Сюжет: Яга, когда пришла перестройка, и сама трудоустраивается, и вся прочая нечистая сила становится сотрудниками ее фирмы.
Для острой критики русского общества выбрана форма превращений самого ужасного персонажа русских сказок. Баба-Яга 'гламурится'.
1999
22.6.99
Интернет становится огромным мыслящим телом. Американцы просят объединить все компьютеры, чтобы поймать информацию из космоса.
Полно добровольцев.
А если эта информация становится бизнесом для Бабы-Яги?
Странная идея.
2000
Проблемы человека, пришедшего за справкой в родное российское учреждение.
8.9
Колумбийская мафия производит 80% героина, потребляемого во всем мире.
Арест подлодки, что перевозила наркотик.
Эскизы, планы, текст - русские!
2001
11.2.2001
ТВ: Наоми Кембелл.
Как и с Шиффер, мне важно понять тип современной красоты.
Я вижу в этой красоте много механического, сделанного как бы из искусственного материала.
Может, потому они так и любимы?
Наоми все же интересней: она представляет элемент, значение которого в мире только растет.
Клаудия Шиффер кажется довольно анемичной рядом с ней.
За Наоми - огромный африканский мир, что претендует на свой кусок пирога (Салтыков-Щедрин).
Нравится в Наоми и элемент разнузданности, дикости.
Как бы сказали прежде, 'настоящая дочь своего народа'!
Если уж искать образ русской модели, то в трансфрмации Бабы-Яги.
Пусть у нее все будет сделано!
Пусть так хорошо будет все сделано (и попа), что затмит и Наоми, и Шиффер.
Июль
Можно клонировать себе младенца.
Такова современная культура.
Возможно, моя героиня 'проклонируется' на какую-то часть.
Ясно, что в ней будет много от робота, что искусно имитирует очаровательную женщину.
11.12.01
Эрик Берне. Психология человеческих отношений.
Берне прекрасно анализирует Красную Шапочку!
Она опаснее волка!!
Это волку надо ее бояться, в не ей - волка.
Если б написать об этом!
Мастер и Маргарита' Булгакова:
-'Тут оба разбойника сгинули, а вместо них появилась в передней совершенно нагая девица - рыжая, с горящими фосфорическими глазами'.
Странно, что этот образ приближается к образу современной женщины.
2002
23.2
Необычайный успех Масяни.
Это девочка-курвочка удивительно пародирует современную женщину.
Уж не моя ли это героиня?
Она вся на искусственных материалах.
8.3
'Кысь' Толстой.
'Забежит и голую попу покажет: чтоб обидно было'.
Как ни ужасно, но это выражение нашей жизни верно.
И мне предстоит как-то выразить эти странности!
Блоха считает это высокомерием, но по мне, это ужасные особенности нашего русского быта.
Как вот непременная свалка у меня под окном.
А как ее избежать?
Это уже метафизическая, а не только реальная помойка: она - навсегда.
12.3.
Проблема трудной различимости женских лиц.
Вереница моделей, похожих друг на друга, создает ужасающую неразличимость.
Так и появляется искусственная женщина: сумевшая сымитировать очень многих.
23.3
Муж и жена решают, что лучше купить: квартиру или попу жене.
Да, так попы дороги!
Зато новая и уж ни за что не прохудится.
2005
Рассказ долго звался 'Справка'.
Ба́ба-Яга́ - популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.
Происхождение образа
В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение 'Баба-Яга костяная нога'. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Мифологический архетип Бабы-Яги
Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, - результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.
Существует и иная трактовка: Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири.
Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) 'О государстве русском', в главе 'О пермяках, самоедах и лопарях' :
-'Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня'.
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В 'Очерках Берёзового края' Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание 'яги', которая представляет собой одежду 'наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге' (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).
Однако эта позиция противоречит данным современной научной этимологии, согласно которым имя Бабы-Яги никак не связано с тюркским названием одежды 'яга', восходящим к 'воротнику'.
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями 'болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить' и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: 'Её избушка 'на курьих ножках' изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название 'курьи ножки' скорее всего произошло от 'курных', то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили 'избу смерти' небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - 'русским духом пахнет' (запах живых неприятен мёртвым)'. 'Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём'.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, так совершая ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, 'покойницкое', угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, 'требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он 'настоящий'. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста'.
Эта еда 'отверзает уста умершего', считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно 'умереть для живых', чтобы попасть в 'тридесятое царство' (иной мир). Там, в 'тридесятом царстве' (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.
М. Забылин пишет:
Под этим именем почитали Славяне адскую богиню изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей.
Так баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. ... Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм'.
5.7.
Необычайно резкую реакцию Русской православной церкви вызвало шуточное празднование дня рождения Бабы-яги в Ярославской области. РПЦ назвала именины сказочного персонажа заигрыванием с нечистью и пообещали несчастья тем, кто в них будет участвовать.
