Фельдман Александр Васильевич
Неученная тьма

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Размещен: 25/10/2022, изменен: 25/10/2022. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      Учитель может передать ученику приемы выразительности. И еще чуточку, самую малость может помочь (но не обязательно это случится) стать на путь чувствования. Бесконечно важно знать, как вот этот конкретный (учитель покажет) прием способен вызвать какое-то особенное ощущение прекрасного. Или, если хотите без эпитетов, которым многие не очень доверяют, то учитель попытается связать ощущение с адекватной формой, приемом...
      Конечно, обучение, что бы там не говорили, в основном, самообразование. Если и возьмешь знания, то сам. Сейчас уже и детей не очень пичкают знаниями, хочет - учится, не хочет - гуляй на здоровье...
      Правду говорят и о необходимости созерцать произведения искусства. Конечно, нужно еще и прочувствовать что означает "созерцать". В последнее время даже термин такой появился - "насматриваться". Обычно, даже погруженные без остатка в фотографию, считают необходимым , прежде всего, насматриваться живописью. И это верно... Реже упоминают еще и о необходимости насмотреться классикой фотографии. Думаю, пренебрегают... Кстати, а есть ли он, список классиков в фотографии?
      Почти никто не знает что представляет собой фотографический метод. Впрочем и методов других изобразительных не знают. Но живопись как бы заслужила многовековым влиянием на человеческое доверие к тому, что нечто-то этакое в ней есть. Потому и классике фотографии отводят вторую ступень после классики живописи. Не знают ни самого метода, ни его отличий, ни его особенностей, ни способностей к уникальной выразительности. Правда, еще и список классики никем не назван и, в представлениях фотографов сильно разбавлен второстепенными именами добротных и вполне приличных ремесленников... Поди уж тут разберись...
      Впрочем, никто не виноват. Сравнивать тысячи лет живописи и столько же ее осмысления с немногим более двух сотен лет существования фотографии как-то даже неприлично. Но классика фотографии есть! Она действительно самобытна. В ней скрыт огромный потенциал. Он , кажется, не всем, в особенности искусствоведам, раскрыт для "насматривании".
      Классику смотрят... Увы , доминирует привитая бытом традиция восприятия фотографии как бытовой летописи в картинках былого. Нужно бы изучать классическое наследие фотографии как метод раскрытия изобразительных влияний на человека. А для чего же еще? Только для того и есть искусство.
      Фотографический метод отличается от живописного метода другими по существу приемами создания такой особенной формы, которая отзывается в зрителе особенной чувственной идеей переживания впечатлений. Нет, не сюжета, не того повествования, по которому, к примеру, считывают степени схожести изображенного в семейном альбоме. Объект художественного восприятия форма. Она раскрывается компоновкой предметов из абстрактного смешения пятен и полос, так часто складывающихся в предметные композиции, называемые сюжетом. Уже то, что мы узнаем предметы в действительности не более, чем фантазии упорядоченные опытом. Ведь тому, кто ранее не видел предмета, он покажется нагромождением полос и пятен. Форма раскрывается зрителю еще и послеощущением образа переживания. Он теряется, если зритель не подготовлен опытом насматривания и послеощущения подменяются повествовательным перечислением предметов изображения, по которым и составляется как бы "понимание сюжета и фабулы". Отсюда и требование некоторых зрителей разъяснений о смыслах изображенного.
      Если классическое произведение не вызывает ощущений, оставляет равнодушным или рассеянно неопреденно-чувствующим.., следует (хочется призвать зрителя) не сдаваться несовершенству вкуса и в той же классике искать то, что вызывает более внятные чувства... и двигаться от добытых крупиц ощущений в глубины неочувствленного. Нужно подчинять понимание ощущению...
      Встретилось в текучке рассуждение о том, что искусство, мол, чепуха, которой можно обучить даже обезьян...
      Далеко не чепуха... Трудно даже представить себе гения положившего жизнь на алтарь этакой чепухи... Среди классиков что-то нет наученных обезьян... Хотя, нужно отдать должное, обезьян научали мазать красками и публика даже покупала "шедевры" и от обезьян, и от слонов, и от прочей живности...
      Чехов писал, что нужно по каплям выдавливать из себя раба. Я бы еще добавил, что еще нужно выдавливать из себя "простого человека", который покоряется не только чьей-то воле, но и чьему-то вкусу... Вкус нужно вырабатывать свой... 2012

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Обновлено: 25/10/2022. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.