Аннотация: Продолжение историй о детективных расследованиях школьников Кости и Маши
Тайна китайской вазы
Костя возвращался из школы взъерошенный и злой. Вот учебный год только начался, а он уже успел получить двойку. Причем незаслуженно. Просто Вовка Пятаков все время его смешил, корча страшные рожи, когда он отвечал у доски. Постоянно отвлекаясь, Костя делал ошибки, да еще и хихикал при этом. Ну, не мог он удержаться от смеха! Этот Пятаков вообще фрик: голова круглая, как шар, глазки маленькие, поросячьи, а уши огромные. Да и нос - настоящий свинячий пятачок. Ему и рожи корчить не надо, чтобы кого-то рассмешить, а он еще и кривляется... И ушами шевелит, и глаза к переносице так близко сводит, что кажется, что они друг на друга смотрят, вопреки законам природы. А уж что он со своим пятачком, тьфу, носом делает... Костя фыркнул от смеха, вспомнив это.
-Нечего хныкать, сам виноват!- неправильно растолковала его фырканье Машка. Костя раздраженно посмотрел на сестру.
- Я не хнычу! И вообще, я бы нормально ответил, если бы меня Пятаков не смешил. У него такая рожа..., - договорить он не успел, потому что Машка взвилась, как смерч.
-Ага! Теперь ты на Пятакова решил все свалить! Он - урод, поэтому ты - красавец, не смог отвечать у доски. Твое эстетическое чувство было оскорблено.
Машка от возмущения стала малинового цвета. Костя тоже вспыхнул, как огонь в ответ на несправедливый выпад сестры.
-Вот повезло же мне! Сестра - близнец! Сидит со мной в одном классе, следит, поучает...Ты еще все маме не забудь в подробностях рассказать! - с горечью произнес Костя.
-Захочу - расскажу! - обиделась Машка и побежала вперед. - И мы с тобой не близнецы, а только двойняшки!
-Ну и беги! - закричал ей Костя вслед и нарочно замедлил шаг.
Как раз в этот момент он проходил мимо помойки. Какая-то пожилая женщина с большим пакетом подошла к мусорным бакам, но, увидев, что баки переполнены, не стала бросать туда пакет, а поставила его рядом. Пакет наклонился и из него с кучей строительного мусора выпала глиняная чашка. Женщина, не обратив на это внимания, развернулась и медленно, слегка прихрамывая пошла прочь, бормоча что-то себе под нос. Костя заинтригованно смотрел ей вслед. Он слышал, что люди часто выбрасывают на помойку ненужные вещи, среди которых встречаются иногда очень интересные предметы.
-Так, так, так, посмотрим, что же тут можно найти, - мальчик подошел к пакету и развернул его. Его охватило разочарование. В пакете были 2 пустые пластиковые бутылки, скомканные газеты и какие-то дешевые сувенирные статуэтки, которые в изобилии появляются на прилавках перед новым годом: драконы, свинки, кролики, мышки... Очевидно, кто-то решил основательно почистить квартиру за несколько лет и выбросил ненужный хлам. В общем, одно барахло, - пронеслось в голове у Кости. Неожиданно в ворохе бумаг промелькнуло что-то нежно-зеленое. Костя осторожно просунул руку в пакет и вытащил невысокую светло-салатную вазочку, покрытую сеткой трещин. Она была сильно запылена. И все же что-то в ней было такое, что притянуло его взор. Какое-то невероятное совершенство линий, форм.
-Ну, что ж, если помыть и почистить, то будет не так уж плохо смотреться. У мамы через месяц будет день рождения. Подарю ей эту вазу. Костя засунул вазу в рюкзак и отправился домой.
Цзиндэчжень. 1720 год, конец октября
Мастер Мо Чоу внимательно следил за работой в мастерской. Так, скорее, для порядка. Особой необходимости в этом не было. Каждый работник четко знал, что и как он должен делать. У себя в мастерской Мо Чоу держал только лучших.
Цзиндэчжень - город небольшой, а куда не посмотри - вокруг все на квадратики мастерских разбито, здесь же и главная достопримечательность поселения - огромная печь, температура в которой аж до 1400 градусов поднимается. Лун-Яо - Драконья печь. В ее "голове" закладывают дрова - много дров, печь долго разогревается, нужно все время дрова подбрасывать, а потом долго остывает. В "туловище" по которому жар идет, много окошек, куда все мастера ставят свои изделия. Да, мастерских много, все вроде бы для себя работают, а в конечном итоге объединяются, чтобы печь растопить. Иначе нельзя. Тут одному не справиться. И вот тут-то всех и ожидает последний экзамен - примет ли печь его изделие? Под воздействием жара печи изделие дает усадку, может изменить форму и цвет. Любой промах мастера становится очевидным, ничего не скрыть. И ведь это еще не все. Изделие нужно покрыть глазурью, снова обжечь. Лучше всего делать несколько слоев, соответственно столько же будет и обжигов.
Много веков назад это место выбрали для фарфорового производства не случайно. Здесь и речка Чан течет, по которой так удобно добираться до разных городов и даже до самой столицы, и леса густые вокруг, что немаловажно, ведь для растопки печей нужно много дров. А главное, недалеко отсюда на берегах все той же Чан находятся залежи фарфорового камня - каолина - лучшего в стране. Конечно, добытый каолин нужно промывать в чанах с водой, перемешивая. Сор, грязные добавки всплывают на поверхность. Потом глину перекладывают в другой чан с водой и перемешивают...Так несколько раз. Зато потом сырье получается белое, как снег. Глину высушивают, измельчают, добавляют полевой шпат и кварц, делают керамическое тесто, которое должно отлежаться, иногда не один год. В общем, процесс тоже долгий и не простой. А главное, не терпящий халтуры.
