Наши оценки происходят из сравнения. А сравниваем мы все с системой ценностей, сформированной за годы жизни в нашей голове.
Жан Кокто как-то сказал (не дословно) что критики только сравнивают с тем, что УЖЕ было, несравнимое они не замечают.
А мы ведь все критики, верно?
Стремление опереться на собственное удовольствие в оценке произведений возможно и не истинно. Но мы желаем наслаждаться красотой.
Удивительно, почему мне нравится то, что приковывает мой взгляд? - спрашиваю себя. Не потому ли, что я сам, рассматривая произведения, следовал за чьими-то суждениями и незаметно для себя канонизировал их. Мое мышление неведомо как обобщило в тех произведениях нечто главное и сделал его образцом. И с тех пор это стало образцом для моего понимания, моего суждения. Мне с тех пор представляется, что тенденция, замеченная в рассматриваемом произведении, оригинальна, гармония, выявленная в нем, удачна, а то и лучшая из возможных. Мой мозг незаметно для меня закрепил в моем подсознании соотношения изображенного как совершенное...
Нет иного пути воспитать вкус, как только наполнять опыт художественными ценностями прошлого. Мы даже и не знаем, что это ценности, как, например, в детстве, но доверяемся чьему-то авторитетному мнению. Эта привязывает нас к эстетическим ценностям прошлых времен и вкусам окружения. Невольно, но всегда, мы создаем в себе и для себя сумму признаков, указывающих нашему вкусу что есть "гармоничное", "красивое", "целое"... Отмечая (свои, по существу) ценностные признаки в произведениях, мы ощущаем их как исполненными "грамотно", "правильно", "мастерски"... Но это все же наши персональные ценности. Только наши персональные ценностные суждения. Они из прошлого, из того времени, когда только формировалась наша система ценностей. Мы храним в себе образцы прошлых достижений, считая их неизменными.
Мы обречены быть ретроградами? Есть в чем сомневаться. Не уверенность в истинности наших суждений делает наши оценки противоречивыми.
Можно даже не видеть художественных произведений, но только плыть по течению потребления и окружающий мир, быт будет формировать ваш вкус. Так происходит со многими... Дизайнеры, которые сделали прекрасные чайники, тарелки, одежду, автомобили, вероятно насматривались художественными произведениями и с помощью сформированного и отшлифованного вкуса. Их изделия помогают потребителям овладеть каким-ни-каким собственным, пусть и вторичным, вкусом, наслаждая их изяществом формы тех же чайников и автомобилей. Впрочем, никто и не виноват, если и так...
Но как распознать достоинства необычного нового, если подсознательно мы доверяем старому?
Вероятно, проблема невосприятия достоинств нового кроется в нашей консервативности. Но это устраивало нас, удерживая в рамках хорошо проверенного старого, доставшегося нам из глубины веков. Раз уж мы так устроены, что нам суждено преодолевать собственную нетерпимость к новизне, пожалуй, нужно не спешить с выводами и дать своему вкусу время, чтобы освоиться в неизведанном.
Мир движется отталкиваясь от достижений прошлых поколений. Наверное, нужно быть достаточно терпеливыми и настойчиво пытаться узнать в потоке свежих ощущений те, что не укладываются в привычные ложа и все же...волнуют...,даже еще не оцененной красотой. Наверное, нужно быть терпимее к новому. Эта терпимость может и исказить наш ценностный мир, если мы будем доверяться новому только потому, что оно новое. Но у нас всегда остается возможность сравнивать современное с историческими тенденциями искусства. В истории искусств во все времена были свои нарушители канонов, хулиганы выразительности. Некоторых, со временем, канонизировали.
Готика. если вспомнить для примера, появилась на свет в качестве термина, указывающего на недостойное уважения. Позже аналогичная история произошла с импрессионизмом. Это направление в живописи подвергали гонениям, но позже признали классическим.
Они противоречила общепринятой красоте. Но через некоторое время общество приняло новую выразительность.
Нужно быть терпимее к авторской выразительности. Не снисходительнее, что унижает, но терпимее... Особенно к тому, кто умея делать "как обычно", владея "правильным" мастерством, освоил наследие художественного..., но пытается преодолеть академизм, исчерпаную правильность (хотя, может быть, только это только кажется ему таким) Автор пытается противостоять давлению своей собственной системы ценностей. Поиск новых тенденций, конечно, авторское дело, но вполне касается и зрителей.
Терпимость восприятия к произведениям - увы - нередко уравнивает в глазах зрителей талантливых с графоманами и примитивами. Мастера ценят и чувствуют красоту, но вслед за экспериментами талантливых непременно прокрадется и дилетант. В искусствах это всегда было проблемой. Негодное, пошлое, случайное вычищает из мира искусств история... Мы, современники, терпим.