Серийность в искусстве фотографии представляется явлением искусственным, надуманным...
Довольно распространены тематические выставки, в которых отдельные работы собираются под зонтик какой-то темы, которая что-то чего-то как-то кому-то...
раскрывая, говорит... Все эти игры в тематическую свежесть - не более, чем способы приманывания зрителей, рекламные трюки промоутеров, как бы предвещающие новизну. Что поделаешь, по-настоящему необычного всегда мало. Слова.
Названия тем. Посвящения. Громкие лозунги...Все на продажу.
Но при любом объединении в тему, выставленные произведения так и остаются по существу отдельными работами. Прежде всего, потому, что зритель воспринимает их отдельно. Тематику зритель воспринимает как нечто внешнее, как бы упаковку товара. Ну и рассуждать можно под хорошую подачу о чем угодно, в том числе и о серии. И почему бы и нет, если объединить произведения в серию темой "Все
что я создал", например.
Объединяют законченные произведения. Не собирают же полуфабрикаты, как бы
осколки от фотографии в мозаику художественной цельности. Это невозможно из
определения. Собирают под один лозунг произведения под влиянием внешних
для искусства, нехудожественных идей. Создание серии - это не вопрос творчества, а продвижения в сферу зрительского интереса. Нередко серийность используется автором с целью оправдания или усиления слабости отдельных работ.
Есть объяснения и в нерешительности автора при отборе произведений. Он может собрать в одну тему, например, множество работ на близкие сюжетные темы, исполненных в схожей технике. Мастер же всегда делает выбор и оставляет единственную. Но если все работы не добирают до совершенства, но в целом не плохи? Тут возникают идеи во спасение...
Впрочем, процесс продвижения может быть и художественным... Но в таком случае этот процесс сам по себе уже другое произведение, как, скажем, фильм о
фотографическом творчестве имярек... Но это уже фильм. Другое восприятие. Другая сущность.
Некоторым авторам может быть удобно или выгодно прятать свои конкретные работы под идейным лозунгом. За множеством причин ходить далеко не нужно.
Некоторых порой просто изводит романтизм.
Какая серия? Есть фотография... Все признаки
налицо. И рядом другая...И еще рядом,.. и так
дальше. Называют серией? Никто не запретит.
Но фотографии существуют отдельно. Тем не
менее, объединять произведения искусства
под общей идеей можно. Вообще, можно все!
Однако, отвечать автору придется перед зрителем по каждому произведению
персонально.
Можно еще приоткрыть завесу над "тайной" репортажной серии фотографий, которые делаются о некоем событии. То, что называлось в первом акте повествования серией, в последнем оказывается просто протоколированием событий с помощью фотографии. Среди протокольных вполне может найтись место и особенному произведению. Но в целом, репортажные серии не более чем протокольный показ события.
Авторский протокол суть документ. Поэтому сколько ни говори "серия", "серия", подразумевается набор документов.
Конечно, всякий предмет, производимый человеком, делается им чувственно и результат в любом случае несет влияние художественного. Иной документ, предельно далекий от прекрасного, можно все же красиво оформить.
В фотолюбительстве, широко распространено "пакетное" протоколирования событий, случившихся в жизни автора. Мир просто переполнен фотографиями - протоколами разных видов в горах, на море, закатов, разрушенных строений... Фотолюбители протокольного жанра, более знакомые с миром фотографии, документируют причудливые сочетания теней, экзотических животных, лица, тела юных дам, детей от мала до велика с неотрывным от этих серий налетом эстетического вкуса авторов. И, наконец, потрясает скучнейшее однообразие
серий групповых фотографий родственников и бесчисленных вариаций новорожденных.
Эти серии в смысле художественной выразительности и композиционной целостности произведениями искусства не являются. Это - "неискусство" В лучшем случае, при достаточно развитом вкусе и умении автора эти серии предстают ремесленными работами, подобно бесконечным сериям чеканных блюд и кувшинов на восточном базаре. Авторы щелкают приятные картинки жизни и природы, протоколируют.
Серия представляет собой некоторую последовательность произведений, которая авторы представляют
в качестве чего-то целого на основании их же слов, которыми и обосновывается эта последовательность. Серия- это реализованная в материале идеология подачи произведений.
Серия - это произведение того, кто формировал ее. Автор фотографий может быть и не причастным к созданию серии из его произведений. Это уже будет произведением куратора, или галерейщика, или иного промоутера. Но это же произведение не искусства, а произведение оформления, составительского мастерства. Составление выставки - требует немалого умения. Мастерски созданная экспозиция усиливает зрительский
интерес, способствует продвижению на рынок предметов из этой серии.
Некий ряд предметов может представляться кому-то серией, но иному нет.
Вообще-то, можно назвать серией все произведения, сделанные автором за всю жизнь и это будет истина. Относительная. Ибо это утверждение верно относительно мнения или убеждения одного человека. Он единственный ощущает внутренние мотивы
единства этой серии. Для автора все его фотографии будут единым целым, поскольку они - часть его жизни. Но зрителю они будут представляться разрозненными фотографиями, созданными в разное время по разным поводам.
Все рассуждения о серии - это рассуждения о намерении автора серии (не обязательно, что он одновременно и автор произведений) Он придумывает идею, под влиянием которой выстраивает некий ряд произведений.
А не придумай он идею и расставь произведения в ряд, не объяви о серии... и серии нет.
Серия переводится с латинского как ряд. По определению серия не есть целое.