Конечно, сейчас не то, что было раньше. Все меняется. Изменилось и отношение к фарфору. Теперь многие могут себе позволить купить посуду из фарфора. А ведь были времена, когда согласно специальному своду правил определялось кому, какой фарфор, а главное, в каком количестве можно получать.
Изделия его мастерской всегда ценились выше, чем изделия других мастеров. Мо Чоу гордился тем, что именно его вазы и чашки всегда отбирались для дипломатических подарков. Что и говорить, жаловаться на доходы ему не приходилось. Наверное, именно это имели в виду его родители, выбирая имя ребенку - Мо Чоу - Избавленный от печали. Самим родителям приходилось всю жизнь трудиться, не разгибая спины. Вместе с ними трудились и все дети - Мо Чоу был самым младшим. Увы, ни один из братьев и сестер не дожил до совершеннолетия. Они уходили из жизни один за одним, внеся свою скудную лепту в общее дело. К концу жизни родители вместе с ним смогли начать свое, хоть и очень скромное дело. А вот Мо Чоу после их смерти удалось его расширить, благодаря собственному трудолюбию, таланту и выгодной женитьбе.
Его жена, на удивление некрасивая женщина, была прекрасным мастером, лепившим из каолина прекрасные сосуды. Это искусство, как и неказистую внешность, она передала своей дочери. Мо Чоу, увидев новорожденную, только крякнул от досады. Девочка была похожа на уродливого лягушонка. Такой и осталась, разве вот только вытянулась ввысь очень. Высокая, со смуглой кожей и плоским лицом, на котором выделялся крупный нос. Тогда при рождении, Мо Чоу решил дать ребенку хоть какой-то шанс, ведь говорят, что имя, данное при рождении, ведет тебя за собой по жизни, как путеводная звезда. Вот он и придумал ей имя Сяо-Хуэй- Маленькая Мудрость. И не просчитался.
Других детей у них с женой не было. А вот малышка Сяо-Хуэй росла здоровой и умной не по годам. От матери она переняла искусство изготовления фарфора. Это и не удивительно, ведь испокон веков женщины активно участвовали в фарфоровом промысле. Со временем Сяо-Хуэй стала вести все дела в мастерской: счета, работу с заказчиком, расчеты с работниками. Жаль вот только, что годы шли, а никаких женихов на горизонте не было. Несмотря на хорошее приданое.
Мастер, проходя по двору, сосредоточил взгляд на дочери. Она сидела в тени навеса и расписывала огромную вазу. Сяо- Хуэй любила доводить до конца все свои начинания. Если она изготавливала вазу или кувшин, то сама же внимательно следила за обжигом, сама ее разрисовывала, сама же потом покрывала глазурью. Подглазурные росписи дочери были удивительны: под ее кистью оживали прекрасные цветы, а птицы выглядели живыми. Спрятавшись в тени дома, старый мастер с грустью следил за девушкой.
Вот она подняла голову и бросила быстрый взгляд на Мин Тао. А тот даже не заметил этого. Погруженный в свои мысли, юноша перемешивал каолин в чанах с водой и весело напевал какую-то песенку. Сердце старого мастера сжалось от боли. Кто знает, если бы не этот мальчишка, может и удалось бы выдать дочку замуж. Этот приблудыш появился возле их мастерской, когда девочке было лет 15. Она только что потеряла мать, а тут в ворота зашел грязный оборвыш и начал канючить еду. Мальчонке было тогда лет пять. Юркий, как змейка с щелочками черных бархатных глаз. Мин Тао - Яркая Волна. Такое вот красивое имя дали своему малышу нищие родители.
А потом отца с матерью убили разбойники, отняли у них последние гроши на дороге, по которой они шли на заработки в большой город из своей деревни. Мальчонка тогда в кустах успел спрятаться. Во всем мире у него никого не было. Кроме Сяо Хуэй, которая заменила ему и мать и сестру. И вот прошло 12 лет. Мальчишка вырос. И сейчас, когда старый мастер перехватывал взгляд дочери, он видел в нем отнюдь не сестринскую или материнскую любовь. И полбеды, если бы Мин Тао отвечал ей взаимностью, но нет. И ошибиться тут было невозможно. Мин Тао был влюблен, но не в Сяо Хуэй. Какая-то другая женщина завладела его сердцем и мыслями. И, когда он думал о ней, на его смазливом лице появлялось мечтательное выражение, а пухлые яркие губы сами растягивались в улыбку. Да, что-то случилось с найденышем во время последней поездки с фарфором в Пекин, кого-то он там встретил...
Наши дни
-Ну, и куда же мне спрятать вазу, чтоб мама не увидела раньше времени? - задумался Костя. - Хотя, сначала мне нужно ее помыть.
Маша была на кухне, разогревала оставленный мамой на плите обед, поэтому никто и ничто не мешало ему заняться делом. Мальчик помыл вазу в ванной и отправился в свою, вернее их с Машей, комнату.
Поставив вазу на стол, он залюбовался мягким светом, который исходил от нее. Это лучики солнца, просачиваясь сквозь стенки, придавали вазе такое нежное свечение. Костя заинтересованно рассматривал свою находку. После того, как он ее отмыл, Костя увидел, что то, что он принял за мелкие трещинки, на самом деле было сложным рисунком разных оттенков зеленого цвета. Теперь он смог разглядеть это изображение на вазе. От него невозможно было отвести взгляд - ветки ивы, которые слабо проступали на светло - зеленом фоне. Они как-бы оплели собой вазу, словно плакучая ива бережно взяла это хрупкое творение в свои зеленые ладони. Сквозь ветки слабо, словно в тумане, проглядывались очертания пруда с горбатым мостиком. Уж на что был далек Костя от мира искусства, но даже он осознал, что ваза прекрасна.
