Галактионова Вера Григорьевна
Новый литературный герой: выразитель интересов своего народа – или идей глобализации?

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 11/07/2005.
  • © Copyright Галактионова Вера Григорьевна (anflag@inbox.ru)
  • Обновлено: 01/07/2005. 24k. Статистика.
  • Очерк:
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Южной Корее завершил свою работу многодневный II Сеульский международный Форум литераторов ћПисательство для мираЋ (22 – 30 мая 2005 г.) В его работе приняли участие видные писатели Кореи, Америки, Японии, Китая, Германии, Франции и других стран мира. Впервые на Форум был приглашён корейской стороной представитель от России – Вера Галактионова.

  •   Новый литературный герой: выразитель интересов своего народа - или идей глобализации?
      
      В Южной Корее завершил свою работу многодневный II Сеульский международный Форум литераторов "Писательство для мира" (22 - 30 мая 2005 г.) В его работе приняли участие видные писатели Кореи, Америки, Японии, Китая, Германии, Франции и других стран мира. Впервые на Форум был приглашён корейской стороной представитель от России - Вера Галактионова.
      
      Позволю себе сделать небольшое вступление. Только что мне пришлось побывать в Архангельской области, на самом Севере России, в провинциальном Каргополе. Он более древний, чем Москва. Там проходило совещание молодых литераторов Севера. Вдвоём с русским писателем Владимиром Личутиным мы руководили секцией прозы. Это проходило на страшном контрасте богатства природы - и народной нужды. Вокруг шла вырубка архангельских лесов. Лёгкие планеты - великие леса России - уничтожаются ныне в невиданных масштабах. Да, живые лёгкие, которыми дышит планета, вырезаются сегодня с хирургической беспощадностью - на продажу древесины. Такая небывалая работа, лишающая Землю кислорода, ведётся по всей стране. И это - основное занятие нынешнего руководства области, богатой и всё больше богатеющей на продаже лесов верхушки власти.
      Следующий пример очень красноречив. Многим молодым дарованиям не на что было приехать на совещание. Другие добирались в Каргополь на попутных машинах, на автобусах - за свой счёт. На проезд этих самых талантливых ребят Севера у областной власти не нашлось ни копейки. Также в области, торгующей лесом, не отыскалось ничтожных средств на организацию их питания - некоторые вынуждены были довольствоваться только сухарями, привезёнными из дома в мешочке. Но нам объяснили, что сухари - это не так уж плохо. Что почти всё производство, кроме лесозаготовок, в области заброшено. И что люди, давно потерявшие работу, питаются тем, что запаривают кипятком жмых - корм для скота.
      Многие дома в Каргополе покинуты. Они разваливаются. В них, пустых, свищет холодный северный ветер. Люди у нас покидают дома в поисках лучшей жизни. Эти поиски чаще всего заканчиваются бродяжничеством по бескрайним дорогам России - попрошайничеством, проституцией, мелким воровством, тюрьмой. Они погибают во множестве, не нужные нигде, никому. По демографическим данным, за последние 15 лет Россия теряет в год более 1 миллиона человеческих жизней. Я разделяю большую тревогу выступавшего до меня американского писателя Гари Шнейдера, привлекавшего мировое сообщество к проблеме уменьшения численности морских птиц - бакланов. Но разделит ли когда-нибудь мировое сообщество нашу тревогу - по поводу вымирания людей?
      Потери в численности населения у нас вплотную приблизились к потерям в Великой Отечественной войне против фашизма. Однако прошлые потери увенчались победой над фашизмом. Нынешние же наши потери - это поражение против новой разновидности фашизма, уже - демократического. Я думаю, что будущие историки определят этот геноцид против народов России именно так - как и геноцид против сербов и иракцев.
