копируют чужие изобразительные идеи. Но цена новаторства в творчестве совсем иная.
      
      Об авторском праве в фотолюбительстве говорить, что воду из моря вычерпывать. Этика растворилась в обычае. Все начинающие дерут у коллег стили, приемы, находки, идеи... Хорошо бы у классиков... Моцарт, к примеру, откровенно заимствовал и говорил, "Все, что до меня, мое!" Брали бы у мастеров, учились... Но, нет же, списывают друг у друга. Фотолюбительский интернет завален замусоленными от частого употребления заимствования. В далеком прошлом это случилось. Проезжающий горожанин, глядя на беспросветную нужду, царящую в местечке, поинтересовался у местного жителя: "Как вы выживаете, на чем зарабатываете?" И услышал в ответ: "Друг на друге"...
      
      Фотолюбитель не понимает того, что одним только изменением предметного набора (другая модель, другая поза, другая улица, другой город...) оригинальности не достичь, а сюжет, стиль, идея... так и останутся бывшими в употреблении. Фотолюбитель не понимает и того, что все, что попадается на глаза и притягивает к себе объектив фотоаппарата - это эхо подсознательной памяти, сохраняющей увиденное у других. Новое, самобытное, из ряда вон выходящее в творчестве - результат безжалостного критического отношения к порывам снимать и к тому, что уже снято. Я обращаю внимание не для того, чтобы указать на соблюдение прав. Поступим по-моцартовски.... Но оригинальность - условие искусства!
      
      Да и вторжение комментаторов в права автора с не прошеными советами, это обычная технология репортерской бильдредактуры прошлого века. Бильдредактор всегда стоял над репортером. Они же и воспитывали начинающих фотографов " в свете идей". Воспитывали иллюстраторов нового мира, "пропагандистов и агитаторов". Иллюстративность фотографии глубоко укоренилась в фотолюбительскую культуру с тех времен. Мы видим ее в выставках, где фотографиями иллюстрируют тему, само собой в "глянце", даже в художественных музеях пытаются превратить произведения в иллюстрации эпохи. Пролеткульт, пропагандистские мировые войны вбили множество правил в культуру, внедрили псевдоэстетические идеи в общественное сознание. Но даже те, кто не попал в машину, изготавливавшую гомо советикус, все еще находятся под влиянием той культуры.
      
      (Заметим, что бильдредактор бильдредактору рознь. Хельмут Ньютон с благодарностью вспоминал бильдредакторов Vogu. По-видимому, издатель имел незаурядный вкус, раз подбирал выдающихся редакторов.... Все-таки, это процесс накопления вокруг дела незаурядных личностей. У нас же... бизнес все еще уверен, что незаменимых нет. Может просто не умеют видеть? Хотя и выбор, наверное, не велик)
      
      Сотню лет тому назад обездоленные и забитые перепрыгнули в одночасье через много ступеней духовного развития в мир, к идеям которого они не были готовы. Они взяли себе права. И это было во многом справедливо. До того они жили вне культуры, она сложна, непонятна, казалась чужой... и они начали было ее разрушать. Но это было не справедливо. Они пытались сблизиться с культурой прошлого, "очищая" ее политическими идеями. Культура устояла. Однако наследие пролеткульта, Эго эпохи, все так же бесцеремонно пробирается в любое сообщество, в любую культурную среду.
      
      Автор и только сам автор может объявить свою работу конструктором для забав. Тогда и переделывай ее комментатор на свой лад, вкус, манер...
      
      Но все же, можно ли "улучшить" чей-то вкус подсказкой? В длительной перспективе, целенаправленными действиями специалистов при заинтересованности автора... полагаю, такое может случиться. Но "целенаправленные действия" у комментаторов? Смешно.
      