-Ой, какая красота! - раздался над его ухом голос сестры. - Где достал такое чудо?
-Где достал, там больше нет! - пробурчал Костя. - Это подарок для мамы, у нее же скоро день рождения.
-Только не ври, что купил, - хмыкнула Маша. - Ты же вечно свои карманные деньги тратишь на всякую ерунду...
-Для кого ерунда, а для кого насущная потребность, - изрек Костя. - Мой растущий организм нуждается в шоколадках и чипсах.
Маша закатила глаза и покрутила пальцем у виска.
-Вот-вот! Особенно в чипсах! Все же знают, как они "полезны". А вот как ты думаешь, мама обрадуется, узнав о твоем поощрении организма такими полезными продуктами?
-Вот только попробуй ей сказать! - разозлился Костя. - Я тогда ни за что тебе больше не дам списывать у меня математику!
Аргумент возымел действие. В чем-в чем, а в точных науках Машка не была сильна.
-Ладно, ладно. Я вот что придумала. Мы эту вазу подарим маме от нас двоих. Все же она не выглядит очень дешевой, вряд ли ее можно купить на сэкономленные тобой карманные деньги. А вот если подарок будет от нас двоих, то это будет более естественно. Ты где ее нашел?
Костя мрачно посмотрел на сестру. Однако, поразмыслив, сам себе признался, что доля правды в ее словах есть. Вряд ли маме можно будет рассказать, что он рылся в мусоре. Вообще родители почему-то ужасаются, когда слышат подобные вещи.
-На помойке нашел, какая-то тетка принесла пакет с мусором, баки были переполнены, она поставила пакет на землю и ушла. Сам не знаю, почему я этот пакет раскрыл, что-то меня подтолкнуло...
Машка осторожно взяла вазу и стала рассматривать.
-Смотри, здесь внизу какие-то иероглифы. Давай сфоткаем и спросим у Петра Ильича, вдруг он что-то интересное скажет.
-Давай, - согласился Костя, удивившись, что сам до этого не додумался.
Петр Ильич был их соседом и работал в музее. Весной они ему помогли в одном деле, так что он теперь им был очень благодарен.
Костя с Машей тут же отправились к соседу по лестничной клетке. Костя при этом еще искренне надеялся, что старик угостит их какой-нибудь вкусняшкой. Так и оказалось. Увидев на пороге детей, Петр Ильич тут же потащил их на кухню.
-Представляете, сегодня праздновали юбилей одной нашей сотрудницы. Она приготовила кучу всего, а на работе нет половины сотрудников. Кто в отпуске, кто в командировке, кто именно в пятницу взял отгул, чтобы прибавить к выходным, а кто-то еще и заболеть успел. В общем, осталась куча всякой еды. Вот ее и разделили между присутствующими, чтоб добро не пропало, - Петр Ильич был, как всегда, многословен. - Ну, а мне так больше всех досталось. Тут и пирожки, и сыр и колбаска копченая. И почти целый торт! Так что, прошу к столу.
Ребята не заставили себя просить дважды. А Костя так набросился на деликатесы, что его не могли остановить никакие грозные взгляды сестры.
-Молодцы, что не забываете старика, - Петр Ильич с умилением смотрел на детей.
-А мы к вам с вопросом пришли! - Костя говорил с набитым ртом, и у него получилось что-то вроде "мы с запросом шли"
-Куда шли? - поразился Петр Ильич. - С каким запросом?
Костя сделал попытку разом проглотить еду и, конечно, подавился. Побагровев, он закашлялся, разбрызгивая комья еды. Один комок застрял у Машки в кудрявых волосах, так она целую истерику закатила, и так стукнула со злости Костю по спине, что застрявший в горле ком сразу вылетел и попал прямо Петру Ильичу в глаз. Но тот, в отличие от Машки, трагедии из этого не сделал, а обрадовался.
-Слава Богу, все обошлось, - радостно выдохнул он.
Потом он налил мальчику свежего компота, чтоб "запить неприятность" - он так это происшествие назвал.
-Вижу, запрос у тебя тяжелый, - ухмыльнулся Петр Ильич, когда Костя окончательно пришел в себя.
-Нет, для Вас пустячок, - оптимистично заявил Костя. - Мы маме вазу подарить хотим, а там какие-то иероглифы, вот мы и зашли к вам узнать, что там написано...
Машка стрельнула глазами в сторону брата и быстро добавила.
-Мы ее недорого на развале купили, ну, возле школы какой-то старичок продавал разные мелочи, он о вазе ничего не знал, сказал, что она у него в семье давно хранилась, еще от его бабушки...
-Понятно, только я ведь тоже китайского языка не знаю, - с сожалением вздохнул Петр Ильич, рассматриваю фотографии в смартфоне. - Но, поверьте старому музейщику, вы обрели сокровище. Человек, который вам это продал, не знал настоящей ценности этой вазы.
Костя поморщился. "Опять старик чудить начинает", - пронеслось у него в голове.
-Как же вы тогда узнали, что это ваза ценная?- спросила Маша.
-Да, вот именно, откуда, если вы не знаете китайского языка и не можете прочесть надпись? - добавил Костя.
