Признаюсь, конкурсы в искусстве считаю явлением не творческим, а ангажированным, скорее спортивным, чем художественным.
Только и отличий от спорта, что нет явно проплаченного заказа. Конкурсы - это общественный заказ, мировоззренческий. Что общество хочет получить от конкурса ему обеспечивает жюри независимо, как ни покажется странным, даже от некоторых выдающихся личностей, попавших в жюри случайно или в качестве свадебного генерала.
Ну, вот, жюри... Вопрос: "А судьи кто?" исподтишка стоит всегда, если возникает необходимость выбора лучше из всяких или даже лучших из лучших. В жюри, как правило, вполне милые люди. Как бы там ни было, чаще всего все же не мусор они предлагают зрителю в качестве отобранных лучших, хотя, конечно, бывает всякое, если учесть, кто отбирает собственно членов жюри. Чаще"в лучшие" попадают произведения не обязательно лучших. Даже те, кто без царя в голове попал в состав жюри стараются присматриваться к другим, чтобы хотя бы "выше среднего". Для достижения качества экспозиции уровня"лучшее" жюри должно состоять из наилучших, собрать которых в одном месте да еще и бесплатно вообще противоречит природе человека))).
Но уж у тех, кого по остаточному признаку смогли пригласить, свой вкус, свои предпочтения красоты и идеала...да и не у всех они свои... Жюри зависимо (второй раз, того и гляди, не пригласят, работа-то платная...) Вселенских критериев красоты не существует и никогда не было. Часто они подсознательно ориентируются на вкусы заказчиков. И где найти каких -нибудь там сравнимых с Картье-Брессоном или не всем даже известным Брассаи и Слюсаревым...
(Сомнительно, что заказчика, который считает себя вполне на уровне, устроил бы выбор жюри, если бы работать в нем пригласили бы названных или других выдающихся)
После конкурса комментаторы бьют в бубны. Авторы, не отмеченные призами, порой выражают протест, а то и забирают фотографии... Они полагают, что достигли классического совершенства вкуса? Возможно. Возможно и не потому... Все такие действа происходят в полной темноте просвещения и обоснования. В прессе специалистов давно уж нет, но те, кто еще пишет, с тем же эффектом мог бы и не писать. Аналитические статьи, убедительно обращающиеся к зрителю и уж, тем более, к автору, таких и вовсе нет.
Толковая статья, без сомнений, произвела бы впечатление посильнее назначенных мест. В головах зрителей могли бы смениться и призеры. И цель была бы достигнута, казалось бы...
Кстати, а какова цель конкурсантов, авторов фотографий? Ну, уж точно не эстетическая.
Случаются и аннотации от имени жюри конкурсов. Скучный отчет занятых людей. Они не дают участникам ожидаемого обоснования своего судейства. Не считают себя обязанными, ну, и не умеют, да и кто оспорит, есть ли альтернатива если мест для альтернативных суждений уже нет..
О конкурсантах. Разумеется, они спортсмены и ориентированы на победу. По существу, фотографы на конкурсах соревнуются в следующих подвидах: наблюдательности, быстроте реакции, раскованности и напористости, искусном подражании сделанного ранее и в ремесле изготовления. Случаются интересные. Случаются даже более, чем просто интересные. Но выдающихся нет. Не может быть в принципе.
Общий уровень, из того, что мне было доступно видеть, можно назвать студийно-междусобойным, в русле общего любительского представления "как надо делать". Таких наставлений нет. Это в голове. Это фотолюбительская практика взаимопросвещения, когда учатся не у выдающихся, а у равным. Местность в целом болотистая, хотя с виду вполне... Все фотолюбительство мучает фотографию до единого ключа, до выработки усредненного коллективного вкуса, общих представления о шедеврах. В целом это видно в потоках сетей, где, если мысленно разделить на кружки по интересам, нравится всем то, что нравится всем.
Вкус, если кто не знает, не столько достояние личного усердия в области изучения и постижения художественного. Вкус - это коллективное среднее. (Учитывая, что коллективы все же разные) Иммануил Кант это заметил, философ такой немецкий...Ну, да ладно, с философами... Вкус нужно иметь, разумеется,, впрочем, у кого же его нет? В искусстве для достижения изысканного вкуса нужно уметь также перешагивать через нормы вкуса публики. Правда, все же выбор направления и длины перешагивания зависит и от таланта.
Фотолюбитель же "сам с усам". Вкус его формируется коллективным эго интернет сообщества, распределенного по сайтам.
В фотолюбительском мире, здесь и за рубежами, так ли уж важно, кто попал в жюри, а кто в зрители или авторы. Организаторы могут собрать компанию соревнующихся из любого набора авторов и результат был бы , если не тот же, то не намного оригинальнее. И выбирать всегда трудно. А здесь еще сообщество любителей сплошь из равных. ...Не помидоры какие-нибудь. Гнилые, потекшие выбросил, покраснее взял и радуешься. Сообщество присылает "нормальные". Есть среди нормальных и нормально лучшие. Почему бы и не быть. Если по Канту (да, кто он такой, черт побери, пусть покажет свои фотки, а мы посмотрим!), то каждый себе сам выбирает победителей.
Если продолжать играть в спорт в художественном творчестве, то нужно бы от спортивных традиций перейти к культуре художественного. Для начала хотя бы не присуждать места. Выбирайте призеров! Вернисажно...
Не могут быть победители в искусстве! Победители бывают в спросе на произведения искусства, это чистая правда. В ремесле действительно можно первенствовать по уровню мастеровитости. Художник же отличается от спортсмена тем, что отступает от правил. По внутреннему требованию искусства, сущность которого определяется самобытностью.
Можно ли выбрать наиболее впечатляющих по критериям искусства? Отличают же, в конце концов, произведения сложившегося художника и начинающего студента. На каждом из уровней вкуса (представим что такие есть, или нет?)публика отличает обычную дрянь от дряни необычной. Но, как знать, может быть в ней-то и спрятано зерно восходящего к оригинальности и красоте. История искусств подсказывает, что именно так и происходит забвение талантов. Увы, просвещение избирательно. Зрителей же вообще никто не учит обладать вкусом.
Да...с жюри организаторам следовало бы стараться. Приглашение личностей на работу в жюри, кроме уровня конкурса, еще отражает и степень уважения к авторам.
Заметим такую еще неприятную для эгоизма знатоков вещь, как открытие Толстым триединого условия существования искусства. Необходима неразрывная связь трех звеньев: автор-произведение-зритель.
Конкурсы могут укреплять эту связь. Но они только средство, но не пантеон выдающихся достижений. Есть и другие средства. Я б не волновался по пустякам.