      Вкус формирует окружение. В сознательном возрасте много значит учитель. Он может понять и принять точку зрения ученика, показать один из возможных путей реализации видения ученика, совершенствования его произведения. Если он Учитель, то не станет навязывать свой взгляд на вещи. Советы комментаторов ничем не похожим на учительскую заботу об авторском произведении. Однажды был очевидцем вопиющей дилетантской чванливости, впрочем, характерной для масс-любительства. Комментаторы, из тех, кто еще не видел многого, дискутировали по поводу улучшения произведения великолепного Тугалева. Это было печально читать. Но не нашлось никого, кто их бы деликатно одернул. Полигон отходов несистемной культурологии...
      
      Комментаторы никого ничему не учат. Это факт. Но чем же они занимаются? Интенсивность обсуждений свидетельствует о потребности. Ну, не только же трепа ради шевелится огромная братия говорунов? И в чем интерес к тому, чтобы одаривать советами?
      
      Типичный комментатор классифицирован исследователями поведения особей в группе. Большее число комментаторов потому и тусуются словесно, что это для них чуть ли не единственная доступная форма непрерывной подачи сигнала "я свой" в сложившейся иерархии. При скудном просвещении в фотографии и в целом в изобразительной художественной культуре комментаторство восполняет потребность имитацией. К тому же любители подсознательно стремятся расширить информационное влияние на коллег. Комментаторство позволяет побороться за доминирование в группе, объединенной общим интересом. Истинные мотивы комментаторов порой далеки от забот о творчестве... Здесь от меня опять же реверанс: не всегда и не все так себя проявляют, но много. Если бы не опасение случайно задеть достойных, сказал бы, что "большинство"...
      
      Если отбросить ученическую и дилетантскую чепуху, все же интересно проанализировать, что советуют? Комментаторы, по существу, но чаще неосознанно, отсылают автора к "...измам", идеям и правилам, которых набита их голова. Хорошо, рекомендации даст сведущий криативный автор! У всех, конечно, свои "измы". Но, если судить по творчеству, у некоторых они покачественнее, и личный творческий опыт способствует очищению голов от ложных идей. А большинство.... Когда-то кто-нибудь из них да достигнет заметного уровня.... А сейчас - это просто хорошие ребята. Они тоже фотографируют. И у них кое-что получается. Каждый имеет свое собственное мнение на счет всего. А уж амбиций потянет и на классика.... У людей так водится, что в любом возрасте при любом объеме опыта, при любых достижениях, у каждого имеется на счет всего свое мнение. Это недостаток человечества. Но отнюдь не фотолюбителя. Есть, впрочем, и такие, что просто развлекаются, раздавая советы. Отдыхают от настоящего.
      
      Ха! А что же авторы, лучше? Конечно, народ всякий... Произведения встречаются таким качеством, что ничуть не лучше тех примитивных советов. И кто же, как не фотолюбители, засыпают сайты отъявленно низкопробным фотографическим чтивом. "Дело житейское..." Нащелкавшись до отвала на прогулке, восторженный и простодушный наш коллега усаживается за клавиатуру и пишет комментарии. Так из ничего гордо рождается критик.
      
      За долгие годы взаимного пережевывания одного и того же от времен творчества рабкоров до наших дней в фотолюбительстве создан замкнутый круговорот псевдоразвития, взаимного прощения примитива и невежества, коллективной безответственности за будущее фотографии. Хотя.... Причем здесь "будущее фотографии"? Разве выставки фотографии сегодня вызывают ажиотаж у публики? После помпезного открытия, куда обычно ходят одни и те же лица, редкий прохожий залетит на ту середину Днепра к фотографии.
      
      Вот так все и верится по кругу.... Какая-то планетарная обреченность вращения по одной и той же орбите. Фотолюбители сами производят произведения и сами же, преимущественно, их и потребляют! А уж на фотосайтах и не преимущественно, а абсолютно!
      