Петр Ильич улыбнулся и потрепал Костю по непослушным рыжим вихрам.
-Такие вещи чувствуешь вне зависимости от знания языка, или имени автора. Именно чувствуешь, ведь знания тут не при чем. Знания тут - вещь второстепенная.
Дети переглянулись. Одна и та же мысль пришла им в голову: "Опять сосед заговаривается!" Петр Ильич словно прочел их мысли и поспешил объясниться.
-Ну, смотрите: вы возвращались домой, и увидели какого-то мужика, торгующего старьем. У него было множество предметов, но вы купили именно эту вазу, посчитав ее достойным подарком для матери, значит, ВЫДЕЛИЛИ вазу из кучи барахла. Вы заинтересовались ее происхождением, вам захотелось получить о ней больше информации - и вы пришли ко мне, как к специалисту по музейным предметам, пришли уже за знаниями. Какой же вывод можно сделать из этой истории: ваза прекрасная, она старинная, а, значит, у нее есть история. История, которую хочется узнать. Собственно, для таких целей и создаются музеи. Они хранят историю человечества, историю, запечатанную в музейные предметы. Ознакомишься с одним каким-нибудь предметом, а узнаешь историю целого народа, а то и историю целого континента...
Ребята вытаращили глаза. Мысль, высказанная старым музейщиком, им раньше и в голову не приходила. Но теперь они вспомнили и историю с миниатюрой и историю с берестяной грамотой, и подумали, что в словах Петра Ильича таится истина. А, значит, их ждет не только новая история, но и новое путешествие в прошлое.
-Я вам вот что предложу! - прервал их мысли Петр Ильич. Давайте обратимся в Владимиру Кузьмичу. Он в университете преподает, у него много студентов, аспирантов, возможно, есть даже граждане Китая. Вот они и помогут расшифровать нашу надпись.
Санкт Петербург. 1719 год, март
Во дворце было как-то особенно зябко, даже на улицах Питерхбурга - новой столицы - было приятнее. Да, там зло задувал ледяной, пробирающий до костей ветер с залива, там Нева вздымалась серым горбом льда, но это было уже привычным делом. А здесь, в царском дворце хотелось ощущать больше уюта.
Гвардии капитан Преображенского полка Измайлов подумал, что предпочел бы сейчас погреть заледеневший зад и руки у печки в обычной русской избе. Но нет! Придется ждать, когда вызовут, чтоб предстать пред светлые очи царя - батюшки Петра Алексеевича. Тот пока занят, так что просили обождать.
Что ж, раз нужно ждать, значит, он подождет. Будучи человеком военным, Измайлов понимал, что положение России в войне с северными соседями сейчас очень осложнилось. Ну, вот, казалось совсем недавно, Швеция хотела заключить мир с Россией, передав ей часть территорий, все к этому шло. Завершилась бы, наконец, эта затянувшаяся Северная война, а Россия бы оказалась в выигрыше. И вдруг все круто поменялось. В декабре 1718 года погиб шведский король Карл 12. И вот уже ни о каком мире речи не ведутся, шведы уже ищут новых союзников в борьбе с Россией, хотят создать антирусский блок и выиграть войну. Не удивительно, что Петр срочно собрал совет.
Из соседней двери выскользнула дама в пышном, дорогом наряде, игриво стрельнула в его сторону слегка раскосыми черными глазами - как огнем обожгла - и тут же исчезла за заветной дверью в царский кабинет. Да, хороша царица, хоть и не очень молода, к тому же поговаривают, что роду она совсем не царского, но хороша, как... Лев Васильевич не сразу вспомнил, кого ему напоминает царица Екатерина, а когда вспомнил, то тут же покраснел, как рак. А напомнила она ему каменных девок, завезенных из Европы. Статуи эти, говорят, языческих богинь изображают. Измайлов таких в Дании, куда его Петр служить посылал, тоже видел. Они там парки и дворцы украшают. Тьфу, страсть-то какая. Ну, невозможно ж спокойно смотреть на их каменные прелести. Вот и царица новая на них, как две капли похожа.
Пока он мыслям таким предавался, двери распахнулись и из кабинета стали выходить царские советники. И вот уже и его приглашают к царю.
-Тревожная у нас ситуация на западе, Лев Васильевич, - хмурит брови Петр Алексеевич. - Но и на Востоке она не лучше. Циньские власти не пускают в свою империю наши торговые караваны. Вот в прошедшем году назад один завернули, заявив, что отныне вся торговля будет вестись в Селенгинске, что для русских купцов отныне закрыт доступ в Циньскую империю. А ведь другим странам это не возбраняется! Нужно переломить эту ситуацию! - Петр с силой рубанул кулаком по столу. - Так что собирайся, Лев Васильевич! Путь твой теперь лежит на восток. Только тебе и могу я доверить эту миссию. И, поверь мне, для тебя это тоже лучше будет, - выпуклые, в красных прожилках, глаза царя сурово уставились в глаза гвардии капитана, но встретили в ответ недоумевающий взгляд.
-Что ж, вижу, что вовремя отсылаю тебя из столицы, да и от..., -Петр сделал паузу, - царицы Екатерины Алексеевны. Лев Васильевич вспыхнул, словно его огнем обожгли. Вспомнил призывные взгляды царицы, шушуканье за спиной. Все видели, что Екатерина Алексеевна выделяет молодого офицера, только вот он один этого не замечал...