17.7.
Только сейчас я могу смеяться над этой жестокостью жизни, имитировать ее, а прежде грубость мужиков приводила в неописуемый ужас.
26.7.
Социологи выяснили, с чем у россиян ассоциируются представители различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации. Как оказалось, при слове 'русский' большинство наших соотечественников думает о водке и алкоголизме, и лишь пять процентов вспоминает название страны.
22.8.
Нет, не стал бы писать столь ужасный рассказ, не будь во мне желания адекватно отображать этот мир. Мне чудится, такая адекватность, вразумительность лечит. Почему про г-о не сказать, что оно - г-о?! По-моему, просто необходимо выразить это прямо, до конца прямо.
2005
7.11.05.
В такой 'праздник' сажусь за обработку: так много накопилось материала. Так смешно было увидеть по телику настоящего Змея-Горыныча, увы, английского (капиталисты нашли деньги!). Прямо огонь из пасти на публику пущает.
2006
21.01..06.
'И веником уже по роже отхлестали'. Размер тут очень важен. Все ж надеюсь, читатель почует стих.
2007
Февраль, 2007 год!
Наконец-то рассказ появляется на личном сайте и - в библиотеке Мошкова.
Работа становится большой, рассказ уже 20 страниц, а не несколько, как казалось сначала. Рассказ разрабатывается исподволь. Вдруг вижу, что он большой и очень смешной. Резко увеличил число посетителей моего сайта. Это что же: так отметил мои 54 года?
14.2.
Японские хирурги заявили об успешном завершении клинических испытаний новой техники увеличения груди при помощи собственной жировой ткани пациенток с повышенным содержанием стволовых клеток. По мнению разработчиков, новая методика станет хорошей альтернативой искусственным имплантатам.
23.2.
День Защитника Отечества. В пристрастиях Бабы-Яги - ясное выражение вкуса властей. Россия 'мирно вооружается'.
8.3.
Современная женщина дает понять современному мужчине, что он ее унижает. Я бы не хотел педалировать эту открытую войну полов. Как часто женщины и просто люди унижали меня. Связано ли это с социумом или просто особая чувствительность души? Кажется, протестуя против жестокости жизни, женщины целиком приписывают ее мужчинам. А ведь это не так. Действительно ли то, что я пишу, смешно, или это страшно? Созидаю я в душах других или разрушаю?
23.3.
Франция стала первой страной, открывшей доступ к секретным материалам о контактах с НЛО. На сайте Национального центра космических исследований (CNES) были выложены 400 из более чем 1600 Х-файлов, собранных за последние 50 лет. Сайт перегружен запросами любопытных пользователей.
26.3
В ночи: Памела Андерсон. Прообраз моей Бабы-Яги. Естественная гламурность. Что ж, приятно, что кто-то может себе позволить эту естественность: она - дар.
4.4.
Современные раскрашенные фото, наклеенные то на алюминий, то на ПВХ. Несомненное барокко.
И мой рассказ - барокко? Есть ли шансы вписаться в такое искусство? В нем так много техники! Вот где настоящее торжество гламура! Вот где моя ЛВ Бабаягова.
10.4.
Запоздалая цитата их 'Новой' критика Рассадина: 'Как известно, у нас сейчас торжество гламура. (Что не скажешь, что нормально, но неизбежно.) Однако смотрите, как и он поглотил (правда, с помощью глупых 'Идущих вместе', каковые тем самым тоже оказались как бы частью гламура) Сорокина с его принципиальным говноедением. Что, считаю, по-своему погубило этого сочинителя, даже если способствовало его материальному процветанию. Был ну прямо ниспровергатель, революционер, даже если со своеобразным, простите за каламбур, запахом. Стал фигурой вполне буржуазной. Прикормленной'.
Абсолютно согласен! Поэтому и моя Баба-Яга гламурна до конца.
11.4.
Сотрудники правоохранительных органов обнаружили в Истринском районе Подмосковья недалеко от поселка Крючково нелегальный аэродром, на котором базировалось 19 единиц легкой авиации - самолеты и вертолеты. Ведутся поиски их владельцев. Возбуждено уголовное дело по факту контрабанды воздушных судов. На таком летала и Баба-Яга.
Министерство здравоохранения Израиля пытается установить состав геля, использовавшегося в бывшем СССР в 80-90-е годы прошлого века для увеличения груди. Проблема возникла после того, как две иммигрантки из Украины обрались за медицинской помощью с жалобами на острые боли и деформацию молочных желез.
17.4.
Интересна функция ста рублей. Именно такие подачки всегда сулит правительство.
22.4.
Только я написал, что Баба-Яга может запросто зафрахтовать танк, как накрыли военных, сдававших полигон под стрельбы кому угодно.
28.4.
В 'Городе грехов', фильме Тарантино 2005 года, есть персонаж, состоящий из какого-то смазочного материала. Как еще идентифицировать эту желтую, тягучую жидкость? Конечно, он воплощает собой Зло. Так и в мире моей Бабы-Яги много таких выродков.