      Зритель, который следует путем традиции, начинает с классики и истории, только искоса поглядывает на забавы любительщины. Идеология классиков ой как далека от фотолюбительства. Многие новации дня сегодняшнего, если полистать журналы только прошлых десятилетий, окажутся неинтересными повторами. Впрочем, имена классиков фотолюбитель в основном знает. Почти все знают почти всех. Еще больше они причисляют к классикам славных ремесленников, не имея просветительской базы. Но и еще большим числом фотолюбители разбавляют классические образцы хорошими фотографиями. Различий они не чувствуют. Если кто и чувствует, то необходимости ясно различать не понимает. Впрочем, и не удивительно. Спроси у любого, никто не скажет своими словами, пусть бы и не очень складно, что же это за такое этакое художественное в фотографии. Ну, там еще много не известных им слов... Они практики! Чернорабочие жанра... Они сами на сайтах отчетливо говорят, что им заумь ни к чему, они готовы днепрогэсы карточек месить.... Так и живут.
      
      Как все же происходит с этими фотосайтами? Вот и в рай пускают не каждого желающего. А в интернете во всякое сообщество без волокиты войти может всякий. Там нет стражей, метающих молнии в отступников. Толпятся все вместе. Никто не разделяет страждущих на бывалых и новичков, на погруженных и развлекающихся, на мастеров и учеников.... Все в куче, вперемешку и постное, и скоромное... Белый шум. Суета сует.
      
      Проблема разумного и справедливого разделения потоков авторов разной силы опыта и мастерства давно созрела, но пока остается вот так, как есть. Бродят по сайтам случайные прохожие с фотоаппаратами. Шатаются по дискуссиям тролли. Ученики требуют уроков. Практики ищут решения своих проблем. Развлекающиеся развлекаются... А все вместе толком не смогут ответить, зачем они здесь, если и интересы у них разные.... Есть и общий, конечно, иначе не сошлись бы. Не понимают того, что для того, чтобы объединиться под общим интересом, следует разъединиться в конкретних фотографических целях.
      
      Субъективное не позволяет принимать единственно верное решение. Критерии есть, но оценки, как известно субъективны. Авторитетов в фотолюбительства нет. Демократия, господа.... Теоретически все знают природу собственной субъективности, но уж собственные ощущения, конечно, кажутся объективнее прочих.
      
      Что имеем в реальности фотографической культуры? Песочницу. Огромную. Размером с интернет. Младая поросль там печет куличики. Старшее поколение добродушно поглядывает на резвящуюся молодежь. Книжки читают с картинками. Попадаются и толковые, конечно... Но, как уже говорилось, теории для фотолюбителей дело пустое. Они теории, если и не презирают, то уж серьезно к ним точно не относятся. Ученые говорят, что "нет ничего практичнее хорошей теории". Любители и не возражают. Они полагают, что их это не касается и продолжают интенсивно "трясти пальму". Такое отношение к просвещению, как к накоплению ремесла, традиционно в фотолюбительстве. Средне серому уровню удивляться не приходится. Показательно и другое. В фотографии уже столько лет живем, а имена классиков искусства фотографии по большей части родом не из этой части планеты. Нет, конечно, патриотизма среди любителей хватит, чтобы объять необъятное. Их послушать, классиков больше из здешних. Но... вот только фотографический мир игнорирует местный квасной патриотизм . Такие вот сайты... и такие фотолюбители.
      
      А ведь кроме сайтов авторам почти негде и показывать свои произведения. Скудость выставочных площадей на единицу жителей потрясает в сравнении с внешним миром. В интернете сайты чахлые. Даже на продвинутых сайтах зрелым авторам тесно в толчее посредственностей, учеников и развлекающихся. Терпят. Впрочем, автора никто не принуждает. Сам видит, на что идет. Уходят в самое себя. Некоторые успокаиваются ячейкой "своих" ребят на сайте. А уж кто допускает ширпотребовский подход к своим произведениям и к себе, значит это его мир... Сообщества заболачиваются оприччиной, вече, невежеством...
      
      Кесарю кесарево...
      
      Поголовье на сайтах сохраняется. Женщины же рожают. Аппараты производят. Число фотолюбителей растет. Новенькие с чистым сердцем приходят на сайты и... тут же снижают, чуть было сгустившуюся, концентрацию эстетического. Они осаживают движение вверх. Напомню, "верх" там, где в недоступности сияют классики. Тем, кто прибавил мастерства и готов бы ступить на следующую ступень, не достает среды, на которую можно было бы опереться. Невозможно вырастить гения в беспросветном невежестве. Статистика показывает, как усредняется личность высокой удельной массой среднесерого окружения... Не все и ощущают замедление развития. Так постепенно формируется болото. Ключи чистых помыслов еще бьют, но движения нет, лишнее просто испаряется...
      