Услышав о новом поручении царя, Измайлов сначала удивился. Он ожидал, что его снова пошлют на войну, а тут вдруг дипломатическая миссия. С чего это Петр Алексеевич такое придумал? Нечто нет рядом с ним образованных дипломатов? Зачем посылает его, вояку устанавливать дипломатические отношения, ведь он с юности на войне, вот уже больше 10 лет из седла не вылезает? Но разве с царем спорят? Надо, значит надо! Да и не боги горшки обжигают, справится, не впервой! Конечно, ценит его заслуги Петр, верит в него, - такие мысли мелькали в голове юного офицера, как вдруг последняя фраза царя открыла ему глаза. "Отсылает от греха подальше, от соблазнов дворцовых, от царицы и ее призывных взглядов", - пронеслось у него в голове.
-И вот что еще, Лев Васильевич! - царь Петр потер рукою лоб, - хочу тебе еще одну миссию поручить. Циньские мастера владеют секретом, который им запрещено под страхом смерти раскрывать. Видишь эту вазу? Белая, как снег, расписана цветами и птицами райскими. Красота? Стоит она немало. Да не в деньгах дело. Чем мы хуже циньских мастеров? Хочу, чтоб такие же вазы у нас в России производились. Так что, разведай там, когда в Пекин прибудешь обстановку. Кто знает, вдруг найдешь того, кто бы тебе этот рецепт продал...
Вот так и стал Лев Измайлов дипломатом. Он думал, что уже к лету отправится на восток. Но нет, затянулась эта история. В результате, только 7 сентября посольство выехало из Москвы, а в мае 1720 года наконец-то достигло Селенгинска. Впереди была такая же долгая дорога в Пекин.
Наши дни
Владимира Кузьмича Костя и Маша смогли посетить на следующий день. Решили не откладывать свой визит. Тот обрадовался им, как родным. Да и к слову сказать, за время работы в археологической экспедиции они очень сблизились. В очередной раз дети поразились тому, как моложаво выглядит Владимир Кузьмич по сравнению со своим другом Петром Ильичем. Тот им казался совсем стариком.
-А вы, правда, вместе с Петром Ильичем учились на одном курсе? - не удержался и поинтересовался Костя. - Просто он выглядит намного старше вас.
-Ну, в какой-то степени так и есть, - рассмеялся Иванишин. - Давайте посчитаем: Петр Ильич в школу пошел почти в 8 лет, а я с 6, я сразу же после школы в университет поступил, а он первый год не поступил, пошел работать, а весной его еще и в армию забрали, служил он там 2 года. Вот и получается, что он меня старше на 5 лет. Мне сейчас 45 исполнилось, а ему 50. По большому счету, это еще не старость. Только вот он облысел рано, от кабинетной работы располнел, сутулиться начал, - вот вам он стариком и кажется. Да и живет он бобылем всю жизнь. Работа - вся его жизнь. А я вот со своей женой душа в душу 15 лет прожил, детей нам Бог не дал, но у меня и у нее были студенты. Она тоже преподавала в университете. Пять лет назад она погибла в автокатастрофе. А мы с Петром особенно сблизились в эти годы... Ну, да не будем вспоминать грустные истории, будем жить сегодня и сейчас. Что на сей раз привело Вас ко мне, молодые люди? Вряд ли это было желание поговорить о возрасте Петра Ильича!
Ребята рассмеялись незатейливой шутке Владимира Кузьмича. Что и говорить, им нравилось общаться с профессором. Он никогда не насмехался над ними, всегда готов был поделиться знаниями. И рассказывал он всегда интересно, не так занудливо, как Петр Ильич.
- Вот, смотрите, - Костя протянул свой смартфон Владимиру Кузьмичу. - Это мы на развале купили у одного старика маме на день рождения. Только вот ничего об этой вазочке не знаем. А тут вот иероглифы какие-то. Вот Петр Ильич и сказал, что вы сможете помочь, у вас вроде бы есть студенты - китайцы.
Иванишин взволнованно рассматривал фотографии в смартфоне и, казалось бы, даже не слышал ребят, но это было не так, судя по его последующей реплике.
-Так у Анны Петровны скоро день рождения? - нарочито спокойно спросил Иванишин. - Хотел бы зайти и поздравить вашу маму.
-Так зачем же дело стало? - удивился Костя. - Приходите через две недели в субботу вечером. Мама будет очень рада. Она уже и друга вашего пригласила. И вам, я знаю, будет рада.
Владимир Кузьмич смущенно улыбнулся.
-Ну, как-то неудобно, без приглашения хозяйки. Впрочем, может вы и правы, надо бы поздравить...
Костя и Маша переглянулись, удивленные его смущением. Лично они не видели в этой ситуации ничего неприличного. Пришел к другу и поздравил - что такого. Вечно эти взрослые из всего делают проблему.
-Ну, ладно, вернемся к нашим баранам! - потер руки Владимир Кузьмич. - Несмотря на то, что я не специалист по китайскому фарфору, какие-то книги по этому вопросу у меня дома есть.
Он направился в соседнюю комнату к книжным полкам, занимавшим все стены. На одной из них стояли красивые альбомы и каталоги. Владимир Кузьмич уверенно направился в эту сторону и вытащил книгу-каталог, изданную на мелованной бумаге. Ребята увидели название "Китайский фарфор в собрании Эрмитажа".
- Неплохое издание по китайскому фарфору конца 14-первой трети 18 века. Здесь все о фарфоре династии Мин, - произнес он. - Хотя, может и не сравнится с двухтомником Горера и Блэкера по китайскому фарфору. Что ж, если тут и не найдем ничего, то я знаю, где можно этот двухтомник найти. А пока посмотрим то, что есть.