6.5.
Тема большой груди как извращения - глубоко в современном искусстве. Это преподносятся чем-то вроде кошмара quasi uno incubo.
7.5.
В 70-ые, аж 30 лет назад, именно в годы моей юности, свершилась сексуальная революция, чьи последствия мы расхлебываем сейчас. Тогда они были ясны только в Америке: из отношений мужчины и женщины изгоняется Эрос. И мой рассказ - констатация этого факта в России. Но разве это разрушение Эроса я не испытал на своей шкуре в первых двух браках именно в 70-ые? После этого горького опыта в мои отношения с женщиной вошел холод, и рассказ о Бабе-Яге - торжество этого холода.
27.5.
Обилие девушек со сделанными бедрами. Много, чего делается. Доносится только обилие 'недоделок'. ТВ показывает ход иных операций.
4.6.
На 18-м Открытом российском кинофестивале 'Кинотавр' режиссер Андрей Кончаловский представил свой новый фильм 'Глянец'. В своей работе он не пытался доподлинно изобразить 'мир гламура и глянца': художественное кино, которое ставит себе задачу понять общество, людей, которых мы видим в этом нашем, российском обществе, на которых свалился капитализм в виде большого количества денег. У отдельных людей их много, у других - полное отсутствие', - сказал Кончаловский.
2007
9.6.
Кармазинов в 'Бесах' Достоевского: 'Святая Русь страна деревянная, нищая и... опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках'.
6.10.
Именно сейчас, когда написан мой рассказ, образ России стремительно меняется: она признана страной, благоприятной для инвестиций. Причем, вошла в первую пятерку таких стран!
Дай-то бог! Хорошо, если я ошибся.
10.10.
Влияние астрологини на американского президента Рейгана. Так что профессия Бабы-Яги не должна кого-то удивить.
28.10.
Опять написал кусочек к РД. Уже не литература, а выражение настоящей предвыборной ситуации. Именно срез России на этот момент.
Что ж, как могу, выражаю мой ужас.
5.12.
В Москве на Строгинском бульваре сотрудниками правоохранительных органов был задержан 16-летний молодой человек, имевший при себе револьвер 'Наган' калибра 7,62 мм. Задержанный оказался учащимся средней школы. Следствие устанавливает, где и для чего подросток приобрел оружие.
2008
16.1.
Обстрел дачного поселка под Истрой похож на действия моей Бабы-Яги.
В районе подмосковского дачного поселка Павловская слобода около 15:00 с военного вертолета упали две инфракрасные ловушки, используемые для защиты от ракет с тепловым наведением. По другим сведениям, это были сигнальные ракеты или бомбы.
9.5.
В Мехико группа вооруженных людей расстреляла шефа федеральной полиции Мексики Эдгара Милана Гомеса. Такова месть наркоторговцев за арест главы одного из наркокартелей. Гомес стал десятым высокопоставленным сотрудником полиции, убитым в войне между правительством и наркобаронами.
История для моего Ильи Муромца.
10.6.
Волковых основательно пограбили в Милане. Женя рассказывал, как Сашу, приняв его за 'передового' художника, возили по секс-шопам, по голубым барам. Затащили в 'страшно знаменитый' бар, где прежде пили пиво Гитлер и прочая нечисть. Посетители пи'сали частенько тут же на подостланную солому.
Так что писать на пол - не чисто русское изобретение.
6.9.
В Испании был арестован один из самых разыскиваемых в мире наркобаронов колумбиец Эдгар Гильермо Вальехо-Гуарин. Вальехо-Гуарин обвиняется в поставках тонн кокаина в США и Европу, а также в причастности к коррупции, отмыванию денег и убийствам. При задержании у наркоторговца изъяли поддельные документы.
2009
2.2.
Из книги Курицына о русском постмодернизме:
'Субъекты постмодернистской игры обнаруживают удивительные способности к метаморфозам. Роботы-трансформеры, превращающиеся в танки, ракеты и самолеты, - игрушки эпохи постмодернизма'.
Гранатомет у Бабы-Яги.
8.3.
Покататься на танке - это уже общепринятое безумие. Так что увлечение моей бабушки типично.
15.4.09
Президент США распорядился наложить санкции на три мексиканские преступные организации занимающиеся производством и продажей наркотиков. Санкции коснутся трех крупнейших наркокартелей Мексики - 'Синалоа', 'Ло Сетас' и 'Ла фамилиа мичоакана'. В частности, все счета картелей в банках США будут заблокированы.
26.5.09
'Наверху знают, кому и сколько' напоминает 'В штрафной колонии' Кафки:
-'Ко времени начала казни требовалось только свистнуть, чтобы он вернулся обратно'.
3.6.09
Впечатление, что этот рассказ читается, хоть, конечно, никаких человеческих откликов.