      Руководство нашей страны пытается преодолеть это страшное наследие, оставленное президентом Ельциным. Но оно не может противопоставить свою деятельность процессам глобализации, которые уже поставили нашу страну на грань вымирания. К сожалению, сегодня внешнему миру нужны сырьевые богатства России - без человека, о чём боятся говорить правозащитники мира. Но Россия без русских - Россия без чувашей, хант, манси с их неповторимой культурой - это плохая Россия, господа. Это только одна сплошная гигантская рана на теле Земли...
      Собственно в демократии у нас оказались лишь правящие кланы, завладевшие сырьевыми богатствами страны. Но народ всей России оказался выброшенным на обочину жизни без средств к существованию. Это ли не катастрофа?
      ...Когда мы возвращались с Севера в Москву, на одной из железнодорожный станций писатель Личутин купил два несъедобных пирожка. Их испекла из плохой муки и продавала на перроне нищая русская мать. Рядом с ней был ребёнок - плохо одетый сын, зябнущий на ветру. Чтобы утешить их, писатель сказал: "Какой хороший мальчик, у него глаза банкира!"
      Этот мальчик, лишённый возможности обученья, никогда не станет банкиром. У его матери не найдётся также денег, чтобы оплачивать своё лечение - и лечение сына. Будущее маленького человека уже зачёркнуто... Но ради жизни этого мальчика русские писатели сегодня отвергают порядок вещей, существующий в мире. Мы ищем выход из тупика цивилизации. Потому моё выступление называется так: "Новый литературный герой: выразитель интересов своего народа - или идей глобализации?"
      Противопоставление, звучащее в этом вопросе, разрешимо. Православным философом, жившим в конце VI - начале VII века, преподобным Дорофеем из Аскалона, был изобретён некий Философский круг. Начертательно он состоял из радиусов, стянутых к единому центру - Богу. Человек, стоящий на любой точке окружности, может сблизиться с другим человеком, стоящим на той же окружности, лишь одним путём - удалившись от третьего человека. Но люди, идущие по радиальным линиям, к единому центру - Богу - сближаются постепенно все.
      Собственно, ещё с первых веков христианства человечеству указан путь не конфронтации, но сближения, мирного сосуществования и взаимоуважения. Ибо заповедями Бога живёт каждый, выполняющий основные религиозные требования - запрещающие убивать, красть, впадать в половую распущенность, зависть, гордость, стяжательство, сребролюбие: во всё то, что разрушает природу человека, а значит, как следствие, и окружающую природу. Поклонение Золотому тельцу - деньгам - считается недопустимым злом для души живущего и для его ближних: угрозой миру.
      Современный мир, осуществляющий политику глобализации, также имеет свой философский круг. В центре этого круга находится Золотой телец: власть денег и вера в саморегуляцию капитала. Люди, стремящиеся к его центру - к накоплению капитала - также приближаются друг к другу, на принципах, уже противоположных заповедям Бога. Наиболее быстрые и крупные деньги делаются на попрании, на разрушении заповедей Бога. Вместо "не убивай" - возникает "уничтожь того, кто идёт иным путём" (вспомните бомбёжки Сербии и Ирака). На половой распущенности строится шоу-бизнес. Богатый человек превознесён над бедным. Умным считается не тот, кто посвящает свою жизнь познанию высоких истин, но тот, кто умеет присваивать себе наибольший капитал, то есть человек-хищник. Со всем этим столкнулась современная Россия, пытающаяся "вписаться" в мировую рыночную экономику. Гонка за богатством, за владением сырьевыми запасами, дабы срочно превращать их в деньги, стёрла все иные заботы - заботы о благополучии народа и страны. Можно, приводя катастрофические цифры, много говорить об угрозе гибели Байкала. И о том, что великая русская река Волга ныне уже представляет из себя грязный сток, превращаясь в текучее болото. Однако разговор этот будет мало продуктивным. Потому как борьба со следствием, а не с причиной гибельных процессов, ещё никогда не приводила к успеху. В лучшем случае, она даёт временные, локальные, ничтожные улучшения, не решая вопроса в целом. Следствие же истребления и разрушения природы - результат всеобщей погони за личным обогащением. Но разрушая окружающую природу, человечество разрушает себя.