Костя и Маша с увлечением принялись разглядывать яркие и красочные иллюстрации
-Какая красота! - вырвалось у Маши.
-А почему вы выбрали книгу по этому периоду? - заинтересовался Костя. - Почему решили, что ваза появилась в это время, а не раньше и не позже?
Владимир Кузьмич одобрительно посмотрел на Костю. "Умеет мальчик задать правильный вопрос! Уже в таком возрасте заметен пытливый ум исследователя" - подумал он.
-Что ж, ребята, расскажу коротко историю фарфора. Вот где настоящий детектив!
У ребят загорелись глаза. Они уже предвкушали расследование очередной тайны. Владимир Кузьмич только усмехнулся, заметив этот огонек в их глазах.
-Итак, красивая белая прозрачная посуда появилась в Китае давно, то ли во 2 веке, то ли в 7 до нашей эры, в этом вопросе у исследователей нет точного ответа. Центром изготовления стал город Цзиндэнчжэнь, или Динчжоу. Там работало около трех тысяч печей для обжига. И над всеми чашками, вазами и тарелками, распространяющимися по всему Китаю, а в последующие века и по Европе и Азии через Великий шелковый путь, работало более 1 миллиона человек.
А вот пользоваться этой красотой сначала могли только императоры, члены их семей и особо приближенные к императору люди. Со временем, конечно, все это изменилось. Не изменилось только одно: отношение к сохранению тайны производства. Да-да, это вы сейчас можете пойти в магазин и купить, пусть и дорого, фарфоровую чашечку. А в те времена она стоила так дорого, что была по карману лишь богачам. Конечно же, европейцы были заинтересованы в секрете производства фарфора. Но китайцы тщательно охраняли его. Тому, кто выдаст секрет, грозила смертная казнь. Цзиндэнчжэнь был очень закрытым городом, который к тому же очень строго охранялся. Вход в город после закрытия был по паролю! - представляете, какая была секретность!
-Вот это да! - Не удержался Костя и прервал Владимира Кузьмича. - Неужели это было так необходимо? Ведь в Европе тоже была красивая посуда в это время. Я же помню, нас водили в музей и показывали античные вазы с разными картинками. Это же тоже страшная древность!
Владимир Ильич рассмеялся простодушию мальчика.
-Сейчас кое-что покажу! - загадочно сказал он и вышел из комнаты со словами, - вернусь через минуту. Когда он снова появился перед ребятами, то что-то прятал за спиной.
-Китайская фарфоровая посуда появилась в Европе где-то к 15-16 веку. И это был настоящий культурный шок. Стенки у чашек из кофейных китайских сервизов были не толще листа бумаги, снаружи чашки были белыми, внутри расписанные цветами и всякими узорами...а когда попадал свет, то рисунок проявлялся сквозь стенки. Смотрите, - Владимир Кузьмич вытянул к окну руку, держа на ладони маленькую ажурную молочно-белую чашку.
Лучик света попал на нее, и вдруг волшебным образом на стенке проявился рисунок: маленькие рыбки плескались в декоративно-вздыбленных океанских волнах, а вокруг еще цвели какие-то цветы и все оплетали удивительные растения.
-Вот это да! - в один голос воскликнули дети. - Круто!
-Тут я с вами соглашусь, - заметил Владимир Кузьмич. - Я вам сейчас показал одну из двух чашек китайского кофейного сервиза, сохранившегося в моей семье еще с дореволюционного времени. Это настоящее сокровище. Их цена по нынешним временам огромна. Обратите внимание: чашка состоит из двух половинок, ажурная часть - внешняя, а расписная внутренняя - гладкая. И в соединенном виде они не толще миллиметра! А теперь представьте: вазы, расписанные сценками экзотической жизни на фоне красивых пейзажей, удивительные птицы, рыбы и цветы... Европейцам было от чего потерять голову! Кстати, каждый раз, когда к власти приходила новая китайская династия, менялась и технология производства. Ну, и несколько интересных фактов: первыми китайскими мастерами, работающими с фарфором, были женщины, фарфор - самая прочная после металла посуда, несмотря на свой хрупкий вид. Из нее делали не только посуду, но и беседки, скамейки...А о ее ценности в былые времена говорит, например, тот факт, что польский король Август Сильный, кстати, современник нашего Петра 1, за несколько китайских ваз отдал роту своих солдат.
Услышав слово "ценность", Костя встрепенулся.
-Да, вот я бы и хотел узнать про ценность. Например, какая сама большая стоимость может быть у фарфоровой вазы? Сейчас, а не во времена Августа ...
-Что ж, на этот вопрос я могу ответить. На одном из аукционов, в 2005 году сине-белая фарфоровая ваза династии Юань ушла за 14 000 000 фунтов стерлингов, а в 2015 году фарфоровая китайская пиала династии Мин была продана за 36 миллионов долларов. Но тут надо учитывать то, что таких пиал всего 14 в мире.
Владимир Кузьмич слегка щелкнул по чашке и раздался тонкий звон.
-Именно таким, как считали китайцы, и должен был быть фарфор: тонким, белым и звонким. Поначалу они не очень-то ценили фарфоровую посуду. Считали ее заменителем дорогой нефритовой. Первая посуда из фарфора не была расписной: она была или белой или светло зеленой.
Маша задумчиво рассматривала фарфоровую чашку.
-Надо же, такая ценность у простой посуды. Хотя, и очень красивой. Наверное, из нее очень приятно пить по утрам кофе.
Костя тут же перебил сестру.
