Дорогие мои ребятушки-казачатки, вот вы уже подрастаете, вам уже привычно становится выполнять различные домашние работы в помощь маме и бате и все во славу Божью. И не просто что-то подержать, или принести, а напилить вместе со старшими чурки на дрова или разобрать старые гвозди и выровнять их, обстукивая молотком на валуне, что лежит у двери сарая.
Наблюдая с интересом за ловкой работой бати, сколачивающего оконный переплет, так хочется самому попробовать взять в руки рубанок, снять завиток стружки с обрезка бруска или, используя долото и стамеску с молотком-киянкой, пробить в бруске паз для шипа.
Да, интересная эта плотницкая или столярная работа. Главное, что овладев ею можно делать полезные и красивые вещи: столы и стулья, полочки и шкафчики, да всё, что нас окружает, сделанное из дерева - кадушки и кровати, скамейки и ящики, колеса брички и самую бричку, всё-всё. Дерево - благодатный материал и тёплый и душистый.
Владея ремеслами обработки дерева можно стать и резчиком, и токарем, и столяром-краснодеревцем, и строителем, и всё будет возможно изготовить и украсить красивыми узорами: наличники на окна, орнаментами на шкатулках и ложках. Было бы желание, терпение и труд, которые все перетрут.
Ну конечно нужен и инструмент. Инструмент самый разный: пилы топоры, молотки и напильники, серпы и косы, стамески и буравы, ножницы и кусачки, плоскогубцы, да и сами гвозди и шурупы. А замки, горшки, плуги, бороны, стремена, заслонки и колосники... Господи, чего ни коснись, какого бы дела не начинать, чем бы ни заниматься, везде нужен инструмент. Писателю нужно перо, воину - шашка, автомат, врачу - скальпель, пинцет.... И все это должно быть твердым и острым, пружинистым и надежным, удобным и полезным...
И все это дело рук кузнеца. Вот это профессия, всем мастерам - мастер! Портному - иглу, ножницы; повару - ножи, ложки, кастрюли, вилки; доярке - подойник; конюху - скребки, подковы, кольца; землекопу - лопаты, кирки ломы; токарю резцы. Да и сами станки, свёрла, фрезы, петли, навесы, засовы, болты, гайки - всего не перечислишь и за целый день, что может сделать мастер-кузнец из разного металла.
Знаешь что, а давай-ка пойдём к нему в кузницу. Познакомимся с кузнецом и его помощником-молотобойцем ведь это так интересно!
Кузница стоит чуть поодаль от въезда в станицу, при дороге. Удобно для всех путешествующих и не так слышны стуки и громы её производственной необходимости. Уже на подходе, но ещё за пятьдесят - семьдесят метров слышен грохот молота здоровяка Артёма о наковальню. Ощутим и едкий запах гари и окалины. Почерневшие от времени и угольной пыли стены, встречают теплом и особой значимостью окружения чудодейств мастера Анатолия Ивановича.
Обстановка внутри кузни - устоявшаяся многими веками и поколениями мастеров. Пол земляной или бетонный, у тех, кто побогаче, пол выложен чугунными чушками. У правой стены, от входа, железный стол во всю стену. На стене, над столом широкие полки с разным инструментом. На столе прави?льная доска из стали с бороздками крест на крест, так называемая рихтовочная и большие слесарные тиски. У стола, под окном точильный станок на стойке. Противоположная от входа стена с широким проёмом посередине ведёт в соседнее подсобное помещение склада, а слева от проёма - кованный, из толстого железного листа горн, выложенный изнутри специальным огнеупорным шамотным кирпичом и мех с коромыслом, для поддувания жара в очаге горна. Это коромысло осталось ещё с того времени, когда в станице не было электричества и используется когда его отключают. Кроме него стоит вентилятор с регулируемой силой потока воздуха.
А вот посередине кузни на массивном основании, широком и тяжелом пне, лежит литая стальная наковальня - главное рабочее место кузнечных работ. Наковальня прочно скреплена с пнем-столом и сияет своим плоским лицом, по которому, не покладая рук бьют кузнецы молотками и молотами, от зари и до зари. С одной стороны у наковальни круглый конический рог, а с другой стороны на лице наковальни есть два отверстия. Одно круглое для пробивки - прошивки отверстий в подковах, в тех деталях и вещах, которые делает мастер. Другое гнездо квадратное - сюда вставляются, при необходимости, оправки с самыми разными формами и приспособлениями, для всего множества кузнечных работ.
Чуть поодаль от "стола" с наковальней - металлический чан с водой. Второй так же у стены с горном, - в нём песок.
Вот пишу тебе, дружок, рассказываю об устройстве кузни Анатолия Ивановича, а сам вспоминаю далекое прошлое, когда сам был, как ты, шести - восьми летним мальчишкой, лет восемьдесят тому назад.
Тогда на всё лето наша семья выезжала на дачу в деревню. Здесь, в деревне был небольшой, но дружный колхоз. А я счастлив и горд был тем, что мне разрешали, сначала смотреть, а потом приняли помощником в различные работы. Помню, с каким удовольствием я сначала помогал, а потом и сам наловчился запрягать лошадей в телегу, в косилку, в жнейку, был трудолюбивым, радовался порученному и исполненному делу.