      Мною недавно закончен и опубликован в Љ11, 12 журнала "Москва" роман "5/4 накануне тишины". В эти полгода идёт весьма активное его обсуждение в России. Основная тема романа - тема распада: традиций, государства, души человека. Разрушая одно, мы разрушаем и другое... Моего героя - электронщика по образованию, преуспевающего бизнесмена, окружают школьные его друзья. Один из них стал реаниматором - человеком оживляющим. Другой - прозектором (рассекающим - лат.), убеждённым в том, что смерть тела и души - благо, ибо Ничто лучше действительности. Они встретились в реанимации. Возле постели умирающей жены главного героя. Имя больной жены - Любовь.
      Роман начинается со слов: "Любовь теперь пребывала далеко - над жизнью. Она покоилась в своём беспамятстве, будто в зыбке, зависшей меж небом и землёй..." Личность главного героя дробится - чтобы спасти Любовь, он должен собрать себя воедино. Но как это сделать, если вокруг происходит то же самое? "Этим летом в спокойной степной реке Нуре появились бледные, крупные медлительные рыбы - рыбы апокалипсиса. Они плавали мирно в прозрачной воде, у тёплого берега, совсем как обычные. Только телесная ткань у самых хвостов была голой, без чешуи, и отставшей от костей. Она вилась в воде отдельными, распавшимися, волокнами, и видеть это рыбакам было страшно и омерзительно. Все они выдёргивали поскорее свои крючки из воды, на которых извивались розовые черви бесполезными перевёрнутыми знаками вопроса...
      Если мир есть отраженье человеческой души - да, повреждённой, распадающейся заживо человеческой души, то должен, конечно, распадаться - расслаиваться - рассыпаться - и - он. А если душа есть только отраженье рассыпающегося на части, умирающего, угасающего, разрушающегося мира, то бесполезно, бесполезно лечить самого себя разговорами с собою же самим". Таковы рассужденья моего героя, стремящегося уйти от самоанализа. Однако собственные его разновозрастные обличья возникают перед ним и требуют ответа за жизненные его поступки. Он должен совпасть, совместиться сам с собою - но дробление его личности таково, что сделать это сложно.
      В ходе романа идёт трудное превращение литературного антигероя - в героя, готового жить иначе. Он, циничный делец, проделывает свой очистительный путь - до отречения от всего, что было его целью и на что ушла большая часть его жизни.
      Процесс дробления - государств, человеческих душ - имеет свою инерцию. Мой герой восстаёт против инерции дробления. Он находит "гнездо крамолы - гнездо повреждённости" в душе и в мире. Из человека, служащего Золотому тельцу, он пытается преобразоваться в человека, движущегося к Богу.
      Профессором Бехтеревой (Институт мозга, Россия) было установлено, что не только мир способен изменять наше сознание. Но работа мозга способна изменять мир. Импульсы того, что мы чувствуем, к чему устремляемся, не остаются без последствий для окружающей действительности. Они могут быть либо направлены на служение Богу - либо на служение Золотому тельцу. И время наше поставило это служение каждого отдельного человека на столь предельную, рискованную грань, что среднего, кажется, уже не дано. Поскольку сам мир стоит на этой же грани. По одну сторону - разрушение всего спасительного: деспотия денег. По другую - воскресение, оживление бескорыстной Любви меж людьми.
      Советский Союз раздробился, пал жертвой процессов глобализации - каждая из республик двинулась самостоятельно, в направлении к Золотому тельцу. Но именно на постсоветском пространстве были созданы уникальные условия для движения к Богу - к братству людей. Заповеди православия - не убий, не укради, чти родителей своих, не занимайся бесчестным самообогащением - совпадают с сурами Корана, как и с установками других гуманных, солнечных, религий мира. А советский коммунизм, преодолев изначальное теоретическое безбожие, стал религиозным: он взял лучшее из религиозных учений советских народов. Моральный Кодекс строителя коммунизма - это те же самые религиозные заповеди, скрепляющие человеческое сообщество общими принципами сосуществования.