-Так кто же пьет из такой посуды, Маша? Она так и стоит в шкафах нетронутая, как музейный экспонат. Вот вы, Владимир Кузьмич, сколько раз пили из этой чашки кофе?
Владимир Кузьмич грустно улыбнулся словам Кости. Его умилило то, как точно подмечали дети особенности современного быта.
-Интересный вопрос! И для меня лично, печальный. Моя семья до революции была довольно состоятельной. Мы не держали "чашек для красоты", мы ими пользовались. Я, естественно, не застал то время, но часто слушал рассказы о нем от своей бабушки. Мы сохранили семейные традиции. Конечно же, именно этими чашками мы пользовались нечасто. Да их и сохранилось-то всего две. Не для большой компании. Вот мы с женой по большим праздникам любили выпить утренний кофе именно из этих чашек. А сейчас, когда я остался один...
Дети понимающе переглянулись. Костя сделал попытку перевести разговор в сторону.
-А вот вы говорили, что история фарфора - настоящий детектив. Вы рассказывали, как китайцы охраняли этот секрет. И что же?
- Все когда-нибудь становится явным. Какому-то французу удалось купить секрет, но вот наладить производство в Европе тогда не удалось. Не было подходящего материала - коалина. А потом, случилось чудо, в 1707 году молодой алхимик Беттгер, занимаясь поисками философского камня по приказу Августа Сильного, изобрел рецепт фарфора на основе саксонского каолина. Этот каолин тогда шел на изготовление пудры для париков. Представляете, столько лет искали материал, а он был рядом, под рукой. Месторождение было недалеко от Мейсена, там и был построен завод.
Секрет мейсенского фарфора тоже держался в тайне, Беттгера сторожили, но он все же вышел на прусского короля, надеясь продать ему секрет. За это он поплатился не только свободой, но и своей жизнью. Но уже ничто не могло остановить распространение фарфора. В 1740 году был получен французский фарфор в пригороде Парижа, его производство потом будет перенесено в Севр...
А в 1744 же году по приказу Елизаветы Петровны будет построена фарфоровая мануфактура в России - благодаря открытию Дмитрия Виноградова. Он даже книгу напишет о русском фарфоре. Жаль, проживет этот талантливый человек недолго - всего 38 лет. Да и жизнь его была грустной. К нему приставили надзирателя, который его наказывал, если у того что-то не получалось...
Владимир Кузьмич немного помолчал, а потом продолжил.
-Вернемся к твоему вопросу о том, почему я взял книгу о фарфоре династии Мин. Я уже упоминал, что со сменой династии менялись и технологии. Например, в династию Сун был распространен глазурованный фарфор, получивший сегодня европейское название "селадон". В состав глазури входит оксид железа, что придает изделию нежный зеленоватый оттенок, а вследствие многократных покрытий и разной степени остывания на поверхности появлялись маленькие трещинки, получившие поэтичное название "Крылышки цикады".
Был небывалый взлет китайского фарфора в эпоху Сун во время правления Жу-Яо, когда идеалом становится небесно-голубой фарфор. Увы, в 12 веке маньчжуры захватили власть, Жу-Яо был отправлен в изгнание, а секрет этого производства был утрачен вместе с мастерами, которые им занимались. Изделий этой эпохи в музеях сохранились считанные единицы.
Во времена династии Юань появляются изделия со знаменитой синей кобальтовой росписью. Это уже 14 век. А вот во времена династии Мин на смену орнаментам и простым узорам появляются сложные пейзажи и жанровые сцены. Разрабатывается новый состав, включающий в себя фарфоровый камень горной породы. Это придает изделиям особую прочность и белизну.
С середины 17 века во времена династии Цин производство фарфора постепенно теряет свою привлекательность для Европы в связи с развитием собственных фарфоровых мануфактур. Поэтому китайские мастера озабочены тем, как составить конкуренцию европейским производствам и не потерять рынок. Монохромный рисунок сменяется цветным. В глазури преобладают привычные глазу европейца пастельные оттенки, а узоры уже не так отражают китайскую культуру...
Ваша ваза несет на небе все достоинства изделий династии Мин, при этом в ней хорошо угадываются традиции предшествующих эпох. А ее особая элегантность и изящество навевает воспоминания об изделиях Жу-Яо. Ее изготовил великий мастер.
Я поищу похожее клеймо, которое расскажет нам об этом мастере, поговорю с коллегами, которые занимаются китайским фарфором.
После этих слов профессор пригласил Костю и Машу в гостиную, где сервировал для них чайный столик. И даже разрешил выпить специально для них заваренный чай из своих семейных китайских чашек.
28 ноября 1721. Пекин
Сяо Хуэй выглянула в окно гостиницы. Солнце только-только взошло, окрасив нежным светом фуксии воду озера Хоухай. Листья на ивах уже пожелтели и поредели, но все еще радовали взор.
Сяо Хуэй задумалась так глубоко, что и не заметила, как солнце поднялось довольно высоко в небе. Вот уже служанка тихо прошла с подносом в комнату. Пора собираться и идти по делам. Вчера они добрались до гостиницы довольно поздно. Пекин - большой город, но и Цзиндэчжэнь не меньше. И пусть считается, что Пекин - столица, Цзиндэчжэнь - тоже столица, фарфоровая столица страны. А что? Вот видела она вчера Гугун (1). Огромное пространство, огороженное рвами с водой и высокой пурпурной стеной, из-за которой выглядывают изящно закрученные крыши императорского дворца. Сверкают солнечно-охристым цветом и багрянцем. Какая же красота спрятана за высокими стенами! Об этом можно только догадываться. Но вот Сяо Хуэй знает об этом чуть больше простых прохожих. Ведь во дворец богдыхана они поставляют огромное количество фарфора.