На всю жизнь запомнил свое первое знакомство с кузницей. Гордо восседая на пружинящем сидении косилки, я правил двумя, уже знакомыми мне, мерином Васей и Чалкой с жеребенком, который бегал по лугу. Задачей было держать ровно направление косилки, объезжая луговину по кругу и кнутом отгонять проказливого сыночка Чалки, чтоб не попал он под ножи косилки. Управляя и конями, и косилкой, ножи которой, в случае увиденного мной камня или другого препятствия, я должен был поднять, соответствующим рычагом, засмотревшись на скачки малыша, всё же налетел на камень.
Вот досада, лопнула тяга кривошипного механизма, передающего движение ножам от вращения колёс. Чуть не плача, позвал дядю Андрея, которому помогал в работе. Он отдыхал в тени кустов на краю луга. Пришлось выпрягать Васю и верхом на его костистой спине, без седла, сгонять в кузню. К верховой езде я уже был привычен. С деревенскими ребятами я уже давно сдружился и они брали меня с собой в ночное. Вот тут-то, в кузне, я видел чудо пластичности металла, разогретого добела в угольном жару и сварку с обсыпкой песком. А потом выравнивание и осадку до размера самой тяги, её закалка, после опилки и шлифовки. Каждое движение, каждый шаг, всё на всю жизнь. А как всё это интересно. Скорей обратно. Дядя Андрей ждет. Последние повороты гаечного ключа, и все встало на место. А я уже впряг лошадей и Чалка отдохнула, и бесёнок наелся и улегся в стороне. Слава Богу, может быть мешать не будет. Снова в путь, до вечера надо луговину закончить, уж показалась бригада девчат с граблями, ворошить скошенную траву.
Возвращаясь к кузне Анатолия Ивановича надо отметить, что теперь для сварки применяется специальный сварочный аппарат или автоген для резки и сварки металла ацетиленовой горелкой от баллона со сжатым газом.
На складе за кузницей ларь с углем или коксом и большие стеллажи с материалом: прутком, уголком, швеллером, разных размеров и сортов. То, моё первое, детское знакомство с кузницей, через несколько лет пригодилось и, как нельзя более, кстати. Но, это будет уже другая история, связанная с кузнечным делом и она будет описана мной в следующей книжечке.
На широкой скамье у стен слева сидит, отдыхает помощник-молотобоец Андрей. Готовые тележные шкворни для больших фур лежат на стальном листе, тоже отдыхают: после закалки нормализуются. Входит Анатолий Иванович. Он со склада принес двухметровые прутки.
- Здорово дневали?
- Да все, Слава Богу! Вот мы с ребятами пришли познакомиться с вашей работой, профессией. Мы наслышаны о Вашем мастерстве, как о кузнеце-художнике, да и почти в каждом курене-доме нашей станицы и в округе есть разные вещи и дела ваших рук. Расскажите, пожалуйста, как вам это все удается?
- Ну что ж, я всегда рад поделиться всем, что знаю и что умею. Но, сначала скажу о том, как сам, уже очень давно, таким же мальчишкой, как и вы, ребята, пришел в дедовскую кузню, где работал отец в помощниках деду, залюбовался их ловкостью, мастерством и напросился в подмастерья. Конечно, приходилось много учиться. Помимо школьных занятий, хорошо изучить химию, материаловедение, сопротивление материалов, теорию пластичности материалов, их строение. Понял, что много знаний не бывает, и, узнавая что-то новое, старался использовать в работе. Я и сейчас продолжаю учиться, читаю и знакомлюсь, перенимаю опыт мастеров кузнечного дела, товарищей по Союзу кузнецов на фестивалях, конкурсах и выставках. Стараюсь и сам участвовать, завоевывать своим мастерством почетные места и призы. Буду рад, если кто-то из вас, ребятки, заинтересуется кузнечным мастерством настолько, что придет ко мне в ученики. Милости прошу! Но при этом хочу предупредить, что эта прекрасная профессия, это великое мастерство, древнейшее на земле, есть тяжелый, упорный труд, порой до седьмого пота, в любую погоду, с преодолением всего и даже самого себя. Недаром в гимне нашего Союза сказано:
Огонь, металл, с клещами молот
И наковальня кузнеца.
Мы - мастера, и каждый молод
С благоcловения Творца.
Из года в год,
С зарей вставая,
Куем, усталости не зная,
Ключи счастливой светлой жизни
Народу русскому, Отчизне.
Ученье рода Зимина
В работе, технике, науке -
Мы славим добрыми делами,
Трудом, искуссными руками.
Вставай у горна рядом с нами,
Талант осилит тяжкий груз,
Преодолеет лед и пламя
Кузнечный творческий Союз!
Несет по жизни чести знамя
Кузнечный творческий Союз!
(Слова Г.М. Возлинского)
Нас, членов кузнечного Союза, многие сотни, вот я работаю в станице, продолжаю родовую традицию.
Заслушались мы Анатолия Ивановича, божьего человека, с верой и правдой делающего добрые дела силой своего духа и душевным теплом своих помыслов и нрава, множащего благо людям во славу Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы Владычицы нашей.
А что? Может кто из Вас, читающих эту книжицу, пойдет в ученики железного дела и через несколько лет тоже вступит в Союз кузнецов России мастером холодного оружия или кузнецом-художником делающим быт людей прочным и красивым!? Дерзайте!
Да хранит и помогает вам Господь, на вашем нелёгком, но таким полезным и почетным трудовом пути.