      Возможно, что именно эта идеология, заложенная в Философском круге аввы Дорофея, станет со временем новой идеологией Восточного полюса. Усиление идейного триединства во властных структурах - Новый Завет, Коран, Моральный Кодекс - и прямое влияние этого триединства на принятие правительственных решений способно создать новые скрепы общества и постепенно побороть распад на постсоветском пространстве.
      Трагедия распада, дробления Союза оставила за границей России 25 миллионов русских и 11 миллионов, считающих русский язык родным. Корею пересекла надвое Тридцать восьмая параллель. Наша Тридцать восьмая линия пролегла по всей границе России, создавшей такие невероятные законы, при которых именно русским труднее всего обрести свои права, вернувшись на Родину из республик. Лишёнными российского гражданства оказались все те, кто на момент 1992 года имел прописку в республиках Союза. Этот отсекающий закон был братоубийственным, предательским по отношению к русским беженцам. Некоторые из них умирали на моих глазах, лишённые помощи Родины. Но молчали правозащитники, ибо только на русских их деятельность не распространялась. А пылающая Чечня стала многолетней, бесперебойной бойней для самой репродуктивной части населения России. В интересах мировых процессов было ослабление, изматывание народов России, дабы дробление на постсоветском пространстве шло успешней. Но дробление всегда покупается пролитием невинной крови людей. И я сильно сомневаюсь, что политтехнологи дробления Союза делали богоугодное дело...
      Считаю ли я себя антиглобалисткой? Нет. На земле возникает много процессов, движимых силою мирового зла. Однако любое глобальное зло саморазрушительно - оно пожрёт себя, истребит само себя своими же действиями. Людей же, идущих от окружности к Богу - к гармонии души и природы, будет становится всё больше: они сближаются не по моделям политтехнологий, но Высшей Волей.
      Душа основного героя моего романа несёт отпечаток саморазрушения - она отражает разрушительные действия, происходящие в мире: "больно миру - больно душе. В романе катарсис совершается под воздействием череды небывалых вспышек на солнце. У меня энергия недовоплощённых судеб - незавершившихся, безвинно прерванных человеческих жизней - взлетает к Солнцу. И разбушевавшееся Солнце возвращает эту энергию - нам, вразумляя и наказуя за братоубийственные преступления, ибо любое зло - братоубийственно. Избыточная энергия Солнца карает живущих, но дарит при этом великие прозрения.
      В трудах Чижевского ("Космический пульс жизни") и Вернадского ("Биосфера и ноосфера") рассматривается в основном влияние солнечной активности и природных процессов Земли и Космоса на человека. И воздействие человека - на природу лишь в плане физическом, химическом. Но природа глубоко нравственна в основе своей, она - божественна. И я вполне допускаю, что "мщение природы" - нам, за нашу безнравственность, за искажение нашей собственной, божественной, ипостаси, куда более серьёзно, чем принято считать. Поэтому, у меня не вызовут удивления научные выводы будущего о том, что Солнце - реагирует на то, что происходит в наших душах.
      Чижевский, не отрицающий влияния на его труды догматов древней халдейской мудрости, в своём работе "Гелиотараксия" пишет: "Если Земля и всё населяющее её живое представляют собой органическую систему (...), следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физико-химической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом её царстве". Но процессов, направленных в одну сторону, в природе не бывает - если физико-химическое влияет на органическое, то и органическое влияет на физико-химическое. Мне довелось бывать в закрытой, так называемой Тридцатикилометровой, чернобыльской зоне - в мёртвой, совершенно безлюдной зоне тяжелейшего радиоактивного заражения. Пятна плутония, стронция и цезия, осевшие после взрыва на Чернобыльской АЭС, повредили удивительную по красоте землю на тысячелетия. Я писала об этом в книге "Слова на ветру опустевшего века" - "Чёрная быль - Белая Русь". Но уже в пятнадцати километрах от мёртвой зоны живут люди, не захотевшие покинуть довольно опасных мест отселения. Они разводят скот, пьют молоко с повышенной долей радиации, собирают радиоактивные грибы и ягоды.
