Однажды Яса, сын богатого торговца оружием, ростовщика и главы торгового сообщества города Варанаси, избалованный родительской любовью и привыкший ни в чём себе не отказывать, пришел в отчаяние от бессмысленности жизни. Узнав, что в роще отдыхает со своими учениками Будда, он прибежал к ним с большой печалью в сердце, как будто потерял близких людей или его преследовали людоедки. Яса предстал перед Учителем в истерзанном виде и дико кричал: "Горе мне! Горе! Как всё гадко и противно!"
В Петербурге в июле снова ходили в дацан, слушали хурал. Передо мной сидела юная девушка с открытыми плечами и хоть бы один лама на нее заругался, чтобы надела на голову мешок или платок! Больше того, в разгар хурала в дацан зашла местная кошка и вначале стала на всех противно орать, а потом нагло разлеглась на передней лавочке, и никто не стал её тревожить, хотя многие сидели на полу. Возможно она является реинкарнацией какого-нибудь монаха. И, похоже, Будда любит всех - и девочку и кошку.
Философия должна быть неудобной, иначе это не философия, а годовой отчёт. Будда был первым, кто предельно честно пришел к выводу, что вся человеческая жизнь, если подвести под неё окончательную черту - страдание. Это истина и крайне неудобная истина. Первая благородная истина Будды гласит, что, когда мы страдаем, это совсем не значит, что что-то идет не так. Напротив, именно так и должно быть. Будда увидел и осознал, что весь ход жизни полностью определяется бесконечно повторяющимися повсеместными убийствами. Всё проходит, а плохое остаётся. Потрясающе: впервые в истории человечества кто-то сказал правду! Будда провозгласил уход из сансары путём растворения в нирване, которая, согласно буддизму Мадхъямики, есть пустота. "То, что имеет начало, имеет и конец. То, что составлено из частей, распадается на части. Стремитесь к освобождению с усердием", - призвал Учитель, покидая этот паскудный мир.
Страдания настолько всеобщи, что от них при жизни никуда не деться, в том числе и с помощью дхармы. Но их можно заметно ослабить, практикуя медитацию осознанности, позволяющую ограничить страдания текущим моментом, не зацикливаясь на будущем и прошлом. Самое печальное в жизни - это когда мы всё время лишаем себя настоящего момента. Но иногда мы сами себе удивляемся. Ничего не оценивая, не погружаясь в "нравится или не нравится", мы, оказывается, способны снова и снова возвращаться в "здесь и сейчас". Для этого важно уметь с изрядной долей иронии постоянно отслеживать свой внутренний диалог.
Воспитывать в себе невозмутимость - вот главное для буддиста, ибо мир, похожий на страшную сказку, не переделать. Нужно не бороться с внутренним диалогом, а брать паузу и отстраняться от него, ибо от сползания в прошлое и будущее, равно как и от страданий, всё равно не уйти. Что же тогда делать с жизнью?
Видимо, страдания необходимо принять и тогда они будут переноситься значительно спокойнее. Это как в случае с изнасилованием, когда советуют расслабиться и получить удовольствие. А что представляет собой наша жизнь, если не непрерывное изнасилование? Начинается она с насильственного выдавливания в мир. Затем человек проходит через детство с его тотальной зависимостью и несвободой. А потом, в течение всей жизни, мы вынуждены зарабатывать себе на жизнь, ежедневно пребывая во власти абсолютно безнравственных идиотов, которые в самых извращенных формах насилуют наш мозг. И заканчивается всё более или менее мучительной насильственной (естественной) смертью, если только человек не разрушает данный сценарий путем самовольного ухода, для которого, однако, обычно требуется что-то посущественнее философских рассуждений.
В психологии выделяют пять стадий принятия неизбежного. 1 стадия - Отрицание (человек отказывается понимать то, что с ним случилось); 2 стадия - Гнев (на этом этапе проявляется агрессия ко всему окружающему миру); 3 стадия - Торг (появляются мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи); 4 стадия - Депрессия (на данном этапе человек может круглые сутки находится в депрессивном состоянии); 5 стадия - Принятие (согласие с неизбежной участью). А поскольку жизнь - это неизлечимая болезнь, которая в 100% случаев заканчивается смертью, все перечисленные стадии можно смело перенести на отношение субъекта к жизни в целом. (К слову - поразительно, но, по моим наблюдениям, большинство женщин (за исключением достаточно трагических случаев) в течение почти всей жизни ухитряются пребывать на первой стадии!)
Эпикур считал, что жизнь человека отравлена страхом перед богами и страхом смерти. На самом деле страх (одна из главных причин депрессии) возникает как естественная реакция на приближение к истине. Обратная сторона страха - надежда, они всегда ходят парно и подпитывают друг друга. Если есть надежда, значит, есть страх, и наоборот. Именно поэтому в книге "Сны воинов пустоты" я в своё время написал, что надежда умирает первой. Это высказывание нужно понимать именно так! Уничтожение надежды представляет собой первый шаг на пути принятия. Мой личный опыт свидетельствует о том, что, когда я забываю это своё жизненное правило, расплата не заставляет себя ждать. (Впрочем, существует ещё тонкое различие между надеждой и мечтой. Скажем, если у повара закончились продукты, а на кухне много больших тараканов, почему бы не сделаться их царём? Тогда, сидя у плиты, можно представить, что ты находишься в небесном дворце, а под тобой бегают толпы слуг. Хорошо теплой ночью дремать в одиночестве и рассказывать тараканам о своих горестях... Ведь они-то знают, что в тараканьих бегах все призы и поражения тоже тараканьи.)
Отказываясь от надежды, мы приходим к отчаянию (безысходности), бесстрашно признавая ничтожность любых наших усилий и неизбежность хаоса и страданий. Однако в данном контексте безысходность не стоит смешивать с крайней формой депрессии - скорее это философское отчаяние в духе Кьеркегора. В тибетском языке такое состояние обозначается словом "йетангче", которое можно перевести как "предельную усталость", когда человек, подобно Ивану-царевичу в замечательной рок-балладе Юрия Хоя, давно уже сыт по горло, ибо всё, мягко говоря, достало. Бывает, человек устаёт настолько, что его оставляют любые надежды на возможность куда-нибудь спрятаться, включая такие формы зависимости, как повседневная рутина, потребление, алкоголь или религиозные мифы. Именно в таком ключе можно понимать финальный посыл моей книги "Сны воинов пустоты": что бы ни случилось, не теряйте отчаяния! Храните отчаяние и продолжайте странствовать по безысходности, где важно идти, но не приходить.