Она принялась за трапезу. Выпила зеленого чая, а потом принялась за закуски: кусочки овощей, обжаренные в кунжутном масле с душистым перцем, а также крошечные кусочки свинины, обжаренные на сильном огне в масле. Съела немного риса с соевым соусом, выпила бульон и напоследок снова зеленый чай.
Вчера вечером им подали лапшу, пельмени и пирожки, приготовленные на пару(баоцзы)
Еда была вкусной, хотя у себя на юге она привыкла к иной пище. Там почти вся еда готовится из риса: рассыпчатый рис (мифань), рисовая вермишель (мифань), рисовый кекс (мигао), рисовые каши (мичжоу).
Мысли Сяо Хуэй вернулись к отцу. Как же не хотел отпускать ее в эту поездку старый Мо Чоу. Но она смогла его убедить.
-Отец, я должна поехать, надо осмотреться, встретиться с торговцем фарфора в Пекине. Мы уже давно не поднимали цены, но ситуация меняется, хочу сама убедиться, что мы не терпим убытки, задешево продавая отличный товар.
Мо Чоу кивал головой, но в его глазах плескалось отчаяние и печаль.
-Доченька, но ведь туда едет Мин Тао, а ему ты всегда доверяла. Если хочешь, я сам поеду...
-Нет, нет, - прервала отца Сяо Хуэй. - Для тебя это будет непростое путешествие. - Я справлюсь, не волнуйся.
Всю дорогу она молчала и сосредоточено разглядывала проплывающие пейзажи. Чем ближе к северу, тем прохладнее делалось на реке по вечерам. Мин Тао, почувствовав ее настроение, тоже угрюмо молчал. И даже свои песни перестал петь. Вот так они проплыли весь путь.
Сяо Хуэй не знала, что и делать. Ее сердце сжималось от боли. Она любила Мин Тао, любила всей своей душой. Она знала, что не может похвастаться своей внешностью. Но разве красота имеет большое значение? Зачем же тогда у них в Китае такое уважение к старости? А старики редко когда могут похвалиться внешними данными! Ведь главное - это душа, ум, способности. Характер! Это вообще бесценно!
Сяо Хуэй так сжала кулаки, что ее короткие ногти пронзили кожу. На глазах девушки выступили слезы. Видит Небо, она ни о чем и никогда никого не просила. Работала, не покладая рук. Именно под ее пальцами рождались удивительные вазы, за которые люди готовы были платить огромные деньги. А она сама готова была отдать все на свете только за один ласковый взгляд Мин Тао.
Все эти годы она мечтала, что он заметит ее любовь и не сможет пройти мимо этого великого чувства. Ведь ради него она была готова отдать все, что у нее есть, отдать свой талант, накопления своей семьи, продать себя в рабство, - все, что угодно, только бы быть с ним рядом. Но вот теперь она чувствует, как он отделяется от нее все дальше и дальше. Она чувствует, что недалек тот день, когда он покинет их с отцом дом, уедет в Пекин, ибо здесь какая-то красавица похитила его сердце. Теперь Сяо Хуэй уверена в этом. Она наблюдала за ним. Видела, как меняется его лицо с каждым днем путешествия, как светлеет его улыбка, как расцветает румянец на щеках, как загораются блеском темные глаза. Теперь она уверена: именно здесь, в Пекине, он встретил свою любовь.
Наши дни
Костя и Маша сидели за столом и делали уроки. Костя был так сосредоточен, что не замечал виноватых взглядов, которые бросала на него Маша. Мальчик спешил, так как еще вчера они с сестрой договорились, что попробуют сегодня найти квартиру, из которой вынесли мусорный пакет с вазой. Но у мамы сегодня был свободный день, вот она и потребовала, чтобы они сначала сделали уроки, а уж потом шли гулять.
-Уф! - наконец-то, все! - выдохнул Костя. - А как у тебя дела?
-Тоже все сделала, - отозвалась девочка.
-Тогда - вперед! Я запомнил только то, что эта тетка, которая мусор выносила, прихрамывала на правую ногу. Ну, и то, что она была гораздо старше мамы, у нее было морщинистое лицо и неопрятные седые волосы, в узелок стянутые на затылке. И одета она была плохо - халат фланелевый, а сверху фуфайка и черные стоптанные туфли. И у нее были надеты чулки такие старушечьи, не капроновые, а такие коричневые, не прозрачные.
-Понятно, - Машка виновато отвела глаза. - Ты - молодец, много заметил, с такими приметами мы ее обязательно найдем.
-Да? - Костя задумчиво рассматривал сестру. - А чего это ты так странно себя ведешь?
-Я? - Машка сделала удивленное лицо. - Знаешь, я тут вчера подумала, что нам нужен кто-то, кто хорошо знает соседей в тех домах, откуда могла выйти эта тетка. Ты же говорил, что точно уверен, что она вышла не из нашего дома, а из соседних. Их два, так что нам нужен свой агент. - В этой части своей речи Маша вдруг начала говорить почти скороговоркой. - В общем, я подумала-подумала и все рассказала Пятакову, ты же знаешь, он в соседнем доме живет, всех там знает, а еще он дружит с ребятами из второго дома и тоже многих жильцов может в лицо узнать...
У Кости вытянулось лицо.
-Кому ты рассказала - Пятакову? И что именно ты ему рассказала?
Машка воинственно вздернула подбородок. Сейчас, после того, как она сказала главное, к ней вернулась ее храбрость.