Возлинский Г. М.
Бесстрашная казачка

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Возлинский Г. М. (ofilimonov1936@yandex.ru)
  • Размещен: 28/10/2017, изменен: 28/10/2017. 8k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  •  Ваша оценка:


    БЕССТРАШНАЯ КАЗАЧКА

      
      
       - Здорово ли дневали?
       Други мои казачата, как то взялся я полистать подаренную на праздник Победы энциклопедию Ивана Дмитриевича Сытина. Она называется "Полководцы, военачальники и военные деятели России". Здесь много славных имен и казачьих атаманов и командиров, в том числе Матвей Иванович Платов (1753-1818 гг.).
       В ряду героев - генералов:
       Феликс Антонович Круковский (1804-1852 гг.),
       Алексей Петрович Кульгачев (1825-1904 гг.),
       Гавриил Амвросиевич Луковкин (1772-1825 гг.),
       Василий Васильевич Орлов-Денисов (1775-1843 гг.) и многие другие.
       Но особое внимание я обратил на небольшую статью о знатной казачке Александре Георгиевне Кудашевой, вдове войскового старшины Оренбургского казачьего войска. Она стала известной всей России за свой пробег с Дальнего Востока через всю нашу огромную страну в Санкт-Петербург верхом на лошади, одна, не страшась ни погоды, ни бездорожья. Как же это происходило?
      