      Все это - неизбежные следствия интеграции интересов, равноправия голосов между дилетантами и мастерами, комментаторства, забивающего голосами народа. Художественные решения не могут быть справедливыми и не должны быть. В общем шуме собраний не слышно редкие голоса мастеров.
      
      В художественном творчестве, будь то ремесло или искусство, для достижения высот нужна концентрации единоличной воли, необходим диктат.
      
      Ведь именно духовное напряжение художника, а не советчиков и критиков, делает произведения уникальными. Художник на мнение окружающих не равняется, не приспосабливается в своем творчестве под некую средне достаточную гребенку правил. Но на сайтах демократия навязывает вкус большинства. Следовательно, на фотосайтах искусства нет.
      
      В искусстве во все времена правил автор. Чаще впроголодь. Но правил. Еще и куратор. Раньше профессии такой не было, но работа такая была всегда. Или галерейщик. Или.... Всякий в художественном процессе продвижения произведений к зрителям в своей части дела должен быть беспрекословным повелителем.
      
      Но речь не о том, что все плохо. Застарелые прыщи на теле сообщества нужно лечить. Смазывать иодом, чтобы пекло...
      
      Тут еще вопрос и в том, что фотолюбительство возится на лужайке, которая расположена довольно далеко места, с которого начинается путь к искусству. Клянутся в верности Аполлону, конечно, все.... Но, судя по направленности творчества на сайтах, большинство предпочитает ремесло и отчасти то, что сегодня называют современным "искусством". Клянутся в стремлении к искусству, но показывают совсем иное.... Не умеют? Конечно.... Но причина в том, что не понимают различий. А жуть как хочется делать! Вот они и прикидываются творцами искусства, где, как им кажется, всякую поделку можно выдавать за достижение. Фотолюбители лепят карточки из достижений, которые давным-давно были сделаны в фотографии другими авторами. При демократических методах управления эстетическим влиянием большинства, любой балбес может назначить искусством что угодно, а другие балбесы дружным голосованием пропихнуть чепуху. И тут же запостят ему комменты с поздравлениями. А то, что карточка вторична, а то и образец пошлого китча, концептуальных "матюгов" или выпендреж под настоящее никого не интересует... У любительского народа свой приход, своя правда... При всем при этом, на сайтах милые, начитанные!, совестливые !, вполне пристойные люди...
      
      Почему такое происходит?
      
      Да потому, что чувственные измерительные приборы души этих человеков сделаны не по-судековски, не по-мэплторпски, не по-ньютоновски, не по-брессоновски, не по... Все это все еще неугасающее эхо рационального пролеткульта. А проводили линию партии в искусство фотографии Дыко, Вартанова,... Нигде в мире нет правил и законов композиции, норм делания искусства! Только в нашей зоне. И классики не потому ли все больше у них... Сегодня их дело продолжают ученики, последователи и соратники (в том числе и те, кто сами порой того и не ведают) Они и до ныне преподают и влияют на фотографическое движение... Идеология пролетариев.., в смысле, пролетариев духа. Ведь с собственностью у них, то есть, с фотоаппаратурой, все в порядке...
      
      Наш "паровоз вперед летит", полагают фотолюбители. Фотографий все больше, изыски все вычурнее.... Это видения хорошо запропагандированного народа. Он топчется на перроне со своими произведениями как с иконами святых угодников и с восхищением смотрит на пролетающий мимо на полном ходу поезд с мелькающей в окнах какой-то жизнью. На перроне захлебываются восторгами квасного патриотизма, протягивая в след ему местные достижения, мол, эй, ребята, и мы тоже!... Радуются, не понимая, что смотрят уже на заднюю часть проезжающей мимо них культуре...
      
      Это нужно осознать.
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Обновлено: 11/08/2018. 37k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.