      Позже мне сказали, что возле православных икон дозиметр там не показывает радиации. У меня уже не было возможности проверить это. Однако все учёные радиологи, наблюдающие за чернобыльской катастрофой, отмечают один странный факт. Молодые люди в городе Гомеле, получив гораздо меньшее облучение, тяжело страдали и умирали. А богомольные старухи, своевольно вернувшиеся в места отселения, жили потом, в своих полузаброшенных белорусских деревнях, долгие годы. Вели хозяйство, как и прежде, хотя изначально получили гораздо большие дозы радиации. Некоторые из них живы и поныне. Они молились Богу. И физико-химическое воздействие не имело на органическое такого влияния, какое должно было иметь... Я видела десятки этих трудолюбивых людей, спустя тринадцать лет после катастрофы. Их лица излучали доброту, бесконечное терпение. Их гостеприимство и радушие были удивительными. Одухотворённость в данном случае явно преодолевала физико-химическое разрушительное воздействие на человеческий организм.
      Чижевским же установлено несомненное действие солнечной активности на возбудимость человеческих коллективов, на революционные процессы. И вновь повторюсь: закон маятника - наиболее древний и наиболее верный закон: энергия наших психических "возбуждений" не проходит бесследно для природы. Природа на них реагирует несомненно. Устремлённость наша - к Богу, благодатна для планеты. Она не есть лишь наше личное дело. И наоборот, попранье божественных законов, движенье человеческих коллективов от Бога, то есть - движение к наживе, хищничеству, находит отзвук в окружающем нас мире куда как более пространный, чем это принято считать.
      Постоянная, нерасторжимая взаимозависимость всего сущего в природе очевидна. Кроме понятия Вернадского "биосфера" существует и такое понятие как "психосфера". (Его ввёл в научный обиход английский океанолог Мёррей в начале ХХ века, позже - у Тейяра де Шардена - оно получило название ноосферы; то есть, не от слова "психо - душа", а от слова "разум". Хотя он также исходил из предположения об одухотворённости "всего живого вещества").
      Говорить сегодня об отдельно взятом загрязнённом водоёме планеты уже поздно: нужна новая философия выживания - философия исправления чудовищных пороков цивилизации, то есть смены курса её развития. Философ Зарубина, исследовавшая особенности "экономического человека", (журнал "Москва", Љ11,2004), пишет: "...экономический человек" в своей неустанной эгоистической погоне за прибылью не может быть терпимым к препятствиям, стоящим на его пути, будь то конкурент, подлежащий безжалостному уничтожению, или моральная норма, через которую оказывается возможным и даже необходимым переступить. С этой точки зрения "экономический человек" не толерантен, а скорее конфликтен, агрессивен, нацелен на тотальное подчинение всего хозяйственного, социального, природного окружения своим, и только своим интересам. (...) Природа для него оказывается лишь бездушным и не имеющим самостоятельной ценности объектом приложения сил, источником сырья и ресурсов, из которого можно черпать всё необходимое, не задаваясь вопросом о подлинной глубине наносимого ущерба".
      Этот "экономический человек" глобализируется. Он вытесняет отовсюду "человека хозяйствующего" - который трудится на своей земле с расчётом на длительную перспективу, то есть - традиционного труженика, относящегося к природе и к народной культуре трепетно, как к национальному достоянию. "Экономический человек" эксплуатирует землю - "человек хозяйствующий" её сберегает для своих потомков.