    0x01 graphic

      
       2 мая 1910 года из города Харбина, где жила Александра Георгиевна выехала на жеребце Монголик, так звали этого коня. Город Харбин тогда вместе с Маньчжурской областью принадлежал Российской Империи. Теперь этот город принадлежит Китаю.
       Конь Монголик - чистых монгольских кровей, был совсем дикий. Перед поездкой он был под седлом всего четыре раза. Красивой, светло-серой масти, восьмилетний жеребец был ростом в один аршин и тринадцать вершков - это примерно 130 сантиметров - невысокий. Монголик был иноходцем. Так зовётся бег лошади, которая одновременно шагает вперёд передней и задней ногами левыми, а потом правыми.
       Смелая женщина, казачка отправилась в путь, взяв с собой ещё только собаку, любимого сенбернара. Эта порода собак выносливых и больших, приученных к спасению людей. С ней вместе спокойнее, и от волков она же, и сторож. Общий вес груза для Монголика составлял 6 пудов - это примерно 100 килограмм. Сюда входят вес самой всадницы, седло и переметные сумы с необходимыми вещами и продуктами в дорогу. Эта дорога дальняя, на целых 12000 верст.
       От Харбина Александра Георгиевна взяла направление по линии расположения маньчжурских пограничных войск к старому, Московско-Сибирскому тракту. В это время в Манчжурии период дождей. Трудная дорога по затопленным местам, с разлившимися реками, тайгой, бродяжьими тропами.
       Далее, от станции Суджанки до станции Болотной - вдоль сибирской железной дороги. А вот от станции Болотной до села Кустела ей пришлось взять проводников, чтобы эти восемнадцать вёрст пробраться через болота. Каких только испытаний ей пришлось пережить и преодолеть.
       Между городом Читой, теперь это областной центр, и городом Верхнеудинском, теперь это город Улан-Удэ, столица Бурятии, храбрая казачка перевалила Яблоновый хребет и ехала по совершенно безлюдной местности. Это горная тундра сплошного рельефа с камнепадами.
       В начале июля, наша Кудашева, была уже в Иркутске. Теперь это важный и большой город, а начало своё ведёт от русского поселения. Его заложил землепроходец, казак Иван Похатов в середине семнадцатого века недалеко от Байкала.
       22 августа, Александра Георгиевна, была уже в Красноярске, на берегу реки Енисей. Этот большой сибирский город, теперь краевой центр, был основан в 1628 году, атаманом Дубенским, как острог Красный Яр. С казачьим отрядом в 370 человек он встал на защиту русской земли от набегов татар. Здесь Кудашева отдыхала 6 дней.
       Отдыхали и конь Монголик и собака. Конечно, казачка всю дорогу в остановках на ночлег постоянно ухаживала и за собакой и за конём. Чистила и холила, подправляла подковы, расчёсывала гриву и хвост, следила за тем, чтобы не было потёртостей и ссадин, чтобы ничего не натирало: подпруги и потники, ремни сбруи.
       После отдыха, Кудашева выехала далее и 1 октября приехала в Омск. Теперь это крупный промышленный центр. Но и во время похода нашей славной казачки, Омск был главным городом генерал-губернаторства Степной и Сибирской области. Он стоит на правом берегу Иртыша, самого крупного притока большой сибирской реки Обь. Здесь Александра Георгиевна отдыхала двадцать дней.
       Отсюда, по просьбе военного начальника. Кудашева поехала не трактом, а от станицы к станице Второго отделения Сибирского казачьего войска. По всему пути её восторженно встречали офицеры, казаки, курени. Принимали её, как дорогую гостью, как родную.
       Уже 6 января 1911 года лихая казачка была в Челябинске - с 1736 года казачья крепость. До революции здесь был центр хлебной торговли всей Сибири. А теперь Челябинск - один из основных, промышленных центров России.
       В конце января 1911 года, Александра Георгиевна, перевалила через Уральские горы, и сделала остановку в Саткинском заводе, который расположен на западном склоне Южного Урала, и построен купцами Строгановыми. Теперь город Сатка. Очень суровую, морозную погоду, стужа до 42-х градусов,казачка решила переждать,но, как только морозы отпустили - снова в путь.
       В марте она уже в Казани. Город Казань основана в 12-м веке. Это бывшая столица Казанского ханства. Во время похода Кудашевой Казань была одним из процветающих городов России. Теперь столица Татарстана.
       Отсюда по берегу Волги, в апреле Александра Георгиевна добежала до Нижнего Новгорода, большого торгового города при слиянии Оки и Волги - русских рек-красавиц.
       Сёла и деревни гостеприимно встречали славную казачку, везде с радушным приёмом и помощью. Но бывало, что и в поле, а то и на опушке леса, у реки приходилось ночевать, у костра с котелком горячего чая, с похлебкой. Конь питался овсом из переметной сумы и подножным кормом на привалах. И снова в дорогу.
       Так наша героиня 7-го августа 1911 года въехала в Санкт-Петербург,преодолев 12060 вёрст - это 12860 километров.
       Главной целью поездки, по словам самой Александры Кудашевой, было желание доказать верность Государю Императору не только казаков, но и казачек. Они, как и их мужья, братья и отцы всегда готовы вступить в ряды казачьего войска на защиту Родины, стать амазонками нынешнего времени. Своего Монголика, прекрасно преодолевшего долгий путь, Александра Георгиевна Кудашева поднесла в дар Наследнику Цесаревичу Алексею.
       А история продолжилась. В половине апреля 1913 года неугомонная казачка выехала из Владивостока во второй свой дальний пробег. Конечной целью снова явился Санкт-Петербург. Свой путь во втором путешествии она совершила на жеребце Крит. Его предоставил местный хозяин конного завода, где выращивали и готовили лошадей к воинской службе в кавалерии русской армии. Коннозаводчик Яновский предложил Кудашевой испытать выносливость русской лошади. Крит до этого времени был известен, как победитель и обладатель более 20-и первых призов на ипподроме. Он только что вернулся из пробега в 2000 верст по Корее. Александра Георгиевна Кудашева, славная и бесстрашная казачка и этот свой пробег завершила удачно.
      

    0x01 graphic

      
       И были, и есть героические женщины в наших станицах. Вот уж истинно во славу Божию. С большим удовольствием подготовил к публикации.
      
       ра-пра-прадед Горгий.
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Возлинский Г. М. (ofilimonov1936@yandex.ru)
  • Обновлено: 28/10/2017. 8k. Статистика.
  • Глава: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.