      Чем же отвечает на беспощадную, хищническую деятельность "экономического человека" - и ещё ответит - природа? Как ответит Вселенная тем, кто руководствовался принципом: "мы управляем вами, так как это в ваших же лучших интересах" - и потому бомбил Сербию, а потом Ирак? Закон маятника, качнувшись в другую сторону, что принесёт он туда, откуда пришли на сербскую, на иракскую землю кровь и насилие?.. Я не удивлюсь ни мало тому, что уже в ближайшее время мы будем наблюдать массовый исход честных американцев из США, как из системы разрушающей - и саморазрушительной. Это будет говорить лишь о хорошем инстинкте самосохранения у спасающихся бегством. Ибо масштабы природного возмездия тут предвидятся самые невероятные.
      Всё отражается во всём. И нам, наследникам великой отечественной литературы, чрезвычайно неприятно видеть у нас, в России, сокрушительное падение художественных литературных норм. Генетически изменённая, модифицированная дешёвая литература выплеснулась на книжные прилавки, задавив всякие ростки мысли, мастерства, культуры слова. Влияние литературного загрязнения на души читателей правомерно назвать очередной экологической катастрофой. Можно бороться с нефтяными пятнами, оставленными в наших реках протекающими судами. Но как измерить ущерб, нанесённый всепроникающим опошлением, цинизмом, безвкусицей? История народов, судьба народов этим авторам массовых изданий не дорога - по невежеству. Всё вытесняется игрой на низменных инстинктах читателей. У нового литературного героя, как правило, уже нет чувства Родины: он сплетничает, пьёт, дерётся. Он не любит, а вступает в связь. Главная же задача его жизни - быть богатым.
      Глобализация стремится к универсальности. Она стирает многообразие культур, языков, снижает критерии духовности. Главное орудие её - деньги, поскольку деньги безразличны к добру, злу, морали. Выступая мерилом всех современных мировых процессов, гонорарные быстрые деньги делают нашу литературу шаблонной, скороспелой, безликой - и безнравственной: убивающей души, а не воскрешающей. Одноразовая литература "для расслабления", над которой уже не надо размышлять, собирает огромные прибыли. Так наша страна, в которой гораздо труднее стало учиться, вышла на цивилизованный уровень мировой культуры... Но, может быть, пора назвать вещи своими именами? То, что принято считать высоким уровнем цивилизации, обозначить как высокий уровень нравственной деградации мирового сообщества?
      Путь современного человека с окружности, по радиусу, к единому центру - Золотому тельцу - это не просто путь агрессивного дурака, способного уничтожить всё живое на земле, в погоне за прибылью. Нет, это ещё и путь самоубийцы... Сегодня немного печально читать Вернадского, так верившего в разум человека - и положившего начало учению о биосфере и ноосфере. Он был убеждён в том, что дальнейшее преобразование природы будет вестись предусмотрительно и бережно. Хотя и замечал, что человек слишком часто использует дарованный природой разум для порабощения и уничтожения себе подобных - для разрушения биосферы. Им же подчёркивалось, что от Природы человек "отчуждается". "Благодаря условностям цивилизации, - интеллигентно писал он, - эта неразрываемая и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытиё цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей Природой"...
      Вернадскому, вероятно, было сложно предположить, что к власти над миром придёт новый, алчный человек-вне-природы - свободный от морали: человек синтетического, антиприродного мышления. И начнёт требовать того же от других людей Земли, прокладывая себе путь войнами - экономическими и политическими. Но, может быть, стоит поверить русскому учёному на слово? О том, "что эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются"?..
      Они разлетаются при одном условии, правда: при условии изучения человечества "в общей связи его с природой".
      

  • Комментарии: 2, последний от 11/07/2005.
  • © Copyright Галактионова Вера Григорьевна (anflag@inbox.ru)
  • Обновлено: 01/07/2005. 24k. Статистика.
  • Очерк:
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.